Управление басом
Фундаментальный принцип управления басами (также называемый кроссовером LFE ) в объемного звука системах воспроизведения заключается в том, что содержание басов во входящем сигнале, независимо от канала, должно быть направлено только на громкоговорители, способные его воспроизводить, независимо от того, являются ли последние громкоговорителями основной системы или один или несколько сабвуферов . [ 1 ]
Картирование
[ редактировать ]

Существуют различия в обозначениях между сигналом до управления басом и после того, как он прошел через менеджер баса. Например, при использовании объемного звука 5.1 : [ 2 ] [ 3 ]
Оригинал | Удалось |
---|---|
FL — передний левый | FL — передний левый |
ФР – Передний правый | ФР – Передний правый |
С – Центр | С – Центр |
SL – объемный левый | SL – объемный левый |
SR – объемное правое | SR – объемное правое |
AW – Альтернативный низкочастотный динамик | Н/Д (включено в ПО) |
Н/Д (бас может быть в любом канале) | SW – сабвуфер |
Как видно из таблицы, бас-менеджер направляет басовые частоты со всех каналов на один или несколько сабвуферов, а не только содержимое канала низкочастотных эффектов (LFE). Однако при отсутствии сабвуфера бас-менеджер направляет канал LFE на основные динамики. Это единственный раз, когда канал LFE не передается на сабвуфер. Ключевая идея заключается в том, что канал LFE не является каналом сабвуфера. [ 4 ]
Типичная конфигурация 5.1-канальной акустической системы объемного звучания с управлением басами показана на первой схеме. [ 5 ] [ 6 ]
Как показано на блок-схеме управления басами, 5.1-канальная аудиосистема состоит из пяти дискретных полнодиапазонных основных каналов (передний левый, центральный, передний правый, объемный левый и объемный правый), а также низкочастотный канал с ограниченной полосой пропускания. канал эффектов (LFE) для добавления басов (это соответствует .1). В такой системе использование управления басами позволяет перенаправить низкочастотные сигналы от любого из пяти основных динамиков на сабвуфер (СВ).
Фильтры верхних частот, применяемые к каждому из основных каналов, обычно имеют коэффициент усиления 12 дБ/октаву и используют фильтр Баттерворта . Они дополняются фильтром нижних частот 24 дБ/октава в канале сабвуфера, который обычно использует топологию фильтра Линквица-Райли . Этот подход учитывает естественные низкочастотные характеристики основных динамиков, спад которых составляет 12 дБ/октаву для герметичных корпусов и 18–24 дБ/октава для вентилируемых корпусов. Цель состоит в том, чтобы сигналы с фильтрацией нижних и верхних частот составляли -6 дБ на частоте разделения, создавая так называемое акустическое выравнивание Линквитца-Райли 4-го порядка с разумной точностью. Это помогает гарантировать, что низкочастотная характеристика каждого из основных каналов расширена вниз с ровным акустическим откликом. [ 3 ] На диаграмме показана частота разделения каналов 60 Гц, но обычно она может варьироваться от 40 до 80 Гц.
Канал LFE — это отдельный канал, содержащий только низкие частоты, и первоначально он был добавлен к магнитным саундтрекам к 70-миллиметровым фильмам в 1970-х годах для воспроизведения через сабвуферы. [ 5 ] Он предназначен для усиления на 10 дБ при воспроизведении и суммирования в сигнал, поступающий на сабвуфер. Канал LFE для фильмов имеет частотный диапазон, простирающийся до 120 Гц, а некоторые AV-ресиверы во время воспроизведения применяют фильтр нижних частот 120 Гц, и эта частота не зависит от настроек фильтров нижних и верхних частот, которые применяется к основным динамикам. Поскольку некоторые менее дорогие AV-ресиверы предлагают только фиксированную частоту разделения басов (часто 80 Гц) с использованием одного фильтра, в рекомендациях по микшированию музыки Dolby 5.1 рекомендуется отключать канал LFE на частоте 80 Гц, в противном случае частотный контент находится в диапазоне 80 Гц. и 120 Гц могли потеряться. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элен, Ричард (октябрь 2002 г.). «Все басы покрыты - Часть 1: Диктаторский подход к управлению басами при микшировании объемной музыки» . Профессиональный объемный звук . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Лунд, Томас (2002). Расширенная локализация в версии 5.1 Production . Документ номер 5243, 109-й съезд Общества аудиоинженеров, 22–25 сентября. Лос-Анджелес, Калифорния, США . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Рекомендация ITU-R BS.775-4 (12/2022): Многоканальная стереофоническая звуковая система с сопровождающим изображением и без него» (PDF) . Сектор радиосвязи Международного союза электросвязи. 2022 . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ «Что такое канал LFE?» (PDF) . Долби Лабораториз, Инк. 2000 г. Проверено 16 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Руководство по созданию 5.1-канальной музыки» (PDF) . Долби Лабораториз, Инк. 2005 г. Проверено 16 января 2023 г.
- ^ «Руководство по колонкам для домашнего кинотеатра 5.1. Виртуальные колонки» (PDF) . Долби Лабораториз, Инк . Проверено 16 января 2023 г.