Долби Стерео
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2016 г. ) |
![]() | |
Тип продукта | Звуковой формат Объемный звук Торговая марка |
---|---|
Владелец | Долби Лаборатории |
Страна | Соединенные Штаты |
Представлено | 1976 год |
Похожие бренды | Долби Диджитал |
Рынки | По всему миру |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Dolby Stereo — звуковой формат, созданный Dolby Laboratories . Это единый бренд для двух совершенно разных базовых систем: системы Dolby SVA (стерео с переменной площадью) 1976 года, используемой с оптическими звуковыми дорожками на 35-миллиметровой пленке, [1] и Dolby Stereo на 70 мм для 6-канальных магнитных звуковых дорожек на отпечатках шириной 70 мм. шумоподавление [2]
Dolby SVA значительно улучшает разработку звуковых эффектов в фильмах и теоретизацию звукового дизайна Уолтера Марча . [1] В 1982 году он был адаптирован для домашнего использования как Dolby Surround , когда были представлены потребительские видеомагнитофоны с поддержкой Hi-Fi , и дополнительно улучшен в 1987 году с помощью Dolby Pro Logic домашней системы декодирования .
Долби СВА
[ редактировать ]Из этих двух форматов Dolby SVA, безусловно, является более важным, поскольку обеспечивает высококачественный стереозвук практически в каждом кинотеатре. Хотя 6-дорожечное магнитное стерео использовалось в фильмах Cinerama с 1952 года, а Fox представила 4-дорожечный стереомагнитный звук как часть системы CinemaScope в 1953 году, эта технология оказалась дорогой и ненадежной. [3] За исключением крупных городов, в большинстве кинотеатров не было оборудования для воспроизведения магнитных звуковых дорожек, и большинство фильмов продолжали выпускаться с моно-оптическими звуковыми дорожками. Dolby SVA предоставил метод нанесения высококачественных стереофонических звуковых дорожек на оптические звуковые отпечатки.
Оптическая звуковая дорожка на 35-мм пленке с кодировкой Dolby Stereo несет не только левую и правую дорожки для стереофонического звука , но также — через систему матричного декодирования ( матрица Dolby Motion Picture или Dolby MP). [4] ), аналогичный тому, который был разработан для « квадрофонического » или «четверенного» звука в 1970-х годах — третий центральный канал и четвертый канал объемного звучания для динамиков по бокам и сзади театра для окружающего звука и спецэффектов. Это дало в общей сложности четыре звуковых канала, как и в 4-дорожечной магнитной системе, в пространстве дорожек, ранее отведенном для одного монооптического канала. Dolby также включила шумоподавление A-Type в систему Dolby Stereo.
История
[ редактировать ]Dolby Labs начала заниматься звуком в фильмах, когда киностудии использовали шумоподавление типа Dolby A при записи студийных магнитных пленок. Первым фильмом, в котором на протяжении всего производственного процесса использовалось шумоподавление Dolby, стал «Заводной апельсин» (1971), хотя большая часть преимуществ была потеряна, когда он был выпущен со стандартным оптическим саундтреком «Академии». Это привело к предложению Dolby применить шумоподавление типа А к оптической звуковой дорожке на выпускаемых отпечатках. [5]
В начале 1970-х возобновился интерес к улучшению качества оптических звуковых дорожек, которое мало изменилось с 1930-х годов. печально известная «кривая Академии» (стандартная частотная характеристика для воспроизведения оптических дорожек в кино, указанная Академией кинематографических искусств и наук В частности, все еще использовалась в 1938 году). Это включало резкое снижение высокочастотной характеристики театральной системы с целью уменьшения слышимости шума и искажений. Dolby предложила заменить кривую Академии шумоподавлением типа Dolby A на дорожке. Начиная с фильма 1974 года «Каллан» , десять фильмов были выпущены с монофоническим саундтреком в формате Dolby. Кинотеатры были оснащены модулем шумоподавления типа Dolby A и третьоктавным эквалайзером для выравнивания электроакустической частотной характеристики динамиков/зала. Он создал новый международный стандарт звука в кино. [6] [7]
