Jump to content

Долби Диджитал

Логотип Долби Диджитал

Dolby Digital , первоначально синоним Dolby AC-3 (см. ниже), — это название семейства технологий сжатия звука, разработанных Dolby Laboratories . назывался Dolby Stereo Digital До 1995 года и представлял собой сжатие с потерями (за исключением Dolby TrueHD). Первым использованием Dolby Digital было обеспечение цифрового звука в кинотеатрах с отпечатков 35-миллиметровой пленки. С тех пор он также использовался для телевещания, радиовещания через спутник, потокового цифрового видео, DVD-дисков , дисков Blu-ray и игровых консолей.

Dolby AC-3 был оригинальной версией кодека Dolby Digital. В основе стандарта многоканального кодирования звука Dolby AC-3 лежит модифицированное дискретное косинусное преобразование (MDCT), с потерями алгоритм сжатия звука . [1] Это модификация алгоритма дискретного косинусного преобразования (DCT), который был предложен Насиром Ахмедом в 1972 году для сжатия изображений . [2] DCT был адаптирован в MDCT Дж. П. Принсеном, А. В. Джонсоном и Аланом Б. Брэдли в Университете Суррея в 1987 году. [3]

Компания Dolby Laboratories адаптировала алгоритм MDCT вместе с принципами перцептивного кодирования для разработки аудиоформата AC-3 для кино . Формат AC-3 был выпущен как стандарт Dolby Digital в феврале 1991 года. [4] [5] последовали другие для домашнего и портативного использования, такие как Sony ATRAC Dolby Digital был первым выпущенным стандартом сжатия звука на основе MDCT, за ним (1992), стандарт MP3 (1993) и AAC (1997). [6]

Кино [ править ]

«Возвращение Бэтмена» стало первым фильмом, в котором было объявлено, что в нем используется технология Dolby SR-D (Spectral Recording-Digital), когда летом 1992 года его премьера состоялась во всех избранных кинотеатрах. [7] Саундтреки к фильмам в формате Dolby Digital оптически записываются на 35-миллиметровую пленку с использованием последовательных блоков данных, помещаемых между каждым перфорационным отверстием на стороне пленки с звуковой дорожкой. Используется постоянная скорость передачи данных 320 кбит/с. Сканер с зарядовой связью (CCD) в проекторе изображения снимает отсканированное видеоизображение этой области, а процессор сопоставляет область изображения и извлекает цифровые данные в виде битового потока AC-3 . Затем данные декодируются в 5.1-канальный источник звука. Все отпечатки фильмов с данными Dolby Digital также содержат аналоговые звуковые дорожки Dolby Stereo с шумоподавлением Dolby SR, и такие отпечатки известны как отпечатки Dolby SR-D. Аналоговое звуковое сопровождение обеспечивает запасной вариант в случае повреждения области данных или сбоя цифрового декодирования; он также обеспечивает совместимость с проекторами, не оснащенными цифровыми звуковыми головками. Почти все современные кинокопии относятся к этому типу и могут также включать данные SDDS и дорожку тайм-кода для синхронизации компакт-дисков, содержащих звуковые дорожки DTS .

Звуковая головка Dolby Digital Penthouse, установленная на винтажном проекторе Kalee model 20 середины 1950-х годов.
Фотография отпечатка 35-мм пленки со всеми четырьмя аудиоформатами (или четырехдорожечными ) — слева направо: Sony Dynamic Digital Sound (SDDS) (синяя область слева от отверстий для звездочек), Dolby Digital (серая область между отверстия для звездочек, отмеченные логотипом Dolby Double-D посередине), аналоговый оптический звук (две белые линии справа от отверстий для звездочек) и DTS временной код (пунктирная линия в крайнем правом углу)

Самый простой способ преобразовать существующие проекторы — добавить так называемую цифровую звуковую головку пентхауса над головкой проектора. Однако для новых проекторов имело смысл использовать двойные аналогово-цифровые звуковые головки в обычном положении оптической звуковой головки под головкой проектора. Чтобы обеспечить возможность использования двух звуковых головок, данные записываются на 26 кадров раньше изображения. Если используется пентхаусная звуковая головка, данные должны задерживаться в процессоре на необходимое время, около 2 секунд. Эту задержку можно регулировать с шагом времени между перфорациями (приблизительно 10,4 мс).

