Синерама
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
![]() Сцена из фильма «Это синерама» | |
Тип | Технология кинопроизводства |
---|---|
изобретатель | Фред Уоллер |
Зарождение | 1952 |
Производитель | Корпорация Синерама |

Cinerama — это широкоэкранный процесс, который изначально проецировал изображения одновременно с трех синхронизированных 35-миллиметровых проекторов на огромный, глубоко изогнутый экран, образующий дугу в 146 градусов. Субтендинг относится к путям проецирования изображений от синхронизированных проекторов на изогнутый экран, перекрывающих друг друга в одной точке. [2] [3] Процесс, защищенный торговой маркой, продавался корпорацией Cinerama. Это был первый из нескольких новых процессов, внедренных в 1950-х годах, когда киноиндустрия реагировала на конкуренцию со стороны телевидения. Cinerama была представлена публике как театральное мероприятие с зарезервированными местами и печатными программами, а зрители часто одевались в свои лучшие вечерние наряды.
Проекционный экран Cinerama представляет собой не сплошную поверхность, как большинство экранов, а состоит из сотен отдельных вертикальных полос стандартного перфорированного материала экрана, каждая примерно Ширина 7 ⁄ дюйма (~ 22 миллиметра), каждая полоса расположена под углом к зрителю, чтобы свет, рассеянный с одного конца глубоко изогнутого экрана, не отражался по экрану и не размывал изображение на противоположном конце. [4] Дисплей сопровождается высококачественной семидорожечной дискретной направленной системой объемного звучания.
Первоначальная система предполагала съемку тремя синхронизированными камерами с одним затвором. Позже от этого процесса отказались в пользу системы, использующей одну камеру и отпечатки шириной 70 мм (~ 2,75 дюйма). Последняя система потеряла поле зрения в 146 градусов исходной трехполосной системы, а ее разрешение было заметно ниже. В трехполосной Cinerama не использовались анаморфотные линзы , хотя в двух системах, используемых для производства 70-миллиметровых отпечатков ( Ultra Panavision 70 и Super Technirama 70) , использовались анаморфотные линзы, анаморфотные уменьшенные отпечатки 35 мм (~ 1,38 дюйма) были изготовлены для показа в кинотеатрах. с анаморфотными CinemaScope проекционными объективами, совместимыми с .
История
[ редактировать ]Процесс и производство
[ редактировать ]Синерама была изобретена Фредом Уоллером (1886–1954). [5] и томился в лаборатории несколько лет, прежде чем Уоллер, к которому присоединился Хазард «Базз» Ривз, представил его вниманию Лоуэлла Томаса , который сначала с Майком Тоддом , а затем с Мериан С. Купер произвел коммерчески жизнеспособную демонстрацию Cinerama, которая открыла на Бродвее 30 сентября 1952 года. Фильм под названием This Is Cinerama был принят с энтузиазмом. [6] [7] Это был результат многих лет развития. Предшественником был финальный эпизод на трех экранах немого «Наполеона» (1927) режиссера Абеля Ганса ; Классика Ганса считалась утерянной в 1950-х годах, однако о ней знали только понаслышке, и Уоллер не мог ее просмотреть. Ранее Уоллер разработал систему из одиннадцати проекторов под названием «Витарама» на выставке нефтяной промышленности на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году . Пятикамерная версия Waller Gunnery Trainer использовалась во время Второй мировой войны.
