Расширенное аудиокодирование
Расширение имени файла | Контейнер MPEG/3GPP Яблочный контейнер поток ADTS |
---|---|
Тип интернет-СМИ | аудио/aac аудио/aacp аудио/3gpp аудио/3gpp2 аудио/mp4 аудио/mp4a-latm аудио/mpeg4-общий |
Разработано | Bell , Фраунгофера , Dolby , Sony , Nokia , LG Electronics , NEC , NTT Docomo , Panasonic [1] |
Первоначальный выпуск | декабрь 1997 г [2] |
Последний выпуск | ИСО/МЭК 14496-3:2019 декабрь 2019 г |
Тип формата | с потерями Звук |
Содержится | MPEG-4 Part 14 , 3GP и 3G2 , базовый формат медиафайлов ISO и формат обмена аудиоданными (ADIF) |
Стандартный | ИСО/МЭК 13818-7 , ИСО/МЭК 14496-3 |
Открытый формат ? | Да |
Свободный формат ? | Нет [3] |
Advanced Audio Coding ( AAC ) — это стандарт кодирования звука для с потерями цифрового звука сжатия . Он был разработан как преемник формата MP3 и обычно обеспечивает более высокое качество звука, чем MP3, при той же скорости передачи данных . [4]
AAC стандартизирован ISO и IEC как часть спецификаций MPEG-2 и MPEG-4 . [5] [6] Часть AAC, HE-AAC («AAC+»), является частью MPEG-4 Audio и принята в цифрового радио стандартах DAB+ и Digital Radio Mondiale , а также мобильного телевидения в стандартах DVB-H и ATSC-M/H .
AAC поддерживает включение 48 полнополосных ( до 96 кГц) аудиоканалов в один поток плюс 16 каналов низкочастотных эффектов ( LFE , с ограничением до 120 Гц), до 16 «связывающих» или диалоговых каналов и до 16 потоков данных. . Качество стерео удовлетворяет скромным требованиям при скорости 96 кбит/с в совместном стереорежиме ; однако прозрачность Hi-Fi требует скорости передачи данных не менее 128 кбит/с ( VBR ). Тесты [ который? ] аудио MPEG-4 показали, что AAC соответствует требованиям, называемым ITU «прозрачным» при скорости 128 кбит/с для стерео и 384 кбит/с для звука 5.1 . [7] AAC использует только модифицированный алгоритм дискретного косинусного преобразования (MDCT), что обеспечивает более высокую эффективность сжатия, чем MP3, в котором используется гибридный алгоритм кодирования, частично MDCT и частично FFT . [4]
AAC — это аудиоформат по умолчанию или стандартный для iPhone , iPod , iPad , Nintendo DSi , Nintendo 3DS , Apple Music , [а] iTunes , веб-плеер DivX Plus , PlayStation 4 и различные телефоны Nokia Series 40 . Он поддерживается на широком спектре устройств и программного обеспечения, таких как PlayStation Vita , Wii , цифровых аудиоплеерах, таких как Sony Walkman или SanDisk Clip , устройствах Android и BlackBerry , различных встроенных автомобильных аудиосистемах, [ когда? ] [ нечеткий ] а также является одним из аудиоформатов, используемых в веб-плеере Spotify . [8]
История [ править ]
Предыстория [ править ]
Дискретное косинусное преобразование (DCT), тип кодирования преобразования для сжатия с потерями , было предложено Насиром Ахмедом в 1972 году и разработано Ахмедом совместно с Т. Натараджан и К.Р. Рао в 1973 году, опубликовав свои результаты в 1974 году. [9] [10] [11] Это привело к разработке модифицированного дискретного косинусного преобразования (MDCT), предложенного Дж. П. Принсеном, А. В. Джонсоном и А. Б. Брэдли в 1987 году. [12] после более ранней работы Принсена и Брэдли в 1986 году. [13] Стандарт MP3 кодирования аудио , представленный в 1994 году, использовал гибридный алгоритм кодирования, который частично состоит из MDCT, а частично из FFT . [14] AAC использует чисто алгоритм MDCT, что обеспечивает более высокую эффективность сжатия, чем MP3. [4] Развитие продвинулось дальше, когда Ларс Лильджерид представил метод, который радикально сократил объем информации, необходимой для хранения оцифрованной формы песни или речи. [15]
AAC был разработан при сотрудничестве и участии таких компаний, как Bell Labs , Fraunhofer IIS , Dolby Laboratories , LG Electronics , NEC , Panasonic , Sony Corporation , [1] ETRI , JVC Kenwood , Philips , Microsoft и NTT . [16] Он был официально объявлен международным стандартом Группой экспертов по движущимся изображениям в апреле 1997 года. Он указан как Часть 7 стандарта MPEG-2 , так и Подчасть 4 в Части 3 стандарта MPEG-4 . [17]
Стандартизация [ править ]
В 1997 году AAC был впервые представлен как MPEG-2 Part 7 , официально известный как ISO / IEC 13818-7:1997 . Эта часть MPEG-2 была новой частью, поскольку MPEG-2 уже включал MPEG-2 Part 3 , официально известную как ISO/IEC 13818-3: MPEG-2 BC (обратная совместимость). [18] [19] Поэтому MPEG-2 Part 7 также известен как MPEG-2 NBC (без обратной совместимости), поскольку он несовместим с MPEG-1 аудиоформатами ( MP1 , MP2 и MP3 ). [18] [20] [21] [22]
В MPEG-2 Part 7 определены три профиля: профиль низкой сложности (AAC-LC / LC-AAC), основной профиль (AAC Main) и масштабируемой частоты дискретизации профиль (AAC-SSR). Профиль AAC-LC состоит из базового формата, очень похожего на формат кодирования Perceptual Audio Coding (PAC) компании AT&T. [23] [24] [25] с добавлением временного формирования шума (TNS), [26] окно Кайзера (описанное ниже), неоднородный квантователь и переработка формата битового потока для обработки до 16 стереоканалов, 16 моноканалов, 16 каналов низкочастотных эффектов (LFE) и 16 каналов комментариев в одном битовом потоке. Основной профиль добавляет набор рекурсивных предикторов, которые рассчитываются при каждом нажатии набора фильтров. SSR , за которым следуют четыре более использует 4-полосный набор фильтров PQMF коротких набора фильтров, чтобы обеспечить масштабируемую частоту дискретизации.