Dolby Digital остается преобладающим форматом микширования звука для фильмов, несмотря на появление Dolby Surround 7.1 и Dolby Atmos в 2010 и 2012 годах соответственно.

Версии [ править ]

Долби Диджитал [8] имеет аналогичные технологии, включенные в Dolby Digital EX, [9] Долби Диджитал Лайв, [10] Долби Диджитал Плюс, [11] Dolby Digital Surround EX, [12] Долби цифровая запись, [13] Долби Диджитал Кино, [14] Создатель стерео Dolby Digital [15] и Dolby Digital 5.1 Creator. [16]

Dolby AC-3 [ править ]

Долби AC-3
Расширение имени файла
.ac3
Тип интернет-СМИ
аудио/ac3
Единый идентификатор типа (UTI) public.ac3-аудио [17]
Бывший логотип Dolby Digital под названием «Аврора», который иногда показывался в начале передач, художественных фильмов и видеоигр.
Старый логотип Dolby Digital.

Dolby AC-3 ( обратное название Audio Codec 3, Advanced Codec 3 или Acoustic Coder 3), также известный как ATSC A/52 (название стандарта) [18] или просто Dolby Digital ( DD ) — распространенная версия, содержащая до шести дискретных каналов звука. До 1996 года он продавался как Dolby Surround AC-3 , Dolby Stereo Digital и Dolby SRD . [19]

Наиболее сложный обычно используемый режим этого кодека включает пять каналов для динамиков нормального диапазона ( 20–20 000 Гц ) (правый, центральный, левый, правый объемный, левый объемный) и один канал ( 20–120 Гц выделенный звук ). для сабвуфером управляемых низкочастотных эффектов, . [20] моно- и стереорежимы Также поддерживаются . AC-3 поддерживает частоту дискретизации звука до 48 кГц.

В 1991 году ограниченный экспериментальный выпуск фильма «Звездный путь VI: Неоткрытая страна» в формате Dolby Digital был показан в трех кинотеатрах США. [19] В 1992 году «Бэтмен возвращается» стал первым фильмом, выпущенным в формате Dolby Digital. [21] [22] В 1995 году на лазерном диске версия «Clear and Present Danger» включала в себя первый микс Dolby Digital для домашнего кинотеатра , за которым быстро последовали «Правдивая ложь» , «Звездные врата» , «Форрест Гамп» и «Интервью с вампиром» , среди других. [23] [24]

Dolby Digital EX [ править ]

Dolby Digital EX аналогичен более раннему формату Dolby Pro Logic , в котором использовалась матричная технология для добавления центрального канала объемного звучания и одного заднего канала объемного звучания к стереофоническим звуковым дорожкам. EX добавляет расширение к стандартному 5.1 -канальному кодеку Dolby Digital в виде матричных тыловых каналов, создавая выходной сигнал 6.1 или 7.1 каналов.

Dolby Digital Surround EX [ править ]

Он обеспечивает экономичное и обратно совместимое средство для саундтреков 5.1, поддерживающее шестой, центральный задний канал объемного звучания для улучшенной локализации эффектов. Дополнительный канал объемного звучания матрично кодируется в дискретные левый и правый каналы объемного звучания микса 5.1, во многом аналогично переднему центральному каналу в стереофонических звуковых дорожках, закодированных Dolby Pro Logic. Результат можно воспроизводить без потери информации на стандартных системах 5.1 или воспроизводить в 6.1 или 7.1 на системах с декодированием Surround EX и добавленными динамиками. Некоторые DVD-диски имеют опцию звука Dolby Digital Surround EX.

