История Бангкока
Хронология | |
---|---|
около 14 века | Поселение Бангкока |
около 1538 г. | Строительство речного обводного канала |
1688 | Осада Бангкока вытесняет французский гарнизон |
1767 | Падение Аюттайи ; Таксин делает Тонбури столицей |
1782 | Пхуттайотфа Чулалок переносит капитал в восточный банк |
1820 | Пандемия холеры унесла жизни 30 000 человек |
1849 | Холера снова опустошает население |
1864 | Построена первая асфальтированная дорога |
1893 | Открытие железной дороги Пакнам |
1893 | Инцидент в Пакнаме и французская блокада |
1894 | Электрические трамваи начали курсировать |
1914 | Начало городского водоснабжения |
1924 | аэропорта Дон Муанг Открытие |
1932 | Мемориальный мост открывается |
1932 | Переворот положил конец абсолютной монархии |
1941–45 | Бомбардировка Бангкока во время Второй мировой войны |
1942 | Городское наводнение длится 2 месяца |
1966 | Бангкок принимает V Азиатские игры |
1968 | Построено первое высотное здание |
1972 | Слияние провинций Пхра Накхон и Тхонбури |
1975 | Создание столичной администрации Бангкока |
1981 | Первая скоростная автомагистраль открыта для обслуживания |
1985 | Первые выборы губернатора |
1990 | Бензовоз взорвался на Нью-Петчбури-роуд |
1998 | Бангкок принимает Азиатские игры в четвертый раз |
1999 | В Бангкоке открывается первая линия скоростного общественного транспорта ( BTS Sukumvit и Silom линии ). |
2011 | Сильные наводнения затопили часть города |
2015 | Август 2015 г. В результате взрыва в Бангкоке погибли 23 человека в результате самого смертоносного террористического акта в истории Таиланда. |
История Бангкока , столицы Таиланда , восходит как минимум к началу 15 века, когда он находился под властью Аюттхая . Благодаря своему стратегическому расположению недалеко от устья реки Чао Прайя , значение города постепенно увеличивалось, и после падения Аюттхая король Таксин свою новую столицу Тонбури основал здесь, на западном берегу реки, . Король Пхуттайотфа Чулалок , сменивший Таксина, перенес столицу на восточный берег в 1782 году, где город датирует свое основание под своим нынешним тайским названием «Крунг Тхеп Маха Накхон». С тех пор Бангкок претерпел огромные изменения, быстро разрастаясь, особенно во второй половине 20-го века, и стал городом-приматом Таиланда. Он был центром модернизации Сиама в конце 19-го века, подвергался бомбардировкам союзников во время Второй мировой войны и долгое время был центральной политической ареной современной страны, многочисленные восстания и государственные перевороты на улицах которой происходили по всему миру. годы.
Под Аюттайей
[ редактировать ]Точно неизвестно, когда впервые была заселена территория, которая сейчас является Бангкоком. Вероятно, он возник как небольшая фермерская и торговая община, расположенная в излучине реки Чао Прайя в пределах мандалы находящейся под влиянием Аюттхая , . Уже в 15 веке город стал важным таможенным постом; титул его таможенного чиновника дается как Най Пхра Кханон Тонбури ( тайский : นายพระขนอนทณบุรี ) [номер 1] в документе времен правления короля Аюттхая Чао Сам Прайя (1424–1448). [1] Это имя также появляется в пересмотренном своде законов 1805 года, известном как Закон трех печатей . [2]
В то время Чао Прайя протекала через каналы Бангкок Ной и Бангкок Яй, образуя большую петлю, в которой находился город. Во время правления короля Чайрача (1538 или 1542 гг.) [3] был проложен водный путь, обойдя петлю и сократив путь для кораблей, идущих в Аюттхаю. С тех пор течение реки изменилось, чтобы следовать по новому водному пути, разделив город и превратив западную часть в остров. Эта географическая особенность, возможно, дала городу название Банг Ко ( บางเกาะ ), что означает «островная деревня», которое позже стало Бангкоком ( บางกอก , произносится по-тайски как [bāːŋ kɔ̀ːk] ). [1] Другая теория происхождения названия предполагает, что оно является сокращением от Банг Макок ( บางมะกอก ), Макок — это название Spondias pinnata , растения, приносящего плоды, похожие на оливки. Это подтверждается тем фактом, что Ват Арун , исторический храм в этом районе, раньше назывался Ват Макок . [4] Конкретное упоминание о городе впервые было сделано в королевских хрониках времен правления короля Маха Чаккрапхата (1548–1568), где его название было Тонбури Си Махасамут ( Тхонбури Си Махасамут ), вероятно , было разговорным названием, хотя и широко принятым. иностранные гости. [5]