В 1999 году MPEG-2 Part 7 был обновлен и включен в семейство стандартов MPEG-4 и стал известен как MPEG-4 Part 3 , MPEG-4 Audio или ISO/IEC 14496-3:1999 . Это обновление включало несколько улучшений. Одним из этих улучшений стало добавление типов аудиообъектов , которые используются для обеспечения совместимости с множеством других аудиоформатов, таких как TwinVQ , CELP , HVXC , интерфейс преобразования текста в речь и структурированное аудио MPEG-4 . Еще одним заметным дополнением в этой версии стандарта AAC является замена перцептивного шума (PNS). В этом отношении профили AAC (AAC-LC, AAC Main и AAC-SSR) сочетаются с замещением воспринимаемого шума и определяются в аудиостандарте MPEG-4 как типы аудиообъектов. [27] Типы аудиообъектов MPEG-4 объединены в четыре аудиопрофиля MPEG-4: основной (который включает большинство типов аудиообъектов MPEG-4), масштабируемый (AAC LC, AAC LTP, CELP, HVXC, TwinVQ, Wavetable Synthesis, TTSI). , речь (CELP, HVXC, TTSI) и низкоскоростной синтез (волновой синтез, TTSI). [27] [28]
Эталонное программное обеспечение для MPEG-4, часть 3, указано в MPEG-4, часть 5, а соответствующие битовые потоки указаны в MPEG-4, часть 4. MPEG-4 Audio остается обратно совместимым с MPEG-2, часть 7. [29]
В версии 2 MPEG-4 Audio (ISO/IEC 14496-3:1999/Amd 1:2000) определены новые типы аудиообъектов: тип объекта AAC с малой задержкой ( AAC-LD ), тип объекта побитового арифметического кодирования (BSAC). , параметрическое аудиокодирование с использованием гармонических и отдельных линий, а также устойчивых к шуму и ошибкам (ER) версий типов объектов. [30] [31] [32] Он также определил четыре новых аудиопрофиля: профиль высокого качества звука, профиль звука с низкой задержкой, профиль естественного звука и межсетевой профиль мобильного аудио. [33]
Профиль HE-AAC (AAC LC с SBR ) и профиль AAC (AAC LC) были впервые стандартизированы в ISO/IEC 14496-3:2001/Amd 1:2003. [34] Профиль HE-AAC v2 (AAC LC с SBR и параметрическим стерео) впервые был указан в ISO/IEC 14496-3:2005/Amd 2:2006. [35] [36] [37] Тип аудиообъекта «Параметрическое стерео», используемый в HE-AAC v2, был впервые определен в ISO/IEC 14496-3:2001/Amd 2:2004. [38] [39] [40]
Текущая версия стандарта AAC определена в ISO/IEC 14496-3:2009. [41]
AAC+ v2 также стандартизирован ETSI ( Европейским институтом телекоммуникационных стандартов ) как TS 102005. [38]
Стандарт MPEG-4 Part 3 также содержит другие способы сжатия звука. К ним относятся форматы сжатия без потерь, синтетический звук и форматы сжатия с низкой скоростью передачи данных, обычно используемые для речи.
Улучшения AAC по сравнению с MP3 [ править ]
Advanced Audio Coding разработан как преемник MPEG-1 Audio Layer 3 , известного как формат MP3, который был указан ISO / IEC в 11172-3 ( MPEG-1 Audio) и 13818-3 ( MPEG-2 Audio). .
Слепые тесты в конце 1990-х годов показали, что AAC продемонстрировал лучшее качество звука и прозрачность, чем MP3, для файлов, закодированных с той же скоростью передачи данных. [4]
Улучшения включают в себя:
- больше частот дискретизации (от 8 до 96 кГц ), чем у MP3 (от 16 до 48 кГц);
- до 48 каналов (MP3 поддерживает до двух каналов в режиме MPEG-1 и до 5.1 каналов в режиме MPEG-2);
- произвольная скорость передачи данных и переменная длина кадра. Стандартизированная постоянная скорость передачи данных с битовым резервуаром;
- более высокая эффективность и более простой блок фильтров . AAC использует чистое MDCT (модифицированное дискретное косинусное преобразование), а не гибридное кодирование MP3 (которое было частично MDCT и частично FFT );
- более высокая эффективность кодирования для стационарных сигналов (AAC использует размер блока в 1024 или 960 выборок, что обеспечивает более эффективное кодирование, чем 576 блоков выборки в MP3);
- более высокая точность кодирования переходных сигналов (AAC использует размер блока в 128 или 120 выборок, что обеспечивает более точное кодирование, чем 192 блока выборок в MP3);
- возможность использования Кайзера-Бесселя оконной функции для устранения утечки спектра за счет расширения главного лепестка;
- гораздо лучшая обработка звуковых частот выше 16 кГц;
- более гибкое совместное стерео (в разных диапазонах частот можно использовать разные методы);
- дополнительные модули (инструменты), добавленные для повышения эффективности сжатия: TNS , обратное предсказание, замена воспринимаемого шума (PNS) и т. д. Эти модули можно комбинировать для создания различных профилей кодирования.
В целом, формат AAC дает разработчикам больше гибкости при разработке кодеков, чем MP3, и исправляет многие конструктивные решения, сделанные в исходной звуковой спецификации MPEG-1. Эта повышенная гибкость часто приводит к использованию более параллельных стратегий кодирования и, как следствие, к более эффективному сжатию. Это особенно актуально при очень низких скоростях передачи данных, где превосходное стереокодирование, чистый MDCT и лучшие размеры окна преобразования не позволяют MP3 конкурировать.
Хотя формат MP3 имеет почти универсальную аппаратную и программную поддержку, в первую очередь потому, что MP3 был выбранным форматом в течение решающих первых нескольких лет широкого распространения / обмена музыкальными файлами через Интернет, AAC является сильным соперником из-за некоторой непоколебимой поддержки со стороны отрасли. . [42]
Функциональность [ править ]
AAC — это алгоритм кодирования широкополосного звука , который использует две основные стратегии кодирования для значительного уменьшения объема данных, необходимых для представления высококачественного цифрового звука:
- Компоненты сигнала, которые не имеют значения для восприятия, отбрасываются.
- Избыточность в кодированном звуковом сигнале устраняется.
Фактический процесс кодирования состоит из следующих шагов:
- Сигнал преобразуется из временной области в частотную область с использованием прямого модифицированного дискретного косинусного преобразования (MDCT) . Это делается с помощью банков фильтров, которые берут соответствующее количество временных выборок и преобразуют их в частотные выборки.
- Сигнал частотной области квантуется на основе психоакустической модели и кодируется.
- Добавлены внутренние коды исправления ошибок.
- Сигнал сохраняется или передается.
- Чтобы предотвратить повреждение выборок, современная реализация алгоритма Luhn mod N. к каждому кадру применяется [43]
Аудиостандарт MPEG-4 определяет не один или небольшой набор высокоэффективных схем сжатия, а скорее сложный набор инструментов для выполнения широкого спектра операций от кодирования речи с низкой скоростью передачи данных до высококачественного аудиокодирования и синтеза музыки.
- Семейство алгоритмов кодирования звука MPEG-4 охватывает диапазон от кодирования речи с низкой скоростью передачи данных (до 2 кбит/с) до высококачественного кодирования звука (со скоростью 64 кбит/с на канал и выше).
- AAC предлагает частоты дискретизации от 8 до 96 кГц и любое количество каналов от 1 до 48.
- В отличие от банка гибридных фильтров MP3, AAC использует модифицированное дискретное косинусное преобразование ( MDCT ) вместе с увеличенной длиной окна до 1024 или 960 точек.
Кодеры AAC могут динамически переключаться между одним блоком MDCT длиной 1024 точки или 8 блоками по 128 точек (или между 960 и 120 точками соответственно).
