Jump to content

Звуковой дизайн

(Перенаправлено со звукорежиссера )

Звуковой дизайн — это искусство и практика создания саундтреков для самых разных нужд. Он включает в себя определение, приобретение или создание слуховых элементов с использованием методов и инструментов аудиопроизводства. Он используется в различных дисциплинах, включая кинопроизводство , телепроизводство , разработку видеоигр , театр , звукозапись и воспроизведение , живое исполнение , звуковое искусство , пост-продакшн , радио , новые медиа и разработку музыкальных инструментов . Звуковой дизайн обычно включает в себя исполнение (см., например, Фоли ) и редактирование ранее составленного или записанного звука, например, звуковые эффекты и диалоги для целей носителя, но он также может включать в себя создание звуков с нуля с помощью синтезаторов. Звукорежиссер – это тот, кто занимается звуковым дизайном.

Использование звука для вызова эмоций, отражения настроения и подчеркивания действий в пьесах и танцах началось еще в доисторические времена, когда он использовался в религиозных практиках для исцеления или отдыха. В древней Японии театральные представления, называемые кагура, проводились в синтоистских святилищах с музыкой и танцами. [1]

Музыкант на представлении комедии дель арте (Карел Дюжарден, 1657 г.)

В средние века пьесы ставились в форме театра под названием Commedia dell'arte , в котором для улучшения представлений использовалась музыка и звуковые эффекты. Затем последовало использование музыки и звука в Елизаветинском театре , где музыка и звуковые эффекты создавались за сценой с использованием таких устройств, как колокольчики, свистки и рожки. В сценарии будут записаны реплики для музыки и звуковых эффектов, которые будут воспроизводиться в нужное время. [2]

Примерно с 1913 года итальянский композитор Луиджи Руссоло создавал механические звуковые устройства, называемые « интонарумори », для футуристических театральных и музыкальных представлений. Эти устройства предназначались для имитации естественных и искусственных звуков, таких как звуки поездов или бомб. Трактат Руссоло « Искусство шума » — один из самых ранних письменных документов об использовании абстрактного шума в театре. После его смерти его интонарумори использовались в более традиционных театральных постановках для создания реалистичных звуковых эффектов.

Записанный звук

[ редактировать ]

Возможно, первым использованием записанного звука в театре был фонограф, воспроизводивший плач ребенка в лондонском театре в 1890 году. [3] Шестнадцать лет спустя Герберт Бирбом Три использовал записи в своей лондонской постановке трагедии Стивена Филлипса «НЕРО». Это событие отмечено в «Театральном журнале» (1906 г.) двумя фотографиями; на одном изображен музыкант, дующий в рожок, прикрепленный к проигрывателю дисков, на другом - актер, записывающий мучительные крики и стоны замученных мучеников. В статье говорится: «Все эти звуки реалистично воспроизводятся граммофоном». По словам Бертольда Брехта , была пьеса о Распутине, написанная в (1927 году) Алексеем Толстым и поставленная Эрвином Пискатором , которая включала запись . голоса Ленина Хотя термин «звукорежиссер» еще не использовался, некоторые режиссеры специализировались как «специалисты по эффектам», создавая и исполняя закулисные звуковые эффекты, используя смесь вокальной мимики, механических и электрических приспособлений и граммофонных пластинок. Большое внимание было уделено созданию и исполнению этих эффектов, как натуралистических, так и абстрактных. [4] В двадцатом веке записанные звуковые эффекты начали заменять живые звуковые эффекты, хотя часто был обязанностью режиссера поиск звуковых эффектов , а электрик проигрывал записи во время выступлений.

В период с 1980 по 1988 год Чарли Ричмонд, первый комиссар USITT по звуковому дизайну, курировал работу Комиссии по звуковому дизайну по определению обязанностей, ответственности, стандартов и процедур, ожидаемых от звукорежиссера театра в Северной Америке . Свои выводы он изложил в документе [5] который, хотя и несколько устарел, дает краткое описание того, чего тогда ожидали. Впоследствии он был предоставлен ADC и Дэвиду Гудману в местном офисе во Флориде, США, когда они оба планировали представлять звукорежиссеров в 1990-х годах.

Цифровые технологии

[ редактировать ]
Современная цифровая диспетчерская в Tainted Blue Studios, 2010 г.

