Лео Орнштейн
Лео Орнштейн | |
---|---|
![]() Лео Орнштейн в молодости, ок. 1918 год | |
Рожденный | |
Умер | 24 февраля 2002 г. Грин Бэй, Висконсин , США | ( 106 лет
Занятия |
|
Дети |
|
Подпись | |
![]() |
Leo Ornstein (born Лев Орнштейн , Lev Ornshteyn ; c. December 11, 1895 [ н 1 ] — 24 февраля 2002) — американский композитор-экспериментатор и пианист начала ХХ века. Его исполнение произведений композиторов -авангардистов , а также его собственные новаторские и даже шокирующие произведения сделали его знаменитым по обе стороны Атлантики. Основная часть его экспериментальных произведений написана для фортепиано . [ 1 ]
Орнштейн был первым важным композитором, широко использовавшим тональную группу . Как пианист его считали талантом мирового уровня. [ 2 ] К середине 1920-х годов он отошел от славы и вскоре исчез из народной памяти. Хотя свой последний публичный концерт он дал до сорока лет, он продолжал писать музыку еще полвека и даже дольше. Практически забытый на десятилетия, он был заново открыт в середине 1970-х годов. Орнштейн завершил свою восьмую и последнюю сонату для фортепиано в сентябре 1990 года в возрасте девяноста четырех лет, что сделало его старейшим опубликованным композитором в истории на тот момент (отметка, которую с тех пор поставил Эллиот Картер ).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Орнштейн родился в Кременчуге Полтавской губернии . Российской империи (ныне часть Украины ) Он вырос в музыкальной среде — его отец был еврейским кантором ( Хаззан ), а дядя-скрипач поощрял учебу мальчика. Орнштейн с самого начала был признан гением игры на фортепиано ; В 1902 году, когда знаменитый польский пианист Йозеф Гофман посетил Кременчуг, он услышал выступление шестилетнего Орнштейна. Гофман дал ему рекомендательное письмо в уважаемую Санкт-Петербургскую консерваторию . Вскоре после этого Орнштейн был принят учеником Императорского музыкального училища в Киеве , которым тогда руководил Владимир Пухальский. Смерть в семье вынудила Орнштейна вернуться домой. В 1903 году Осип Габрилович услышал его игру и рекомендовал в Московскую консерваторию . В 1904 году девятилетний Орнштейн прошел прослушивание и был принят в петербургскую школу. [ 3 ] Там он изучал композицию у Александра Глазунова и фортепиано у Анны Есиповой . К одиннадцати годам Орнштейн зарабатывал себе на жизнь, тренируя оперных певцов. [ 4 ] Спасаясь от погромов, спровоцированных националистической и антисемитской организацией «Союз русского народа» , семья эмигрировала в США 24 февраля 1906 года, ровно за девяносто шесть лет до его смерти. [ 5 ] Нью-Йорка Они поселились в Нижнем Ист-Сайде , и Орнштейн поступил в Институт музыкального искусства — предшественник Джульярдской школы — где он изучал игру на фортепиано у Берты Фейринг Тэппер . В 1911 году он дебютировал в Нью-Йорке с хорошо принятыми произведениями Баха , Бетховена , Шопена и Шумана . Записи произведений Шопена, Грига и Польдини, сделанные два года спустя , демонстрируют, по словам историка музыки Майкла Бройлза, «пианиста с чувствительностью, потрясающими техническими способностями и артистической зрелостью». [ 6 ]
Слава и «футуризм»
[ редактировать ]
Вскоре Орнштейн пошел совсем в другом направлении. Он начал сочинять произведения, содержащие диссонансные и поразительные звуки. [ 5 ] Сам Орнштейн был встревожен самой ранней из этих композиций: «Сначала я действительно сомневался в своем здравом уме. Я просто спросил: что это такое? Это было настолько далеко от всего моего опыта». [ 7 ] 27 марта 1914 года в Лондоне он дал первое публичное исполнение произведений, называвшихся тогда «футуристическими», ныне известных как модернистские . [ н 2 ] Помимо аранжировки Бузони трех хоральных прелюдий Баха и нескольких пьес Шенберга , Орнштейн исполнил ряд собственных сочинений. Концерт вызвал большой резонанс. Одна газета описала работу Орнштейна как «сумму Шенберга и Скрябина [ sic ] в квадрате». [ 8 ] Другие были более аналитичны: «Мы никогда не страдали от такой невыносимой отвратительности, выраженной в терминах так называемой музыки». [ 8 ]