Слово «Синерама» сочетает в себе кино с панорамой, отсюда и все неологизмы «-орама» (слово «панорама» происходит от греческих слов «пан», означающих все , и «орама», что переводится как то, что видно. зрелище . , зрелище ) было высказано предположение В документальном фильме Cinerama Adventure (2002) , что Cinerama могла быть намеренной анаграммой слова «американец»; но Дик Бэбиш, присутствовавший на встрече, когда это было названо, говорит, что это «чисто случайно, хотя и восхитительно». [8]

В фотографической системе использовались три взаимосвязанные 35-мм камеры, оснащенные объективами 27 мм, что примерно равно фокусному расстоянию человеческого глаза. Каждая камера фотографировала одну треть изображения, снимая по схеме крест-накрест: правая камера снимала левую часть изображения, левая камера снимала правую часть изображения, а центральная камера снимала прямо перед собой. Три камеры были смонтированы как один блок под углом 48 градусов друг к другу. Один вращающийся затвор перед тремя объективами обеспечивал одновременную экспозицию каждой пленки. Три угловые камеры сняли изображение, которое было не только в три раза шире стандартной пленки, но и охватывало 146 градусов дуги, что близко к полю зрения человека, включая периферийное зрение. Изображение было сфотографировано с шестью отверстиями для звездочек в высоту, а не с четырьмя, как обычно, используемыми в обычных 35-миллиметровых процессах. Изображение было сфотографировано и проецировано со скоростью 26 кадров в секунду вместо обычных 24 кадров в секунду. [6] [7]
По словам историка кино Мартина Харта, в оригинальной системе Cinerama «соотношение сторон камеры [было] 2,59:1» с «оптимальным изображением на экране, без архитектурных ограничений, около 2,65:1, с крайними верхними и нижними точками». слегка обрезано, чтобы скрыть аномалии». Далее он комментирует ненадежность «многочисленных веб-сайтов и других ресурсов, которые сообщают вам, что у Cinerama соотношение сторон до 3:1». [9]
В кинотеатрах фильм Cinerama проецировался из трех проекционных кабин, расположенных так же крест-накрест, что и камеры. Они проецировались на глубоко изогнутый экран, внешние трети которого были сделаны из более чем 1100 полос материала, закрепленных на «жалюзи», похожих на вертикальные жалюзи , чтобы предотвратить отражение света, проецируемого на каждый конец экрана, на противоположный конец и размытие. из изображения. Это было дорогостоящее зрелище с зарезервированными местами, и проекторы Cinerama были тщательно отрегулированы и умело работали. Чтобы соседние изображения не создавали на экране чрезмерно освещенную вертикальную полосу, когда они перекрывались на экране, вибрирующие гребни в проекторах, называемые «джиголо», поочередно блокировали изображение от одного проектора, а затем от другого; Таким образом, перекрывающаяся область получала не больше общего освещения, чем остальная часть экрана, а быстро сменяющиеся изображения внутри перекрытия сглаживали визуальный переход между соседними «панелями» изображений. При создании отпечатков большое внимание уделялось подбору цвета и яркости. Тем не менее швы между панелями обычно были заметны. Оптические ограничения конструкции самой камеры означали, что если удаленные сцены соединялись идеально, то более близкие объекты — нет. ( ошибка параллакса ). Соседний объект может расколоться на две части, когда он пересечет швы. Чтобы не привлекать внимание к швам, сцены часто включали в себя неважные объекты, такие как деревья или столбы по швам, а действие блокировалось, чтобы центрировать актеров внутри панелей. отчетливо « триптихический Это придавало композиции » вид, даже когда сами швы не были очевидны. Часто актерам в разных частях приходилось «обманывать», когда в окончательном проецируемом изображении казалось, что они смотрят друг на друга. Энтузиасты говорят, что швы не были навязчивыми; недоброжелатели не согласны. Лоуэлл Томас, инвестор компании Майка Тодда, тридцать лет спустя все еще восторгался этим процессом в своих мемуарах. [ нужна ссылка ]
Звуковая система
[ редактировать ]Помимо визуального воздействия изображения, Cinerama была одним из первых процессов, в которых использовался многодорожечный магнитный звук. Система, разработанная Хазардом Э. Ривзом , одним из инвесторов Cinerama, воспроизводила звук с полностью покрытой 35-миллиметровой магнитной пленки с семью дорожками звука, ориентированной на расположение динамиков, аналогичное более современному SDDS . За экраном располагалось пять динамиков, два сбоку и сзади зала, а звукорежиссер по сценарию направлял звук между динамиками объемного звучания. Проекторы и звуковая система синхронизировались с помощью системы, использующей сельсиновые двигатели. [ нужна ссылка ]
Недостатки
[ редактировать ]
Система Cinerama имела некоторые очевидные недостатки. Если одна из пленок порвалась, ее нужно было починить с помощью черной пули, точно равной отсутствующему отснятому материалу. В противном случае соответствующие кадры пришлось бы вырезать из трех других фильмов (двух других кинофильмов и фильма с саундтреком), чтобы сохранить синхронизацию. Использование зум-объективов было невозможно, поскольку три изображения больше не совпадали. Возможно, самым большим ограничением этого процесса является то, что изображение выглядит естественным только в довольно ограниченной «золотой зоне». Если смотреть со стороны зоны наилучшего восприятия, картинка может выглядеть искаженной. Более того, хотя экран представлял собой непрерывную кривую, само проецируемое изображение представляло собой многоугольный триптих , из-за чего объединенное изображение часто выглядело изогнутым или смятым. Наконец, любое несовпадение двух пересечений трех фильмов было весьма заметным, что побудило использовать вертикальный элемент на этих пересечениях (дерево, фонарный столб и т. д.), чтобы скрыть этот недостаток.
Система также потребовала некоторой импровизации со стороны продюсеров фильма. Невозможно было снять ни одну сцену, где какая-либо часть сцены находилась бы близко к камере, поскольку поля зрения больше не совпадали точно. Кроме того, любой материал крупным планом имел заметный изгиб в местах стыков. Также было трудно снимать актеров, разговаривающих друг с другом, когда оба были в кадре, потому что, когда они смотрели друг на друга во время съемки, на полученном изображении актеры выглядели смотрящими друг на друга, особенно если они снимались в разных фильмах. Ранние режиссеры обходили эту последнюю проблему, снимая только одного актера за раз и переходя между ними. Позже режиссеры придумали, где разместить актеров, стремящихся создать естественный кадр. Каждый актер должен был смотреть не на своего коллегу-актера, а вместо этого смотреть в заранее определенное место.