MIDI и цифровые аудиотехнологии способствовали развитию методов производства звука в 1980-х и 1990-х годах. Рабочие станции цифрового аудио (DAW) и различные алгоритмы цифровой обработки сигналов, применяемые в них, позволяют реализовать более сложные звуковые дорожки с большим количеством дорожек и звуковых эффектов. Такие функции, как неограниченная отмена и редактирование на уровне семплов, позволяют точно контролировать саундтреки.

В области театрального звука функции компьютеризированных систем театрального звукового дизайна также были признаны важными для систем управления живым шоу в Мире Уолта Диснея , и в результате Дисней использовал системы этого типа для управления многими объектами в своей Disney-MGM Studios. теме park, открывшийся в 1989 году. Эти функции были включены в спецификацию MIDI Show Control (MSC) — открытый протокол связи для взаимодействия с различными устройствами. Первым шоу, в котором полностью использовалась спецификация MSC, был Парад Волшебного Королевства в Уолта Диснея Мира Волшебном Королевстве в сентябре 1991 года.

Рост интереса к игровому звуку также привел к появлению более совершенных интерактивных аудиоинструментов, которые также доступны без опыта компьютерного программирования. Некоторые из таких программных инструментов (называемых «инструментами реализации» или «аудиодвижками») имеют рабочий процесс, аналогичный рабочему процессу в более традиционных программах DAW, а также могут позволить персоналу, производящему звук, выполнять некоторые из более творческих интерактивных звуковых задач (которые считается частью звукового дизайна для компьютерных приложений), для чего раньше требовался программист. Интерактивные приложения также породили множество методов «динамического звука», что в общих чертах означает звук, который «параметрически» настраивается во время выполнения программы. Это обеспечивает более широкое выражение звуков, более похожее на то, что происходит в фильмах, потому что таким образом звукорежиссер может, например, создавать звуки шагов, которые изменяются правдоподобно и не повторяются, а также соответствуют тому, что видно на изображении. Рабочая станция цифрового аудио не может напрямую «общаться» с игровыми движками, поскольку игровые события часто происходят в непредсказуемом порядке, тогда как на традиционных рабочих станциях цифрового звука, а также в так называемых линейных медиа (телевидении, кино и т. д.) все происходит в одном и том же порядке. каждый раз, когда производство запускается. В частности, в играх также реализовано динамическое или адаптивное микширование.

Всемирная паутина значительно расширила возможности звукорежиссеров быстро, легко и дешево приобретать исходный материал. В настоящее время дизайнер может предварительно просмотреть и загрузить более четкие, более «правдоподобные» звуки вместо того, чтобы тратить время и бюджет на поиски «в темноте» в музыкальных магазинах, библиотеках и «виноградной лозе» в поисках (часто) худшие записи. Кроме того, инновации в программном обеспечении позволили звукорежиссерам в большей степени использовать подход «сделай сам» (или «сделай сам») . Не выходя из дома и в любое время, они могут просто использовать компьютер, колонки и наушники, а не арендовать (или покупать) дорогостоящее оборудование или студийное пространство и время для редактирования и сведения. Это обеспечивает более быстрое создание и согласование с режиссёром.

Приложения

[ редактировать ]

В кинопроизводстве звукорежиссер /дизайнер является членом съемочной группы, ответственным за всю или отдельные части саундтрека к фильму. [6] В американской киноиндустрии титул «Звуковой дизайнер» не контролируется какой-либо профессиональной организацией , в отличие от таких титулов, как «Режиссер» или «Сценарист» .

Термины «звуковой дизайн» и «звуковой дизайнер» начали использоваться в киноиндустрии в 1969 году. В то время титул « звукорежиссер» был впервые присвоен Уолтеру Марчу Фрэнсисом Фордом Копполой в знак признания вклада Марча в фильм «Люди дождя» . [7] Первоначальное значение названия « Звуковой дизайнер» , как установили Коппола и Марч, заключалось в том, что «человек, в конечном итоге ответственный за все аспекты звуковой дорожки фильма, от диалогов и звуковых эффектов записи до перезаписи (миксирования) финального трека. ". [8] Термин «звукорежиссер» заменил такие прозвища, как «руководитель звукового редактора» или «микшер перезаписи», на одну и ту же должность: главного дизайнера окончательной звуковой дорожки. Монтажеры и микшеры, такие как Мюррей Спивак ( «Кинг-Конг» ), Джордж Гроувз ( «Певец джаза» ), Джеймс Г. Стюарт ( «Гражданин Кейн» ) и Карл Фолкнер ( «Путешествие к центру Земли ») служили в этом качестве в эпоху студии Голливуда, и обычно считаются звукорежиссерами под другим именем.

