Jump to content

Работа (аудиоформат)

Опус
Расширение имени файла
.opus [1]
Тип интернет-СМИ audio/ogg[2]
audio/opus (РТП) [3]
Разработано IETF по кодекам Рабочая группа
Первоначальный выпуск 11 сентября 2012 г .; 11 лет назад ( 11.09.2012 )
Тип формата с потерями Звук
Содержится Ogg , Матроска , WebM , MPEG-TS , ISOBMFF , CAF
Расширено с ШЕЛК , КЕЛЬТ
Стандартный RFC   6716
Открытый формат ? Да
Свободный формат ? Да
Веб-сайт опус-кодек .org
бопус
Разработчик(и) Фонд Xiph.Org
Первоначальный выпуск 26 августа 2012 г. ( 26.08.2012 )
Стабильная версия
1.5.2 / 12 апреля 2024 г .; 2 месяца назад ( 12.04.2024 )
Написано в С89
Платформа Кросс-платформенный
Тип Аудиокодек , эталонная реализация
Лицензия Лицензия BSD из 3 пунктов
Веб-сайт Загрузка кодека Opus

Opus — это с потерями, формат кодирования звука разработанный Xiph.Org Foundation и стандартизированный Инженерной рабочей группой Интернета , предназначенный для эффективного кодирования речи и общего аудио в едином формате, сохраняя при этом низкую задержку, достаточную для интерактивного общения в реальном времени, и низкий уровень шума. -достаточная сложность для встраиваемых процессоров начального уровня. [4] [5] Opus заменяет Vorbis и Speex для новых приложений, и несколько тестов на слепое прослушивание оценили его более высокое качество, чем любой другой стандартный аудиоформат при любой заданной скорости передачи данных до прозрачности достижения , включая MP3 , AAC и HE-AAC . [6] [7]

Opus сочетает в себе речевой LPC на основе алгоритм SILK с меньшей задержкой MDCT на основе и алгоритм CELT , переключаясь между ними или комбинируя их по мере необходимости для максимальной эффективности. [4] Битрейт, полоса пропускания звука, сложность и алгоритм можно плавно регулировать в каждом кадре. Opus имеет низкую алгоритмическую задержку (по умолчанию 26,5 мс). [8] необходим для использования в рамках канала связи в реальном времени, сетевых музыкальных представлений и синхронизации губ в реальном времени ; за счет компромисса между качеством и битрейтом задержку можно уменьшить до 5 мс. Его задержка исключительно мала по сравнению с конкурирующими кодеками, которым требуется более 100 мс, однако Opus очень конкурентоспособен с этими форматами с точки зрения качества на битрейт. [9]

В качестве открытого формата , стандартизированного в RFC 6716, эталонная реализация под названием libopus доступна по новой лицензии BSD . В справочнике есть оптимизации как с фиксированной, так и с плавающей запятой для устройств низкого и высокого класса, а также оптимизация SIMD на платформах, которые их поддерживают. Все известные патенты на программное обеспечение , распространяющиеся на Opus, лицензируются на условиях безвозмездного использования . [10] Opus широко используется в качестве кодека передачи голоса по IP (VoIP) в таких приложениях, как Discord , [11] Вотсап , [12] [13] [14] и PlayStation 4 . [15]

Особенности [ править ]

Возможные комбинации битрейта и задержки по сравнению с другими аудиоформатами

Opus поддерживает кодирование с постоянным и переменным битрейтом от 6 кбит /с до 510 кбит/с (или до 256 кбит/с на канал для многоканальных треков), размеры кадров от 2,5 мс до 60 мс и пять частот дискретизации от 8 кГц. (с полосой пропускания 4 кГц) до 48 кГц (с полосой пропускания 20 кГц, диапазон человеческого слуха ). Поток Opus может поддерживать до 255 аудиоканалов и позволяет связывать каналы между каналами в группах по два с использованием промежуточного кодирования.

Opus имеет очень короткую задержку (26,5 мс при использовании кадров по умолчанию 20 мс и настроек приложения по умолчанию), что делает его подходящим для приложений реального времени, таких как телефония , передача голоса по IP и видеоконференции ; Исследования Xiph привели к созданию кодека CELT , который обеспечивает высочайшее качество при сохранении низкой задержки. В любом потоке Opus битрейт, полоса пропускания и задержка могут постоянно изменяться без каких-либо искажений или разрывов; даже смешивание пакетов из разных потоков приведет к плавному изменению, а не к искажениям, характерным для других кодеков. В отличие от Vorbis, Opus не требует больших кодовых книг для каждого отдельного файла, что делает его более эффективным для коротких аудиоклипов и более устойчивым.

Спектрограмма звука, закодированного в Opus (~ 1.0), при увеличении битрейта (от ~ 32 до ~ 160 кбит / с) ясно показывает поведение нижних частот и лучшее сохранение энергии полосы с CELT (сравните оригинал, Vorbis, MP3, AAC ).

Формат Opus основан на сочетании широкополосного формата CELT и речевого формата SILK , оба сильно модифицированы: CELT основан на модифицированном дискретном косинусном преобразовании (MDCT), которое используется большинством музыкальных кодеков, с использованием методов CELP в частотная область для лучшего прогнозирования, в то время как SILK использует кодирование с линейным прогнозированием (LPC) и дополнительный фильтр долгосрочного прогнозирования для моделирования речи. В Opus оба были модифицированы для поддержки большего размера кадров, а также дальнейших алгоритмических улучшений и интеграции, таких как использование кодировщика диапазона CELT для обоих типов. Чтобы минимизировать накладные расходы при низких скоростях передачи данных, если задержка не так важна, SILK поддерживает упаковку нескольких кадров длительностью 20 мс вместе, совместное использование контекста и заголовков; SILK также поддерживает кадры с низкой скоростью передачи данных (LBRR), что позволяет восстанавливать потери пакетов низкого качества. CELT включает в себя как спектральную репликацию, так и генерацию шума, аналогично SBR и PNS AAC, и может дополнительно экономить биты, полностью отфильтровывая все гармоники тональных звуков, а затем копируя их в декодере. [16] Улучшение обнаружения тонов — это постоянный проект по улучшению качества.

Формат имеет три различных режима: речевой, гибридный и CELT. При сжатии речи SILK используется для звуковых частот до 8 кГц. Если требуется более широкая полоса пропускания, в гибридном режиме используется CELT для кодирования диапазона частот выше 8 кГц. Третий режим — чистый CELT, предназначен для обычного звука. SILK по своей сути является VBR и не может достичь целевого битрейта, в то время как CELT всегда может быть закодирован до любого определенного количества байтов, что позволяет использовать гибридный режим и режим CELT, когда требуется CBR.

SILK поддерживает размеры кадров 10, 20, 40 и 60 мс. CELT поддерживает размеры кадров 2,5, 5, 10 и 20 мс. Таким образом, гибридный режим поддерживает только размеры кадров 10 и 20 мс; кадры короче 10 мс всегда будут использовать режим CELT. Типичный пакет Opus содержит один кадр, но пакеты длительностью до 120 мс создаются путем объединения нескольких кадров в пакет. Opus может прозрачно переключаться между режимами, размерами кадров, полосой пропускания и количеством каналов для каждого пакета, хотя определенные приложения могут ограничить это.

Эталонная реализация написана на C или без него и компилируется на аппаратных архитектурах с модулем с плавающей запятой , хотя в настоящее время операции с плавающей запятой требуются для определения полосы пропускания звука (динамическое переключение между SILK, CELT и гибридным кодированием) и большинства оптимизаций скорости.