Наконец, три отдельных фильма слегка дрожали и покачивались, когда пленки проходили через проекторы. [10] Это нормальное движение от кадра к кадру обычно незаметно для зрителей кинотеатров, где используется только один проектор. Однако в Cinerama это приводило к тому, что центральное изображение постоянно слегка перемещалось относительно каждого из боковых изображений. Смещение смещений было заметно в двух точках, где центральное изображение встречалось с боковыми изображениями, в результате чего многим зрителям казалось, что вертикальные линии дрожат на одной трети и двух третях экрана, поскольку два соприкасающихся изображения постоянно перемещались относительно друг друга. В проекторах Cinerama использовалось устройство, которое слегка размыло линии соединения, чтобы сделать дрожание менее заметным. Будущие системы, такие как Circle-Vision 360°, исправят это, замаскировав области между экранами. Дрожь продолжалась, но зрители меньше осознавали ее, поскольку соседние изображения уже не были так близко друг к другу.
Влияние, которое эти фильмы оказали на большой экран, невозможно оценить по телевидению или видео, или даже по отпечаткам, на которых три изображения соединяются вместе с четко видимыми швами. Поскольку они были созданы для просмотра на изогнутом экране, на телевидении геометрия выглядит искаженной; Кажется, что кто-то, идущий слева направо, приближается к камере под углом, отходит под углом, а затем повторяет процесс на другой стороне экрана.
Премьера
[ редактировать ]Премьера первого фильма Cinerama, This Is Cinerama , состоялась 30 сентября 1952 года в Бродвейском театре в Нью-Йорке. New York Times сочла эту новость новостью на первой полосе. Среди приглашенных знаменитостей были губернатор Нью-Йорка Томас Э. Дьюи , скрипач Фриц Крейслер , Джеймс А. Фарли , Метрополитен-опера менеджер Рудольф Бинг , председатель NBC Дэвид Сарнофф , председатель CBS Уильям С. Пейли ; Бродвейский композитор Ричард Роджерс и голливудский магнат Луи Б. Майер .
В The New York Times через несколько дней после премьеры системы кинокритик Босли Кроутер написал: [11]
Примерно те же ощущения, которые, должно быть, испытала публика в мюзик-холле Костера и Биала в ту ночь, много лет назад, когда кинофильмы впервые были публично показаны на большом экране, вероятно, испытали люди, ставшие свидетелями первого публичного показа «Синерамы-другой». ночь... пронзительные крики дам и выпученные глаза изумление мужчин, когда огромный экран открылся во весь размер и на нем была изображена захватывающе реалистичная поездка на американских горках, свидетельствовали о шоке сюрприз. Люди сидели в зачарованном изумлении, пока на экране проносилась сценическая программа. Действительно, большинство из них смотрели кинофильмы впервые... Эффект Cinerama в этом его первоначальном показе откровенно и исключительно «сенсационный» в буквальном смысле этого слова.
Отмечая, что систему «можно назвать обеспечивающей новые и действенные развлечения», Кроутер выразил некоторую скептическую сдержанность, заявив, что «сам размер и размах экрана Cinerama, по-видимому, делают его непрактичным для используемых сейчас методов рассказывания историй». в кино… Трудно представить, как Cinerama может быть использована для интимности, но художники нашли способы использовать фильм. Они вполне могут дать нам здесь что-то совершенно новое».
Технический обзор Вальдемара Кемпферта, опубликованный в тот же день в The New York Times, высоко оценил систему. Он похвалил стереофоническую звуковую систему и отметил, что «верность звука безупречна. Аплодисменты в Ла Скала звучали как хлопок в ладоши, а не как удары кусков дерева». Однако он отметил, что «в этих стереофонических звуковых эффектах нет ничего нового. Лаборатории Bell Telephone Laboratories и профессор Гарольд Беррис-Мейер из Технологического института Стивенса продемонстрировали основные принципы много лет назад». Кемпферт также отметил:
Нет сомнений в том, что Уоллер добился заметных успехов в кинематографии. Но надо сказать, что по бокам его гигантского экрана есть некоторые искажения, более заметные в одних частях дома, чем в других. Три проекции превосходно сочетались друг с другом, однако на экране были заметные разграничительные полосы.
