Jump to content

Падшее королевство

Падшее королевство
468–1388
Королевство Лаво и государства материковой Юго-Восточной Азии, 700 г. н.э.
Королевство Лаво и государства материковой Юго-Восточной Азии, 700 г. н.э.
Карта государств материковой Юго-Восточной Азии c. 1000–1100 гг. н.э. Голубой: Королевство Лаво Красный: Кхмерская империя Зеленый: Королевство Харифунчай Светло-зеленый: Шривиджая Желтый: Чампа Синий: Дай Вьет Розовый: Языческое королевство
Карта государств материковой Юго-Восточной Азии c. 1000–1100 гг. н.э.
Голубой: Королевство Лаво
Красный: Кхмерская империя
Зеленый: Королевство Харифунчай.
Светло-зеленый: Шривиджая.
Желтый: Чампа
Синий: Давай, Вьетнам.
Розовый: Языческое королевство
Капитал
Общие языки
Религия
Правительство Царство Мандалы
Монарх  
• 648–700
Калавандит
• 1002–1006
Сурьяварман I
• 1052–1069
Чадачита
• 1340–1388
Член правления я
Историческая эпоха Постклассическая эпоха
• Учреждение
468
Ченлы Влияние
6 век
Сиридхаммана Влияние
927
Ангкора Влияние
1002
• Айодхья в качестве резиденции
1082
• Отделение Сукотаи
1239
• Формирование Аюттайи
1351
• Присоединён к Аюттайе.
1388
Предшественник
Преемник
Дваравати
Сукхотай
Аютия
Кхмерская империя
Харифунчай

Королевство Лаво было политическим образованием ( мандалой ) на левом берегу реки Чао Прайя в долине Верхней Чао Прайя с конца цивилизации Дваравати , в 7 веке, до 1388 года. Первоначальным центром цивилизации Лаво был Лаво.

До IX века Лаво вместе с Си Тхеп и Сема [ й ] был центром государства в стиле мандалы , Дваравати ; однако из-за миграции, вызванной погодными условиями, Си Тхеп и Сема потеряли свою власть, и Лаво стал единственным центром власти в этом районе, пока он не попал под гегемонию кхмеров в 10-11 веках. [1]

Дваравати и господство Мон

[ редактировать ]
Карта поселений культуры Дваравати VI-IX веков.

Район Дваравати (нынешний Таиланд) впервые был заселен народом мон , прибывшим и появившимся несколько столетий назад. Основы буддизма в центральной Юго-Восточной Азии были заложены между VI и IX веками, когда буддийская культура Тхеравады, связанная с народом мон, развивалась в центральном и северо-восточном Таиланде. Мон-буддийские королевства, возникшие на территории нынешних частей Лаоса и Центральной равнины Таиланда, вместе назывались Дваравати. [2] : 27 

Народ мон из Лаво

[ редактировать ]
План нового столичного комплекса Нараи Лопбури («Луво» во французских источниках).

Согласно Хроникам Северного Таиланда, Лаво был основан Прайей Калаварнадишраджем, пришедшим из Таккасилы в 468 году нашей эры. [3] [4] Согласно тайским записям, Прайя Какабатр из Таккасилы (предполагается, что это был город Так или Накхон Чай Си ) [5] [6] : 29  [7] установил новую эру, Чула Сакарат , в 638 году нашей эры, которая использовалась сиамцами и бирманцами до 19 века. Его сын Прайя Калаварнадишрадж основал город десять лет спустя.

Единственный родной язык, обнаруженный в ранние времена Лаво, - это язык мон . Однако ведутся споры о том, был ли Мон единственной этнической принадлежностью Лаво. Некоторые историки отмечают, что Лаво состоял из смешанных народов Мон и Лава ( народ , говорящий на палаунгском языке ), [8] [9] с Монсами, образующими правящий класс. Также предполагается, что миграция тайских народов в долину Чао Прайя произошла во времена королевства Лаво.

Буддизм Тхеравады оставался основной религией в Лаво, хотя индуизм и буддизм Махаяны из Кхмерской империи имели значительное влияние. [10] Примерно в конце VII века Лаво расширился на север. В Северных тайских хрониках, в том числе в «Камадививамсе» , Камадеви , первая правительница царства Мон Харифунчай , упоминалась как дочь короля Лаво.