Контейнеры [ править ]

Пакеты Opus не являются саморазграничивающимися, а предназначены для использования внутри какого-либо контейнера , который передает декодеру длину каждого пакета. Первоначально Opus был предназначен для инкапсуляции в контейнеры Ogg , указанные как audio/ogg; codecs=opus, а для файлов Ogg Opus .opus расширение имени файла рекомендуется. [2] Потоки Opus также поддерживаются в Matroska , [17] ВебМ , [18] МПЕГ-ТС , [19] и MP4 . [20]

Альтернативно, каждый пакет Opus может быть завернут в сетевой пакет , который определяет длину пакета. Пакеты Opus могут отправляться по протоколу упорядоченных дейтаграмм, например RTP . [21]

Необязательный формат пакета с саморазделителем определен в приложении к спецификации. [22] При этом для кодирования длины пакета используется один или два дополнительных байта на пакет, что позволяет объединять пакеты без инкапсуляции.

Пропускная способность и частота дискретизации [ править ]

Opus допускает следующие полосы пропускания во время кодирования. Сжатие Opus не зависит от входной частоты дискретизации; временные метки измеряются в единицах 48 кГц, даже если вся полоса пропускания не используется. Аналогично, выходная частота дискретизации может выбираться свободно. Например, звук может вводиться с частотой 16 кГц, но при этом быть настроенным на кодирование только узкополосного звука. [23]

Аббревиатура Аудио
пропускная способность
Эффективный
частота дискретизации
НБ (узкополосный) 0 4 кГц 0 8 кГц
МБ (средний диапазон) [примечание 1] 0 6 кГц 12 кГц
ВБ (широкополосный) 0 8 кГц 16 кГц
SWB (сверхширокополосный) 12 кГц 24 кГц
ФБ (полнополосный) [примечание 2] 20 кГц 48 кГц

История [ править ]

Opus был предложен для стандартизации нового аудиоформата в IETF, который в конечном итоге был принят и одобрен по кодекам рабочей группой . Он основан на двух изначально отдельных стандартных предложениях от Xiph.Org Foundation и Skype Technologies SA (теперь Microsoft ). Его основными разработчиками являются Жан-Марк Вален (Xiph.Org, Octasic, Mozilla Corporation , Amazon), Коэн Вос (Skype) и Тимоти Б. Терриберри (Xiph.Org, Mozilla Corporation, Amazon). Среди прочих Джуин-Хвей (Рэймонд) Чен ( Broadcom ), Грегори Максвелл (Xiph.Org, Wikimedia ) и Крис Монтгомери также были задействованы (Xiph.Org).

Разработка CELT-части формата восходит к мыслям о преемнике Vorbis под рабочим названием Ghost . В качестве нового речевого кодека от Xiph.Org Foundation Opus заменяет старый речевой кодек Xiph Speex , более ранний проект Жана-Марка Валена. CELT разрабатывается с ноября 2007 года.

Часть SILK находится в разработке в Skype с января 2007 года как преемник их SVOPC , внутреннего проекта, призванного сделать компанию независимой от сторонних кодеков, таких как iSAC и iLBC, и соответствующих лицензионных платежей.

В марте 2009 года Skype предложил IETF разработать и стандартизировать широкополосный аудиоформат. Почти год прошел в оживленных дебатах по поводу формирования соответствующей рабочей группы . [24] Представители нескольких компаний, принимавших участие в стандартизации запатентованного конкурирующего формата, в том числе Polycom и Ericsson — создателей и лицензиаров G.719 , а также France Télécom , Huawei и Orange Labs (департамент France Télécom), которые участвовали в создании G.718 , заявили возражения против начала процесса стандартизации бесплатного формата. (Некоторые оппоненты позже заявили о своих патентных правах, которые Ксиф отклонил; см. ниже.) [25] Рабочая группа окончательно сформировалась в феврале 2010 года, и даже соответствующая 16-я Исследовательская комиссия МСЭ-Т обязалась поддерживать ее работу.

В июле 2010 года был представлен прототип гибридного формата, который объединил два предложенных формата-кандидата SILK и CELT. В сентябре 2010 года Opus был представлен IETF как предложение по стандартизации. Некоторое время формат носил название Harmony, прежде чем в октябре 2010 года получил свое нынешнее название. [26] В начале февраля 2011 года формат битстрима был предварительно заморожен с учетом последних изменений. [27] Ближе к концу июля 2011 года Жан-Марк Вален был нанят корпорацией Mozilla для продолжения работы над Opus. [28]

Доработка (1.0) [ править ]

В ноябре 2011 года рабочая группа выступила с последним призывом внести изменения в формат битового потока. Битовый поток был заморожен с 8 января 2012 года. [29] 2 июля 2012 года Opus был одобрен IETF для стандартизации. [30] Эталонное программное обеспечение вступило в статус кандидата на выпуск 8 августа 2012 г. [31] Окончательная спецификация была выпущена как RFC 6716 10 сентября 2012 г. [32] [33] версии 1.0 и 1.0.1 эталонной реализации а на следующий день были выпущены libopus.

11 июля 2013 года в libopus 1.0.3 были исправлены ошибки и появился новый API объемного звука , который улучшает распределение и качество каналов, особенно для LFE . [34]

1.1 [ править ]

5 декабря 2013 г. вышла версия libopus 1.1. [34] включение общего улучшения скорости и значительного улучшения качества кодирования: оценка тональности повышает битрейт и качество ранее проблемных сэмплов , таких как клавесины; автоматическое обнаружение речи/музыки улучшает качество смешанного звука; среднее стерео снижает требования к битрейту многих песен; повышение точности диапазона для улучшения переходных процессов; и подавление постоянного тока ниже 3 Гц. Были добавлены два новых режима VBR : неограниченный для более стабильного качества и временной VBR, который увеличивает громкость кадров и в целом улучшает качество.

libopus 1.1.1 был выпущен 26 ноября 2015 г., а 1.1.2 — 12 января 2016 г., в них добавлены оптимизация скорости и исправлены ошибки. 15 июля 2016 г. была выпущена версия 1.1.3, включающая исправления ошибок, оптимизации, обновления документации и экспериментальную Ambisonics работу .

1.2 [ править ]

Бета-версия libopus 1.2 была выпущена 24 мая 2017 г.. libopus 1.2 была выпущена 20 июня 2017 г. [35] Улучшения, внесенные в версию 1.2, позволяют создавать полнополосную музыку со скоростью передачи данных всего 32 кбит/с и широкополосную речь со скоростью всего 12 кбит/с. [36]

libopus 1.2 включает дополнительную поддержку изменений спецификации декодера, внесенных в проекты RFC 8251, улучшая качество вывода таких низкоскоростных потоков. [37]

1.3 [ править ]

libopus 1.3 был выпущен 18 октября 2018 года. [38] Основной выпуск Opus 1.3 снова содержит улучшения качества, новые функции и исправления ошибок. [39] Изменения по сравнению с версией 1.2.x включают:

  • Улучшения в обнаружении голосовой активности (VAD) и классификации речи/музыки с использованием рекуррентной нейронной сети (RNN).
  • Поддержка кодирования ambisonics с использованием семейств сопоставления каналов 2 и 3.
  • Улучшения в кодировании стерео речи при низком битрейте
  • Использование широкополосного кодирования речи со скоростью до 9 кбит/с (средний диапазон больше не используется)
  • Возможность использовать SILK до битрейта около 5 кбит/с.
  • Незначительное улучшение качества тонов
  • Включение исправлений спецификации в RFC 8251 по умолчанию
  • Улучшения безопасности/упрочнения

