пленка 70 мм
Пленка 70 мм (или пленка 65 мм широкого формата с высоким разрешением ) — это пленка для киносъемки, негативная площадь которой почти в 3,5 раза больше, чем у стандартного 35 мм формата кинопленки . [1] Ширина пленки, используемой в фотоаппаратах, составляет 65 мм (2,6 дюйма). Для проецирования оригинальная пленка шириной 65 мм печатается на пленке шириной 70 мм (2,8 дюйма). Дополнительные 5 мм содержат четыре магнитные полосы , содержащие шесть дорожек стереофонического звука. Хотя в более поздних 70-миллиметровых отпечатках используется цифровое кодирование звука (в частности, формат DTS ), подавляющее большинство существующих и сохранившихся 70-миллиметровых отпечатков появились еще до этой технологии.
Каждый кадр имеет с пятью перфорациями высоту (т. е. 23,8125 мм или 15/16 дюйма) с соотношением сторон изображения 2,2:1. [2] Использование анаморфных линз Ultra Panavision 70 обеспечивает сверхширокое соотношение сторон 2,76:1 по горизонтали в область изображения 2,2:1. По сей день Ultra Panavision 70 производит изображение самого широкого размера в истории кинопроизводства; уступает только Polyvision , который использовался только для «Наполеона» 1927 года .
Что касается показов, то 70-миллиметровая пленка всегда считалась специальным форматом, предназначенным для эпических и зрелищных фильмов, снятых на 65-миллиметровую пленку, а также фильмов -блокбастеров , выпущенных как в 35-миллиметровом , так и в увеличенном формате 70-миллиметрового формата. Хотя немногие площадки были оборудованы для показа этого особого формата, на пике его популярности на большинстве крупных рынков и городов были кинотеатры, которые могли его показывать. [3] В некоторых заведениях и по сей день продолжают использоваться 70-миллиметровые проекторы или даже были постоянно или временно установлены 70-миллиметровые проекторы для более поздних 70-миллиметровых выпусков. [4]
История
[ редактировать ]Пленки шириной 70 мм существовали с зарождения киноиндустрии. Первый фильм формата 70 мм, скорее всего, представлял собой кадры регаты в Хенли , которые транслировались в 1896 и 1897 годах, но, возможно, были сняты еще в 1894 году. Для этого требовался специально построенный проектор, построенный Германом Каслером в Канастоте, штат Нью-Йорк, и соотношение аналогично полнокадровому, с апертурой 2,75 дюйма (70 мм) на 2 дюйма (51 мм). Существовало также несколько форматов пленки различных размеров от 50 до 68 мм, которые были разработаны с 1884 года, в том числе Cinéorama (не путать с совершенно другим форматом « Cinerama »), начатым в 1900 году Раулем Гримуаном-Сансоном . В 1914 году итальянец Филотео Альберини изобрел панорамную киносистему, использующую пленку шириной 70 мм, под названием Panoramica. [5]
Фокс Грандер
[ редактировать ]В 1928 году Уильям Фокс из Fox Film Corporation в личном партнерстве с Теодором Кейсом в качестве Fox-Case Corporation начал работу над широким форматом пленки с использованием 70-миллиметровой пленки, которую они назвали Grandeur . Камеры были заказаны Fox-Case у Mitchell Camera Corp, причем первые 70-мм серийные камеры, получившие обозначение Mitchell Model FC, были доставлены Fox-Case в мае 1929 года. Это был один из ряда процессов производства широкопленочной пленки, разработанных компанией Fox-Case. примерно в то время некоторые крупные киностудии. Однако из-за финансовых трудностей Великой депрессии, а также из-за сильного сопротивления со стороны владельцев кинотеатров, которые занимались оборудованием своих кинотеатров для звука, ни одна из этих систем не стала коммерчески успешной. Фокс отказался от Grandeur в 1930 году. [6]
Тодд-АО
[ редактировать ]Продюсер Майк Тодд был одним из основателей Cinerama , технологии широкоэкранного кино, которая была запущена в 1952 году. Cinerama использовала три 35-миллиметровых кинопроектора, работающих синхронно, для проецирования широкого изображения (2,6:1) на сильно изогнутый экран. Хотя результаты были впечатляющими, система была дорогой, громоздкой и имела некоторые серьезные недостатки из-за необходимости сопоставлять три отдельных проецируемых изображения. Тодд покинул компанию, чтобы разработать собственную систему, которая, как он надеялся, будет такой же впечатляющей, как Cinerama, но при этом будет проще и дешевле и позволит избежать проблем, связанных с трехполосной проекцией; по его собственным словам, он хотел «Синераму из одной дырки».
