Рамакиен

Часть серии о |
Культура Таиланда |
---|
![]() |
Общество |
Кухня |
Искусство и литература |
СМИ |
Другие |
Символы |
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Рамакиен ( тайский : Рамакиен , RTGS : Раммакиан , произносится [rāːmā.kīa̯n] ; горит. « Слава Рамы » ; иногда также пишется Рамакиан ) — один из Таиланда национальных эпосов . [1] Это тайская версия древнеиндийского эпоса Рамаяна . Рамакиен — важная часть тайского литературного канона.
Король Рама VI был человеком, который первым пролил свет на изучение Рамаяны в Таиланде, проследив источники Рамакиена и сравнив его с санскритским Валмики Рамаяной . Он обнаружил, что на «Рамакиен» оказали влияние три источника: « Вальмики Рамаяна» , «Вишну-пурана » и «Хануман Натака» (все три — из индуизма). [2] Ряд версий эпоса был утерян при разрушении Аюттхая в 1767 году . В настоящее время существуют три версии, одна из которых была подготовлена в 1797 году под руководством (и частично написана) королем Рамой I. Его сын Рама II переписал некоторые части версии своего отца для драмы «хон» . Произведение оказало важное влияние на тайскую литературу , искусство и драму ( «Кхон » и « Нанг» на его основе произошли драмы ).
Хотя основная история похожа на историю Дашаратхи Натаки , различия в некоторых историях все же преобладают. Многие другие аспекты были перенесены в тайский контекст, например, одежда, оружие, топография и элементы природы, которые описываются как тайские по стилю. Поскольку Таиланд считается обществом Тхеравады буддийским , буддийская история, скрытая в Рамакиене, служит дополнением тайских легенд к мифу о сотворении мира , а также изображениям различных духов, которые дополняют верования, заимствованные из тайского анимизма.
Раскрашенное изображение Рамакиена выставлено в Бангкоке в храме Изумрудного Будды , и многие статуи там изображают персонажей из него.
Фон
[ редактировать ]Джатаки , включая Дашаратху Джатаку, пришли в Юго-Восточную Азию с помощью буддийских миссионеров, индийских торговцев и ученых, которые торговали с кхмерскими королевствами (такими как Фунан и Ангкор ) и Шривиджая , с которыми индийцы имели тесные экономические и культурные связи. [3] Тайцы переняли у кхмеров компоненты индианизированной культуры, такие как Рамаяна . [4]
В конце первого тысячелетия эпос Рамакиен (написанный как Рамкерти , รามเกียรติ์, но читаемый как Рамакиен ) был принят тайским народом. Самые старые записи раннего царства Сукхотай , датируемые 13 веком, включают истории из легенд Джатаки . История легенд рассказывалась в театре теней (тайский: หนัง , Нанг ), кукольном спектакле в стиле, заимствованном из Индонезии, в котором персонажи изображались кожаными куклами, которыми манипулировали, чтобы отбрасывать тени на ближайший экран, в то время как зрители смотрели с другой стороны.
Тайская версия легенд была впервые записана в 18 веке, во времена Королевства Аюттхая , после упадка правительства Сукхотай. Однако большинство изданий было утеряно, когда город Аюттхая был разрушен армиями Бирмы (современная Мьянма ) в 1767 году.
Признанная сегодня версия была составлена в Королевстве Сиам под руководством короля Рамы I (1726–1809), основателя династии Чакри , которая до сих пор удерживает трон Таиланда. Между 1799 и 1807 годами Рама I руководил написанием известного издания и даже написал его отдельные части. Также во время правления Рамы I началось строительство Большого Тайского дворца в Бангкоке , который включает в себя территорию Ват Пхра Кео , Храма Изумрудного Будды . Стены Ват Пхра Кео щедро украшены картинами, изображающими истории из Рамакиена .