Известные исправления ошибок включают в себя:

1.3.1 [ править ]

libopus 1.3.1 был выпущен 12 апреля 2019 года. [40] В этом минорном выпуске Opus 1.3.1 исправлена ​​проблема с анализом файлов с цифровой тишиной (все нули), особенно в сборках x87 (в основном касается 32-битных сборок). Он также включает в себя две новые функции:

1.4 [ править ]

libopus 1.4 был выпущен 20 апреля 2023 года. [41] Opus 1.4 содержит следующие улучшения и исправления:

  • Улучшенная настройка внутриполосного FEC Opus под названием LBRR (резервирование с низкой скоростью передачи данных). [42] что раньше приводило к значительному падению качества звука при определенных обстоятельствах [43]
  • Добавлен параметр OPUS_SET_INBAND_FEC(2), который включает FEC, но не принудительно включает режим SILK (FEC будет отключен в режиме CELT).
  • Улучшенная настройка и различные исправления DTX.
  • Добавлена Meson ​​поддержка CMake. , улучшена поддержка

1.5 [ править ]

libopus 1.5 был выпущен 4 марта 2024 года. [44] В него добавлены следующие улучшения обратной совместимости:

  • Улучшено сокрытие потери пакетов с помощью глубокой нейронной сети.
  • Улучшенная избыточность для предотвращения потери пакетов с помощью оптимизированного по скорости передачи вариационного автокодировщика, .
  • Улучшено сокрытие артефактов кодирования за счет настройки коэффициентов постфильтра с помощью глубокой нейронной сети.
  • Поддержка дополнительных SIMD инструкций ЦП ; AVX2 на x86-64 и NEON на Aarch64 .

Текущее развитие [ править ]

Кодек находится в активной разработке. [45] В настоящее время основное внимание уделяется добавлению глубокого обучения избыточности на основе кодировщика , который улучшает сокрытие потери пакетов за счет внедрения одной секунды данных для восстановления в каждый закодированный пакет. Алгоритм глубокого резервирования (DRED) был разработан, в частности, Жан-Марком Валином, Ахмедом Мустафой, Яном Бюте, Тимоти Терриберри, Крисом Монтгомери , Майклом Клингбейлом и Пэрис Смарагдис из Amazon Web Services. [46] при спонсорской поддержке для открытия исходного кода алгоритма и последующего расширения стандарта IETF от Сида Рао. [47] Этот кодер представляет собой обратно совместимое изменение кодека, позволяющее клиентам легко обновлять приложения, чтобы воспользоваться преимуществами возможностей машинного обучения. В настоящее время разрабатывается проект RFC для стандартизации новой возможности. [48] Этот RFC — одна из первых попыток стандартизировать алгоритм глубокого обучения в IETF.

производительность с низкой задержкой Сравнение качества и

Сравнение эффективности кодирования Opus и других популярных аудиоформатов

Opus хорошо работает как на низких, так и на высоких скоростях передачи данных . [9]

В тестах на прослушивание на скорости около 64 кбит/с Opus показывает превосходное качество по сравнению с кодеками HE-AAC , которые ранее доминировали благодаря использованию запатентованной технологии репликации спектрального диапазона (SBR). [49] [6] В тестах на прослушивание на скорости около 96 кбит/с Opus показывает немного лучшее качество по сравнению с AAC и значительно лучшее качество по сравнению с Vorbis и MP3 . [7] [50]

Opus имеет очень низкую алгоритмическую задержку, [4] необходимость использования в качестве части канала связи с малой задержкой звука , который может обеспечить естественный разговор, сетевые музыкальные выступления или синхронизацию губ на живых мероприятиях. Общая алгоритмическая задержка для аудиоформата представляет собой сумму задержек, которые должны возникнуть в кодере и декодере живого аудиопотока независимо от скорости обработки и скорости передачи, например, при буферизации аудиосэмплов в блоки или кадры, что позволяет перекрывать окна и возможно, допуская упреждающий просмотр с формированием шума в декодере и любые другие формы упреждающего просмотра, или для кодера MP3 использование битового резервуара . [51]

Общая односторонняя задержка ниже 150 мс является предпочтительной целью большинства систем VoIP . [52] чтобы обеспечить естественный разговор с очередностью, на которую не влияет задержка. Музыканты обычно чувствуют себя вовремя благодаря задержке звука около 30 мс. [53] примерно соответствует времени слияния эффекта Хааса , хотя также может помочь согласование задержки воспроизведения собственного инструмента каждого пользователя с задержкой туда и обратно. [54] Для синхронизации губ рекомендуется , чтобы задержка звука составляла около 45–100 мс. [55]

Opus позволяет компромиссно снизить качество или увеличить битрейт для достижения еще меньшей алгоритмической задержки (минимум 5,0 мс). [56] Хотя длина кадра Opus по умолчанию в эталонной реализации составляет 20,0 мс, для слоя SILK требуется дополнительный просмотр вперед 5,0 мс плюс 1,5 мс для повторной выборки, что дает задержку по умолчанию 26,5 мс. Когда уровень CELT активен, для перекрытия окон требуется просмотр вперед на 2,5 мс , к которому по умолчанию добавляется соответствующая задержка в 4,0 мс для синхронизации со слоем SILK. Если кодер создается в специальном ограниченном режиме с низкой задержкой , задержка согласования 4,0 мс удаляется и уровень SILK отключается, что обеспечивает минимальную алгоритмическую задержку 5,0 мс. [8]

Поддержка [ править ]

Формат и алгоритмы открыто документированы, а эталонная реализация опубликована как бесплатное программное обеспечение . Эталонная реализация Xiph называется libopus , а пакет opus-tools предоставляет утилиты кодирования и декодера командной строки. Он публикуется на условиях BSD-подобной лицензии . Он написан на языке C и может быть скомпилирован для аппаратных архитектур с модулем вычислений с плавающей запятой или без него . Сопутствующий диагностический инструмент opusinfo сообщает подробную техническую информацию о файлах Opus, включая информацию о соответствии стандарту формата битового потока. Он основан на ogginfo из пакета vorbis-tools и поэтому — в отличие от кодировщика и декодера — доступен на условиях версии 2 GPL .

Реализации [ править ]

RFC   6716 содержит полный исходный код более старой версии эталонной реализации, написанной на C. RFC 8251 содержит ошибки. Libopus — более современная, но ненормативная ветвь эталонной реализации.

Проект FFmpeg [57] имеет реализации кодера и декодера, не полученные из справочной библиотеки. В документации он описан как только CELT и более низкого качества, чем эталонный. [58]

Справочная библиотека libopus была портирована как на C# , так и на Java в рамках проекта Concentus. Эти порты жертвуют производительностью ради легкой интеграции в кроссплатформенные приложения. [59]

Поставщики программного обеспечения и контента [ править ]

Digital Radio Mondiale — формат цифрового радио для частот AM — может транслировать и принимать звук Opus (хотя и не признан в официальном стандарте) с использованием программно-определяемого радио Dream .

Фонд Викимедиа спонсировал бесплатный онлайн- кодировщик JavaScript Opus с открытым исходным кодом для браузеров, поддерживающих необходимые функции HTML5 . [60]

Список радиостанций, транслирующих музыку с использованием аудиокодека Opus, можно найти в Xiph.Org Foundation каталоге Icecast . [61]

В конце 2014 и 2015 годов видеоплатформа Google YouTube начала предлагать аудио Opus вместе с VP9 видео в формате файлов WebM посредством потоковой передачи DASH . [62]

С 2016 года WhatsApp использует Opus в качестве формата аудиофайлов. [63]

Signal перешел с аудиокодека Speex В начале 2017 года на аудиокодек Opus для лучшего качества звука.