В сотрудничестве с Американской оптической компанией Тодд разработал систему, которая получила название « Тодд-АО ». Здесь используется одна пленка шириной 70 мм, и она была представлена в фильме «Оклахома!» в октябре 1955 года. 70-миллиметровая пленка перфорируется с тем же шагом (0,187 дюйма, 4,75 мм), что и стандартная 35-миллиметровая пленка. Благодаря выдвижному устройству с пятью перфорациями система Todd-AO обеспечивает размеры рамы 1,912 дюйма (48,56 мм) на 0,87 дюйма (22,09 мм), что дает соотношение сторон 2,2:1.
В исходной версии Todd-AO использовалась частота кадров 30 в секунду, что на 25% быстрее, чем 24 кадра в секунду, которые были (и остаются) стандартом; это было изменено после второго фильма « Вокруг света за 80 дней » из-за необходимости производить (24 кадра в секунду) отпечатки с уменьшением 35 мм с негатива Todd-AO 65 мм. Формат Тодд-АО изначально предназначался для использования сильно изогнутого экрана типа Cinerama, но он не смог сохраниться после первых нескольких фильмов. [7] Однако в 1960-х и 70-х годах такие фильмы, как «Звуки музыки» (снятые в Тодд-АО) и «Паттон» (снятые методом подражания, известным как «Измерение 150»), демонстрировались в некоторых кинотеатрах Cinerama, что позволило для глубоко изогнутых экранов. [8]
Тодд-АО использовал многоканальную магнитную звуковую систему, аналогичную той, которая была разработана для Cinemascope двумя годами ранее, записанную на «полосках» магнитного оксида, нанесенных на пленку. Однако Todd-AO имеет шесть каналов вместо четырех, как у Cinemascope, и благодаря более широким полосам и более высокой скорости пленки обеспечивает превосходное качество звука. Пять из этих шести каналов подаются на пять динамиков, расположенных за экраном, а шестой — на динамики объемного звучания вокруг стен зала.
Panavision и формат 65/70 мм
[ редактировать ]Компания Panavision разработала собственную систему 65/70 мм, которая была технически совместима и практически идентична системе Todd-AO. В нем, получившем название Super Panavision 70 , использовались сферические линзы и то же соотношение сторон 2,2:1 при частоте 24 кадра в секунду. У Panavision также была еще одна 65-мм система, Ultra Panavision 70 , которая произошла от системы MGM Camera 65, которую они помогли разработать для MGM и которая использовалась для съемок округа Рейнтри и Бен-Гура . И в Ultra Panavision 70, и в MGM Camera 65 использовался анаморфотный объектив с 1,25-кратным сжатием на 65-мм негативе (в отличие от 35-мм CinemaScope , в котором использовалось 2-кратное сжатие, или 8-перфорированной горизонтально снятой 35-мм линзы Technirama , в которой использовался 1,5-миллиметровый объектив ). × сжатие). При проецировании на отпечаток шириной 70 мм использовалась анаморфотная проекционная линза 1,25× для распаковки изображения до соотношения сторон 2,76: 1, одного из самых широких, когда-либо использовавшихся в коммерческом кино.
