Neftenya
Нефтенья Менелика ( амхарский : ነፍጠኛ , букв. «Стрелок») — это имя, данное воинам императора II , которые были в основном выходцами из Шевана Амхара , которые собирали пошлины и налоги для императорского правительства Эфиопии. [ 1 ] В буквальном смысле «нефтения » относилась к стрелкам Императорской эфиопской армии. [ 2 ] поселились в периферийных регионах Эфиопии, включая части современного региона Оромия , региона SNNPR , региона Гамбела и региона Бенишангуль-Гумуз . которые, как известно , с конца 19 века [ 3 ] Происхождение этого термина связано с тем, что этим воинам, т.е. «нефтеньям», в качестве вознаграждения за свои услуги были пожалованы земли на этих вновь завоеванных территориях, включая услуги коренного населения на этих землях. [ 4 ]
Завоеватели Шевана , которых называли нефтенья, изначально представляли собой группу аристократических правителей Королевства Шева, которые были высокопоставленными членами королевского двора Менелика II и их солдатами. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Хотя высший класс амхара, пришедший на юг в качестве завоевателей, происходил из всех частей северного нагорья, все они были вассалами именно государства Шеван. [ 4 ]
Исторически Шеван Амхара были не единственными, кто входил в правящий класс Нефтенья, но он состоял из других, которые ассимилировались с идентичностью Амхара как классовой системой, чтобы обеспечить правящую власть над другими эфиопами, часто посредством крайней жестокости и насилия. Подгруппы амхара утверждают, что она состояла только из людей амхара. [ 8 ] Поскольку местные жители, независимо от их происхождения, также могли ассимилироваться с сословием Нефтени посредством брака или принятия религии, языка и культурных особенностей Амхара, [ 4 ] в него входили также тиграяны , оромосы и гураги , [ 3 ] большинство из которых прибыли из Королевства Шева . Шимелис Абдиса использовал амхарское слово «нефтения» («стрелки» на английском языке) для обозначения правящего класса, возникшего после завоевания императором Менеликом II южной Эфиопии в конце 19 века. Использование Абдисой термина «нефтения» вызвало негативную реакцию, поскольку он часто используется для обозначения членов армии императора Менелика II после прихода к власти НФОТ в 1991 году. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] но Абдиса неточно отождествил этот термин со всем населением Амхары, а не с многоэтническим аристократическим классом Эфиопской империи, который первоначально обозначал этот термин. [ 8 ] [ 6 ]
В результате расселения нефтенцев в южных регионах другие этнические группы ассимилировались с царской придворной культурой. [ 9 ] путем принятия амхарского языка, православия и других аристократических культурных черт, присущих культуре королевского двора . И крестьянская культура Амхара, и Эфиопской империи культура королевского двора оказали сильное влияние друг на друга; [ 9 ] эта Эфиопии культура королевского двора (которая повлияла и находилась под влиянием культуры Амхары) [ 9 ] ) доминировали на протяжении всех эпох военного и монархического правления [ 9 ] хотя Зигфрид Паусеванг в 2005 году пришел к выводу, что «термин амхара относится в современной Эфиопии к двум различным и различным социальным группам. Этническая группа амхара, в основном крестьянское население, отличается от смешанной группы городских жителей разного этнического происхождения, которые приняли амхарский язык в качестве общего языка и идентифицируют себя как эфиопы». [ 9 ] Позже этот термин стал применяться к гражданскому населению Амхары как этническое оскорбление . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] хотя руководство Шевана Нефтенья носило многоэтнический характер, и само существование отдельной и этнически сознательной этнической группы амхара в тот период оспаривалось как анахронизм. [ 13 ] [ 14 ]
Амхары имели доминирующее военно-политическое влияние в центральной и южной Эфиопии, а затем завоевали части северо-центральной Эфиопии (включая Гондэр , регион Амхара и Рая Азебо , регион Тыграй - на короткий период времени) во время имперского периода Теодроса. II, Менелик II и Хайле Селассие. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