В 2018 году SoundCloud перешел с MP3 на Opus, сократив половину необходимой пропускной способности для потоковой передачи музыки. [64]

В январе 2021 года Vimeo представила Opus на своей видеоплатформе. [65]

В 2021 году датский журналистский веб-сайт Zetland перешел с MP3 на Opus для аудиозаписей своих статей, что позволило сократить пропускную способность на 35 процентов и уменьшить воздействие на климат. [66] [67]

Поддержка операционной системы [ править ]

Большая часть программного обеспечения для конечных пользователей опирается на мультимедийные платформы, предоставляемые операционной системой . Встроенная поддержка кодеков Opus реализована в большинстве основных мультимедийных платформ для Unix-подобных операционных систем, включая GStreamer , FFmpeg и Libav . библиотеки [68] [69] [70]

Контейнер WebM .webm в основном используется на онлайн-видео платформах (например, YouTube ) и обычно рассматривается операционными системами и медиаплеерами как видеофайл. Даже если файл WebM содержит только аудио Opus и не содержит видео, некоторые музыкальные проигрыватели не распознают файлы WebM как аудиофайлы и не поддерживают чтение метаданных файла. [71]

Контейнер Ogg .opus предпочтителен для файлов, содержащих только аудио, и большинство медиаплееров поддерживают метаданные аудиофайлов, помеченные в формате комментариев Vorbis .

Google добавила встроенную поддержку воспроизведения аудио Opus в Android 5.0 «Lollipop» . [72] Однако он был ограничен аудио Opus, инкапсулированным в контейнеры Matroska и WebM , такие как .mkv, .mka и .webm файлы. [73] [74] В Android 7.0 «Nougat» появилась поддержка звука Opus, инкапсулированного в контейнеры Ogg . [75] В Android 10 наконец-то добавлена ​​встроенная поддержка .opus расширения . [76]

Благодаря добавлению поддержки WebRTC в механизм рендеринга Apple WebKit , macOS High Sierra и iOS 11 были выпущены со встроенной поддержкой воспроизведения звука Opus, инкапсулированного в контейнеры Core Audio Format . [77] В macOS Sonoma добавлена ​​поддержка моно- и стереозвука Opus, инкапсулированного в контейнеры MPEG-4 и WebM в Safari . [78] [79]

В Windows 10 версии 1607 Microsoft предоставила встроенную поддержку звука Opus, инкапсулированного в Matroska и WebM . контейнеры [80] В версии 1709 поддержка звука Opus, инкапсулированного в контейнеры Ogg, была доступна через предустановленное дополнение под названием Web Media Extensions. [81] В Windows 10 версии 1903 встроенная поддержка .opus расширение было добавлено. [76] В Windows 8.1 и более ранних версиях доступны сторонние декодеры, такие как LAV Filters , для обеспечения поддержки формата. [82] Обновление для Windows 10 и 11 от января 2024 года приводило к зависанию проводника при переименовании или удалении файлов Ogg (включая .oga, .ogg, .ogm, .ogv, .ogx, .opus) из-за ошибок, связанных с источником мультимедиа MF. Расширение оболочки Pack Property Handler от Microsoft и пакет Web Media Extensions в Windows, которые не были исправлены до развертывания обновлений Windows. [83]

iOS 17 операционной системы включает поддержку встроенного кодирования и декодирования кодека Opus с помощью платформы AudioToolbox . Воспроизведение файлов Ogg в .opus контейнер поддерживается через приложение «Файлы» . Opus дополнительно поддерживается в формате Core Audio. .caf контейнер, QuickTime .mov контейнер и ISOBMFF .mp4 контейнер [примечание 3] . Поскольку платформа AudioToolbox используется совместно с macOS , аналогичная поддержка должна присутствовать в обеих операционных системах по мере их дальнейшего развития.

Поддержка Opus различными операционными системами
Окна macOS Линукс Андроид iOS
Поддержка кодеков Да
Частично : Win 10 v1607, 1709, 1809.
Полная версия : Win 10 v1903.
Да
Частично : macOS High Sierra (10.13)
Полная версия : macOS Sonoma (14.0)
Да Да
Частично : Android 5, 6, 7
Полная версия : Android 10.
Да
Частично : iOS 11
Полная версия : iOS 17.
Поддержка контейнеров В юбилейном обновлении Windows 10 (1607) :
WebM (.webm не распознается; требуется псевдорасширение)
Matroska (.mka, .mkv)

В Windows 10 Fall Creators Update (1709) с надстройкой Web Media Extensions :
Ogg (.opus не распознается; требуется псевдорасширение) [примечание 4]

В обновлении Windows 10 за октябрь 2018 г. (1809) :
WebM (.webm признан официально)

В обновлении Windows 10 мая 2019 г. (1903) :
Ogg (.opus, .oga, .ogg) (.opus признан официально)

В macOS High Sierra :
Основной аудиоформат (.caf)

В macOS Монтерей :
WebM (.webm; экспериментальная поддержка) [85] [86]

В macOS Sonoma :
моно и стерео MPEG-4 и WebM (.webm) [78] [79]

Огг (.opus)
ВебМ (.webm)
Matroska (.mka, .mkv)
MPEG-TS (.ts)
На Андроид 5 :
ВебМ (.webm)
Matroska (.mka, .mkv)

На Андроид 7 :
Ogg (.oga, .ogg) (.opus не распознается; требуется псевдорасширение) [примечание 4]

На Android 10 :
Ogg (.opus, .oga, .ogg) (.opus признан официально)
MP4 (.mp4) (вместе с AV1 ) видео

На iOS 17 и более поздних версиях :
Поддерживает воспроизведение через файлы ; поддерживает Ogg как .opus; поддерживается в MP4 , автономно [примечание 3] или в сочетании с любым официально поддерживаемым видеокодеком; автономные и расширенные, но неофициально поддерживаемые комбинации в MOV ; автономная поддержка в CAF
Примечания

В Windows 10 и Windows 11 :
- По состоянию на июнь 2023 г. проигрыватель Windows Media (2022 г.) не поддерживает аудиодорожки Opus, сопровождающие видео в контейнерах MP4. [87]

В Windows 10 :
- В юбилейном обновлении (1607) доступна ограниченная поддержка в приложениях Microsoft Edge (только через MSE ) и универсальной платформы Windows . Проигрыватель Windows Media не поддерживает Ogg; только ВебМ и Матроска.
- В обновлении за апрель 2018 г. (1803) с расширениями веб-медиа Microsoft Edge (EdgeHTML 17) поддерживает звук Opus, встроенный в теги <audio>. предустановленными
- До обновления за октябрь 2018 г. (1809) расширение имени файла .opus не распознавалось. (замените псевдорасширением файла, например .m4a) [84]

В Windows 8.1 и старше :
- Требуется установка стороннего мультимедийного фреймворка LAV Filters .

В Safari 15 Apple добавила поддержку звука Opus в контейнерах WebM. Экспериментальная поддержка присутствует только в macOS. [88]

- До Android 9 расширение имени файла .opus не распознавалось (замените его псевдорасширением, например .ogg или .m4a). [75] Первоначально представленный в iOS 11, поддерживался только звук Opus с постоянной скоростью передачи данных в контейнере CAF.

В Safari 15 Apple добавила поддержку звука Opus в контейнерах WebM. Однако по состоянию на сентябрь 2021 года он не работает в iOS 15. [89]

В iOS 17 была добавлена ​​встроенная поддержка воспроизведения файлов .opus с переменным битрейтом из приложения «Файлы»; кодек дополнительно поддерживается, если он инкапсулирован в ISOBMFF.

