Jump to content

Аромат Тайны

Аромат Тайны
Постер фильма с новым названием: «Каникулы в Испании».
Режиссер Джек Кардифф
Автор сценария Джеральд Керш
На основе Призрак шанса
роман 1947 года
от Келли Роос
Продюсер: Майк Тодд мл.
В главных ролях Денхолм Эллиотт
Питер Лорре
Элизабет Тейлор
Кинематография Джон фон Коце
Под редакцией Джеймс Э. Ньюком
Музыка Гарольд Адамсон
Марио Нашимбене
Джордан Рамин
Цветовой процесс Техниколор
Дата выпуска
  • 6 января 1960 г. ( 1960-01-06 ) ) (Чикаго
[1]
Время работы
125 минут (оригинальная версия)
102 минуты (переиздание)
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет 2 миллиона долларов [2]
Театральная касса в США/Канаде 300 000 долларов США ( аренда ) [3]
Внешние видео
значок видео «Каникулы в Испании (трейлер)»

«Запах тайны» — американский детективный фильм 1960 года , в котором впервые использовалась система Smell-O-Vision для выделения запахов в точках сюжета фильма. Это был первый фильм, в котором ароматы были неотъемлемой частью истории, донося зрителям важные детали. Его продюсировал Майк Тодд-младший , который вместе со своим отцом Майком Тоддом продюсировал такие спектакли, как «Это синерама» и «Вокруг света за восемьдесят дней» .

Позже фильм был переиздан в Cinerama под названием « Отпуск в Испании без запаха». В 2012 году фильм был восстановлен, реконструирован и переиздан Дэвидом Стромайером . В 2015 году версия с реконструированными ароматами была представлена ​​на показах в Лос-Анджелесе, Дании и Англии. [4]

Джек Кардифф назвал его «единственным фильмом, который я хочу стереть из своей памяти. Причина в том, что фильм оказался полной катастрофой не по моей вине». [5]

Детективный писатель, которого играет Денхольм Эллиотт обнаруживает план убийства американской наследницы, которую играет Элизабет Тейлор , во время отпуска в Испании (в титрах не указана). Он заручается помощью таксиста, которого играет Питер Лорре , чтобы путешествовать по испанской сельской местности, чтобы предотвратить преступление. [6]

Призрак шанса

[ редактировать ]

Сценарий был адаптирован из романа 1947 года «Призрак шанса» Келли Роос, псевдонима мужа и жены писателей-детективов Одри Келли и Уильяма Рооса . [7] Действие романа происходит в Нью-Йорке и рассказывает о муже и жене, расследующих возможное убийство женщины, в существовании которой они не уверены. [8]

Келли Роос также написала новеллизацию сценария в мягкой обложке в 1959 году, возобновленную в Испании. [9] Энтони Баучер из «Нью-Йорк Таймс» написал, что «в отличие от почти всех других экранизаций, это очень интересная книга - настолько легкая, яркая и веселая в ее диких приключениях на юге Испании, что вам все равно, имеет ли она много смысла или нет». [10]

Производство

[ редактировать ]

Во время производства фильм назывался «Погоня идет» .

Режиссером фильма Тодд-младший выбрал Джека Кардиффа , ведущего оператора, которого Тодд-старший хотел снять так и не снятого « Дон Кихота» и который только что дебютировал в качестве режиссера в фильме « Сыновья и любовники» . Позже Кардифф сказал, что «использование запахов в фильме также было моей мечтой в течение многих лет». [5]

Кардифф говорит, что рекомендовал Питеру Селлерсу сыграть главную роль, но нервный Селлерс произвел на Тодда плохое впечатление во время обеденного совещания. Вместо этого лидерство досталось Денхольму Эллиотту . [5]

Съемки начались в апреле 1959 года недалеко от Барселоны и длились три месяца. [11] Фильм был полностью снят в Испании и включал в себя путешествие в 100 000 километров. Он был снят в цвете с использованием процесса Тодд-АО . Места включали Гранаду (включая Альгамбру ), Гуадикс, Ронду (Эль-Тахо, старый мост и алькасар), Севилью (мост Сан-Тельмо, площадь Испании), Эль-Чорро (Каминито-дель-Рей), Кордову (мечеть), Мадрид, Барселону, Памплону. , Сеговия (акведук и алькасар) и Малага (собор и замок Хибральфаро). [2]