Театральная версия Dolby Digital Surround EX была представлена ​​в 1999 году, когда Dolby и THX , подразделение Lucasfilm Ltd. , совместно разработали Dolby Digital Surround EX ™ для выпуска фильма «Звёздные войны: Эпизод I – Скрытая угроза» . [21] [25] Dolby Digital Surround EX с тех пор использовался в DVD-релизах приквела «Звездных войн» и оригинальных трилогий. [25]

Значок домашнего кинотеатра Dolby на портативном компьютере

Dolby Digital Live [ править ]

Dolby Digital Live (DDL) — это технология кодирования в реальном времени интерактивных медиа, таких как видеоигры. Он преобразует любые аудиосигналы на ПК или игровой консоли в 5,1-канальный формат Dolby Digital 16 бит/48 кГц со скоростью 640 кбит/с и передает его по одному кабелю S/PDIF . [26] Похожая технология, известная как DTS Connect, доступна у конкурента DTS . Важным преимуществом этой технологии является то, что она позволяет использовать цифровой многоканальный звук с потребительскими звуковыми картами, которые в противном случае ограничены цифровым стереозвуком PCM или аналоговым многоканальным звуком, поскольку S/PDIF через RCA, BNC и TOSLINK может поддерживать только двухканальный звук. PCM, многоканальный звук Dolby Digital и многоканальный звук DTS. Позже был представлен HDMI , который может передавать несжатый многоканальный PCM, многоканальный звук, сжатый без потерь, и цифровой звук, сжатый с потерями. Однако Dolby Digital Live по-прежнему полезен с HDMI, позволяя передавать многоканальный звук через HDMI на устройства, которые не могут обрабатывать несжатый многоканальный PCM.

Dolby Digital Live доступен на звуковых картах, использующих аудиочипсеты различных производителей. SoundStorm материнских , используемый для игровой консоли Xbox и некоторых плат nForce2 , использовал раннюю форму этой технологии. DDL доступен на материнских платах с такими кодеками, как Realtek ALC882D, [27] ALC888DD и ALC888H. Другие примеры включают некоторые звуковые карты C-Media PCI и звуковые карты серий X-Fi и Z от Creative Labs, драйверы которых поддерживают DDL.

Позже NVIDIA решила отказаться от поддержки DDL в своих материнских платах из-за высоких гонораров, оставив в этом отношении пустое место на рынке звуковых карт.Затем, в июне 2005 года, появилась Auzentech , которая со своей картой X-Mystique PCI предоставила первую потребительскую звуковую карту с поддержкой Dolby Digital Live.

Первоначально звуковые карты на базе Creative X-Fi не поддерживали DDL (2005–2007 гг.), Но сотрудничество Creative и Auzentech привело к разработке Auzentech Prelude, первой карты X-Fi с поддержкой DDL. Первоначально планировалось расширить поддержку DDL на все звуковые карты на базе X-Fi (кроме линейки Xtreme Audio, которая не поддерживает аппаратную реализацию DDL), от этого плана отказались, поскольку лицензирование Dolby потребовало бы выплаты роялти за все карты X-Fi. и, что проблема, те, которые уже проданы. [28] В 2008 году Creative выпустила серию звуковых карт X-Fi Titanium, которая полностью поддерживает Dolby Digital Live, при этом все PCI-версии Creative X-Fi по-прежнему не поддерживают DDL.

С сентября 2008 года все звуковые карты на базе Creative X-Fi поддерживают DDL (кроме Xtreme Audio и его производных, таких как Prodigy 7.1e, которые аппаратно не поддерживают DDL). В случае с X-Fi все по-другому.

Пока они забыли об этом плане, программист Дэниел Каваками поднял острую проблему, применив модуль Auzentech Prelude DDL обратно к картам Creative X-Fi, замаскировав аппаратную идентичность под Auzentech Prelude. [29]

Creative Labs заявила, что Каваками нарушил их интеллектуальную собственность, и потребовала прекратить распространение модифицированных драйверов. [30] [31] [32]

