Jump to content

Такси

  • Такси Великое
  • Таксин Махарат
Король Тонбури
Статуя Таксина Великого во дворце Хат-Сунг ( Ват Кхунг Тафао ), провинция Уттарадит
Король Сиама
Царствование 28 декабря 1768 г. - 1 апреля 1782 г. [1] [2] [а]
Коронация 28 декабря 1768 г.
Предшественник Эккатхат (как король Аюттхая )
Преемник Пхуттайотфачулалок (Рама I) (как король Раттанакосина )
вице-король Интрафитак
Рожденный Дэн Чао/Син (Чжэн Чжао)
( 1734-04-17 ) 17 апреля 1734 г.
Аютия , Аютия
Умер 7 апреля 1782 г. ) ( 1782-04-07 ) ( 47 лет [б]
Бангкок , Сиам
Похороны
Ват Интарам , Бангкок
Супруг Батборича
Проблема 21 сын и 9 дочерей, [4] включая:
Дом Династия Тонбури
Отец Ён Сэтэ (Чжэн Юн) [5]
Мать Нок-ланг (позже принцесса Пхитхак Тефамат )
Религия Тхеравада Буддизм

Король Таксин Великий ( тайский : Сомдет Пхра Чао Таксин Махарат , RTGS : Сомдет Пхра Чао Таксин Махарат , [с] слушать ) или король Тонбури тайский : Сомдет ( ; RTGS : Пхра Чао Крунг Тон Бури Сомдет Пхра Чао Крунг Тон Бури ; [д] упрощенный китайский : 郑昭 ; традиционный китайский : 鄭昭 ; пиньинь : Чжэн Чжао ; Теочью : Дэн Чао; [6] 17 апреля 1734 — 7 апреля 1782) был единственным королем королевства Тонбури , правившим Таиландом с 1767 по 1782 год. Он был аристократом в королевстве Аюттхая , а затем был крупным лидером во время освобождения Сиама от бирманской оккупации после Второй мировой войны. Падение Аюттайи в 1767 году и последующее объединение Сиама после того , как он попал под власть различных военачальников. Он основал город Тонбури в качестве новой столицы, поскольку город Аюттхая был почти полностью разрушен захватчиками. Его правление характеризовалось многочисленными войнами; он боролся за отражение новых бирманских вторжений и за подчинение северного тайского королевства Ланна , лаосских княжеств и угрожавшей Камбодже .

Хотя война занимала большую часть правления Таксина, он уделял много внимания политике, управлению, экономике и благосостоянию страны. Он развивал торговлю и укреплял отношения с зарубежными странами. Он приказал построить дороги и вырыть каналы. Помимо восстановления и ремонта храмов, король пытался возродить литературу и различные отрасли искусства, такие как драматургия, живопись, архитектура и ремесла. Он также издал правила сбора и систематизации различных текстов для содействия образованию и религиоведению.

Он был схвачен в результате государственного переворота и казнен, а его преемником стал его давний друг Маха Кшатриясеук , который затем занял трон, основав королевство Раттанакосин и династию Чакри , которая с тех пор правила Таиландом. В знак признания его деяний позже ему был присвоен титул Махараджа (Великого).

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Родословная

[ редактировать ]
Королевский памятник королю Таксину Великому

Таксин родился 17 апреля 1734 года в Аюттхае . [ нужны разъяснения ] Таксин имел китайское происхождение от Теочью , Тай -Китая и Мон . Его отец, Ён Сэтэ ( тайский : Йонг Сэтэ ; китайский : 鄭鏞 Чжэн Юн ), который работал сборщиком налогов, [7] был этническим потомком Теочью из района Чэнхай , Шаньтоу , Гуандун , Китай . [5] [8]

Его мать, Нокианг ( тайский : Нок Аян ), имела происхождение Мон -Тай. [9] (а позже была назначена для установления королевского титула Принцессы-Матери Фефамат). [10] Мать Нокианга была дворянкой из племени Мон, младшей сестрой Прайи Пхетбури ( личное имя : Роанг) и Прайи Рам Чатурон (личное имя: Чуан). Прайя Пхетбури (Роанг) был губернатором Пхетбури , тогдашнего населенного пункта Мон и королевской военно-морской базы во время короля Боромакота правления . Прайя Рам Чатурон (Чуан) служил главой сиамской общины мон во время правления короля Эккатата . Отец Нокиана был тайским простолюдином. [9] [11]

Впечатленный мальчиком Мутом, Чаопрайя Чакри [ th ] , который был великим канцлером по гражданским делам ( тайский : สมุหนายก , RTGS : Samuhanayok ) во время правления короля Боромакота , усыновил его и дал ему тайское имя Син (สิน), что означает деньги или сокровища. [12] Когда ему было семь лет, Сина направили к монаху по имени Тонгди, чтобы он начал свое образование в буддийском монастыре под названием Храм Косават (тайский: Ват Косават) (позже храм Чонгта (тайский: Ват Чонг Тха)). [13] Через семь лет отчим отправил его служить королевским пажом. Он изучил хоккиен-китайский , вьетнамский и несколько индийских языков и свободно говорил на них. Это было время, когда он выучил вьетнамский язык и взял себе имя «Trịnh Quốc Anh». Когда Син и его друг Тондуанг, который также был потомком аристократической семьи Мон, были буддийскими послушниками, они, как сообщается, встретили китайского гадалку , которая сказала им, что у обоих на руках есть счастливые линии , и оба станут королями. Ни один из них не воспринял это всерьез, но Тондуанг стал преемником короля Таксина по имени Рама I. [14]

Ранняя карьера

[ редактировать ]
Портрет короля Таксина, предположительно сделанный французским священником на похоронах короля Эккатата.

Приняв обеты буддийского монаха примерно на три года, Син поступил на службу к королю Эккатату и был первым заместителем губернатора, а затем губернатором Така . [15] что принесло ему имя Прайя Так , губернатор Така.

В 1765 году, когда бирманцы напали на Аюттхаю , Прайя Таксин защищал столицу, за что ему был присвоен титул Прайя Вачирапракан Кампхенг Пхет . Однако у него не было возможности управлять Кампхенг Пхетом, поскольку страна находилась в тяжелом положении. Более года тайские и бирманские солдаты вели ожесточенные бои при осаде Аюттайи . Именно в это время Прайя Ваджирапракарн пережил неудачи, которые заставили его усомниться в ценности своих усилий. [ нужна ссылка ]

Сопротивление и независимость

[ редактировать ]
Памятник королю Таксину Великому, памятник королю Таксину в сопровождении четырех доверенных солдат в Чантабури.