Важность Бангкока возрастала вместе с объемом морской торговли Аюттхая. В голландских записях отмечается, что суда, проходящие через Бангкок, должны были декларировать свои товары и количество пассажиров, а также платить таможенные пошлины. Корабельные пушки будут конфискованы и оставлены там, прежде чем им будет разрешено подняться вверх по реке в Аюттхая. [2] Ранним англоязычным рассказом является рассказ Адама Дентона, прибывшего на борт корабля «Глобус» , торгового судна Ост-Индской компании с письмом от короля Джеймса I , которое прибыло на « Дорогу Сьяма» ( Пак Нам ) 15 августа 1612 года, где На судне присутствовал офицер порта Бангкока. В отчете Дентона упоминается, что он и его товарищи прошли «вверх по реке примерно на двадцать миль до города под названием Банкопе, где нас хорошо приняли, и еще 100 миль до города…». [6]
Морская торговля Аюттхая достигла своего апогея во время правления короля Нараи (1656–1688). Признание стратегического положения города, охраняющего водный проход в Аюттхаю, привело к расширению военного присутствия там. Форт западного дизайна был построен на восточном берегу реки примерно в 1685–1687 годах под руководством французского инженера де ла Маре, вероятно, заменив более раннее сооружение, а также были разработаны планы перестройки форта на западном берегу. Де ла Мар прибыл с французским посольством шевалье де Шомона и остался в Сиаме вместе с шевалье де Форбеном , который был назначен губернатором Бангкока. Гарнизон Бангкока под командованием Форбина состоял из сиамцев, португальцев и французов, общая численность которого, как сообщается, составляла около тысячи человек. [2]
Французский контроль над городом еще больше укрепился, когда французский генерал Дефарж , прибывший со вторым французским посольством в 1687 году, добился от короля разрешения разместить там войска. Это, однако, привело к недовольству среди сиамской знати во главе с Фетрачей , что в конечном итоге привело к сиамской революции 1688 года , в ходе которой король Нараи был свергнут, а 40 000 сиамских солдат осадили восточный форт Бангкока в течение четырех месяцев, прежде чем было достигнуто соглашение и французы были изгнаны. разрешили уйти. Революция привела к тому, что связи Сиама с Западом были практически разорваны, и его торговля была направлена в сторону Китая и Японии. Впоследствии восточный форт был снесен по приказу Фетрачи.
Тонбури
[ редактировать ]
Аютия была разрушена бирманцами в 1767 году. В последующие месяцы несколько фракций боролись за контроль над землями королевства. Из них самым сильным оказался Прайя Так, губернатор Така и генерал, сражавшийся на защите Аюттхаи до ее падения. После успеха в возвращении городов Аюттхая и Бангкок, Прайя Так объявил себя королем (известным в народе как король Таксин ) 28 декабря 1767 года и сделал Тхонбури своей столицей. [7] Причины этого изменения включают полное разрушение Аюттхая и стратегическое расположение Тонбури. Будучи укрепленным городом со значительным населением, это означало, что мало что нужно было реконструировать. [5] Существование старого китайского торгового поселения на восточном берегу позволило Таксину использовать свои китайские связи для импорта риса и оживления торговли. [8] : 26–27
Король Таксин приказал расширить городскую территорию на север до границы с каналом Бангкок Ной. Для защиты западной границы города был вырыт ров, на котором новые городские стены и укрепления были построены . На восточном берегу также были построены рвы и стены, окружающие город вместе с каналами на западной стороне. Королевский дворец ( Дворец Тонбури ) был построен внутри старых городских стен, включая храмы Ват Ченг (Ват Арун) и Ват Тай Талат (Ват Молилоккаярам) на территории дворца. Отдаленные сады были благоустроены для выращивания риса. [5]
Большая часть правления Таксина прошла в военных кампаниях по укреплению власти Королевства Тонбури над сиамскими землями. Однако его королевство просуществовало только до 1782 года, когда против него был совершен переворот, и королем утвердился генерал Чао Прайя Чакри, позже ставший известным как Пхуттайотфа Чулалок или Рама I.