В конце концов Creative заключила соглашение с Dolby Laboratories относительно роялти за лицензию Dolby, договорившись, что стоимость лицензии будет включена в покупную цену карт Creative X-Fi PCI, а не в виде роялти, выплачиваемого самой Creative. [28] В соответствии с соглашением в сентябре 2008 года Creative начала продавать пакеты Dolby Digital Live , обеспечивающие поддержку Dolby Digital Live на звуковых картах Creative серии X-Fi PCI. Его можно приобрести и загрузить на сайте Creative. Впоследствии Creative добавила свой пакет DTS Connect к пакету DDL без каких-либо дополнительных затрат. [33]

Dolby Digital Plus [ править ]

Долби E-AC-3
Тип интернет-СМИ
аудио/eac3
Единый идентификатор типа (UTI) public.enhanced-ac3-audio [34]

E-AC-3 (Dolby Digital Plus) — это усовершенствованная система кодирования, основанная на кодеке AC-3 . Он предлагает увеличенный битрейт (до 6,144 Мбит/с), поддержку еще большего количества аудиоканалов (до 15,1 дискретных каналов). [35] в будущем) и улучшенные методы кодирования (только при низких скоростях передачи данных) для уменьшения артефактов сжатия , обеспечивая более низкие скорости передачи данных, чем те, которые поддерживаются AC-3 (например, 5.1-канальный звук со скоростью 256 кбит/с). Он не имеет обратной совместимости с существующим оборудованием AC-3, хотя кодеки E-AC-3 обычно способны перекодировать в AC-3 для оборудования, подключенного через S/PDIF . Декодеры E-AC-3 также могут декодировать потоки битов AC-3. Apple TV четвертого поколения поддерживает E-AC-3. [36] Снятая с производства система HD DVD напрямую поддерживала E-AC-3. Blu-ray Disc предлагает E-AC-3 в качестве опции для присоединения добавленных каналов к потоку AC-3 5.1 , а также для доставки вторичного аудиоконтента (например, комментариев режиссера), который предназначен для микширования с основным аудио. саундтрек в проигрывателе дисков Blu-ray.

Dolby AC-4 [ править ]

Dolby AC-4 — это стандарт сжатия звука, поддерживающий несколько аудиоканалов и/или аудиообъектов. Поддержка 5.1-канального звука является обязательной, а дополнительные каналы до 7.1.4 являются необязательными. [37] AC-4 обеспечивает снижение скорости передачи данных на 50 % по сравнению с AC-3/ Dolby Digital Plus . [37]

Долби editTrueHD

Dolby TrueHD, разработанный Dolby Laboratories, представляет собой усовершенствованный аудиокодек без потерь, основанный на упаковке Meridian Lossless Packing . Поддержка кодека была обязательной для HD DVD и необязательной для оборудования Blu-ray Disc . Dolby TrueHD поддерживает глубину цвета 24 бита и частоту дискретизации до 192 кГц. Максимальный битрейт составляет 18 Мбит/с, при этом поддерживается до 16 аудиоканалов (стандарты HD DVD и Blu-ray Disc в настоящее время ограничивают максимальное количество аудиоканалов восемью). Он поддерживает метаданные, включая нормализацию диалогов и управление динамическим диапазоном.

Конфигурации каналов [ править ]

Хотя Dolby Digital обычно ассоциируется с конфигурацией каналов 5.1, он позволяет выбирать различные каналы. Возможные варианты:

  • Dolby Digital 1/0 – моно (только центр)
  • Dolby Digital 2/0 — 2-канальное стерео (левый + правый), опционально с матричным звуком Dolby Surround.
  • Dolby Digital 3/0 — 3-канальное стерео (слева, по центру, справа)
  • Dolby Digital 2/1 — 2-канальное стерео с монофоническим объемным звуком (левый, правый, объемный)
  • Dolby Digital 3/1 — 3-канальное стерео с монофоническим объемным звуком (левый, центральный, правый, объемный)
  • Dolby Digital 2/2 — 4-канальный квадрофонический звук (левый, правый, левый объемный звук, правый объемный звук)
  • Dolby Digital 3/2 — 5-канальный объемный звук (левый, центральный, правый, левый объемный, правый объемный)

Эти конфигурации опционально включают канал дополнительных низкочастотных эффектов (LFE). Последние два со стереофоническим окружением дополнительно используют матричное кодирование Dolby Digital EX для добавления дополнительного канала заднего объемного звучания.

