Падшее королевство
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2015 г. ) |
Падшее королевство | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
468–1388 | |||||||||||||||
Капитал | |||||||||||||||
Общие языки | |||||||||||||||
Религия | |||||||||||||||
Правительство | Царство Мандалы | ||||||||||||||
Монарх | |||||||||||||||
• 648–700 | Калавандит | ||||||||||||||
• 1002–1006 | Сурьяварман I | ||||||||||||||
• 1052–1069 | Чадачита | ||||||||||||||
• 1340–1388 | Член правления я | ||||||||||||||
Историческая эпоха | Постклассическая эпоха | ||||||||||||||
• Учреждение | 468 | ||||||||||||||
• Ченлы Влияние | 6 век | ||||||||||||||
• Сиридхаммана Влияние | 927 | ||||||||||||||
• Ангкора Влияние | 1002 | ||||||||||||||
• Айодхья в качестве резиденции | 1082 | ||||||||||||||
• Отделение Сукотаи | 1239 | ||||||||||||||
• Формирование Аюттайи | 1351 | ||||||||||||||
• Присоединён к Аюттайе. | 1388 | ||||||||||||||
|
Королевство Лаво было политическим образованием ( мандалой ) на левом берегу реки Чао Прайя в долине Верхней Чао Прайя с конца цивилизации Дваравати , в 7 веке, до 1388 года. Первоначальным центром цивилизации Лаво был Лаво.
До IX века Лаво вместе с Си Тхеп и Сема был центром государства в стиле мандалы , Дваравати ; однако из-за миграции, вызванной погодными условиями, Си Тхеп и Сема потеряли свою власть, и Лаво стал единственным центром власти в этом районе, пока он не попал под гегемонию кхмеров в 10-11 веках. [1]
История
[ редактировать ]Дваравати и господство Мон
[ редактировать ]Район Дваравати (нынешний Таиланд) впервые был заселен народом мон , прибывшим и появившимся несколько столетий назад. Основы буддизма в центральной Юго-Восточной Азии были заложены между VI и IX веками, когда буддийская культура Тхеравады, связанная с народом мон, развивалась в центральном и северо-восточном Таиланде. Мон-буддийские королевства, возникшие на территории нынешних частей Лаоса и Центральной равнины Таиланда, вместе назывались Дваравати. [2] : 27
Народ мон из Лаво
[ редактировать ]Согласно Хроникам Северного Таиланда, Лаво был основан Прайей Калаварнадишраджем, пришедшим из Таккасилы в 468 году нашей эры. [3] [4] Согласно тайским записям, Прайя Какабатр из Таккасилы (предполагается, что это был город Так или Накхон Чай Си ) [5] [6] : 29 [7] установил новую эру, Чула Сакарат , в 638 году нашей эры, которая использовалась сиамцами и бирманцами до 19 века. Его сын Прайя Калаварнадишрадж основал город десять лет спустя.
Единственный родной язык, обнаруженный в ранние времена Лаво, - это язык мон . Однако ведутся споры о том, был ли Мон единственной этнической принадлежностью Лаво. Некоторые историки отмечают, что Лаво состоял из смешанных народов Мон и Лава ( народ , говорящий на палаунгском языке ), [8] [9] с Монсами, образующими правящий класс. Также предполагается, что миграция тайских народов в долину Чао Прайя произошла во времена королевства Лаво.
Буддизм Тхеравады оставался основной религией в Лаво, хотя индуизм и буддизм Махаяны из Кхмерской империи имели значительное влияние. [10] Примерно в конце VII века Лаво расширился на север. В Северных тайских хрониках, в том числе в «Камадививамсе» , Камадеви , первая правительница царства Мон Харифунчай , упоминалась как дочь короля Лаво.