Площадки
[ редактировать ]Хотя существующие кинотеатры были приспособлены для показа фильмов Cinerama, в 1961 и 1962 годах некоммерческий Фонд Купера из Линкольна, Небраска, спроектировал и построил три почти идентичных круглых кинотеатра «супер-Синерама» в Денвере, Колорадо; Сент-Луис-Парк, Миннесота (пригород Миннеаполиса); и Омаха, Небраска. Они считались лучшими местами для просмотра фильмов Cinerama. Театры были спроектированы архитектором Ричардом Л. Кроутером из Денвера, сотрудником Американского института архитекторов .
Первый такой театр, Театр Купера, [12] построенный в Денвере, имел жалюзийный экран с углом наклона 146 градусов (размером 105 на 35 футов (32 на 11 метров)), 814 мест, бесплатные комнаты отдыха по бокам театра для отдыха во время антракта (включая льготные условия и места для курения), а также потолок, по которому воздух и отопление направлялись через небольшие вентиляционные щели, чтобы снизить шум от вентиляционного оборудования здания. [13] Он был снесен в 1994 году, чтобы освободить место для Barnes & Noble .
Второй, также называемый Театром Купера, [14] был построен в парке Сент-Луис на бульваре Уэйзата, 5755. Последним фильмом, представленным там, были «Танцы с волками» в январе 1991 года. На тот момент «Купер» считался «флагманом» в сети кинотеатров «Плитт» . Были предприняты усилия по сохранению театра, но в то время он не претендовал на статус национального или государственного исторического памятника (поскольку ему было не более пятидесяти лет), а также не существовало местных законов о сохранении. Его снесли в 1992 году. Сегодня там находится офисный комплекс с рестораном TGI Friday's в западной части здания.
Третья суперсинерама, Театр Индиан-Хиллз , [15] был построен в Омахе, штат Небраска. Он закрылся 28 сентября 2000 года в результате банкротства Carmike Cinemas , и последним представленным фильмом стала рэп-музыкальная драма Turn It Up. Театр был снесен 20 августа 2001 года.
Четвертый, Театр Качина Синерама, был построен в Скоттсдейле, штат Аризона, Гарри Л. Нэйсом. Театры на Скоттсдейл-роуд открылись 10 ноября 1960 года. Он вмещал 600 человек. Позже он стал театром Харкинса, а затем закрылся в 1989 году, уступив место Скоттсдейлской галерее. [16] Площадки за пределами США включали кинотеатр Regent Plaza в Мельбурне, Австралия, [17] который был адаптирован для Cinerama в 1960 году для показа «Это синерама» и «Семь чудес света» . Императорский театр в Монреале и Глендейл в Торонто были канадскими домами для Cinerama.
Временная площадка Cinerama была построена на месте Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе на весь период проведения ярмарки, с апреля по октябрь 1958 года.

Премьера фильма «This Is Cinerama» состоялась в Лондоне 30 сентября 1954 года в театре Casino Cinerama (ныне Театр принца Эдварда ) на Олд-Комптон-стрит, где раньше располагался живой театр. Фильм длился 16 месяцев, за ним последовали другие трехполосные рассказы о путешествиях. Мировая премьера фильма «Как был завоеван Запад» состоялась в Казино 1 ноября 1962 года и продлилась до апреля 1965 года, после чего Казино перешло на Cinerama с одним объективом 70 мм. В Лондоне было еще две трехполосные площадки, что делало его единственным городом в мире с тремя театрами Cinerama. Это были Coliseum Cinerama с июля 1963 года и Royal Cinerama с ноября 1963 года, как и казино, оба были преобразованы в площадки для живых выступлений. В «Колизее» был показан только один трехполосный фильм ( «Чудесный мир братьев Гримм» ), прежде чем в декабре 1963 года переключиться на 70-миллиметровый одиночный объектив, а в «Роялти» было две серии «Братьев Гримм», разделенных серией «Лучшее из синерамы» до этого . перешел на одинарный объектив 70 мм в середине 1964 года. Этими лондонскими площадками напрямую управляла сама Cinerama; В других частях Великобритании трехполосные площадки Cinerama эксплуатировались двумя основными британскими сетями: ABC на ABC Bristol Road, Бирмингем и Колизеум, Глазго, Rank в Гомоне, Бирмингем, и Квинсе, Ньюкасл, а также независимыми компаниями в Парк-холле, Кардифф, Королевский театр, Манчестер и Эбби, Ливерпуль. Большинство этих преобразований существующих кинотеатров произошло как раз в тот момент, когда Cinerama перешла на одиночные объективы и, таким образом, просуществовала недолго как трехполосные залы, прежде чем перешла на 70 мм.
Театр Roman Cinerama (ныне Isetann Cinerama Recto ) на бульваре Кесон в Ректо, Манила, и Театр Nation Cinerama в центре Аранета в Кесон-Сити были единственными театрами Cinerama, построенными на Филиппинах в 1960-х годах. Оба театра в настоящее время прекратили свое существование, поскольку Roman Super Cinerama сгорела в конце 1970-х годов и стала Isetann Cinerama Recto в 1988 году, а Nation Cinerama закрылась в начале 1970-х годов. Теперь это Manhattan Parkview Residences, построенная Megaworld Corporation.