3 января 1767 года, за 3 месяца до падения Аюттхая, [16] Таксин вышел из города во главе 500 последователей в Районг , на восточном побережье Сиамского залива . [17] Это действие так и не получило адекватного объяснения, поскольку королевский комплекс и сама Аютия находились на острове. Как Таксин и его последователи пробились из бирманского окружения, остается загадкой. Сначала он отправился в Чонбури , город на восточном побережье Сиамского залива, а затем в Районг , где собрал небольшую армию, и его сторонники стали обращаться к нему как к принцу Таку . [18] Он планировал атаковать и захватить Чантабури . Согласно популярной версии устной истории, он сказал: «Мы собираемся атаковать Чантабури сегодня вечером. Уничтожьте всю еду и посуду, которые у нас есть, потому что завтра утром мы будем есть в Чантабури». [19]

7 апреля 1767 года Аютия пала перед бирманцами. После разрушения Аюттайи и смерти тайского короля страна была разделена на шесть частей, и Таксин контролировал восточное побережье. Вместе с Тонгдуангом, ныне Чао Прайя Чакри, ему в конце концов удалось отбросить бирманцев, победить своих соперников и воссоединить страну. [20]

Со своими солдатами он двинулся в Чантабури и, получив отпор со стороны губернатора города, совершил внезапную ночную атаку на него и захватил его 15 июня 1767 года, всего через два месяца после разграбления Аюттхая. [21] Численность его армии быстро увеличивалась, поскольку жители Чантабури и Трата , которые не были разграблены и обезлюдены бирманцами, [22] естественно, представляло для него подходящую базу для подготовки освобождения своей родины. [23]

Тщательно разграбив Аюттайю, бирманцы, похоже, не проявили серьезного интереса к удержанию столицы Сиама, поскольку для контроля над разрушенным городом они оставили лишь горстку войск под командованием генерала Суки. Они обратили свое внимание на север своей страны, которому вскоре угрожало китайское вторжение . 6 ноября 1767 года, собрав 5000 солдат и построив 100 кораблей, Таксин поднялся вверх по реке Чао Прайя и захватил Тонбури напротив нынешнего Бангкока . Он казнил марионеточного тайского губернатора Тонг-ина, которого бирманцы поставили во главе страны. [24] Взять Тонбури было довольно легко, поскольку гарнизон был тайским. [25] Он быстро закрепил свою победу, атаковав главный бирманский лагерь численностью 3000 человек под предводительством генерала Суки (Суки) в битве при Пхо Сам Тон (тайский: Пхо Сам Тон) недалеко от Аюттхая. [26] Бирманцы потерпели поражение, генерал Суки погиб в боях, а Таксин отвоевал Аюттайю у врага в течение семи месяцев после ее разрушения. [23]

Основание столицы

[ редактировать ]
Деревня Тонбури, на правом (западном) берегу Чао Прайи (здесь, в левом нижнем углу карты), напротив крепости Бангкока , во время осады Бангкока в 1688 году. [27]

Король Таксин предпринял важные шаги, чтобы показать, что он достойный наследник престола. Он обеспечил соответствующее обращение с остатками бывшей королевской семьи, устроил грандиозную кремацию останков бывшего правителя Эккатата и занялся проблемой основания столицы. [28] Таксин, вероятно, осознавал, что город Аютия подвергся таким разрушениям, что восстановление его в прежнем состоянии потребовало бы напряжения его ресурсов. Бирманцам были хорошо известны уязвимые места Аюттайи, и в случае возобновления бирманского нападения на нее войск освободителя было бы недостаточно для эффективной защиты города. Помня об этих соображениях, он основал свою столицу в Тонбури , который находился ближе к морю. [29] Мало того, что в Тонбури будет трудно вторгнуться по суше, это также предотвратит приобретение оружия и военных припасов для любого, кто достаточно амбициозен, чтобы утвердиться в качестве независимого принца дальше по реке Чао Прайя . [21] Поскольку Тонбури был небольшим городом, имеющиеся силы Таксина, как солдаты, так и моряки, могли укомплектовать его укрепления, и если он обнаружил, что невозможно удержать его от нападения врага, он мог погрузить войска и отступить в Чантабури. [30]

Его успехи в борьбе с конкурентами за власть были обусловлены способностями Таксина как воина, его лидерством, доблестью и эффективной организацией своих сил. Обычно при встрече с врагом он становился в первую шеренгу, воодушевляя тем самым своих людей. Среди чиновников, которые связали с ним свою судьбу во время кампаний за независимость и уничтожение самопровозглашенной местной знати, были две личности, которые впоследствии сыграли важную роль в истории Таиланда. Они были сыновьями чиновника, носившего титул Пхра Аксонсунторнсмиантра ( тайский : พระอักษรสุนทรเสมียนตรา ). Старшего сына звали Тонгдуанг (тайский: ทองด้วง). Он родился в 1737 году в Аюттхае и позже должен был стать основателем династии Чакри , а младший, Бунма (тайский: บุญมา), родившийся шесть лет спустя, был его заместителем. [31]

Тонгдуанг до разграбления Аюттхая был удостоен звания Луанг Йоккрабат , отвечая за королевский надзор и служа губернатору Ратчабури , а Бунма получил придворный титул Най Судчинда. Таким образом, Луанг Йоккрабат (Тхонгдуанг) не был в Аюттхае, чтобы стать свидетелем падения города, а Най Судчинда (Бунма) сбежал из Аюттхая. Однако, пока король Таксин собирал свои силы в Чантабури, Най Судчинда привел своих вассалов присоединиться к нему, тем самым помогая увеличить его боевую мощь. Благодаря предыдущему знакомству с ним освободитель был настолько доволен, что назначил его Пхра Махамонтри. Сразу после своей коронации Таксин заручился услугами Луанга Йоккрабута по рекомендации Пхра Махамонтри (тайский: พระมหามนตรี), и, поскольку он был так же знаком с ним, как и со своим братом, он воспитал его, чтобы он стал Пхра Раджварином. Оказав службу королю во время его кампаний или собственных экспедиций против врагов, Пхра Раджварин (тайский: พระราชวรินทร์) и Пхра Махамонтри так быстро поднялись в знатных рядах, что через несколько лет был создан первый. Чао Прайя Чакри получил ранг канцлера, а последний стал Чао Прайя Сураси . [29]

Царствование

[ редактировать ]

Вступление на престол

[ редактировать ]
Коронация Таксина как короля Сиама во дворце Тонбури , 28 декабря 1767 года.
Пхра Рача Ванг Дерм (Дворец Тонбури), бывший королевский дворец Таксин, ныне используемый в качестве штаб-квартиры Королевского военно-морского флота Таиланда , вид со стороны Пхра Пранг на Ват Арун , Тонбури, Бангкок.

28 декабря 1767 года Таксин был коронован королем Сиама во дворце Тонбури в Тонбури («Крунг Тонбури Шри Маха Самут»), новой столице Сиама, однако в официальных документах Сиама все еще использовалось официальное имя « Крунг Пра Маха Накхон Шри Аюттхая». " ". [32] Он принял официальные имена « Бормарача IV » и « Пхра Шри Санпхет X », но в истории Таиланда известен как король Таксин, комбинация его популярного имени «Пхрайя Так» и его имени «Син», или король Тонбури. На момент коронации ему было всего 34 года. ВАР Вуд (1924) заметил, что отец Таксина был китайцем или частично китайцем, а мать — сиамкой, и сказал: «Он верил, что даже силы природы находились под его контролем, когда ему суждено было добиться успеха, и эта вера привела его к пытаться и достигать задач, которые другому человеку показались бы невозможными. Подобно Наполеону III , он был человеком судьбы». [33] Король решил не возвращаться в Аюттхаю, а вместо этого сделать своей столицей Тонбури, который, находясь всего в 20 километрах от моря, гораздо лучше подходил для морской торговли. У него никогда не было времени превратить его в великий город, [34] поскольку на протяжении всего своего правления он был занят подавлением внутренних и внешних врагов, а также территориальной экспансией. [35]

Воссоединение Сиама

[ редактировать ]
Пять государств, возникших после распада Королевства Аютия в 1767 году.
Путешествие Прайя Така из Аюттхая в Чантабури и его возвращение, чтобы отвоевать Аюттхая в 1767 году, согласно традиционной тайской историографии.

