Jump to content

Neftenya

Нефтенья Менелика ( амхарский : ነፍጠኛ , букв. «Стрелок») — это имя, данное воинам императора II , которые были в основном выходцами из Шевана Амхара , которые собирали пошлины и налоги для императорского правительства Эфиопии. [ 1 ] В буквальном смысле «нефтения » относилась к стрелкам Императорской эфиопской армии. [ 2 ] поселились в периферийных регионах Эфиопии, включая части современного региона Оромия , региона SNNPR , региона Гамбела и региона Бенишангуль-Гумуз . которые, как известно , с конца 19 века [ 3 ] Происхождение этого термина связано с тем, что этим воинам, т.е. «нефтеньям», в качестве вознаграждения за свои услуги были пожалованы земли на этих вновь завоеванных территориях, включая услуги коренного населения на этих землях. [ 4 ]

Завоеватели Шевана , которых называли нефтенья, изначально представляли собой группу аристократических правителей Королевства Шева, которые были высокопоставленными членами королевского двора Менелика II и их солдатами. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Хотя высший класс амхара, пришедший на юг в качестве завоевателей, происходил из всех частей северного нагорья, все они были вассалами именно государства Шеван. [ 4 ]

Исторически Шеван Амхара были не единственными, кто входил в правящий класс Нефтенья, но он состоял из других, которые ассимилировались с идентичностью Амхара как классовой системой, чтобы обеспечить правящую власть над другими эфиопами, часто посредством крайней жестокости и насилия. Подгруппы амхара утверждают, что она состояла только из людей амхара. [ 8 ] Поскольку местные жители, независимо от их происхождения, также могли ассимилироваться с сословием Нефтени посредством брака или принятия религии, языка и культурных особенностей Амхара, [ 4 ] в него входили также тиграяны , оромосы и гураги , [ 3 ] большинство из которых прибыли из Королевства Шева . Шимелис Абдиса использовал амхарское слово «нефтения» («стрелки» на английском языке) для обозначения правящего класса, возникшего после завоевания императором Менеликом II южной Эфиопии в конце 19 века. Использование Абдисой термина «нефтения» вызвало негативную реакцию, поскольку он часто используется для обозначения членов армии императора Менелика II после прихода к власти НФОТ в 1991 году. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] но Абдиса неточно отождествил этот термин со всем населением Амхары, а не с многоэтническим аристократическим классом Эфиопской империи, который первоначально обозначал этот термин. [ 8 ] [ 6 ]

В результате расселения нефтенцев в южных регионах другие этнические группы ассимилировались с царской придворной культурой. [ 9 ] путем принятия амхарского языка, православия и других аристократических культурных черт, присущих культуре королевского двора . И крестьянская культура Амхара, и Эфиопской империи культура королевского двора оказали сильное влияние друг на друга; [ 9 ] эта Эфиопии культура королевского двора (которая повлияла и находилась под влиянием культуры Амхары) [ 9 ] ) доминировали на протяжении всех эпох военного и монархического правления [ 9 ] хотя Зигфрид Паусеванг в 2005 году пришел к выводу, что «термин амхара относится в современной Эфиопии к двум различным и различным социальным группам. Этническая группа амхара, в основном крестьянское население, отличается от смешанной группы городских жителей разного этнического происхождения, которые приняли амхарский язык в качестве общего языка и идентифицируют себя как эфиопы». [ 9 ] Позже этот термин стал применяться к гражданскому населению Амхары как этническое оскорбление . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] хотя руководство Шевана Нефтенья носило многоэтнический характер, и само существование отдельной и этнически сознательной этнической группы амхара в тот период оспаривалось как анахронизм. [ 13 ] [ 14 ]

Амхары имели доминирующее военно-политическое влияние в центральной и южной Эфиопии, а затем завоевали части северо-центральной Эфиопии (включая Гондэр , регион Амхара и Рая Азебо , регион Тыграй - на короткий период времени) во время имперского периода Теодроса. II, Менелик II и Хайле Селассие. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

В 19 веке шеванцы (включая несколько подгрупп шеван амхара и шеван оромо ) сыграли заметную роль в консолидации Эфиопской империи под властью Королевства Шева в качестве членов II. Менелика королевского двора [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