Многие декодеры Dolby Digital оснащены функцией понижающего микширования для распределения закодированных каналов на динамики. Сюда входят такие функции, как воспроизведение информации о объемном звучании через передние громкоговорители, если громкоговорители объемного звучания недоступны, и распределение центрального канала на левый и правый, если центральный громкоговоритель недоступен. При выводе на отдельное оборудование через 2-канальное соединение декодер Dolby Digital может дополнительно кодировать вывод с использованием Dolby Surround для сохранения информации объемного звучания.

«.1» в 5.1, 7.1 и т. д. относится к каналу LFE, который также является дискретным каналом.

Приложения [ править ]

Аудио Dolby Digital используется в DVD-Video и других чисто цифровых носителях, таких как домашний кинотеатр. В этом формате битовый поток AC-3 чередуется с битовыми потоками видео и управления.

Система используется в приложениях с ограниченной полосой пропускания, отличных от DVD-Video, таких как цифровое телевидение. Стандарт AC-3 допускает максимальную скорость кодирования 640 кбит/с. Для отпечатков 35-миллиметровой пленки используется фиксированная скорость 320 кбит/с, что соответствует максимальной скорости передачи данных для 2-канального MP3 . Диски DVD-Video ограничены скоростью 448 кбит/с, хотя многие проигрыватели могут успешно воспроизводить потоки битов с более высокой скоростью (которые не соответствуют спецификации DVD). HD DVD ограничивает скорость AC-3 до 448 кбит/с. Стандарты ATSC и цифрового кабеля ограничивают скорость AC-3 до 448 кбит/с. Диски Blu-ray, PlayStation 3 и игровая консоль Xbox могут выводить сигнал AC-3 со скоростью 640 кбит/с. Некоторые консольные игры Sony PlayStation 2 также могут выводить звук стандарта AC-3, в основном во время предварительно обработанных роликов.

Dolby входит в группу организаций, занимающихся разработкой AAC (Advanced Audio Coding), части спецификаций MPEG, и считается преемником MP3.

Dolby Digital Plus (DD-Plus) и TrueHD поддерживаются в HD-DVD в качестве обязательных кодеков и в Blu-ray Disc в качестве дополнительных кодеков.

медиаформатах упакованных в Технологии Dolby

HD DVD Диск Blu-ray DVD-Видео DVD-Аудио Лазерный диск
Кодек Поддержка игроков Каналы (макс.) Максимальная скорость передачи данных Поддержка игроков Каналы (макс.) Максимальная скорость передачи данных Поддержка игроков Каналы (макс.) Максимальная скорость передачи данных Поддержка игроков Каналы (макс.) Максимальная скорость передачи данных Поддержка игроков Каналы (макс.) Максимальная скорость передачи данных
Долби Диджитал Обязательный 5.1 504 кбит/с Обязательный 5.1 640 кбит/с Обязательный 5.1 448 кбит/с Опционально в видеозоне для совместимости воспроизведения на проигрывателях DVD-Video. 5.1 448 кбит/с Необязательный 5.1 384 кбит/с
Долби Диджитал Плюс 7.1 3 Мбит/с Необязательный 7.1 1,7 Мбит/с
Н/Д
Dolby TrueHD 7.1 18 Мбит/с 7.1 18 Мбит/с

AC3RF [ править ]

В мире лазерных дисков AC3RF — это термин, широко используемый в разъемах проигрывателей, поддерживающих Dolby Digital. [38] Конкретные демодуляторы и приемники эпохи LaserDisc (1990-е - начало 2000-х годов) также включают размещение этого термина на разъемах. [38]

лазерных дисков с дорожками Dolby Digital часто имеется логотип THX На обложках .