Filmink утверждал, что роль Беверли Бентли должна была сыграть Дайана Дорс, у которой вместо этого была эпизодическая роль. [12] Бентли была телевизионной актрисой из Атланты, которую открыл Тодд. [13]

В мае у Петера Лорре случился сердечный приступ во время съемок фильма недалеко от Гранады. [14] Кардифф говорит, что в большинстве последующих сцен Лорре использовался дублер. [5]

Кардифф сказал: «Съемки фильма были захватывающими, и мы все были убеждены, что у нас получился отличный фильм». Однако в середине съемок он спросил Тодда, испытал ли он эффект Smell-O-Vision, но Тодд этого не сделал, поэтому образцы были отправлены им доктором Лаубе, изобретателем этого процесса. «Трудно поверить, но каждый стаканчик с этикеткой пах точно так же, как и остальные – как очень дешевый одеколон », – сказал Кардифф. «Было так грустно, что этот фильм был снят... поскольку неотъемлемой частью фильма было, конечно, использование запахов, и это не получилось, потому что запахи были ничем. Они были подделкой». [5]

Тодд сказал: «Мы хотим сделать хороший фильм, полный смеха, развлечений и острых ощущений – и мы надеемся, что он будет принят критиками. Наш фильм уже называют оригинальной запаходрамой и первой картиной, которая пахнет. Но несмотря ни на что мы называем этот процесс пионером, и он должен быть хорошим, иначе мальчики в полной мере воспользуются этим смыслом. Я надеюсь, что это та картина, которую они называют ароматизацией». [13]

Технология запаха

[ редактировать ]

По данным Los Angeles Times , в 1954 году Майк Тодд-старший познакомился с процессом Smell-O-Vision, который позволял подавать определенные запахи в кинотеатр во время показа. Тодд с энтузиазмом отнесся к этому процессу, который изобрел швейцарский профессор Ханс Лаубе (1900–76). Лаубе продемонстрировал эту концепцию на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года . [13]

Тодд-старший рассматривал возможность включения его в «Вокруг света за восемьдесят дней», но отказался от этого. Когда Тодд умер, его сын решил использовать метод Лаубе в фильме, который включил бы обоняние в реальный процесс повествования.

Некоторые сцены были созданы, чтобы подчеркнуть возможности Smell-O-Vision. [15] В одном из них бочки с вином падают с повозки и скатываются с холма, разбиваясь о стену, после чего исходит аромат винограда. [16] Остальные сцены сопровождались ароматами, раскрывавшими зрителю ключевые моменты. Например, убийцу опознали по запаху курительной трубки . [17]

Ароматы, использованные в фильме

[ редактировать ]
  • Трубочный табак: курил злодей
  • Кофе
  • Розы
  • Вино
  • Порох
  • мята перечная
  • Крем для обуви
  • Бензин
  • Парфюмерия: метод выявления девушки, жизнь которой в опасности
  • Цветы
  • бренди
  • Свежий морской воздух
  • Персики
  • Бананы
  • Древесная стружка

Выпускать

[ редактировать ]

Премьера фильма состоялась в театре Cinestage в Чикаго 6 января 1960 года. [1] [18] Премьера фильма состоялась в Лос-Анджелесе 25 января и в театре Уорнер в Нью-Йорке 18 февраля 1960 года. [1] [19] Стоимость системы Smell-O-Vision была высокой. Для установки и использования Smell-O-Vision требовалось примерно от 25 до 30 долларов за место, в то время как билеты в кино стоили менее 1 доллара. [4]

Реклама фильма гласила: «Сначала они двигались (1895 г.)! Потом говорили (1927 г.)! Теперь они пахнут!» Продюсер Майк Тодд, который был своего рода шоуменом, применил такую ​​гиперболу, сказав: «Я надеюсь, что это именно та картина, которую они называют ароматизацией!» Ему также помогли газетные обозреватели, такие как Эрл Уилсон , который хвалил систему, утверждая, что Smell-O-Vision «может производить что угодно, от скунса до духов, и мгновенно удалять это». Писатель New York Times Ричард Нейсон считал, что это большой шаг вперед в кинопроизводстве. Таким образом, ожидания от фильма были большими. [20]

Праздник в Испании

[ редактировать ]