Преимущество называть себя звукорежиссером, начиная с более поздних десятилетий, было двойным. Стратегически это позволяло одному человеку работать над фильмом и монтажером, и микшером, не сталкиваясь с проблемами, касающимися юрисдикции монтажеров и микшеров, как это определено их соответствующими профсоюзами. Кроме того, это был риторический шаг, который узаконил сферу постобработки звука в то время, когда студии сокращали свои звуковые отделы, а продюсеры регулярно экономили на бюджетах и ​​зарплатах звукорежиссеров и микшеров. Тем самым это позволило тем, кто называл себя звукорежиссерами, конкурировать за контрактную работу и договариваться о более высоких зарплатах. Таким образом, должность звукорежиссера возникла аналогично должности художника-постановщика , которая была создана в 1930-х годах, когда Уильям Кэмерон Мензис внес революционный вклад в искусство художественного руководства при создании « Унесенных ветром» . [9]

Группа аудиопроизводства является основным членом производственного персонала, чей творческий потенциал сравним с творческим потенциалом монтажера и оператора - постановщика . Несколько факторов привели к продвижению аудиопроизводства на этот уровень, хотя раньше оно считалось подчиненным другим частям фильма:

  • кинотеатров Звуковые системы стали способны обеспечивать высококачественное воспроизведение, особенно после внедрения Dolby Stereo . До появления стереофонических саундтреков звук в фильмах был настолько низким, что практичными были только диалоги и случайные звуковые эффекты. Эти звуковые системы изначально были задуманы как уловка для увеличения посещаемости кинотеатров, но их широкое внедрение создало вакуум контента, который пришлось заполнять компетентным профессионалам. Иммерсивный формат Dolby Atmos , представленный в 2012 году, предоставляет звуковой команде 128 звуковых дорожек, которые можно назначить кровати 7.1.2, использующей два верхних канала, оставляя 118 дорожек для аудиообъектов, которые можно размещать по всему кинотеатру независимо от звуковая кровать. Позиции объектов определяются метаданными, которые размещают их на основе координат x , y , z и количества динамиков, доступных в комнате. Этот иммерсивный звуковой формат расширяет творческие возможности использования звука за пределы того, что было достижимо при использовании более старых объемных звуков 5.1 и 7.1. системы. Больший динамический диапазон новых систем в сочетании с возможностью воспроизводить звуки по бокам, позади или над аудиторией предоставил команде постпроизводства аудио новые возможности для творческого самовыражения в звуке фильма. [10]

Современную должность звукорежиссера можно сравнить с более традиционной должностью старшего звукорежиссера ; многие звукорежиссеры используют оба названия как синонимы. [11] Роль контролирующего звукорежиссера , или звукорежиссера , развивалась параллельно с ролью звукорежиссера . Спрос на более сложные саундтреки ощущался как внутри, так и за пределами Голливуда, и главный звукорежиссер стал руководителем большого звукового отдела со штатом из десятков звукорежиссеров , который должен был выполнить полную звуковую работу в короткие сроки. . [12] [13]

Звуковой дизайн, как отдельная дисциплина, является одной из самых молодых областей сценического искусства , уступая только использованию проекций и других мультимедийных дисплеев, хотя идеи и методы звукового дизайна существовали почти с момента возникновения театра. Дэн Дуган , работающий с тремя стереокассетными деками, подключенными к десяти зонам громкоговорителей. [14] в сезоне 1968–69 годов в Американском театре консерватории (ACT) в Сан-Франциско был первым человеком, которого назвали звукорежиссером. [15]

Звукорежиссер театра отвечает за все, что зрители слышат в пространстве представления, включая музыку, звуковые эффекты, звуковые текстуры и звуковые ландшафты. Эти элементы создаются звукорежиссером или получены от других специалистов по звуку, например, от композитора в случае музыки. Предварительно записанная музыка должна быть лицензирована у юридического лица, представляющего произведения исполнителя. Это может быть сам артист, издатель, звукозаписывающая компания, организация по защите прав на исполнение или компания, лицензирующая музыку. [16] Звукорежиссер театра также отвечает за выбор и установку звуковой системы — динамиков, звуковых столов, интерфейсов и преобразователей, программного обеспечения для воспроизведения и прослушивания, микрофонов, радиомикрофонов, складных микрофонов, кабелей, компьютеров и внешнего оборудования, такого как блоки эффектов и динамические процессоры. . [17]

Современные аудиотехнологии позволили театральным звукорежиссерам создавать гибкие, сложные и недорогие конструкции, которые можно легко интегрировать в живое исполнение. Влияние кино и телевидения на драматургию проявляется в том, что пьесы все чаще пишутся с более короткими сценами, чего трудно достичь с помощью декораций, но легко передать с помощью звука. Развитие звукового дизайна фильмов дает сценаристам и режиссерам более высокие ожидания и знания в области звукового дизайна. Следовательно, театральный звуковой дизайн широко распространен, и опытные звукорежиссеры обычно устанавливают долгосрочное сотрудничество с режиссерами.

