Регулярная матрица QS

Quadraphonic Sound (первоначально называвшийся Quadphonic Synthesizer , а позже неправильно именуемый RM или Regular Matrix ) — система с фазово-амплитудной матрицей 4-канальная квадрофоническая звуковая для граммофонных пластинок . Система была основана на технологии, созданной Питером Шайбером , но доработанной инженером Рёсуке Ито. [ 1 ] [ 2 ] Сансуи . в начале 1970-х годов
Технология была свободно лицензирована и была принята многими звукозаписывающими компаниями , включая ABC , Advent, BluesWay , Candide, Command , Decca , Impulse , Longines , MCA , Passport , Pye , Turnabout и Vox . более 600 пластинок с использованием этой технологии. В 1970-е годы на виниле было выпущено [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
RM ( Regular Matrix ) часто использовался как синоним матричных систем Sansui QS, Toshiba QM и Nippon Columbia QX, которые были выпущены ранее до появления спецификации RM в 1973 году. Хотя ни одна из трех предыдущих матриц не была совместима с новой спецификацией RM, а компании Toshiba и Nippon Columbia отозвали с рынка свои «дальнейшие несовместимые с RM» матричные системы, система QS Sansui неофициально маркировалась некоторыми звукозаписывающими лейблами как RM, пока ситуация не изменилась. было разъяснено лицам, ответственным за неправильную маркировку. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Было обнаружено, что матрица QS обладает преимуществами превосходного диагонального разделения и стереосовместимости, и хотя разделение соседних громкоговорителей составляет всего 3 дБ , такое симметричное распределение создает более стабильное квадрофоническое изображение, чем некоторые другие матричные системы. Ширина дорожки записи QS такая же узкая, как и у обычной стереодорожки, поэтому максимальное время воспроизведения такое же, как у обычных стереозаписей.
История
[ редактировать ]Еще в 1969 году инженер и музыкант Питер Шайбер разработал матричную систему, очень похожую на QS. [ 12 ] Он также сыграл важную роль во многих улучшениях качества SQ в сотрудничестве с Мартином Уиллкоксом и Джимом Фосгейтом .
В начале 1970-х годов Sansui представила четырехканальный синтезатор-декодер QS-1. [ 13 ] и кодер QSE-1 [ 14 ] основан на системе QS в Японии и дебютировал на экспорт в США в марте 1971 года. Разделение каналов составляло всего 3 дБ, но из-за человеческого слуха он звучал относительно хорошо.
В 1973 году Sansui представила декодер QS Vario Matrix. [ 15 ] с разделением 20 дБ [ 16 ] во всех направлениях ( декодер Vario Matrix также мог воспроизводить записи SQ в режиме Phase Matrix с разделением 6 дБ. Позже Sansui использовала передне-заднюю логику в режиме SQ). Два внешних декодера QSD-1. [ 16 ] и QSD-2 , [ 17 ] а также серия более крупных приемников-усилителей QRX включала эту матрицу и повышающее преобразование. Декодеры Sansui QS также обладали хорошими возможностями преобразования стерео в четверной формат, преобразуя панораму LR в LB-LF-RF-RB в подковообразной топологии. ( Декодер Vario Matrix мог синтезировать четырехканальный звук с высоким разделением - не менее 12 дБ.) Британский пионер звука Джон Мозли стал соавтором системы Sansui и впоследствии стал пионером Quintaphonic Sound.
Систему часто неправильно называли RM (Regular Matrix), когда она использовалась в усилителях или ресиверах других торговых марок, кроме Sansui. Многие японские бренды, такие как Pioneer или Kenwood, имели матричные декодеры с двумя режимами: - SQ и RM. В своем матричном декодере JVC было два режима: «Матрица 1» и «Матрица 2». Этот декодер мог воспроизводить записи как SQ, так и QS, но это был упрощенный декодер. Записи QS также можно воспроизводить на системе Marantz Vari-Matrix. (У европейских торговых марок, таких как Philips или Bang & Olufsen, были только декодеры для SQ или оба для SQ и CD-4, но не для QS.) Пластинки QS могли давать некоторый квадрафонический эффект, хотя и далекий от точного, при воспроизведении на декодере SQ.
В июне 2018 года электронная музыкантша Сюзанна Чиани выпустила альбом LIVE Quadrophonic , используя систему, «основанную» на принципах системы QS Regular Matrix. Ограниченное издание из 227 копий в коробочном наборе было выпущено в виде 12-дюймовой фонографической пластинки со скоростью вращения 45 об/мин . В комплект поставки также входит аппаратный декодер для корректного воспроизведения производства Involve Audio. Это была одна из первых новых квадрофонических граммофонных записей, выпущенных с конца 1970-х годов. [ 18 ]
Квинтафонический звук
[ редактировать ]Пятиканальная система, основанная на QS, получившая название Quintaphonic Sound , была спроектирована и построена Джоном Мозли после его работы над пакетом Quadraphonic компании Sansui и использована в фильме 1975 года «Томми» . [ 19 ] Левая и правая 35-миллиметровые магнитные звуковые дорожки были закодированы QS для создания четырех каналов вокруг аудитории кинотеатра, а центральная магнитная дорожка была назначена динамику за экраном. Магнитная дорожка FX не использовалась. Эта раскладка каналов (5.0) была аналогична ныне распространенной конфигурации объемного звука 5.1 .
