Джон Томсон (FRGS) (14 июня 1837 — 29 сентября 1921) — шотландский фотограф, географ и путешественник. Он был одним из первых фотографов, посетивших Дальний Восток , документируя людей, пейзажи и артефакты восточных культур. По возвращении домой его работа среди уличных людей Лондона укрепила его репутацию и считается классическим примером социального документального кино, заложившего основы фотожурналистики . Он стал фотографом-портретистом высшего общества в Мейфэре , получив королевский ордер в 1881 году.
Сын Уильяма Томсона, табачного прядильщика и розничного торговца, и его жены Изабеллы Ньюлендс, Томсон родился восьмым из девяти детей в Эдинбурге в год королевы Виктории воцарения . С 1841 года семья жила по адресу Брайтон-стрит, 6 в южной части Эдинбурга (сейчас отмечено мемориальной доской). [1]
После учебы в начале 1850-х годов он поступил в ученики к местному производителю оптических и научных инструментов, которым, как полагают, был Джеймс Маккей Брайсон . За это время Томсон изучил принципы фотографии и завершил свое обучение примерно в 1858 году.
За это время он также проучился два года на вечерних занятиях в Институте и Школе искусств Уотта (бывшая Эдинбургская школа искусств, позже ставшая Университетом Хериот-Ватт ). Он получил «Аттестацию» по натуральной философии в 1857 году, а также по младшей математике и химии в 1858 году. В 1861 году он стал членом Королевского шотландского общества искусств , но к 1862 году он решил поехать в Сингапур, чтобы присоединиться к нему. его старший брат Уильям, часовщик и фотограф.
В апреле 1862 года Томсон уехал из Эдинбурга в Сингапур, начав десятилетний период путешествий по Дальнему Востоку. Первоначально он основал с Уильямом совместный бизнес по производству морских хронометров , оптических и морских приборов. Он также основал фотостудию в Сингапуре, снимая портреты европейских торговцев, и у него появился интерес к местным народам и местам. Он много путешествовал по материковым территориям Малайи и острову Суматра , исследуя деревни и фотографируя коренные народы и их деятельность.
Посетив Цейлон и Индию с октября по ноябрь 1864 года, чтобы задокументировать разрушения, вызванные недавним циклоном, Томсон продал свою сингапурскую студию и переехал в Сиам . По прибытии в Бангкок в сентябре 1865 года Томсон сделал серию фотографий короля Сиама и других высокопоставленных членов королевского двора и правительства.
Вдохновленный рассказом Анри Муо об открытии древних городов Ангкора в камбоджийских джунглях, Томсон предпринял то, что впоследствии стало первой из его крупных фотографических экспедиций. Он отправился в путь в январе 1866 года вместе со своим переводчиком Гербертом Кеннеди , сотрудником британского консульства в Бангкоке, который спас Томсону жизнь, когда он в пути заразился тропической лихорадкой . Пара провела две недели в Ангкоре, где Томсон подробно задокументировал это обширное место, создав некоторые из самых ранних фотографий того, что сегодня является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .
После года пребывания в Британии Томсон снова почувствовал желание вернуться на Дальний Восток. Он вернулся в Сингапур в июле 1867 года, затем переехал в Сайгон на три месяца и, наконец, поселился в Гонконге в 1868 году. Он основал студию в здании Коммерческого банка и провел следующие четыре года, фотографируя жителей Китая и фиксируя разнообразие Китайская культура.
Томсон много путешествовал по Китаю, от южных торговых портов Гонконга и Гуанчжоу (Кантон) до городов Пекин и Шанхай , до Великой стены на севере и вглубь центрального Китая. С 1870 по 1871 год он посетил провинцию Фуцзянь , путешествуя вверх по реке Минь на лодке вместе с американским протестантским миссионером преподобным Джастусом Дулитлом, а затем посетил Сямэнь и Шаньтоу .