После разграбления Аюттайи страна распалась из-за исчезновения центральной власти. Помимо Таксина, несколько местных лордов утвердились в качестве правителей в Пхимаи , Пхитсанулоке , Фанге (Савангхабури, недалеко от Уттарадита ) и Накхонситхаммарате. С 1768 по 1771 год Таксин развернул кампании по подчинению этих соперников. [36] и Тонбури стал новым центром власти в Сиаме.

Войны с Бирмой

[ редактировать ]

Сообщается, что во время правления Таксина Таксин провел 9 кампаний против Бирмы:

Первая кампания

[ редактировать ]

В 1767 году Синбюшин послал армию из 2000 человек под командованием Маенгки Манья (тайский: แมงกี้มารหญ้า), губернатора Тавоя, чтобы вторгнуться в Сиам после того, как Таксин установил Тхонбури столицей. Бирманская армия продвинулась к району Банг Кунг в провинции Самут Сонгкрам к западу от новой столицы, но была разбита тайским королем в битве при Банг Кунг в 1767 году, которая также является местом расположения Ват Банг Кунг . Когда новые китайские войска вторглись в Бирму, Синьбюшин был вынужден отозвать большую часть своих войск обратно, чтобы противостоять китайцам.

Вторая кампания

[ редактировать ]

В 1770 году Тадо Миндин, губернатор Чиангмая, напал на Саванкхалок. Тадо Миндин был отброшен Прайей Сураси. [37] [25]

Третья кампания

[ редактировать ]

Таксин начал кампанию по стабилизации северной границы с Ланной, чья столица Чиангмай , находившаяся под властью Бирмы, служила стартовой базой для бирманских вторжений. Поэтому предпосылкой поддержания мира в этом регионе будет полное изгнание бирманцев из Чиангмая. [38] В 1770 году Таксин начал свою первую экспедицию по захвату Чиангмая, но был отброшен. [ нужна ссылка ] В 1771 году бирманский губернатор Чиангмая предпринял нападение на город Пхичай, начав серию походов на северные города Сиама (Сукхотай). [ нужны разъяснения ] , Пхитсанулок ).

Четвертая кампания

[ редактировать ]

В 1772 году, закончив свой поход в Луанг Пхрабанг, Немио Тихапате напал на город Пхичай, но был отбит.

Пятая кампания

[ редактировать ]

В 1773 году Немио Тихапате снова напал на город Пхичай. Во время осады командир по имени Прайя Пхичай сражался с бирманцами, пока его меч не сломался. За это ему дали прозвище «Пхрайя Пхичай Дап Хак», что переводится как «Пхрайя Пхичай со сломанным мечом». [39]

Шестая кампания

[ редактировать ]

В 1774 году Таксин во второй раз повел армию на нападение на Чиангмай. Город был взят. Ланна, находившаяся под властью Бирмы более 200 лет, перешла к сиамцам. [40]

Седьмая кампания

[ редактировать ]
Битва при Бангкао в Ратчабури

В том же году Синбюшин послал армию из 5000 человек для нападения на Сиам. Он был полностью окружен тайцами в битве при Бангкео (тайский: ยุทธการที่บางแก้ว) в Ратчабури . Из-за голода бирманская армия капитулировала перед Таксином в 1775 году. Вместо того, чтобы убить всех мужчин, Таксин выставил пленников напоказ, чтобы поднять боевой дух своих солдат. [41] [42]

Восьмая кампания

[ редактировать ]
Вторжение Маха Тиха Туры в Сиам в 1775–1776 годах было крупнейшей войной с бирманцами в период Тонбури. [43] когда бирманцы вторглись в Сиам по трем направлениям.

Не испугавшись этого поражения и стремясь вернуть себе Чиангмай, Синбюшин снова попытался завоевать Сиам, и в октябре 1775 года началось величайшее бирманское вторжение в период Тонбури под руководством Маха Тиха Тура , известного в тайской истории как Азаэвунки. Он отличился как первоклассный генерал в войнах с Китаем и при подавлении недавнего восстания пегуанцев . [44]

В ходе войны бирманские войска вторглись на сиамскую территорию, захватив такие южные города, как Пхитсанулок, прежде чем сиамцы смогли дать отпор, и, наконец, отбили Чиангмай в 1776 году. Война опустошила северные города Сиама, а также сам Чиангмай. Чиангмай был заброшен и оставался пустынным в течение следующих пятнадцати лет. [45] Его оставшиеся жители были переселены в Лампанг, где Квила был основан, чтобы править Лан На как сиамский вассал.

Девятая кампания

[ редактировать ]

В 1776 году новый бирманский король Сингу Мин приказал 6000 солдат атаковать Чиангмай. Прайя Вичиенпракарн считал, что в Чиангмае не так много войск, которые могли бы защитить город, поэтому люди могли мигрировать в город Саванкхалок. Таксин приказал Маха Суре Сингханату, губернатору Пхитсанулока, встретиться с Прайей Кавилой, правителем Лампанга, чтобы вернуть себе Чиангмай. Чиангмай был отвоеван, но из-за постоянных войн он был сильно разрушен и оставался заброшенным в течение 15 лет, пока 15 лет спустя его не восстановили. [46]

Отношения с Камбоджей

[ редактировать ]

Разграбление Вьентьяна

[ редактировать ]
Крупный план Изумрудного Будды в одежде летнего сезона

В 1777 году правитель Чампасака , который в то время был независимым княжеством, граничащим с восточной границей королевства Тонбури, поддержал губернатора Нангронга , восставшего против короля Таксина. Армии под командованием Чао Прайя Чакри было приказано выступить против . мятежник, который был пойман и казнен, получив подкрепление под командованием Чао Прайя Сураси , двинулся к Чампасаку, где правители Чао О и его заместитель были схвачены и обезглавлены . Махакасацуек Пилуекмахима Тукнакара Ра-адет ( тайский : Сомдей Чао Прайя Махакасацуек) (имеется в виду верховный Чао Прайя, Великий Король-Воин, который был настолько могущественным, что каждый город боялся его мощи) [47] — высший дворянский титул, которого мог достичь простолюдин.