Использование
[ редактировать ]Левый передний | Правый передний | Левый защитник | Правый защитник | |
---|---|---|---|---|
Осталось всего | 0.924 | 0.383 | j0.924 | j0.383 |
Правильный итог | 0.383 | 0.924 | -j0,383 | -j0.924 |
j = фазовый сдвиг + 90°
Осталось всего | Правильный итог | |
---|---|---|
Левый передний | 0.924 | 0.383 |
Правый передний | 0.383 | 0.924 |
Левый защитник | -j0.924 | j0.383 |
Правый защитник | j0.383 | -j0.924 |
j = фазовый сдвиг + 90°
При воспроизведении на обычном двухканальном стереооборудовании передние каналы уже, чем обычные два канала, из-за низкого разделения. Но тыловые каналы слышны из точек, находящихся за пределами обычного стереоспектра. Таким образом, запись QS дает совершенно более широкую стереокартину, чем обычное двухканальное стерео. Точка позади слушателя находится в противофазе при воспроизведении в двухканальном стерео и затухает при прослушивании в одноканальном моно. В моно громкость левой и правой точек позади слушателя снижается всего на 3 дБ (в SQ 6 дБ). [ 21 ]
Аппаратное обеспечение
[ редактировать ]Квафонический синтезатор QSD-1 [ 16 ] (модуль для монтажа в стойку) был представлен в 1971 году, вскоре за ним последовал меньший квадратный QSD-2.
По состоянию на 2018 год австралийская компания Involve Audio разработала и обновила современный декодер, основанный на принципах QS, который, хотя и не совсем математически сопоставим с QS, способен декодировать QS и другие матричные кодировки так же хорошо или лучше, чем старинное оборудование. [ нужна ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]- Р. Ито и С. Такахаши, Характеристики Sansui QS Vario-Matrix (представлены на 43-м съезде Общества аудиоинженеров, Лос-Анджелес, сентябрь 1972 г.), читать в Интернете.
- Р. Ито, «Предлагаемый универсальный стандарт кодирования для совместимой четырехканальной матрицы», JAES, апрель 1972 г. (впервые представлено на 41-й конвенции AES, 7 октября 1971 г.). Также перепечатано в Антологии «Квадрафония», AES 1975, стр. 125–131.
- Техническое руководство Sansui QS (QSD-1) читать онлайн
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Патент US3757047A, Четырехканальная система воспроизведения звука» . Гугл Патенты . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ «Характеристики Sansui QS Vario-Matrix 1 и 2 от Тай Чемберлена — Иссуу» . issuu.com . 6 мая 2011 года . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ «Матрица QS, закодированная Quadrophonic от Afalout | Списки Discogs» . www.discogs.com .
- ^ "Квадрафоническая дискография "Квадрафоническая пластинка-Популярные записи" " . www.surrounddiscography.com .
- ^ «Матрица QS, закодированная Quadrophonic от Afalout | Списки Discogs» . www.discogs.com . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ «QM-матрица с кодировкой Quadraphonic Media от Afalout | Discogs Lists» . www.discogs.com .
- ^ Эгути, Хидео (12 августа 1972 г.). «Экспорт Denon в США приостановлен» . Рекламный щит . стр. 1, 54.
- ^ Кирш, Боб (4 августа 1973 г.). «Универсальные системы: один метод сделать несовместимые системы совместимыми» (PDF) . Рекламный щит . п. 35.
- ^ «Реклама Колумбии QXA-1» .
- ^ «Двойной адаптер Triphonic QX-1A» .
- ^ «Реклама пластинки Nippon-Columbia QuadXtra» .
- ^ «История объемного звука» . Midimagic.sgc-hosting.com .
- ^ «Руководство по декодеру четырехканального синтезатора Sansui QS-1» . Hi-Fi двигатель .
- ^ «Руководство по кодировщику Sansui QSE-1 QS» . Hi-Fi двигатель .
- ^ Ито, Рёске; Такахаси, Сусуму (1972). Характеристики Sansui QS Vario-Matrix . Общество аудиоинженеров.
- ^ Перейти обратно: а б с «Руководство по декодеру четырехканального синтезатора Sansui QSD-1» . Hi-Fi двигатель .
- ^ «Руководство по декодеру 4-канального синтезатора Sansui QSD-2» . Hi-Fi двигатель .
- ^ КАЛОР, МАЙКЛ (31 мая 2018 г.). «Аналоговый объемный звук возрождается на новой квадрафонической пластинке» . ПРОВОДНОЙ . Проверено 8 июня 2018 г.
- ^ «Дом — Ред Даймонд Аудио» . 11 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эргл, Джон М. (6 декабря 2012 г.). Справочник по звукозаписывающей технике . Springer Science & Business Media. ISBN 9789401093668 – через Google Книги.
- ^ Стенссон, Кьелл (1973). «4-канальная технология все еще находится на старте». Справочник по стерео Hi-Fi (74). Шведский институт HiFi: 30.