Путешествия Томсона по Китаю часто были опасными, поскольку он посещал отдаленные, почти безлюдные районы далеко в глубине страны. Большинство людей, с которыми он столкнулся, никогда раньше не видели жителей Запада или фотоаппаратов. Его экспедиции также были особенно трудными, поскольку ему приходилось перевозить громоздкую деревянную камеру, множество больших хрупких стеклянных пластин и потенциально взрывоопасные химикаты. Он фотографировал в самых разных условиях, и ему часто приходилось импровизировать, поскольку химические вещества было трудно достать. Его тематика чрезвычайно разнообразна: от скромных нищих и уличных людей до мандаринов , принцев и высокопоставленных правительственных чиновников; от отдаленных монастырей до императорских дворцов; от простых сельских деревень до великолепных пейзажей.
Томсон вернулся в Англию в 1872 году, поселившись в Брикстоне , Лондон, и, за исключением последней фотографической поездки на Кипр в 1878 году, Томсон больше никогда не уезжал. В последующие годы он начал читать лекции и публиковаться, представляя результаты своих путешествий по Дальнему Востоку. Его публикации начались сначала в ежемесячных журналах, а затем в серии больших, богато иллюстрированных фотоальбомов. Он много писал о фотографии, опубликовал множество статей в фотожурналах, таких как British Journal of Photography . Он также перевел и отредактировал Гастона Тиссандье 1876 года «Историю и справочник по фотографии» , которые стали стандартным справочным изданием.
В Лондоне Томсон возобновил знакомство с Адольфом Смитом , радикальным журналистом, с которым он познакомился в Королевском географическом обществе в 1866 году. Вместе они сотрудничали в выпуске ежемесячного журнала Street Life в Лондоне . [2] с 1876 по 1877 год. Проект задокументировал в фотографиях и текстах жизнь уличных людей Лондона, сделав социальную документальную фотографию ранним типом фотожурналистики. Серия фотографий была позже опубликована в виде книги в 1878 году.
11 ноября 1879 года он был избран членом Фотографического общества, позже Королевского фотографического общества . [3] Имея прочно зарекомендовавшую себя репутацию выдающегося фотографа, Томсон в 1879 году открыл портретную студию на Букингем Палас-роуд, а затем перенес ее в Мейфэр. В 1881 году королева Виктория назначила его фотографом британской королевской семьи, а его более поздние работы были сосредоточены на студийных портретах богатых и знаменитых представителей «высшего общества», что обеспечивало ему комфортную жизнь. С января 1886 года он начал инструктировать исследователей Королевского географического общества по использованию фотографии для документирования своих путешествий.
Уйдя из своей коммерческой студии в 1910 году, Томсон большую часть времени проводил в Эдинбурге, хотя продолжал писать статьи для Королевского географического общества об использовании фотографии. Он умер от сердечного приступа в 1921 году в возрасте 84 лет.
Томсон был опытным фотографом во многих областях, включая пейзажи , портретную съемку , уличную фотографию и архитектурную фотографию , и его наследие отличается выдающимся качеством и широтой охвата. Его фотографии с Дальнего Востока просветили викторианскую аудиторию Великобритании о земле, людях и культурах Китая и Юго-Восточной Азии. Его новаторская работа, документирующая социальные условия уличных людей Лондона, сделала его одним из пионеров фотожурналистики, а его издательская деятельность выделяет его как новатора в сочетании фотографии с печатным словом.
«Через призму Джона Томсона: Китай и Сиам» — подборка фотографий Томсона из библиотеки Wellcome в Лондоне, в настоящее время гастролирует по всему миру. [12]
В 2001 году Пхипхат Фонграфифон, тайский независимый исследователь исторической фотографии, опубликовал утверждения о том, что Томсон взял работы тайского придворного фотографа Кхуна Сунторнсатитсалака (христианское имя: Фрэнсис Чит ) и опубликовал их как свои собственные. Доказательством утверждений Пхипхата является анализ фотографии, на которой отсутствует храм Ват Ратчапрадит , построенный до прибытия Томсона в Бангкок. [13] [ нужна страница ] [ нужна проверка ]
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: b4d7b8ca0024c14488d430692a12457c__1722515100 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/7c/b4d7b8ca0024c14488d430692a12457c.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: John Thomson (photographer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)