О природе королевства Лаво сохранилось мало записей. Большая часть того, что мы знаем о Лаво, получена из археологических свидетельств. В хрониках династии Тан записано, что королевство Лаво отправляло Тану дань как Тоу-хо-ло. В своем дневнике монах Сюаньцзан называл Дваравати-Лаво Тоу-ло-по-ти, что, кажется, перекликается с названием Дваравати, как государства между Ченлой и Языческим царством . Во времена династии Сун Лаво был известен как Лууво ( китайский : 羅渦 ). [11]

Войны трех королей

[ редактировать ]

Свидетельства каменных надписей, найденных древним письмом мон в Северном и Центральном Таиланде, подтверждают, что основное население мандал Лаво и Харипунджайя, вероятно, представляет собой одну и ту же этническую группу, « народ мон », или любую этническую группу, использующую австроазиатские языки. Благодаря родству королевской крови эти два государства поддерживали хорошие отношения в течение первых 300 лет. [12]

В начале X века зафиксировано несколько сражений между этими двумя мандалами, произошедших с 925 по 927 год. [12] Согласно надписи О Смах, после двух лет интронизации король Ратхасаткара или Трапака ( тайский : รตสตตกตกร/ตปเธก ) Харипунджая двинулся на юг, стремясь захватить королевство Лаво, короля Учиттхаку Чаккавата. или Император Уччитта Однако война между этими двумя братскими государствами распространилась на южное королевство Сиридхаммана ( Накхонситхаммарат Шривиджая . ), король Сиридхаммана, Дживака или Сучитра (Король Дживака/Король Сучитра), воспользовался преимуществом, чтобы занять Лаво [13] Из-за потери Лаво оба короля Мона сплотились на север, чтобы занять Харипунджаю , но король Ратхасаткара в конечном итоге уступил город королю Лаво. Не сумев вернуть Харипунджая, король Ратхасаткара двинулся на юг, чтобы поселиться в Пхрак Си Рача (современный район Санкхабури ). [12] Битва также упоминается в нескольких хрониках, таких как Джинакаламали и Чамадивамса . [13]

После того, как Дживака взял столицу Лаво, Лавапуру (ลวปุระ), он назначил своего сына Кампоча (กัมโพช) новым правителем и возвел на трон бывшую королеву Лаво своей супругой. Ни в каких свидетельствах не упоминается, что он либо проживал в Лаво, либо вернулся, чтобы править Сиридхамманой. Три года спустя король Кампоч напал на Харипунджаю , но проиграл. [14] Затем он попытался захватить еще один северный город, Накабури (นาคบุรี), но тоже потерпел неудачу. С тех пор произошло несколько сражений между Харипунджаей и Лаво. Кампоч был женат на кхмерской принцессе, бежавшей от ангкорской династической резни. [14]

Позже в 960 году Лавапура была аннексирована сиамцами из Айодхьи , [15] который также имел политические отношения с королевством Тамбралинга на юге империи Шривиджая . [11] Кампоч, возможно, бежал в Ангкор , затем вернулся, чтобы разграбить Лавапуру в 1002 году, и в конечном итоге объединил Лаво с Ангкорийской империей в 1022 году после того, как захватил Ангкор и возвел на трон Сурьявармана I. [13]

Кхмерская культурная вассализация

[ редактировать ]
Пранг Сам Йот, демонстрирующий значительное влияние кхмеров на архитектуру конца 11 века.

Исанаварман I из королевства Ченла расширил кхмерское влияние на долину Чао Прайя во время доминирования Мона посредством своих кампаний примерно в 7 веке, но не осуществлял политического контроля над регионом. [16] Позже, в 1002 году, Сурьяварман I, родившийся в семье кхмерской принцессы и принца Тамбралинга Кампоха, претендовал на трон Кхмерской империи и узурпировал короля Кхмера Удаядитьявармана I , разгромив в том же году его армию. После затяжной войны с потенциальным преемником Удаядитьявармана, Джаявирахварманом , Сурьяварман I потерпел неудачу с первой попытки. Затем он вернулся в Лаво и снова напал на Анкор четыре года спустя. Он победил и занял кхмерский трон в 1010 году. [17]

