Аромат Тайны
Аромат Тайны | |
---|---|
![]() Постер фильма с новым названием: «Каникулы в Испании». | |
Режиссер | Джек Кардифф |
Автор сценария | Джеральд Керш |
На основе | Призрак шанса роман 1947 года от Келли Роос |
Продюсер: | Майк Тодд мл. |
В главных ролях | Денхолм Эллиотт Питер Лорре Элизабет Тейлор |
Кинематография | Джон фон Коце |
Под редакцией | Джеймс Э. Ньюком |
Музыка | Гарольд Адамсон Марио Нашимбене Джордан Рамин |
Цветовой процесс | Техниколор |
Дата выпуска |
|
Время работы | 125 минут (оригинальная версия) 102 минуты (переиздание) |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 2 миллиона долларов [2] |
Театральная касса | в США/Канаде 300 000 долларов США ( аренда ) [3] |
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
«Запах тайны» — американский детективный фильм 1960 года , в котором впервые использовалась система Smell-O-Vision для выделения запахов в точках сюжета фильма. Это был первый фильм, в котором ароматы были неотъемлемой частью истории, донося зрителям важные детали. Его продюсировал Майк Тодд-младший , который вместе со своим отцом Майком Тоддом продюсировал такие спектакли, как «Это синерама» и «Вокруг света за восемьдесят дней» .
Позже фильм был переиздан в Cinerama под названием « Отпуск в Испании без запаха». В 2012 году фильм был восстановлен, реконструирован и переиздан Дэвидом Стромайером . В 2015 году версия с реконструированными ароматами была представлена на показах в Лос-Анджелесе, Дании и Англии. [4]
Джек Кардифф назвал его «единственным фильмом, который я хочу стереть из своей памяти. Причина в том, что фильм оказался полной катастрофой не по моей вине». [5]
Сюжет
[ редактировать ]Детективный писатель, которого играет Денхольм Эллиотт обнаруживает план убийства американской наследницы, которую играет Элизабет Тейлор , во время отпуска в Испании (в титрах не указана). Он заручается помощью таксиста, которого играет Питер Лорре , чтобы путешествовать по испанской сельской местности, чтобы предотвратить преступление. [6]
Бросать
[ редактировать ]- Денхолм Эллиотт в роли Оливера Ларкера
- Питер Лорре, как Смайли
- Беверли Бентли в роли приманки Салли Кеннеди
- Пол Лукас, как барон Сарадин
- Лиам Редмонд в роли Джонни Джина
- Лео МакКерн, как Томми Кеннеди
- Питер Арне , как Роберт Флеминг
- Мэри Лора Вуд в роли Маргариты
- Диана Дорс в роли Уинифред Джордан
- Джудит Фёрс в роли мисс Леонард
- Морис Марсак в роли Пепи
- Майкл Трубшоу — английский авиатор
- Хуан Олагивель — водитель грузовика
- Билли Миллер в роли Констанс Уокер
Призрак шанса
[ редактировать ]Сценарий был адаптирован из романа 1947 года «Призрак шанса» Келли Роос, псевдонима мужа и жены писателей-детективов Одри Келли и Уильяма Рооса . [7] Действие романа происходит в Нью-Йорке и рассказывает о муже и жене, расследующих возможное убийство женщины, в существовании которой они не уверены. [8]
Келли Роос также написала новеллизацию сценария в мягкой обложке в 1959 году, возобновленную в Испании. [9] Энтони Баучер из «Нью-Йорк Таймс» написал, что «в отличие от почти всех других экранизаций, это очень интересная книга - настолько легкая, яркая и веселая в ее диких приключениях на юге Испании, что вам все равно, имеет ли она много смысла или нет». [10]
Производство
[ редактировать ]Во время производства фильм назывался «Погоня идет» .