В 19 веке шеванцы (включая несколько подгрупп шеван амхара и шеван оромо ) сыграли заметную роль в консолидации Эфиопской империи под властью Королевства Шева в качестве членов II. Менелика королевского двора [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
И имперское правительство , и правительство Дерга переселили многочисленных амхаров в южную Эфиопию, где они служили в государственной администрации, судах, церкви и даже в школе, где тексты оромо были удалены и заменены амхарскими. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Абиссинская элита воспринимала идентичность и языки оромо как препятствие на пути расширения эфиопской национальной идентичности. [ 24 ] При режиме Хайле Селассие Оромо было запрещено получать образование и использоваться в администрации. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] В 1967 году режим Хайле Селассие I вне закона объявил Ассоциацию самопомощи Меха и Тулума , а позже спровоцировал волну массовых арестов и убийств ее членов и лидеров. [ 28 ] [ 29 ] Был также арестован видный военный офицер и лидер ассоциации генерал-полковник Тадессе Бирру . [ 28 ] [ 30 ] Такая реакция режима была вызвана популярностью организации среди оромо и ее связями с движением сопротивления Бэйл Оромо. [ 31 ]
Создание администрации
[ редактировать ]В Иллубаборе полуфеодальная система нефтенья , балабатов и геббаров в 19 веке была введена . Шеванские чиновники и солдаты , поселившиеся в Иллубаборе, известном как нефтенья , были приписаны к ряду крестьянских дворов, или габбаров, в зависимости от их звания и положения. Дежазмачу было пожаловано 1000 крестьянских дворов, фитаврари - 300, кеньязмачу - 100 - 150; Шамбал 70 на 90; Мато Алака - от 40 до 60, Хамсалака - от 25 до 35 и рядовой солдат - от 5 до 10. Каждое крестьянское хозяйство должно было идти на землю, принадлежавшую повелителю, и вносить свой труд в качестве налога. Сухопутные жители доставляли еду и напитки. По окончании работы каждый крестьянин возвращался на свою землю или в дело. Налоги собирались с каждой супружеской пары. Помимо налога ( габбар иногда местные земледельцы строили заборы и дома повелителя. По праздникам они должны были поставлять мед, масло, кур и откормленных овец или коз. Каждое хозяйство должно было производить по пятьдесят килограммов молотой крупы на каждого нефтеня. каждый месяц. Кроме того, крестьянам приходилось перевозить зерновые культуры в ближайшие государственные зернохранилища. Если габбар не выполнял свои обязанности, его вызывали в суд. [ 32 ] Как заметил К. Ф. Рей [ нужна ссылка ] «[...] судьи - субгубернаторы, конечно, встают на сторону истца в девяти случаях из десяти». Нефтенях мог вынести любое решение, какое хотел, за исключением смертной казни , для чего требовалось одобрение императора Менелика. [ нужна ссылка ]
Оромо вспоминают долгую историю недовольства, которая превращает их в колониальных подданных, насильственно изгнанных со своей земли и отчужденных от своей культуры. [ 33 ] Начиная с конца 18-го и начала 19-го веков, соседняя община амхара участвовала в постоянных яростных нападениях и набегах на окружающий народ оромо. [ 34 ] В 1886 году земля, тогда известная как Финфинн, [ нужна ссылка ] была переименована Менеликом Столица Эфиопской империи II в Аддис-Абебу. [ 35 ] При режиме Хайле Селассие Оромо было запрещено получать образование и использоваться в администрации. [ 25 ] [ 36 ] [ 37 ] Культура Амхара доминировала на протяжении всех эпох военного и монархического правления. Правительства Хайле Селассие и Дерга переселили многочисленных амхаров в южную Эфиопию, где они служили в государственной администрации, судах, церкви и даже в школе, где тексты оромо были удалены и заменены амхарскими. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Абиссинская элита воспринимала идентичность и языки оромо как препятствие на пути расширения национальной идентичности Эфиопии. [ 41 ]
Определенные группы общества оромо столкнулись с принудительной ассимиляцией в доминирующую политическую систему, при этом их традиционная политическая административная система была отменена или запрещена. не принадлежащих к Шевану, Некоторых оромо, нафтеньяны заклеймили как чужаков и назвали уничижительным термином «галла», что означает «дикарь», «раб» или «враг». [ 42 ]