- Если происходит изменение сигнала или переходный процесс, выбираются 8 более коротких окон по 128/120 точек каждое из-за их лучшего временного разрешения.
- По умолчанию в противном случае используется более длинное окно в 1024/960 точек, поскольку увеличенное частотное разрешение позволяет использовать более сложную психоакустическую модель, что приводит к повышению эффективности кодирования.
Модульное кодирование [ править ]
AAC использует модульный подход к кодированию. В зависимости от сложности кодируемого потока битов, желаемой производительности и приемлемого результата разработчики могут создавать профили, чтобы определить, какой из определенного набора инструментов они хотят использовать для конкретного приложения.
Стандарт MPEG-2 Part 7 (Advanced Audio Coding) был впервые опубликован в 1997 году и предлагает три профиля по умолчанию: [2] [44]
- Низкая сложность (LC) – самый простой и наиболее широко используемый и поддерживаемый.
- Main Profile (Основной) – аналогично профилю LC, с добавлением обратного прогнозирования.
- Масштабируемая частота дискретизации (SSR), также известная как масштабируемая частота дискретизации (SRS)
Стандарт MPEG-4 Part 3 (MPEG-4 Audio) определил различные новые инструменты сжатия (также известные как типы аудиообъектов ) и их использование в совершенно новых профилях. AAC не используется в некоторых профилях аудио MPEG-4. Профиль AAC LC MPEG-2 Part 7, основной профиль AAC и профиль AAC SSR объединены с замещением перцептивного шума и определены в стандарте аудио MPEG-4 как типы аудиообъектов (под названиями AAC LC, AAC Main и AAC SSR). Они комбинируются с другими типами объектов в профилях MPEG-4 Audio. [27] Вот список некоторых аудиопрофилей, определенных в стандарте MPEG-4: [35] [45]
- Основной аудиопрофиль - определен в 1999 году, использует большинство типов аудиообъектов MPEG-4 (основной AAC, AAC-LC, AAC-SSR, AAC-LTP, масштабируемый AAC, TwinVQ, CELP, HVXC, TTSI, основной синтез).
- Масштабируемый аудиопрофиль – определен в 1999 году, использует AAC-LC, AAC-LTP, AAC Scalable, TwinVQ, CELP, HVXC, TTSI.
- Речевой аудиопрофиль - определен в 1999 году, использует CELP, HVXC, TTSI.
- Синтетический аудиопрофиль - определен в 1999 году, TTSI, основной синтез.
- Профиль высокого качества звука – определен в 2000 году, использует AAC-LC, AAC-LTP, масштабируемый AAC, CELP, ER-AAC-LC, ER-AAC-LTP, масштабируемый ER-AAC, ER-CELP
- Профиль аудио с низкой задержкой - определен в 2000 году, использует CELP, HVXC, TTSI, ER-AAC-LD, ER-CELP, ER-HVXC.
- AAC v2 с низкой задержкой - определено в 2012 году, использует AAC-LD, AAC-ELD и AAC-ELDv2. [46]
- Межсетевой профиль мобильного аудио – определен в 2000 году, использует ER-AAC-LC, ER-AAC-Scalable, ER-TwinVQ, ER-BSAC, ER-AAC-LD.
- Профиль AAC – определен в 2003 году, использует AAC-LC.
- Высокоэффективный профиль AAC – определен в 2003 году, использует AAC-LC, SBR.
- Профиль High Efficiency AAC v2 – определен в 2006 году, использует AAC-LC, SBR, PS
- Расширенный высокоэффективный AAC xHE-AAC - определен в 2012 году, использует USAC
Одним из многих улучшений в аудио MPEG-4 является тип объекта, называемый долгосрочным прогнозированием (LTP), который представляет собой усовершенствование основного профиля с использованием прямого предсказателя с меньшей вычислительной сложностью. [29]
Набор инструментов для защиты от ошибок AAC [ править ]
Применение защиты от ошибок позволяет в определенной степени исправлять ошибки. Коды исправления ошибок обычно применяются одинаково ко всей полезной нагрузке. Однако, поскольку разные части полезной нагрузки AAC демонстрируют разную чувствительность к ошибкам передачи, такой подход будет не очень эффективным.
Полезную нагрузку AAC можно разделить на части с различной чувствительностью к ошибкам.
- К любой из этих частей можно применить независимые коды исправления ошибок с помощью инструмента защиты от ошибок (EP), определенного в стандарте MPEG-4 Audio.
- Этот набор инструментов обеспечивает возможность исправления ошибок в наиболее чувствительных частях полезной нагрузки, чтобы снизить дополнительные накладные расходы.
- Инструментарий обратно совместим с более простыми и уже существующими декодерами AAC. Большая часть функций исправления ошибок инструментария основана на более равномерном распределении информации об аудиосигнале в потоке данных.
Устойчивый к ошибкам (ER) AAC [ править ]
Методы устойчивости к ошибкам (ER) можно использовать, чтобы сделать саму схему кодирования более устойчивой к ошибкам.
Для AAC были разработаны и определены в MPEG-4 Audio три индивидуальных метода.
- Переупорядочение кодовых слов Хаффмана (HCR) для предотвращения распространения ошибок в спектральных данных.
- Виртуальные кодовые книги (VCB11) для обнаружения серьезных ошибок в спектральных данных.
- Обратимый код переменной длины (RVLC) для уменьшения распространения ошибок в данных масштабного коэффициента.
Низкая задержка AAC [ править ]
Стандарты аудиокодирования MPEG-4 с низкой задержкой ( AAC-LD ), Enhanced Low Delay (AAC-ELD) и Enhanced Low Delay v2 (AAC-ELDv2), как определено в ISO/IEC 14496-3:2009 и ISO/IEC 14496. -3:2009/Amd 3 предназначены для объединения преимуществ перцептивного кодирования звука с малой задержкой, необходимой для двусторонней связи. Они тесно связаны с форматом MPEG-2 Advanced Audio Coding (AAC). [47] [48] [49] AAC-ELD рекомендован GSMA в качестве сверхширокополосного голосового кодека в профиле IMS для службы видеоконференций высокой четкости (HDVC). [50]
Лицензирование и патенты [ править ]
Пользователю для потоковой передачи или распространения аудио в формате AAC не требуется никаких лицензий или платежей. [51] Одна только эта причина могла бы сделать AAC более привлекательным форматом для распространения звука, чем его предшественник MP3, особенно для потоковой передачи звука (например, интернет-радио), в зависимости от варианта использования.