Во Вьентьяне государственный министр Пра Во [ де ] восстал против правящего принца и бежал на территорию Чампасак, где обосновался в Донмотданге, недалеко от нынешнего города Убонратчатхани . Он официально подчинился королевству Тонбури, когда аннексировал Чампасак , но после вывода армии Таксина на него напали и убили войска из Вьентьяна. Король Таксин немедленно расценил это действие как большое оскорбление для него, и по его приказу Сомдей Чао Прайя Махакасацуек в 1778 году вторгся во Вьентьян с армией в 20 000 человек. Лаос был разделен на два княжества Луангпрабанг и Вьентьян с момента начало 18 века. Принц Луанг Прабанга, у которого были разногласия с принцем Вьентьяна, ради собственной безопасности подчинился Сиаму, приведя своих людей присоединиться к Сомдежу Чао Прайя Махакасацуеку в осаде Вьентьяна. [48] [ нужны разъяснения ]

После осады Вьентьяна, продолжавшейся около четырех месяцев, Таксин взял Вьентьян, разграбил город и увез изображения Изумрудного Будды и Пхра Банга в Тонбури. Принцу Вьентьяну удалось бежать и отправиться в изгнание. Таким образом, Луангпрабанг и Вьентьян стали подчиненными государствами Королевства Тонбури. [49] О происхождении знаменитого Изумрудного Будды ничего определенного не известно. Считается, что это изображение было вырезано из зеленой яшмы художником или художниками на севере Индии около двух тысяч лет назад. Его доставили на Цейлон , а затем в Чианграй королевства Лан На , где в 1434 году он был найден нетронутым в чеди, в который ударила молния. Будучи объектом большого почитания среди тайских буддистов, он хранился в монастырях Чианграя , Чиангмая , Луангпрабанга , Вьентьяна , Тонбури , а затем и Бангкока . [50] [51]

Экономика, культура и религия

[ редактировать ]
Картина короля Таксина из Национального музея Рима .

Когда король Таксин сделал Тонбури своей столицей, люди жили в крайней нищете, а еды и одежды не хватало. Король Таксин был хорошо осведомлен о тяжелом положении своих подданных, поэтому, чтобы узаконить свои претензии на королевство, он сделал экономические проблемы своим приоритетом. Он платил высокие цены за рис из своих собственных денег, чтобы побудить иностранных торговцев ввозить достаточное количество предметов первой необходимости для удовлетворения потребностей людей. Затем он раздал рис и одежду всем своим голодающим подданным. Рассеянные люди вернулись в свои дома. Нормальность была восстановлена. Экономика страны постепенно восстанавливалась. [52] Таксин отправил трех дипломатических посланников в Китай в 1767 году. В первый год его правления династия Цин отказала его посланникам, поскольку он не был прямым наследником династии Бан Плу Луанг , а два принца, Чуй и Сисанг, просили политического убежища в Китае. Ха Тьен . Шесть лет спустя Китай признал Таксина законным правителем Сиама в 1772 году. [53] [ нужны разъяснения ]

В записи, датированной 1777 годом, говорится: «Важными товарами из Таиланда являются янтарь , золото , цветные камни , золотые самородки, золотой песок, полудрагоценные камни и твердый свинец». В это время король Таксин активно поощрял китайцев селиться в Сиаме, в основном из Чаошаня . [54] отчасти с намерением оживить стагнирующую экономику [55] и повышение квалификации местной рабочей силы. [56] Большую часть своего правления ему приходилось почти постоянно бороться за сохранение независимости своей страны. По мере того как экономическое влияние иммигрантской китайской общины со временем росло, многие аристократы, которых он взял из дворянства Аюттхая, начали восставать против него за союз с китайскими купцами. Оппозицию возглавили в основном Буннаги , торгово-аристократическая семья персидского происхождения, преемники министра портов и финансов Аюттхая, или Пхра Кланг. [57]

Позже Тонбури заказал несколько ружей в Англии. Произошел обмен королевскими письмами, и в 1777 году вице-король британского Раджа Мадраса золотые ножны Джордж Страттон отправил королю Таксину , украшенные драгоценными камнями. Тайские галеоны отправились в португальскую колонию Сурат , в Гоа , Индия. Однако формальные дипломатические отношения так и не были установлены. В 1776 году Фрэнсис Лайт из Королевства Великобритании отправил 1400 кремневых ружей вместе с другими товарами в качестве подарков королю Таксину. [58] [59] [ нужны разъяснения ]

В 1770 году уроженцы Теренггану и Джакарты подарили Таксину 2200 ружей . В то время Голландская Республика контролировала острова Ява . [60]

Одновременно Таксин активно занимался восстановлением закона и порядка в королевстве и осуществлением программы общественного благосостояния. Злоупотребления в буддийском истеблишменте и среди населения были должным образом исправлены, а нуждающимся были розданы продукты питания, одежда и другие предметы первой необходимости. [29]

Таксин интересовался искусством, в том числе танцами и драмой. Есть свидетельства того, что, когда он отправился на подавление фракции Чао Накхон Си Таммарат в 1769 году, он вернул танцовщиц Чао Накхона. Вместе с танцорами, которых он собрал из других мест, они обучили и создали в Тонбури королевскую труппу по образцу Аюттхая. Король написал четыре эпизода из « Рамакяна» для королевской труппы для репетиций и выступлений. [61] [62]

Когда он отправился на север, чтобы подавить фракцию Пхра Фанг, он увидел, что монахи на севере были слабыми и недисциплинированными. Он пригласил церковных сановников из столицы обучать этих монахов и привел их в соответствие с основными учениями буддизма. Несмотря на то, что Таксин посвятил себя реформированию буддийской религии после периода ее упадка после перехода Аюттайи к Бирме, постепенно возвращая ее к нормальному состоянию, которым она пользовалась во времена королевства Аюттхая, поскольку его правление было настолько коротким, что он не смог этого сделать. очень.

Управление Сангхой в период Тхонбури следовало модели, установленной в Аюттхае. [63] он разрешил французским миссионерам въезжать в Таиланд и, как предыдущий тайский король, помог им построить церковь в 1780 году.

Отношения с Китайской империей

[ редактировать ]
Вход в могилу Таксина в Чэнхае , Гуандун , Китай.

Когда Аюттхая пала перед бирманцами в 1767 году, тайские и китайские источники упоминают, что Таксин, тогдашний правитель Така, прорвал осаду бирманцев и повел свои войска в Чантабури . В те годы Китайская империя имела пограничные конфликты с Конбаунг Бирмой. Вторжение бирманцев в Сиам стало предупреждением для Китайской империи. Затем Таксин отправил данную миссию с требованием королевской печати, заявив, что трону королевства Аюттхая пришел конец. Однако его попытке помешал Мак Тьен То (Мо Шилинь), губернатор Хатьена , который хорошо знал китайскую дипломатическую практику и утверждал, что Таксин был узурпатором. [64] [65] То также предложил приют принцу Чао Чуй, принцу Аюттхая. [66] [6] [67] [65]

Китайский двор не мог не воспользоваться этим шансом, попросив Таксина, как «нового вассала», стать ее союзником в войне против бирманцев. В конце концов китайский двор утвердил королевский статус Таксина как нового короля Сиама.