Рама II (1766–1824) в дальнейшем адаптировал издание своего отца « Рамакиен» для драмы «хон» , формы театра, исполняемой не говорящими тайскими танцорами в тщательно продуманных костюмах и масках. Повествования из « Рамакиена» читались хором сбоку от сцены. Эта версия немного отличается от версии, составленной Рамой I, давая расширенную роль Хануману , богу-царю обезьян, и добавляя счастливый конец .
С момента своего появления среди тайцев Рамакиен стал неотъемлемой частью культуры. Рамакиен . Рамы I считается одним из шедевров тайской литературы Его до сих пор читают и преподают в школах страны.
В 1989 году Сатьяврат Шастри перевел « Рамакиен» в санскритскую эпическую поэму ( махакавья ) под названием Рамакиртимахакавьям , состоящую из 25 сарг (песен) и около 1200 строф размером 14 метров. Эта работа получила одиннадцать национальных и международных наград. [5]
Содержание
[ редактировать ]Сказания Рамакиена аналогичны рассказам Рамаяны , хотя и перенесены на топографию и культуру Аюттхая, где Аватар Пхра Нараи (тайское воплощение Вишну , также известный как Нараяна, Говинда, Васудева ) возрождается как Пхра Рам.
Основные цифры
[ редактировать ]Божественные существа
[ редактировать ]- Пхра Нарай / Витсану – Вишну/Нараяна
- Пхра Исуан – Шива (также известный под эпитетом Ишвара )
- Пхра Пхром – Брахма/Сахампати/Бьянма
- Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Phra Uma - Thewi mp3 youtube com.
- Пхра Лакшами – Лакшми, супруга Нараи
- Пхра Ин (Индра) – царь тевадов ( дэвов ) – малых небесных божеств. Божественный отец Пхали (Вали)
- Мали Варат ( Маляван ) – бог справедливости. Дед по материнской линии Тоцакана (Равана)
- Пхра Атхит (Адитья/ Сурья ) – солнечное божество. Божественный отец Сухрипа (Сугривы)
- Пхра Пхай (Ваю) – божество ветра. Отец Ханумана .
- Пхра Витсавакам/Витсанукам ( Вишвакарма ) – бог-ремесленник, ответственный за восстановление Ланки после того, как Хануман сжег ее, и создатель Китхина (Кишкиндхи) в Рамаяне и Двараки (столицы Королевства Кришны) в Махабхарате.
Человек
[ редактировать ]- Пхра Рам — Бодхисатта, сын короля Тоцарота (Дашаратхи) Аюттхая и воплощение Пхра Нарая .
- Нанг Сида – (Сита) жена Пхра Рама , олицетворяющая чистоту и верность. Воплощение Лакшми .
- Пхра Пхрот (Бхарата), Пхра Лак (Лакшмана) и Пхра Сатарут (Шатругна) — младшие сводные братья Пхра Рама , которые представляют собой перевоплощенные владения Пхра Нарай .
- Тоцарот – (Дашаратха), часто называемый Тао Тоцарот . Король Аюттхая и отец Пхра Рама и его братьев.
- Нанг Каосурия (Каушалья) — одна из трёх жен Тоцарота , мать Пхра Рама .
- Нанг Кайякеси (Кайкейи) — одна из трёх жен Тоцарота , мать Пхра Фрота .
- Нанг Самуттеви (Сумитра) — одна из трёх жен Тоцарота , мать Пхра Лака и Пхра Сатарута .
Союзники Пхра Рама
[ редактировать ]- Хануман – бог-царь обезьян, который поддерживал Пхра Рама и выступал в роли его ванара- генерала.
- Пхал Тират (Вали) — царь Хитхина (Кишкиндхи) , старший брат Сухрипа и дядя Ханумана .
- Сухрип (Сугрива) — наместник Киткина , младший брат Пхали и дядя Ханумана .
- Онгхот ( Ангада ) — обезьяно-принц и сын пали Тирата и НанМонто (Деви Тара) , двоюродный брат Ханумана .
- Пхифек (Вибхишана) – отчужденный брат Тоцакана . Он превосходный астролог и предоставил Пхра Раму ценную информацию о победе над Тоцаканом .