Раттанакосин
[ редактировать ]
Рама I восстановил столицу на более стратегически важном восточном берегу реки, переселив уже обосновавшихся там китайцев в район между Ват Сэм Плуем и Ват Сампхен (который превратился в китайский квартал Бангкока ). Укрепления были перестроены, и была создана еще одна серия рвов, окружающих город в районе, известном как остров Раттанакосин .
возведение городского столба Официальной датой основания города считается 21 апреля 1782 года. (Этот год ознаменовал начало эры Раттанакосин после календарной реформы, проведенной королем Рамой V в 1888 году.) Рама I назвал новый город Крунг Раттанакосин в Айотае ( กรุงรัตนโกสินทร์อินท์ อโยธยา ). изменил это название Позже король Нангклао на: Крунгтепмаханахон Боонраттанакосин Махинтха-аюттхая . Хотя поселения на обоих берегах обычно назывались Бангкоком, оба В договоре Берни 1826 года и договоре Робертса 1833 года столица именуется городом Сиа-Ютья. [9] Король Монгкут (Рама IV) позже дал городу полное церемониальное имя:
Крунгтхепмаханахон Амонраттанакосин Махинтхараюттхая Махадилокпхоп Ноппхаратратчатханибуриром Удомратчаниветмахасатан Амонфиман-Аватансатхит Саккататтиявитсанукампрасит
Бангкок Амон Раттанакосин Махинтра Юттхая Махадилокпхоп Ноппарат Ратчатхани Буриром Удом Ратчанивет Махасатан Амонфиман Аватарсатхит Саккататтия Висанукампрасит
Рама I смоделировал свой город по образцу бывшей столицы Аюттхая, с Большим дворцом , Передним дворцом и королевскими храмами у реки, рядом с королевским полем (ныне Санам Луанг ). Далее находились королевский суд, королевские конюшни и военная тюрьма. Правительственные учреждения располагались внутри Большого дворца, а резиденции дворян были сосредоточены к югу от дворцовых стен. Поселения распространились за пределы центра города. [10]
Новая столица упоминается в тайских источниках как Раттанакосин , название, которое носило название Сиамского королевства этого исторического периода . [номер 2] [11] Имя Крунг Тхеп и Крунг Тхеп Маха Накхон , оба сокращенные формы полного церемониального имени, начали использоваться ближе к концу 19 века. Иностранцы, однако, продолжали называть город именем Бангкок , которое используется и по сей день.
Большая часть правления Рамы I также была отмечена продолжающимися военными кампаниями, хотя впоследствии бирманская угроза постепенно снизилась. Его преемники последовательно занимались обновлением старых храмов, дворцов и памятников в городе. Также были построены новые каналы, постепенно расширяющие молодой город по мере увеличения площадей, доступных для сельского хозяйства, и создания новых транспортных сетей.