Режиссером фильма Тодд-младший выбрал Джека Кардиффа , ведущего оператора, которого Тодд-старший хотел снять так и не снятого « Дон Кихота» и который только что дебютировал в качестве режиссера в фильме « Сыновья и любовники» . Позже Кардифф сказал, что «использование запахов в фильме также было моей мечтой в течение многих лет». [5]
Кастинг
[ редактировать ]Кардифф говорит, что рекомендовал Питеру Селлерсу сыграть главную роль, но нервный Селлерс произвел на Тодда плохое впечатление во время обеденного совещания. Вместо этого лидерство досталось Денхольму Эллиотту . [5]
Съемки
[ редактировать ]Съемки начались в апреле 1959 года недалеко от Барселоны и длились три месяца. [11] Фильм был полностью снят в Испании и включал в себя путешествие в 100 000 километров. Он был снят в цвете с использованием процесса Тодд-АО . Места включали Гранаду (включая Альгамбру ), Гуадикс, Ронду (Эль-Тахо, старый мост и алькасар), Севилью (мост Сан-Тельмо, площадь Испании), Эль-Чорро (Каминито-дель-Рей), Кордову (мечеть), Мадрид, Барселону, Памплону. , Сеговия (акведук и алькасар) и Малага (собор и замок Хибральфаро). [2]
Filmink утверждал, что роль Беверли Бентли должна была сыграть Дайана Дорс, у которой вместо этого была эпизодическая роль. [12] Бентли была телевизионной актрисой из Атланты, которую открыл Тодд. [13]
В мае у Петера Лорре случился сердечный приступ во время съемок фильма недалеко от Гранады. [14] Кардифф говорит, что в большинстве последующих сцен Лорре использовался дублер. [5]
Кардифф сказал: «Съемки фильма были захватывающими, и мы все были убеждены, что у нас получился отличный фильм». Однако в середине съемок он спросил Тодда, испытал ли он эффект Smell-O-Vision, но Тодд этого не сделал, поэтому образцы были отправлены им доктором Лаубе, изобретателем этого процесса. «Трудно поверить, но каждый стаканчик с этикеткой пах точно так же, как и остальные – как очень дешевый одеколон », – сказал Кардифф. «Было так грустно, что этот фильм был снят... поскольку неотъемлемой частью фильма было, конечно, использование запахов, и это не получилось, потому что запахи были ничем. Они были подделкой». [5]
Тодд сказал: «Мы хотим сделать хороший фильм, полный смеха, развлечений и острых ощущений – и мы надеемся, что он будет принят критиками. Наш фильм уже называют оригинальной запаходрамой и первой картиной, которая пахнет. Но несмотря ни на что мы называем этот процесс пионером, и он должен быть хорошим, иначе мальчики в полной мере воспользуются этим смыслом. Я надеюсь, что это та картина, которую они называют ароматизацией». [13]
Технология запаха
[ редактировать ]По данным Los Angeles Times , в 1954 году Майк Тодд-старший познакомился с процессом Smell-O-Vision, который позволял подавать определенные запахи в кинотеатр во время показа. Тодд с энтузиазмом отнесся к этому процессу, который изобрел швейцарский профессор Ханс Лаубе (1900–76). Лаубе продемонстрировал эту концепцию на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года . [13]
Тодд-старший рассматривал возможность включения его в «Вокруг света за восемьдесят дней», но отказался от этого. Когда Тодд умер, его сын решил использовать метод Лаубе в фильме, который включил бы обоняние в реальный процесс повествования.
Некоторые сцены были созданы, чтобы подчеркнуть возможности Smell-O-Vision. [15] В одном из них бочки с вином падают с повозки и скатываются с холма, разбиваясь о стену, после чего исходит аромат винограда. [16] Остальные сцены сопровождались ароматами, раскрывавшими зрителю ключевые моменты. Например, убийцу опознали по запаху курительной трубки . [17]
Ароматы, использованные в фильме
[ редактировать ]- Трубочный табак: курил злодей
- Кофе
- Розы
- Вино
- Порох
- мята перечная
- Крем для обуви
- Бензин
- Парфюмерия: метод выявления девушки, жизнь которой в опасности
- Цветы
- бренди
- Свежий морской воздух
- Персики
- Бананы
- Древесная стружка
Выпускать
[ редактировать ]Премьера фильма состоялась в театре Cinestage в Чикаго 6 января 1960 года. [1] [18] Премьера фильма состоялась в Лос-Анджелесе 25 января и в театре Уорнер в Нью-Йорке 18 февраля 1960 года. [1] [19] Стоимость системы Smell-O-Vision была высокой. Для установки и использования Smell-O-Vision требовалось примерно от 25 до 30 долларов за место, в то время как билеты в кино стоили менее 1 доллара. [4]