Также подвергалась критике терминология, которую использует OLF; С момента своего создания OLF использовал терминологию «абиссинский колониализм» для описания предполагаемой колонизации этнических оромо амхарами ( абиссинцами) во время завоеваний 1880-х годов императором Менеликом II . Однако как оромо, так и амхарские эфиопы не согласны с таким строгим использованием слова «абиссинцы», поскольку оно означает исключительно эфиопов амхара , поскольку оромо завоевывает [ 43 ] с 1500-х годов привели к тому, что северный Оромос стал неотъемлемой частью Абиссинской империи с центром в Гондэре . [ 44 ] Одним из конкретных примеров, использованных эфиопскими оромосами, такими как Мерера Гудина , против ФОО, являются исторические отчеты о правлении оромо в Эфиопии в 1700-х годах, в том числе о Йеджу Оромос, «контролировавших имперскую резиденцию в Гондере в течение примерно восьмидесяти лет. [ 45 ] [ 46 ] Эфиопы утверждают, что, поскольку оромо на протяжении нескольких столетий были гражданами Абиссинии (как в качестве крестьян, так и в ее руководстве), сама Абиссиния состоит из граждан-оромо. [ 47 ] [ 48 ] Таким образом, северные оромос были абиссинцами задолго до того, как родился император Менелик, который возглавил предполагаемое «абиссинское завоевание оромоса». [ 46 ] Таким образом, поскольку этническая группа не может колонизировать себя, как неправильное использование слова «Абиссиния», так и утверждение терминологии «колонизации оромо» оспариваются эфиопами. [ 46 ]
Этническое оскорбление
[ редактировать ]назвала амхару , вторую по численности населения этническую группу в Эфиопии, «нефтегна» или «нефтения» (что означает « мушкетеры ») правительством и местными чиновниками . Хьюман Райтс Вотч В 1995 году [ 49 ] Представители Народно-революционного демократического фронта Эфиопии , в том числе представители ANDM (Национально-демократического движения Амхары), использовали термин «нефтенья» (стрелок), а также «шовинист», «угнетатель», «Йекедмо среат нафаки» ( английский: «тот, кто тоскует по старому порядку»), в «уничижительном» смысле в период их правления, по словам Амануэля Тесфайе, [ 50 ] и использование в контексте беспорядков в Хачалу-Хундессе в 2020 году Терье Скьердал и Мулату Алемайеху Могес назвали «подстрекательскими» в рамках их параграф о разжигании ненависти, преобладавший в то время в эфиопских СМИ. [ 51 ] В контексте межэтнического конфликта этот термин используется для обозначения крайних амхарских националистов , в которых подавление идентичности, языков, культур, традиций, истории и религий аннексированных земель и завоеванных народов ставится под принцип единой нации. Имперское правление с одним языком и одной религией, основанное на культуре Амхара, [ 52 ] [ 3 ] а также против политиков или части широкой общественности, независимо от этнической принадлежности, воспринимаемой как эфиопские националисты , которые поддерживают мультикультурный гражданский или либеральный национализм, чтобы отвести эфиопскую политику и государственное управление от политики этнической идентичности , чтобы поддержать индивидуальные права каждого человек; какие политически активные этнические федералисты и этнические националисты, выступающие против таких взглядов, утверждают, что это уловка, направленная на лишение групповых правах . различных этнических групп политической власти, основанной на [ 3 ] [ 8 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зевде, Бахру (2002). История современной Эфиопии, 1855-1851 гг. Издательство Университета Огайо. п. 276.
- ^ Ричард Панкхерст , «Лингвистические и культурные данные о проникновении огнестрельного оружия в Эфиопию», Журнал эфиопских исследований , Vol. 9, № 1 (1971), стр. 47–82.
- ^ Jump up to: а б с д и «Контекст и последние новости по текущим проблемам в Эфиопии» . Посольство Эфиопии, Лондон . 08.07.2020 . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Хьюман Райтс Вотч https://www.hrw.org/sites/default/files/reports/Ethiopia919.pdf
- ^ Jump up to: а б Николас, Андреа (ноябрь 2007 г.). «Собрание клана Хидди в Восточной Шве, Эфиопия » Журнал восточноафриканских исследований . 1 (3): 484–497. дои : 10.1080/17531050701625490 . ISSN 1753-1055 . S2CID 144019070 .