Во времена основания города большая часть населения жила у реки или каналов, часто в плавучих домах на воде. Водные пути служили основным средством передвижения, и фермерские общины зависели от них в плане орошения. За городскими стенами по обоим берегам реки раскинулись поселения. Вынужденные поселенцы, в основном военнопленные, также сформировали несколько этнических общин за пределами городских стен. [12]
Большое количество китайских иммигрантов продолжало селиться в Бангкоке, особенно в начале 19 века. Их известность была настолько велика, что европейцы, приехавшие сюда в 1820-е годы, подсчитали, что они составляли более половины населения города. Китайцы преуспели в торговле и возглавили развитие рыночной экономики. К 1835 году китайское поселение Сампхэн превратилось в оживленный рынок. [8] : 32–33
Модернизация
[ редактировать ]
К середине XIX века Запад становился все более могущественным. Миссионеры, посланники и торговцы начали вновь посещать Бангкок и Сиам, принося с собой как современные инновации, так и угрозу колониализма. Король Монгкут (Рама IV, правил в 1851–1868 гг.) был открыт для западных идей и знаний, но также был вынужден признать их власть после подписания Договора Боуринга в 1855 году. Во время его правления в Бангкоке началась индустриализация, которая увидел появление парового двигателя, современного судостроения и печатного станка. Под влиянием западного сообщества в 1862–1864 годах была построена Чароен Крунг-роуд , первая мощеная улица города. За этим последовали Бамрунг Муанг , Фуанг Накхон , Чонг (ныне Рама IV ) и Си Лом Роудс. Позже наземный транспорт превзойдет каналы по важности, переместив дома людей из плавучих жилищ в постоянные постройки. Границы самого города также были расширены во время его правления, простираясь до канала Падунг Крунг Касем, вырытого в 1851 году. [12] [8] : 37–41, 45
Сын короля Монгкута Чулалонгкорн (годы правления 1868–1910) был настроен на модернизацию страны. Он провел широкомасштабные реформы, отменив рабство, барщину (несвободный труд) и феодальную систему, а также создав централизованную бюрократию и профессиональную армию. Была принята западная концепция государственности, и были демаркированы национальные границы с британскими и французскими территориями. Споры с французами привели к инциденту в Пакнаме в 1893 году, когда французы направили канонерские лодки вверх по Чао Прайе, чтобы заблокировать Бангкок, что привело к уступке Сиамом территории Франции. [8] : 52–71
В результате реформ Чулалонгкорна управление столицей и прилегающими территориями, получившее название Монтон Крунг Тхеп Пхра Маханакхон ( มณฑลกรุงเทพพระมหานคร ), перешло в ведение Министерства городских дел ( Накхонбан ). Во время его правления было построено еще много каналов и дорог, что расширило городские границы столицы. Инфраструктура была развита с введением железнодорожного и телеграфного сообщения между Бангкоком и Самутпраканом, а затем расширилась по всей стране. Электричество было проведено сначала во дворцах и правительственных учреждениях, затем для обслуживания электрических трамваев в столице, а затем и для населения. Увлечение короля Западом отразилось в королевском принятии западной одежды и моды, но наиболее заметно в архитектуре. Он заказал строительство неоклассического тронного зала Ананта Самакхом в новом дворце Дусит , который был связан с историческим центром города величественным проспектом Ратчадамноен , вдохновленным Елисейскими полями в Париже. Примеры западного влияния в архитектуре стали заметны по всему городу. [12] [8] : 52–71
20 век
[ редактировать ]
К 1900 году сельские рыночные зоны в Бангкоке начали превращаться в жилые районы. Рама VI (1910–1925) продолжил программу своего предшественника по развитию общественных работ, основав Университет Чулалонгкорн в 1916 году, и ввел в эксплуатацию систему шлюзов для контроля уровня водных путей, окружающих развивающийся город. Он также создал первую и крупнейшую зону отдыха в городе. Парк Люмфини . [13] Мемориальный мост был построен в 1932 году, чтобы соединить Тонбури с Бангкоком, который, как считалось, способствовал экономическому росту и модернизации в период значительного развития инфраструктуры. Бангкок стал центром борьбы за власть между военной и политической элитой, когда страна отменила абсолютную монархию в 1932 году. Во время Второй мировой войны он подвергался японской оккупации и бомбардировкам союзников . После окончания войны в 1945 году британские и индийские войска высадились в сентябре и во время кратковременной оккупации города разоружили японские войска. Важным событием после возвращения молодого короля Ананды Махидола в Таиланд, призванным разрядить послевоенную напряженность, сохраняющуюся между этническими китайцами и тайцами в Бангкоке , стал его визит в китайский квартал Бангкока Сэм Пенг Лейн ( ซอยสำเพ็ง ) 3 числа. Июнь 1946 года. [14]