Из-за долгих девятилетних войн за кхмерский трон Лавапура утратила свое процветание и была практически заброшена. [18] Кхмерский генерал Шри Лакшми Пативарман был назначен новым правителем Лаво, чтобы возродить город в 1006 году, а Лаво в конечном итоге вошел в состав Кхмерской империи примерно в 1022 году. [13] в результате чего бывшие города Дваравати на восточной равнине Чао Прайя попали под гегемонию кхмеров, в то время как западные города были избавлены от гегемонии кхмеров и образовали Суварнабхуми . [19] Лаво был центром, из которого кхмерская власть управляла Дваравати.

Из-за дипломатических отношений между Кхмерской империей и династией Чола , установленных в 1012 году во время правления Сурьявармана I , Империя Шривиджая и королевство Тамбралинга проиграли войны против этих двух династий и, следовательно, потеряли контроль над нижним реки Чао Прайя бассейном в настоящее время. -день Центрального Таиланда , который привел к возникновению сиамского королевства Суварнабхуми и провозглашению независимости Тамбралинга в 1230 году. [20] : 134–136  [21] [22] [23]

Примерно в X веке города-государства в центральном Таиланде объединились в две мандалы — Лаво (современный Лопбури) и Суварнабхуми (современный Супханбури ). [19] Кхмеры потеряли власть над Лаво примерно в 12 веке после того, как бывшая столица Лаво, Лопбури , была захвачена Сингханавати королем Фромом в 1106 году. [24] а также декларация независимости Королевства Сукхотай в 1238 году. [25]

Прибытие тайских народов

[ редактировать ]

Современные тайские историки полагают, что народы тай произошли из северного Вьетнама и провинции Гуанси в Китае. [26] Народы тайского происхождения жили в северной части Юго-Восточной Азии к 8 веку. [27] Возникло пять языковых групп: северные тайцы в Китае (предки Чжуана ); горный народ тай в северном Вьетнаме (предки Чёрного , Белого и Красного Тай ); тайцы на северо-востоке Лаоса и на границе с Вьетнамом (предки тай Сианг Хванга и сиамцев в Аюттхае ); Тай в северном Лаосе; и Тай к западу от Луанг Прабанга , северного Таиланда и в прилегающих частях Лаоса, Юньнани и Бирмы . [2] : 26  Народ тай эмигрировал на территорию современного Таиланда примерно в 11 веке, эта земля уже была заселена народами, говорящими на монском и кхмерском языках, прибывшими ранее.

Возникновение городов-государств Тай

[ редактировать ]
Изображение сиамских наемников в Ангкор-Вате. Позже сиамцы сформировали собственное королевство и стали главным соперником Ангкора.

Народы тай жили в низменных и речных долинах материковой Юго-Восточной Азии. На холмах проживала разнообразная этническая и языковая группа. Деревня Тай состояла из нуклеарных семей, которые выращивали рис и жили в небольших домах, возвышающихся над землей. Домохозяйства объединялись для защиты от внешних атак и для того, чтобы разделить бремя коммунального ремонта и обслуживания. Внутри села был создан совет старейшин, который помогал решать проблемы, организовывать праздники и обряды и управлять деревней. Деревня объединится, чтобы сформировать Муанг ( тайский : เมือง ), группу деревень, управляемых Чао ( тайский : เจ้า ) (лордом). [2] : 25  Когда народ тай поселился на Центральной равнине Таиланда, камбоджийский правитель назвал их Сием ( кхмер : សៀម ) на кхмерском языке. Лорды Тай приняли как алфавит Мон , так и Кхмерский алфавит , которые Тай разработали в свои собственные системы письма как алфавит Тай Тхам для народа Тай Юань на севере и алфавит Кхом-Тай для сиамского Тай в нижнем регионе. Сиамцы также называли себя тайцами или тайцами, а Лаво на диалекте тайского языка называли «Лопбури». [ нужна ссылка ]

Расселенные на сельских окраинах Кхмерской империи и в верхнем Лаосе народы тай, объединенные своими правителями, становились серьезной угрозой для Кхмерской империи. Несмотря на смешанные браки между правящими семьями Тай и Кхмеров, народ Тай сохранил свою особую культурную и этническую самобытность, сохранив свои собственные языки и единицы социальной организации.