Значительный вклад в его успех внесла китайская торговая община региона Теочью , к которой Таксин мог обратиться в силу своих отцовских связей; он сам был наполовину Теочью. В краткосрочной перспективе китайская торговля обеспечила продовольствием и товарами, необходимыми для ведения войны, которая позволила Таксину построить свое молодое государство. В конечном итоге это приносило доход, который можно было использовать «для покрытия государственных расходов и содержания отдельных королевских, благородных и богатых торговых семей». [68]

Как заметил один современник, Франсуа Анри Тюрпен (1771), в условиях голода 1767–1768 годов:

Таксин проявил свой щедрый дух. Нуждающиеся больше не были обездоленными. Для оказания помощи была открыта общественная казна. В обмен на наличные иностранцы снабжали их продуктами, от которых отказалась земля страны. Узурпатор [Таксин] оправдал свое претендовать [на звание короля] по его благосклонности были исправлены злоупотребления, восстановлена ​​безопасность собственности и лиц, но к злоумышленникам была проявлена ​​наибольшая строгость, на смену произволу власти, который рано или поздно приходит, никто не жаловался. причиной мятежей. Гарантией общественного мира он смог упрочить свое положение, и никто из тех, кто участвовал в общем процветании, не мог претендовать на престол » . [69]

Могила с одеждой Таксина и семейная святыня были найдены в районе Чэнхай провинции Гуандун в Китае в 1921 году. Считается, что потомок Таксина, должно быть, отправил свою одежду на захоронение туда, чтобы соответствовать китайской практике. Это подтверждает утверждение о том, что это место было родным городом его отца. [70] Китайцы называют его «Могилой короля Чжэна» (王尊之 Tomb) или его официальное название «Кенотаф Чжэн Синя» ( 正信衣衣冠综合 ). Он был включен в список охраняемых исторических и культурных объектов района Чэнхай (). Отдел защиты культурных реликвий района Чэнхай ) с 5 декабря 1984 года. Принцесса Сириндхорн посетила могилу в 1998 году. Теперь близлежащая территория открыта для публики как парк императора Чжэн Таксин .

Последние годы и смерть

[ редактировать ]
Ступа Ват Интарам , Тонбури, которая, как говорят, хранит прах короля Таксина.

Тайские историки указывают, что напряжение на нем сказалось, и король стал религиозным фанатиком. В 1781 году у Таксина начали проявляться признаки психического расстройства. Он считал себя будущим Буддой , ожидая изменить цвет своей крови с красного на белый. Когда он начал практиковать медитацию, он даже читал лекции монахам. А если серьезно, он провоцировал раскол в сиамском буддизме, требуя, чтобы монашество признало его сотапанной, или «победителем потока» — человеком, вступившим на первую из четырех стадий просветления . [71] Монахи, которые отказывались поклоняться Таксину и поклоняться ему как богу, были понижены в статусе, а сотни людей, отказывавшихся поклоняться ему как таковому, были подвергнуты порке и приговорены к черной работе. [49]

Экономическая напряженность, вызванная войной, была серьезной. По мере распространения голода широко распространились грабежи и преступления. Сообщается, что коррумпированных чиновников было много. По некоторым данным, сообщалось о многочисленных притеснениях и злоупотреблениях со стороны чиновников. Король Таксин сурово наказал их, пытая и казнив высших чиновников. Недовольства среди чиновников можно было ожидать.

Некоторые историки предположили, что история о его «безумии» могла быть реконструирована как оправдание его свержения. Однако письма французского миссионера, находившегося в то время в Тонбури, подтверждают рассказы об своеобразном поведении монарха, в которых сообщается, что «он (Таксин) проводил все свое время в молитве, посте и медитации, чтобы с помощью этих средств быть способный летать по воздуху». И снова миссионеры описывают ситуацию:

« В течение нескольких лет король Сиама чрезвычайно досаждал своим подданным и иностранцам, которые жили в его королевстве или приезжали торговать в него. В прошлом году (1781 г.) китайцы, привыкшие торговать, оказались вынуждены почти отказаться от нее. совершенно... В прошлом году досады, причиняемые этим более чем полубезумным королем, стали более частыми и жестокими, чем раньше. Он заключал в тюрьму, пытал и пороли, по своему капризу, свою жену, фракцию своих сыновей - даже предполагаемого наследника и его высших чиновников Он хотел заставить их признаться в преступлениях, в которых они были невиновны » . [72]

Таким образом, термины «безумие» или «безумие», возможно, были современным определением, описывающим действия монарха: согласно следующим отчетам эпохи Раттанакосина , король Таксин описывался как «безумный». Однако, поскольку бирманская угроза все еще преобладала, на троне требовался сильный правитель.

Наконец фракция во главе с Прайя Саном (или Прайя Сан, Прайя Санкхабури) захватила столицу. свергнувший В результате произошел государственный переворот, Таксина с трона. [73] Прайя Сан напал на Тонбури и взял под свой контроль за одну ночь. Король Таксин без сопротивления сдался повстанцам и попросил разрешения присоединиться к монашеству в Ват Ченг (Ват Арун). [74] Однако беспорядки в Тонбури широко распространились, среди них преобладали убийства и грабежи. Когда произошел переворот, генерал Чао Прайя Чакри отсутствовал, сражаясь в Камбодже , но быстро вернулся в столицу Таиланда, узнав о перевороте. Достигнув столицы, генерал положил конец перевороту посредством арестов, расследований и наказаний. Затем в столице был восстановлен мир.

Согласно Королевским тайским хроникам, генерал Чао Прайя Чакри решил казнить свергнутого Таксина. [75] Чао Прайя Чакри считал, что король поступил неправильно и несправедливо, причинив королевству большую боль; поэтому его казнь была неизбежна. [74] В «Хрониках» сообщается, что, когда его доставили к месту казни, Таксин попросил аудиенции у генерала Чао Прайя Чакри, но генерал ему отказал. Таксин был обезглавлен перед крепостью Вичай Прасит в среду, 10 апреля 1782 года, а его тело было похоронено в Ват Банг Йи Руа Тай. [ нужны разъяснения ] Затем генерал захватил контроль над столицей, объявил себя королем и основал Дом Чакри . [75]

В альтернативном сообщении (официальных вьетнамских хроник) говорится, что генерал Чао Прайя Чакри приказал казнить Таксина традиционным сиамским способом в Ват Ченг: запечатать его в бархатный мешок и забить до смерти ароматной сандаловой дубинкой. [76] В другом сообщении утверждалось, что Таксина тайно отправили во дворец, расположенный в отдаленных горах Накхонситхаммарат , где он жил до 1825 года, и что вместо него до смерти был забит заместитель. [77] Прах короля Таксина и его жены находится в Ват Интарам Воравихан , Тонбури. Они были помещены в две ступы в форме бутона лотоса, которые стоят перед старым залом. [78]

Критики переворота

[ редактировать ]

Неясно, какую роль в перевороте сыграл генерал Чакри. страдал каким-то психозом Вьетнамские королевские записи сообщают, что король Таксин в последние годы своей жизни ; он заключил в тюрьму Чакри и Сураси семью . Обиженные, братья в конце концов подружились с двумя вьетнамскими генералами, Нгуен Хоу Тхои (阮有瑞) и Хо Ван Лан (胡文璘), четверо поклялись помогать друг другу в нужде. Вскоре после того, как произошел переворот, Чакри быстро вернулся в столицу, подавил восстание и убил Таксина. Некоторые вьетнамские источники заявили, что Таксин был убит генералом Чакри. [79] [80] другие, что Таксин был приговорен к смертной казни и казнен в общественном месте. [81] Прайя Сан также погиб во время этого инцидента.