Последующее выступление Орнштейна спровоцировало почти бунт: «На моем втором концерте, посвященном моим собственным сочинениям, я мог сыграть что угодно. Я сам не слышал фортепиано. этап." [ 7 ] Реакция, однако, ни в коем случае не была повсеместно отрицательной - Musical Standard назвал его «одним из самых замечательных композиторов того времени… [с] тем зародышем реализма и человечности, который свидетельствует о гениальности». [ 9 ] К следующему году о нем заговорила американская музыкальная сцена благодаря исполнению передовых произведений Шенберга, Скрябина, Бартока , Дебюсси , Кодая , Равеля и Стравинского (многие из которых были премьерами в США), а также его собственных произведений. , еще более радикальные композиции. [ 10 ]
Между 1915 и началом 1920-х годов, когда он практически перестал выступать на публике, Орнштейн был одной из самых известных (в некоторых глазах печально известных) фигур американской классической музыки. По описанию Бройлса и Дениз фон Глан, его «привлечение было огромным. Он постоянно выступал перед переполненными залами, часто более двух тысяч, во многих местах это была «самая большая аудитория сезона » » . [ 11 ] Его сольные фортепианные пьесы, такие как «Танец диких мужчин» (также известный как Danse Sauvage ; ок. 1913–14) и «Впечатления от Темзы» (ок. 1913–14), положили начало комплексному использованию кластера тонов в классической музыкальной композиции, которую Генри Коуэлл , три на несколько лет младше Орнштейна, сделал бы еще больше для популяризации. По описанию ученого Гордона Рамсона, « Танец диких людей» — это «произведение неистового, неуправляемого ритма, состоящее из плотных групп аккордов… и жестоких акцентов. Сложные ритмы и гигантские грохочущие аккорды пронизывают весь диапазон фортепиано. Это остается работа для великого виртуоза, способного наполнить его жгучей, свирепой энергией». [ 12 ] Аарон Копленд вспоминал это исполнение как самый противоречивый момент своего подросткового возраста. [ 13 ] В 2002 году обозреватель New York Times заявил, что это «по-прежнему шокирует». [ 14 ] По словам критика Кайла Ганна в книге «Впечатления от Темзы» , «если Дебюссян в своих текстурах использовал больше колючих аккордов, чем когда-либо осмеливался Дебюсси, а также кластеры в высоких частотах и низкие удары, которые предвещали Карла Великого Палестину , но модулированные... с непреодолимое чувство единства». [ 15 ]
В качестве примера того, что Орнштейн назвал «абстрактной музыкой», его Соната для скрипки и фортепиано (1915; а не 1913, как часто ошибочно называют). [ 16 ] пошел еще дальше; «на грани», как он выразился: «Я бы сказал, что [соната] довела музыку до самого края... Я просто отстранился и сказал: «За этим лежит полный хаос » . [ 17 ] В 1916 году критик Герберт Ф. Пейзер заявил, что «мир действительно перешел между эпохой Бетховена и Лео Орнштейна». [ 18 ] Той весной Орнштейн дал серию сольных концертов в нью-йоркском доме одного из своих сторонников; эти концерты стали важнейшими прецедентами для композиторских обществ, вокруг которых в 1920-е годы процветала современная музыкальная сцена. [ 19 ] Орнштейн также побывал в Новом Орлеане в 1916 году, где открыл для себя джаз . [ 20 ] В следующем году критик Джеймс Ханекер написал:

Я никогда не думал, что доживу до того, чтобы услышать, как Арнольд Шенберг звучит скучно, однако он звучит скучно – почти робко и неуверенно – после Орнштейна, который, что особенно подчеркнуто, является единственным настоящим синим, настоящим композитором- футуристом из ныне живущих. [ 21 ]
Помимо «футуриста», Орнштейна также иногда называли - вместе с Коуэллом и другими представителями их круга - «ультрамодернистом». В статье в Baltimore Evening Sun он был назван «непримиримым пианистом, который покорил весь музыкальный мир и, вероятно, является самой обсуждаемой фигурой на концертной сцене». [ 22 ] В The Musical Quarterly он был описан как «самый выдающийся музыкальный феномен нашего времени». [ 18 ] Композитор швейцарского происхождения Эрнест Блох назвал его «единственным композитором в Америке, проявляющим положительные признаки гениальности». [ 23 ]
К 1918 году Орнштейн стал настолько известен, что была опубликована его полная биография. Книга Фредерика Х. Мартенса показывает не только уровень славы Орнштейна в возрасте двадцати четырех лет, но и его разногласия на культурной сцене:
Лео Орнштейн для многих представляет собой злого музыкального гения, блуждающего вне пределов тональной ортодоксальности, в странной нейтральной зоне, наполненной извилистыми звуками, воплями футуристического отчаяния, кубистскими воплями и постимпрессионистскими криками и грохотами. Он великий анарх, иконоборец. [ 24 ]