Реклама фильма гласила: «Сначала они двигались (1895 г.)! Потом говорили (1927 г.)! Теперь они пахнут!» Продюсер Майк Тодд, который был своего рода шоуменом, применил такую гиперболу, сказав: «Я надеюсь, что это именно та картина, которую они называют ароматизацией!» Ему также помогли газетные обозреватели, такие как Эрл Уилсон , который хвалил систему, утверждая, что Smell-O-Vision «может производить что угодно, от скунса до духов, и мгновенно удалять это». Писатель New York Times Ричард Нейсон считал, что это большой шаг вперед в кинопроизводстве. Таким образом, ожидания от фильма были большими. [20]
Праздник в Испании
[ редактировать ]Фильм был переименован в «Каникулы в Испании» и переиздан, но без запахов, компанией Cinerama , которой требовались новые продукты для своих специально оборудованных кинотеатров. Фильм был преобразован в трехполосные отпечатки, которые можно было демонстрировать на очень широких, глубоко изогнутых экранах в специальных кинотеатрах. Однако, будучи преобразованным из Smell-O-Vision, как описала его The Daily Telegraph , «фильм приобрел сбивающее с толку, почти сюрреалистическое качество, поскольку не было причин, по которым, например, буханку хлеба следует вынимать из духовки». и засунул в камеру, казалось, на неосознанно долгое время». [20] [21]
Телевидение
[ редактировать ]«Запах тайны» однажды был показан по телевидению на канале MTV и транслировался на местных телеканалах в 1980-х годах. В рамках акции в магазине, аналогичной рекламе фильма «Полиэстер» , зрителям предлагались карточки, которые можно поцарапать и понюхать, чтобы воссоздать атмосферу театра. [6]
Реставрация
[ редактировать ]В 2012 году «Отпуск в Испании» был полностью отреставрирован и реконструирован в цифровом формате киноредактором и специалистом по реставрации Cinerama Дэвидом Стромайером . Только части оригинального негатива камеры остались в пригодном для использования состоянии, поэтому остальные части пленки были реконструированы по двум архивным 70-миллиметровым отпечаткам Eastmancolor . Было восстановлено недостаточно удаленных кадров из оригинального Scent of Mystery , чтобы можно было восстановить и эту версию. Недавно отреставрированный фильм был выпущен на Blu-ray в 2014 году компанией Screen Archives. [21]
В 2015 году австралийский кинопродюсер Тэмми Бернсток и художница и создатель ароматов Саския Уилсон-Браун возродили опыт Smell-O-Vision, представив отреставрированный фильм Стромайера на показах в Лос-Анджелесе, Дании и Англии. Единственной информацией об ароматах, использованных в оригинальном производстве, был список с такими записями, как «радостный запах хлеба» и «слабый запах желтой розы». Без каких-либо указаний парфюмеров или химиков Уилсон-Браун воссоздал запахи фильма с нуля, смешав возможные ароматические ингредиенты. [4] [22]
Прием
[ редактировать ]Механизм Smell-O-Vision работал не очень хорошо. По словам Хай Холлингера из Variety , ароматы испускались с отвлекающим шипением, а зрители на балконе жаловались, что ароматы достигали их через несколько секунд после того, как действие было показано на экране. [23] В других частях театра запахи были слишком слабыми, из-за чего зрители громко принюхивались, пытаясь уловить запахи. [20]
Кардифф напомнил, что показ в Чикаго прошел хорошо: «Точно по сигналу вы могли почувствовать запах, исходящий от сиденья перед вами, и вы почувствовали его запах», добавив, что «пресса и все остальные, все они сказал то же самое: ничего особенного не пахнет. Это был какой-то дешевый одеколон. Это была катастрофа, а потом мы выпустили его в Нью-Йорке, и на этом все закончилось. ужасные уведомления, потому что это вообще не был настоящий Smell-O-Vision. Это была очень интересная история с чудесным фотографическим фоном Испании, но запаха, ради которого она была создана, не существовало». [5]
Дочь изобретателя Smell-O-Vision Ханса Лаубе позже заявила, что технология, использованная на этих показах, отличалась от той, которую предполагал ее отец. Она написала: «Продюсеры поняли, что могут сэкономить целое состояние, если будут кондиционировать ароматы, а не устанавливать элегантные, дорогие маленькие устройства перед каждым креслом в кинотеатре. Идея Ганса заключалась в том, чтобы установить излучатели ароматов перед определенным количеством людей. сидений. Отправьте немного нейтрализатора. Персонализированный. Аккуратный и элегантный. (И, видимо, дорогой.) Итак, очень поздно один из производителей решил, что может заработать гораздо больше, если будет использовать кондиционер. И, к черту нейтрализатор, фильм стал известен как «Единственный вонючка Майка Тодда-младшего». [24]
Технические изменения производителей Smell-O-Vision решили эти проблемы, но к тому времени было уже слишком поздно. Отрицательные отзывы в сочетании с молвой привели к тому, что фильм потерпел полный провал.