Звуковой дизайн мюзиклов часто фокусируется на разработке и реализации системы звукоусиления, которая будет отвечать потребностям производства. Если звуковая система уже установлена ​​в зале для выступления, работа звукорежиссера заключается в настройке системы для наилучшего использования в конкретной постановке. В настройке звуковой системы используются различные методы, включая эквализацию , задержку, громкость, расположение динамиков и микрофонов , а в некоторых случаях и добавление нового оборудования. Совместно с режиссером и музыкальным руководителем, если таковой имеется, дизайнер звукоусиления определяет использование и размещение микрофонов для актеров и музыкантов. Дизайнер звукоусиления гарантирует, что выступление будет слышно и понято всеми присутствующими в зале, независимо от формы, размера и акустики помещения, а также чтобы исполнители могли слышать все необходимое для выполнения своей работы. Хотя звуковой дизайн мюзикла в основном фокусируется на художественных достоинствах звукоусиления, многие мюзиклы, такие как «В лесу» также требуется значительное звуковое сопровождение (см. Звуковой дизайн пьес). Дизайн звукового усиления был отмечен премией Тони Американского театрального крыла за лучший звуковой дизайн мюзикла до сезона 2014–15. [18] позже восстановился в сезоне 2017–18. [19]

Звуковое оформление пьес часто включает в себя выбор музыки и звуков (звукового сопровождения) для постановки, основанный на близком знакомстве с пьесой, а также проектирование, установку, калибровку и использование звуковой системы, воспроизводящей звуковое сопровождение. Звукорежиссер спектакля и режиссер постановки вместе решают, какие темы и эмоции будут исследоваться. Исходя из этого, звукорежиссер спектаклей в сотрудничестве с режиссером и, возможно, композитором определяет звуки, которые будут использоваться для создания желаемого настроения. В некоторых постановках звукорежиссера также можно нанять для написания музыки к спектаклю. Звукорежиссер и режиссер обычно работают вместе, чтобы «найти» реплики в пьесе (т. е. решить, когда и где в пьесе будет использоваться звук). В некоторых постановках музыка может использоваться только во время смены сцен, тогда как в других могут использоваться звуковые эффекты. Аналогично, сцену можно подчеркнуть музыкой, звуковыми эффектами или абстрактными звуками, которые существуют где-то между ними. Некоторые звукорежиссеры являются опытными композиторами, пишут и продюсируют музыку для постановок, а также проектируют звук. Многие звуковые оформления пьес также требуют значительного звукового усиления (см. Звуковое оформление мюзиклов). Звуковое оформление пьес было отмечено премией Тони Американского театрального крыла за лучший звуковой дизайн пьесы до сезона 2014–15. [18] позже восстановил награду в сезоне 2017–18. [19]

Профессиональные организации

[ редактировать ]
  • Ассоциация театральных звукорежиссеров и композиторов (TSDCA)
  • Ассоциация звукорежиссеров — это торговая ассоциация, представляющая театральных звукорежиссеров Великобритании.
  • United Scenic Artists (США) Local USA829, интегрированная в IATSE , представляет театральных звукорежиссеров в Соединенных Штатах.
  • Театральные звукорежиссеры в английской Канаде представлены Ассоциацией дизайнеров Канады (ADC), а в Квебеке - Ассоциацией профессиональных художников Квебека (APASQ).

В современном музыкальном бизнесе, особенно в производстве рок-музыки , эмбиент-музыки , прогрессивного рока и подобных жанров , продюсер и инженер звукозаписи играют важную роль в создании общего звука (или звукового ландшафта ) записи, а не только в создании общего звука (или звукового ландшафта) записи. часто живое выступление. Продюсер звукозаписи отвечает за то, чтобы добиться от музыкантов наилучшего исполнения, а также за принятие музыкальных и технических решений относительно инструментальных тембров, аранжировок и т. д. В некоторых, особенно в электронных музыкальных проектах, артисты и продюсеры более традиционных жанров иногда прибегают к помощи дополнительная помощь со стороны артистов, которых часто называют «звукорежиссерами», для внесения в постановку определенных звуковых эффектов, атмосферы и т. д. Эти люди обычно более разбираются, например, в написании электронной музыки и синтезаторах, чем другие музыканты на борту.