Хотя система работала хорошо, владельцы кинотеатров не хотели вкладывать средства в эту технологию, пока к ней не добавилось стерео. Идея разместить двухканальную оптическую стереофоническую звуковую дорожку в обычной области звуковой дорожки на пленке не была новой; пионер стерео Алан Блюмлейн сделал экспериментальные стереофонические фильмы, используя такую систему еще в 1933 году, а Дж. Г. Фрейн из Westrex предложил аналогичную систему SMPTE в 1955 году. [8]
Однако к 1970 году стало очевидно, что методы магнитной записи не смогут вытеснить оптические звуковые дорожки в большинстве выпускаемых отпечатков, и в начале 1970-х годов компания Eastman Kodak возродила эту идею, как описано Р.Э. Улигом в документе, представленном SMPTE в 1972 году. [9] Первоначально используя двухканальный 16-мм пленочный рекордер, созданный для них компанией RCA , Kodak записывала двухканальные стереофонические саундтреки так же, как это делали раньше Блюмлейн и Фрейн, но добавила шумоподавление Dolby, чтобы улучшить ограниченный динамический диапазон, доступный для этих дорожек половинной ширины. [7]
Оставшейся проблемой было отсутствие центрального канала, который считался необходимым для фиксации диалога в середине экрана. Улиг обсудил этот вопрос в последующей статье. [10] Он рассматривал возможность разделения области звуковой дорожки тремя способами для создания третьего центрального канала, но отклонил ее из-за негативного влияния, которое это окажет на динамический диапазон, и проблем, связанных с переоборудованием кинопроекторов. Вместо этого он предложил подавать на динамик центрального канала простую смесь левого и правого каналов; однако это не совсем удовлетворительно, поскольку ухудшает разделение стереоканалов. После того, как он поделился своей идеей и поработал с Dolby, появилась Dolby SVA, 35-миллиметровая стереосистема оптического кодирования и декодирования с переменной площадью, которая позже была принята в качестве отраслевого стандарта - ISO 2969. [1]
В это время Dolby объединила усилия с Kodak в разработке этой системы. Решение Dolby проблемы центрального канала заключалось в использовании матричного декодера с «направленным улучшением», основанного на декодерах, разработанных для отечественных « квадрафонических » систем, для восстановления центрального канала из левого и правого каналов, записанных на пленке. Матричный декодер, первоначально использовавшийся для этого, использовал матрицу Sansui QS по лицензии. Эта система использовалась в Кена Рассела фильме 1975 года «Листомания» .
Затем матрица была расширена, чтобы обеспечить четвертый канал для громкоговорителей объемного звучания, что позволило создать 4-канальную систему с тем же расположением динамиков, что и 4-дорожечная магнитная стереосистема CinemaScope 1950-х годов, но по гораздо более низкой цене.
Dolby Stereo, как теперь называлась эта 4-канальная система, впервые была использована в фильме 1976 года «Звезда родилась» . С весны 1979 года новая матрица заменила матрицу Sansui QS. того года Впервые он был использован в фильме «Волосы и ураган» . [11] [7]
Поначалу оборудование Dolby Stereo устанавливалось в основном в более крупных кинотеатрах, уже оснащенных усилителями и динамиками для 4-дорожечного стерео CinemaScope. Но успех фильма «Звездные войны» 1977 года , в котором с большим эффектом использовалась 4-канальная система, побудил владельцев небольших кинотеатров впервые установить стереооборудование.
Ключевой особенностью этой системы была ее обратная совместимость : один и тот же отпечаток мог воспроизводиться где угодно, от старого кинотеатра с монозвуком до кинотеатра, оборудованного Dolby Stereo, что устраняло необходимость в дорогостоящей двойной инвентаризации отпечатков для распространения. Успех Dolby Stereo привел к окончательному упадку магнитного стерео на 35-миллиметровых отпечатках. С тех пор магнитный звук использовался только в отпечатках шириной 70 мм.
В начале 1990-х годов шумоподавление Dolby SR начало заменять Dolby A типа NR на кинопоказах 35 мм. Все выпускные отпечатки, закодированные в формате Dolby Digital , включают аналоговую звуковую дорожку Dolby SR как резервную копию на случай сбоя цифровой дорожки или для кинотеатров, не оборудованных для воспроизведения Dolby Digital.
По состоянию на 2021 год [update]Доля рынка Dolby Stereo в кинопространстве быстро снизилась с появлением цифрового кино . Он служит дублером для кинотеатров, где все еще демонстрируются 35-мм пленки .