О природе королевства Лаво сохранилось мало записей. Большая часть того, что мы знаем о Лаво, получена из археологических свидетельств. В хрониках династии Тан записано, что королевство Лаво отправляло Тану дань как Тоу-хо-ло. В своем дневнике монах Сюаньцзан называл Дваравати-Лаво Тоу-ло-по-ти, что, кажется, перекликается с названием Дваравати, как государства между Ченлой и Языческим царством . Во времена династии Сун Лаво был известен как Лууво ( китайский : 羅渦 ). [11]
Войны трех королей
[ редактировать ]Свидетельства каменных надписей, найденных древним письмом мон в Северном и Центральном Таиланде, подтверждают, что основное население мандал Лаво и Харипунджайя, вероятно, представляет собой одну и ту же этническую группу, « народ мон », или любую этническую группу, использующую австроазиатские языки. Благодаря родству королевской крови эти два государства поддерживали хорошие отношения в течение первых 300 лет. [12]
В начале X века зафиксировано несколько сражений между этими двумя мандалами, произошедших с 925 по 927 год. [12] Согласно надписи О Смах, после двух лет интронизации король Ратхасаткара или Трапака ( тайский : รตสตตกตกร/ตปเธก ) Харипунджая двинулся на юг, стремясь захватить королевство Лаво, короля Учиттхаку Чаккавата. или Император Уччитта Однако война между этими двумя братскими государствами распространилась на южное королевство Сиридхаммана ( Накхонситхаммарат Шривиджая . ), король Сиридхаммана, Дживака или Сучитра (Король Дживака/Король Сучитра), воспользовался преимуществом, чтобы занять Лаво [13] Из-за потери Лаво оба короля Мона сплотились на север, чтобы занять Харипунджаю , но король Ратхасаткара в конечном итоге уступил город королю Лаво. Не сумев вернуть Харипунджая, король Ратхасаткара двинулся на юг, чтобы поселиться в Пхрак Си Рача (современный район Санкхабури ). [12] Битва также упоминается в нескольких хрониках, таких как Джинакаламали и Чамадивамса . [13]
После того, как Дживака взял столицу Лаво, Лавапуру (ลวปุระ), он назначил своего сына Кампоча (กัมโพช) новым правителем и возвел на трон бывшую королеву Лаво своей супругой. Ни в каких свидетельствах не упоминается, что он либо проживал в Лаво, либо вернулся, чтобы править Сиридхамманой. Три года спустя король Кампоч напал на Харипунджаю , но проиграл. [14] Затем он попытался захватить еще один северный город, Накабури (นาคบุรี), но тоже потерпел неудачу. С тех пор произошло несколько сражений между Харипунджаей и Лаво. Кампоч был женат на кхмерской принцессе, бежавшей от ангкорской династической резни. [14]
Позже в 960 году Лавапура была аннексирована сиамцами из Айодхьи , [15] который также имел политические отношения с королевством Тамбралинга на юге империи Шривиджая . [11] Кампоч, возможно, бежал в Ангкор , затем вернулся, чтобы разграбить Лавапуру в 1002 году, и в конечном итоге объединил Лаво с Ангкорийской империей в 1022 году после того, как захватил Ангкор и возвел на трон Сурьявармана I. [13]
Кхмерская культурная вассализация
[ редактировать ]Исанаварман I из королевства Ченла расширил кхмерское влияние на долину Чао Прайя во время доминирования Мона посредством своих кампаний примерно в 7 веке, но не осуществлял политического контроля над регионом. [16] Позже, в 1002 году, Сурьяварман I, родившийся в семье кхмерской принцессы и принца Тамбралинга Кампоха, претендовал на трон Кхмерской империи и узурпировал короля Кхмера Удаядитьявармана I , разгромив в том же году его армию. После затяжной войны с потенциальным преемником Удаядитьявармана, Джаявирахварманом , Сурьяварман I потерпел неудачу с первой попытки. Затем он вернулся в Лаво и снова напал на Анкор четыре года спустя. Он победил и занял кхмерский трон в 1010 году. [17]
Из-за долгих девятилетних войн за кхмерский трон Лавапура утратила свое процветание и была практически заброшена. [18] Кхмерский генерал Шри Лакшми Пативарман был назначен новым правителем Лаво, чтобы возродить город в 1006 году, а Лаво в конечном итоге вошел в состав Кхмерской империи примерно в 1022 году. [13] в результате чего бывшие города Дваравати на восточной равнине Чао Прайя попали под гегемонию кхмеров, в то время как западные города были избавлены от гегемонии кхмеров и образовали Суварнабхуми . [19] Лаво был центром, из которого кхмерская власть управляла Дваравати.