- Чомпуфан (Джамбаван) - принц-медведь и приемный сын Пхали , эксперт в области врачевания и действовавший в качестве медика отряда.
Враги Пхра Рама
[ редактировать ]- Тоцакан (Равана) (от дашакантха ) – царь ракшасов Ланки и сильнейший из противников Пхра Рама . У Тоцакана десять лиц и двадцать рук, и он обладает множеством видов оружия.
- Интхарачит (Индраджит) — сын Тоцакана . Пхра Рама Второй по силе противник . Интарачит использует свой лук чаще, чем любое другое оружие. Однажды он выпустил стрелы (Стрелы Нагабат), которые превратились в Нагов (или змей) в воздухе и обрушились на Пхра Рама армию . Однажды он получил благословение от Пхра Исуан, что он умрет не на земле, а в воздухе, и если его отрубленная голова коснется земли, это принесет великие разрушения.
- Кумфакан (Кумбхакарна) – Тоцакан и командующий демоническими силами.
- Майярап (Махиравана) – царь подземного мира, воплотившийся в образе осла.
- Кхон (Кхара) , Тут (Душана) и Трисиан (Тришира) — младшие братья Тоцакана и первые трое, убитые Пхра Рамом , именно в таком порядке.
Сюжет
[ редактировать ]Текст можно разделить на три логические части: первая посвящена происхождению главных героев, вторая описывает драматические события, включая падение Тоцакана, и последняя часть описывает то, что произошло потом.
Часть первая
[ редактировать ]Первая часть начинается с истории Пхра Нарая в образе вепря, побеждающего демона Хираньякшу . Далее следует рассказ о происхождении предков Тоцакана. По словам Рамакиена, Пхра Исуан дарует своему слуге Нонтхоку (Бхасмасуре) дар, который позволяет ему превратить свой палец в алмаз и уничтожить любого, на кого он им укажет. Когда Нонток начинает злоупотреблять этой силой, Пхра Нарай принимает форму очаровательной женщины, которая танцует перед Нонтоком, который пытается имитировать движения ее рук. В какой-то момент он направляет на себя алмазный палец и мгновенно умирает. Нонтхок позже перерождается в Тоцакана. У него также есть четыре брата и сестра, а также сводные братья и сестры. Тоцакан сначала женится на Кала Акхи (Мандодари) , дочери Кала Накхи (Маясуры) из подземного мира, а позже получает Нанг Монтхо в подарок от Пхра Исуана. У Тоцакана и Кала Ахи есть сын по имени Ронапак (Меганада) ; после победы над Индрой его стали называть Интхарачит (Победитель Индры).
Затем текст объясняет происхождение обезьяньих персонажей Пхали и Сухрипа. Они родились у Кала Ачаны (Анджаны) , жены короля Ходама (Кесари) , в результате ее прелюбодеяния с Пхра Ином и Пхра Атитом. Когда король Ходам погружает их в озеро, чтобы проверить их законность, они превращаются в обезьян и исчезают в лесу. Пхра Исуан дарит Пхали волшебный трезубец, который передаст Пхали половину силы любого, кто сражается с ним. Сухрип награждается красивой молодой девушкой Дарой (Тарой), но Пхали забирает ее себе. Позже Пхали также захватывает супругу Тоцакана Нанг Монтхо, и у них рождается сын по имени Онгхот, прежде чем ее возвращают в Тоцакан. Наконец, Пхали изгоняет Сухрипа в лес, где он встречает Ханумана.
Говорят, что Хануман родился после того, как Пхра Исуан вложил свое небесное оружие в рот Савахи, дочери Кала Ачаны. Хануман сначала остается с Пхали и Сухрипом, но позже решает присоединиться к Сухрипу в его изгнании в лес.