Стереоматрица Dolby
[ редактировать ]Стереоматрица Dolby (или матрица Dolby 4:2:4 ) [12] это просто. Четыре исходных канала: левый ( L ), центральный ( C ), правый ( R ) и объемный ( S ) объединены в два, известные как левый-тотальный и правый-тотальный ( LtRt ). [13] [12] по этой формуле:
Dolby Стерео Микс | Левый (Л) | Вправо (R) | Центр (С) | Объемный звук (S) |
---|---|---|---|---|
Осталось всего (Лт) | ||||
Правый тотал (Rt) |
где j = сдвиг фазы на 90°
Эта информация центрального канала передается как Lt, так и Rt в фазе, а информация объемного канала - как Lt, так и Rt, но в противофазе. Это обеспечивает хорошую совместимость с монофоническим воспроизведением, при котором L, C и R воспроизводятся из монодинамика с уровнем C на 3 дБ выше, чем L или R, но информация объемного звучания нейтрализуется. Это также обеспечивает хорошую совместимость с двухканальным стереовоспроизведением, где C воспроизводится как из левого, так и из правого динамиков, образуя фантомный центр, а объемное звучание воспроизводится из обоих динамиков, но диффузно.
Простой 4-канальный декодер может просто отправить суммарный сигнал (L+R) на центральный динамик, а разностный сигнал (LR) на тыловые. Но такой декодер будет обеспечивать плохое разделение каналов соседних динамиков, поэтому все, что предназначено для центрального динамика, также будет воспроизводиться из левого и правого динамиков всего на 3 дБ ниже уровня центрального динамика. Точно так же все, что предназначено для левого динамика, будет воспроизводиться как из центрального динамика, так и из динамиков объемного звучания, опять же всего на 3 дБ ниже уровня в левом динамике. Однако существует полное разделение между левым и правым каналами, а также между центральным и тыловым каналами.
Чтобы преодолеть эту проблему, кинодекодер использует так называемую «логическую» схему для улучшения разделения. Логическая схема решает, какой канал динамика имеет самый высокий уровень сигнала, и отдает ему приоритет, ослабляя сигналы, подаваемые на соседние каналы. Поскольку противоположные каналы уже полностью разделены, нет необходимости их ослаблять, по сути, декодер переключается между приоритетами L и R и приоритетами C и S. Это накладывает некоторые ограничения на микширование для Dolby Stereo, и чтобы гарантировать, что звуковые микшеры правильно микшируют саундтреки, они будут контролировать звуковой микс через кодер и декодер Dolby Stereo в тандеме. [11] В дополнение к логической схеме канал объемного звучания также подается через задержку, регулируемую до 100 мс в зависимости от аудитории разного размера, чтобы гарантировать, что любая утечка программного материала, предназначенного для левого или правого динамика, в канал объемного звучания всегда будет услышана в первую очередь. от предполагаемого говорящего. При этом используется « эффект приоритета » для локализации звука в нужном направлении.
Dolby Surround/Dolby Pro Logic (домашние декодеры)
[ редактировать ]Dolby Surround — это самая ранняя потребительская версия многоканального аналогового звукового формата фильмов Dolby Dolby Stereo.
Благодаря совместимости матрицы Dolby Stereo с моно- и стереовоспроизведением, когда фильмы, изначально сделанные в Dolby Stereo, выпускались в стерео бытовых видеоформатах, таких как VHS-HiFi, лазерный диск или транслировались на стереотелевидении, использовался оригинальный двухканальный Dolby Stereo. можно использовать звуковое сопровождение. Некоторые отечественные слушатели хотели услышать эти саундтреки так, как они звучали бы в кинотеатре, и для этого рынка некоторые производители выпустили упрощенные декодеры объемного звучания. Чтобы снизить стоимость, в этих декодерах не использовался выход центрального громкоговорителя и логическая схема профессионального декодера, но они включали задержку объемного звучания. Чтобы отличить эти декодеры от профессиональных устройств, используемых в кинотеатрах, им дали название декодеры Dolby Surround . Термин «Dolby Surround» также был лицензирован компанией Dolby для использования в телевизионных программах или фильмах, записываемых прямо в видео, записанных с помощью матрицы Dolby Stereo.
К концу 1980-х годов производители интегральных схем работали над созданием матричных декодеров Dolby. Типичным ранним примером является SSM-2125 от PMI. [14] SSM-2125 представляет собой полный матричный декодер Dolby Stereo (за исключением задержки объемного звучания) на одном чипе. Он позволил продавать потребителю отечественные декодеры, в которых использовалась та же логическая система, что и в профессиональных декодерах. Эти декодеры получили название Dolby Pro Logic .