Из-за дипломатических отношений между Кхмерской империей и династией Чола , установленных в 1012 году во время правления Сурьявармана I , Империя Шривиджая и королевство Тамбралинга проиграли войны против этих двух династий и, следовательно, потеряли контроль над нижним реки Чао Прайя бассейном в настоящее время. -день Центрального Таиланда , который привел к возникновению сиамского королевства Суварнабхуми и провозглашению независимости Тамбралинга в 1230 году. [20] : 134–136 [21] [22] [23]
Примерно в X веке города-государства в центральном Таиланде объединились в две мандалы — Лаво (современный Лопбури) и Суварнабхуми (современный Супханбури ). [19] Кхмеры потеряли власть над Лаво примерно в 12 веке после того, как бывшая столица Лаво, Лопбури , была захвачена Сингханавати королем Фромом в 1106 году. [24] а также декларация независимости Королевства Сукхотай в 1238 году. [25]
Прибытие тайских народов
[ редактировать ]Современные тайские историки полагают, что народы тай произошли из северного Вьетнама и провинции Гуанси в Китае. [26] Народы тайского происхождения жили в северной части Юго-Восточной Азии к 8 веку. [27] Возникло пять языковых групп: северные тайцы в Китае (предки Чжуана ); горный народ тай в северном Вьетнаме (предки Чёрного , Белого и Красного Тай ); тайцы на северо-востоке Лаоса и на границе с Вьетнамом (предки тай Сианг Хванга и сиамцев в Аюттхае ); Тай в северном Лаосе; и Тай к западу от Луанг Прабанга , северного Таиланда и в прилегающих частях Лаоса, Юньнани и Бирмы . [2] : 26 Народ тай эмигрировал на территорию современного Таиланда примерно в 11 веке, эта земля уже была заселена народами, говорящими на монском и кхмерском языках, прибывшими ранее.
Возникновение городов-государств Тай
[ редактировать ]Народы тай жили в низменных и речных долинах материковой Юго-Восточной Азии. На холмах проживала разнообразная этническая и языковая группа. Деревня Тай состояла из нуклеарных семей, которые выращивали рис и жили в небольших домах, возвышающихся над землей. Домохозяйства объединялись для защиты от внешних атак и для того, чтобы разделить бремя коммунального ремонта и обслуживания. Внутри села был создан совет старейшин, который помогал решать проблемы, организовывать праздники и обряды и управлять деревней. Деревня объединится, чтобы сформировать Муанг ( тайский : เมือง ), группу деревень, управляемых Чао ( тайский : เจ้า ) (лордом). [2] : 25 Когда народ тай поселился на Центральной равнине Таиланда, камбоджийский правитель назвал их Сием ( кхмер : សៀម ) на кхмерском языке. Лорды Тай приняли как алфавит Мон , так и Кхмерский алфавит , которые Тай разработали в свои собственные системы письма как алфавит Тай Тхам для народа Тай Юань на севере и алфавит Кхом-Тай для сиамского Тай в нижнем регионе. Сиамцы также называли себя тайцами или тайцами, а Лаво на диалекте тайского языка называли «Лопбури». [ нужна ссылка ]
Расселенные на сельских окраинах Кхмерской империи и в верхнем Лаосе народы тай, объединенные своими правителями, становились серьезной угрозой для Кхмерской империи. Несмотря на смешанные браки между правящими семьями Тай и Кхмеров, народ Тай сохранил свою особую культурную и этническую самобытность, сохранив свои собственные языки и единицы социальной организации.