И имперское правительство , и правительство Дерга переселили многочисленных амхаров в южную Эфиопию, где они служили в государственной администрации, судах, церкви и даже в школе, где тексты оромо были удалены и заменены амхарскими. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Абиссинская элита воспринимала идентичность и языки оромо как препятствие на пути расширения эфиопской национальной идентичности. [ 24 ] При режиме Хайле Селассие Оромо было запрещено получать образование и использоваться в администрации. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] В 1967 году режим Хайле Селассие I вне закона объявил Ассоциацию самопомощи Меха и Тулума , а позже спровоцировал волну массовых арестов и убийств ее членов и лидеров. [ 28 ] [ 29 ] Был также арестован видный военный офицер и лидер ассоциации генерал-полковник Тадессе Бирру . [ 28 ] [ 30 ] Такая реакция режима была вызвана популярностью организации среди оромо и ее связями с движением сопротивления Бэйл Оромо. [ 31 ]

Создание администрации

[ редактировать ]

В Иллубаборе полуфеодальная система нефтенья , балабатов и геббаров в 19 веке была введена . Шеванские чиновники и солдаты , поселившиеся в Иллубаборе, известном как нефтенья , были приписаны к ряду крестьянских дворов, или габбаров, в зависимости от их звания и положения. Дежазмачу было пожаловано 1000 крестьянских дворов, фитаврари - 300, кеньязмачу - 100 - 150; Шамбал 70 на 90; Мато Алака - от 40 до 60, Хамсалака - от 25 до 35 и рядовой солдат - от 5 до 10. Каждое крестьянское хозяйство должно было идти на землю, принадлежавшую повелителю, и вносить свой труд в качестве налога. Сухопутные жители доставляли еду и напитки. По окончании работы каждый крестьянин возвращался на свою землю или в дело. Налоги собирались с каждой супружеской пары. Помимо налога ( габбар иногда местные земледельцы строили заборы и дома повелителя. По праздникам они должны были поставлять мед, масло, кур и откормленных овец или коз. Каждое хозяйство должно было производить по пятьдесят килограммов молотой крупы на каждого нефтеня. каждый месяц. Кроме того, крестьянам приходилось перевозить зерновые культуры в ближайшие государственные зернохранилища. Если габбар не выполнял свои обязанности, его вызывали в суд. [ 32 ] Как заметил К. Ф. Рей [ нужна ссылка ] «[...] судьи - субгубернаторы, конечно, встают на сторону истца в девяти случаях из десяти». Нефтенях мог вынести любое решение, какое хотел, за исключением смертной казни , для чего требовалось одобрение императора Менелика. [ нужна ссылка ]

Оромо вспоминают долгую историю недовольства, которая превращает их в колониальных подданных, насильственно изгнанных со своей земли и отчужденных от своей культуры. [ 33 ] Начиная с конца 18-го и начала 19-го веков, соседняя община амхара участвовала в постоянных яростных нападениях и набегах на окружающий народ оромо. [ 34 ] В 1886 году земля, тогда известная как Финфинн, [ нужна ссылка ] была переименована Менеликом Столица Эфиопской империи II в Аддис-Абебу. [ 35 ] При режиме Хайле Селассие Оромо было запрещено получать образование и использоваться в администрации. [ 25 ] [ 36 ] [ 37 ] Культура Амхара доминировала на протяжении всех эпох военного и монархического правления. Правительства Хайле Селассие и Дерга переселили многочисленных амхаров в южную Эфиопию, где они служили в государственной администрации, судах, церкви и даже в школе, где тексты оромо были удалены и заменены амхарскими. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Абиссинская элита воспринимала идентичность и языки оромо как препятствие на пути расширения национальной идентичности Эфиопии. [ 41 ]

Определенные группы общества оромо столкнулись с принудительной ассимиляцией в доминирующую политическую систему, при этом их традиционная политическая административная система была отменена или запрещена. не принадлежащих к Шевану, Некоторых оромо, нафтеньяны заклеймили как чужаков и назвали уничижительным термином «галла», что означает «дикарь», «раб» или «враг». [ 42 ]