Упадок и возрождение
[ редактировать ]Из-за высокой стоимости 70-миллиметровой пленки, а также дорогой проекционной системы и экрана, необходимых для использования этой пленки, распространение фильмов с ее использованием было ограниченным, хотя это не всегда вредило прибыли. Большинство 70-мм фильмов также было выпущено на 35-мм пленке для более широкого распространения после первого дебюта фильма. «Южная часть Тихого океана» (1958), «Лоуренс Аравийский» (1962), «Моя прекрасная леди» (1964) и «Звуки музыки» (1965) — известные фильмы, широко демонстрируемые в формате 70 мм с общим выпуском в формате 35 мм. 70-миллиметровая пленка ненадолго возродилась в 1980-х годах, когда стало популярным делать «увеличенные» отпечатки 35-миллиметровых заголовков. В середине 2010-х годов он снова возродился с выходом фильмов «Мастер» (2012), «Омерзительная восьмерка» (2015) и «Дюнкерк» (2017), при этом небольшое количество площадок получили временные или постоянные 70-мм кинопроекторы, чтобы иметь возможность для просмотра этих заголовков. [4] Квентин Тарантино , в частности, возглавил успешную кампанию по установке оборудования, необходимого для показа «Омерзительной восьмерки» в Ultra Panavision , в 100 кинотеатрах по всему миру. [9]
Увеличенные изображения
[ редактировать ]Процесс «увеличения» размером от 35 до 70 мм позволяет получать отпечатки шириной 70 мм с негативов диаметром 35 мм, так что фильмы, снятые в меньшем формате, могут выиграть от качества изображения и звука 70 мм. Этот процесс начался в 1960-х годах с таких фильмов, как «Кардинал» (1963). [10] и продолжается до сих пор, причем пик его популярности пришелся на 1980-е годы. Эти увеличения часто обеспечивали более насыщенные цвета, а также более яркое, устойчивое и четкое (хотя часто и более зернистое) изображение, но главным преимуществом была способность обеспечивать 6-канальный стереофонический звук, как в большинстве кинотеатров до середины 70-х годов (до появления Dolby A). ) демонстрировали 35-миллиметровые отпечатки с одноканальным монофоническим звуком. [1] Однако в этих «увеличениях» редко использовались полные шесть каналов системы Todd-AO , а вместо этого использовались четырехдорожечные миксы, созданные для 35-миллиметровых отпечатков, причем дополнительные полулевые и полуправые динамики схемы Todd-AO были подается простая смесь сигналов, предназначенных для соседних динамиков (известная как «распространение»), или просто остается пустым. [11] Если в кинотеатре Cinerama демонстрировался 70-миллиметровый фильм, Cinerama использовалась звуковая система . Начиная с 1976 года, во многих 70-миллиметровых отпечатках использовалось шумоподавление Dolby на магнитных дорожках, но Dolby не одобряла «распространение» и вместо этого перераспределила 6 доступных дорожек, чтобы обеспечить левый, центральный и правый каналы экрана, левый и правый каналы объемного звучания, а также канал «улучшения низких частот», придающий больше объема низкочастотным басам. [12] Эта схема стала известна как « 5.1 » («первая точка» — это канал улучшения низких частот) и впоследствии была принята для цифровых звуковых систем, используемых с 35-мм диаметром.
В 1980-х годах использование этих «увеличений» увеличилось: было сделано большое количество 70-миллиметровых отпечатков некоторых блокбастеров того периода, таких как 125 70-миллиметровых отпечатков из фильма « Империя наносит ответный удар» (1980). [11] Однако в начале 1990-х годов появились цифровые звуковые системы ( Dolby Digital , DTS и SDDS ) для отпечатков формата 35 мм, а это означало, что 35 мм наконец-то смогли сравниться с 70 мм по качеству звука, но по гораздо меньшей цене. В сочетании с развитием мультиплексного кинотеатра, который означал, что зрители все чаще смотрели фильмы на относительно небольших экранах, а не на гигантских экранах старых «Картинных дворцов», это означало, что дорогой формат 70 мм снова вышел из моды. Цифровая система звука на диске DTS была адаптирована для использования с 70-миллиметровой пленкой, что позволило сэкономить значительные затраты на магнитную полосу, но этого было недостаточно , чтобы остановить спад, и отпечатки шириной 70 мм делались редко.