Однако патентная лицензия требуется для всех производителей или разработчиков кодеков AAC для «конечных пользователей» . [52] В условиях (согласно информации SEC) используются цены за единицу продукции. В случае программного обеспечения каждый компьютер, на котором установлено программное обеспечение, следует рассматривать как отдельную «единицу». [53]
было обычным явлением Раньше для реализации бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом, такого как FFmpeg и FAAC, распространяться только в форме исходного кода , чтобы «иным образом не поставлять» кодек AAC. Однако с тех пор FFmpeg стал более снисходительным в вопросах патентов: сборки «gyan.dev», рекомендованные официальным сайтом, теперь содержат кодек AAC, а на юридической странице FFmpeg указано, что соблюдение патентного законодательства является обязанностью пользователя. [54] (См. ниже в разделе «Продукты, поддерживающие AAC, Программное обеспечение».) К счастью, проект Fedora Project , сообщество, поддерживаемое Red Hat , 25 сентября импортировал «Стороннюю модифицированную версию библиотеки кодеков Fraunhofer FDK AAC для Android» в свои репозитории. , 2018, [55] и 31 января 2023 года включил собственный кодер и декодер AAC FFmpeg для своего пакета без ffmpeg. [56]
В число владельцев патентов AAC входят Bell Labs , Dolby , ETRI , Fraunhofer , JVC Kenwood , LG Electronics , Microsoft , NEC , NTT (и ее дочерняя компания NTT Docomo ), Panasonic , Philips и Sony Corporation . [16] [1] Согласно списку патентов, указанных в условиях SEC, срок действия последнего базового патента AAC истекает в 2028 году, а срок действия последнего патента на все упомянутые расширения AAC истекает в 2031 году. [57]
Расширения и улучшения [ править ]
К первому стандарту AAC (определенному в MPEG-2 Part 7 в 1997 г.) были добавлены некоторые расширения:
- Перцепционная замена шума (PNS) , добавленная в MPEG-4 в 1999 году. Она позволяет кодировать шум как псевдослучайные данные.
- Долгосрочный предиктор (LTP) , добавленный в MPEG-4 в 1999 году. Это упреждающий предсказатель с меньшей вычислительной сложностью. [29]
- Устойчивость к ошибкам (ER) , добавленная в MPEG-4 Audio версии 2 в 2000 году, используется для передачи по каналам, подверженным ошибкам. [58]
- AAC-LD (низкая задержка), определенный в 2000 году, используется для приложений разговора в реальном времени.
- Высокоэффективный AAC (HE-AAC) , также известный как aacPlus v1 или AAC+, комбинация SBR (репликация спектрального диапазона) и AAC LC. Используется для низких битрейтов. Определен в 2003 году.
- HE-AAC v2 , также известный как aacPlus v2, eAAC+ или Enhanced aacPlus, комбинация параметрического стерео (PS) и HE-AAC; используется для еще более низких битрейтов. Определен в 2004 и 2006 годах.
- xHE-AAC , расширяет рабочий диапазон кодека с 12 до 300 кбит/с. [59] [60]
- MPEG-4 Scalable to Lossless (SLS) , еще не опубликовано, [61] может дополнять поток AAC, чтобы обеспечить возможность декодирования без потерь, например, в продукте Fraunhofer IIS «HD-AAC».
Форматы контейнеров [ править ]
В дополнение к MP4 , 3GP и другим форматам контейнеров, основанным на базовом формате медиафайлов ISO для хранения файлов, аудиоданные AAC были сначала упакованы в файл для стандарта MPEG-2 с использованием формата обмена аудиоданными (ADIF). [62] состоящий из одного заголовка, за которым следуют блоки необработанных аудиоданных AAC. [63] Однако если данные должны передаваться в транспортном потоке MPEG-2, используется самосинхронизирующийся формат, называемый транспортным потоком аудиоданных ( ADTS ), состоящий из серии кадров, каждый кадр имеет заголовок, за которым следует AAC. аудиоданные. [62] Этот файловый и потоковый формат определены в MPEG-2 Part 7 , но считаются информативными только в MPEG-4, поэтому декодер MPEG-4 не обязан поддерживать ни один из форматов. [62] Эти контейнеры, а также необработанный поток AAC могут иметь расширение файла .aac. MPEG-4 Part 3 также определяет собственный самосинхронизирующийся формат, называемый аудиопотоком с низкими служебными данными (LOAS), который инкапсулирует не только AAC, но и любую схему сжатия звука MPEG-4, такую как TwinVQ и ALS . Этот формат был определен для использования в транспортных потоках DVB, когда кодеры используют расширения SBR или параметрического стерео AAC. Однако он ограничен только одним немультиплексированным потоком AAC. Этот формат также называется транспортным мультиплексом с низкими служебными данными (LATM), который представляет собой просто версию LOAS с несколькими потоками с чередованием. [62]
поддерживающие AAC , Продукты
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |
Стандарты ТВЧ [ править ]
Японский ISDB-T [ править ]
В декабре 2003 года Япония начала наземное вещание стандарта DTV ISDB-T , который реализует видео MPEG-2 и аудио MPEG-2 AAC.В апреле 2006 года Япония начала вещание мобильной подпрограммы ISDB-T под названием 1seg, которая стала первой на планете реализацией видео H.264/AVC со звуком HE-AAC в службе наземного вещания HDTV.
Международный ISDB-Tb [ править ]
В декабре 2007 года Бразилия начала вещание стандарта наземного цифрового телевидения под названием International ISDB-Tb , который реализует кодирование видео H.264/AVC со звуком AAC-LC в основной программе (одной или нескольких) и видео H.264/AVC со звуком HE-AACv2 в мобильная подпрограмма 1seg.
ДВБ [ править ]
ETSI , поддерживает кодирование звука AAC, HE , руководящий орган по стандартизации набора DVB -AAC и HE-AAC v2 в приложениях DVB по крайней мере с 2004 года. [64] Трансляции DVB, в которых для видео используется сжатие H.264 , для звука обычно используют HE-AAC. [ нужна ссылка ]
Аппаратное обеспечение [ править ]
iTunes и iPod [ править ]
В апреле 2003 года Apple привлекла внимание к AAC, объявив, что ее продукты iTunes и iPod будут поддерживать песни в формате MPEG-4 AAC (через обновление прошивки для старых iPod). Клиенты могли загружать музыку в формате AAC с закрытым исходным кодом и ограничением по управлению цифровыми правами (DRM) со скоростью 128 кбит/с (см. FairPlay ) через iTunes Store или создавать файлы без DRM со своих собственных компакт-дисков с помощью iTunes. В последующие годы Apple начала предлагать музыкальные клипы и фильмы, в которых для кодирования звука также используется AAC.
29 мая 2007 года Apple начала продавать песни и музыкальные клипы от участвующих звукозаписывающих компаний с более высоким битрейтом (cVBR 256 кбит/с) и без DRM, в формате, получившем название «iTunes Plus». Эти файлы в основном соответствуют стандарту AAC и воспроизводятся на многих продуктах сторонних производителей, но они включают в себя специальную информацию iTunes, такую как обложка альбома и квитанция о покупке, чтобы идентифицировать клиента в случае утечки файла в одноранговую сеть. -одноранговые сети. Однако можно удалить эти пользовательские теги, чтобы восстановить совместимость с проигрывателями, которые строго соответствуют спецификации AAC. По состоянию на 6 января 2009 года почти вся музыка в iTunes Store в США стала свободной от DRM, а остальная часть стала свободной от DRM к концу марта 2009 года. [65]
iTunes предлагает опцию кодирования «Переменная скорость передачи данных», которая кодирует дорожки AAC по схеме с ограниченным переменным битрейтом (менее строгий вариант кодирования ABR); Однако базовый API QuickTime предлагает настоящий профиль кодирования VBR. [66]
По состоянию на сентябрь 2009 года Apple добавила поддержку HE-AAC (который является полной частью стандарта MP4) только для радиопотоков, а не для воспроизведения файлов, а в iTunes по-прежнему отсутствует поддержка истинного кодирования VBR.