Последним построенным театром Cinerama был театр Southcenter в 1970 году, открывшийся недалеко от торгового центра Southcenter в Туквила, штат Вашингтон. Он закрылся в 2001 году.
Cinerama также приобрела RKO-Stanley Warner (состоящую из кинотеатров, ранее принадлежавших Warner Bros. и RKO Pictures ) в 1970 году.
Стэнли Уорнер
[ редактировать ]Stanley Warner Corporation приобрела 35 процентов компании. [18] — а также права на выставку, производство и распространение Cinerama — в 1953 году во время производства « Семи чудес света» , которые планировались как продолжение фильма. [19]
Сингл-фильм «Синерама».
[ редактировать ]Рост затрат на создание трехкамерных широкоэкранных фильмов заставил Cinerama прекратить производство таких фильмов в их первоначальном виде вскоре после выхода первого выпуска фильма « Как был завоеван Запад» . Использование Ultra Panavision 70 для некоторых сцен (например, сцены с плотом на реке), позже напечатанных на трех панелях Cinerama, доказало, что более или менее удовлетворительное широкоэкранное изображение можно сфотографировать без трех камер. Следовательно, Cinerama прекратила производство трех фильмов, за исключением одного кинотеатра (Театр Cinerama МакВикерса в Чикаго), где показывали « Русское приключение Cinerama» , американо-советское совместное производство, отобранное из кадров нескольких советских фильмов, снятых в конкурирующем советском формате трех фильмов. известный как Кинопанорама в 1966 году.
Cinerama продолжала существовать до конца 1960-х годов как торговая марка, первоначально использовавшаяся в широкоэкранном процессе Ultra Panavision 70 (который обеспечивал соотношение сторон 2,76, аналогичное оригинальному Cinerama, хотя и не имитировал поле зрения в 146 градусов). Для проецирования отпечатков диаметром 70 мм на изогнутый экран использовались оптически «выпрямленные» отпечатки и специальные линзы. Фильмы, снятые в Ultra Panavision для презентации Cinerama с одним объективом, были: «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963), «Битва за выступ» (1965), «Величайшая история, когда-либо рассказанная » (1965), «След Аллилуйи» (1965) и Хартум (1966).
Менее широкий, но все же впечатляющий Super Panavision 70 использовался для съемок Гран- при презентации Cinerama (1966); 2001: Космическая одиссея (1968), в которой также были сцены, снятые в Todd-AO и MCS-70); Ледовая станция «Зебра» (1968 г.); и Кракатау, к востоку от Явы (1969), в котором также были сцены, снятые в Тодд-АО.
Другие 70-миллиметровые системы, используемые для одиночного фильма Cinerama (Sovscope 70 и MCS-70), были похожи на Super Panavision 70. Некоторые фильмы были сняты в процессе Super Technirama 70 с несколько меньшим разрешением для выпуска Cinerama, включая Circus World (1964) и Custer. Запада (1967).
В конце 1960-х и начале 1970-х годов название Cinerama использовалось в качестве кинопрокатной компании, по иронии судьбы перевыпускавшей Cinemascope шириной 70 и 35 мм в одну полосу. уменьшенные отпечатки [ нужна ссылка ] из «Это синерама» (1972).
Сохранившиеся площадки
[ редактировать ]В последние годы выжившие [20] а новые репродукции Cinerama были показаны на следующих площадках:
- Кинотеатр Pictureville в Национальном музее науки и средств массовой информации в Брэдфорде, Англия, начало работы в июне 1993 года. [21] С 2023 года кинотеатр Pictureville продолжает проводить периодические показы фильмов Cinerama с тремя проекторами. [22]
- Новый кинотеатр Neon в Дейтоне, штат Огайо, с 1996 по 2000 год, представленный Обществом охраны Cinerama, Inc. [23] [24]
- Отремонтированная Seattle Cinerama в Сиэтле с 1999 по 2020 год. В 1998 году соучредитель Microsoft Пол Аллен приобрел в Сиэтле Martin Cinerama, которая затем подверглась серьезной реставрации / модернизации и стала Seattle Cinerama. В 2023 году театр был куплен Международным кинофестивалем в Сиэтле (SIFF) и вновь открыт 14 декабря 2023 года под названием SIFF Cinema Downtown из-за проблем с товарным знаком с названием Cinerama .
- Pacific Theaters Cinerama Dome открылся первым из одиночных 70-миллиметровых фильмов Cinerama. в Голливуде, с 2002 по 2020 год. Cinerama Dome был спроектирован для системы с тремя проекторами, но на самом деле он так и не был установлен до недавних лет, поскольку он Безумный, безумный, безумный, безумный мир (1963).