Технические подробности [ править ]

описывается упрощенным языком, подобным C. Расположение данных AC-3 в официальных спецификациях Поток AC-3 представляет собой серию кадров; код размера кадра используется вместе с кодом частоты дискретизации для определения количества (2-байтовых)слова перед следующим синхвордом. Канальные блоки могут быть либо длинными, и в этом случае весь блок обрабатывается как одно модифицированное дискретное косинусное преобразование , либо короткими, и в этом случае над блоком выполняются два преобразования половинной длины. Ниже приведен упрощенный заголовок AC-3. Подробное описание находится в ATSC «Стандарт сжатия цифрового звука (AC-3) (E-AC-3)» , раздел 5.4.

Имя поля количество битов Описание
Синкворд 16 0x0B77, передача данных начинается с левого бита: обратный порядок байтов
Проверка циклическим избыточностью 16
Частота дискретизации 2 '11'=зарезервировано '10'=32 кГц '01'=44,1 '00'=48
Код размера кадра 6
Идентификация битового потока 5
Режим битового потока 3 '000'=основная аудиослужба
Режим аудиокодирования 3 '010'=упорядочение левого, правого каналов
Уровень центрального микса 2
Уровень объемного микса 2
Режим Dolby Surround 2 '00'=не указано '01'= Не кодируется объемным звуком '10'= Да, кодируется объемным звуком

Лицензия [ править ]

На AC3 действовали патенты, срок действия которых истек в марте 2017 года. Патенты использовались для оплаты коммерческой лицензии на публикацию приложения, декодирующего AC3. Это привело к тому, что некоторые разработчики аудиоприложений запретили использование AC3 в своих приложениях, хотя медиаплеер VLC с открытым исходным кодом поддерживал звук AC-3 без уплаты патентной лицензии. [39]

В оригинальных и исправленных заявках Dolby S-1, поданных в SEC в 2005 году, Dolby признала, что «срок действия патентов, касающихся наших технологий Dolby Digital, истекает в период с 2008 по 2017 год». [40] [41] [42]

Срок действия последнего патента на AC-3 истек 20 марта 2017 года, что сделало его бесплатным для использования. [43] [44]

Реализация с открытым исходным кодом [ править ]

Бесплатный декодер потока ATSC A/52 (AC3), liba52 , доступен по лицензии GNU General Public License . FFmpeg и медиаплеер VLC включают код для обработки AC-3.

См. также [ править ]

  • C-Media - производитель аудиочипсетов DDL, используемых во многих звуковых картах и ​​материнских платах.
  • Dialnorm — параметр метаданных Dolby Digital, управляющий усилением декодера.
  • Dolby Laboratories – история компании и развитие технологий
  • Система шумоподавления Dolby – аналоговая запись на магнитную ленту, в том числе на компакт-кассеты .
  • Dolby Stereo - первый формат аналогового объемного звука с активной матрицей.
  • Dolby SR — процесс записи, шумоподавление и расширение с превосходной точностью по сравнению с более ранней системой типа A.
  • Dolby Surround - рыночное потребительское название театрального аналогового формата объемного звучания Dolby Stereo.
  • Dolby Pro Logic - эталонная активная матричная система декодирования 2:4, используемая в саундтреках Dolby Stereo и Dolby Surround [после 1987 года]
  • Dolby TrueHD — кодек без потерь для HD DVD и Blu-ray Disc
  • Dolby E — позволяет сжимать от 6 до 8 каналов звука в AES3. цифровой аудиопоток
  • DTS (звуковая система) - ранее Digital Theater Systems
  • Домашний кинотеатр
  • Громкоговоритель
  • SoundStorm - кодер AC-3 реального времени, включенный в некоторые nForce2. материнские платы
  • СПАСИБО

Ссылки [ править ]