Также подвергалась критике терминология, которую использует OLF; С момента своего создания OLF использовал терминологию «абиссинский колониализм» для описания предполагаемой колонизации этнических оромо амхарами ( абиссинцами) во время завоеваний 1880-х годов императором Менеликом II . Однако как оромо, так и амхарские эфиопы не согласны с таким строгим использованием слова «абиссинцы», поскольку оно означает исключительно эфиопов амхара , поскольку оромо завоевывает [ 43 ] с 1500-х годов привели к тому, что северный Оромос стал неотъемлемой частью Абиссинской империи с центром в Гондэре . [ 44 ] Одним из конкретных примеров, использованных эфиопскими оромосами, такими как Мерера Гудина , против ФОО, являются исторические отчеты о правлении оромо в Эфиопии в 1700-х годах, в том числе о Йеджу Оромос, «контролировавших имперскую резиденцию в Гондере в течение примерно восьмидесяти лет. [ 45 ] [ 46 ] Эфиопы утверждают, что, поскольку оромо на протяжении нескольких столетий были гражданами Абиссинии (как в качестве крестьян, так и в ее руководстве), сама Абиссиния состоит из граждан-оромо. [ 47 ] [ 48 ] Таким образом, северные оромос были абиссинцами задолго до того, как родился император Менелик, который возглавил предполагаемое «абиссинское завоевание оромоса». [ 46 ] Таким образом, поскольку этническая группа не может колонизировать себя, как неправильное использование слова «Абиссиния», так и утверждение терминологии «колонизации оромо» оспариваются эфиопами. [ 46 ]

Этническое оскорбление

[ редактировать ]

назвала амхару , вторую по численности населения этническую группу в Эфиопии, «нефтегна» или «нефтения» (что означает « мушкетеры ») правительством и местными чиновниками . Хьюман Райтс Вотч В 1995 году [ 49 ] Представители Народно-революционного демократического фронта Эфиопии , в том числе представители ANDM (Национально-демократического движения Амхары), использовали термин «нефтенья» (стрелок), а также «шовинист», «угнетатель», «Йекедмо среат нафаки» ( английский: «тот, кто тоскует по старому порядку»), в «уничижительном» смысле в период их правления, по словам Амануэля Тесфайе, [ 50 ] и использование в контексте беспорядков в Хачалу-Хундессе в 2020 году Терье Скьердал и Мулату Алемайеху Могес назвали «подстрекательскими» в рамках их параграф о разжигании ненависти, преобладавший в то время в эфиопских СМИ. [ 51 ] В контексте межэтнического конфликта этот термин используется для обозначения крайних амхарских националистов , в которых подавление идентичности, языков, культур, традиций, истории и религий аннексированных земель и завоеванных народов ставится под принцип единой нации. Имперское правление с одним языком и одной религией, основанное на культуре Амхара, [ 52 ] [ 3 ] а также против политиков или части широкой общественности, независимо от этнической принадлежности, воспринимаемой как эфиопские националисты , которые поддерживают мультикультурный гражданский или либеральный национализм, чтобы отвести эфиопскую политику и государственное управление от политики этнической идентичности , чтобы поддержать индивидуальные права каждого человек; какие политически активные этнические федералисты и этнические националисты, выступающие против таких взглядов, утверждают, что это уловка, направленная на лишение групповых правах . различных этнических групп политической власти, основанной на [ 3 ] [ 8 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]