Сиамский Лаво (11 век)
[ редактировать ]Грозный политический контроль, осуществляемый Империей Ангкор, распространялся не только на центр кхмерской провинции, где большинство населения составляли кхмеры, но и на внешние приграничные провинции, вероятно, населенные некхмерскими народами, включая районы на севере и северо-востоке. современного Бангкока , нижнюю центральную равнину и верховья реки Пинг в регионе Лампхун — Чиангмай . [2] : 28
Народ тай был преобладающей некхмерской группой в районах центрального Таиланда, которые образовывали географическую периферию Кхмерской империи. Группы тай, вероятно, ассимилировались с кхмерским населением. Исторические записи показывают, что они сохранили свою культурную самобытность, хотя их анимистическая религия частично уступила место буддизму. В исторических документах Тай отмечается, что период существования Ангкорской империи был периодом великих внутренних распрей. В течение XI и XII веков территории с сильным присутствием тайцев, такие как Лаво или Лопбури (на территории нынешнего северо-центрального Таиланда), сопротивлялись контролю кхмеров. [2] : 28
В 11 веке Лаво управлялся камбоджийским принцем как часть вассального государства Кхмерской империи Ангкор. Однако Лаво хотел освобождения и добивался признания от Китая ( династия Сун ) в 1001 и 1155 годах в качестве независимого государства. Большое тайское население Лаво и его корни в Дваравати не очень хорошо ассимилировались с кхмерской цивилизацией, а в кхмерских писаниях Лопбури считался провинцией Ангкора, имеющей сьямскую (сиамскую) идентичность. [2] : 29
Влияние кхмеров на Лаво начало ослабевать в результате растущего влияния формирующегося бирманского королевства Паган. В 1087 году Кьянситта Паганский вторгся в Лаво, но король Лаво Нарай смог отразить бирманское вторжение, и Лаво, ставший относительно более сильным в результате столкновения, таким образом был избавлен от кхмерской или бирманской гегемонии. Король Нараи перенес столицу в Айодхью. [28] и тогда Лаво смог оказать давление на Суварнабхуми на западе и медленно захватить его города. [29]
Еще одна волна кхмерских вторжений пришла при Джаявармане VII . На этот раз Лаво был ассимилирован в религиозный космос Кхмерской империи – индуизм и буддизм Махаяны. Кхмерское влияние было велико на искусство и архитектуру Лаво, как это видно в Пранг Сам Йот. [30] : 170 [31]
В 1239 году тайский губернатор Сукхотая восстал и провозгласил независимость от Лаво, что положило начало Королевству Сукхотай . В хрониках Северного Таиланда Лаво называют « Хом », и королевство Лаво быстро сократилось в 13 веке из-за расширения Сукхотаи под руководством короля Рама Кхамхенга Великого , отступившего в свое сердце вокруг Лаво и Айодхьи. [ нужна ссылка ]
Королевство Лаво, Ло-ху, отправляло посольства в Китай между 1289 и 1299 годами. [20] : 221–222 В 1349 году сианцы Сукхотаи объединились с народом Ло-ху, нового королевства, названного китайцами Сианлуо (暹羅). [32] : 102 Однако Сиань может относиться к Королевству Суфаннапхум провинции Супханбури . [33]
Слияние с Королевством Аютия
[ редактировать ]В 1350 году Утонг , который был постангкорским правителем одного из городов в Нижней долине Чао Прайя, и Бороммарачатират I из Суварнабхуми (современный Супхан Бури ) стали соучредителями города Аюттхая, острова на пересечении трех рек; Река Чао Прайя, река Лопбури и река Па Сак , и Утонг стал королем города. Но Бороммарачатират I забрал Аюттайю у сына Утонга Рамесуана в 1370 году, а затем Рамесуан отступил обратно в Лаво. В 1388 году Рамесуан отомстил, забрав Аюттайю у сына Бороммарачатирата I, Тонг Лана . Племянник Бороммарачатирата I, Интхарачатират, вернул Аюттхаю династии Суфаннапхум в 1408 году. Затем династия Утонг была подвергнута чистке и до 16 века оставалась простой благородной семьей Аюттхая.
Существует множество теорий о происхождении Утонга. По словам Его Королевского Высочества принца Чулы Чакрабонгсе , он считался потомком Манграя . [34] : 28 В хрониках Ван Влита , произведении семнадцатого века, говорится, что король Утонг был китайским купцом, который обосновался в Пхетчабури, прежде чем переехать в Аюттайю. Тамнан Мулла Сатсана шестнадцатого века , литература Ланна , утверждает, что король Утонг был из Королевства Лаво.