Среди последних 70-миллиметровых увеличенных фильмов — Пола Томаса Андерсона ( «Врожденный порок» 2014). [1] и «Призрачная нить» (2017), Пэтти Дженкинс » «Чудо-женщина (2017), [13] и Стивена Спилберга » « Первому игроку приготовиться (2018). [14]
Текущее использование
[ редактировать ]В конце 20 века использование негативной пленки диаметром 65 мм резко сократилось, отчасти из-за высокой стоимости сырья и обработки 65 мм. Некоторые из немногих фильмов, снятых с 1990 года полностью на 65-миллиметровую пленку, - это Кеннета Браны » « Гамлет (1996), Рона Фрике » «Барака (1992) и его продолжение «Самсара» (2011), Пола Томаса Андерсона ( «Мастер» 2012). , Квентина Тарантино » «Омерзительная восьмерка (2015), Кристофера Нолана » « Дюнкерк (2017) (почти 80 минут, около 75% фильма снято на 65-мм пленку IMAX, остальное снято на обычную 65-мм пленку), Кеннета Браны ( «Убийство в Восточном экспрессе» 2017), Тенет (2020) и Оппенгеймер (2023). В других фильмах 65-мм камеры использовались умеренно, для избранных сцен или спецэффектов. К фильмам с ограниченным размером кадра 65 мм относятся Терренса Малика » «Новый мир (2005), Пэтти Дженкинс фильм «Чудо-женщина 1984» (2020), Кэри Джоджи Фукунаги » «Не время умирать (2021) и фильмы Кристофера Нолана «Темный рыцарь» (28 минут отснятого материала в формате IMAX). , Зарождение , [15] «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (более часа в формате IMAX) и «Интерстеллар» .
С 2010-х годов большинство кинотеатров перешли на цифровые проекционные системы, в результате чего были удалены как проекторы 35 мм (предыдущий отраслевой стандарт), так и проекторы 70 мм. [16] Однако некоторые площадки и организации по-прежнему привержены показу 70-миллиметровых фильмов, рассматривая специальный формат как нечто, что может выделить их среди других и привлечь аудиторию в отрасли, где большинство фильмов демонстрируется в цифровом формате. [17]
Фестивали 70-мм кино продолжают регулярно проходить в таких местах, как The Somerville Theater в Сомервилле, Массачусетс, [18] Театр Music Box в Чикаго, [19] Голливудский театр в Портленде, штат Орегон, [20] Анджелесе , Аэро- и Египетский театры Американской синематеки в Лос- [21] Музей движущегося изображения в Нью-Йорке, [22] лайтбокс TIFF Bell в Торонто, [3] Вустерский политехнический институт в Вустере, штат Массачусетс, [23] и другие.
Домашние СМИ
[ редактировать ]Для домашнего кинотеатра VHS и DVD не обеспечивали достаточного разрешения для передачи полного качества изображения, снятого на 70-миллиметровую пленку, а передача видео VHS и DVD обычно осуществлялась с помощью 35-миллиметровых элементов уменьшения. высокой четкости Формат Blu-ray , напротив, потенциально может раскрыть преимущество качества продукции 70 мм. Хотя телекиноаппараты для сканирования на ширину 70 мм встречаются редко, переносы с высоким разрешением с высококачественных полноразмерных элементов могут показать впечатляющее техническое качество.
Использование 70 мм
[ редактировать ]Сверхширокое видение
[ редактировать ]Анаморфотное . сжатие в сочетании с пленкой шириной 65 мм позволило использовать чрезвычайно широкое соотношение сторон, сохраняя при этом качество Это использовалось в фильме 1957 года « Округ Рейнтри» и с невероятным успехом в фильме 1959 года «Бен-Гур» и фильме 2015 года «Омерзительная восьмерка» , оба из которых были сняты с использованием процесса Ultra Panavision 70/MGM Camera 65 с соотношением сторон 2,76: 1. Требовалось использование анаморфотной линзы 1,25x для горизонтального сжатия изображения и соответствующей линзы на проекторе для его распаковки.