Коуэлл, который познакомился с Орнштейном во время учебы в Нью-Йорке, будет следовать столь же радикальному стилю в рамках великой интеллектуальной и культурной миссии, которая также включала амбициозные работы по теории музыки, а также издательские и рекламные усилия в поддержку авангарда. Орнштейн, авангардный иконоборец американской классической музыки, следовал гораздо более своеобразной музе: «Я полностью руководствуюсь только своим музыкальным инстинктом в отношении того, что я считаю существенным или несущественным». [ 25 ] Свидетельством тому является тот факт, что даже на пике своей ультрамодернистской известности он также написал несколько лирических тональных произведений, таких как Первая соната для виолончели и фортепиано: [ 26 ] «[Оно] было написано менее чем за неделю под принуждением, которому невозможно было сопротивляться», - сказал позже Орнштейн. «Почему я услышал это романтическое произведение в тот же период, когда я был бурно увлечен примитивизмом [других произведений], я не понимаю». [ 27 ] Комментируя это произведение после смерти Орнштейна примерно три четверти века спустя, критик Мартин Андерсон написал, что оно «конкурирует с [сонатой для виолончели] Рахманинова по великолепным мелодиям». [ 28 ]
На рубеже десятилетий — вероятно, в 1918 или 1919 году — Орнштейн создал одну из своих самых выдающихся работ, включающую кластеры тонов, «Самоубийство в самолете» . [ 29 ] В его партитуре используется высокоскоростной басовый рисунок остинато, призванный имитировать звук двигателей и передать ощущение полета. [ 30 ] Произведение послужило источником вдохновения для создания Сонаты «Самолет» (1923) Джорджа Антейла , который отразил влияние Орнштейна в других произведениях, таких как «Соната Соваж» (1923). [ 31 ] В своей статье 2000 года пианист и историк Джозеф Смит назвал «Самоубийство в самолете» одним из тех произведений Орнштейна, которые «представляли (и могут до сих пор представлять) ne plus ultra пианистического насилия». [ 32 ]
Переход в 1920-е годы
[ редактировать ]Орнштейн, перегоревший, фактически отказался от своей знаменитой исполнительской карьеры в начале 1920-х годов. [ 33 ] Его «музыка вскоре была забыта», пишет ученый Эрик Леви, оставив его «по существу второстепенной фигурой в американской музыкальной жизни». [ 34 ] По описанию Бройлса, «К моменту появления новых музыкальных организаций 1920-х годов Орнштейн по большей части ушел на пенсию. Слишком ранний и слишком независимый, Орнштейн не имел особого желания участвовать в модернистском движении к тому времени, когда оно завоевало популярность в Соединенных Штатах. ... [Его] казалось, мало беспокоила публичность или ее отсутствие. Он слушал только свой собственный голос». [ 35 ]
Менялся и основной композиционный стиль Орнштейна. По описанию современного критика Гордона Рамсона, его
Музыкальный язык организовался в мерцающую, яркую градацию между простотой и резкостью. Мелодии имеют еврейский оттенок, и Орнштейн не стесняется ставить рядом диссонансную и тональную музыку. Это изменение стиля — лишь один из творческих инструментов Орнштейна. Что еще более важно, прямота эмоций делает музыку по-настоящему привлекательной. Следует также отметить, что его музыка идеально написана для фортепиано и явно является произведением мастера-пианиста. [ 21 ]
Эта трансформация способствовала исчезновению Орнштейна в безвестности. Те, кого он вдохновлял, теперь отвергли его почти так же яростно, как и критики, которых он шокировал десятилетием ранее. «[Он] был мальчиком с плаката радикального модернизма на протяжении 1910-х годов, и когда он отказался от этого стиля в пользу более выразительного, ультрамодернисты отреагировали как презираемый любовник», - говорит Бройлз. «Даже Коуэлл, известный своим отзывчивым темпераментом, не смог простить Орнштейна». [ 36 ]
Отказавшись не только от концертной сцены, но и от доходов, связанных с ней, Орнштейн подписал эксклюзивный контракт с лейблом Ampico на производство фортепианных роллов . [ 37 ] Он сделал для Ampico более двух дюжин роликов, в основном немодернистского репертуара; композиторами, которые он исполнял чаще всего, были Шопен, Шуман и Лист . Два рулона содержали его собственные композиции: Berceuse (Колыбельная песня) (ок. 1920–21) и Трагическая прелюдия (1924). [ 38 ] Орнштейн никогда не записал ни в каком формате ни одного примера своих футуристических произведений, принесших ему известность.