  1. ^ Андерсен, Роберт Лоринг; Крокетт, Бретт Грэм; Дэвидсон, Грант А.; Дэвис, Марк Франклин; Филдер, Луи Д.; Тернер, Стивен С.; Винтон, Марк С.; Уильямс, Филипп (октябрь 2004 г.). «Введение в Dolby Digital Plus, усовершенствование системы кодирования Dolby Digital» (PDF) . Съезд Общества аудиоинженеров (117-й съезд AES): 1–29 . Проверено 17 октября 2019 г.
  2. ^ Ахмед, Насир (январь 1991 г.). «Как я придумал дискретное косинусное преобразование» (PDF) . Цифровая обработка сигналов . 1 (1): 4–5. дои : 10.1016/1051-2004(91)90086-Z .
  3. ^ Принсен, Япония; Джонсон, AW; Брэдли, Алан Б. (1987). «Кодирование поддиапазонов/преобразований с использованием конструкции банка фильтров на основе отмены псевдонимов во временной области». ИКАССП '87. Международная конференция IEEE по акустике, речи и обработке сигналов . Том. 12. С. 2161–2164. дои : 10.1109/ICASSP.1987.1169405 . S2CID   58446992 .
  4. ^ Британак, В. (2011). «О свойствах, связях и упрощенной реализации наборов фильтров в стандартах кодирования звука Dolby Digital (Plus) AC-3». Транзакции IEEE по обработке звука, речи и языка . 19 (5): 1231–1241. дои : 10.1109/TASL.2010.2087755 . S2CID   897622 .
  5. ^ «Хронология Dolby Laboratories: май 1965 г. – май 1998 г.» (PDF) . Фильм-Тех . Долби. Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2006 года . Проверено 15 мая 2022 г.
  6. ^ Ло, Фа-Лонг (2008). Стандарты мобильного мультимедийного вещания: технологии и практика . Springer Science & Business Media . п. 590. ИСБН  9780387782638 .
  7. ^ Фишер, Лоуренс М. (12 августа 1992 г.). «НОВОСТИ КОМПАНИИ: Хорошая идея; формат Dolby Theater, адаптированный для домашнего использования» . Нью-Йорк Таймс .
  8. ^ «Dolby – Подробности Dolby Digital» . Лаборатории Долби .
  9. ^ «Dolby – Что такое Dolby Digital EX?» . Лаборатории Долби . Архивировано из оригинала 27 февраля 2009 г. Проверено 29 августа 2009 г.
  10. ^ «Dolby – что такое Dolby Digital Live?» . Лаборатории Долби . Архивировано из оригинала 10 февраля 2009 г. Проверено 20 марта 2006 г.
  11. ^ «Dolby – Подробности о Dolby Digital Plus» . Лаборатории Долби . [ постоянная мертвая ссылка ]
  12. ^ «Dolby – Что такое Dolby Digital Surround EX?» . Лаборатории Долби . Архивировано из оригинала 14 июня 2014 г. Проверено 25 мая 2015 г.
  13. ^ «Dolby – что такое запись Dolby Digital?» . Лаборатории Долби . Архивировано из оригинала 10 октября 2011 г. Проверено 12 декабря 2009 г.
  14. ^ «Dolby – Подробности о Dolby Digital Cinema» . Лаборатории Долби . Архивировано из оригинала 9 марта 2012 г. Проверено 29 августа 2009 г.
  15. ^ «Dolby – Подробности о Dolby Digital Stereo Creator» . Лаборатории Долби . Архивировано из оригинала 9 марта 2012 г. Проверено 29 августа 2009 г.
  16. ^ «Dolby – что такое Dolby Digital 5.1 Creator?» . Лаборатории Долби . Архивировано из оригинала 9 марта 2012 г. Проверено 29 августа 2009 г.
  17. ^ «AVFileTypeAC3» . Документация разработчика Apple . Apple Inc.
  18. ^ «A/52B: Стандарт сжатия цифрового звука (AC-3) (E-AC-3), версия B» . Комитет по передовым телевизионным системам . Архивировано из оригинала 18 сентября 2010 г. Проверено 6 августа 2010 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Хронология звука в кино» . http://spannerworks.net . Проверено 2 апреля 2017 г.
  20. ^ «Часто задаваемые вопросы о Dolby» (PDF) . Лаборатории Долби .
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «История: 50 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ» . Лаборатории Долби . Проверено 22 марта 2017 г.
  22. ^ « Бэтмен возвращается», чтобы попробовать двойной Dolby» . Чикаго Трибьюн . 13 мая 1992 года . Проверено 22 марта 2017 г.
  23. ^ «Поиск в базе данных лазерных дисков по дате» . База данных лазерных дисков . Проверено 2 апреля 2017 г.
