Jump to content

Пн люди

(Перенаправлено с Мон-национализма )
Мой
Пн : Мужчина Бирманский : Пн
Девочки из племени Мон в традиционной одежде в Моламьяйне
Общая численность населения
в. 1,7 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
 Мьянма в. 1,1 миллиона [а] [1]
 Таиланд 200,000 [б]
 Лаос 1,000 [б]
Языки
Пн , бирманский , тайский , лаосский
Религия
Тхеравада, буддизм , народная религия мон.
Родственные этнические группы

Пн ) ( Пн : Гакуман слушает ; Тайский понедельник = Тайский понедельник; Бирманцы : Мон люди , произносится [mʊ̀ɰ̃ mjó] : тайский : mon , произносится [mɔ̄ːn] слушай ) — этническая группа, населяющая Нижней Мьянмы . [2] Штат Мон , Штат Кайин , Штат Кая , [3] Регион Танинтари , регион Баго , дельта Иравади и несколько районов Таиланда (в основном в провинциях Патхумтхани , Пхра Прадаенг и Нонг Я Плонг ). [4] [5] [6] Родным языком является мон , который принадлежит к монской ветви австроазиатской языковой семьи и имеет общее происхождение с языком нья кур , на котором говорят одноименные люди , живущие на северо-востоке Таиланда . Ряд языков материковой части Юго-Восточной Азии находится под влиянием языка мон, который, в свою очередь, также находится под влиянием этих языков. [7] [8] [9]

Моны были одними из первых, кто проживал в Юго-Восточной Азии , и были ответственны за распространение Тхеравады буддизма в материковой части Юго-Восточной Азии . [10] [11] Цивилизации, основанные монами, были одними из самых ранних в Таиланде, а также в Мьянме и Лаосе . Моны считаются крупными экспортерами культуры Юго-Восточной Азии. [12] Исторически сложилось так, что многие города в Мьянме , Таиланде и Лаосе сегодня, включая Янгон , Патум Тани и Вьентьян, были основаны либо народом Мон, либо правителями Мон.

В настоящее время мон являются основной этнической группой в Мьянме и второстепенной этнической группой в Таиланде . [6] Монов из Мьянмы называют бирманскими монами или мьянманскими монами. Монов из Таиланда называют Тай Раман или Тай Мон. [13] [14] Диалекты мон Таиланда и Мьянмы взаимно понятны . [15]

Этнонимы

[ редактировать ]

На протяжении всей истории разные группы называли мон разными именами. В доколониальную эпоху бирманцы называли их Талаинг (တလိုင်း), которое было принято британцами в колониальную эпоху. Термин «Пегуан» также использовался европейцами, когда Пегу был столицей Нижней Мьянмы . [16] [17]

Использование слова «Талаинг» было обнаружено в надписях, датируемых 11 веком. [18] но теперь он считается уничижительным термином и больше не используется широко, за исключением контекста конкретных исторических терминов, таких как одноименный песенный жанр в Махагите , корпусе бирманских классических песен. [19] Этимология Талаинга обсуждается; оно может быть получено от Mon или является отсылкой к Телинге или Калинге , географическому региону на юго-востоке Индии. [18] [20] В XII веке этот термин приобрел уничижительный оттенок в сообществе мон, когда он стал использоваться монами как пренебрежительный эпитет для смешанного потомства женщин мон и мужчин-иностранцев. [20]

Термин «Мон» (пишется မန် на монском и မွန် на бирманском языке), который является синонимом бирманского слова, означающего «благородный», [21] вероятно, произошло от древнемонского «rmeñ» через среднемонское «rman» (ရာမန်). [22] [17] Этноним «рмень» впервые был записан в надписи Нового дворца Кьянзитты 1102 года нашей эры в Мьянме. Производные этого этнонима были обнаружены в старокхмерских и яванских надписях 6-10 веков и яванских надписях 11-го века. [22] : 44–58  Географический термин Раманьнядеса , который сейчас относится к центру Мон на побережье Бирмы, был придуман королем Дхаммазеди в 1479 году. [23] [24] [25]

Моны Мьянмы делятся на три подгруппы в зависимости от региона их предков в Нижней Мьянме, включая Мон Нья ( மென் ; /mòn ɲaˀ) из Патейна (дельта Иравади) на западе, Мон Танг ( Мандай ; /mòn tàŋ/ ) в Баго в центральном регионе и Мон Тех ( Манд ; /mòn tɛ̀ˀ/ ) в Моттаме на юго-востоке. [26]

Предыстория

[ редактировать ]

Считается, что народ мон, произошедший от протоавстроазиатских народов, мигрировал из долины Янцзы Кианг в Южном Китае в Юго-Восточную Азию между 3000 и 2000 годами до нашей эры вдоль рек Меконг , Салуин , Ситтаунг , Иравади , Пинг и Чао Пхая . [27] [11] [28] [29] : 196  В конечном итоге они поселились в различных местах, в том числе на юге, вплоть до Малайи . [11] [30] По пути они принесли с собой практику речного земледелия, в том числе выращивание влажного риса . [31] [32] Современные лингвистические исследования Сидвелла (2021) предполагают, что протоавстроазиатские народы обитали в районе дельты Красной реки в Северном Вьетнаме , примерно за 4000–4500 лет до настоящего времени. [33]

Ранняя история

[ редактировать ]
Надпись Бан Та Лат Мон, датированная 9 веком нашей эры, была обнаружена в 1968 году в районе, где другие археологические свидетельства подтвердили присутствие древнего народа Мон. Сейчас он находится в музее Хо Пхра Кео во Вьентьяне, Лаос. [34] [35]
Политические образования народа Мон в VI-VII веках.
Распространение культуры Дваравати и памятников Мон Дваравати .
Карта Юго-Восточной Азии ок. 900 г. н.э.: Харифунчай светло -зеленым цветом.
Памятник царствующей королеве Камадеви в Лампхуне , Таиланд

Считается, что монцы были одним из первых народов материковой части Юго-Восточной Азии . [36] [37] Они основали некоторые из самых ранних цивилизаций в регионе, в том числе Дваравати в Центральном Таиланде, которая распространила свою культуру на северо-восток Таиланда, Шри Готапуру в Центральном Лаосе (современный Сикхоттабонг, префектура Вьентьян), [38] [39] : 6, 7  [40] [41] [42] Королевство Харифунчай в Северном Таиланде и Королевство Татон в Нижней Мьянме. [43] : 63, 76–77  Моны были первыми, кто принял буддийских миссионеров Тхеравады из Шри-Ланки , в отличие от своих индуистских современников, таких как народ чам. [44] : 153  Они приняли письмо Паллава , а самая старая форма письма Мон была обнаружена в пещере в современном Сарабури и датируется примерно 550 годом нашей эры. [45] [46] [47] Хотя никаких останков Королевства Татон обнаружено не было, оно широко упоминается в хрониках Бамара и Ланны.