В середине 1920-х годов Орнштейн покинул Нью-Йорк, чтобы занять преподавательскую должность в Музыкальной академии Филадельфии, позже входившей в состав Университета искусств . [ 39 ] В этот период он написал некоторые из своих самых важных произведений, в том числе Фортепианный концерт по заказу Филадельфийского оркестра в 1925 году. [ 35 ] Два года спустя он выпустил свой фортепианный квинтет. Эпическое тональное произведение, отмеченное авантюрным использованием диссонансов и сложных ритмических аранжировок, признано шедевром жанра. [ 40 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В начале 1930-х годов Орнштейн дал свое последнее публичное выступление. [ 41 ] Несколько лет спустя он и его жена — бывшая Полина Косио Малле-Прево (1892–1985), также пианистка — основали Музыкальную школу Орнштейна в Филадельфии. [ 42 ] Среди тамошних студентов Джон Колтрейн и Джимми Смит сделали большую карьеру в джазе. [ 43 ] Орнштейны руководили и преподавали в школе, пока она не закрылась с их выходом на пенсию в 1953 году. Они практически исчезли из поля зрения общественности до середины 1970-х годов, когда их выследила историк музыки Вивиан Перлис : пара проводила зиму в техасском трейлере. парк (у них также был дом в Нью-Гэмпшире). [ 44 ] Орнштейн продолжал сочинять музыку; обладая мощной памятью, он не старался все это записывать и десятилетиями не стремился предать гласности. Хотя его стиль значительно смягчился с 1910-х годов, он сохранил свой уникальный характер, и с его новым открытием произошел новый всплеск продуктивности. По описанию Ганна, фортепианные произведения, написанные Орнштейном в восьмидесятые годы, такие как «Одиночество» и «Свидание у озера », содержали мелодии, которые «прорывались сквозь бесконечные витиеватые завитушки, которые не напоминали ни одного другого композитора». [ 15 ]
В 1988 году 92-летний Орнштейн написал свою Седьмую сонату для фортепиано. Благодаря этому сочинению Орнштейн на пару лет стал старейшим опубликованным композитором (до Эллиота Картера) , когда-либо создавшим существенное новое произведение. [ 45 ] 23 сентября 1990 года, в возрасте девяноста четырех лет, Орнштейн завершил свою последнюю работу — Восьмую сонату для фортепиано. [ 46 ] Названия частей сонаты отражают не только течение замечательного отрезка времени, но и неугасающее чувство юмора и исследовательский дух: I. «Жизненная суматоха и немного сатиры» / II. «Поход на чердак — слеза или две из-за навсегда ушедшего детства» (а. «Горнист» / б. «Плач о потерянной игрушке» / в. «Полуискалеченная колыбель — Берсез» / г. «Первая поездка на карусели и звуки шарманки») [ н 3 ] / III. «Дисциплины и импровизации». Рассматривая дебют произведения в Нью-Йорке, критик Энтони Томмазини написал: «Между ревущим безумием первой и третьей частей средняя часть представляет собой набор из четырех коротких музыкальных размышлений о детских воспоминаниях, обнаруженных на чердаке. тон дерзкий, а музыка обезоруживающая. Публика внимательно слушала, а затем разразилась аплодисментами». [ 14 ]
24 февраля 2002 года Орнштейн скончался в Грин-Бей, штат Висконсин . В возрасте 106 лет он был одним из композиторов-долгожителей. [ 47 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Точная дата рождения Орнштейна неоднозначна: различные источники указывают даты в 1892, 1893 или 1895 годах, но официальные документы 1917, 1920 и 1942 годов предполагают дату рождения 11 декабря 1895 года.