- Реставратор Cinerama и бывший канадский инженер радиовещания, подвал Тома Х. Марча в Калгари. [25]
- Кинотеатр Панора, Мальмё [26]
Наследие
[ редактировать ]Современная компания Cinerama существует как часть сети Pacific Theaters .
Cinerama Adventure (2003), документальный фильм режиссера Дэвида Стромайера, рассматривает историю процесса Cinerama, а также воссоздает опыт Cinerama в цифровом формате с помощью отрывков из настоящих фильмов Cinerama (с использованием переводов с оригинальных отпечатков Cinerama). Turner Entertainment (через Warner Bros.) выпустила новые репродукции Cinerama « Как был завоеван Запад» (1962) для показа в настоящих кинотеатрах Cinerama по всему миру.
В 2008 году был выпущен диск Blu-ray с фильмом « Как был завоеван Запад» , предлагающий воссозданную версию Cinerama для домашнего просмотра. [27] Три изображения Cinerama были сшиты вместе в цифровом формате, чтобы на полученном изображении не было видимых швов, как на старых копиях. Кроме того, в качестве второго варианта просмотра использовалась технология 3D-картографии для создания изображения, напоминающего изогнутый экран, под названием «SmileBox».
С тех пор другие фильмы Cinerama, в том числе «Чудесный мир братьев Гримм» , «Золотая голова » и «Приключения в южных морях », также были выпущены на Blu-ray для домашних СМИ в версии «SmileBox». [ нужна ссылка ]
14 января 2012 года оригинальная камера Cinerama была использована для съемки эпизода в амбаре Ласки-Демилль , первоначальном доме знаменитых игроков-Ласки , позже переименованном в Paramount Pictures . Это был первый фильм, снятый в процессе Cinerama почти за 50 лет. Этот эпизод является частью 12-минутной постановки, полностью снятой трехпанельным способом. Новый фильм In the Picture был представлен на фестивале Cinerama в Cinerama Dome в Голливуде, Калифорния, 30 сентября 2012 года. [28]
Преемники Синерамы
[ редактировать ]Преемники Cinerama, Todd-AO , CinemaScope и различные 70-миллиметровые форматы, все пытались сравняться или превзойти его величие, избегая при этом его проблем с большей или меньшей степенью успеха. большого формата Система IMAX продолжает традицию, хотя ее экран выше и часто менее широк.
Функции
[ редактировать ]Все полнометражные фильмы, кроме двух, созданные с использованием оригинального трехполосного процесса Cinerama, представляли собой рассказы о путешествиях или эпизодические документальные фильмы, такие как «Это Cinerama» (1952), первый фильм, снятый в Cinerama. Другими рассказами о путешествиях, представленными в Cinerama, были «Отпуск Cinerama» (1955), «Семь чудес света» (1955), «В поисках рая» (1957) и «Приключения в южных морях» (1958). Был также один короткометражный рекламный ролик Renault Dauphine (1960).
Несмотря на то, что в конце 50-х годов фильмы о путешествиях Cinerama начали терять аудиторию, впечатляющий фильм о путешествиях «Виндджаммер» (1958) был выпущен в рамках конкурирующего процесса под названием Cinemiracle , в котором утверждалось, что разделительные линии на экране менее заметны благодаря отражению боковых изображений от экрана. зеркала. (Это также позволило всем трем проекторам находиться в одной кабине.) Из-за небольшого количества кинотеатров Cinemiracle специально преобразованные репродукции Винджаммера показывались в кинотеатрах Cinerama в городах, где не было кинотеатров Cinemiracle, и в конечном итоге Cinerama выкупила этот процесс. .
Было снято всего два фильма с традиционными сюжетными линиями: «Чудесный мир братьев Гримм» и «Как был завоеван Запад» . Чтобы сделать эти фильмы совместимыми с системами одиночной пленки для более поздних стандартных выпусков, они снимались со скоростью 24 кадра в секунду, а не 26 кадров в секунду, как в традиционной Cinerama.