Императорский флаг Менелика II . [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Зевде, Бахру (2002). История современной Эфиопии, 1855-1851 гг. Издательство Университета Огайо. п. 276.
  2. ^ Ричард Панкхерст , «Лингвистические и культурные данные о проникновении огнестрельного оружия в Эфиопию», Журнал эфиопских исследований , Vol. 9, № 1 (1971), стр. 47–82.
  3. ^ Jump up to: а б с д и «Контекст и последние новости по текущим проблемам в Эфиопии» . Посольство Эфиопии, Лондон . 08.07.2020 . Проверено 16 декабря 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Хьюман Райтс Вотч https://www.hrw.org/sites/default/files/reports/Ethiopia919.pdf
  5. ^ Jump up to: а б Николас, Андреа (ноябрь 2007 г.). «Собрание клана Хидди в Восточной Шве, Эфиопия » Журнал восточноафриканских исследований . 1 (3): 484–497. дои : 10.1080/17531050701625490 . ISSN   1753-1055 . S2CID   144019070 .
  6. ^ Jump up to: а б с +ECADF (29 июля 2013 г.). «Художественная литература и факты об оромо Эфиопии » Получено 2 января 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Как правящая коалиция Эфиопии создала сценарий дезинформации · Global Voices Advox» . 18 октября 2019 г. Проверено 22 января 2021 г.
  8. ^ Jump up to: а б с «Замечания Обанга Мето по поводу выступления Шимелиса Абдисы на фестивале Ирича » Боркена Эфиопские новости 2019-10-07 10:00: 0 Получено 2 января 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Паузеванг, Зигфрид (2005). «Двуликая идентичность Амхары» . Скриниум . 1 (1): 273–286. дои : 10.1163/18177565-90000138 .
  10. ^ «Как правящая коалиция Эфиопии создала сценарий дезинформации · Global Voices Advox» . 18 октября 2019 г. Проверено 22 января 2021 г.
  11. ^ «Замечания Обанга Мето по поводу выступления Шимелиса Абдисы на фестивале Ирича » Боркена Эфиопские новости 2019-10-07 10:00: 0 Получено 2 января 2021 г.
  12. ^ «Спор вокруг речи Шимелиса Абдисы» . www.ezega.com . Проверено 21 января 2021 г.
  13. ^ Таккеле Таддезе «Существуют ли амхара как отдельная этническая группа?» в Маркусе, Гарольде Г., изд., Доклады 12-й Международной конференции эфиопских исследований, 1994, стр. 168–186.
  14. ^ Бораго, Тешоме М. (10 декабря 2018 г.). «В чем смысл амхарского национализма?» . Эфиопия: взгляд . Проверено 25 января 2021 г.
  15. ^ Ричард Панкхерст (1997). Эфиопское пограничье: Очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. стр. 279–280. ISBN  978-0-932415-19-6 .
  16. ^ Мохаммед Хассен, Завоевание, тирания и этноцид против оромо: историческая оценка условий прав человека в Эфиопии, ок. 1880–2002 гг., Исследования Северо-Восточной Африки, том 9, номер 3, 2002 г. (новая серия)
  17. ^ Арне Перрас (2004). Карл Петерс и немецкий империализм 1856–1918: политическая биография . Издательство Оксфордского университета. стр. 154–157. ISBN  978-0-19-926510-7 .
  18. ^ «Политическая и экономическая история Эфиопии» . www.sjsu.edu . Проверено 22 января 2021 г.
  19. ^ Левин, Дональд Н. (май 2000 г.). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-47561-5 .
  20. ^ Кифер, Эдвард К. «Великобритания и Эфиопия, 1897-1910: Соперничество за империю». Международный журнал африканских исторических исследований, том. 6, нет. 3, 1973, стр. 468–474. JSTOR, www.jstor.org/stable/216612. По состоянию на 22 января 2021 г.
  21. ^ ОРОМО ПРОДОЛЖАЕТ БЕЖАТЬ НАСИЛИЯ , сентябрь 1981 г.
  22. ^ Информационный отчет по стране, Эфиопия , 12 августа 2020 г.
  23. ^ Эфиопия. Статус Амхары , 1 марта
  24. ^ Булча, Мекурия (1997). по поводу статуса Оромо » «Политика лингвистической гомогенизации в Эфиопии и конфликт африканские дела 96 (384). ОУП : 325–352. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a007852 . JSTOR   723182 . Получено 3 марта 2021 г.
  25. ^ Jump up to: а б Дэйви, Мелисса (13 февраля 2016 г.), «Детские книги оромо сохраняют жизнь когда-то запрещенному эфиопскому языку» , The Guardian , получено 14 февраля 2016 г.
  26. ^ Язык и культура (PDF)
  27. ^ Эфиопский: амхарский и английский , январь
  28. ^ Jump up to: а б Йонатан, Назерави (н.д.), История Эфиопии Сахид А. Адежумоби
  29. ^ ХАЙЛЕ СЕЛАССИ И американские миссионеры: непреднамеренные агенты идентичности оромо в Эфиопии (PDF) , 2003 г.
  30. ^ 1000-летие 1963-1967 годов августа 2014 г. , дата обращения 7 августа, , 7
  31. ^ Триулзи, Алессандро (1996). Быть и стать англичанином Швеция: Готаб. ISBN  91-7106-379-Х .