- ^ Хотя сегодня термин « футурист » тесно связан с художественным движением, возникшим в Италии в конце первого десятилетия 1900-х годов, в начале века он часто использовался более широко для обозначения авангардного искусства, которое сейчас широко распространено. называли « модернистским ».
- ^ Обратите внимание, что в онлайн-треке-листе исполнения Марком-Андре Амленом Восьмой сонаты для фортепиано на сайте Hyperion ошибочно упоминаются «Плач по потерянному мальчику» и «Источники шарманки»; в примечаниях Андерсона (2002b) правильно указаны «Плач по потерянной игрушке» и «Звуки шарманки».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бройлс 2001 .
- ^ Помимо цитат, приведенных ниже, см. также, например, Broyles and Von Glahn (2007), p. 9 («пианист необычайного мастерства»); Рамсон (2002), с. 352 («огромные пианистические способности»); Перлис (1983), с. 104 («признанный всемирно известный концертирующий пианист»). По словам Оджи (2000), он был «самой важной фигурой на американской сцене современной музыки 1910-х годов» (стр. 15).
- ^ Мартенс (1975), стр. 10–11. Обратите внимание, что Мартенс, как и многие другие, указал неправильный год рождения Орнштейна и, следовательно, неправильный его возраст: Мартенс говорит, что ему было восемь лет, когда он поступил в школу; Андерсон (2002a), например, говорит, что ему было двенадцать. Частично путаница основана на том факте, что Орнштейн не достиг установленного возраста, когда поступил в консерваторию, поэтому школе была предоставлена ложная дата рождения, указывающая, что он старше, чем он был (см., например, Anderson [2002a] ). В других случаях семья явно занижала возраст мальчика, чтобы он казался еще более вундеркиндом (см., например, «Постлюдия: Вивиан Перлис вспоминает Лео Орнштейна». Архивировано 4 июня 2011 г., на Wayback Machine NewMusicBox , 1 апреля). , 2002; Интернет-журнал Американского музыкального центра. Получено 31 января 2007 г.) Помимо этого выпуска, датировка Мартенса встреч Орнштейна с известными пианистами и последовательностью образовательных возможностей кажется наиболее авторитетной.
- ^ Бройлс (2004), с. 73.
- ^ Jump up to: а б Бройлс и фон Глан (2007), с. 3.
- ^ Бройлс (2004), с. 75.
- ^ Jump up to: а б Цитируется по Бройлсу и фон Глану (2007), с. 4.
- ^ Jump up to: а б Цитируется по Broyles (2004), с. 78.
- ^ Цитируется по Broyles (2004), стр. 78–79.
- ^ Бройлс (2004), с. 72; Мартенс (1975), с. 29.
- ^ Бройлс и фон Глан (2007), с. 4.
- ^ Рамсон (2002), стр. 352.
- ^ Кранден (2000), с. 213.
- ^ Jump up to: а б Томмазини (2002).
- ^ Jump up to: а б Ганн (2000).
- ^ См., например, Орнштейн (2002). Имейте в виду, что в этих заметках также неверно утверждается, что Орнштейн «никогда больше не играл публично» после середины 1920-х годов.
- ^ Цитируется по Broyles (2004), с. 80.
- ^ Jump up to: а б Цитируется по Бройлсу и фон Глану (2007), с. 2.
- ^ Оджа (2000), стр. 216; Кранден (2000), стр. 3.
- ^ См. Бройлс и фон Глан (2007), с. 9.
- ^ Jump up to: а б Цитируется по Андерсону (2002a).
- ^ Цитируется по Broyles (2004), с. 342, н. 3.
- ^ Цитируется по Crunden (2000), стр. 4–5.
- ^ Мартенс (1975), с. 9.
- ^ Цитируется по Рамсону (2002), стр. 353–54.
- ^ Бройлс и фон Глан (2007) датируют произведение 1915 годом (стр. 5). Андерсон (2002a) и подробный веб-сайт, поддерживаемый сыном композитора Северо, датируют его 1918 годом. Проверено 31 января 2007 г.
- ^ Цитируется по Бройлсу и фон Глану (2007), с. 6.