Следующие художественные фильмы рекламировались как представленные «в Cinerama»: [29]
Год | Заголовок | Снято в | Примечания |
---|---|---|---|
1952 | Это Синерама | 3-полосная Синерама | переиздан в 1972 году в формате 70 мм Cinerama. |
1955 | Синерама Холидей | 3-полосная Синерама | |
1956 | Семь чудес света | 3-полосная Синерама | |
1957 | Поиск рая | 3-полосная Синерама | |
1958 | Приключение в Южных морях | 3-полосная Синерама | |
1958 | Винджаммер | 3-х полосный Киночудо | Позже выставлен в Cinerama. |
1962 | Чудесный мир братьев Гримм. | 3-полосная Синерама | |
1962 | Праздник в Испании | Тодд-70 | Отредактированная версия Scent of Mystery ; преобразован в 3-полосный Cinemiracle и выставлен как в Cinemiracle, так и в Cinerama. |
1962 | Как был завоеван Запад | 3-полосная Синерама | Некоторые эпизоды были сняты в Ultra Panavision 70. |
1963 | Лучшее из Синерамы | 3-полосная Синерама | |
1963 | Это безумный, безумный, безумный, безумный мир | Ультра Панавидение 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1964 | Цирковой мир | Супер Технирама 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1964 | Средиземноморский отдых | МКС-70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1965 | Золотая голова | Супер Технирама 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм только в Европе. |
1965 | Файетт | Супер Технирама 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм только в Европе. |
1965 | Хроника пламенных лет | Совскоп 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм только в Европе. |
1965 | Черный тюльпан | МКС-70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм только в Европе. |
1965 | Величайшая история, когда-либо рассказанная | Ультра Панавидение 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1965 | Тропа Аллилуйя | Ультра Панавидение 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1965 | Битва при Арденнах | Ультра Панавидение 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1966 | Русское приключение Cinerama | Кинопанорама | Представлен как в 3-полосном, так и в 70-мм формате Cinerama. |
1966 | Хартум | Ультра Панавидение 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1966 | Гран-при | Super Panavision 70 с некоторыми эпизодами в MCS-70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1967 | Кастер Запада | Супер Технирама 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1968 | 2001: Космическая одиссея | Super Panavision 70 с некоторыми сценами в Todd-AO и MCS-70. | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1968 | Ледовая станция Зебра | Супер Панавидение 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1969 | Кракатау, восток Явы | Супер Панавидение 70 и Тодд-АО | Представлен в формате Cinerama 70 мм. |
1970 | Песня Норвегии | Супер Панавидение 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм только в Великобритании и Канаде. |
1972 | Великий вальс | 35 мм Панавижн | Представлен в формате Cinerama 70 мм только в Великобритании. |
1974 | Беги, беги, Джо! | Тодд-АО 35 | Представлен в формате Cinerama 70 мм только в Великобритании. |
2015 | Ненавистная восьмерка | Ультра Панавидение 70 | Представлен в формате Cinerama 70 мм. [30] |
Режим растяжения видео «Синерама»
[ редактировать ]RCA использует слово «Cinerama» для обозначения режима отображения, при котором видеоэкран формата 16:9 заполняет видео 4:3 с, по словам производителя, «небольшими искажениями». Руководства к продуктам, предлагающим этот режим, не содержат подробного объяснения. [31] В одном из интернет-сообщений говорится, что он состоит из «небольшого обрезания сверху и снизу в сочетании с небольшим растяжением только по бокам», и хвалят его. [ нужна ссылка ] Публикация предполагает, что другие поставщики предоставляют аналогичную функцию под другими названиями. Mitsubishi называет это режимом «растягивания». Телевизор RCA Scenium также имеет «режим растяжения», а также растягивание изображения формата 4:3 поперек.
Нет очевидной связи между этим видеорежимом и какими-либо процессами кинофильмов Cinerama. Непонятно, почему используется это название, если только нелинейное растяжение не намекает на изогнутый экран. (По иронии судьбы, некоторые процессы широкоэкранного кино, а не Cinerama, выявили дефект, известный как «анаморфный паротит». [32] который состоял из бокового участка объектов, расположенных ближе к камере).
В США RCA, судя по всему, не зарегистрировала слово Cinerama в качестве товарного знака; и наоборот, ряд товарных знаков Cinerama, например SN 74270575, все еще «действительны» и принадлежат Cinerama, Inc.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^
- ^ «Синерама | Широкоэкранный, кинематографический, 3-панельный | Британика» . www.britanica.com . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Синерама – ТВ IV» . tviv.org . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ «Синерама» . www.widescreenmuseum.com . Проверено 12 ноября 2009 г.
- ^ «Синерама | Широкоэкранный, кинематографический, 3-панельный | Британика» . www.britanica.com . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Харт, Мартин Б. «Синерама» . Американский широкоэкранный музей . Проверено 6 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Демпевольф, Ричард Ф. (август 1952 г.). «Фильмы на изогнутом экране окунут вас в действие» . Популярная механика . 98 (2): 120–124+. ISSN 0032-4558 . Проверено 6 октября 2012 г.
- ^ «Как Cinerama получила свое [ так в оригинале ] название — Правдивая история! — Форум домашнего кинотеатра» . 18 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2008 г.
- ^ Мартин Харт, веб-сайт Американского широкоэкранного музея .
- ^ Сохранение пленки # Препятствия при реставрации.