После основания Королевства Аюттхая в 14 веке Лаво стал главной крепостью Королевства Аюттхая. Он стал столицей королевства во время правления короля Нараи в середине 17 века, и король проживал там около восьми месяцев в году.
Список правителей
[ редактировать ]До 11 века: Лавапура как резиденция.
[ редактировать ]Имя | Царствование | Примечание | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Английский | тайский | ||||||
Калавандит | Канаварадит | 468–500 | |||||
Неизвестный | 500–9 век | Исанаварман I , третий король королевства Ченла , расширил влияние на долину Чао Прайя в 7 веке, но народ Мон взял Лаво еще в начале 10 века. | |||||
Учитака Чаккават | Империя Учиттака | ?–927 | |||||
Из-за войн с Харипунджаей и Сиридхамманой в 925–927 годах столица Лавапура была почти заброшена и находилась под контролем короля Сиридхаммана из Лигора (暹罗/六坤). [13] | |||||||
кампоч | Кампоч | 927–? | Также старший брат Джаявармана IV . Как подчиненный штат Сиридхаммана . ( Лигор ) Шривиджая [12] [14] | ||||
Шри Монгхон Артит [15] | Шри Монгкол Атхит | 960–961 | В Сун Хуияо Дзигао назван 吉利HU大霡果界 королём Сиам-Лаво (国国; находится под контролем мандалы государства Сиан в стиле [湹в Сун Хуияо Цзигао ]) [11] | ||||
Шри Чула [15] | Шри Чула | 961–975 | Также король Сиан-Ло. | ||||
Шри Сау/Ся Чи [15] | Шри Сео/Хатрия/Ся Ци | 975–991 | В Сун Хуэйяо Цзигао по имени 夏池, также король Сянь-Ло. [11] | ||||
После того, как империя Шривиджая и королевство Тамбралинга проиграли войны против Кхмерской империи и династии Чола в начале 11 века, Шривиджая пришла в упадок и потеряла контроль над бассейном реки Чао Прайя . | |||||||
Неизвестный | 991–1002 | В 1002 году Лаво был разграблен ангкорским королем Сурьяварманом I , и Лавапура была заброшена. [18] | |||||
Сурьяварман I | Сурьяварман 1 | 1002–1006 | Прежде чем претендовать на трон Ангкора | ||||
Шри Лакшми Пативарман [13] | Шри Лакшми Пативарман | 1006–? | Назначен Сурьяварманом I. [13] | ||||
Неизвестный | ?–1052 | Лаво был захвачен Рампонгом Бандитом (годы правления 1006–1046) из Муанг Утонга и стал зависимым государством сиамцев. [35] | |||||
Чадачита | Чандрахоти | 1052–1069 | Лаво начал сопротивляться анкорианскому контролю. [2] : 28 | ||||
Регент | 1069–1082 | ||||||
Примерно в 11 веке столица была перенесена на юг и названа королем Нараи Айодхьей, затем старая столица была переименована в Лопбури. [28] |
После 11 века: Айодхья как резиденция.