Фильм был переименован в «Каникулы в Испании» и переиздан, но без запахов, компанией Cinerama , которой требовались новые продукты для своих специально оборудованных кинотеатров. Фильм был преобразован в трехполосные отпечатки, которые можно было демонстрировать на очень широких, глубоко изогнутых экранах в специальных кинотеатрах. Однако, будучи преобразованным из Smell-O-Vision, как описала его The Daily Telegraph , «фильм приобрел сбивающее с толку, почти сюрреалистическое качество, поскольку не было причин, по которым, например, буханку хлеба следует вынимать из духовки». и засунул в камеру, казалось, на неосознанно долгое время». [20] [21]

Телевидение

[ редактировать ]

«Запах тайны» однажды был показан по телевидению на канале MTV и транслировался на местных телеканалах в 1980-х годах. В рамках акции в магазине, аналогичной рекламе фильма «Полиэстер» , зрителям предлагались карточки, которые можно поцарапать и понюхать, чтобы воссоздать атмосферу театра. [6]

Реставрация

[ редактировать ]

В 2012 году «Отпуск в Испании» был полностью отреставрирован и реконструирован в цифровом формате киноредактором и специалистом по реставрации Cinerama Дэвидом Стромайером . Только части оригинального негатива камеры остались в пригодном для использования состоянии, поэтому остальные части пленки были реконструированы по двум архивным 70-миллиметровым отпечаткам Eastmancolor . Было восстановлено недостаточно удаленных кадров из оригинального Scent of Mystery , чтобы можно было восстановить и эту версию. Недавно отреставрированный фильм был выпущен на Blu-ray в 2014 году компанией Screen Archives. [21]

В 2015 году австралийский кинопродюсер Тэмми Бернсток и художница и создатель ароматов Саския Уилсон-Браун возродили опыт Smell-O-Vision, представив отреставрированный фильм Стромайера на показах в Лос-Анджелесе, Дании и Англии. Единственной информацией об ароматах, использованных в оригинальном производстве, был список с такими записями, как «радостный запах хлеба» и «слабый запах желтой розы». Без каких-либо указаний парфюмеров или химиков Уилсон-Браун воссоздал запахи фильма с нуля, смешав возможные ароматические ингредиенты. [4] [22]

Механизм Smell-O-Vision работал не очень хорошо. По словам Хай Холлингера из Variety , ароматы испускались с отвлекающим шипением, а зрители на балконе жаловались, что ароматы достигали их через несколько секунд после того, как действие было показано на экране. [23] В других частях театра запахи были слишком слабыми, из-за чего зрители громко принюхивались, пытаясь уловить запахи. [20]

Кардифф напомнил, что показ в Чикаго прошел хорошо: «Точно по сигналу вы могли почувствовать запах, исходящий от сиденья перед вами, и вы почувствовали его запах», добавив, что «пресса и все остальные, все они сказал то же самое: ничего особенного не пахнет. Это был какой-то дешевый одеколон. Это была катастрофа, а потом мы выпустили его в Нью-Йорке, и на этом все закончилось. ужасные уведомления, потому что это вообще не был настоящий Smell-O-Vision. Это была очень интересная история с чудесным фотографическим фоном Испании, но запаха, ради которого она была создана, не существовало». [5]

Дочь изобретателя Smell-O-Vision Ханса Лаубе позже заявила, что технология, использованная на этих показах, отличалась от той, которую предполагал ее отец. Она написала: «Продюсеры поняли, что могут сэкономить целое состояние, если будут кондиционировать ароматы, а не устанавливать элегантные, дорогие маленькие устройства перед каждым креслом в кинотеатре. Идея Ганса заключалась в том, чтобы установить излучатели ароматов перед определенным количеством людей. сидений. Отправьте немного нейтрализатора. Персонализированный. Аккуратный и элегантный. (И, видимо, дорогой.) Итак, очень поздно один из производителей решил, что может заработать гораздо больше, если будет использовать кондиционер. И, к черту нейтрализатор, фильм стал известен как «Единственный вонючка Майка Тодда-младшего». [24]

Технические изменения производителей Smell-O-Vision решили эти проблемы, но к тому времени было уже слишком поздно. Отрицательные отзывы в сочетании с молвой привели к тому, что фильм потерпел полный провал.