Согласно Северным тайским хроникам, город Лаво (современный Лопбури) был основан Пхая Калаварнадишраджем в 648 году нашей эры. Сообщается, что он приехал из Таккасилы, которая, как предполагается, является городом Так или Накхон Чай Си . [48] [49] : 29  [50] Другая историческая личность, Пхая Какабатр, как полагают, также происходила из Таккасилы и основала эпоху Чула Сакарат в 638 году нашей эры. [51] : 22  который использовался сиамцами и бирманцами до 19 века. Пхая Калаварнадишрадж, сын Пхая Какабатра, основал Lavo десять лет спустя. К концу VII века Лаво расширился на север. Легендарная королева Камадеви , считалась дочерью короля Лаво, , которая, согласно Северо-тайским хроникам Камадививамса стала править как первая королева Харипунчая (современный Лампхун) около 750-800 гг. н. э. [52] [53] [54] [55] Несколько лет спустя ее сын принц Анантайот основал Келанг Накхон (современный Лампанг ), сыгравший значительную роль в истории королевства Харифунчай. [56] : 28 

После 1000 года нашей эры народ Дваравати Мон сталкивался с постоянным давлением со стороны миграций тай с севера и вторжений кхмеров с востока. [57] : 75, 76  Многие Моны Дваравати бежали, чтобы присоединиться к другим цивилизациям Монов на территории современной Нижней Мьянмы, в то время как их потомки, люди Ньях Кур , все еще проживают в Северо-Восточном Таиланде. Несмотря на давление со стороны народа Северного Таиланда , королевству Харифунчай удалось выжить как форпост Мон в Северном Таиланде.

Надпись Мязеди (1113 г. н. э.) на языке мон в Багане . Одна из старейших сохранившихся каменных надписей в Мьянме.

В 1057 году король Анаврахта Языческого королевства завоевал королевство Татон народа мон в Нижней Бирме. [43] Культура и письменность мон оказали значительное влияние на Бамар , впервые взяв мон под контроль Бамара. Несмотря на это, моны оставались большинством в Нижней Бирме. [58] [59] : 32, 33 

С одной стороны, Харифунчайское королевство Мон процветало во время правления короля Адитаяраджа в начале двенадцатого века. Говорят, что он вел войны с Сурьяварманом II из Ангкора между 1113 и 1150 годами нашей эры. [43] : 161, 195  и построил ступу Харипунчай.

В 1289 году Манграй , также известный как Менграй. [с] посетили купцы из монского царства Харипунчай . Услышав о богатстве этого королевства, он решил завоевать его, вопреки советам своих советников. [60] Поскольку считалось невозможным взять город силой, Манграй послал торговца по имени Ай Фа в качестве крота , чтобы завоевать доверие своего Пхая И Ба. Со временем Ай Фа стал главным министром и сумел подорвать авторитет короля. [61] : 38  [62] В 1292 году, воспользовавшись недовольством народа, Манграй разгромил монское королевство Харипунчай и присоединил его к своему королевству . [29] : 196  Пхая Йи Ба, последний король Харифунчая, был вынужден бежать на юг, в Лампанг . [43] : 208–209  Несколько лет спустя сын Пхая Йи Ба, король Лампанга Бук , напал на Чиангмай с большой армией. Король Манграй и его второй сын, принц Храм, возглавили оборону от армии Лампанга. Принц Храм победил короля Бука в личном бою верхом на слоне в Хуа Мунг, деревне недалеко от Лампхуна. Король Бук бежал через горный хребет Дой Кхун Тан между Лампхуном и Лампангом, но был пойман и казнен. [60] Войска короля Манграя заняли город Лампанг, и Пхая Йи Ба был вынужден бежать дальше на юг, на этот раз в Пхитсанулок . Культура Мон была интегрирована в культуру Лан На . Лан На принял письменность и религию Мон. [63] : 29, 30  [64] [65]

Статуя короля Разадарита, правившего Хантавади с 1384 по 1421 год и успешно объединившего свое мон-язычное королевство. Он также успешно защитил его от Королевства Ава атак во время Сорокалетней войны .

В 1287 году распад Языческого королевства. [66] : 84  создал вакуум власти. Варэру родился у матери Мон и отца Тай в деревне Донвун в округе Татон. [67] отправился в Сукхотай для торговли, а позже сбежал с дочерью короля. [68] Он утвердился как король Мон в Мартабане (современная Моттама ), [68] а позже перенес столицу в Пегу . Его королевство Хантавади , существовавшее с 1287 по 1539 год, было периодом процветания и могущества Мон. [69]

В середине 14 века король Биннья У правил королевством Мон и успешно защищался от вторжения Лан На. Несмотря на потерю контроля над регионом Тенассерим , он смог восстановить свою столицу в Пегу. [70] После его смерти в 1384 году король Разадарит , сын Биннья У, вступил во владение и заключил союз с королевством Аракан . [70] Король Разадарит был известен своими административными навыками и успешным отражением вторжений из Королевства Ава во время своего правления. Он внес значительный вклад в строительство пагоды Шведагон. [71] и считается одним из самых знаменитых королей Мон в истории. [71] его правление длилось с 1384 по 1421 год.

После смерти короля Разадарита возникли краткие споры по поводу престолонаследия в Пегу. В конце концов, в 1453 году королю Разадариту наследовала его дочь, королева Син Сабу . Королева Син Сабу была опытным политиком и поддерживала гармонию между соперничающими королевствами. Ее помнят за ее добродушие, реконструкцию пагоды Шведагон и строительство важных монастырей, таких как Кьяикмарав возле Моулмейна . [71]

Король Дхаммазеди , сменивший королеву Син Савбу в 1470 году, был справедливым и мудрым правителем. Его помнят за его щедрость: он пожертвовал значительное количество золота пагоде Шведагон, а также за строительство важных храмов в окрестностях Пегу, включая пагоду Швегудьи. [71]

16-17 веков

[ редактировать ]

В начале шестнадцатого века Бамар восстановили свою силу в Таунгу , что привело к падению Хантавади под властью короля Табиншвехти в 1539 году. Это произошло после разрушительного нападения на Нижнюю Бирму, в ходе которого северная армия захватила дельту Иравади и захватила Пегу. Осада Пегу длилась четыре года, и в ней участвовали португальские наемники, сражавшиеся с обеих сторон. В «Истории королей» успех Табиншвехти отчасти объясняется упадком царя Мон, наследника Дхаммазеди. [69]