Сиамский Лаво (11 век)

[ редактировать ]

Грозный политический контроль, осуществляемый Империей Ангкор, распространялся не только на центр кхмерской провинции, где большинство населения составляли кхмеры, но и на внешние приграничные провинции, вероятно, населенные некхмерскими народами, включая районы на севере и северо-востоке. современного Бангкока , нижнюю центральную равнину и верховья реки Пинг в регионе Лампхун Чиангмай . [2] : 28 

Народ тай был преобладающей некхмерской группой в районах центрального Таиланда, которые образовывали географическую периферию Кхмерской империи. Группы тай, вероятно, ассимилировались с кхмерским населением. Исторические записи показывают, что они сохранили свою культурную самобытность, хотя их анимистическая религия частично уступила место буддизму. В исторических документах Тай отмечается, что период существования Ангкорской империи был периодом великих внутренних распрей. В течение XI и XII веков территории с сильным присутствием тайцев, такие как Лаво или Лопбури (на территории нынешнего северо-центрального Таиланда), сопротивлялись контролю кхмеров. [2] : 28 

В 11 веке Лаво управлялся камбоджийским принцем как часть вассального государства Кхмерской империи Ангкор. Однако Лаво хотел освобождения и добивался признания от Китая ( династия Сун ) в 1001 и 1155 годах в качестве независимого государства. Большое тайское население Лаво и его корни в Дваравати не очень хорошо ассимилировались с кхмерской цивилизацией, а в кхмерских писаниях Лопбури считался провинцией Ангкора, имеющей сьямскую (сиамскую) идентичность. [2] : 29 

Влияние кхмеров на Лаво начало ослабевать в результате растущего влияния формирующегося бирманского королевства Паган. В 1087 году Кьянситта Паганский вторгся в Лаво, но король Лаво Нарай смог отразить бирманское вторжение, и Лаво, ставший относительно более сильным в результате столкновения, таким образом был избавлен от кхмерской или бирманской гегемонии. Король Нараи перенес столицу в Айодхью. [28] и тогда Лаво смог оказать давление на Суварнабхуми на западе и медленно захватить его города. [29]

Еще одна волна кхмерских вторжений пришла при Джаявармане VII . На этот раз Лаво был ассимилирован в религиозный космос Кхмерской империи – индуизм и буддизм Махаяны. Кхмерское влияние было велико на искусство и архитектуру Лаво, как это видно в Пранг Сам Йот. [30] : 170  [31]

В 1239 году тайский губернатор Сукхотая восстал и провозгласил независимость от Лаво, что положило начало Королевству Сукхотай . В хрониках Северного Таиланда Лаво называют « Хом », и королевство Лаво быстро сократилось в 13 веке из-за расширения Сукхотаи под руководством короля Рама Кхамхенга Великого , отступившего в свое сердце вокруг Лаво и Айодхьи. [ нужна ссылка ]

Королевство Лаво, Ло-ху, отправляло посольства в Китай между 1289 и 1299 годами. [20] : 221–222  В 1349 году сианцы Сукхотаи объединились с народом Ло-ху, нового королевства, названного китайцами Сианлуо (暹羅). [32] : 102  Однако Сиань может относиться к Королевству Суфаннапхум провинции Супханбури . [33]

Слияние с Королевством Аютия

[ редактировать ]

В 1350 году Утонг , который был постангкорским правителем одного из городов в Нижней долине Чао Прайя, и Бороммарачатират I из Суварнабхуми (современный Супхан Бури ) стали соучредителями города Аюттхая, острова на пересечении трех рек; Река Чао Прайя, река Лопбури и река Па Сак , и Утонг стал королем города. Но Бороммарачатират I забрал Аюттайю у сына Утонга Рамесуана в 1370 году, а затем Рамесуан отступил обратно в Лаво. В 1388 году Рамесуан отомстил, забрав Аюттайю у сына Бороммарачатирата I, Тонг Лана . Племянник Бороммарачатирата I, Интхарачатират, вернул Аюттхаю династии Суфаннапхум в 1408 году. Затем династия Утонг была подвергнута чистке и до 16 века оставалась простой благородной семьей Аюттхая.