- ^ Jump up to: а б с +ECADF (29 июля 2013 г.). «Художественная литература и факты об оромо Эфиопии » Получено 2 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Как правящая коалиция Эфиопии создала сценарий дезинформации · Global Voices Advox» . 18 октября 2019 г. Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Замечания Обанга Мето по поводу выступления Шимелиса Абдисы на фестивале Ирича » Боркена Эфиопские новости 2019-10-07 10:00: 0 Получено 2 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Паузеванг, Зигфрид (2005). «Двуликая идентичность Амхары» . Скриниум . 1 (1): 273–286. дои : 10.1163/18177565-90000138 .
- ^ «Как правящая коалиция Эфиопии создала сценарий дезинформации · Global Voices Advox» . 18 октября 2019 г. Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Замечания Обанга Мето по поводу выступления Шимелиса Абдисы на фестивале Ирича » Боркена Эфиопские новости 2019-10-07 10:00: 0 Получено 2 января 2021 г.
- ^ «Спор вокруг речи Шимелиса Абдисы» . www.ezega.com . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Таккеле Таддезе «Существуют ли амхара как отдельная этническая группа?» в Маркусе, Гарольде Г., изд., Доклады 12-й Международной конференции эфиопских исследований, 1994, стр. 168–186.
- ^ Бораго, Тешоме М. (10 декабря 2018 г.). «В чем смысл амхарского национализма?» . Эфиопия: взгляд . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Ричард Панкхерст (1997). Эфиопское пограничье: Очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. стр. 279–280. ISBN 978-0-932415-19-6 .
- ^ Мохаммед Хассен, Завоевание, тирания и этноцид против оромо: историческая оценка условий прав человека в Эфиопии, ок. 1880–2002 гг., Исследования Северо-Восточной Африки, том 9, номер 3, 2002 г. (новая серия)
- ^ Арне Перрас (2004). Карл Петерс и немецкий империализм 1856–1918: политическая биография . Издательство Оксфордского университета. стр. 154–157. ISBN 978-0-19-926510-7 .
- ^ «Политическая и экономическая история Эфиопии» . www.sjsu.edu . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Левин, Дональд Н. (май 2000 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-47561-5 .
- ^ Кифер, Эдвард К. «Великобритания и Эфиопия, 1897-1910: Соперничество за империю». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 6, нет. 3, 1973, стр. 468–474. JSTOR, www.jstor.org/stable/216612. По состоянию на 22 января 2021 г.
- ^ ОРОМО ПРОДОЛЖАЕТ БЕЖАТЬ НАСИЛИЯ , сентябрь 1981 г.
- ^ Информационный отчет по стране, Эфиопия , 12 августа 2020 г.
- ^ Эфиопия. Статус Амхары , 1 марта
- ^ Булча, Мекурия (1997). по поводу статуса Оромо » «Политика лингвистической гомогенизации в Эфиопии и конфликт африканские дела 96 (384). ОУП : 325–352. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a007852 . JSTOR 723182 . Получено 3 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дэйви, Мелисса (13 февраля 2016 г.), «Детские книги оромо сохраняют жизнь когда-то запрещенному эфиопскому языку» , The Guardian , получено 14 февраля 2016 г.
- ^ Язык и культура (PDF)
- ^ Эфиопский: амхарский и английский , январь
- ^ Jump up to: а б Йонатан, Назерави (н.д.), История Эфиопии Сахид А. Адежумоби
- ^ ХАЙЛЕ СЕЛАССИ И американские миссионеры: непреднамеренные агенты идентичности оромо в Эфиопии (PDF) , 2003 г.
- ^ 1000-летие 1963-1967 годов августа 2014 г. , дата обращения 7 августа, , 7
- ^ Триулзи, Алессандро (1996). Быть и стать англичанином Швеция: Готаб. ISBN 91-7106-379-Х .
- ^ Адриан П. Вуд, «Сельское развитие и национальная интеграция в Эфиопии» , «Дела Африки», том. 82, № 329, стр. 509–539 (по состоянию на 16 декабря 2020 г.)
- ^ «Эфиопы ведут напряженные споры о том, кому на самом деле принадлежит Аддис-Абеба» . 7 июля 2017 г.