В результате падения Пегу большое количество беженцев Мон бежало в Аюттхая , где аристократия Мон присоединилась ко двору и пользовалась значительным влиянием. Между тем, в Бирме падение Мартабана в 1541 году сопровождалось крупномасштабной резней и грабежами, как и захват старой столицы Пью Проме в следующем году. Это был первый случай, еще до монгольского вторжения, когда большая часть Нижней и Центральной Бирмы находилась под контролем бамарского монарха. Король Табиншвехти, основатель новой династии Таунгу, отпраздновал это событие украшением Шведагона и других пагод огромным количеством награбленного золота. [69]

Хотя Табиншвехти прилагал усилия, чтобы привлечь на свою сторону народ мон, монарх Бамара постоянно подчеркивал свои претензии на национальность и суверенитет Бамара. Тем не менее, Табиншвехти был относительно более терпимым, чем более поздние короли Таунгу, которые объявили язык мон вне закона и преследовали народ мон. [72]

После коронации Табиншвехти в 1546 году Аюттхая предприняла несколько набегов на Нижнюю Бирму, включая успешный захват Тавоя в 1548 году. Поскольку династия Табиншвехти находилась в замешательстве после смерти Табиншвехти в 1550 году, мон подали еще одну заявку на независимость под руководством легендарного мятежника Мон. , Смим Хтау . Смим Хтау удалось захватить древнее поселение Дагон и изгнать бирманцев из Пегу, но серия внутримонских споров позволила генералу Табиншвехти Байиннаунгу отбить город. [72]

Несмотря на то, что Байиннаунг позволил народу мон управлять поселками и деревнями и принять их в армию, он не предоставил им права национального самоопределения , и поэтому мон стали подчиняться Бамару. Значительные восстания Мон произошли во время правления Байиннаунга, в том числе в 1551 и 1564 годах, когда был разрушен королевский дворец в Пегу. [73]

После смерти короля Байиннаунга его преемник король Нанда ввел репрессивную политику против народа мон, что привело к тому, что вожди мон Пхая Киат и Пхая Рам попытались убить Наресуана из Пхитсанулока в 1584 году. Однако они узнали, что Наресуан не несет ответственности за эту политику. и вместо этого присоединился к его кампании против суда Таунгу. [74]

В 17 веке король Бамара Анаукпетлун предпринял контратаку против повстанцев Мон и захватил их крепость в Сириаме. В конце концов, земли Мон были возвращены, а столица была перенесена в Пегу. В 1661 году в Мартабане произошло неудачное восстание мон, которое привело к преследованию бежавших монских беженцев в Аюттхаю через перевал Трех Пагод . [75]

18-19 веков

[ редактировать ]

В начале восемнадцатого века мощь Бамара быстро упала. Повстанцы Мон объединили свои силы с Гве Шан , чтобы восстановить свое прежнее королевство Хантавадди, и в 1740 году монах королевского происхождения Таунгу стал королем Пегу. Биннья Дала сменил его в 1747 году, и при поддержке Франции Мон основал независимое королевство, названное Восстановленным Королевством Хантавади . Однако в 1757 году королевство перешло к королю Бамара Алаунгпая , который вторгся и опустошил королевство, что привело к гибели десятков тысяч мирных жителей Мон, в том числе ученых монахов Мон , беременных женщин и детей. Только в столице победоносные солдаты Бамара убили более 3000 монахов Мон. [76] [77] [78] [79] Во времена династии Конбаунг в Бирме народ мон пережил суровое правление и резню, что привело к значительной миграции в Сиам и Ланну. Помимо повсеместного насилия и преследований, мон неоднократно восставал, в том числе в Дагоне во время правления Синьбюшина , что привело к разрушению города. В 1814 году мон снова восстали, но снова были жестоко подавлены. Эти восстания сыграли важную роль в большой волне миграции мон из Бирмы в Сиам. [80]

Рама I – основатель правящей династии Чакри в Сиаме (ныне Таиланд )

С одной стороны, со стороны Сиама, после падения Аюттайи в 1767 году, двое потомков аристократов Мон, переселившихся в Сиам в 1584 году; Прайя Пичаи и Прайя Чакри стали левой и правой рукой короля Таксина Тонбури и во многом помогли кампаниям Таксина по освобождению Сиама от бирманской оккупации и воссоединению Сиама. [81] Сам король Таксин также имел китайско -монское происхождение, а его бабушка по материнской линии была сестрой вождя сиамской общины мон. [82]

После распада королевства Тхонбури Таксина Прайя Чакри основал династию Чакри и взошел на трон в 1782 году как Рама I. Рама I родился в семье Тонгди, ведущего дворянина Мон, служившего при королевском дворе в Аюттхае в 1737 году. [83] Королева-супруга Рамы I Амариндра родилась в богатой семье мон, которая в прежние времена мигрировала в Сиам. Рама I основал город Бангкок и перенес столицу из Тонбури в Бангкок. Когда в 1814 году произошла огромная волна миграций мон из Бирмы (ныне Мьянма) в Сиам (ныне Таиланд), его внук, принц Монгкут (позже Рама IV) сам принял мон на границе Сиама и Бирмы . [84]

Моны в Таиланде поселились в основном в определенных районах Центрального Таиланда , таких как Пак Крет в Нонтхабури , Пхра Прадаенг в Самут Пракане и Бан Понг , а также в других мелких поселениях Мон. Общины мон строили свои собственные буддийские храмы . [85] Со временем моны были эффективно интегрированы в сиамское общество и культуру, хотя и сохранили некоторые свои традиции и самобытность. [86]

Этническая женщина мон в Таиланде, 1904 год.

Бирма была завоевана британцами в результате серии войн. После Второй англо-бирманской войны 1852 года территории Мон в Бирме оказались полностью под контролем англичан. Британцы помогли Монам освободиться от власти Бамарской монархии. При правлении Бамара народ мон подвергся резне после того, как потерял свое королевство, и многие искали убежища в Тайском королевстве. Британское завоевание Бирмы позволило народу Мон выжить в Южной Бирме.

В 1947 году Национальный день Мон был учрежден в ознаменование основания Хантавади , последнего королевства Мон, центром которого был Пегу. Праздник отмечается в полнолуние 11-го месяца лунного календаря понедельника, за исключением Пхрападаенга в Таиланде, где он совпадает с фестивалем Сонгкран .

