Jump to content

Регулярная матрица QS

Логотип матричной квадрофонической звуковой системы Sansui QS

Quadraphonic Sound (первоначально называвшийся Quadphonic Synthesizer , а позже неправильно именуемый RM или Regular Matrix ) — система с фазово-амплитудной матрицей 4-канальная квадрофоническая звуковая для граммофонных пластинок . Система была основана на технологии, созданной Питером Шайбером , но доработанной инженером Рёсуке Ито. [ 1 ] [ 2 ] Сансуи . в начале 1970-х годов

Технология была свободно лицензирована и была принята многими звукозаписывающими компаниями , включая ABC , Advent, BluesWay , Candide, Command , Decca , Impulse , Longines , MCA , Passport , Pye , Turnabout и Vox . более 600 пластинок с использованием этой технологии. В 1970-е годы на виниле было выпущено [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

RM ( Regular Matrix ) часто использовался как синоним матричных систем Sansui QS, Toshiba QM и Nippon Columbia QX, которые были выпущены ранее до появления спецификации RM в 1973 году. Хотя ни одна из трех предыдущих матриц не была совместима с новой спецификацией RM, а компании Toshiba и Nippon Columbia отозвали с рынка свои «дальнейшие несовместимые с RM» матричные системы, система QS Sansui неофициально маркировалась некоторыми звукозаписывающими лейблами как RM, пока ситуация не изменилась. было разъяснено лицам, ответственным за неправильную маркировку. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Было обнаружено, что матрица QS обладает преимуществами превосходного диагонального разделения и стереосовместимости, и хотя разделение соседних громкоговорителей составляет всего 3 дБ , такое симметричное распределение создает более стабильное квадрофоническое изображение, чем некоторые другие матричные системы. Ширина дорожки записи QS такая же узкая, как и у обычной стереодорожки, поэтому максимальное время воспроизведения такое же, как у обычных стереозаписей.

Еще в 1969 году инженер и музыкант Питер Шайбер разработал матричную систему, очень похожую на QS. [ 12 ] Он также сыграл важную роль во многих улучшениях качества SQ в сотрудничестве с Мартином Уиллкоксом и Джимом Фосгейтом .

В начале 1970-х годов Sansui представила четырехканальный синтезатор-декодер QS-1. [ 13 ] и кодер QSE-1 [ 14 ] основан на системе QS в Японии и дебютировал на экспорт в США в марте 1971 года. Разделение каналов составляло всего 3 дБ, но из-за человеческого слуха он звучал относительно хорошо.

В 1973 году Sansui представила декодер QS Vario Matrix. [ 15 ] с разделением 20 дБ [ 16 ] во всех направлениях ( декодер Vario Matrix также мог воспроизводить записи SQ в режиме Phase Matrix с разделением 6 дБ. Позже Sansui использовала передне-заднюю логику в режиме SQ). Два внешних декодера QSD-1. [ 16 ] и QSD-2 , [ 17 ] а также серия более крупных приемников-усилителей QRX включала эту матрицу и повышающее преобразование. Декодеры Sansui QS также обладали хорошими возможностями преобразования стерео в четверной формат, преобразуя панораму LR в LB-LF-RF-RB в подковообразной топологии. ( Декодер Vario Matrix мог синтезировать четырехканальный звук с высоким разделением - не менее 12 дБ.) Британский пионер звука Джон Мозли стал соавтором системы Sansui и впоследствии стал пионером Quintaphonic Sound.

Систему часто неправильно называли RM (Regular Matrix), когда она использовалась в усилителях или ресиверах других торговых марок, кроме Sansui. Многие японские бренды, такие как Pioneer или Kenwood, имели матричные декодеры с двумя режимами: - SQ и RM. В своем матричном декодере JVC было два режима: «Матрица 1» и «Матрица 2». Этот декодер мог воспроизводить записи как SQ, так и QS, но это был упрощенный декодер. Записи QS также можно воспроизводить на системе Marantz Vari-Matrix. (У европейских торговых марок, таких как Philips или Bang & Olufsen, были только декодеры для SQ или оба для SQ и CD-4, но не для QS.) Пластинки QS могли давать некоторый квадрафонический эффект, хотя и далекий от точного, при воспроизведении на декодере SQ.

В июне 2018 года электронная музыкантша Сюзанна Чиани выпустила альбом LIVE Quadrophonic , используя систему, «основанную» на принципах системы QS Regular Matrix. Ограниченное издание из 227 копий в коробочном наборе было выпущено в виде 12-дюймовой фонографической пластинки со скоростью вращения 45 об/мин . В комплект поставки также входит аппаратный декодер для корректного воспроизведения производства Involve Audio. Это была одна из первых новых квадрофонических граммофонных записей, выпущенных с конца 1970-х годов. [ 18 ]

Квинтафонический звук

[ редактировать ]

Пятиканальная система, основанная на QS, получившая название Quintaphonic Sound , была спроектирована и построена Джоном Мозли после его работы над пакетом Quadraphonic компании Sansui и использована в фильме 1975 года «Томми» . [ 19 ] Левая и правая 35-миллиметровые магнитные звуковые дорожки были закодированы QS для создания четырех каналов вокруг аудитории кинотеатра, а центральная магнитная дорожка была назначена динамику за экраном. Магнитная дорожка FX не использовалась. Эта раскладка каналов (5.0) была аналогична ныне распространенной конфигурации объемного звука 5.1 .