[ редактировать ]Правители Айодхьи | Царствование | Правители Лопбури | Царствование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Английский | тайский | Английский | тайский | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пхра Нарай | Вишну | 1082–1087 | Пхра Нарай | Вишну | 1082–1087 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вакантный | 1087–1089 | Вакантный | 1087–1106 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пхра Чао Луанг | Пхра Чао Луанг | 1089–1111 | Пром Король Йонока захватил Лопбури в 1106 году и назначил своего сына Си Сатчаналай , Крайсорнрат, как новый правитель [24] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Саи Шесть Деньги | жимолость | 1111–1165 | Крайсорнрат [24] | Крайсорнрат | 1106–? [ оспаривается – обсуждаем ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дхаммикараджа | Король Дхаммикарадж | 1165–1205 | Шри Таммасоккарат [30] : 170 | Шри Таммасокарат | ?–1191 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утонг | Кинг У Тонг | 1205–1253 | Индраварман II [а] [31] | Нарупатеин Дараварман | 1191?–1218 [ оспаривается – обсуждаем ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чайсен | Король Чайсен | 1253–1289 | Крайсорнрат [36] | Крайсорнрат | ?–1283 [ оспаривается – обсуждаем ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лаво отправил дань в Китай в 1289 году. [31] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суванрача | Король Суванрача | 1289–1301 | Король Фрак Си Рача (имя неизвестно) (Как данник Сукхотая государство - ) | 1283–1319 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таммарача | Король Таммарача | 1301–1310 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боромрача | Его Величество Король | 1310–1344 | После смерти короля Фрак Си Рачи в 1319 году Лопбури и город Айодхья считалась королевским наследством его дочери Сон Саи (สนไส้/ Чандрадеви Шрираттаначайя), которая позже передала его своему сыну Утонгу (Раматибоди I). [36] [б] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раматибоди I (Утонг) (Также первый король Королевства Аюттхая ) | Раматибоди I | 1344-1369 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После того, как королевство Аюттхая было основано в 1351 году, Лаво в конечном итоге был присоединен к Аюттхае в 1388 году. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание:
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Прафон Чанклом (6 сентября 2019 г.). Шриджанасы » оригинала «Затерянный в аромате Лаво Сритхеп Сема, Мандала (на тайском языке). Архивировано из 26 октября 2023 г. Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эллен Лондон, 2008 г., Таиланд. Краткое изложение 2000 лет истории и культуры. Сингапур: Marshall Cavendish Editions, ISBN 9789812615206
- ^ Северные королевские хроники (на тайском языке), типография Тайхасем, 1958 г. , получено 1 марта 2021 г.
- ^ Адхир Чакраварти, «Международная торговля и города древнего Сиама», Наше наследие: Бюллетень Департамента последипломного обучения и исследований, Санскритский колледж, Калькутта, том XXIX, часть I, январь – июнь 1981 г., стр. 1- 23, нб с. 15; также в The South East Asian Review (Гая, Индия), том. 20, № 1 и 2, 1995 г.
- ^ Хуан Пхинтуфан (1969), Лопбури, который стоит знать (PDF) (на тайском языке), стр. 5 , получено 1 марта 2021 г.
- ^ Саритпонг Кхунсонг (2010 г.), Культурное развитие древнего города Накхонпатхом в период до 19-го буддийского века (PDF) (на тайском языке) , получено 1 марта 2021 г.
- ^ Кампхенг Пхет, доисторический город (PDF) (на тайском языке), 28 февраля 2021 г. , получено 1 марта 2021 г.
- ^ «Королевство Сьям» . Meruheritage.com . Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ Джон Пайк. «Таиланд — 500-1000 — Лаво/Лопбури» . Globalsecurity.org . Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д «Путь Шривичай: Величайшая торговая сеть в древнем Южном море, Эпизод: Династия Сайлендра в Джамби (около 1395–1533 гг. До н. э.) (Последний эпизод)» (на тайском языке Manager Daily 1 декабря 2023 г. Архивировано из оригинала 23). . Декабрь 2023 года ,
- ^ Jump up to: а б с д Пенсуфа Сукхата (28 августа 2019 г.). «Археологическая загадка «Война трех Накхонов» (1): король Харифунчай, который был сослан и бежал в город Санкхабури (на тайском языке) . Архивировано из оригинала 25 года . Декабрь 2023 г. Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «1 тысячелетие «Пхра Ниём» » ) . (на тайском языке Архивировано из оригинала 25 октября 2023 года . Проверено 26 октября 2023 года .
- ^ Jump up to: а б с Пенсуфа Сукхата (12 сентября 2019 г.). «Археологическая загадка: «Война трех Накхонов» (конец): появление имени короля Лаво Кампота?» (на тайском языке. Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 г. ). Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Король Рама 20, Великий Император Отец Шри Монгкол Атхит, город Лаво, 1503–1504 гг . Э. www.usakanaenew.com языке, 2020 г.). Архивировано (на тайском 23 декабря 2023 г. Проверено 23 декабря 2023 г.