Позже Тодд сказал, что у его пресс-агента Билла Долла «была идея, которая спасла бы эту проклятую штуку, если бы мы подумали об этом до начала фильма. Нависание над предыдущим запахом. В противном случае он просто как бы дрейфовал между запахами. Это не было слишком сильно, но ровно настолько, чтобы не дать четкого очертания. Эта идея пришла в голову после третьего открытия. , но к тому времени корабль уже отплыл». [25]

Критический прием

[ редактировать ]

Хай Холлингер из Variety написал, что в фильме «многие элементы являются производными от фильма о погоне Хичкока, фильма покойного Майка Тодда « Вокруг света за восемьдесят дней » и техники путевых заметок Cinerama… путевые заметки аккуратно интегрированы в погоню. ." [23]

Босли Кроутер из The New York Times писал:

Как театральный эксгибиционизм, он яркий, размашистый и полный звука. Но как попытку создания значительного кинофильма его следует классифицировать как ерунду... Это бесхитростная, бессвязная картина "погони"... Какую бы новую стимуляцию она ни могла обеспечить с помощью проецирования запахов, она кажется сомнительной и сомнительной. зависит от носов отдельных зрителей и прихотей обонятельного проектора ... Неотчетливо - подходящее слово для обозначения всего глупого сюжета фильма и его небрежного, запутанного исполнения, практически любительского. Если не считать Питера Лорре... игра актеров просто ужасна. [26]

Газета Los Angeles Times назвала фильм «хорошим семейным развлечением, и хотя сомнительно, что вонючие запахи останутся здесь, вы найдете этот фильм достойным внимания... и запаха». [27]

Комик Хенни Янгман пошутил: «Я не понял картинку. Я простудился». [28]

Театральная касса

[ редактировать ]

За первые пять показов в Чикаго фильм собрал 12 000 долларов. [18] В дальнейшем он заработал всего 300 000 долларов на прокате театров в США и Канаде. [3] Позже Тодд сказал, что, по его мнению, эта идея «была просто новаторским трюком. Возможно, если бы это был гигантский хит, вы могли бы снять второй фильм, а самое большее — третий, но на этом бы и закончилось». [25]

Тодд не продюсировал ни одного фильма до фильма «Колокол» 1979 года , который также был его последним фильмом. [29]

Саундтрек

[ редактировать ]

Саундтрек к фильму Scent of Mystery был выпущен на компакт-диске в 2011 году на лейбле Kritzerland. В него вошли партитура, написанная Марио Насимбене , и две песни из фильма в исполнении Эдди Фишера .

Конкурирующий фильм

[ редактировать ]