Моны вскоре стали антиколониалистами. После предоставления независимости Бирме в 1948 году они стремились к самоопределению. У Ну , первый премьер-министр Бирмы, отказался от самоопределения Мон. Сепаратистские группы мон неоднократно поднимали восстание против центрального бирманского правительства, сначала в рамках Народного фронта Мон, а с 1962 года - через партию Нового штата Мон (NMSP). Правительство под руководством BSSP создало частично автономное государство Мон в 1974 году на основе частей регионов Тенассерим и Пегу . Сопротивление продолжалось до 1995 года, когда НМПСП и правящая ГСВП договорились о прекращении огня, а в 1996 году была основана Лига единства Мон.

В настоящее время мон являются основной этнической группой в Мьянме и второстепенной этнической группой в Таиланде . [6] Монов из Мьянмы называют бирманскими монами или мьянманскими монами. Монов из Таиланда называют Тай Раман или Тай Мон. [13] [87] Недавнее исследование показывает, что существует тесная генетическая связь между центральными тайцами и народами мон в Таиланде, которые мигрировали из южной Мьянмы. [88]

, возникшего после обретения независимости Из-за внутреннего конфликта в Мьянме , многие этнические мон из зон конфликта мигрировали в страны первого мира через лагеря беженцев вдоль границ Таиланда и Мьянмы и в Малайзии. Сообщества беженцев из Мьянмы можно найти в США (самая крупная община находится в Форт-Уэйне, штат Индиана , а вторая по величине — в Акроне, штат Огайо ), Австралии , Канаде , Норвегии , Дании , Финляндии , Швеции и Нидерландах .

Письмо мон на надписи Мякан (ок. 1084–1112 гг. Н. Э.)

Язык мон является частью монской группы австроазиатских языков (также известной как мон-кхмерская языковая семья), тесно связанной с языком ньях-кур и более отдаленно связанной с кхмерским и вьетнамским языками . Система письма основана на индийском письме . Язык мон — один из самых ранних документально подтвержденных разговорных языков материковой части Юго-Восточной Азии.

Многие языки региона испытали влияние языка мон. Алфавит Тай Там и бирманский алфавит являются адаптацией сценария Мон . Алфавит Тай Там в основном используется для языков Северного Таиланда , языка Тай Лю , языка Кхун и языка Лао Там. Бирманский алфавит используется в бирманском языке , языке Шан , языке Сгау Карен и других языках.

Исторически тайцы приняли алфавит мон, который тайцы разработали в свою собственную систему письменности как алфавит Тай Тхам для народа тай юань в северном Таиланде.

Хотя тайский язык заимствовал больше особенностей из старокхмерского алфавита, чем из монского, большая часть словарного запаса в сегодняшнем тайском языке заимствована из языка мон. [89] [90] Бирманский язык заимствовал и заимствовал словарный запас из языка мон, особенно связанный с управлением, архитектурой, одеждой, кухней и цветами.

В настоящее время язык мон признан языком коренных народов как в Мьянме , так и в Таиланде . Из-за сокращения числа носителей языка мон за последние десятилетия, мон был классифицирован как «уязвимый» язык в составленном ЮНЕСКО в 2010 году Атласе языков мира, находящихся под угрозой, . [91]

На этом языке говорят примерно от 800 000 тысяч до 1 000 000 миллионов человек. [92]

Культура

[ редактировать ]
Церемониальный шлем царствующей королевы Шин Савбу , сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Символом народа Мон является хонгса ( мон : ဟံသာ , [hɔŋsa] ), мифологическая водоплавающая птица, которую часто изображают в виде лебедя. Он широко известен под своим бирманским названием хинтха ( бирманский : ဟင်္သာ , IPA: [hɪ́ɰ̃θà] ) или его тайское название: хонг (หงส์). Хонса — государственный символ мьянманского региона Баго и штата Мон , двух исторических оплотов Мон. Кроме того, хонгса является городским символом тайского города Пак Крет , исторического района поселения Мон.

Хонгмон в тайском стиле
Музыкальный инструмент, известный как «Кьям» в стиле Тай-Мон, также называется «Чакхе».

Культура и традиционное наследие мон включают духовные танцы, музыкальные инструменты, такие как кьям или «крокодиловый ксилофон», колокольчик ла гьян сасайн гонг, арфу саунг и плоский струнный инструмент. Танцы мон обычно исполняются в формальном театре, а иногда и в неформальном районе любой деревни. Танцы сопровождаются фоновой музыкой с использованием кругового набора настроенных барабанов и хлопков, крокодилового ксилофона, гонгов, флейты, плоской гитары, арфы, скрипки и т. д. [93]

Искусство

[ редактировать ]

Керамика

[ редактировать ]

Народ мон в Таиланде занимается производством керамики уже более 200 лет. Их предки поселились на островах Крет и Накхон Саван , используя свои навыки гончарного дела, чтобы заработать на жизнь в обоих местах. Этот район известен своей высококачественной глиной, а керамика Мон, включая контейнеры и декоративные предметы, является символом их наследия и опыта. Керамика изготовлена ​​из пористой глины цвета от светло-оранжевого до красного и имеет уникальный дизайн, вдохновленный природой. Несмотря на технологические достижения, мон продолжают сохранять это традиционное ремесло. [94] [95] [96]

Цветочные зонтики

[ редактировать ]

Цветочные зонтики имеют долгую историю в культуре Мон, уходящую корнями в древние времена. Фактически, в северном Таиланде были обнаружены надписи, в которых упоминается использование зонтиков и рукописей из пальмовых листьев в религиозных церемониях Мон во время царства Харифунчай , которое длилось с 7 по 13 век. [97] Сегодня цветочные зонтики по-прежнему используются на различных церемониях и фестивалях в общинах Мон, таких как свадьбы, рукоположения и храмовые ярмарки, и остаются важной частью культурного наследия Мон.