Использование

[ редактировать ]
Матрица кодирования QS [ 20 ]
Левый передний Правый передний Левый защитник Правый защитник
Осталось всего 0.924 0.383 j0.924 j0.383
Правильный итог 0.383 0.924 -j0,383 -j0.924

j = фазовый сдвиг + 90°

Матрица декодирования QS [ 20 ]
Осталось всего Правильный итог
Левый передний 0.924 0.383
Правый передний 0.383 0.924
Левый защитник -j0.924 j0.383
Правый защитник j0.383 -j0.924

j = фазовый сдвиг + 90°

При воспроизведении на обычном двухканальном стереооборудовании передние каналы уже, чем обычные два канала, из-за низкого разделения. Но тыловые каналы слышны из точек, находящихся за пределами обычного стереоспектра. Таким образом, запись QS дает совершенно более широкую стереокартину, чем обычное двухканальное стерео. Точка позади слушателя находится в противофазе при воспроизведении в двухканальном стерео и затухает при прослушивании в одноканальном моно. В моно громкость левой и правой точек позади слушателя снижается всего на 3 дБ (в SQ 6 дБ). [ 21 ]

Аппаратное обеспечение

[ редактировать ]

Квафонический синтезатор QSD-1 [ 16 ] (модуль для монтажа в стойку) был представлен в 1971 году, вскоре за ним последовал меньший квадратный QSD-2.

По состоянию на 2018 год австралийская компания Involve Audio разработала и обновила современный декодер, основанный на принципах QS, который, хотя и не совсем математически сопоставим с QS, способен декодировать QS и другие матричные кодировки так же хорошо или лучше, чем старинное оборудование. [ нужна ссылка ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Р. Ито и С. Такахаши, Характеристики Sansui QS Vario-Matrix (представлены на 43-м съезде Общества аудиоинженеров, Лос-Анджелес, сентябрь 1972 г.), читать в Интернете.
  • Р. Ито, «Предлагаемый универсальный стандарт кодирования для совместимой четырехканальной матрицы», JAES, апрель 1972 г. (впервые представлено на 41-й конвенции AES, 7 октября 1971 г.). Также перепечатано в Антологии «Квадрафония», AES 1975, стр. 125–131.
  • Техническое руководство Sansui QS (QSD-1) читать онлайн
  1. ^ «Патент US3757047A, Четырехканальная система воспроизведения звука» . Гугл Патенты . Проверено 13 ноября 2015 г.
  2. ^ «Характеристики Sansui QS Vario-Matrix 1 и 2 от Тай Чемберлена — Иссуу» . issuu.com . 6 мая 2011 года . Проверено 12 января 2023 г.
  3. ^ «Матрица QS, закодированная Quadrophonic от Afalout | Списки Discogs» . www.discogs.com .
  4. ^ "Квадрафоническая дискография "Квадрафоническая пластинка-Популярные записи" " . www.surrounddiscography.com .
  5. ^ «Матрица QS, закодированная Quadrophonic от Afalout | Списки Discogs» . www.discogs.com . Проверено 6 июня 2023 г.
  6. ^ «QM-матрица с кодировкой Quadraphonic Media от Afalout | Discogs Lists» . www.discogs.com .
  7. ^ Эгути, Хидео (12 августа 1972 г.). «Экспорт Denon в США приостановлен» . Рекламный щит . стр. 1, 54.
  8. ^ Кирш, Боб (4 августа 1973 г.). «Универсальные системы: один метод сделать несовместимые системы совместимыми» (PDF) . Рекламный щит . п. 35.
  9. ^ «Реклама Колумбии QXA-1» .
  10. ^ «Двойной адаптер Triphonic QX-1A» .
  11. ^ «Реклама пластинки Nippon-Columbia QuadXtra» .
  12. ^ «История объемного звука» . Midimagic.sgc-hosting.com .
  13. ^ «Руководство по декодеру четырехканального синтезатора Sansui QS-1» . Hi-Fi двигатель .
  14. ^ «Руководство по кодировщику Sansui QSE-1 QS» . Hi-Fi двигатель .
  15. ^ Ито, Рёске; Такахаси, Сусуму (1972). Характеристики Sansui QS Vario-Matrix . Общество аудиоинженеров.
  16. ^ Перейти обратно: а б с «Руководство по декодеру четырехканального синтезатора Sansui QSD-1» . Hi-Fi двигатель .
  17. ^ «Руководство по декодеру 4-канального синтезатора Sansui QSD-2» . Hi-Fi двигатель .
  18. ^ КАЛОР, МАЙКЛ (31 мая 2018 г.). «Аналоговый объемный звук возрождается на новой квадрафонической пластинке» . ПРОВОДНОЙ . Проверено 8 июня 2018 г.
  19. ^ «Дом — Ред Даймонд Аудио» . 11 сентября 2020 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Эргл, Джон М. (6 декабря 2012 г.). Справочник по звукозаписывающей технике . Springer Science & Business Media. ISBN  9789401093668 – через Google Книги.
  21. ^ Стенссон, Кьелл (1973). «4-канальная технология все еще находится на старте». Справочник по стерео Hi-Fi (74). Шведский институт HiFi: 30.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b18a16964c408d17a9e4c6e2cc5c9d9__1721196480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/d9/2b18a16964c408d17a9e4c6e2cc5c9d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
QS Regular Matrix - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)