- ^ Утер, Босли Кро (октябрь 1952 г.). «Обзор фильма – здесь показана новая кинопроекция; использован гигантский широкоугольный экран; представлена новая техника в фильмах – NYTimes.com» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Театр Купера в Денвере, Колорадо — Сокровища кино» . сайт CinemaTreasures.org .
- ^ «Купер» . Cinerama.topcities.com. Архивировано из оригинала 4 января 2013 года . Проверено 13 февраля 2013 г.
- ^ «Театр Купера в Сент-Луис-парке, Миннесота — Сокровища кино» . сайт CinemaTreasures.org .
- ^ «Театр Индиан-Хиллз в Омахе, штат Небраска — Сокровища кино» . сайт CinemaTreasures.org .
- ^ «Скоттсдейл помнит — воспоминания о нашем прошлом» . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Риджент-театр Мельбурн» . Whitehat.com.au. Архивировано из оригинала 29 января 2013 года . Проверено 13 февраля 2013 г.
- ^ «Cinerama Inc., ссылка на SW Clearer» . Разнообразие . 23 сентября 1953 г. с. 10 . Проверено 10 октября 2019 г. - через Archive.org .
- ^ « 7 чудес света», 2d для Cinerama, будет иметь полусюжетную линию» . Разнообразие . 16 сентября 1953 г. с. 1 . Проверено 6 октября 2019 г. - через Archive.org .
- ^ https://incinerama.com/
- ^ «Синерама в Великобритании: история трехполосного кинотеатра в кинотеатре Pictureville» . Блог Национального музея науки и средств массовой информации . Национальный музей науки и средств массовой информации . Проверено 18 июля 2017 г.
- ^
- ^
- ^ https://web.archive.org/web/20000615170455/http://www.neonmovies.com/cinerama.html .
- ^
- https://www.cbc.ca/news/canada/calgary/cinerama-restoring-film-calgary-1.6880453
- https://www.youtube.com/watch?v=vXjjbyduxxw
- https://trailersfromhell.com/the-whistle-at-eaton-falls-2/
- https://www.cbcpensioners.ca/wp-content/uploads/2023/05/GOODLIFE-V-3-GJP-JBW-F.pdf
- https://www.uibk.ac.at/amerikastudien/downloads/cineramainvitesmall.pdf
- ^ https://panora.se/festival/cinerama-festival/
- ^ Кейт Фиппс (11 ноября 2008 г.). «Представьте, что вы видите Джона Уэйна в формате IMAX; это примерно то же самое, что смотреть «Как был завоеван Запад»» . Журнал «Сланец» .
- ^ « В картине» в 3-х полосной Cinerama — Cast & Credits» . www.in70mm.com .
- ^ «Синерама Крыло 6» . Широкоэкранный музей . Проверено 13 февраля 2013 г.
- ^ Д'Алессандро, Энтони; Буш, Анита. «Квентин Тарантино раскритиковал Дисней на шоу Говарда Стерна, когда «Пробуждение силы» выталкивает «Омерзительную восьмерку» из купола синерамы» . Срок.com .
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Крыло Ультра Панавидение» . Широкоэкранный музей. 27 апреля 1953 года . Проверено 13 февраля 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Гибкий тренажер для стрельбы из Уоллера». Фред Уоллер. В: Журнал SMPTE , Vol. 47, июль 1946 г., стр. 73–87.
- «Здесь показана новая система кинопроекции; используется гигантский широкоугольный экран». Босли Кроутер, The New York Times , 1 октября 1952 г., стр. 1
- «Очевидно солидные фильмы, созданные с помощью изогнутого экрана и периферийного зрения». Вальдемар Кемпферт , The New York Times , 5 октября 1952 г., стр. Е9
- «Глядя на Cinerama: трепетный и насмешливый осмотр новой системы кинопроекции». Босли Кроутер, The New York Times , 5 октября 1952 г., стр. Х1
- Роберт Э. Карр и Р.М. Хейс: широкоэкранные фильмы. История и фильмография широкомасштабного кинопроизводства , MC Farland & Company, Inc., 1988 ( опечатки ). ISBN 0-89950-242-3 Глава II. «Процессы многопленочного и глубоко изогнутого экрана», стр. 11–54.
- Томас, Лоуэлл: До завтра: от Квакер-Хилла до Катманду , Г.К. Холл, 1977, ISBN 0-8161-6553-X Глава «Чудесная жизнь и преждевременная смерть Синерамы»
- "Сцениум" HD50LPW165 RCA-ресивер ; В полном описании режима Cinerama в инструкции говорится: «Изображение видеосигнала формата 4:3 центрируется, расширяясь в горизонтальном направлении, чтобы заполнить дисплей с небольшими искажениями», тогда как в режиме «Растянуть» «Изображение формата 4:3» видеосигнал растягивается по горизонтали примерно на 33%, а размер по вертикали остается прежним».
Внешние ссылки
[ редактировать ]