Позже Тодд сказал, что у его пресс-агента Билла Долла «была идея, которая спасла бы эту проклятую штуку, если бы мы подумали об этом до начала фильма. Нависание над предыдущим запахом. В противном случае он просто как бы дрейфовал между запахами. Это не было слишком сильно, но ровно настолько, чтобы не дать четкого очертания. Эта идея пришла в голову после третьего открытия. , но к тому времени корабль уже отплыл». [25]
Критический прием
[ редактировать ]Хай Холлингер из Variety написал, что в фильме «многие элементы являются производными от фильма о погоне Хичкока, фильма покойного Майка Тодда « Вокруг света за восемьдесят дней » и техники путевых заметок Cinerama… путевые заметки аккуратно интегрированы в погоню. ." [23]
Босли Кроутер из The New York Times писал:
Как театральный эксгибиционизм, он яркий, размашистый и полный звука. Но как попытку создания значительного кинофильма его следует классифицировать как ерунду... Это бесхитростная, бессвязная картина "погони"... Какую бы новую стимуляцию она ни могла обеспечить с помощью проецирования запахов, она кажется сомнительной и сомнительной. зависит от носов отдельных зрителей и прихотей обонятельного проектора ... Неотчетливо - подходящее слово для обозначения всего глупого сюжета фильма и его небрежного, запутанного исполнения, практически любительского. Если не считать Питера Лорре... игра актеров просто ужасна. [26]
Газета Los Angeles Times назвала фильм «хорошим семейным развлечением, и хотя сомнительно, что вонючие запахи останутся здесь, вы найдете этот фильм достойным внимания... и запаха». [27]
Комик Хенни Янгман пошутил: «Я не понял картинку. Я простудился». [28]
Театральная касса
[ редактировать ]За первые пять показов в Чикаго фильм собрал 12 000 долларов. [18] В дальнейшем он заработал всего 300 000 долларов на прокате театров в США и Канаде. [3] Позже Тодд сказал, что, по его мнению, эта идея «была просто новаторским трюком. Возможно, если бы это был гигантский хит, вы могли бы снять второй фильм, а самое большее — третий, но на этом бы и закончилось». [25]
Тодд не продюсировал ни одного фильма до фильма «Колокол» 1979 года , который также был его последним фильмом. [29]
Саундтрек
[ редактировать ]Саундтрек к фильму Scent of Mystery был выпущен на компакт-диске в 2011 году на лейбле Kritzerland. В него вошли партитура, написанная Марио Насимбене , и две песни из фильма в исполнении Эдди Фишера .
Конкурирующий фильм
[ редактировать ]«Запах тайны» был не единственной попыткой объединить кино и запах. Система AromaRama, которая выпускала ароматы через систему кондиционирования воздуха в театре, впервые была использована в путеводителе « За Великой стеной» в декабре 1959 года. [30] [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Запах тайны в каталоге художественных фильмов AFI
- ^ Jump up to: а б А.Х. ВЕЙЛЕР (12 июля 1959 г.). «ПРОХОДЯЩАЯ СЦЕНА ИЗОБРАЖЕНИЯ: След «Запаха тайны» через Испанию - Шпионаж - Другие вопросы». Нью-Йорк Таймс . п. Х5.
- ^ Jump up to: а б «Снятые художественные фильмы, выпущенные внутри страны в 70-мм техпроцессе». Ежедневное разнообразие . 21 мая 1992 г. с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Гросс, Дэниел А. (2017). «Третье чувство» . Дистилляции . 2 (4): 6–7 . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бернсток, Тэмми (1986). «Джек Кардифф о «Запах тайны» » . 70mm.com .
- ^ Jump up to: а б Коулз, Дэвид. « Аромат тайны» История игр» . Информационный бюллетень «70 мм» . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Каталог авторских прав. Третья серия . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. 1960. с. 599 . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ «Призрак шанса», Келли Роос. 190 стр. Нью-Йорк: AA Wyn. 2 доллара. Нью-Йорк Таймс . 20 апреля 1947 г. с. БР34.