Существует множество теорий о происхождении Утонга. По словам Его Королевского Высочества принца Чулы Чакрабонгсе , он считался потомком Манграя . [34] : 28  В хрониках Ван Влита , произведении семнадцатого века, говорится, что король Утонг был китайским купцом, который обосновался в Пхетчабури, прежде чем переехать в Аюттайю. Тамнан Мулла Сатсана шестнадцатого века , литература Ланна , утверждает, что король Утонг был из Королевства Лаво.

После основания Королевства Аюттхая в 14 веке Лаво стал главной крепостью Королевства Аюттхая. Он стал столицей королевства во время правления короля Нараи в середине 17 века, и король проживал там около восьми месяцев в году.

Список правителей

[ редактировать ]

До 11 века: Лавапура как резиденция.

[ редактировать ]
Имя Царствование Примечание
Английский тайский
Калавандит Канаварадит 468–500
Неизвестный 500–9 век Исанаварман I , третий король королевства Ченла , расширил влияние на долину Чао Прайя в 7 веке, но народ Мон взял Лаво еще в начале 10 века.
Учитака Чаккават Империя Учиттака ?–927
Из-за войн с Харипунджаей и Сиридхамманой в 925–927 годах столица Лавапура была почти заброшена и находилась под контролем короля Сиридхаммана из Лигора (暹罗/六坤). [13]
кампоч Кампоч 927–? Также старший брат Джаявармана IV .
Как подчиненный штат Сиридхаммана . ( Лигор ) Шривиджая [12] [14]
Шри Монгхон Артит [15] Шри Монгкол Атхит 960–961 В Сун Хуияо Дзигао назван 吉利HU大霡果界 королём Сиам-Лаво (国国; находится под контролем мандалы государства Сиан в стиле [湹в Сун Хуияо Цзигао ]) [11]
Шри Чула [15] Шри Чула 961–975 Также король Сиан-Ло.
Шри Сау/Ся Чи [15] Шри Сео/Хатрия/Ся Ци 975–991 В Сун Хуэйяо Цзигао по имени 夏池, также король Сянь-Ло. [11]
После того, как империя Шривиджая и королевство Тамбралинга проиграли войны против Кхмерской империи и династии Чола в начале 11 века, Шривиджая пришла в упадок и потеряла контроль над бассейном реки Чао Прайя .
Неизвестный 991–1002 В 1002 году Лаво был разграблен ангкорским королем Сурьяварманом I , и Лавапура была заброшена. [18]
Сурьяварман I Сурьяварман 1 1002–1006 Прежде чем претендовать на трон Ангкора
Шри Лакшми Пативарман [13] Шри Лакшми Пативарман 1006–? Назначен Сурьяварманом I. [13]
Неизвестный ?–1052 Лаво был захвачен Рампонгом Бандитом (годы правления 1006–1046) из Муанг Утонга и стал зависимым государством сиамцев. [35]
Чадачита Чандрахоти 1052–1069 Лаво начал сопротивляться анкорианскому контролю. [2] : 28 
Регент 1069–1082
Примерно в 11 веке столица была перенесена на юг и названа королем Нараи Айодхьей, затем старая столица была переименована в Лопбури. [28]

После 11 века: Айодхья как резиденция.