В результате договоров прозападного блока Бангкок быстро рос в послевоенный период благодаря помощи США в целях развития и инвестициям, спонсируемым правительством. Была построена и расширена инфраструктура, включая международный аэропорт Дон Муанг и автомагистрали. [8] : 149–50 Роль Бангкока как американского военного места отдыха и развлечений способствовала развитию туристической индустрии, а также секс-торговли. [8] : 162 Непропорциональное городское развитие привело к увеличению неравенства в доходах и беспрецедентной миграции из сельских районов в Бангкок; его население выросло с 1,8 до 3 миллионов в 1960-х годах. После ухода США из Вьетнама японский бизнес стал лидером по инвестициям, а расширение экспортно-ориентированного производства привело к росту финансового рынка в Бангкоке. [8] : 199–204 Быстрый рост города продолжался в течение 1980-х и начала 1990-х годов, пока он не был остановлен азиатским финансовым кризисом 1997 года . К тому времени возникло множество общественных и социальных проблем, в том числе нагрузка на инфраструктуру, отразившаяся в пресловутых городских пробках. Роль Бангкока как политической арены страны по-прежнему проявляется в череде народных протестов, начиная со студенческих восстаний в 1973 и 1976 годах , антивоенных демонстраций в 1992 году и последовательных антиправительственных протестов « желторубашечников » и « краснорубашечников ». движения с 2008 года.
В административном отношении восточный Бангкок и Тонбури были созданы как отдельные провинции в 1915 году. (Провинция к востоку от реки называлась Пхра Накхон ( พระนคร ). Серия указов 1971–1972 годов привела к слиянию этих провинций и их местных администраций. образует нынешний город Бангкок, который официально известен на тайском языке как Крунг Тхеп Маха Накхон. Столичная администрация Бангкока (BMA) была создана в 1975 году для управления городом, а ее губернатор избирается с 1985 года. [15]
Галерея
[ редактировать ]- Строительство основных каналов Бангкока с течением времени, самый ранний из которых относится к периоду правления короля Чайрачи ( годы правления 1534–1546).
- Карта Бангкока 1820-х годов; из журнала дипломатической миссии в Сиаме и Кочин-Китае Джона Кроуферда
- Вид на город Бангкок 1822 г.
- Бангкок – взгляд вверх по реке или каналу, 1895 г.
- Трамвай в Бангкоке, 1905 год.
- Открытка с изображением Чароен Крунг Роуд, ок. 1910–1920-е гг.
- Бангкок в 1971 году
- Международный аэропорт Дон Муанг , первый аэропорт в Бангкоке и Таиланде, открылся в 1914 году.
- Мост Рамы VI , первый мост через реку Чао Прайя , был открыт в 1927 году.
- Дворец Тонбури, главная королевская резиденция короля Таксина, сейчас используется как Королевского военно-морского флота Таиланда. штаб-квартира
См. также
[ редактировать ]- История Таиланда
- Осада Бангкока
- Укрепления Бангкока
- Бомбардировка Бангкока во время Второй мировой войны
Примечания
[ редактировать ]- ^ Обратите внимание, что тайское написание Тонбури здесь отличается от современного названия, которое пишется ธนบุรี .
- ^ Однако в Договоре о дружбе и торговле 1833 года между Сиамом и Соединенными Штатами город упоминается как «Королевский город Сиа-Ютья (обычно называемый Бангкоком)». Автор договора Эдмунд Робертс пишет:
Место, на котором стоит нынешняя столица, и страна в ее окрестностях, по обоим берегам реки на значительном расстоянии, раньше, до перемещения двора в его нынешнее положение, назывались Банг-коком; но с того времени, в течение почти шестидесяти лет, он назывался Sia yuthia (произносится как си-а-йу-те-а, а туземцы - Крунг, то есть столица;) его называют обоими именами. здесь, но никогда в Бангкоке; и они всегда поправляют иностранцев, когда последние допускают эту ошибку. Деревни, занимающие правый берег реки, напротив столицы, проходят под общим названием Банг-кок.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чандраштитья, Типаван; «История города Тонбури» [История города Тонбури], Дхонбури Раджабхат. Архивировано 13 июля 2010 г. ) . ( на Университет английском языке версия [ постоянная мертвая ссылка ] .)