Другая противоречивая точка зрения на события заключается в том, что генерал Чакри на самом деле хотел стать королем и обвинил короля Таксина в том, что он китаец. Поздняя история была направлена ​​на легитимацию нового монарха Прайя Чакри или Рамы Раттанакосина I . По мнению Нидхи Эосивонга , известного тайского историка, писателя и политического обозревателя, Таксина можно рассматривать как создателя нового стиля лидерства, продвигающего «децентрализованное» королевство и новое поколение дворян китайского купеческого происхождения, его главного помощники в войнах. [82] С другой стороны, Прайя Чакри и его сторонники принадлежали к «старому» поколению дворян Аюттхая, недовольному этими изменениями.

Однако при этом упускается из виду тот факт, что Чао Прайя Чакри сам частично был китайцем по происхождению, а также был женат на одной из дочерей Таксина. Никаких предыдущих конфликтов между ними в истории не упоминалось. Сообщения о конфликтах между королем и китайскими купцами считались вызванными контролем над ценами на рис во время голода. [83] Однако перед возвращением в Тонбури Чао Прайя Чакри приказал вызвать сына Таксина в Камбоджу и казнить. [84]

Другая точка зрения на события заключается в том, что Таиланд задолжал Китаю миллионы батов. Чтобы расторгнуть соглашение между Китаем и Таиландом, король Таксин решил притвориться казнённым. [85]

Наследие

[ редактировать ]
Размер сферы влияния Сиама в 1782 году при короле Таксине.
Статуя короля Таксина Великого в Вонгвиан Яй
Святыни короля Таксина Великого в Таиланде
Храм Таксин в Так , провинция Так, Таиланд
Храм короля Таксина Великого в Чантабури , провинция Чантабури, Таиланд

Короля Таксина заметил какой-то радикал [ нужны разъяснения ] историки как король, отличавшийся от королей Аюттхая своим происхождением, политикой и стилем руководства, как представитель нового класса. В период Бангкока, вплоть до Сиамской революции 1932 года , король Таксин, как говорили, [ нужны разъяснения ] не пользовался таким большим уважением, как другие сиамские короли, потому что лидеры династии Чакри все еще были обеспокоены своей политической легитимностью. После 1932 года, когда абсолютная монархия уступила место демократическому периоду, король Таксин стал более почитаемым, чем когда-либо прежде, его считали национальным героем. Это произошло потому, что лидеры того времени, такие как Плаек Фибунсонгкхрам и даже более поздняя военная хунта, с другой стороны, хотели прославить и предать гласности истории определенных исторических личностей, чтобы поддержать свою собственную политику национализма , экспансионизма и патриотизма .

Статуя короля Таксина была открыта в центре Вонгвиан Яй ( Большой транспортной развязки ) в Тонбури, на пересечении дорог Праджадхипок/Интара Пхитхак/Лат Я/Сомдет Пхра Чао Таксин. Король изображен с правой рукой, держащей меч, высотой примерно 9 метров от ног лошади до шпиля шляпы, покоится на железобетонном постаменте размерами 8,90×1,80×3,90 метра. По обеим сторонам постамента расположены четыре рамы лепного рельефа. Церемония открытия этого памятника состоялась 17 апреля 1954 года, а королевская ярмарка почтения проходит ежегодно 28 декабря. Сегодня король официально приезжает отдать дань уважения статуе короля Таксина. [86]

Памятник изображает короля Таксина верхом на лошади в окружении четырех своих доверенных солдат: Пра Чианг-нгена (позже Прайя Сукхотай), Луанга Пичаи-аса (позже Прайя Пхичай ), Луанга Пром-сена, Луанг Радж-санеха. Он расположен в общественном парке Тунгначай на Лип Муанг Роуд, прямо напротив мэрии Чантхабури . [87]

В 1981 году кабинет министров Таиланда принял постановление о присвоении королю Таксину почетного звания «Великий». С намерением прославить в истории тайских монархов, которые были почитаемы и удостоены титула «Великие», Банк Таиланда выпустил 12-ю серию банкнот, получившую название The Great Series, в трёх номиналах: 10, 20 и 100 бат. Памятник королю Таксину Великому в парке отдыха Тунгначай в Чантабури изображен на оборотной стороне банкноты в 20 бат, выпущенной 28 декабря 1981 года. [88] Дата его коронации, 28 декабря, является официальным днем ​​почтения короля Таксина, хотя и не считается государственным праздником. 31 января 1999 года Ассоциация Мау Сукха отлила амулет «Спаситель нации короля Таксина» , который был призван отметить вклад короля Таксина в развитие Сиама во время его правления. [89]

На Нагара (также пишется На Накорн) [90] Семья происходит по прямой мужской линии от короля Таксина. [91]

Храм короля Таксина Великого расположен на дороге Та Луанг перед лагерем Таксин. Это важное место в Чантабури, где можно продемонстрировать привязку жителей Чантабури к королю Таксину. Это девятиугольное здание. Крыша представляет собой остроконечный шлем. Внутри этого места закреплена статуя короля Таксина. [ нужна ссылка ]

Кроме того, Королевский военно-морской флот Таиланда использовал его имя для HTMS Taksin , модифицированной версии фрегата Тип 053 китайского производства, чтобы прославить его.

В его честь названы две больницы: больница Таксин в Бангкоке и больница Сомдейпраджаотаксин Махарадж в провинции Так.

Полное имя Таксина на тайском языке было Пхра Шри Санпхет Сомдет Борромтхаммиккарат Раматибоди Боромчакрапхат Баворнраджабодинтр Харихаринтадатибоди Шривибул Кхунруджитр Риттирамес Боромтхаммиккараджа Дечочай Пхромматепадитеп Трипхуванатибет Локачетвисут Макутпратетката Маха Пхуттхангкул Боромнартбофит Пх. Ра Будда Чао Ю Хуа На Крунг Тхеп Маха Накхон Баворн Тхаваравади Шри Аюттхая Маха Дилокпхоп Нопхарат Ратчатханибуриром Удом Прарачанивет Маха Сатан ( тайский язык) : Пхра Шри Санпхет Его Королевское Высочество Сомдей Боромтамикараджадхирадж Раматибоди Бором Чаккрапхат Сорн Боуон Рачабодин Харихарин Тадатхибоди Шрисувибун Г-н Ручит Риттирамесуан Боромдхаммикарат Дечочай Промтепадитеп Трипуванатибет Локчетвисут Его Величество наследный принц короля Маха Буддхангкун Боромманатбофит в Бангкоке Бовондваравати Шри Аюттхая Маха Дилок Нопхарат Ратчатхани Буриром Удом Пхра Раджанивет Махасатан )

Проблема

[ редактировать ]

У короля Таксина был 21 сын и 9 дочерей: [4]