[ редактировать ]
Правители Айодхьи Царствование Правители Лопбури Царствование
Английский тайский Английский тайский
Пхра Нарай Вишну 1082–1087 Пхра Нарай Вишну 1082–1087
Вакантный 1087–1089 Вакантный 1087–1106
Пхра Чао Луанг Пхра Чао Луанг 1089–1111 Пром Король Йонока захватил Лопбури в 1106 году и назначил своего сына
Си Сатчаналай , Крайсорнрат, как новый правитель [24]
Саи Шесть Деньги жимолость 1111–1165 Крайсорнрат [24] Крайсорнрат 1106–? [ оспаривается обсуждаем ]
Дхаммикараджа Король Дхаммикарадж 1165–1205 Шри Таммасоккарат [30] : 170  Шри Таммасокарат ?–1191
Утонг Кинг У Тонг 1205–1253 Индраварман II [а] [31] Нарупатеин Дараварман 1191?–1218 [ оспаривается обсуждаем ]
Чайсен Король Чайсен 1253–1289 Крайсорнрат [36] Крайсорнрат ?–1283 [ оспаривается обсуждаем ]
Лаво отправил дань в Китай в 1289 году. [31]
Суванрача Король Суванрача 1289–1301 Король Фрак Си Рача (имя неизвестно)
(Как данник Сукхотая государство - )
1283–1319
Таммарача Король Таммарача 1301–1310
Боромрача Его Величество Король 1310–1344 После смерти короля Фрак Си Рачи в 1319 году Лопбури и город
Айодхья считалась королевским наследством его дочери Сон Саи (สนไส้/
Чандрадеви Шрираттаначайя), которая позже передала его своему сыну Утонгу (Раматибоди I). [36] [б]
Раматибоди I (Утонг)
(Также первый король Королевства Аюттхая )
Раматибоди I 1344-1369
После того, как королевство Аюттхая было основано в 1351 году, Лаво в конечном итоге был присоединен к Аюттхае в 1388 году.
Примечание:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Прафон Чанклом (6 сентября 2019 г.). Шриджанасы » оригинала «Затерянный в аромате Лаво Сритхеп Сема, Мандала (на тайском языке). Архивировано из 26 октября 2023 г. Проверено 26 октября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Эллен Лондон, 2008 г., Таиланд. Краткое изложение 2000 лет истории и культуры. Сингапур: Marshall Cavendish Editions, ISBN   9789812615206
  3. ^ Северные королевские хроники (на тайском языке), типография Тайхасем, 1958 г. , получено 1 марта 2021 г.
  4. ^ Адхир Чакраварти, «Международная торговля и города древнего Сиама», Наше наследие: Бюллетень Департамента последипломного обучения и исследований, Санскритский колледж, Калькутта, том XXIX, часть I, январь – июнь 1981 г., стр. 1- 23, нб с. 15; также в The South East Asian Review (Гая, Индия), том. 20, № 1 и 2, 1995 г.
  5. ^ Хуан Пхинтуфан (1969), Лопбури, который стоит знать (PDF) (на тайском языке), стр. 5 , получено 1 марта 2021 г.
  6. ^ Саритпонг Кхунсонг (2010 г.), Культурное развитие древнего города Накхонпатхом в период до 19-го буддийского века (PDF) (на тайском языке) , получено 1 марта 2021 г.
  7. ^ Кампхенг Пхет, доисторический город (PDF) (на тайском языке), 28 февраля 2021 г. , получено 1 марта 2021 г.
  8. ^ «Королевство Сьям» . Meruheritage.com . Проверено 14 декабря 2015 г.
  9. ^ Джон Пайк. «Таиланд — 500-1000 — Лаво/Лопбури» . Globalsecurity.org . Проверено 14 декабря 2015 г.
  10. ^ [1] [ мертвая ссылка ]
  11. ^ Jump up to: а б с д «Путь Шривичай: Величайшая торговая сеть в древнем Южном море, Эпизод: Династия Сайлендра в Джамби (около 1395–1533 гг. До н. э.) (Последний эпизод)» (на тайском языке Manager Daily 1 декабря 2023 г. Архивировано из оригинала 23). . Декабрь 2023 года ,
  12. ^ Jump up to: а б с д Пенсуфа Сукхата (28 августа 2019 г.). «Археологическая загадка «Война трех Накхонов» (1): король Харифунчай, который был сослан и бежал в город Санкхабури (на тайском языке) . Архивировано из оригинала 25 года . Декабрь 2023 г. Проверено 25 декабря 2023 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г «1 тысячелетие «Пхра Ниём» » ) . (на тайском языке Архивировано из оригинала 25 октября 2023 года . Проверено 26 октября 2023 года .