Другие портативные плееры [ править ]
- Аркос
- Cowon (неофициально поддерживается на некоторых моделях)
- Креативный дзен портативный
- Fiio (все текущие модели)
- Nintendo 3DS
- Нинтендо ДСи
- Philips GoGear Муза
- PlayStation Portable (PSP) с прошивкой 2.0 или более поздней версии
- Самсунг ЕПП
- SanDisk Sansa (некоторые модели)
- Walkman
- Зунэ
- Любой портативный плеер, полностью поддерживающий прошивку Rockbox стороннего производителя.
Мобильные телефоны [ править ]
В течение ряда лет многие мобильные телефоны таких производителей, как Nokia , Motorola , Samsung , Sony Ericsson , BenQ-Siemens и Philips , поддерживают воспроизведение AAC. Первым таким телефоном стал Nokia 5510, выпущенный в 2002 году, который также воспроизводит MP3. Однако этот телефон оказался коммерческим провалом. [ нужна ссылка ] и такие телефоны со встроенными музыкальными проигрывателями не пользовались массовой популярностью до 2005 года, когда тенденция к поддержке AAC, а также MP3 продолжилась. Большинство новых смартфонов и телефонов с музыкальной тематикой поддерживают воспроизведение этих форматов.
- Телефоны Sony Ericsson поддерживают различные форматы AAC в контейнере MP4. AAC-LC поддерживается во всех телефонах начиная с K700 , телефоны начиная с W550 имеют поддержку HE-AAC. Новейшие устройства, такие как P990 , K610 , W890i и более поздние версии, поддерживают HE-AAC v2.
- Nokia XpressMusic и другие мультимедийные телефоны Nokia нового поколения, такие как серии N и E, также поддерживают формат AAC в профилях LC, HE, M4A и HEv2. Они также поддерживают воспроизведение звука AAC в кодировке LTP.
- BlackBerry Телефоны под управлением операционной системы BlackBerry 10 изначально поддерживают воспроизведение AAC. предыдущего поколения Некоторые устройства BlackBerry OS также поддерживают AAC.
- Бада ОС
- Apple от iPhone поддерживает файлы AAC с защитой AAC и FairPlay, которые раньше использовались в качестве формата кодирования по умолчанию в iTunes Store до снятия ограничений DRM в марте 2009 года .
- Андроид 2.3 [67] и более поздние версии поддерживают AAC-LC, HE-AAC и HE-AAC v2 в контейнерах MP4 или M4A, а также несколько других аудиоформатов. Android 3.1 и более поздних версий поддерживает необработанные файлы ADTS. Android 4.1 может кодировать AAC. [68]
- WebOS от HP/Palm поддерживает контейнеры AAC, AAC+, eAAC+ и .m4a в собственном музыкальном проигрывателе, а также в некоторых сторонних проигрывателях. Однако он не поддерживает файлы Apple FairPlay DRM, загруженные из iTunes. [69]
- Windows Phone для Среда выполнения Silverlight поддерживает декодирование AAC-LC, HE-AAC и HE-AAC v2.
Другие устройства [ править ]
- Apple от iPad : поддерживает файлы AAC, защищенные AAC и FairPlay, которые используются в качестве формата кодирования по умолчанию в iTunes Store.
- на базе Palm OS КПК : многие КПК и смартфоны на базе Palm OS могут воспроизводить форматы AAC и HE-AAC с помощью стороннего программного обеспечения Pocket Tunes . В версии 4.0, выпущенной в декабре 2006 года, добавлена поддержка собственных файлов AAC и HE-AAC. Кодек AAC для TCPMP , популярного видеоплеера, был отозван после версии 0.66 из-за проблем с патентами, но его все еще можно загрузить с сайтов, отличных от corecodec.org. CorePlayer, коммерческое продолжение TCPMP, включает поддержку AAC. Другие программы Palm OS, поддерживающие AAC, включают Kinoma Player и AeroPlayer.
- Windows Mobile : поддерживает AAC либо собственным проигрывателем Windows Media , либо продуктами сторонних производителей (TCPMP, CorePlayer). [ нужна ссылка ]
- Epson : поддерживает воспроизведение AAC в P-2000 и P-4000. программах просмотра мультимедиа и фотографий
- Sony Reader : воспроизводит файлы M4A, содержащие AAC, и отображает метаданные, созданные iTunes. Другие продукты Sony, в том числе сетевые Walkman серии A и E, поддерживают AAC с обновлениями прошивки (выпущенными в мае 2006 г.), тогда как серия S поддерживает его «из коробки».
- Sonos Digital Media Player : поддерживает воспроизведение файлов AAC.
- Barnes & Noble Nook Color : поддерживает воспроизведение файлов в кодировке AAC.
- Roku SoundBridge : сетевой аудиоплеер, поддерживает воспроизведение файлов в кодировке AAC.
- Squeezebox : сетевой аудиоплеер (созданный Slim Devices , компанией Logitech ), поддерживающий воспроизведение файлов AAC.
- PlayStation 3 : поддерживает кодирование и декодирование файлов AAC.
- Xbox 360 : поддерживает потоковую передачу AAC через программное обеспечение Zune, а также поддерживаемые iPod, подключенные через порт USB.
- Wii : поддерживает файлы AAC в версии 1.1 Photo Channel по состоянию на 11 декабря 2007 г. Поддерживаются все профили и битрейты AAC, если они имеют расширение файла .m4a. В обновлении 1.1 удалена совместимость с MP3, но, по словам Nintendo, пользователи, установившие его, могут свободно перейти на старую версию, если захотят. [70]
- Livescribe Pulse и Echo Smartpens : записывайте и сохраняйте аудио в формате AAC. Аудиофайлы можно воспроизводить с помощью встроенного динамика пера, подключенных наушников или на компьютере с помощью программного обеспечения Livescribe Desktop. Файлы AAC хранятся в папке пользователя «Мои документы» ОС Windows и могут распространяться и воспроизводиться без специального оборудования или программного обеспечения от Livescribe.
- Google Chromecast : поддерживает воспроизведение аудио LC-AAC и HE-AAC. [71]
Программное обеспечение [ править ]
Почти все современные компьютерные медиаплееры имеют встроенные декодеры AAC или могут использовать библиотеки для его декодирования. В Microsoft Windows DirectShow можно использовать таким образом с соответствующими фильтрами, чтобы включить воспроизведение AAC в любом проигрывателе на основе DirectShow . Mac OS X поддерживает AAC через библиотеки QuickTime .