- ^ Endalew Lives Исцеление. «Основание Аддис-Абебы и появление сафаров »
- ^ «Аддис-Абеба» .
- ^ Язык и культура (PDF)
- ^ ЭФИОПЫ: АНГЛИЙСКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ , январь
- ^ ОРОМО ПРОДОЛЖАЕТ БЕЖАТЬ НАСИЛИЯ , сентябрь 1981 г.
- ^ Информационный отчет по стране, Эфиопия , 12 августа 2020 г.
- ^ Эфиопия. Статус Амхары , 1 марта
- ^ Булча, Мекурия (июль 1970 г.), «Политика лингвистической гомогенизации в Эфиопии и конфликт по поводу статуса «оромо» » , «Дела Африки » , 96 (384): 325–352, doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a0 , JSTOR 723182
- ^ «Испытания и оккупации проводились возле посольств Эфиопии по всей Европе, включая посольство в Берлине, Германия» . единорог.ниндзя . 10 сентября 2020 г.
- ^ Бакстер, Пол Тревор Уильям; Халтин, Ян; Триулзи, Алессандро (1996). Бытие и становление оромо: исторические и антропологические исследования Африка World Press. п. 24. ISBN 978-1569020258 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1 июня 1997 г.). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. стр. 283–284. ISBN 978-0932415196 .
- ^ «Элита и стремление к миру, демократии и развитию в Эфиопии: уроки, которые необходимо извлечь» (PDF) . homepages.wmich.edu/~asefa/ . Архивировано (PDF) из оригинала 27 января 2018 г. Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Ламесса, Фекаду (28 июля 2013 г.). «История 101: Художественная литература и факты об оромо Эфиопии » salem-news.com . Архивировано из оригинала 6 ноября. Получено 5 декабря.
- ^ «ДоксФайлы» . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ Панкхерст, Ричард (1 июня 1997 г.). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. стр. 280–290. ISBN 978-0932415196 .
- ^ «Эфиопия – Развитие прав человека» . Хьюман Райтс Вотч . 1995. Архивировано из оригинала 20 января 2021 г. Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Тесфайе, Амануэль (04 мая 2018 г.). «Комментарий: Рождение амхарского национализма: причины, стремления и потенциальные последствия» . Аддис Стандарт . Архивировано из оригинала 28 марта 2021 г. Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Скьердал, Терье; Могес, Мулату Алемайеху (26 ноября 2020 г.). «Этнификация эфиопских СМИ» (PDF ) Медиа-институт Фохо, Международная поддержка СМИ Архивировано (PDF) из оригинала 2 декабря 2020 г. Получено 2 декабря 2020 г.
- ^ Маконнен Тесфайе: Политическая экономия формирующегося неонефтегнанского государства в Эфиопии. Тыграй Онлайн 18 июля 2020 г.
- ^ «Спор вокруг речи Шимелиса Абдисы» . www.ezega.com . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Алло, Авол К. «Как национализм Абия Ахмеда, ориентированный прежде всего на Эфиопию, привел к гражданской войне» . www.aljazeera.com . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ «Контекст и последние новости по текущим проблемам в Эфиопии» . Посольство Эфиопии, Лондон . 08.07.2020 . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Гедаму, Йоханнес (13 декабря 2019 г.). «Новая политическая партия Абия из Эфиопии подает большие надежды, но сталкивается со значительными препятствиями» . Кварц Африки . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Гебрелуэль, Гойтом. «Анализ | Премьер-министр Эфиопии хочет сменить правящую коалицию. Кто останется в стороне?» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Мамдани, Махмуд (3 января 2019 г.). «Мнение | Проблема с этническим федерализмом Эфиопии (опубликовано в 2019 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Центр исследования флага Firefly Бюллетень флага, том 27 - Центр исследования флага Google Книги, 1988. стр. 11.
- ^ Майкл Б. Лентакис Эфиопия: взгляд изнутри - Google Книги», издательство Janus Publishing Company Lim, 2005. стр. 11.
- ^ Журнал У. Митчелла Королевского объединенного института обслуживания, Уайтхолл-Ярд, том 41, выпуск 2 - Google Книги» 1897. стр. 1190.