- ^ [2] Архивировано 28 августа 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Сурьяварман I» . Британская энциклопедия . 2014 . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Когда Лавапура-Лопбури Он был разрушен королем Сурьяварманом I, который вторгся, пока он не превратился в лес» . www.silpa-mag.com (на тайском языке). 6 ноября 2023 г. Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Тептани, Пхра Борихан (1953). Национальные хроники Таиланда: история нации с древних времен (на тайском языке). С. Таммасамакхи. п. 30. Архивировано из оригинала 5 ноября 2023 года . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Кеннет Р. Холл (октябрь 1975 г.), «Кхмерское коммерческое развитие и зарубежные контакты при Сурьявармане I», Журнал экономической и социальной истории Востока 18 (3), стр. 318-336, Brill Publishers
- ^ Общество и культура: азиатское наследие: Хуан Р. Франциско, доктор философии. Азиатский центр Университета Филиппин стр.106
- ^ RC Маджумдар (1961), «Заморские экспедиции короля Раджендры Колы», Arts of Asia 24 (3/4), стр. 338-342, Издательство «Искусство Азии»
- ^ Jump up to: а б с Сангкхап Суриин (30 декабря 2022 г.). «Когда Лопбури принадлежал Таиланду?» www.silpa-mag.com ( на тайском языке). Архивировано 25 декабря 2023 г .. Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Фасук Интхаравут. «Ливан Лопбури (Лаво)» PDF) . www.damrong-journal.su.ac.th (на тайском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 6 г. . ноября 2023 (
- ^ Питтаяпорн, Питтаяват (2014). «Слои китайских заимствований в прото-юго-западном тай как свидетельство датировки распространения юго-западного тай» (PDF) . МАНУСЯ: Гуманитарный журнал . 17 (20): 47–64. дои : 10.1163/26659077-01703004 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июня 2015 года.
- ^ Pittayaporn 2014 , стр. 47–64.
- ^ Jump up to: а б [3] Архивировано 22 августа 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Тептани 1953 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Прамаха Фокана Сувако (1 января 2022 г.). «Некоторые наблюдения о происхождении короля Тамбралинга Чандрабану» (на тайском языке) . Проверено 26 декабря 2023 г. - из Интернет-архива .
- ^ Jump up to: а б с д Санти Пхакдихам. «От Лавапуры к Муангу Лаво, королевскому сыну Пхра Накхона» (на тайском языке) . Проверено 6 ноября 2023 г. .
- ^ Ин-яй Шэн-лань: Общий обзор берегов океана (1433 г.) , Общество Хаклюйт в University Press, 1970, ISBN 0521010322
- ^ Уэйд, Джефф (сентябрь 2000 г.). «Мин ши-лу как источник тайской истории - с четырнадцатого по семнадцатый века» (PDF) . Журнал исследований Юго-Восточной Азии. стр. 249–276.
- ^ Чула Чакрабонгсе (1967). Повелители жизни: История королей Таиланда . Элвин Редман.
- ^ Тептани 1953 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Тептани 1953 , с. 109.
- ^ Суджит Вонгтхет (21 апреля 2023 г.). «Хроники Айотаи Шри Раматепа Накхона, издание Манит Валлифодом: Айотайя старше Сукхотаи. Аюттхая происхождение Прототип Раттанакосина» . www.silpa-mag.com (на тайском языке). Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 года . Проверено 25 декабря 2023 года .
- Бывшие страны в истории Таиланда
- История понедельника
- Бывшие страны Юго-Восточной Азии
- Бывшие монархии Азии
- Провинция Лопбури
- Индианизированные королевства
- 450 заведений
- Штаты и территории упразднены в 1388 г.
- Застой 1380-х годов в Азии
- Заведения V века в Таиланде
- Разрушения XIV века в Таиланде
- 1-е тысячелетие в Таиланде
- 2-е тысячелетие в Таиланде
- Древний Таиланд
- История Лопбури
- История Центрального региона (Таиланд)
- Бывшие монархии Юго-Восточной Азии
- Притоки Императорского Китая