Adobe Flash Player , начиная с версии 9 и обновления 3, также может воспроизводить потоки AAC. [72] [73] Поскольку Flash Player также является плагином для браузера, он также может воспроизводить файлы AAC через браузер.
Rockbox ( доступна с открытым исходным кодом Прошивка для нескольких портативных плееров) также предлагает поддержку AAC в различной степени, в зависимости от модели плеера и профиля AAC.
Дополнительная поддержка iPod (воспроизведение незащищенных файлов AAC) для Xbox 360 доступна для бесплатной загрузки из Xbox Live . [74]
Ниже приведен неполный список других приложений программного проигрывателя:
- 3ivx MPEG-4 : набор плагинов DirectShow и QuickTime, которые поддерживают кодирование AAC или декодирование AAC/HE-AAC в любом приложении DirectShow.
- CorePlayer : также поддерживает LC и HE AAC.
- ffdshow : бесплатный с открытым исходным кодом фильтр DirectShow для Microsoft Windows , который использует FAAD2 для поддержки декодирования AAC.
- foobar2000 : бесплатный аудиоплеер для Windows , поддерживающий LC и HE AAC.
- KMPlayer
- MediaMonkey
- АИМП
- Медиаплеер Классический домашний кинотеатр
- mp3тег
- MPlayer или xine : часто используются в качестве декодеров AAC в Linux или Macintosh.
- MusicBee : продвинутый музыкальный менеджер и проигрыватель, который также поддерживает кодирование и копирование с помощью плагина.
- RealPlayer : включает от RealNetworks. кодер RealAudio 10 AAC
- Songbird : поддерживает AAC в Windows, Linux и Mac OS X , включая кодировку управления правами DRM, используемую для приобретенной музыки в iTunes Store, с подключаемым модулем.
- Sony SonicStage
- Медиаплеер VLC : поддерживает воспроизведение и кодирование файлов MP4 и необработанных файлов AAC.
- Winamp для Windows: включает кодировщик AAC, поддерживающий LC и HE AAC.
- Windows Media Player 12 : выпущен вместе с Windows 7 , изначально поддерживает воспроизведение файлов AAC.
- Еще одна реальность: Rhapsody поддерживает кодек RealAudio AAC, а также предлагает треки по подписке, закодированные с помощью AAC.
- XBMC : поддерживает AAC (как LC, так и HE).
- XMMS : поддерживает воспроизведение MP4 с помощью плагина, предоставляемого библиотекой faad2.
Некоторые из этих проигрывателей (например, foobar2000, Winamp и VLC) также поддерживают декодирование ADTS (транспортного потока аудиоданных) с использованием протокола SHOUTcast . Плагины для Winamp и foobar2000 позволяют создавать такие потоки.
Nero Digital Audio [ править ]
В мае 2006 года Nero AG бесплатно выпустила инструмент кодирования AAC, Nero Digital Audio (часть кодека AAC стала Nero AAC Codec ), [75] который способен кодировать потоки LC-AAC, HE-AAC и HE-AAC v2. Этот инструмент представляет собой только инструмент с интерфейсом командной строки . Также включена отдельная утилита для декодирования в PCM WAV .
Различные инструменты, включая foobar2000 аудиоплеер и MediaCoder, могут предоставить графический интерфейс для этого кодировщика.
FAAC и FAAD2 [ править ]
FAAC и FAAD2 обозначают Freeware Advanced Audio Coder и Decoder 2 соответственно. FAAC поддерживает типы аудиообъектов LC, Main и LTP. [76] FAAD2 поддерживает типы аудиообъектов LC, Main, LTP, SBR и PS. [77] Хотя FAAD2 является свободным программным обеспечением , FAAC не является свободным программным обеспечением.
Фраунгофера ФДК AAC [ править ]
Кодировщик Фраунгофером /декодер с открытым исходным кодом, созданный , включенный в Android, был портирован на другие платформы. Собственный кодировщик AAC FFmpeg не поддерживает HE-AAC и HE-AACv2, но GPL 2.0+ ffmpeg не совместим с FDK AAC, поэтому ffmpeg с libfdk-aac не подлежит распространению. Кодер QAAC, использующий Apple Core Media Audio, по-прежнему имеет более высокое качество, чем FDK.
FFmpeg и Libav [ править ]
Собственный кодировщик AAC, созданный в разветвленный libavcodec FFmpeg и с помощью Libav , считался экспериментальным и плохим. Значительный объем работы был проделан для версии FFmpeg 3.0 (февраль 2016 г.), чтобы сделать ее версию пригодной для использования и конкурентоспособной с остальными кодировщиками AAC. [78] Libav не объединила эту работу и продолжает использовать старую версию кодировщика AAC. Эти кодировщики имеют открытый исходный код по лицензии LGPL и могут быть созданы для любой платформы, на которой могут быть созданы платформы FFmpeg или Libav.
И FFmpeg, и Libav могут использовать библиотеку AAC Fraunhofer FDK через libfdk-aac, и хотя собственный кодировщик FFmpeg стал стабильным и достаточно хорошим для общего использования, FDK по-прежнему считается кодировщиком высочайшего качества, доступным для использования с FFmpeg. [79] Libav также рекомендует использовать FDK AAC, если он доступен. [80] FFmpeg 4.4 и выше также могут использовать кодировщик Apple audiotoolbox. [79]
Хотя собственный кодер AAC создает только AAC-LC, собственный декодер ffmpeg способен обрабатывать широкий спектр входных форматов.
См. также [ править ]
- Сравнение форматов кодирования звука
- AAC-LD
- MPEG-4, часть 14 (контейнерный формат)
- ALAC — кодек без потерь, разработанный Apple.
- Vorbis — бесплатный конкурент AAC и MP3.
- Opus — открытый кодек, не требующий лицензионных отчислений, как для предварительного кодирования, так и для интерактивного использования, стандартизированный в 2012 году.
Примечания [ править ]
- ^ используется только в веб-плеере, Google Home , Amazon Alexa и Microsoft Windows . приложении
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Via Licensing объявляет об обновлении совместной патентной лицензии AAC» . Деловой провод . 5 января 2009 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ИСО (1997). «ИСО/МЭК 13818-7:1997, Информационные технологии. Общее кодирование движущихся изображений и связанной с ними аудиоинформации. Часть 7. Усовершенствованное кодирование звука (AAC)» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2012 г. Проверено 18 июля 2010 г.
- ^ Расширенное кодирование звука (MPEG-4) (полный проект). Устойчивость цифровых форматов. Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. 22 июня 2010 г. Проверено 1 декабря 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бранденбург, Карлхайнц (1999). «Объяснение MP3 и AAC» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 февраля 2017 г.
- ^ ISO (2006) ISO / IEC 13818-7: 2006 - Информационные технологии. Общее кодирование движущихся изображений и связанной с ними аудиоинформации. Часть 7. Расширенное кодирование звука (AAC). Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine , Проверено в 2009 г. -08-06
- ^ ISO (2006) ISO / IEC 14496-3: 2005 - Информационные технологии. Кодирование аудиовизуальных объектов. Часть 3: Аудио. Архивировано 13 апреля 2016 г. на Wayback Machine , Проверено 6 августа 2009 г.