Литература

[ редактировать ]

Литература мон — это богатая коллекция произведений, созданных народом мон в Мьянме и Таиланде, включая хроники, стихи, песни, народные сказки и религиозные тексты. « Лик Смин Асах » — это легендарная сказка об основании города Пегу, «Сангада» — известная монская сказка, адаптированная в тайскую и лаосскую литературу как «Сангсинчай» и «Раджадхирадж» или «Разадарит». представляет собой хронику короля Мон, переведенную на бирманский язык как « Разадарит Айедобон » и на тайский как «Рачатират». Литература мон считается важным культурным наследием в Мьянме и Таиланде. Эти произведения высоко ценятся за свою культурную и историческую значимость. [98] [99] [100] [101] [102]

У народа Мон есть смесь духовных верований и буддизма Тхеравады в качестве религии, причем большинство из них исповедуют эту смесь. До буддизма в Королевстве Мон следовали трем традиционным верованиям, включая веру в Калок (духов), Иси (святых отшельников) и индуизм . Народ мон традиционно верил в различные типы калоков (духов), в том числе в семейных/клановых калок, калок-хранителей дома, города, деревни, ферм, леса и гор. Калок считается духом, демоном или нематериальным существом, которое может принимать видимую форму. [103]

Фестивали

[ редактировать ]
Празднование Национального дня понедельника в Баго, Мьянма (2019 г.)
Пн. Празднование Дня молодежи.

Фестивали, посвященные культуре мон, являются важной частью сообщества мон в Мьянме и Таиланде. Одним из таких фестивалей является фестиваль Лой Хамод, который берет свое начало в эпоху Харифунчай и считается предшественником фестиваля Лой Кратонг. Хотя фестиваль до сих пор отмечается в некоторых общинах мон в провинции Лампхун , теперь его называют «Чонг Гринг», что происходит от других культурных практик мон и означает «Лой Кратонг». Однако традиция Чон Гринг народа мон в Лампхуне отличается от общего фестиваля Лой Кратонг, поскольку она напоминает древнюю традицию «Лой Хамод» народа мон в Харифунчай, которая предполагает подношение еды, как свежей, так и сушеной, и зажигание фонарей. и маленькие кратонги. [104] [105] : 7, 8  [65] [106] [107] [108]

Еще один традиционный фестиваль понедельника — фестиваль Лукну, который знаменует окончание сезона дождей и начало нового года. Он включает в себя запуск самодельных ракет, подношение еды духам и культурные мероприятия, такие как музыка, танцы и игры. Фестиваль является важной частью культуры Мон и помогает объединиться с сообществом, сохранить традиции и принести удачу в наступающем году. [109] [110] [111]

Фестиваль плавучих лодок в понедельник — еще один традиционный фестиваль, отмечаемый во время Нового года в понедельник. Здесь представлены гонки на лодках, музыка, танцы, пиршества, запуск фонарей и обмен подарками. Фестиваль объединяет сообщество Мон, чтобы сделать пожертвования во имя мира и процветания. [112] [113] [114]

Фестиваль Хэ Ханг Хонг Тонг Та Кхаб, также известный как Фестиваль Тавай Тонг Та Кхаб, является важной традицией народа мон в Таиланде, в первую очередь в Патхумтхани , Пак Крете и Пхра Прадаенг . Фестиваль проводится во время фестиваля Сонгкран и представляет собой парад флагов, которые движутся к полюсу Хонгса, чтобы отдать дань уважения Будде. Перед фестивалем флаги готовятся коллективными усилиями многих людей, которые собираются вместе, чтобы сшить и украсить их. [115] [116] [117] [118] [119]

Во время фестиваля Сонгкран в Таиланде жители района Пхра Прадаенг проводят уникальные традиционные церемонии и фольклорные представления. [120] Эти фестивали и традиции являются свидетельством богатого культурного наследия народа Мон и служат важным способом передать их историю и обычаи будущим поколениям.

Традиционное платье

[ редактировать ]

Женщины мон носят традиционную шаль Сбай , известную как Ят Тут на языке мон, по диагонали на груди, закрывающую одно плечо, а один конец спускается за спину. Эта традиция отличала женщин Мон от других 134 этнических групп Мьянмы. Археологические данные эпохи Дваравати показывают, что женщины Дваравати носили что-то, похожее на кусок Сбая , свисающий с их плеча. [121] Народы мон Мьянмы и Таиланда сегодня являются потомками Дваравати.

Мужчины мон в Мьянме носят одежду, похожую на одежду бамарцев. Жители Таиланда переняли одежду в тайском стиле. Похоже, что одежда Мон сформировалась под влиянием династических традиций, а также внешних влияний.

Танака — желтовато-белая косметическая паста, изготовленная из измельченной коры, которая широко используется в Мьянме, особенно народом Мон. Его наносят на лицо, руки и ноги в качестве защиты от солнца и для украшения кожи. Танака была частью культуры Мон на протяжении веков и остается важной частью традиционных практик красоты и ухода за кожей в стране. [122]

Хтамане Клейкий рис
Мон вдохновил Као Че

Кухня и кулинарные традиции мон оказали значительное влияние на сегодняшнюю бирманскую кухню и кухню Центрального Таиланда . Некоторые блюда, которые сейчас популярны в Мьянме (Бирме) и Таиланде, изначально были блюдами понедельника. Например, Хтамане (ထမနဲ) в Мьянме, Кханом чин и Кхао Че в Таиланде. Традиционное блюдо мон, подаваемое с рисом, пропитанным прохладной водой с ароматом свечей и жасмина, люди мон употребляют летом во время фестиваля Тингьян (Сонгкран). В Таиланде это блюдо известно как Као Чае (ข้าวแช่) и считается «королевской кухней». [123] [124] Поскольку это блюдо подают во время Тингьян как часть их заслуг оно известно как рис Тингьян . , сегодня в Мьянме [125] Как и камбоджийская, лаосская, тайская и вьетнамская кухня, ферментированная рыбная приправа . в кухне Мон используется [126]

Народные игры

[ редактировать ]