Визуальные эффекты
[ редактировать ]Ограниченное использование 65-миллиметровой пленки было возобновлено в конце 1970-х годов для некоторых эпизодов визуальных эффектов в таких фильмах, как « Близкие контакты третьего рода» чем 35-миллиметровый негатив. , главным образом потому, что более крупный негатив лучше справлялся с минимизацией видимого зерна пленки во время оптического композитинга, . 65 мм был основным форматом пленки, используемым на пионера визуальных эффектов Дугласа Трамбалла предприятии EEG (Entertainment Effects Group) , которое позже стало Boss Film Studios , которым руководил бывший Industrial Light & Magic выпускник Ричард Эдлунд . С 1990-х годов в нескольких фильмах (например, «Человек-паук 2 ») для этой цели использовалась пленка 65 мм, но использование цифровых промежуточных материалов для композитинга в значительной степени свело на нет эти проблемы. Цифровая промежуточная съемка предлагает и другие преимущества, такие как более низкая стоимость и более широкий выбор доступных объективов и аксессуаров, обеспечивающих единообразный вид отснятого материала.
IMAX
[ редактировать ]Горизонтальный . вариант шириной 70 мм с еще большей площадью изображения используется для высокопроизводительного формата IMAX, в котором используется рамка шириной 15 перфораций на пленке шириной 70 мм Системы Dynavision и Astrovision используют немного меньше пленки на кадр и вертикальное раскрытие , чтобы сэкономить затраты на печать и при этом обеспечить возможность проецирования на экран IMAX. Оба были редки: Astrovision широко использовался в японских планетариях . IMAX представил цифровую проекционную систему в конце 2000-х, и большинство площадок IMAX перешли на цифровую установку. [24]
70 мм 3D раннее использование
[ редактировать ]Первым коммерческим внедрением 70-мм одиночного 3D-проектора стал выпуск в 1967 году фильма « Con la muerte a la espalda» , совместного производства Испании, Франции и Италии, в котором использовался процесс под названием Hi-Fi Stereo 70, который сам по себе основан на упрощенном, ранее разработанном методе. советский процесс под названием Стерео-70. В ходе этого процесса были сняты два анаморфотных изображения, по одному для каждого глаза, на пленке шириной 65 мм. Специальная линза 70-мм проектора добавила поляризацию и объединила два изображения на экране. В переиздании Warner Bros. « House of Wax » 1971 года использовался параллельный формат StereoVision и распространялся как в анаморфно сжатой 35-миллиметровой форме, так и в роскошной неанаморфотной 70-миллиметровой форме. Система была разработана Алланом Силлифантом и Крисом Кондоном из компании StereoVision International Inc., которая занималась всеми техническими и маркетинговыми аспектами на основе пятилетнего специального гонорара от Warner Bros. 3D-изображение на большом экране было одновременно ярким и четким, со всеми Прежние проблемы с синхронизацией и яркостью, характерные для традиционного двойного 35-мм 3D-дисплея, устранены. Тем не менее, прошло еще много лет, прежде чем IMAX начал тестировать возможности 3D на большом экране и продал концепцию голливудским руководителям.
ИМАКС 3D
[ редактировать ]Голливуд выпустил фильмы, снятые на 35 мм, в увеличенном формате IMAX. Многие 3D-фильмы демонстрировались в формате IMAX 70 мм. «Полярный экспресс» в формате IMAX 3D 70 мм заработал в 14 раз больше за экран, чем одновременный выпуск этого фильма в формате 2D 35 мм осенью 2004 года.