- ^ Перейти обратно: а б с Пхисфумвиди, Преди (июль 2011 г.) «Карта форта Тонбури во время правления короля Нараи». [Карта форта Тонбури во время правления короля Нараи]. Искусство и культура (на тайском языке . : 122) –134.
- ^ Ван Бек, Стив (1995). Чао Пья, река переходного периода . п. 39. Цитируется в «История Аюттхая: Исторические события: Хронология 1500–1599» . ayutthaya-history.com . Исторические исследования Аюттхая . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ Начарт Прачачуен (22 сентября 2009 г.). « Бангкок» и «Бангкок [ Тхеп и Бангкок]. Крунг Архивировано из оригинала 26 г. апреля 2011 »
- ^ Перейти обратно: а б с «Интересные факты о городе Тонбури». Phra Racha Wang Derm (на тайском языке). Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 11 декабря 2011 года .
- ^ Райт, Арнольд (2006) [1908]. Впечатления от Сиама двадцатого века (PDF) . Лондон и др.: Издательская компания Lloyds Greater Britain. п. 15 . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Свасти, Пичая (17 мая 2018 г.). «Открытие исторического Тонбури» (раздел газеты: «Жизнь») . Почта Бангкока . Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (2005). История Таиланда . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-01647-9 .
- ^ Робертс, Эдмунд (1837) [1837]. «Глава XVIII, Город Бангкок». Посольство при восточных дворах Кочин-Китая, Сиама и Маската: на военном шлюпе США «Павлин» в 1832-3-4 годах . Харпер и братья. п. 288 . ОСЛК 12212199 . Проверено 5 апреля 2013 г.
Место, на котором стоит нынешняя столица, и страна в ее окрестностях, по обоим берегам реки на значительном расстоянии, раньше, до перемещения двора в его нынешнее положение, назывались Банг-кок; но с того времени, в течение почти шестидесяти лет, он назывался Sia yuthia (произносится как See-ah you-tè-ah, а туземцы - Krung, то есть столица); его называют обоими именами. здесь, но никогда в Бангкоке; и они всегда поправляют иностранцев, когда последние допускают эту ошибку. Деревни, занимающие правый берег реки, напротив столицы, проходят под общим названием Банг-кок.
- ^ «История» [История]. Информационный центр острова Раттанакосин . (Информационный центр острова Раттанакосин) (на тайском языке, Университет Силпакорн). Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ Робертс, Эдмунд (12 октября 2007 г.) [Впервые опубликовано в 1837 г.]. «Глава XVIII» . Посольство при восточных дворах Кочин-Китая, Сиама и Маската: на военном шлюпе США «Павлин»… в 1832-3-4 годах . Харпер и братья. п. 281. ИСБН 9780608404066 . Проверено 25 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Организационный комитет празднования 200-летия Раттанакосина. «Прежде чем стать Бангкоком» . Дата-центр BMA Архивировано 16 января 2013 года . Проверено 1 августа 2012 года .
- ^ «Бангкок – История | Британика» . www.britanica.com . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ^ «Купюры, серия 15» . Банкноты > История и серии банкнот > . Банк Таиланда . 3 марта 2003 года . Проверено 4 марта 2012 г.
На оборотной стороне — портрет Его Величества короля Ананды Махидолла [ так в оригинале ] с изображением Его Величества, отправляющегося навещать людей в Сам Пенг, и иллюстрацией моста Рамы VII.
- ^ «Эволюция Бангкока (Эволюция Бангкока)» . Центр данных BMA (на тайском языке). Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 года . Проверено 12 декабря 2011 года .