Поддержка медиаплеера [ править ]

Хотя поддержка в мультимедийных платформах автоматически обеспечивает поддержку Opus в программном обеспечении, построенном на основе таких платформ, некоторые разработчики приложений приложили дополнительные усилия для поддержки аудиоформата Opus в своем программном обеспечении. Такая поддержка была добавлена ​​в AIMP , [90] Амарок , [91] cmus , Демон музыкального проигрывателя , foobar2000 , [92] Mpxplay , MusicBee , [93] SMplayer , медиаплеер VLC , [94] Винамп [95] и XMPlay аудиоплееры ; Ледяной Каст , [96] Эфирное время (программное обеспечение) [97] программное обеспечение для потоковой передачи аудио; а также программа для записи аудио компакт-дисков Asunder , программа записи компакт-дисков CDBurnerXP FFmpeg, Libav и MediaCoder , инструменты кодирования мультимедиа . Испытания потокового радио Icecast проводятся с сентября 2012 года по январь 2013 года. [98] [99] SteamOS использует Opus или Vorbis для потоковой передачи звука. [100]

Поддержка браузера [ править ]

Поддержка Opus обязательна для реализаций WebRTC . [101] Opus поддерживается в Mozilla Firefox , [102] Хром и Google Chrome , [103] Blink на основе Opera , [104] [105] а также все браузеры для Unix-подобных систем, использующие GStreamer для поддержки мультимедийных форматов. Хотя Internet Explorer не обеспечивает воспроизведение Opus изначально, поддержка этого формата встроена в браузер Edge вместе с VP9 для полной WebM . поддержки [106] [107] Safari поддерживает Opus начиная с iOS 11 и macOS High Sierra. [108]

Поддержка VoIP [ править ]

Благодаря своим возможностям Opus сразу же привлек внимание поставщиков программного обеспечения для передачи голоса по IP (VoIP). Несколько SIP- клиентов, включая Acrobits Softphone , CSipSimple (через дополнительный плагин), Empathy (через GStreamer), Jitsi , [109] туенти , [110] Line2 (пока только на iOS ), [111] Линфон , [112] Телефонер и ФонерЛайт , [113] СФЛфон , [114] Телефон , Бормотание , Дискорд [11] и программное обеспечение голосового чата TeamSpeak 3 также поддерживают Opus. [115] [116] [117] TrueConf поддерживает Opus в своих VoIP-продуктах. [118] В Asterisk отсутствовала встроенная поддержка Opus по юридическим причинам. [119] но сторонний патч был доступен для скачивания [120] а официальная поддержка через двоичный объект была добавлена ​​в сентябре 2016 года. [121] Программное обеспечение для видеоконференций Tox P2P использует исключительно Opus. [122] Приложение для распределенного обмена сообщениями с рекламными объявлениями отправляет необработанные кадры опуса внутри сокета TLS в своей реализации VoIP. [123]

Opus широко используется в качестве голосового кодека в WhatsApp . [12] [14] [13] который имеет более 1,5   миллиардов пользователей по всему миру. [124] WhatsApp использует Opus с 8–16 кГц частотой дискретизации . [12] [13] с транспортным протоколом реального времени (RTP). [14] группового чата Игровая консоль PlayStation 4 также использует кодек CELT/Opus для PlayStation Network . в системе [15] Source Engine использует Opus для своей системы голосового чата . [125] Он также используется в приложении для видеоконференций Zoom. [126]

Аппаратное обеспечение [ править ]

Начиная с версии 3.13, Rockbox позволяет воспроизводить Opus на поддерживаемых портативных медиаплеерах , включая некоторые продукты из серии iPod от Apple , устройствах производства iriver , Archos и Sandisk , а также на устройствах Android , использующих «Rockbox как приложение». [127] [128] Все последние Grandstream IP-телефоны поддерживают аудио Opus как для кодирования, так и для декодирования. OBihai OBi1062, OBi1032 и OBi1022 IP-телефоны поддерживают Opus. Последние беспроводные колонки BlueSound поддерживают воспроизведение Opus. [129] Устройства под управлением ОС Hiby, такие как Hiby R3, способны декодировать файлы Opus изначально.

Многие IP-кодеки вещания включают Opus, например, производства Comrex , GatesAir и Tieline. [130]

Sony поддерживает запись видео в PlayStation 5 разрешении 1080p и 2160p с использованием видео VP9 и звука Opus в контейнере WebM. [131] [132]

Android 13 поддерживает Opus в качестве кодека для наушников Bluetooth (A2DP), что обусловлено его низкой задержкой, что важно для пространственного звука с отслеживанием головы. Google Pixel Buds Pro поддерживает этот кодек A2DP. [133]

претензии Патентные

Будучи открытым стандартом, алгоритмы открыто документируются, а эталонная реализация (включая исходный код ) публикуется. Broadcom и Xiph.Org Foundation владеют патентами на программное обеспечение на некоторые алгоритмы CELT, а Skype Technologies /Microsoft владеют некоторыми на алгоритмы SILK; каждый из них предлагает бесплатную бессрочную лицензию на использование с Opus, оставляя за собой только право использовать свои патенты для защиты от исков третьих лиц о нарушении авторских прав. Qualcomm , Huawei , France Telecom и Ericsson заявили, что их патенты могут применяться, что отрицает юрисконсульт Xiph, и ни одна из них не подала никаких судебных исков. [10] [134] Лицензия Opus автоматически и задним числом прекращается для любого лица, которое пытается подать патентный иск.

Примечания [ править ]