Многие игры как в Мьянме, так и в Таиланде возникли в понедельник. Среди них Лен Саба ( букв. « Игра в бросание сабы » ; мон : Вайм Ханаг ; бирманский : Гонгньин До ), Лор Кон Крок («Катание ступки по дну») и Мон Сон Па («Мон прячет ткань») являются наиболее известными традиционными монскими традициями. детские игры и признаны культурным наследием ЮНЕСКО нематериальным . [127] [128]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Всемирная книга фактов» . ЦРУ.gov . Проверено 24 января 2018 г.
  2. ^ Бауэр 1990 , с. 14.
  3. ^ Группа Всемирного банка (1 октября 2019 г.). Мьянма - Проект мирных и процветающих сообществ: Социальная оценка (PDF) (Отчет) . Проверено 4 апреля 2021 г.
  4. ^ Фостер 1973 , с. 204.
  5. ^ Бауэр 1990 , с. 19-23.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Гаспар Руис-Канела (1 июня 2017 г.). «Мон, тайское меньшинство, которое когда-то правило Юго-Восточной Азией» . Агентство ЭФЕ . Проверено 5 сентября 2019 г.
  7. ^ Матисофф 1991 , с. 482.
  8. ^ Маккормик и Дженни 2013 , с. 86.
  9. ^ Дженни 2013 .
  10. ^ Сверер 2002 , с. 130–131.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Кхин Мэй Аунг (24 июля 2015 г.). «Исторический взгляд на поселения Мон в Мьянме» (PDF) . Бирма/Мьянма в переходный период: взаимосвязь, изменения и вызовы . Международная конференция по исследованиям Бирмы/Мьянмы.
  12. ^ Десакура (24 февраля 2020 г.). «Где короткий путь к Мон Пак Ладу?» . Реконструкция станции . Проверено 7 августа 2020 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Фостер 1973 , с. 211.
  14. ^ Нгамьинг, Киратибурана и Тидпад 2014 .
  15. ^ Бауэр 1990 , с. 34.
  16. ^ Бауэр 1990 , с. 16.
  17. ^ Перейти обратно: а б Юг 2002 года .
  18. ^ Перейти обратно: а б «Разные заметки о слове «Талаинг» » . Бюллетень исследований Бирмы SOAS . 4 (2): 91–92. 2006.
  19. ^ Гарифас, Роберт (1985). «Развитие современного бирманского ансамбля Сайн» . Азиатская музыка . 16 (1): 1–28. дои : 10.2307/834011 . ISSN   0044-9202 . JSTOR   834011 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Аунг-Твин, Майкл (01 января 2002 г.), «Нижняя Бирма и Баго в истории Бирмы» , «Морская граница Бирмы » , Брилл, стр. 25–57, номер документа : 10.1163/9789004502079_005 , ISBN  978-90-04-50207-9 , получено 28 сентября 2023 г.
  21. ^ "Бирманская лексикография библиотеки SEAlang" . Мьянма-английский словарь . Комиссия по языку Мьянмы. 1993. ISBN  1881265471 . Проверено 12 сентября 2018 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Майкл А. Аунг-Твин (1 января 2005 г.). Туманы Раманны: легенда о Нижней Бирме . Университет Гавайев Pr. ISBN  0824828860 .
  23. ^ Аунг-Твин, Майкл (2008). « Мранма Пран»: Когда контекст сталкивается с понятием» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 39 (2): 193–217. дои : 10.1017/S0022463408000179 . ISSN   0022-4634 . JSTOR   20071884 . S2CID   154992861 .
  24. ^ «Раманья» . Оксфордский справочник . Проверено 11 апреля 2021 г.
  25. ^ «Раманна, Раманья: 1 определение» . Библиотека мудрости . 12 апреля 2009 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
  26. ^ Стюарт 1937 .
  27. ^ Тема и Лейтич 2013 , с. 14–15.
  28. ^ Тун, Тан. История Бирмы в фотографиях .
  29. ^ Перейти обратно: а б За Ва На, В. (30 июня 2018 г.). «Тенденция роли Раманьня Никаи в следующем десятилетии в штате Мон» . Журнал Международной ассоциации буддийских университетов (JIABU) . 11 (3): 194–211.
  30. ^ Андайя 2001 , с. 319.
  31. ^ Пан Хла 1991 .
  32. ^ Бленч 2018 , с. 174–193.
  33. ^ Сидвелл, Пол (2022). «Австроазиатское расселение: расширение АА «Водный мир»» (PDF) . Специальная публикация JSEALS № 8: Материалы 30-го собрания Лингвистического общества Юго-Восточной Азии (2021 г.) . Гавайский университет Press. ( Видеопрезентация)
  34. ^ Лоррийяр, Мишель (12 ноября 2019 г.), Распространение лаосских письменностей (PDF) , стр. 6 , получено 26 февраля 2021 г.
  35. ^ Надпись Mon в Лаосе , получено 26 февраля 2021 г.
  36. ^ Пан Хла 1991 , с. 15.
  37. ^ ПРОФИЛЬ ГОСУДАРСТВА МОН (PDF) , УВКБ ООН, июнь 2014 г. Народ Мон — одна из старейших цивилизаций в Юго-Восточной Азии, история которой насчитывает более тысячелетия, и считается основным источником влияния для культуры Мьянмы и Таиланда, особенно в отношении распространения буддийской религии.
  38. ^ Мартин Стюарт-Фокс (6 февраля 2008 г.), Исторический словарь Лаоса , Scarecrow Press, стр. 328, ISBN  9780810864115 , получено 26 февраля 2021 г.
  39. ^ Пхра Теп Раттанамоли (1976). «Хроника Тота Фанома: история святыни и ее интерпретация» . Проверено 27 февраля 2021 г.
  40. ^ Кисленко, Арне (2009), Культура и обычаи Лаоса , Bloomsbury Academic, стр. 19, ISBN  9780313339776 , получено 26 февраля 2021 г.
  41. ^ «Королевства Мон и Кхмер» . Проверено 26 февраля 2021 г.
  42. ^ «Шри Готапура» . Архивировано из оригинала 31 октября 2014 г. Проверено 3 февраля 2013 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-0368-1 .
  44. ^ Роджер В. Стамп (2008). География религии: вера, место и пространство . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN  978-0742581494 .
  45. ^ Питер Скиллинг (30 июня 1997 г.), «Пришествие буддизма Тхеравады на материковую часть Юго-Восточной Азии» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований : 93–107 , получено 26 февраля 2021 г.
  46. ^ Кристиан Бауэр (1991), Заметки об эпиграфике MON (PDF) , стр. 24 , получено 26 февраля 2021 г.
  47. ^ Би Хтау Монзель, Inscription Narai , получено 26 февраля 2021 г.
  48. ^ Хуан Пхинтуфан (1969), Лопбури, который стоит знать (PDF) (на тайском языке), стр. 5 , получено 1 марта 2021 г.
  49. ^ Саритпонг Кхунсонг (2010 г.), Культурное развитие древнего города Накхонпатхом в период до 19-го буддийского века (PDF) (на тайском языке) , получено 1 марта 2021 г.