  24. ^ «База данных LaserDisc: явная и реальная опасность» . База данных лазерных дисков . Проверено 2 апреля 2017 г.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Dolby запускает Dolby Digital Cinema в кинотеатрах по всему миру с фильмом «Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов» . Долби по связям с инвесторами . Проверено 22 марта 2017 г.
  26. ^ «Долби Диджитал Лайв» . Долби.com . Лаборатории Долби . Архивировано из оригинала 8 февраля 2007 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
  27. ^ Ки, Гэри (8 июня 2006 г.). «Nvidia nForce 500: Biostar и MSI стремятся к золоту» . АнандТех .
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Корейский ответный комментарий (пятый), в котором объясняется проблема лицензионного отчисления Dolby для X-Fi. Поскольку информация просочилась из SoundPrime, корейского партнера Auzentech, все источники этой информации являются корейскими» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 27 ноября 2009 г.
  29. ^ "Что написал Daniel_K "Эта утилита написана с нуля и не содержит никакого защищенного авторским правом кода. Директор Creative по связям с разработчиками Джордж Торн сказал мне в чате, что предоставлять моды в виде патчей — это нормально. Он не изменяет какой-либо исполняемый файл или DLL, поэтому это НЕ взлом». Сам мод драйвера Daniel_K не включал в себя какой-либо модуль DDL, пока не начал поддерживать официальный пакет DDL от Creative. «DDLUnlocker.exe» Daniel_K просто использовал маскировку для установки Auzentech. Модуль Prelude DDL" .
  30. ^ Бешицца, Роб (1 апреля 2008 г.). «Дэниел_К, который исправил неработающие драйверы Vista от Creative, высказывается» . Wired.com .
  31. ^ «В отношении CL — Creative Labs обвиняется BrokenBlaster, это намного позже, чем проблема, но показывает общий случай, когда обвиняют Creative Labs и восхищаются Daniel_K» . Креативная технология .
  32. ^ Бешицца, Роб (31 марта 2008 г.). «Молчание производителя звуковых карт после бунта клиентов» . Проводной .
  33. ^ «Пакет Dolby Digital Live, его пакет DDL, но также скажите: «Получите пакет DTS Connect БЕСПЛАТНО!» за каждую покупку пакета Dolby Digital Live Pack." " . Креативная технология .
  34. ^ «AVFileTypeEnhancedAC3» . Документация разработчика Apple . Apple Inc.
  35. ^ «Технический документ по кодированию звука Dolby Digital Plus» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 мая 2019 г. Проверено 24 апреля 2017 г.
  36. ^ «Apple TV – Технические характеристики» . Проверено 1 января 2017 г.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Dolby AC-4: доставка звука для развлекательных услуг следующего поколения» (PDF) . Лаборатории Долби . 01.06.2015. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2019 г. Проверено 26 апреля 2016 г.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «База данных LaserDisc – Справка – AC3RF / Dolby Digital» .
  39. ^ ВидеоЛАН. «VideoLAN – VLC – Возможности» . Проверено 1 января 2017 г.
  40. ^ «Форма SEC S-1» . Веб-сайт ADOBE по связям с инвесторами . Проверено 22 марта 2017 г.
  41. ^ «Форма SEC S-1» . Система EDGAR Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), подана 19 ноября 2004 г. Проверено 22 марта 2017 г.
  42. ^ «Изменение № 1 к Форме S-1 SEC» . Система EDGAR Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), поправки от 12 февраля 2005 г. Проверено 22 марта 2017 г.
  43. ^ «Срок действия последнего патента на AC-3 (Dolby Digital) истекает в полночь | Hacker News» . news.ycombinator.com . Проверено 6 мая 2017 г.
  44. ^ «День свободы AC3 – с» . Ac3freedomday.org . Проверено 17 февраля 2022 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be81649d90f72bff956b726c59971d5a__1716971340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/5a/be81649d90f72bff956b726c59971d5a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dolby Digital - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)