  1. ^ Не используется по умолчанию с версии 1.3.
  2. ^ Opus обрезает звук выше 20 кГц, общепринятого верхнего предела диапазона человеческого слуха .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Opus будет работать автономно на iOS 17 в ISOBMFF только в том случае, если его «основная версия» или «торговая марка» контейнера не «M4A»; iOS ожидает, что аудиофайлы будут использовать .m4a продление, понижение .mp4 в видео — при воспроизведении будет отображаться пустая видеодорожка, даже если ее нет в контейнере. Переименование ISOBMFF .mp4 файл в .m4a Однако будет работать так, как ожидалось.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б В Android 9 и Microsoft Windows 10 (1809) .opus Расширение имени файла не распознается службой Android MediaScanner и приложениями универсальной платформы Windows . Псевдорасширение другого аудиоформата (например, .ogg или .m4a) необходим для обнаружения и воспроизведения файлов. [75] [84]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ «MIME-типы и расширения файлов» . Ксифвики .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Терриберри, Тимоти; Ли, Рон; Джайлз, Ральф (апрель 2016 г.). «Тип контента» . Инкапсуляция Ogg для аудиокодека Opus . IETF . п. 30. сек. 9. дои : 10.17487/RFC7845 . РФК 7845 . Проверено 30 апреля 2016 г.
  3. ^ Спиттка, Джулиан; Вос, Коэн; Вален, Жан-Марк (30 июня 2015 г.). «Регистрация типа носителя Opus» . Формат полезной нагрузки RTP для кодека речи и аудио Opus . IETF . п. 9. сек. 6.1. дои : 10.17487/RFC7587 . ISSN   2070-1721 . РФК 7587 . Проверено 30 июня 2015 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Опус Кодек» . Опус (Главная страница). Фонд Xiph.org . Проверено 31 июля 2012 г.
  5. ^ Брайт, Питер (12 сентября 2012 г.). «Новый стандартизированный аудиокодек Opus выполняет любую роль: от онлайн-чата до музыки» . Арс Техника . Проверено 28 мая 2014 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вален, Жан-Марк; Вос, Коэн; Скоглунд, Ян (17 мая 2013 г.). Хоэн, Кристиан (ред.). «Сводка результатов прослушивания Opus» . Ietf Datatracker . Рабочая группа по интернет-инжинирингу. Архивировано из оригинала 24 июля 2021 г. Проверено 24 июля 2021 г.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Камедо2 (июль 2014 г.). «Результаты публичного мультиформатного прослушивания» . {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жан-Марк Вален; Грегори Максвелл; Тимоти Б. Терриберри; Коэн Вос (17–20 октября 2013 г.). «Высококачественное кодирование музыки с малой задержкой в ​​кодеке Opus» (PDF) . www.xiph.org . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фонд Xiph.Org. п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2018 года . Проверено 19 августа 2014 г. Упреждающий просмотр CELT составляет 2,5 мс, а упреждающий просмотр SILK — 5 мс плюс 1,5 мс на повторную выборку (включая повторную выборку как кодера, так и декодера). По этой причине путь CELT в кодере добавляет задержку в 4 мс. Однако приложение может ограничить кодер CELT и исключить эту задержку. Это уменьшает общее время просмотра до 2,5 мс.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чен, Раймонд (1 апреля 2011 г.). «Тестирование опуса» (PDF) . Проверено 2 января 2016 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Лицензия на кодек Opus» . Ксиф.орг . Проверено 22 декабря 2015 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Какие функции есть у Discord?» . Раздор . Проверено 29 октября 2017 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лейден, Джон (27 октября 2015 г.). «WhatsApp раскрыт: исследованы внутренности приложения, высасывающего информацию» . Регистр . Проверено 19 октября 2019 г.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шривастава, Саурабх Ранджан; Дубе, Сачин; Шривастая, Гульшан; Шарма, Кавита (2019). «Проблемы безопасности, вызванные смартфонами: проблемы, практические примеры и предотвращение» . В Ле, Дак-Ныонг; Кумар, Рагвендра; Мишра, Броджо Кишор; Чаттерджи, Джиотир Мой; Хари, Манджу (ред.). Кибербезопасность в параллельных и распределенных вычислениях: концепции, методы, приложения и практические примеры . Джон Уайли и сыновья. стр. 187–206 (200). дои : 10.1002/9781119488330.ch12 . ISBN  9781119488057 . S2CID   214034702 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хазра, Судип; Матети, Прабхакер (13–16 сентября 2017 г.). «Проблемы криминалистики Android» . В Тампи, Сабу М.; Перес, Грегорио Мартинес; Вестфалл, Карлос Беккер; Ху, Цзянькунь; Фан, Чун И.; Мармол, Феликс Гомес (ред.). Безопасность в вычислительной технике и коммуникациях: 5-й международный симпозиум, SSCC 2017 . Спрингер. стр. 286–299 (290). дои : 10.1007/978-981-10-6898-0_24 . ISBN  9789811068980 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Программное обеспечение с открытым исходным кодом, используемое в PlayStation®4» . Sony Interactive Entertainment Inc. Проверено 11 декабря 2017 г.
  16. ^ Монтгомери, Кристофер (23 декабря 2010 г.). «Аудио следующего поколения: обновление CELT 20101223» .
  17. ^ Бункус, Мориц (16 сентября 2013 г.). «Выпущен MKVToolNix v6.4.0» . Пользователи Matroska (список рассылки) . Проверено 24 декабря 2013 г.
  18. ^ «Руководство по контейнерам WebM» . Проект ВебМ . Проверено 19 октября 2015 г.
  19. ^ «Список зарегистрированных идентификаторов TS MPEG – Орган регистрации SMPTE, LLC» . СМПТЭ. 05.01.2019 . Проверено 5 января 2019 г.
  20. ^ «Инкапсуляция Opus в базовый формат медиафайлов ISO» . 28 августа 2018 г. Проверено 5 января 2019 г.
  21. ^ Спиттка, Джулиан; Вос, Коэн; Вален, Жан-Марк (30 июня 2015 г.). Формат полезной нагрузки RTP для кодека речи и аудио Opus . IETF . дои : 10.17487/RFC7587 . ISSN   2070-1721 . РФК 7587 . Проверено 5 января 2019 г.
  22. ^ Вален, Жан-Марк; Вос, Коэн; Терриберри, Тимоти Б. (11 сентября 2012 г.). «Саморазграничивающий кадр» . Определение аудиокодека Opus . IETF . п. 321. сек. Б. дои : 10.17487/RFC6716 . ISSN   2070-1721 . РФК 6716 . Проверено 5 января 2019 г.
  23. ^ Вален, Жан-Марк; Вос, Коэн; Терриберри, Тимоти Б. (11 сентября 2012 г.). «Обзор кодека Opus» . Определение аудиокодека Opus . п. 8. сек. 2. дои : 10.17487/RFC6716 . ISSN   2070-1721 . RFC 6716 . Проверено 21 июня 2014 г.
  24. ^ «IETF работает над созданием бесплатного аудиокодека» . H-online.com. 13 ноября 2009 г. Проверено 7 апреля 2016 г.
  25. ^ «Монти» от Xiph.org о кодеках и патентах [LWN.net]» . lwn.net .
  26. ^ Вос, Коэн (15 октября 2010 г.). «Гармония стала опусом» . кодек (список рассылки). IETF . Проверено 3 января 2016 г.
  27. ^ «Кодек IETF Opus готов к тестированию» . Водородаудио . Проверено 12 сентября 2012 г.
  28. ^ Вален, Жан-Марк (1 августа 2011 г.). «Обновление IETF, Mozilla» . Живой Журнал.com . Проверено 5 октября 2012 г.
  29. ^ «Опус Кодек» . Фонд Xiph.org . Проверено 12 сентября 2012 г.