Dolby Stereo 70 мм, шесть дорожек
[ редактировать ]Dolby Stereo 70 мм Six Track — это использование шумоподавления Dolby на шести магнитных звуковых дорожках 70-мм отпечатка. Впервые это было использовано на некоторых репродукциях фильма MGM «Бег Логана» , выпущенного в 1976 году.
Формат Todd-AO был представлен в 1955 году и с самого начала включал многоканальный магнитный звук. Он не имеет оптической звуковой дорожки, хотя в некоторых 70-миллиметровых отпечатках DTS вместо аналоговой магнитной используется цифровая дорожка .
Первоначальная компоновка была рассчитана на 5 фронтальных каналов и один объемный. Но к 1970-м годам от использования промежуточных (лево-центральных и право-центральных) дорожек практически отказались: эти каналы либо оставались пустыми, либо заполнялись простой смесью соседних каналов. Компания Dolby не одобрила эту более позднюю практику, приводящую к потере разделения, и вместо этого использовала эти каналы для LFE (низкочастотных эффектов), используя басовые блоки промежуточных передних динамиков, которые в противном случае были бы избыточными. Позже неиспользованная ВЧ-пропускная способность этих каналов была использована для обеспечения стереофонического объемного звучания вместо монофонического объемного звучания в схеме Тодд-АО. [15] обеспечивая современное распределение каналов 5.1, сохраняемое Dolby Digital .
Ультра Стерео
[ редактировать ]К 1984 году у Dolby Stereo появился конкурент. Ultra Stereo Labs представила аналогичную стереооптическую звуковую систему Ultra Stereo . Его кинопроцессор улучшил матричное декодирование и сопоставление сверток с большим разделением каналов. Включенная схема балансировки компенсировала переплетение пленки и некоторый дисбаланс между левой и правой дорожками, которые ранее вызывали утечку голоса в канал объемного звучания. Звуковая система Ultra Stereo получила в 1984 году премию Академии кинематографических искусств и наук за технические достижения. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бек, Джей (2016). Проектирование звука: аудиовизуальная эстетика в американском кино 1970-х годов . Нью-Брансуик, Нью-Джерси . ISBN 978-0-8135-6415-9 . OCLC 945447753 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Динстфри (2016). «Миф о динамиках: критический пересмотр истории Dolby» . История кино . 28 (1): 167–193. дои : 10.2979/filmhistory.28.1.06 . JSTOR 10.2979/filmhistory.28.1.06 . S2CID 192940527 .
- ^ Брэгг, Герберт Э.; Белтон, Джон (1988). «Развитие CinemaScope» . История кино . 2 (4): 359–371. ISSN 0892-2160 . JSTOR 3815152 .
- ^ «Долби объемный звук» . Margo.student.utwente.nl . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Ротман, Лили (16 сентября 2013 г.). «Как звук Dolby изменил фильмы?» . Время . Получено 1 января 2017 г. - через Entertainment.time.com.
- ^ «Производство широкодиапазонных оптических саундтреков с низким уровнем искажений с использованием системы шумоподавления Dolby» Йоана Аллена - Журнал SMPTE , том 84, сентябрь 1975 г.
- ^ Jump up to: а б с Миллер, Майкл. «История объемного звука» . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Совместимая фотографическая стереофоническая звуковая система» Дж. Г. Фрейна, Журнал SMPTE , том 64, июнь 1955 г.
- ^ "Стереофонические фотографические саундтреки" Р.Э. Улига, Журнал SMPTE, том 82, апрель 1973 г.
- ^ "Двух- и трехканальные стереофонические саундтреки для театров и телевидения" Р.Э. Улига, Журнал SMPTE, том 83, сентябрь 1974 г.
- ^ Jump up to: а б «Микширование стереозвука фильма в формате Dolby», Ларри Блейк, инженер звукозаписи / продюсер , том 12, № 1 - февраль 1981 г.
- ^ Jump up to: а б «ДОЛБИ СТЕРЕО ЗВУК» . НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ КИНО И ЗВУКА АВСТРАЛИИ .
- ^ ТВТехнологии (13 марта 2007 г.). «Что такое даунмикширование? Часть 2: Surround (LtRt)» . ТВТехнологии . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ Справочник PMI Audio, том 1, 1990 г.
- ^ «CP200 — комплексный аудиопроцессор для кинотеатра» Дэвида Робинсона. Журнал SMPTE , сентябрь 1981 г.
- ^ «www.uslinc.com» . www.uslinc.com. Архивировано из оригинала 8 июля 2012 г. Проверено 23 июля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]