Технические характеристики
[ редактировать ]Стандартный 65 мм (5/70) (Тодд-АО, Super Vision)
[ редактировать ]- сферические линзы
- 5 перфораций на кадр (1 перфорация = 0,1875 дюйма или 3/16 дюйма, таким образом, 1 кадр пленки шириной 70 мм имеет высоту 0,9375 дюйма или 15/16 дюйма)
- 42 кадра/метр (12,8 кадров/фут)
- 34,29 метра в минуту (112,5 футов в минуту)
- вертикальное раскрывающееся меню
- 24 кадра/секунду
- Апертура камеры : 52,63 на 23,01 мм (2,072 на 0,906 дюйма) [25]
- Проекционная апертура : 48,56 на 22,10 мм (1,912 на 0,870 дюйма) [25]
- 305 м (1000 футов), около 9 минут при 24 кадрах/с = 4,5 кг (10 фунтов) в банке
- соотношение сторон : 2,2:1
Ультра Панавидение 70 (Камера MGM 65)
[ редактировать ]То же, что и стандартный размер 65 мм, за исключением
- Проекционная апертура : 48,59 на 22,05 мм (1,913 на 0,868 дюйма) [25]
- В объективах MGM Camera 65, созданных Panavision, использовалась анаморфотная насадка с двойной клиновидной призмой квадратной формы перед сферическим объективом. Ко времени «Мятежа на Баунти» (1962) компания Panavision разработала новый набор линз Ultra Panavision 70, в которых перед объективом использовался высококачественный цилиндрический анаморфотный элемент. Эти новые линзы намного превосходили анаморфотные призматические — они были легче, пропускали больше света и страдали от меньшей сферической и хроматической аберрации.
- Коэффициент сжатия 1,25x, прогнозируемое соотношение сторон 2,76:1
Шоускан
[ редактировать ]То же, что и стандартный размер 65 мм, за исключением
- 60 кадров в секунду
- Затвор на 180 градусов
ИМАКС (15/70)
[ редактировать ]- сферические линзы
- Пленка 70 мм, 15 перфораций на кадр.
- горизонтальное движение катящейся петли справа налево (вид со стороны эмульсии)
- 24 кадра в секунду
- Апертура камеры: 70,41 × 52,63 мм (2,772 × 2,072 дюйма)
- апертура проекции: как минимум на 2 мм (0,079 дюйма) меньше апертуры камеры по вертикальной оси и как минимум на 0,41 мм (0,016 дюйма) меньше по горизонтальной оси.
- соотношение сторон: 1,43:1
Купол IMAX / OMNIMAX
[ редактировать ]То же, что IMAX, за исключением
- объектив «рыбий глаз»
- линза оптически центрирована на 9,4 мм (0,37 дюйма) над горизонтальной осевой линией пленки
- проецируется эллиптически на купольный экран, на 20° ниже и на 110° выше, идеально отцентрированные зрители
Омнивидение Синема 180
[ редактировать ]то же, что и стандартный 65/70, за исключением:
- фотографируется и проецируется с помощью специальных объективов типа «рыбий глаз», подходящих для большого купольного экрана с углом обзора 180 градусов.
- В 1995 году кинотеатры перешли с 70-мм 6-дорожечного аналогового звука на цифровой звук DTS.
Omnivision стартовала в Сарасоте, Флорида . Кинотеатры были созданы, чтобы конкурировать с Omnimax, но с гораздо меньшими затратами на запуск и эксплуатацию. Большинство театров были построены в тканевых куполообразных конструкциях, спроектированных Seaman Corporation. Последними известными театрами OmniVision, существовавшими в США, являются Театр Alaska Experience Theater в Анкоридже, Аляска , построенный в 1981 году (закрыт в 2007 году, вновь открыт в 2008 году) и Hawaii Experience Theater в Лахаине, Гавайи (закрыт в 2004 году). Конец радуги (тематический парк) в Новой Зеландии был единственным оставшимся постоянным аттракционом Cinema 180 до мая 2015 года, когда он был снесен.
Одним из немногих производителей 70-миллиметровых пленок для Cinema 180 была немецкая компания Cinevision (сегодня AKPservices GmbH, Падерборн).
Дайнавижн (8/70)
[ редактировать ]- линзы типа «рыбий глаз» или сферические линзы, в зависимости от того, проецируются ли они под купол или нет.