  30. ^ «Опус одобрен IETF» . Jmspeex.livejournal.com. 03 июля 2012 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
  31. ^ «[opus] Доступны кандидаты на выпуск 1.0.0 и 1.0.1» . опус (список рассылки). Фонд Xiph.org . Проверено 5 октября 2012 г.
  32. ^ «Это Opus, он потрясающий, и теперь это стандарт аудиокодека!» . Хаки Мозиллы . Проверено 12 сентября 2012 г.
  33. ^ «RFC 6716 об определении аудиокодека Opus» . объявить (список рассылки). IETF . Проверено 12 сентября 2012 г.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Монти; Вален, Жан-Марк. «Обновление Opus 20131205: выпуск 1.1» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2017 г. Проверено 17 июля 2013 г.
  35. ^ «libopus 1.2 – Кодек Opus» . Opus-codec.org. 20 июня 2017 г. Проверено 23 августа 2017 г.
  36. ^ Циммерман, Стивен (7 июля 2017 г.). «Кодек Opus 1.2 появился на вашем телефоне: высококачественный звук со скоростью 32 кбит/с» . Разработчики XDA. Архивировано из оригинала 13 июля 2017 г. Проверено 12 июля 2017 г.
  37. ^ Вален, Жан-Марк (20 июня 2017 г.). «Выпущен Опус 1.2» .
  38. ^ «Опус Кодек» . www.opus-codec.org . Проверено 22 октября 2018 г.
  39. ^ «Выпущен Опус 1.3» . People.xiph.org . Проверено 22 октября 2018 г.
  40. ^ «Опус Кодек» . www.opus-codec.org . Проверено 12 апреля 2019 г.
  41. ^ «Опус релиз 1.4» . Гитхаб . 20 апреля 2023 г.
  42. ^ «Нейронное кодирование обеспечивает более эффективное восстановление потерянных аудиопакетов» . Проверено 20 апреля 2023 г. Статья цитируется только для описания LBRR. Neural FEC не является частью Opus 1.4.
  43. ^ Дэнахи, Скотт (20 июля 2022 г.). «Проблема субъективного качества: сложность и FEC» .
  44. ^ «Выпущен Опус 1.5» . 04.03.2024 . Проверено 4 марта 2024 г.
  45. ^ «Совершает · xiph/opus» . Гитхаб . Проверено 3 марта 2024 г.
  46. ^ "opus/dnn/README.md в основном · xiph/opus" . Гитхаб . Проверено 3 марта 2024 г.
  47. ^ «RTC @Scale 2023» . На масштабных конференциях . Проверено 3 марта 2024 г.
  48. ^ Терриберри, Тимоти Б.; Вален, Жан-Марк (23 октября 2023 г.). Форматирование расширения для кодека Opus (отчет). Рабочая группа по интернет-инжинирингу.
  49. ^ Открытый кодек следующего поколения с малой задержкой превосходит HE-AAC , Slashdot-Meldung, от 14 апреля 2011 г.
  50. ^ Максвелл, Грегори (2011). «Тест прослушивания мультиформатного стерео 64 кбит/с — неофициальная страница результатов» . Фонд Xiph.Org. Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 г. Проверено 19 июня 2011 г.
  51. ^ Луцки, Манфред; Шуллер, Джеральд; Гейер, Марк; Кремер, Ульрих; Вабник, Стефан (2004). «Руководство по задержке аудиокодека» (PDF) . На 116-й конференции AES, Берлин, Германия : 8–11 . Проверено 21 декабря 2016 г.
  52. ^ Лирони, Ф.; Массерони, К.; Тривисонно, Р.; Болл, CF (2005). «Мультимедийные услуги на основе Multi RAB в мобильных сетях GERAN». ВТЦ-2005-Осень. 2005 г. 62-я конференция IEEE по автомобильным технологиям, 2005 г. Том. 3. стр. 1662–1666. дои : 10.1109/VETECF.2005.1558224 . ISBN  0-7803-9152-7 . S2CID   44037728 .
  53. ^ Лаго, Нельсон Поссе; Кон, Фабио (ноябрь 2004 г.). «В поисках низкой задержки» . В материалах Международной компьютерной музыкальной конференции : 33–36 . Проверено 23 апреля 2019 г.
  54. ^ Каро, Александр (2010). «Потоковое аудио с низкой задержкой для музыкального взаимодействия через Интернет» в книге «Архитектуры потокового мультимедиа: методы и приложения: последние достижения» . IGI Global. стр. 362–383. ISBN  978-1-61692-833-9 .
  55. ^ Йе, Нонг; Чен, Ян; Фарли, Тони (29–31 мая 2003 г.). Требования к качеству мультимедийных данных в компьютерных сетях . Материалы Второй международной конференции по активным медиатехнологиям . Чунцин, КНР: World Scientific Publishing Company Incorporated. стр. 183–189. ISBN  978-981-238-343-3 .
  56. ^ Монтгомери, Кристофер. «Быстрая демонстрация новейших технологий... CELT 0.10.0 @ постоянное значение PEAQ, переменная задержка» . CELT v0.10 (последняя версия до интеграции с Opus) . xiph.org. Архивировано из оригинала 23 августа 2013 года . Проверено 30 октября 2012 г.
  57. ^ Пехливанов, Ростислав (11 февраля 2017 г.). «opus: добавьте собственный кодировщик Opus» . Git.videolan.org . Проверено 23 августа 2017 г.
  58. ^ «Документация по кодекам FFmpeg» . ffmpeg.org .
  59. ^ «lostromb/concentus: Pure Portable C# и Java-реализации аудиокодека Opus» . Гитхаб . Проверено 23 августа 2017 г.
  60. ^ Рилке, Райнер (2015). «Кодер опуса JavaScript» . Проверено 9 февраля 2015 г.
  61. ^ «Каталог Xiph — Opus кодека» . Справочник Сиф .
  62. ^ «Взгляд на анатомию видеофайлов YouTube» . Блог инженеров и разработчиков YouTube . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 10 июня 2022 г.
  63. ^ Рашад, А. (18 мая 2017 г.). «Аудио менеджер для WhatsApp: как воспроизвести аудиосообщения WhatsApp в музыкальном проигрывателе?» . Середина . Проверено 9 сентября 2020 г.
  64. ^ «Что такое Opus? Вот все, что вам нужно знать о новом формате аудиофайлов SoundCloud» . Журнал «Факты» . 5 января 2018 г.
  65. ^ «Представляем Opus, новый мощный аудиокодек» . блог Vimeo . 12 января 2021 г.
  66. ^ «Аудиоформаты и их климатический след» . Устойчивая сеть . 2 февраля 2022 г.
  67. ^ «Как совет участника сделал наши аудиофайлы на 35 процентов экологичнее» . Зетланд (на датском языке). 25 ноября 2021 г.
  68. ^ «GStreamer: новости» . Gstreamer.freedesktop.org . Проверено 5 октября 2012 г.
  69. ^ «Аудиокодеки» . FFmpeg Общая документация . Проверено 28 мая 2014 г.
  70. ^ «Аудиокодеки» . Либава Общая документация . Архивировано из оригинала 29 мая 2014 г. Проверено 28 мая 2014 г.
  71. ^ «Рекомендуемый контейнер/расширение для opus для совместимости с тегами» . Hydrogenaudio.io .
  72. ^ Google. «Андроидный леденец» . Проверено 3 ноября 2015 г. {{cite web}}: |author= имеет общее имя ( справка )
  73. ^ «Поддерживаемые форматы мультимедиа» . Проверено 29 апреля 2015 г.
  74. ^ Google. «Проблема 80729: поддержка Opus не работает» . Проверено 19 апреля 2016 г. {{cite web}}: |author= имеет общее имя ( справка )
  75. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Определение совместимости Android 7.0 (N)» . Проверено 22 мая 2017 г.
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Отслеживание проблем Google» . Issuetracker.google.com .
  77. ^ iOS 11: поддержка Opus в каналах подкастов
  78. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Примечания к выпуску Safari 17» . Разработчик Apple .
  79. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Симмонс, Джен (18 сентября 2023 г.). «Функции WebKit в Safari 17.0» . Вебкит .
  80. ^ Блог Microsoft Edge (18 апреля 2016 г.). «Поддержка WebM, VP9 и Opus в Microsoft Edge» . Блог Microsoft Edge .
  81. ^ Александерсен, Дэниел. «Microsoft добавляет в Windows 10 медиаформаты Ogg, Theora и Vorbis» . www.ctrl.блог .