  50. ^ Кампхенг Пхет, доисторический город (PDF) (на тайском языке), 28 февраля 2021 г. , получено 1 марта 2021 г.
  51. ^ Санпхет Тамматикун (1995). Тамфон Линк Забытое королевство Шривиджая Самнакфим Матичон). (на тайском языке ISBN  9747115093 . Проверено 2 марта 2021 г.
  52. ^ Свирер, Дональд К.; Премчит, Соммаи (1998). Легенда о царице Каме: Камадевивамса Бодхирамси, перевод и комментарий . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0791437752 . Проверено 26 февраля 2021 г.
  53. ^ Варисара Анантато (2017). «Поклонение Камадеви: воспроизведение легенд и построение социального пространства» (PDF) . Проверено 26 февраля 2021 г.
  54. ^ Мотвани, доктор Джагат К. (22 февраля 2018 г.). Открытие предыстории Древней Индии . iUniverse. ISBN  9781532037900 . Проверено 26 февраля 2021 г.
  55. ^ «Таиланд - 799–1292 гг. - Период Харифунчай / Харипунджайя» . Проверено 26 февраля 2021 г.
  56. ^ Чаттия Хиети-флот; Буссакорн Бинсон; Кумком Порнпрасит (24 июня 2020 г.), Музыкальная композиция Queen Chamdevi Suite , получено 3 марта 2021 г.
  57. ^ Чарльз Ф. Киз (1994). Золотой полуостров: культура и адаптация в материковой части Юго-Восточной Азии . Издательство Гавайского университета. ISBN  082481696X .
  58. ^ Харви 1925 , с. 307.
  59. ^ Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
  60. ^ Перейти обратно: а б Вятт, ДК Таиланд, Краткая история, с. 35–38, Бангкок, 2003 г.
  61. ^ Министерство образования (1 января 2002 г.). «Чиангмай: Нопбури Си Накхон Пинг» . Проверено 26 февраля 2021 г.
  62. ^ Янош Яни (8 апреля 2020 г.). Правовые традиции в Азии: история, понятия и законы . Спрингер. п. 288. ИСБН  9783030437282 . Проверено 26 февраля 2021 г.
  63. ^ Винай Понгсрипиан. «Традиционная тайская историография и ее упадок в девятнадцатом веке» (PDF) . Проверено 26 февраля 2021 г.
  64. ^ Бенджамин (4 августа 2020 г.). «Культурный профиль: Дваравати, затерянная цивилизация Древнего Таиланда» . Проверено 26 февраля 2020 г.
  65. ^ Перейти обратно: а б «История провинции Лампхун» . Проверено 26 февраля 2021 г.
  66. ^ Доктор Т. Суреш Сингх (2014). Бесконечная долина Кабау: британцы создали видимый цикл Манипура, Бирмы и Индии . Издательство Quills Ink. ISBN  978-9384318000 .
  67. ^ Нет. На Пакнам (1985). Связь между искусством и историей тайского народа . Офис Национальной комиссии по культуре.
  68. ^ Перейти обратно: а б Юг 2002 , стр. 69.
  69. ^ Перейти обратно: а б с Юг 2002 , стр. 73.
  70. ^ Перейти обратно: а б Юг 2002 , стр. 71.
  71. ^ Перейти обратно: а б с д Юг 2002 , стр. 72.
  72. ^ Перейти обратно: а б Юг 2002 , стр. 74.
  73. ^ Юг 2002 , стр. 75.
  74. ^ Раджанубхаб 2001 , стр. 85–87.
  75. ^ Юг 2002 , стр. 77.
  76. ^ Кирнан, Бен (2008). Кровь и почва: современный геноцид 1500-2000 гг . Мельбурнский университет. стр. 148–154. ISBN  9780522854770 .
  77. ^ Харви, GE (2000). История Бирмы . Азиатские образовательные услуги. п. 235. ИСБН  9788120613652 .
  78. ^ Смит, Дональд Юджин (2015). Религия и политика в Бирме . Издательство Принстонского университета. п. 35. ISBN  9781400878796 .
  79. ^ Харви 1925 , с. 369.
  80. ^ Харви 1925 , с. 272.
  81. ^ Рой, Эдвард (2018). Сиамский плавильный котел . Flipside Digital Content Company Inc. ISBN  978-9814762854 .
  82. ^ «Выдающиеся линии передачи мон от поздней Аюттхая до раннего Бангкока» (PDF) . Журнал Сиамского общества : 206. 2010.
  83. ^ Кристофер, Бейкер (2014). История Таиланда . Мельбурн, Австралия: Издательство Кембриджского университета. стр. 26 и 309. ISBN.  9781316007334 .
  84. ^ «Иммиграция монов в Сиам» (PDF) . Сиамское общество: 5. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  85. ^ Десакура (27 мая 2020 г.). «Храм Ват Сутатам в Самут Сонгкхраме, Таиланд» . Реконструкция станции . Проверено 7 августа 2020 г.
  86. ^ Ват — центр традиций понедельника — Bangkok Post
  87. ^ Нгамьинг, Дуситторн (2014). «Мон Дэнс: Создание стандартов для продолжения исполнительского искусства Тай-Раман» . Азиатская культура и история . 7 . Канадский центр науки и образования. дои : 10.5539/ach.v7n1p29 .
  88. ^ Шритавонг, Супарат; Муисук, Канха; Шрикуммул, Метави; Кампуансай, Ятуполь; Питтаяпорн, Питтаяват; Руангчай, Сухум; Лю, Данг; Кутанан, Вибху (2020). «Тесное генетическое родство между центральными тайцами и народами мон в Таиланде, выявленное с помощью аутосомных микросателлитов». Int J Legal Med . 135 (2): 445–448. дои : 10.1007/s00414-020-02290-4 . ПМИД   32281021 . S2CID   215741324 .
  89. ^ Бейкер, Кристофер (2014). История Таиланда . Мельбурн, Австралия: Издательство Кембриджского университета. стр. 3–4. ISBN  9781316007334 .
  90. ^ Хаспельмат, Мартин (2009). Заимствования в языках мира: Сравнительный справочник . Вальтер де Грюйтер. п. 602. ИСБН  978-3110218435 .
  91. ^ «Атлас языков мира ЮНЕСКО в опасности» . ЮНЕСКО . Проверено 3 июня 2020 г.
  92. ^ «Перенаправлено» . Этнолог . 19.11.2019 . Проверено 9 декабря 2022 г.
  93. ^ «Инвентаризация мастерства и исполнительского искусства традиционных музыкальных инструментов мон» (PDF) . Проверено 16 февраля 2021 г.
  94. ^ «Гончарная мастерская Ко Крет» (PDF) . Институт устойчивого искусства и ремесел Таиланда. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  95. ^ «Вдохновение унаследовать «Mon Pottery» » (PDF) . Институт устойчивого искусства и ремесел Таиланда . Проверено 7 февраля 2023 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  96. ^ Джиратах Даосомбун (15 сентября 2021 г.). «Создание ценных продуктов на основе местной мудрости, гончарное дело Бан Мон, субрайон Бан Каенг, провинция Накхон Саван, в рамках концепции креативной экономики» . Журнал культурного подхода.
  97. ^ Хантер И. Уотсон, Новый взгляд на надписи Старого Мона северного Таиланда , с. 8 , получено 31 марта 2023 г.