  • Принц Чуй, принц Интра Пхитхак ( Передний дворец )
  • Принц Ной
  • Принц Амфаван ( позже мистер Ван)
  • Принц Татсафонг ( позже лорд Фонг Нарин)
  • Принц Нарентра Ратчакуман ( позже лорд Нарентра Рача)
  • Принц Тацафай ( позже лорд Интра Афай)
  • Принц Суфантувонг ( позже мистер Мен)
  • Принцесса Панча Папи
  • Они принцы
  • Принцесса Коммон
  • Принцесса Бупфа
  • Принц Сингара
  • Принц Лек
  • Принцесса Самли Ван ( позже Чао Чом Манда Самли)
  • Принц Онника ( позже мистер Ну Дам)
  • Принцесса Прафай Фак
  • Принцесса Присоединяйтесь
  • Принц Тамронг
  • Только принц ( позже лорд Сомбатбан)
  • Принцесса Сангван
  • Принц Хантавонг
  • Князь Мехин
  • Принц Изинтон
  • Принц Буа
  • Принц (без имени)
  • Принц Ну Даенг
  • Принцесса Сут Чатри
  • Принц Ной ( позже лорд Накхонситхаммарата)
  • Принц Тонг Ин ( позже правитель Накхонратчасимы)
  • Принцесса Чамчури

Боевой рекорд

[ редактировать ]
  • Осада Аюттхая (1766–1767): поражение
  • Битва при Фо Сэм Тоне (1767 г.): Победа
  • Битва при Банг Кунге (1767 г.): Победа
  • Вторжение в штат Пхитсанулок (1768 г.): поражение
  • Вторжение в штат Пимаи (1768 г.): Победа
  • Вторжение в штат Накхонситхаммарат (1769 г.): Победа
  • Вторжение в штат Савангбури (1770 г.): Победа
  • Осада Чиангмая (1770 г.): поражение
  • Вторжение в Хатьен (Бантей Мас) (1771 г.): Победа [92]
  • Битва при Пхичае (1771 г.): Победа
  • Осада Чиангмая (1771 г.): поражение
  • Битва при Пхичае (1773 г.): Победа
  • Осада Чиангмая (1774 г.): Победа
  • Битва при Бангкео (1774 г.): Победа
  • Осада Пхитсанулока (1775–1776): поражение

Карта расширения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]