  82. ^ «lavfilters — медиаразделитель и декодеры DirectShow с открытым исходным кодом» . Хостинг проектов Google. Архивировано из оригинала 3 января 2013 г. Проверено 5 октября 2012 г.
  83. ^ «Файлы ogg приводят к сбою проводника в Windows 10» .
  84. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Поддерживаемые форматы аудио и видео (приложения среды выполнения Windows) — разработка приложений для Windows» . Learn.microsoft.com .
  85. ^ Симмонс, Джен (26 октября 2021 г.). «Новые функции WebKit в Safari 15» .
  86. ^ «Документация разработчика Apple» . разработчик.apple.com .
  87. ^ «Новый медиаплеер Windows 11 не может воспроизводить звук в кодировке Opus в файле mp4 — Super User» .
  88. ^ «Организация лучших медиаформатов для Интернета — . 2021 »
  89. ^ Эспосито, Филипе (10 августа 2021 г.). «Apple добавляет поддержку аудиокодека WebM в Safari с iOS 15» .
  90. ^ «AIMP: Домашняя страница» . Аимп.ру. ​Проверено 5 октября 2012 г.
  91. ^ «Выпущен Amarok 2.8 «Return To The Origin»» . Амарок . 16 августа 2013 г. Проверено 28 мая 2014 г.
  92. ^ «foobar2000 v1.1.14 бета» . Форумы Hydrogenaudio . Проверено 5 октября 2012 г.
  93. ^ «Музыкальная пчелка» . Форум MusicBee . Проверено 17 августа 2013 г.
  94. ^ «VLC 2.0.4 Двацветок» . ВидеоЛАН . Проверено 19 октября 2012 г.
  95. ^ «Винамп» . Форумы Винампа . Проверено 4 января 2013 г.
  96. ^ «Бета-версия Icecast 2.4» . Lists.xiph.org. 17 июля 2012 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
  97. ^ Эфирное время, журнал изменений. «Эфирное время/журнал изменений в версии 2.4.x» . Исходная ткань . Проверено 1 июля 2013 г.
  98. ^ Радио Джеки, слушай сейчас. «Опус Стрим» . Радио Джеки. Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 14 мая 2013 г.
  99. ^ Абсолютное Радио, Listen Labs. «Испытание Opus Streaming» . Абсолютное радио . Проверено 30 октября 2012 г.
  100. ^ «Обновление бета-версии Steam: SteamVR и бета-версия домашней потоковой передачи» . SteamDB . Проверено 9 декабря 2015 г.
  101. ^ «Два аудиокодека для общения в реальном времени в браузере» . Heise.de . Проверено 12 сентября 2012 г.
  102. ^ «Форматы мультимедиа, поддерживаемые аудио- и видеоэлементами HTML» . Разработчик.mozilla.org. 03 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2010 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
  103. ^ «Проблема 104241: поддержка OPUS в файлах Ogg для аудиотега и аудиообъекта» . Chromium Трекер ошибок . Проверено 28 мая 2014 г.
  104. ^ «Почему нет официального упоминания о поддержке Opus?» . Мой.opera.com. 19 июля 2012 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
  105. ^ Шенкленд, Стивен (17 августа 2012 г.). «Как корпоративные разногласия помешали улучшению веб-аудио» . Новости CNET . Проверено 12 сентября 2012 г.
  106. ^ «Статус платформы» . Майкрософт. 19 апреля 2016 г.
  107. ^ «Поддержка WebM, VP9 и Opus в Microsoft Edge» . Майкрософт. 18 апреля 2016 г.
  108. ^ «Анонсируем WebRTC и Media Capture» . вебкит.орг . 7 июня 2017 года . Проверено 20 июня 2017 г. доступно в Safari на macOS High Sierra, iOS 11, (…) Safari поддерживает современные аудиокодеки, такие как Opus
  109. ^ Боке, Людовик (07 марта 2013 г.). «Jitsi 2.0 уже выпущена!» . Фонд XMPP . Архивировано из оригинала 29 мая 2014 г. Проверено 28 мая 2014 г.
  110. ^ «Tuenti+WebRTC (Voip2day 2014)» . 21 октября 2014 г.
  111. ^ «Новый опыт Line2 для iOS с улучшенным качеством звука» . Линия2. 18 октября 2012 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2013 г. Проверено 15 марта 2013 г.
  112. ^ «Линфон | Линфон» . www.linphone.org .
  113. ^ «PhonerLite: конфигурация» . http://phonerlite.de .
  114. ^ «SFLphone — Задача № 14602: [Кодек] Реализация опуса» . Ноу-хау Linux. 13 августа 2012 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2012 г. Проверено 12 сентября 2012 г.
  115. ^ Брэндон (19 июня 2013 г.). «Выпущен Mumble 1.2.4» . Блог Mumblevoice . Архивировано из оригинала 28 июня 2014 г. Проверено 28 мая 2014 г.
  116. ^ «Выпущен клиент TeamSpeak 3 3.0.10» . Форумы TeamSpeak . Проверено 4 марта 2013 г.
  117. ^ «Выпущен сервер TeamSpeak 3 версии 3.0.7» . Форумы TeamSpeak . Проверено 4 марта 2013 г.
  118. ^ "TrueConf сделал установку на аудиокодек Opus" [TrueConf выбрал аудиокодек Opus] (Пресс-релиз) (на русском языке). Москва, Россия. 19 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 29 мая 2014 г. Проверено 28 мая 2014 г.
  119. ^ Джордан, Мэтью (29 мая 2013 г.). «Опус и ВП8» . asterisk-dev (список рассылки) . Проверено 28 мая 2014 г.
  120. ^ «Патч Asterisk Opus/VP8» . Гитхаб . Проверено 28 мая 2014 г.
  121. ^ «Опус для Asterisk» . Внутри Астериска . 30 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2016 г. Проверено 3 октября 2016 г.
  122. ^ «Исходный код обработки кодека Tox» . Гитхаб . Проверено 9 декабря 2015 г.
  123. ^ «Документация по аудиокодеру рекламных объявлений» . Проверено 25 мая 2016 г.
  124. ^ Констин, Джош (31 января 2018 г.). «У WhatsApp 1,5 миллиарда пользователей в месяц. 19 миллиардов долларов? Не так уж и плохо» . ТехКранч . Архивировано из оригинала 9 февраля 2018 года . Проверено 8 февраля 2018 г.
  125. ^ Ли, Чжэньян (30 марта 2021 г.). «Реверсивный голосовой кодек Steam» . zhenyangli.me . Проверено 22 октября 2023 г.
  126. ^ «Аудио премиум-класса: встроенное аудио упрощает ваши встречи» (PDF) . Увеличение . Проверено 23 октября 2023 г.
  127. ^ Участники Rockbox (5 марта 2013 г.). «Примечания к выпуску Rockbox v.3.13» . Рокбокс . Проверено 21 марта 2013 г. {{cite web}}: |author= имеет общее имя ( справка )
  128. ^ «RockboxAsAnApplication2010 <Главная <Вики» . Rockbox.org . Проверено 5 октября 2012 г.
  129. ^ «ПУЛЬС ФЛЕКС» . Синий Звук . Проверено 28 февраля 2017 г.
  130. ^ «Tieline интегрирует OPUS в Report-IT и IP-кодеки» . Журнал Радио. 18 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2013 г. Проверено 18 декабря 2012 г.
  131. ^ «Видео игрового процесса MLB The Show 20 — 4K HDR, 60 кадров в секунду на PlayStation 5, также известно время загрузки» . 14 ноября 2020 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
  132. ^ «Как воспроизводить видео и музыку с дисков и USB-накопителей PlayStation (США)» . www.playstation.com .
  133. ^ Рахман, Мишааль. «На Pixel Buds Pro распространяется обновление прошивки, обеспечивающее пространственный звук с отслеживанием головы. Как и ожидалось, оно использует кодек Opus поверх BT A2DP для минимизации задержки» . Твиттер .
  134. ^ «Патент Nokia VP8 утверждает: мы были здесь раньше» . ОСНовости. 25 мая 2013 г. Проверено 17 июля 2014 г.

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

См. также [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e87a55fbbd84fe39131708aec2a598f__1718201700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/8f/1e87a55fbbd84fe39131708aec2a598f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Opus (audio format) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)