- ^ Андерсон (2002a).
- ^ См. Андерсон (2002b) по вопросу свиданий.
- ^ Леви (2000), с. 331. Леви сбивает с толку заявление: «Краткий флирт Орнштейна с футуризмом кажется поверхностным и сенсационным», несмотря на тот факт, что (а) в предыдущем абзаце он отмечает, что «композитор, по-видимому, не имел никаких контактов с итальянскими футуристами» (вряд ли «флирт») и (б) Орнштейн писал значительные работы в «футуристическом» стиле на протяжении более полувека (вряд ли «краткие»).
- ^ См. Рамсон (2002), стр. 353.
- ^ Смит (2001), с. VI.
- ^ Бройлс (2004), с. 80.
- ^ Леви (2000), с. 331.
- ^ Jump up to: а б Бройлс (2004), с. 81.
- ^ Бройлс (2004), с. 150.
- ^ Перлис (1983), с. 104. Обратите внимание, что Перлис неточно заявляет: «Никаких записей музыки [Орнштейна] или его выступлений не существовало до 1976 года». Фактически, как отмечалось выше и описано Бройлсом (2004), Орнштейн действительно записывал работы других для Columbia Records в 1913 году.
- ↑ См. роллографию. Архивировано 12 апреля 2014 г. в Wayback Machine. Часть Фонда воспроизводства фортепианных рулонов. Архивировано 15 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Бройлс (2004) говорит, что это произошло в 1924 году (стр. 80–81). Бройлс, опять же, вместе с Фон Гланом (2007) говорит о 1925 году (стр. 4).
- ^ См., например, Андерсон (2002a).
- ^ Поллак (2000) подтверждает, что Орнштейн выступал на концерте Copland-Sessions 1930 года (стр. 44). Степнер (1997) в своих заметках с хорошими источниками указывает 1933 год как дату последнего публичного концерта Орнштейна, хотя для «Самоубийства в самолете» он указывает неправильный 1913 год.
- ^ Бройлс (2004) пишет, что школа была основана в 1934 году (стр. 81). Бройлс и фон Глан (2007) указывают, что это был 1935 год (стр. 4). Андерсон (2002a) говорит, что это был 1940 год.
- ^ Портер (1999), с. 33; Мэтисон (2002), с. 53.
- ^ «Постлюдия: Вивиан Перлис вспоминает Лео Орнштейна». Архивировано 4 июня 2011 г., в Wayback Machine NewMusicBox , 1 апреля 2002 г.; интернет-журнал Американского музыкального центра. Проверено 30 января 2007 г.
- ^ Бройлс (2004), с. 81; Андерсон (2002а).
- ^ Андерсон (2002b).
- ^ Миджетт (2002).
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Мартин (2002a). «Некролог: Лео Орнштейн», The Independent (Лондон), 28 февраля.
- Андерсон, Мартин (2002b). Примечания к Лео Орнштейну: Фортепианная музыка (Hyperion 67320) (доступно в Интернете ).
- Бройлс, Майкл (2001). «Орнштейн, Лео» . Гроув Музыка онлайн . Отредактировано Кэрол Дж. Оджа. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.20486 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Бройлс, Майкл (2004). Маверикс и другие традиции в американской музыке . Нью-Хейвен, Коннектикут, и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10045-0
- Бройлс, Майкл и Дениз фон Глан (2007). Лео Орнштейн: модернистские дилеммы, личный выбор . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2007. ISBN 0-253-02866-3
- Бройлс, Майкл и Дениз фон Глан (2007). Примечания к Лео Орнштейну: Полное собрание сочинений для виолончели и фортепиано (New World 80655) (доступно в Интернете ).
- Кранден, Роберт Морс (2000). Тело и душа: создание американского модернизма. Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 0-465-01484-4
- Ганн, Кайл (2000). «Человек трех веков», Village Voice , 19 декабря (стр. 136; доступно в Интернете ).
