Футуризм (музыка)

Футуризм — художественное движение начала 20-го века, которое охватывало живопись , скульптуру , поэзию , театр , музыку , архитектуру , кино и гастрономию . Филиппо Томмазо Маринетти инициировал это движение своим «Манифестом футуризма» , опубликованным в феврале 1909 года. Футуристическая музыка отвергла традиции и представила экспериментальные звуки, вдохновленные машинами, и оказала влияние на нескольких композиторов 20-го века. По словам Родни Пэйтона, «в начале движения термин «футуризм» неправильно использовался для широкого определения любого рода авангардных усилий; в английском языке этот термин использовался для обозначения композитора, чья музыка считалась «сложной». [1] "
Прателлы Манифест музыкантов-футуристов
[ редактировать ]Музыкант Франческо Балилья Прателла присоединился к движению в 1910 году и написал « Манифест музыкантов-футуристов» (1910), « Технический манифест футуристической музыки» (1911) и «Разрушение квадратуры» ( Distruzione dellaquadratura ), (1912). В «Манифесте музыкантов-футуристов» Прателла, как и Маринетти, обратился к молодежи, потому что только они могли понять, что он хотел сказать. Он хвастался премией, полученной им за музыкальное футуристическое произведение « д'Варгун» , и успехом его первого выступления в Коммунальском театре Болоньи Сина в декабре 1909 года, что дало ему возможность судить музыкальную сцену. По мнению Прателлы, итальянская музыка уступала музыке за рубежом. Он восхвалял «возвышенный гений» Вагнера и видел некоторую ценность в творчестве Рихарда Штрауса , Дебюсси , Элгара , Мусоргского , Глазунова и Сибелиуса . Напротив, в итальянской симфонии доминировала опера в «абсурдной и антимузыкальной форме». Консерватории поощряли отсталость и посредственность. Издатели увековечили посредственность и господство музыки «шаткими и вульгарными» операми Пуччини и Умберто Джордано . Единственным итальянцем Прателла мог похвалить своего учителя Пьетро Масканьи , потому что он восстал против издателей и пытался новаторствовать в опере, но даже Масканьи был слишком традиционен на вкус Прателлы.
Перед лицом этой посредственности и консерватизма Прателла развернул «красный флаг футуризма, призвав к своему пылающему символу таких молодых композиторов, у которых есть сердца, чтобы любить и бороться, умы, чтобы творить, и брови, свободные от трусости».
Его музыкальная программа была:
- чтобы молодежь держалась подальше от консерваторий и обучалась самостоятельно;
- основание музыкального обозрения, независимого от ученых и критиков;
- воздержание от любого конкурса, который не был полностью открытым;
- освобождение от прошлого и от «хорошо сделанной» музыки;
- чтобы прекратилось господство певцов, чтобы они стали такими же, как любой другой член оркестра;
- оперным композиторам писать свои собственные либретто , которые должны были быть написаны свободным стихом ;
- положить конец всем историческим декорациям, балладам, «тошнотворным неаполитанским песням и духовной музыке»; и
- продвигать новую работу вместо старой.
Руссоло и интонарумори
[ редактировать ]Луиджи Руссоло (1885–1947) — итальянский художник и музыкант-самоучка. В 1913 году он написал «Искусство шума» . [2] [3] Руссоло и его брат Антонио использовали инструменты, которые они называли « интонарумори », которые представляли собой генераторы акустического шума , позволяющие исполнителю создавать и контролировать динамику и высоту нескольких различных типов шумов. В « Искусстве шумов » «шум-звук» разделен на шесть групп:
- Рев, Гром, Взрывы, Шипящий рев, Удары, Грохот
- Свист, шипение, пыхтение
- Шепот, Шум, Бормотание, Бормотание, Бульканье
- Визг, Скрип, Шорох, Гудение, Треск, Трение
- Шумы, возникающие при ударах по металлам, дереву, коже, камням, керамике и т. д.
- Голоса животных и людей, Крики, Визги, Визги, Вопли, Уханье, Вой, Предсмертные хрипы, Рыдания
Руссоло и Маринетти дали первый концерт футуристической музыки с интонарумори в апреле 1914 года (вызвав бунт). [4] В программу вошли четыре «сети шумов» со следующими названиями:
- Пробуждение города
- Встреча автомобилей и самолетов
- Обед на террасе казино и
- Стычка в оазисе.
Дальнейшие концерты по Европе были отменены из-за начала Первой мировой войны.
Композиторы под влиянием футуризма
[ редактировать ]Футуризм был одним из нескольких движений в художественной музыке 20-го века, которые отдавали дань уважения машинам, включали их или имитировали. Ферруччо Бузони предвосхитил некоторые футуристические идеи, хотя он оставался верным традициям. Считается, что [5] Руссоло Интонарумори оказали влияние на Стравинского , Онеггера , Антейля и Эдгара Вареза . [6] В Pacific 231 Онеггер имитировал звук паровоза. Футуристические элементы есть и в Прокофьева » «Стальном шаге .
композитор Джордж Антейл Особенно примечателен в этом отношении . Он выразил художественный радикализм 1920-х годов в музыке, благодаря чему его поддержали дадаисты, футуристы и модернисты. Его увлечение машинами проявляется в его «Сонате-самолете» , «Смерти машин» и 30-минутном «Механическом балете» . Изначально « Механический балет» предназначался для сопровождения экспериментального фильма Фернана Леже , но музыкальная партитура в два раза длиннее фильма и теперь стоит особняком. Для партитуры требуется ансамбль ударных инструментов, состоящий из трех ксилофонов, четырех больших барабанов, там-тама, трех самолетов, семи электрических звонков, сирены, двух «живых пианистов» и шестнадцати синхронизированных фортепиано. Работа Антейла была первой, в которой машины синхронизировались с игроками-людьми, а также использовалась разница между тем, во что могут играть машины и люди.
Среди русских композиторов-футуристов были Артур-Винсент Лурье , Михаил Гнесин , Александр Гедике , Геог Киркор (1910–1980), Джулиан Керин (1913–1996) и Александр Мосолов .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пэйтон, Родни Дж. (1976). «Музыка футуризма: концерты и полемика» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 62 (1): 25–45. дои : 10.1093/mq/LXII.1.25 . ISSN 0027-4631 . JSTOR 741598 .
- ↑ Искусство шума на Thereimin Vox. Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ Искусство шума. Архивировано 29 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Бенджамин Торн, « Луиджи Руссоло (1885–1947) », в книге «Музыка авангарда двадцатого века: биокритический справочник» под редакцией Ларри Ситски, предисловие Джонатана Крамера, 415–19 (Вестпорт и Лондон: Greenwood Publishing Group) , 2002). ISBN 0-313-29689-8 . Цитата на странице 415.
- ^ Даниэле Лонбарди, « Футуризм и музыкальные ноты », перевод Мэг Шор, Artforum 19 (январь 1981 г.): 43.
- ^ Ричард Хамфрис, Футуризм , движения в современном искусстве (Кембридж и Нью-Йорк: Cambridge University Press, 1999) ISBN 0-521-64611-1 . Цитирование на стр. 44.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даниэле Ломбарди. 1996. "Быстрый звук. Футуризм и футуризмы в музыке". Милан: Рикорди-ЛИМ.
- Деннис, Флора и Джонатан Пауэлл. 2001. «Футуризм». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Ланца, Андреа. 2008. «Очерк итальянской инструментальной музыки ХХ века». Сонус. Журнал исследований глобальных музыкальных возможностей . 29, нет. 1:1–21. ISSN 0739-229X