- ^ «Семейство аудиокодеров AAC для вещания и кабельного телевидения» (PDF) . 2013. с. 6. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2023 г. Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Форматы аудиофайлов для Spotify» . Спотифай . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Ахмед, Насир (январь 1991 г.). «Как я придумал дискретное косинусное преобразование» . Цифровая обработка сигналов . 1 (1): 4–5. дои : 10.1016/1051-2004(91)90086-Z .
- ^ Ахмед, Насир ; Натараджан, Т.; Рао, КР (январь 1974 г.), «Дискретное косинусное преобразование», Транзакции IEEE на компьютерах , C-23 (1): 90–93, doi : 10.1109/TC.1974.223784 , S2CID 149806273
- ^ Рао, КР ; Йип, П. (1990), Дискретное косинусное преобразование: алгоритмы, преимущества, приложения , Бостон: Academic Press, ISBN 978-0-12-580203-1
- ^ Дж. П. Принсен, А. В. Джонсон и А. Б. Брэдли: Кодирование поддиапазонов/преобразований с использованием конструкций банка фильтров на основе отмены наложения псевдонимов во временной области , IEEE Proc. Международный Конференция по акустике, речи и обработке сигналов (ICASSP), 2161–2164, 1987 г.
- ^ Джон П. Принсен, Алан Б. Брэдли: Разработка банка фильтров анализа/синтеза на основе отмены псевдонимов во временной области , IEEE Trans. Акуст. Обработка речевых сигналов, ASSP-34 (5), 1153–1161, 1986 г.
- ^ Гукерт, Джон (весна 2012 г.). «Использование БПФ и MDCT в сжатии аудио MP3» (PDF) . Университет Юты . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ Борланд, Джон (18 марта 2004 г.). «Звуки науки» . CNET . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Лицензиары ААС» . Через Корп . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ ISO/IEC 14496-3:2009 - Информационные технологии. Кодирование аудиовизуальных объектов. Часть 3. Аудио (PDF) (Технический отчет). ИСО / МЭК . 1 сентября 2009 г. Архивировано (PDF) из оригинала 14 июня 2011 г. . Проверено 7 октября 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ААК» . MPEG.ORG . Архивировано из оригинала 3 октября 2009 года . Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ «ISO/IEC 13818-7, Четвертое издание, Часть 7. Расширенное кодирование звука (AAC)» (PDF) . ИСО . 15 января 2006 г. Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2009 г. . Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ Бувинь, Габриэль (2003). «MPEG-2/MPEG-4 — AAC» . MP3'Техн. Архивировано из оригинала 5 января 2010 г. Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по MPEG Audio, версия 9 — MPEG-1 и MPEG-2 BC» . ИСО . Октябрь 1998 г. Архивировано из оригинала 18 февраля 2010 г. Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ «Флорентийский пресс-релиз» . ИСО . Март 1996 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2010 г. Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ Джонстон, Дж. Д. и Феррейра, А. Дж., «Кодирование стереопреобразования с разностью сумм», ICASSP '92, март 1992 г., стр. II-569-572.
- ^ Синха, Д. и Джонстон, Дж. Д., «Сжатие звука при низких скоростях передачи данных с использованием набора фильтров с адаптивным переключением сигналов», IEEE ASSP, 1996, стр. 1053-1057.
- ^ Джонстон, Дж. Д., Синха, Д., Дорвард, С. и Квакенбуш, С., «Кодер восприятия звука AT&T (PAC)» в Сборнике статей по снижению скорости передачи данных в цифровом аудио, Гилкрист, Н. и Гревин, К. ( Ред.), Общество аудиоинженеров, 1996.
- ^ Херре Дж. и Джонстон Д.Д., «Повышение производительности перцептивных аудиокодеров за счет использования временного формирования шума», AES 101st Convention, no. препринт 4384, 1996 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бранденбург, Карлхайнц; Кунц, Оливер; Сугияма, Акихико. «Кодирование естественного звука MPEG-4 — профили и уровни звука» . chiariglione.org . Архивировано из оригинала 17 июля 2010 г. Проверено 6 октября 2009 г.
- ^ «ISO/IEC FCD 14496-3, подраздел 1 — Проект — N2203» (PDF) . ISO / IEC JTC 1/SC 29/WG 11. 15 мая 1998 г. Проверено 7 октября 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бранденбург, Карлхайнц; Кунц, Оливер; Сугияма, Акихико (1999). «Кодирование естественного звука MPEG-4 — общее кодирование звука (на основе AAC)» . chiariglione.org . Архивировано из оригинала 19 февраля 2010 г. Проверено 6 октября 2009 г.
- ^ «ISO/IEC 14496-3:1999/Поправка 1:2000 – Расширения аудио» . ИСО . 2000. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 7 октября 2009 г.
- ^ «ISO/IEC 14496-3:/Amd.1 — Проект итогового комитета — MPEG-4 Audio Version 2» (PDF) . ISO / IEC JTC 1/SC 29/WG 11. Июль 1999 г. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2012 г. Проверено 7 октября 2009 г.
- ^ Пурнхаген, Хайко (19 февраля 2000 г.). «Мастерская по аудио MPEG-4 версии 2: HILN — параметрическое кодирование звука» (PDF) . Париж. 108-я конвенция AES: аудио MPEG-4 версии 2. О чем идет речь? . Проверено 7 октября 2009 г.
- ^ Перейра, Фернандо (октябрь 2001 г.). «Уровни для аудиопрофилей» . Отраслевой форум MPEG. Архивировано из оригинала 8 января 2010 г. Проверено 15 октября 2009 г.
- ^ «ISO/IEC 14496-3:2001/Поправка 1:2003 – Расширение полосы пропускания» . ИСО . 2003. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 7 октября 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Текст ISO/IEC 14496-3:2001/FPDAM 4, Кодирование без потерь звука (ALS), новые аудиопрофили и расширения BSAC» . ИСО / МЭК JTC1/SC29/WG11/N7016. 11 января 2005 г. Архивировано из оригинала (DOC) 12 мая 2014 г. . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ «Кодирование без потерь звука (ALS), новые аудиопрофили и расширения BSAC, ISO/IEC 14496-3:2005/Amd 2:2006» . ИСО . 2006. Архивировано из оригинала 4 января 2012 г. Проверено 13 октября 2009 г.
- ^ Моди, Михир (6 июня 2005 г.). «Сжатие звука становится лучше и сложнее» . Встроенный.com . Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года . Проверено 13 октября 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «MPEG-4 aacPlus — кодирование звука для современного мира цифровых медиа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2006 г. Проверено 29 января 2007 г.
- ^ «Параметрическое кодирование для высококачественного звука, ISO/IEC 14496-3:2001/Amd 2:2004» . ИСО . 2004. Архивировано из оригинала 4 января 2012 г. Проверено 13 октября 2009 г.
