Низкочастотные эффекты
Канал низкочастотных эффектов ( LFE с ограниченной полосой частот ) представляет собой аудиодорожку , которая используется для воспроизведения глубоких и интенсивных низкочастотных звуков в диапазоне частот 3–120 Гц . [1] [2] [3] [4]
Этот трек обычно передается на сабвуфер — динамик, предназначенный для воспроизведения очень низких частот. Каналы LFE возникли из 70-мм пленки Dolby Stereo . [1] но в 1990-х и 2000-х годах они стали обычным явлением в системах домашнего кинотеатра для воспроизведения саундтреков к фильмам, найденных на DVD и Blu-ray дисках .
Типы
[ редактировать ]Низкочастотное музыкальное искусство
[ редактировать ]LFE включают в себя как низкие музыкальные ноты, так и низкие звуковые эффекты. Музыкальное сопровождение многих фильмов включает в себя басовые инструменты, издающие очень низкие ноты. х годов большинство низкочастотных инструментов были естественными акустическими инструментами, такими как контрабас или педальная органа До 1970 - клавиатура . После 1980-х годов в музыке к фильмам все чаще использовались синтезированные инструменты, в том числе синтезаторные бас -клавиатуры, которые включали очень низкие ноты.
Звуковые эффекты
[ редактировать ]С точки зрения звукорежиссуры наиболее сложными для воспроизведения звуками обычно являются чрезвычайно низкие звуковые эффекты в диапазоне 20 Гц, например те, которые используются для имитации звука взрыва, землетрясения, запуска ракеты или глубинных бомб подводных лодок. [5] Человеческое ухо не очень чувствительно к звукам на этих низких частотах, поэтому человеческому уху требуется огромное усиление, чтобы их услышать. Кроме того, звуки на этих частотах скорее ощущаются телом, чем слышны. Кроме того, поскольку они представляют собой звуковые эффекты, они могут иметь большую продолжительность или длительность, чем многие низкие музыкальные ноты, что затрудняет их точное воспроизведение. [ нужна ссылка ]
— непростая задача для усилителя, динамиков сабвуфера и кабинета. Воспроизведение этих звуковых эффектов на высокой громкости без возникновения таких проблем, как ограничение (искажение) усилителя мощности, нежелательное дребезжание или резонанс в деревянном корпусе или чрезмерные «пыхтящие» звуки через вентиляционное отверстие фазоинвертора (если в корпусе используется вентиляционное отверстие или порт). Журналы звукозаписи иногда используют громкие грохочущие звуковые эффекты, имитирующие звук глубинных бомб подводных лодок, которые использовались в фильме о Второй мировой войне U-571 (2000) для проверки точности систем сабвуферов. [5]
Разработка
[ редактировать ]Канал LFE возник на основе пленок Dolby Stereo 70 мм Six Track как способ обеспечить более громкие эффекты басов и суббасов без ухудшения качества стандартных аудиоканалов. Канал LFE обычно воспроизводится на 10 дБ громче, чем основные каналы, что дает значительно больший запас при записи . Кроме того, отдельная запись позволила легко установить дополнительные выделенные сабвуферы и избавила от необходимости модернизировать основные динамики.
Более поздние форматы, такие как Dolby Digital, сохранили канал LFE, хотя это скорее связано с соглашением и обратной совместимостью, чем с необходимостью, поскольку цифровые форматы имеют больший динамический диапазон, чем магнитные аналоговые записи на 70-миллиметровых отпечатках, а современные звуковые процессоры имеют систему управления басами для перенаправить бас со всех каналов на сабвуфер.
Системы домашнего кинотеатра
[ редактировать ]В 1990-х годах с объемным звуком стали доступны системы домашнего кинотеатра , позволяющие улучшить качество просмотра фильмов DVD и Blu-ray. До появления систем домашнего кинотеатра, когда использовались видеомагнитофоны, вариантом улучшенного звука был высококачественный стереозвук или Dolby Pro Logic для лент с кодировкой Dolby Surround . В системах домашнего кинотеатра использовалась многоканальная аудиосистема для передачи разных звуков на шесть или более разных динамиков. Широко используемая 5.1-канальная аудиосистема состоит из пяти основных полнодиапазонных каналов (левый, центральный, правый, левый задний объемный звук и правый задний объемный звук) плюс канал низкочастотных эффектов (LFE). Многие типичные системы домашнего кинотеатра, особенно коробочные системы домашнего кинотеатра, не способны точно воспроизводить LFE в диапазоне 20 Гц.
Канал LFE передает информацию только о басах в дополнение к общему содержанию басов. Содержимое канала LFE не совпадает с содержимым выхода сабвуфера. Канал LFE используется для передачи дополнительной информации о басах в программе объемного звука, а на выходе сабвуфера передается информация о басах со всех шести каналов, выбранных для воспроизведения сабвуфером через систему управления басами .
Управление басами в системах воспроизведения объемного звука заключается в том, что басы во входящем сигнале, независимо от канала, должны быть направлены только на громкоговорители, способные его обработать. Система управления низкими частотами может направлять басы на один или несколько сабвуферов (если они есть) с любого канала, а не просто с содержимого канала LFE.
Басовый шейкер
[ редактировать ]Канал LFE может выводиться на один или несколько тактильных преобразователей , также известных как «басовые шейкеры». При подключении к выходу сабвуфера басовый шейкер будет вибрировать на частоте басов, обычно между 20 и 200 Гц, не издавая при этом сильно слышимого звука. Тактильные датчики часто крепятся непосредственно к каркасу кресла или дивана. Тело слушателя может чувствовать вибрации от LFE, усиливая общее ощущение баса.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Что такое канал LFE?» (PDF) . Долби Лабораториз, Инк. 2000 г. Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Руководство по производству 5.1-каналов» (PDF) . Долби Лабораториз, Инк. 2000 г. Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Руководство по созданию 5.1-канальной музыки» (PDF) . Долби Лабораториз, Инк. 2005 г. Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Мейсон, Эндрю (август 2011 г.). «Использование канала низкочастотных эффектов (LFE) в радиовещании» (PDF) . Технический документ BBC по исследованиям и разработкам WHP 203 . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кумин, Дэниел (июнь 2005 г.). «Tiny Killer Subs – можно ли получить большой плохой бас из маленьких коробочек?» . Звук и видение . Проверено 11 апреля 2021 г.