- вертикальное раскрывающееся меню
- 24 или 30 кадров в секунду
- Апертура камеры : 52,83 на 37,59 мм (2,080 на 1,480 дюйма)
Астровидение (10/70)
[ редактировать ]- вертикальное раскрывающееся меню
- обычно печатается с негатива Omnimax
- проецируется на купол
- почти исключительно используется только японскими планетариями
- единственный формат 70 мм без звука, следовательно единственный с перфорацией по краям
См. также
[ редактировать ]- Размер пленки 70 мм
- Кто 160
- Синерама
- Dolby Stereo 70 мм, шесть дорожек
- IMAX
- Супер Панавидение 70
- Супер Технирама 70
- Тодд-АО
- Сверхширокое видение
- Список форматов фильмов
- Список ранних широкоформатных фильмов
- Список пленок 70 мм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с « Врожденный порок» будет показываться в 70-миллиметровом формате в некоторых кинотеатрах. Но всегда ли больше лучше?» . ИндиВайр . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Джон. «Widescreen.org» . Widescreen.org . Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «TIFF демонстрирует редкость и возрождение 70-миллиметровой пленки» . Ворота . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Warner Bros. готовит «Дюнкерк» к выпуску одного из крупнейших 70-миллиметровых релизов за последние 25 лет» . Голливудский репортер . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ «Сохранение широкой истории кино» Грант Лоббан, Журнал BKSTS, том 67, № 4, апрель 1985 г.
- ^ «Сохранение широкой истории кино» Грант Лоббан, Журнал BKSTS, том 67, № 4 (апрель 1985 г.)
- ^ «В великолепии 70 мм, часть 1», Грант Лоббан, Журнал BKSTS, том 68, № 12, декабрь 1986 г.
- ^ «Театр Атланты» . Сокровища кино . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Бережливость, Мэтью (22 января 2018 г.). «10 великих фильмов, снятых на 70 мм» . BFI (Британский институт кино) . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ «Начало конца» . в70мм . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Микширование стереозвука фильма в формате Dolby» Ларри Блейк, инженер звукозаписи / продюсер, том 12, № 1, февраль 1981 г.
- ^ CP200 - комплексный аудиопроцессор для кинотеатров Дэвид Робинсон, журнал SMPTE, сентябрь 1981 г.
- ^ «70 мм Blow Ups 2017» . в70мм . Архивировано из оригинала 9 февраля 2019 года . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ « Первому игроку приготовиться» в 70-миллиметровом фильме откроется на 22 экранах . Голливудский репортер . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Вайнтрауб, Стив «Фрости» (25 марта 2010 г.). «Кристофер Нолан и Эмма Томас берут интервью в начале - они говорят о 3D, какие камеры они использовали, предварительную визуализацию, баланс белого и многое другое!» . Коллайдер . Архивировано из оригинала 27 марта 2010 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Барракло, Лео (23 июня 2013 г.). «Конверсия цифрового кино близится к завершению» . Разнообразие . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ «Фильм остается в картинке: руководство по кинопроекции на 70 мм» . Последствие звука . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Фидор, Эллиотт. «Кинофестиваль 70 мм празднует кинематографическую классику | Скаут Сомервилл» . scoutsomerville.com . Проверено 19 мая 2017 г.
- ^ Собчинский, Питер. « Кинофестиваль 70 мм: The Ultimate Edition» прибывает в Чикагский театр Music Box | Бальдер и Дэш | Роджер Эберт» . rogerebert.com . Проверено 19 мая 2017 г.
- ^ «Серия фирменных голливудских фильмов: 70 мм» . Голливудский театр .
- ^ «Возвращение 70 мм» . Блог американской синематеки . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ «Смотри по-крупному! 70 мм» . Музей движущегося изображения - Программы . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ «Объектив и свет | Проекция» . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- ^ Фрейзер, Брайант (24 октября 2013 г.). «Кино теряет позиции, поскольку Imax переключает флагманские кинотеатры на цифровые технологии» . Студия Ежедневно . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Размеры кадра пленки» . Американский широкоэкранный музей . Проверено 1 декабря 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американский широкоэкранный музей
- in70mm.com — Информационный бюллетень 70 мм , посвященный новым и старым 70-мм пленкам.
- История проектора Тодд-АО
- Текущий список участников выставки 70-мм кинопленки