Примечания

[ редактировать ]
  1. Сведения сильно отличаются от того, когда Таксин ушел с трона и принял монашество, что, как утверждается, произошло еще за три месяца до его казни. [3]
  2. ^ Традиционно принятая дата его казни.
  3. ^ произносится [sϒm.dèt pʰráʔ t͡ɕâːw tàːk.sǐn mā.hǎː.râːt] .
  4. ^ произносится [sϒm.dèt phráʔ t͡ɕâːw krūŋ tʰōn bū.rīː] . слушать
  1. ^ Тервиль, Би Джей (1983). История современного Таиланда, 1767–1942 гг . Сент-Луис Люсия; Нью-Йорк: Университет Квинсленда Press. ISBN  978-0-7022-1892-7 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 19 октября 2022 г. {{cite book}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  2. ^ Китайское общество в Таиланде: аналитическая история . Пресса Корнеллского университета. 1957.
  3. ^ «О короле Таке, Эпизод 5: Два человека, две истории, EP.50» YouTube 3 : 41–3:55.
  4. ^ Перейти обратно: а б Тамронгсак Аюваттана (2001). Династия Чакри и королевская семья короля Таксина Великого (на тайском языке: Бангкок: Издательство Баннакит). стр. 490. ISBN  974-222-648-2 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Линтнер, г. 112
  6. ^ Перейти обратно: а б Чан Чонг Ким , Краткая история Вьетнама , т. 2, гл. 6
  7. ^ Паркс, с. 770
  8. ^ Вудсайд 1971 , с. 8.
  9. ^ Перейти обратно: а б Рой, Эдвард (2010). «Выдающиеся линии передачи мон от поздней Аюттхая до раннего Бангкока» (PDF) . Сиамское общество под королевским патронажем . Архивировано (PDF) из оригинала 16 февраля 2023 года.
  10. ^ Вятт, 140
  11. ^ Сиамский плавильный котел: этнические меньшинства в создании Бангкока . ISEAS-Институт Юсофа Исхака. 2017. с. 78.
  12. ^ «РИД 1999» . РИТ . Архивировано из оригинала 3 марта 2009 года . Проверено 19 марта 2010 г. Выберите สิ и введите สิน.
  13. ^ «Официальный сайт Ват Чоенг Тар» . iGetWeb . Архивировано из оригинала 9 ноября 2009 года . Проверено 29 марта 2010 г.
  14. ^ Ее королевская семья Кроммуэн Питтаялонгкорн. Сэм Крунг (на тайском языке: Издательство Klang Wittaya). стр. 54–58.
  15. ^ Вебстер, 156
  16. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук. История Аюттхая: Сиам в раннем современном мире (стр. 262). Издательство Кембриджского университета. Киндл издание.
  17. ^ Джон Боуман (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Издательство Колумбийского университета . п. 514 . ISBN  0-231-11004-9 .
  18. ^ Эосивонг, с. 126
  19. ^ «Святыня короля Таксина» . Королевский флот Таиланда . Архивировано из оригинала 2 июля 2010 года . Проверено 29 марта 2010 г.
  20. ^ Эосивонг, с. 98
  21. ^ Перейти обратно: а б Дамронг Раджанубхаб, с. 385
  22. ^ «Искусство и культура» (на тайском языке). Crma.ac.th. Архивировано из оригинала 22 июня 2009 года . Проверено 29 марта 2010 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б УОРВуд, с. 253
  24. ^ Дамронг Раджанубхаб, стр. 401–402
  25. ^ Перейти обратно: а б «Фото на всю страницу» (PDF) . Finearts.go.th . Проверено 17 июля 2022 г.
  26. ^ Дамронг Раджанубхаб, стр. 403
  27. ^ Жан Воллан де Веркен История революции в Сиаме в 1688 году , в Smithies 2002, стр. 95–96.
  28. ^ Дамронг Раджанубхаб, с. 388
  29. ^ Перейти обратно: а б с Шьямананда, с. 95
  30. ^ Санторн Фу (2007) Нират Пхра Барт (Нират Пхра Бат) (на тайском языке) (Фонд, стр. 123–124) .  978-974-482-064-8 .
  31. ^ Принц Чула, с. 74
  32. ^ «Дворцы в Бангкоке» . Mybangkokholiday.com . Проверено 25 сентября 2009 г.
  33. ^ Вуд, стр. 253–254.
  34. ^ Вятт, с. 141
  35. ^ Шьямананда, с. 94
  36. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук. История Таиланда, третье издание (стр. 307). Издательство Кембриджского университета. Киндл издание.
  37. ^ Королевские хроники Крунг Тонбури Издание «Доктор Бладл», стр. 50–53.
  38. ^ Вуд, стр. 259–260.
  39. ^ Королевские хроники Крунг Тонбури Издание «Доктор Бладл», стр. 68
  40. ^ Королевские хроники Крунг Тонбури Издание «Доктор Бладл», стр. 68–78.
  41. ^ Дамронг Раджанубхаб, с. 462
  42. ^ Королевские хроники Крунг Тонбури Версия Доктора Бладла, с.
  43. ^ Дамронг Раджанубхаб , принц (1918 г.) Хроника нашей войны против бирманцев во времена Бангкока и Бангкока . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  44. ^ Вуд, стр. 265–266.
  45. ^ Дамронг Раджанубхаб, с. 530
  46. Королевские хроники Крунг Тонбури, стр. 177.
  47. ^ Дамронг Раджанубхаб, стр. 531–532
  48. ^ Вуд, с. 268
  49. ^ Перейти обратно: а б Вятт, с. 143
  50. ^ После путешествия Изумрудного Будды . Блог Siam Rat получен 9 октября 2020 г.
  51. ^ Дамронг Раджанубхаб, с. 534
  52. ^ (на тайском языке) Сборник истории, часть 65. Бангкок , 1937, с. 87
  53. ^ Краткая история Китая... . Интернет-архив. 1996. с. 114 . ISBN  978-1566198516 . Проверено 29 марта 2010 г. Король Таксин Цяньлун.
  54. ^ Линтнер, с. 234
  55. ^ Бейкер, Фонгпайчит, с. 32
  56. ^ Редакторы Time Out, с. 84
  57. ^ Хэндли, с. 27
  58. ^ «Мадрасские депеши, 1763–1764» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2012 года . Проверено 29 марта 2010 г.
  59. ^ Уэйд, Джефф (2014). Азиатская экспансия: исторический опыт экспансии государства в Азии . Исследования Рутледжа по ранней истории Азии. Рутледж. п. 175. ИСБН  9781135043537 . Проверено 26 октября 2019 г.
  60. ^ «400 лет тайско-голландских отношений: ЛОС в Иудее, Королевство Сиам» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2011 года . Проверено 29 марта 2010 г.
  61. ^ Амолван Кириват. Кхон: Танцевальная драма в масках из тайского эпоса Рамакиен. Архивировано 28 апреля 2011 года в Wayback Machine . Проверено 6 октября 2009 г.
  62. ^ Паттама Ваттанапанич: Исследование особенностей придворной танцевальной драмы во время правления короля Таксина Великого, 210 стр.
  63. ^ Сунтхорн На-рангси. Администрация Тайской Сангхи: прошлое, настоящее и будущее. Архивировано 27 февраля 2012 года в Wayback Machine . Проверено 6 октября 2009 г.
  64. ^ Эрик Тальякоццо, Вэнь-чин Чанг, Китайское обращение: капитал, товары и сети в Юго-Восточной Азии , с. 151
  65. ^ Перейти обратно: а б Отчеты Цяньлуна, том 817 (на китайском языке).
  66. ^ Джиамраттаню, Артит (2011 г. , 37-й год, выпуск 2 (май-август 2016 г.) . стр. 1–23 .  978-616-7308-25-8 .
  67. ^ Дай Нам Лиет Труйен Тьен Бьен , том. 6
  68. ^ Сарасин Вирафол, Дань и прибыль: китайско-сиамская торговля, 1652–1853 (Кембридж, Массачусетс, 1977), стр. 144, цитирует письмо короля Монгкута, датированное 1853 годом, из Национальной библиотеки Таиланда.
  69. ^ Франсуа Анри Тюрпен , История Королевства Сиам, пер. Б. О. Картрайт (Бангкок, 1908 г.), стр. 178–179; оригинальное французское издание, 1771 г.
  70. ^ Пимпрафай Писалбутр (2001). Сиамская китайская лодка Китайская в регенте Бангкока (на тайском языке). Книги Нанми. п. 93. ИСБН  974-472-331-9 .
  71. ^ Крейг Дж. Рейнольдс (1920). Буддийское монашество в Таиланде девятнадцатого века . Корнелльский университет. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) , стр. 33
  72. ^ Журнал М. Декурвьера (Тонбури). декабрь 21, 1782; в Лоне, История , с. 309.
  73. ^ Грубые гиды (2000). Путеводитель по Юго-Восточной Азии . Грубые гиды . п. 823 . ISBN  1-85828-553-4 .
  74. ^ Перейти обратно: а б Крис Бейкер; Пасук Фонгпайчит (2017). История Аюттайи . Издательство Кембриджского университета. п. 268. ИСБН  978-1-107-19076-4 .
  75. ^ Перейти обратно: а б Нидхи Эосивонг . (1986). Тайская политика в период правления короля Тонбури. Бангкок: Издательство «Искусство и культура». стр. 575.
  76. ^ Прида Сичалалай. (декабрь 1982 г.). «Последний год короля Таксина Великого». Журнал «Искусство и культура» , (3, 2).
  77. ^ Вятт, с. 145; Сиамская/тайская история и культура – ​​Часть 4. Архивировано 20 августа 2007 г. в Wayback Machine.
  78. ^ «см. внизу страницы – пункт 7» . Таиландский мир.com. Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года . Проверено 29 марта 2010 г.
  79. ^ Чан Чонг Ким , Краткая история Вьетнама , том. 2, гл. 8
  80. ^ Дай Нам Чин составляет первый сборник рассказов , том. 32
  81. ^ Трин-Хоай-#-Дык; Обаре, Луи Габриэль Г. (1864). Гиа-динь-Тунг-чи: История и описание баса Кохинчина (на французском языке). стр. 47–49.
  82. ^ Из Eoseewong, стр. 55
  83. ^ Гамильтон, с. 42
  84. ^ Шьямананда, стр. 98–99
  85. ^ Тотсаёт Крамомкаев (2007). Король Так умер в Накхоне. (на тайском языке: Бангкок: Издатели объединяются и помогают друг другу). стр. 176. ISBN  978-974-7303-62-9 .
  86. ^ Дональд К. Свирер (2004). Стать Буддой: Ритуал изображения . Издательство Принстонского университета. п. 235. ИСБН  0691114358 .
  87. ^ Сараваси Мекпайбун, Сиричоке Лертьясо (на тайском языке). National Geographic № 77, декабрь 2007 г. Бангкок: Amarin Printing And Publishing Public Company Limited, с. 57
  88. ^ Варарат; Сумит (23 февраля 2012 г.). «Великий сериал» . Банкноты > История и серии банкнот > Банкноты, серия 12 . Банк Таиланда . Архивировано из оригинала 18 мая 2019 года . Проверено 7 июня 2013 г. 20 бат обратно — дата уведомления 2 ноября 1981 г. Дата выпуска 28 декабря 1981 г.
  89. ^ Свирер, с. 235
  90. ^ Дикинсон, с. 64
  91. ^ Хэндли, с. 466
  92. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук. История Аюттхая (стр. 263–264). Издательство Кембриджского университета. Киндл издание.
[ редактировать ]
Такси (Бороммарача IV)
Родился: 17 апреля 1734 г.   Умер: 7 апреля 1782 г.
Царственные титулы
Новое название
Создано государство военачальников
Принц Чантабури
1767
Слияние с Короной
Предшественник как король Аюттайи Король Тонбури
1767–1782
Преемник как король Раттанакосина
Политические офисы
Предшественник
Неизвестный
Губернатор Така
неизвестно – 1765 г.
Преемник
Неизвестный
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb37ddb162418861ea1a476142b2a150__1721866680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/50/cb37ddb162418861ea1a476142b2a150.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taksin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)