  14. ^ Jump up to: а б с Пенсуфа Сукхата (12 сентября 2019 г.). «Археологическая загадка: «Война трех Накхонов» (конец): появление имени короля Лаво Кампота?» (на тайском языке. Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 г. ). Проверено 25 декабря 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д «Король Рама 20, Великий Император Отец Шри Монгкол Атхит, город Лаво, 1503–1504 гг . Э. www.usakanaenew.com языке, 2020 г.). Архивировано (на тайском 23 декабря 2023 г. Проверено 23 декабря 2023 г.
  16. ^ [2] Архивировано 28 августа 2009 г. в Wayback Machine.
  17. ^ «Сурьяварман I» . Британская энциклопедия . 2014 . Проверено 24 февраля 2014 г.
  18. ^ Jump up to: а б «Когда Лавапура-Лопбури Он был разрушен королем Сурьяварманом I, который вторгся, пока он не превратился в лес» . www.silpa-mag.com (на тайском языке). 6 ноября 2023 г. Проверено 6 ноября 2023 г.
  19. ^ Jump up to: а б Тептани, Пхра Борихан (1953). Национальные хроники Таиланда: история нации с древних времен (на тайском языке). С. Таммасамакхи. п. 30. Архивировано из оригинала 5 ноября 2023 года . Проверено 5 ноября 2023 г.
  20. ^ Jump up to: а б Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-0368-1 .
  21. ^ Кеннет Р. Холл (октябрь 1975 г.), «Кхмерское коммерческое развитие и зарубежные контакты при Сурьявармане I», Журнал экономической и социальной истории Востока 18 (3), стр. 318-336, Brill Publishers
  22. ^ Общество и культура: азиатское наследие: Хуан Р. Франциско, доктор философии. Азиатский центр Университета Филиппин стр.106
  23. ^ RC Маджумдар (1961), «Заморские экспедиции короля Раджендры Колы», Arts of Asia 24 (3/4), стр. 338-342, Издательство «Искусство Азии»
  24. ^ Jump up to: а б с Сангкхап Суриин (30 декабря 2022 г.). «Когда Лопбури принадлежал Таиланду?» www.silpa-mag.com ( на тайском языке). Архивировано 25 декабря 2023 г .. Проверено 25 декабря 2023 г.
  25. ^ Фасук Интхаравут. «Ливан Лопбури (Лаво)» PDF) . www.damrong-journal.su.ac.th (на тайском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 6 г. . ноября 2023 (
  26. ^ Питтаяпорн, Питтаяват (2014). «Слои китайских заимствований в прото-юго-западном тай как свидетельство датировки распространения юго-западного тай» (PDF) . МАНУСЯ: Гуманитарный журнал . 17 (20): 47–64. дои : 10.1163/26659077-01703004 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июня 2015 года.
  27. ^ Pittayaporn 2014 , стр. 47–64.
  28. ^ Jump up to: а б [3] Архивировано 22 августа 2008 г. в Wayback Machine.
  29. ^ Тептани 1953 , с. 52.
  30. ^ Jump up to: а б Прамаха Фокана Сувако (1 января 2022 г.). «Некоторые наблюдения о происхождении короля Тамбралинга Чандрабану» (на тайском языке) . Проверено 26 декабря 2023 г. - из Интернет-архива .
  31. ^ Jump up to: а б с д Санти Пхакдихам. «От Лавапуры к Муангу Лаво, королевскому сыну Пхра Накхона» (на тайском языке) . Проверено 6 ноября 2023 г. .
  32. ^ Ин-яй Шэн-лань: Общий обзор берегов океана (1433 г.) , Общество Хаклюйт в University Press, 1970, ISBN  0521010322
  33. ^ Уэйд, Джефф (сентябрь 2000 г.). «Мин ши-лу как источник тайской истории - с четырнадцатого по семнадцатый века» (PDF) . Журнал исследований Юго-Восточной Азии. стр. 249–276.
  34. ^ Чула Чакрабонгсе (1967). Повелители жизни: История королей Таиланда . Элвин Редман.
  35. ^ Тептани 1953 , с. 42.
  36. ^ Jump up to: а б Тептани 1953 , с. 109.
  37. ^ Суджит Вонгтхет (21 апреля 2023 г.). «Хроники Айотаи Шри Раматепа Накхона, издание Манит Валлифодом: Айотайя старше Сукхотаи. Аюттхая происхождение Прототип Раттанакосина» . www.silpa-mag.com (на тайском языке). Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 года . Проверено 25 декабря 2023 года .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf826ec885db673ca1125f3289349001__1722581640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/01/bf826ec885db673ca1125f3289349001.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lavo Kingdom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)