- ^ Пронзини, Билл; Мюллер, Марсия (1986). 1001 полночь: Путеводитель для ценителей детективов и тайн . Беседочный дом. п. 695. ИСБН 0-87795-622-7 .
- ^ Баучер, Энтони (7 февраля 1960 г.). «Преступники на свободе: Преступники». Нью-Йорк Таймс . п. БР30.
- ^ «Местного происхождения». Нью-Йорк Таймс . 4 марта 1959 г. с. 34.
- ^ Вагг, Стивен (7 сентября 2020 г.). «Повесть о двух блондинках: Диане Дорс и Белинде Ли» . Фильминк .
- ^ Jump up to: а б с Шойер, Филип (26 апреля 1959 г.). « 'ЗАПАХ ТАЙНЫ': Фильмы… Звуковые фильмы… а теперь — Вонючие!». Лос-Анджелес Таймс . Разд. В, с. 2.
- ^ «Питер Лорре «отчаянно» болен». Нью-Йорк Таймс . 12 мая 1959 г. с. 70.
- ^ Холмс, Боб (2017). Вкус: наука о наших самых забытых чувствах . WW Нортон и компания.
- ^ Стэнли, Роберт Х. (1978). Целлулоидная империя: история американской киноиндустрии . Нью-Йорк: Гастингс Хаус. п. 167 . ISBN 978-0-8038-1247-5 .
- ^ Моррис, Нил (2011). Гаджеты и изобретения . Чикаго: Рейнтри. стр. 10 -12. ISBN 978-1-4109-3909-8 .
- ^ Jump up to: а б «Чи Хотси; «Scent» Sharp — 12 000 долларов за 5 шоу, «Sheba» — колоссальные 39 000 долларов, 3-е место, «Petticoat» Wow 40G, «Anni» Hep 14G». Разнообразие . 13 января 1960 г. с. 9.
- ^ «Кинотеатр может обрести «запах»; полковник Дил пугает» . Разнообразие . 6 июля 1960 г. с. 5 . Получено 6 февраля 2021 г. - через Archive.org .
- ^ Jump up to: а б с Смит, Мартин Дж.; Кигер, Патрик Дж. (5 февраля 2006 г.). «Затяжной запах обоняния-видения». Лос-Анджелес Таймс . п. 26.
- ^ Jump up to: а б Гэлбрейт, Стюарт IV (4 декабря 2014 г.). «Отпуск в Испании» . Разговор о DVD . Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ «Аромат тайны» . Институт искусства и обоняния . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Холлингер, Хай (13 января 1960 г.). «Кинообзоры: Аромат тайны» . Разнообразие . п. 6 . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Лаубе, Кармен (2016). «Краткая история Ганса Лаубе. Личное размышление об «осмологе», ответственном за Smell-O-Vision» . В 70мм .
- ^ Jump up to: а б Фрумкес, Рой (1995). «Интервью с Майком Тоддом-младшим» . В 70 мм .
- ^ Кроутер, Босли (19 февраля 1960 г.). «Экран: Обонятельный дебют: Аромат тайны открывается в Warner» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Скотт, Джон Л. (26 января 1960 г.). « Ароматное приключение «Запах тайны». Лос-Анджелес Таймс . п. 16.
- ^ Кирснер, Скотт (2008), Изобретая фильмы , Createspace, стр. 45–46, ISBN 978-1-4382-0999-9
- ^ Уиллис, Джон (1983). Экранный мир . Нью-Йорк: Библо и Таннен. п. 363. ИСБН 978-0-8196-0308-1 . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Кроутер, Босли (10 декабря 1959 г.). «Запахи Китая; в фильме «За Великой стеной» используется AromaRama» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 июля 2017 г.
- ^ Монтефиоре, Кларисса Себаг (13 октября 2015 г.). «Фильм, который можно почувствовать запах» . Би-би-си . Проверено 17 июля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запах тайны в каталоге художественных фильмов AFI
- Аромат тайны в AllMovie
- Аромат тайны на IMDb
- Запах тайны в Rotten Tomatoes
- Запах тайны в базе данных TCM Movie
- Критцерланд , продюсеры саундтрека к компакт-диску
- Аромат тайны на DVD в почтовом ящике