«Запах тайны» был не единственной попыткой объединить кино и запах. Система AromaRama, которая выпускала ароматы через систему кондиционирования воздуха в театре, впервые была использована в путеводителе « За Великой стеной» в декабре 1959 года. [30] [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Запах тайны в каталоге художественных фильмов AFI
  2. ^ Jump up to: а б А.Х. ВЕЙЛЕР (12 июля 1959 г.). «ПРОХОДЯЩАЯ СЦЕНА ИЗОБРАЖЕНИЯ: След «Запаха тайны» через Испанию - Шпионаж - Другие вопросы». Нью-Йорк Таймс . п. Х5.
  3. ^ Jump up to: а б «Снятые художественные фильмы, выпущенные внутри страны в 70-мм техпроцессе». Ежедневное разнообразие . 21 мая 1992 г. с. 22.
  4. ^ Jump up to: а б с Гросс, Дэниел А. (2017). «Третье чувство» . Дистилляции . 2 (4): 6–7 . Проверено 26 марта 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Бернсток, Тэмми (1986). «Джек Кардифф о «Запах тайны» » . 70mm.com .
  6. ^ Jump up to: а б Коулз, Дэвид. « Аромат тайны» История игр» . Информационный бюллетень «70 мм» . Проверено 17 июля 2017 г.
  7. ^ Каталог авторских прав. Третья серия . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. 1960. с. 599 . Проверено 17 июля 2017 г.
  8. ^ «Призрак шанса», Келли Роос. 190 стр. Нью-Йорк: AA Wyn. 2 доллара. Нью-Йорк Таймс . 20 апреля 1947 г. с. БР34.
  9. ^ Пронзини, Билл; Мюллер, Марсия (1986). 1001 полночь: Путеводитель для ценителей детективов и тайн . Беседочный дом. п. 695. ИСБН  0-87795-622-7 .
  10. ^ Баучер, Энтони (7 февраля 1960 г.). «Преступники на свободе: Преступники». Нью-Йорк Таймс . п. БР30.
  11. ^ «Местного происхождения». Нью-Йорк Таймс . 4 марта 1959 г. с. 34.
  12. ^ Вагг, Стивен (7 сентября 2020 г.). «Повесть о двух блондинках: Диане Дорс и Белинде Ли» . Фильминк .
  13. ^ Jump up to: а б с Шойер, Филип (26 апреля 1959 г.). « 'ЗАПАХ ТАЙНЫ': Фильмы… Звуковые фильмы… а теперь — Вонючие!». Лос-Анджелес Таймс . Разд. В, с. 2.
  14. ^ «Питер Лорре «отчаянно» болен». Нью-Йорк Таймс . 12 мая 1959 г. с. 70.
  15. ^ Холмс, Боб (2017). Вкус: наука о наших самых забытых чувствах . WW Нортон и компания.
  16. ^ Стэнли, Роберт Х. (1978). Целлулоидная империя: история американской киноиндустрии . Нью-Йорк: Гастингс Хаус. п. 167 . ISBN  978-0-8038-1247-5 .
  17. ^ Моррис, Нил (2011). Гаджеты и изобретения . Чикаго: Рейнтри. стр. 10 -12. ISBN  978-1-4109-3909-8 .
  18. ^ Jump up to: а б «Чи Хотси; «Scent» Sharp — 12 000 долларов за 5 шоу, «Sheba» — колоссальные 39 000 долларов, 3-е место, «Petticoat» Wow 40G, «Anni» Hep 14G». Разнообразие . 13 января 1960 г. с. 9.
  19. ^ «Кинотеатр может обрести «запах»; полковник Дил пугает» . Разнообразие . 6 июля 1960 г. с. 5 . Получено 6 февраля 2021 г. - через Archive.org .
  20. ^ Jump up to: а б с Смит, Мартин Дж.; Кигер, Патрик Дж. (5 февраля 2006 г.). «Затяжной запах обоняния-видения». Лос-Анджелес Таймс . п. 26.
  21. ^ Jump up to: а б Гэлбрейт, Стюарт IV (4 декабря 2014 г.). «Отпуск в Испании» . Разговор о DVD . Проверено 25 апреля 2017 г.
  22. ^ «Аромат тайны» . Институт искусства и обоняния . Проверено 17 июля 2017 г.
  23. ^ Jump up to: а б Холлингер, Хай (13 января 1960 г.). «Кинообзоры: Аромат тайны» . Разнообразие . п. 6 . Проверено 4 января 2021 г.
  24. ^ Лаубе, Кармен (2016). «Краткая история Ганса Лаубе. Личное размышление об «осмологе», ответственном за Smell-O-Vision» . В 70мм .
  25. ^ Jump up to: а б Фрумкес, Рой (1995). «Интервью с Майком Тоддом-младшим» . В 70 мм .
  26. ^ Кроутер, Босли (19 февраля 1960 г.). «Экран: Обонятельный дебют: Аромат тайны открывается в Warner» . Нью-Йорк Таймс .
  27. ^ Скотт, Джон Л. (26 января 1960 г.). « Ароматное приключение «Запах тайны». Лос-Анджелес Таймс . п. 16.
  28. ^ Кирснер, Скотт (2008), Изобретая фильмы , Createspace, стр. 45–46, ISBN  978-1-4382-0999-9
  29. ^ Уиллис, Джон (1983). Экранный мир . Нью-Йорк: Библо и Таннен. п. 363. ИСБН  978-0-8196-0308-1 . Проверено 17 июля 2017 г.
  30. ^ Кроутер, Босли (10 декабря 1959 г.). «Запахи Китая; в фильме «За Великой стеной» используется AromaRama» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 июля 2017 г.
  31. ^ Монтефиоре, Кларисса Себаг (13 октября 2015 г.). «Фильм, который можно почувствовать запах» . Би-би-си . Проверено 17 июля 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0c65bfa8717a82619fdf661b45595cc__1720477380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/cc/c0c65bfa8717a82619fdf661b45595cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scent of Mystery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)