  32. ^ Адриан П. Вуд, «Сельское развитие и национальная интеграция в Эфиопии» , «Дела Африки», том. 82, № 329, стр. 509–539 (по состоянию на 16 декабря 2020 г.)
  33. ^ «Эфиопы ведут напряженные споры о том, кому на самом деле принадлежит Аддис-Абеба» . 7 июля 2017 г.
  34. ^ Endalew Lives Исцеление. «Основание Аддис-Абебы и появление сафаров »
  35. ^ «Аддис-Абеба» .
  36. ^ Язык и культура (PDF)
  37. ^ ЭФИОПЫ: АНГЛИЙСКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ , январь
  38. ^ ОРОМО ПРОДОЛЖАЕТ БЕЖАТЬ НАСИЛИЯ , сентябрь 1981 г.
  39. ^ Информационный отчет по стране, Эфиопия , 12 августа 2020 г.
  40. ^ Эфиопия. Статус Амхары , 1 марта
  41. ^ Булча, Мекурия (июль 1970 г.), «Политика лингвистической гомогенизации в Эфиопии и конфликт по поводу статуса «оромо» » , «Дела Африки » , 96 (384): 325–352, doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a0 , JSTOR   723182
  42. ^ «Испытания и оккупации проводились возле посольств Эфиопии по всей Европе, включая посольство в Берлине, Германия» . единорог.ниндзя . 10 сентября 2020 г.
  43. ^ Бакстер, Пол Тревор Уильям; Халтин, Ян; Триулзи, Алессандро (1996). Бытие и становление оромо: исторические и антропологические исследования Африка World Press. п. 24. ISBN  978-1569020258 .
  44. ^ Панкхерст, Ричард (1 июня 1997 г.). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. стр. 283–284. ISBN  978-0932415196 .
  45. ^ «Элита и стремление к миру, демократии и развитию в Эфиопии: уроки, которые необходимо извлечь» (PDF) . homepages.wmich.edu/~asefa/ . Архивировано (PDF) из оригинала 27 января 2018 г. Проверено 5 декабря 2018 г.
  46. ^ Jump up to: а б с Ламесса, Фекаду (28 июля 2013 г.). «История 101: Художественная литература и факты об оромо Эфиопии » salem-news.com . Архивировано из оригинала 6 ноября. Получено 5 декабря.
  47. ^ «ДоксФайлы» . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
  48. ^ Панкхерст, Ричард (1 июня 1997 г.). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Красное Море Пресс. стр. 280–290. ISBN  978-0932415196 .
  49. ^ «Эфиопия – Развитие прав человека» . Хьюман Райтс Вотч . 1995. Архивировано из оригинала 20 января 2021 г. Проверено 29 марта 2021 г.
  50. ^ Тесфайе, Амануэль (04 мая 2018 г.). «Комментарий: Рождение амхарского национализма: причины, стремления и потенциальные последствия» . Аддис Стандарт . Архивировано из оригинала 28 марта 2021 г. Проверено 29 марта 2021 г.
  51. ^ Скьердал, Терье; Могес, Мулату Алемайеху (26 ноября 2020 г.). «Этнификация эфиопских СМИ» (PDF ) Медиа-институт Фохо, Международная поддержка СМИ Архивировано (PDF) из оригинала 2 декабря 2020 г. Получено 2 декабря 2020 г.
  52. ^ Маконнен Тесфайе: Политическая экономия формирующегося неонефтегнанского государства в Эфиопии. Тыграй Онлайн 18 июля 2020 г.
  53. ^ «Спор вокруг речи Шимелиса Абдисы» . www.ezega.com . Проверено 21 января 2021 г.
  54. ^ Алло, Авол К. «Как национализм Абия Ахмеда, ориентированный прежде всего на Эфиопию, привел к гражданской войне» . www.aljazeera.com . Проверено 20 января 2021 г.
  55. ^ «Контекст и последние новости по текущим проблемам в Эфиопии» . Посольство Эфиопии, Лондон . 08.07.2020 . Проверено 16 декабря 2020 г.
  56. ^ Гедаму, Йоханнес (13 декабря 2019 г.). «Новая политическая партия Абия из Эфиопии подает большие надежды, но сталкивается со значительными препятствиями» . Кварц Африки . Проверено 20 января 2021 г.
  57. ^ Гебрелуэль, Гойтом. «Анализ | Премьер-министр Эфиопии хочет сменить правящую коалицию. Кто останется в стороне?» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 24 января 2021 г.
  58. ^ Мамдани, Махмуд (3 января 2019 г.). «Мнение | Проблема с этническим федерализмом Эфиопии (опубликовано в 2019 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 24 января 2021 г.
  59. ^ Центр исследования флага Firefly Бюллетень флага, том 27 - Центр исследования флага Google Книги, 1988. стр. 11.
  60. ^ Майкл Б. Лентакис Эфиопия: взгляд изнутри - Google Книги», издательство Janus Publishing Company Lim, 2005. стр. 11.
  61. ^ Журнал У. Митчелла Королевского объединенного института обслуживания, Уайтхолл-Ярд, том 41, выпуск 2 - Google Книги» 1897. стр. 1190.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a86330dd31ddb620f53819a01cd09e2__1713426840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/e2/2a86330dd31ddb620f53819a01cd09e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neftenya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)