При применении электроакустических техник (например, бинаурального звука) и синтеза звука для современной музыки или музыки из фильмов звукорежиссер (часто также электронный музыкант) иногда обращается к артисту, который работает вместе с композитором, чтобы реализовать более электронные аспекты мюзикла. производство. Это потому, что иногда существует разница в интересах между композиторами и электронными музыкантами или звукорежиссерами. Последний специализируется на техниках электронной музыки, таких как секвенсоры и синтезаторы, но первый имеет больший опыт в написании музыки в самых разных жанрах. Поскольку электронная музыка сама по себе довольно широка в методах и часто отделена от техник, применяемых в других жанрах, такой вид сотрудничества можно рассматривать как естественный и полезный.

Яркими примерами (признанного) звукового дизайна в музыке являются вклады Майкла Брука в U2 альбом The Joshua Tree , Джорджа Массенбурга в Дженнифер Уорнс альбом «Famous Blue Raincoat» , Криса Томаса в Pink Floyd альбом The Dark Side of the Moon и Брайан Ино к Пола Саймона альбому Surprise .

В 1974 году Сюзанна Чиани основала собственную продюсерскую компанию Ciani/Musica. Inc., которая стала музыкальным домом №1 в области звукового дизайна в Нью-Йорке. [20]

На показах мод звукорежиссер часто работает с художественным руководителем, чтобы создать атмосферу, соответствующую теме коллекции, коммерческой кампании или мероприятия. [ нужна ссылка ]

Компьютерные приложения и другие приложения

[ редактировать ]

Звук широко используется в различных интерфейсах человек-компьютер , в компьютерных играх и видеоиграх . [21] [22] Существует несколько дополнительных требований к созданию звука для компьютерных приложений, включая возможность повторного использования, интерактивность и низкое использование памяти и процессора. Например, большая часть вычислительных ресурсов обычно посвящена графике. Производство звука должно учитывать вычислительные ограничения для воспроизведения звука с помощью систем сжатия звука или распределения голоса.

Звуковой дизайн для видеоигр требует глубоких знаний в области записи и редактирования звука с использованием цифровой звуковой рабочей станции , а также понимания интеграции звука в играх с использованием программного обеспечения звукового движка, инструментов создания звука или промежуточного программного обеспечения для интеграции звука в игровой движок. Промежуточное программное обеспечение для аудио — это сторонний набор инструментов, который находится между игровым движком и аудиооборудованием. [23]

Интерактивность с компьютерным звуком может включать использование различных систем воспроизведения или логики, а также инструментов, позволяющих создавать интерактивный звук (например, Max/MSP, Wwise). Для реализации может потребоваться программное обеспечение или электротехника систем, которые изменяют звук или обрабатывают ввод пользователя. В интерактивных приложениях звукорежиссер часто сотрудничает с инженером (например, звуковым программистом), который занимается разработкой систем воспроизведения и их эффективностью.

Звукорежиссеры в течение некоторого времени признавались наградами организаций, а в последнее время появились новые награды в ответ на достижения в области технологий и качества звукового дизайна. и Звуковые редакторы кинофильмов Академия кинематографических искусств и наук присуждают лучший или самый эстетичный звуковой дизайн фильма премией Golden Reel Awards за звуковой монтаж в кино, телевещании и игровой индустрии, а также премией Оскар за лучший звук. соответственно. В 2021 году 93-я церемония вручения премии «Оскар» объединила «Лучший звуковой монтаж» и «Лучшее сведение звука» в одну общую категорию «Лучший звук». В 2007 году была учреждена премия «Тони» за лучшее звуковое оформление в честь лучшего звукового оформления американского театра на Бродвее . [24]

Североамериканские театральные организации, награждающие звукорежиссеров, включают в себя следующие:

Крупнейшие британские наградные организации включают Olivier Awards . Премия «Тони» отменила награды за звуковой дизайн в сезоне 2014–2015 гг. [25] затем восстановил категории в сезоне 2017–18. [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бразелл, Карен (1999). Традиционный японский театр . Издательство Колумбийского университета. ISBN  0-231-10873-7 .
  2. ^ Кэй, Дина; Лебрехт, Джеймс (1992). Звук и музыка для театра . Back Stage Books, издательство Watson-Guptill Publications. ISBN  0-8230-7664-4 .
  3. ^ Бут, Майкл Р. (1991). Театр в викторианском стиле . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-34837-4 .
  4. ^ Нэпьер, Фрэнк (1936). Шумы выключены . Фредерик Мюллер.
  5. ^ https://web.archive.org/web/20070308153444/http://www.richmondsounddesign.com/txt/sound-design.txt
  6. ^ «Звукодизайнер» . FilmSound.org . Проверено 13 октября 2015 г.
  7. ^ Ондатже, Майкл; Марч, Уолтер (2003). Беседы: Уолтер Марч и искусство монтажа фильмов . Лондон: Блумсбери. п. 53.
  8. ^ Ривз, Алекс. «Краткая история звукового дизайна» . Социальный клуб «Неделя рекламы» . Неделя рекламы. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 октября 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  9. ^ Бордвелл, Дэвид. «Уильям Кэмерон Мензис: одна сильная и впечатляющая идея» . davidbordwell.net . Проверено 13 октября 2015 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
  10. ^ «Dolby Atmos для создателей контента» . Архивировано из оригинала 8 октября 2021 года . Проверено 6 января 2022 г.
  11. ^ Мюллер, Бастиан (2008). Звуковой дизайн: развитие звукового дизайна для голливудских фильмов и его влияние на современное кино . Гамбург: diplom.de. п. 24. ISBN  9783836618922 . Проверено 13 октября 2015 г.
  12. ^ Холлин, Норман (2009). Справочник монтажной комнаты фильма: Как укротить хаос в монтажной . Беркли, Калифорния: Peachpit Press. п. 144. ИСБН  978-0321679529 . Проверено 13 октября 2015 г.
  13. ^ Дакич, Весна (2009). Звуковой дизайн для кино и телевидения . Нордерштедт: GRIN Verlag. п. 2. ISBN  9783640454792 . Проверено 13 октября 2015 г.
  14. ^ Дуган, Дэн (декабрь 1969 г.). «Новая система музыки и звуковых эффектов для театральных постановок» . Журнал Общества аудиоинженеров . 17 (6). Общество аудиоинженеров : 666–670 . Проверено 23 марта 2011 г.
  15. ^ Кэй, Дина; ЛеБрехт, Джеймс (2009). Звук и музыка для театра: искусство и техника оформления . Фокальная пресса. п. 8. ISBN  978-0-240-81011-9 .
  16. ^ «Как лицензировать музыку» . Архивировано из оригинала 1 января 2021 года . Проверено 6 января 2022 г.
  17. ^ «Как добиться успеха в звуковом дизайне театра, звуковом дизайне подкастов и производстве подкастов – с Кирсти Гиллмор, Джеффом Шмидтом и Мэтью Маклином» . 8 января 2020 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 6 января 2022 г.
  18. ^ Jump up to: а б «Правила премии Тони 2010–2011» (PDF) . Американское театральное крыло. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2012 года . Проверено 26 декабря 2011 г.
  19. ^ Jump up to: а б с «Категории лучшего звукового дизайна вернутся на премию Тони» . TonyAwards.com . Проверено 27 апреля 2017 г.
  20. ^ "МУЗЫКА" . Сюзанна Чиани .
  21. ^ Галь, Вивиан; Ле Прадо, Сесиль; Мерланд, Дж.Б.; Наткин, Стефан; Вега, Лилиана (сентябрь 2002 г.). «Процессы и инструменты звукового дизайна в компьютерных играх». Материалы Международной компьютерной музыкальной конференции . Гетборг. CiteSeerX   10.1.1.78.5543 . .
  22. ^ Венери, Оливье; Наткин, Стефан; Ле Прадо, Сесиль; Почетный, Марк. «Обзор игровых аудиотехнологий» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2011 г. Проверено 22 февраля 2011 г.
  23. ^ «О промежуточном программном обеспечении для аудио» . 9 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 30 мая 2021 г. Проверено 6 января 2022 г.
  24. ^ Джонс, Кеннет (19 июня 2007 г.). «Начиная с 2007–2008 годов звукорежиссеры будут получать премию Tony Awards» . Playbill.com . Архивировано из оригинала 26 июня 2007 г. Проверено 23 июня 2008 г.
  25. ^ Боуген, Филипп. «Административный комитет премии «Тони» отменяет категории звукового дизайна» , афиша , 11 июня 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d21205629804d9b02caf20693725ccb7__1721924220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/b7/d21205629804d9b02caf20693725ccb7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sound design - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)