- ^ «3GPP TS 26.401 V6.0.0 (2004-09), Функции обработки звука общего аудиокодека; Улучшенный общий аудиокодек aacPlus; Общее описание (выпуск 6)» (DOC) . 3ГПП. 30 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2006 г. Проверено 13 октября 2009 г.
- ^ «ИСО/МЭК 14496-3:2009 – Информационные технологии. Кодирование аудиовизуальных объектов. Часть 3. Аудио» . ИСО . 2009. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 7 октября 2009 г.
- ^ «ААК» . Водородаудио. Архивировано из оригинала 6 июля 2014 г. Проверено 24 января 2011 г.
- ^ Заявка на патент США 20070297624 Кодирование цифрового звука .
- ^ «ISO/IEC 13818-7, Третье издание, Часть 7. Расширенное кодирование звука (AAC)» (PDF) . ИСО . 15 октября 2004 г. с. 32. Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2011 года . Проверено 19 октября 2009 г.
- ^ Гриль, Бернхард; Гейерсбергер, Стефан; Хильперт, Йоханнес; Тейхманн, Бодо (июль 2004 г.). Реализация аудиокомпонентов MPEG-4 на различных платформах (PDF) . 109-я конференция AES 2000 г., 22–25 сентября, Лос-Анджелес. Общество Фраунгофера. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2007 г. Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ «ISO/IEC 14496-3:2009/Amd 3:2012 – Транспорт унифицированного кодирования речи и звука (USAC)» . ИСО . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 г. Проверено 3 августа 2016 г.
- ^ «ИСО/МЭК 14496-3:2009 – Информационные технологии. Кодирование аудиовизуальных объектов. Часть 3. Аудио» . ИСО . Архивировано из оригинала 20 мая 2016 г. Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ «ISO/IEC 14496-3:2009/Amd 3:2012 – Транспорт унифицированного кодирования речи и звука (USAC)» . ИСО . Архивировано из оригинала 19 августа 2016 г. Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ «Семейство AAC-ELD для высококачественных коммуникационных услуг | MPEG» . mpeg.chiariglione.org . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 г. Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Профиль IMS для службы видеоконференций высокой четкости (HDVC) (PDF) . GSMA. 24 мая 2016 г. с. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 18 августа 2016 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по лицензированию AAC, вопрос 5» . Через лицензирование . Проверено 15 января 2020 г.
- ^ «Лицензионные сборы AAC» . Через лицензирование . Проверено 15 января 2020 г.
- ^ Через Лицензионную корпорацию (5 июня 2018 г.). «ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ ААС» . www.sec.gov . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «Лицензия FFmpeg и юридические аспекты» . ffmpeg.org .
- ^ «Зафиксировать — rpms/fdk-aac-free — b27d53fbad872ea0ec103653fddaec83238132d9 — src.fedoraproject.org» . src.fedoraproject.org .
- ^ «Зафиксировать — rpms/ffmpeg — 45f894ec0e43a37775393c159021a4ac60170a55 — src.fedoraproject.org» . src.fedoraproject.org .
- ^ «Список патентов, связанных с AAC» . Hydrogenaudio.io .
- ^ Том, Д.; Пурнхаген, Х. (октябрь 1998 г.). «Часто задаваемые вопросы по MPEG Audio, версия 9 — MPEG-4» . chiariglione.org . Подгруппа аудио MPEG. Архивировано из оригинала 14 февраля 2010 г. Проверено 6 октября 2009 г.
- ^ «Программа товарных знаков xHE-AAC» . Институт интегральных микросхем Фраунгофера IIS . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «Программное обеспечение аудиокодека xHE-AAC от Fraunhofer расширяет встроенную поддержку AAC в Android P для лучшего качества при низких битрейтах» . Институт интегральных микросхем Фраунгофера IIS . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «ИСО/МЭК 14496-3:2019» . ИСО . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Уолтерс, Мартин; Кьорлинг, Кристофер; Хомм, Дэниел; Пурнхаген, Хайко. Более подробный обзор высокоэффективного AAC MPEG-4 (PDF) . п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2003 г. Проверено 31 июля 2008 г. Представлено на 115-м съезде Общества аудиоинженеров, 10–13 октября 2003 г.
- ^ «Расширенное кодирование аудио (MPEG-2), формат обмена аудиоданными» . Библиотека Конгресса / Национальная программа инфраструктуры и сохранения цифровой информации. 7 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2008 г. Проверено 31 июля 2008 г.
- ^ ETSI TS 101 154 v1.5.1: Спецификация использования кодирования видео и аудио в приложениях вещания на основе транспортного потока MPEG.
- ^ Коэн, Питер (27 мая 2010 г.). «В iTunes Store больше нет DRM» . Макмир . Мак Паблишинг. Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ «Эппл ААС» . Водородаудио . Архивировано из оригинала 23 ноября 2021 г. Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ «Пряники — Android-разработчики» . Android-разработчики . Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Поддерживаемые форматы мультимедиа — разработчики Android» . Android-разработчики . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Palm Pre Phone / Особенности, подробности» . Пальма США . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 г.
- ^ «Nintendo — Служба поддержки клиентов — Wii — Фотоканал» . nintendo.com . Архивировано из оригинала 5 мая 2017 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Поддерживаемые медиафайлы для Google Cast» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 22 сентября 2015 г. | Поддерживаемые медиафайлы для Google Cast
- ^ «Статистика — среда выполнения Adobe Flash» . www.adobe.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «Adobe представляет Flash Player 9 с поддержкой видео H.264» . Пресс-релиз Adobe . 04.12.2007. Архивировано из оригинала 21 августа 2014 г. Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ «Xbox.com | Использование системы — используйте Apple iPod с Xbox 360» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2007 года.
- ^ «Nero Platinum 2018 Suite — удостоенный наград универсал» . Неро АГ . Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 года . Проверено 8 мая 2018 г.
- ^ «ФАК» . AudioCoding.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2009 г. Проверено 3 ноября 2009 г.
- ^ «ФААД2» . AudioCoding.com . Архивировано из оригинала 11 декабря 2009 г. Проверено 3 ноября 2009 г.
- ^ «5 декабря 2015 г.: встроенный кодер FFmpeg AAC теперь стабилен!» . ffmpeg.org . Архивировано из оригинала 16 июля 2016 года . Проверено 26 июня 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Руководство по кодированию FFmpeg AAC» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 11 апреля 2016 г.
Какой кодировщик обеспечивает лучшее качество? ... вероятный ответ: libfdk_aac
- ^ «Libav Wiki — Кодировка AAC» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 г. Проверено 11 апреля 2016 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Аудиокодеки Фраунгофера
- AudioCoding.com. Архивировано 25 августа 2006 г. в Wayback Machine - доме FAAC и FAAD2.
- Официальный веб-сайт MPEG
- Улучшения и расширения AAC (2004 г.)
- RFC 3016 — формат полезной нагрузки RTP для аудио/визуальных потоков MPEG-4
- RFC 3640 — формат полезной нагрузки RTP для транспортировки элементарных потоков MPEG-4
- RFC 4281 — параметр кодеков для типов мультимедиа «ведро»
- RFC 4337 — Регистрация типа MIME для MPEG-4