  98. ^ Тонгпиан Сарамарт. «Лик Смин Асах: аналитическое исследование» . Центральная библиотека университета Силпакорн.
  99. ^ Патрик МакКормик; Матиас Дженни (15 ноября 2011 г.). «Тайская и монская литература: забытая роль монахов Сиама. Три примера общих произведений литературы». Сиамское общество. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  100. ^ Матиас Дженни (январь 2011 г.). «История принца Сангады - монская легенда в контексте Юго-Восточной Азии» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  101. ^ Джиаранаи Витхидкул; Чанвит Тудкеао (28 декабря 2020 г.). «Бирманский, монский, тайский и пали: разнообразие литератур Рачатират в Таиланде» . Журнал писем. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  102. ^ Онг Бунджун (2016). « Бан Тунг-Кен»: Современная этническая община мон в Супханбури» (PDF) (на тайском языке): 88–90. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  103. ^ «Аналитическая тенденция в развитии буддизма в регионе Мон Мьянмы в следующем десятилетии». Журнал Международного колледжа буддийских исследований. 16 мая 2020 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  104. ^ «Традиция «Лой Хамоде» в отношениях Хонгсавади-Харипхунчай» . konlanna.com (на тайском языке)
  105. ^ Пхрахру Сатхиттхаммафинан (2018), Исследование Буддадхаммы в традиции И Пэн Ланны (PDF) , получено 27 февраля 2021 г.
  106. ^ «Археологическая загадка: традиция Мон Харифунчай «Лой Хамод» является источником «Лой Кратонг» в Сиаме?» ) . на тайском языке, 13 ноября 2016 г. (
  107. ^ «Традиция Лой Хомт в районе Тон Тонг, 2016 год» (на тайском языке, 10 ноября 2016 г. , дата обращения 27 февраля 2021 г. ).
  108. ^ «Муниципалитет округа Тон Тонг, провинция Лампхун, продолжает традицию Лой Хомт в округе Тон Тонг. Этот раз проводился в шестой раз с размахом, чтобы сохранить и продолжить добрые традиции и культуру местного региона, чтобы они продолжались вечно» (на тайском языке). 8 ноября 2020 г. Проверено 28 февраля 2021 г.
  109. ^ «Ракета Мон» . 23 апреля 2011 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
  110. ^ «Традиция освещения бицепсов» (на тайском языке, 1 июля 2019 г.). Дата обращения 20 февраля 2021 г.
  111. ^ Традиция освещения бицепса (английские субтитры) (на тайском языке), 11 августа 2015 г., заархивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. , получено 20 февраля 2021 г.
  112. ^ «Пн Фестиваль плавучих лодок 2018» . 14 сентября 2018 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
  113. ^ «Пн Фестиваль плавучих лодок 2018» . 27 июня 2018 г. Проверено 20 февраля 2021 г.
  114. ^ «Традиция спуска на воду модели лодки, чтобы отвести несчастье. Провинция Канчанабури» . dhammathai.org (на тайском языке).
  115. ^ Правит Риттибул. «Изучение традиционной идентичности Хэ Ханг Хонг Тхонг Та Хаб как развитие культурного капитала: креативный дизайн для презентации туристического имиджа в провинции Патхумтхани» . tci-thaijo.org .
  116. ^ «Традиция парада флага многоножки» (на тайском языке, 11 апреля 2017 г. ), дата обращения 20 февраля 2021 г.
  117. ^ Фестиваль парада лебедей и многоножек (PDF) , получено 20 февраля 2021 г.
  118. ^ «Посетите традиционный парад лебедей и флаг многоножек Пхра Прадаенг» (на тайском языке, 18 апреля 2018 г. , дата обращения 20 февраля 2021 г. ).
  119. ^ «Парад флага многоножки» . Проверено 20 февраля 2021 г.
  120. ^ «Сонгкран 2020 в Таиланде – Даты» . rove.me . Проверено 4 сентября 2019 г.
  121. ^ «Тайское ремесленное наследие: лепнина» .
  122. ^ Естественно красиво: косметика и косметические товары из леса . Продовольственная и сельскохозяйственная организация. 2020. стр. 44–50. ISBN  978-9251323984 .
  123. ^ Чирапонгсе, Китти (2012). «Сезон кхао-че: как есть классическое летнее лакомство Таиланда» . CNN . Проверено 7 сентября 2019 г.
  124. ^ «Путеводитель по королевской тайской кухне» . Гид МИШЛЕН . Проверено 7 сентября 2019 г.
  125. ^ «Как провести долгие тингьянские каникулы» . Мьянма Таймс . 07.04.2017 . Проверено 7 сентября 2019 г.
  126. ^ Сукфизит, Сутон (9 июня 2019 г.). «Приобретенный вкус» . Почта Бангкока . Проверено 16 июня 2021 г.
  127. ^ Пункреобутр, Вишиан; Ваттанасан, Пияда; Тиантонг, Вилаван (2019). «Местные народные игры и укрепление здоровья: практический пример: игра тайских раманов в бросание сабы в районе Онгкарак, провинция Накорнайок». ССНН   3335646 .
  128. ^ «Нематериальное культурное наследие» . ЮНЕСКО Бангкок .
  129. ^ ":: Группа новостей Као Вао" . 23 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2005 г. Проверено 6 сентября 2019 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2012). «Исторический Лампхун: столица монского королевства Харифунчай». Древний Чиангмай . Том. 4. Книги знатоков. АСИН   B006J541LE .
  • Юг, Эшли (2013). Мон-национализм и гражданская война в Бирме: Золотой Шелдрейк . Рутледж. ISBN  9781136129629 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По данным ЦРУ Factbook , мон составляют 2% от общей численности населения Мьянмы (55 миллионов) или примерно 1,1 миллиона человек.
  2. ^ Перейти обратно: а б Точное количество мон, проживающих в других странах, неизвестно. их обычно считают бирманцами, сиамцами или представителями других азиатских стран. В переписях
  3. ^ Название «Манграй» - это историческое название, используемое в большинстве современных научных приложений. Слово «Менграй», популяризированное публикацией 1907 года, чаще встречается в народном употреблении. Важно отметить, что «Мэн» — это тайский юаньский этноним народа Мон.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9227729378b533b365a6d7a829c576aa__1716323220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/aa/9227729378b533b365a6d7a829c576aa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mon people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)