- Леви, Эрик (2000). «Футуристическое влияние на музыку начала двадцатого века», в журнале «Международный футуризм в искусстве и литературе» , изд. Гюнтер Бергхаус. Берлин: Вальтер де Грюйтер, стр. 322–52. ISBN 3-11-015681-4
- Мартенс, Фредерик Х. (1975 [1918]). Лео Орнштейн: Человек, его идеи, его работа . Нью-Йорк: Арно (отрывок из Интернета ). ISBN 0-405-06732-1
- Мэтисон, Кенни (2002). Кулинария: хард-боп и соул-джаз, 1954–65 . Эдинбург: Кэнонгейт. ISBN 1-84195-239-7
- Миджетт, Энн (2002). «Лео Орнштейн, 108 лет, пианист и композитор-авангардист», New York Times , 5 марта.
- Оджа, Кэрол Дж. (2000). Делая музыку современной: Нью-Йорк в 1920-е годы . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-505849-6
- Орнштейн, Северо М. (2002). Примечания к Лео Орнштейну: Сонаты для фортепиано (Наксос 8.559104).
- Перлис, Вивиан (1983). «Струнный квартет № 3 Лео Орнштейна [обзор записи]», American Music vol. 1, нет. 1, весна (с. 104–6).
- Поллак, Ховард (2000 [1999]). Аарон Копленд: Жизнь и творчество необычного человека . Урбана и Чикаго: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-06900-5
- Портер, Льюис (1999 [1998]). Джон Колтрейн: его жизнь и музыка . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-10161-7
- Рамсон, Гордон (2002). «Лео Орнштейн (1892–2002)», в книге «Музыка авангарда двадцатого века: биокритический справочник» , изд. Ларри Ситски. Нью-Йорк: Гринвуд, стр. 351–57. ISBN 0-313-29689-8
- Смит, Джозеф, изд. (2001 г. [введение от 2000 г.]). Американская фортепианная классика: 39 произведений Готшалка, Гриффса, Гершвина, Копленда и других . Минеола, Нью-Йорк: Курьер Дувр. ISBN 0-486-41377-2
- Степнер, Дэниел (1997). Примечания к Лео Орнштейну: Фортепианный квинтет и струнный квартет № 3 (New World 80509) (доступно в Интернете ).
- Томмазини, Энтони (2002). «Русская рапсодия, способная потрясти», New York Times , 28 марта.
- Фон Глан, Дениз и Майкл Бройлс, ред. (2005). Лео Орнштейн: Квинтет для фортепиано и струнных, соч. 92 . Музыка Соединенных Штатов Америки (MUSA) об. 13. Мэдисон, Висконсин: AR Editions.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Лео Орнштейна в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Лео Орнштейн в Музыке Соединенных Штатов Америки (MUSA)
- Веб-сайт художника Лео Орнштейна , включая список работ (многие с партитурами и MP3 по запросу), подготовленный его сыном Северо.
- Документы Лео Орнштейна в Музыкальной библиотеке Ирвинга С. Гилмора Йельского университета - реестр архивных документов, охватывающих его карьеру.
- «Re: 100 In The Shade» — более подробная версия некролога Мартина Андерсона Орнштейна.
- Лео Орнштейн и футуризм в LTM
- Интервью с Лео Орнштейном , 18 июля 1987 года.
- Прослушивание
- Программа столетия Лео Орнштейна, 1 декабря 1992 г. композитор по случаю своего 100-летия встречается с Чарльзом Амирханяном.
- Лео Орнштейн: последний из оригинальных индивидуалистов 20-го века Орнштейн и его жена дают интервью Вивиан Перлис
- Орнштейн Фортепианная музыка Исполнение Марком-Андре Амленом « Самоубийства в самолете из Гипериона» Лео Орнштейн: Фортепианная музыка
- Сара Кэхилл играет видео Орнштейна на исполнение песни « Утро в лесу» 2002 года (28 сентября 1971 г.) для фортепиано соло.
- рождение 1890-х годов
- 2002 смертей
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы-классики XX века
- Американские мужчины-долгожители
- Американские пианисты-мужчины
- Американские классические пианисты
- Американские современные композиторы-классики
- Американский народ русско-еврейского происхождения
- Американский народ украинско-еврейского происхождения
- Американские исполнители современной классической музыки
- Композиторы для фортепиано
- Эмигранты из Российской империи в США
- Евреи из Российской Империи
- Американские еврейские композиторы-классики
- Еврейские украинские музыканты
- Американские классические пианисты-мужчины
- Композиторы-модернисты
- People from Kremenchuk
- Ученики Перси Гётчиуса
- Американские евреи 20-го века
- Американские евреи XXI века
- Выпускники Московской консерватории.
- Еврейские долгожители