Рама, известный в Рамакиене как Пхра Рам, имеет предков, восходящих к Пхра Нарай через царя Тоцарота. Сам Пхра Рам — реинкарнация Пхра Нарая, а его братья Пхра Лак, Пхра Пхрот и Пхра Сатарут — проявления эмблем Пхра Нарая: змеи, диска и булавы соответственно. Супруга Пхра Рама Нанг Сида является реинкарнацией супруги Пхра Нарая Лакшами, но она родилась как дочь Тоцакана на Ланке и усыновлена королем (Джанака) Митхилы Чоноком .
Часть вторая
[ редактировать ]Вторая часть посвящена основной драме повести. Пхра Рам и Нанг Сида влюбляются с первого взгляда перед соревнованием по стрельбе из лука. Горбун по имени Куччи (Мантара) подстрекает королеву просить изгнания Пхра Рама. Он отправляется жить в лес с Нанг Сидой и его братом Пхра Лаком, где они встречают Самманакху (Сурпанакху), принявшую облик прекрасной девушки. Она пытается соблазнить двух братьев, но они сопротивляются и наказывают ее. В отместку Тоцакан похищает Нанг Сиду в свой дворец на Ланке.
Пхра Рам и Пхра Лак встречают Ханумана, Сухрипа и еще одного ванару, Чомпуфана, и просят их помочь найти Нанг Сиду. Когда Хануман находит Нанг Сиду на Ланке, он идентифицирует себя, показывая ей кольцо и платок и пересказывая тайну ее первой встречи с Пхра Рамом. Затем Ханумана ловит сын Тоцакана Интхарачит, но он убегает, поджигая Ланку. Вернувшись в Пхра Рам, Хануман с помощью Нала и Нила помогает построить дорогу, соединяющую Шри-Ланку с материковой частью Индии, и начинается война с Тоцаканом. После долгих боев и попыток предательства со стороны союзников Тоцакана Пхра Раму удается убить Тоцакана и Интарачита и освободить Нанг Сиду. После того, как она проходит огненное испытание, чтобы проверить свою верность, Пхра Рам берет ее с собой в Аюттхаю и передает различные части своего королевства своим союзникам.
Часть третья
[ редактировать ]После того, как Нанг Сида рисует Тоцакан на грифельной доске, Пхра Рам приказывает Пхра Лаку отвести ее в лес и убить. Вместо того, чтобы выполнить приказание, он приносит Пхра Раму сердце олени, чтобы заставить его поверить в то, что Нанг Сида мертв. В лесу Нанг Сида находит убежище у отшельника по имени Вачамарик (Валмики) , и она рожает двух сыновей: Пхра Монкута (Куша) и Пхра Лофа (Лава) . Пхра Рам решает забрать ее обратно в Аюттхая, но она отказывается и исчезает в Подземном мире. Наконец, Пхра Исуан снова объединяет Пхра Рама и Нанг Сиду. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Санчес, Джейн. «История и литература Таиланда» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Липи Гош, 2017, Культурное взаимодействие Индии и Таиланда: взгляд из прошлого в настоящее , Springer Publishing , стр. 157.
- ^ «Персонажи | Пралак Пралам» . phralakphralam.com . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ «Таиланд — мон-кхмерские цивилизации. (нд)» . Британника . Проверено 22 декабря 2021 г.
Тай заимствовали у кхмеров многие элементы индианизированной культуры, включая королевские церемонии, придворные обычаи и особенно индийский эпос «Рамаяна», оказавший влияние не только на литературу, но и на классический танец. Даже в современной тайской культуре наследие индийской культуры Ангкора все еще очевидно.
- ^ Первый победитель Джнанпита на санскрите - «поэт по инстинкту».
- ^ Сингаравелу, С. (1982). История Рамы в тайской культурной традиции. Бангкок: Сиамское общество.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тайская Рамаяна (в сокращении), написанная королем Рамой I, ISBN 974-7390-18-3
- История Рамакяна – Из росписей галерей храма Изумрудного Будды, ISBN 974-7588-35-8
- Джон Кадет, Рамакиен, иллюстрированный барельефами Ват Пхра Джетубон, Бангкок, ISBN 9-7489-3485-3