Пандиатоникизм
Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( август 2023 г. ) |
Пандиатоника — музыкальный прием использования диатонической (в отличие от хроматической ) гаммы без ограничений функциональной тональности . Музыка, использующая эту технику, является пандиатонической .
История
[ редактировать ]Термин «пандиатоникизм» был придуман Николя Слонимским во втором издании « Музыки» с 1900 года для описания аккордовых образований любого числа до всех семи ступеней , диатонической гаммы «свободно используемых в демократическом равенстве». [2] трезвучия с добавленными нотами, такими как шестая , седьмая или вторая ( добавленные тональные аккорды ). Наиболее распространены [3] [4] ), тогда как «самая элементарная форма» — это негармоничный бас . [1] По определению Слонимского,
Пандиатоника санкционирует одновременное использование любого или всех семи тонов диатонической гаммы, при этом бас определяет гармонию . Построение аккордов остается третичным: седьмой, девятый или тринадцатый аккорды рассматриваются как созвучия, функционально эквивалентные основному трезвучию. ( Одиннадцатый аккорд избегается в тонической гармонии из-за его квартального значения.) Пандиатоника, как консолидация тональности, является излюбленным приемом НЕОКЛАССИЦИЗМА [ sic ]. [5]
Пандиатоническая музыка обычно свободно использует диатонические ноты в диссонансных комбинациях без обычных разрешений и/или без стандартных последовательностей аккордов , но всегда с сильным чувством тональности из -за отсутствия хроматики. «Пандиатонизм обладает как тональными, так и модальными аспектами, с явным предпочтением мажорных тональностей». [2] Характерные примеры включают вступление Сергея Прокофьева , Третьего фортепианного концерта Диатонического Казеллы Альфредо вальса и » Игоря Стравинского «Пульчинеллы . [6] «Функциональное значение первичных триад ... остается неизменным в пандиатонической гармонии». [2] Противоположная точка зрения утверждает, что пандиатонизм не создает четкой и устойчивой тоники. [7] Пандиатоникизм также называют «музыкой белых нот». [8] хотя на самом деле случайные случайности могут присутствовать. [ нужна ссылка ] Другими композиторами, применившими эту технику, являются Морис Равель , Поль Хиндемит , Дариус Мийо , Аарон Копленд и Рой Харрис . [9] Пандиатоника также используется в джазе (например, добавлен шестой девятый аккорд) и в тоновых группах Генри Коуэлла . [10]
Позже Слонимский стал рассматривать пандиатонизм как диатонический аналог Арнольда Шёнберга , двенадцатитоновой техники согласно которой мелодии могут состоять из семи различных нот диатонической гаммы, а затем быть перевернутыми , ретроградными или и тем, и другим . Согласно этой системе, «строгий пандиатонический контрапункт » может использовать последовательности семи разных нот в каждом голосе без вертикального дублирования. [9]
Этот термин подвергся критике как один из многих, согласно которым «музыка Стравинского повсюду и одновременно представляет или охватывает все мыслимые техники». [11] и это «стало настолько расплывчатым понятием, что имеет очень мало смысла и пользы». [12] Пандиатоническая музыка обычно определяется тем, чем она не является, «отсутствием традиционных элементов»: [13] хроматическое, атональное, двенадцатитоновое, функциональное, ясно-тоническое и/или традиционное разрешение диссонанса. [14] «Его применяли… к диатонической музыке, лишенной гармонической последовательности [или]… центричности». [15] Сам Слонимский, высмеивая определение, процитировал профессора, назвавшего пандиатонизм «до-мажором, который звучит адски». [16]
Примеры пандиатоники включают гармонии, которые Аарон Копленд использовал в своей популистской работе «Аппалачская весна » [17] и минималистская музыка Стива Райха , Филипа Гласса и более поздние работы Джона Адамса . [18] [19] Уильям Манн описывает " The Beatles " This Boy как "гармонически... один из самых интригующих, с его цепочками пандиатонических кластеров". [20]
Пандиатоническая музыка
[ редактировать ]Следующие музыкальные произведения включают пандиатонизм.
- Битлз
- « Она уходит из дома » [21]
- " Этот мальчик " [20]
- Аарон Копленд
- Клод Дебюсси
- « Затонувший собор » из «Прелюдий» , книга 1. [7]
- Избранная дама [22]
- « Паруса » [23]
- Джордж Гершвин
- Морис Равель
- Ригодон из «Гробницы Куперена» [25]
- Стив Рич
- Нед Рорем
- Струнный квартет № 2 [27]
- Деодат де Северак
- «Снежная погода» [28]
- Игорь Стравинский
- Эйтор Вилла-Лобос
- Струнный квартет № 10 [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Андриссен и Шенбергер 2006 , 57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Костеланец 2013 , 465.
- ^ Анон. 2001 .
- ^ Кеннеди 2006 .
- ^ Слонимский 1938 , xxii.
- ^ Латам 1992 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симмс 1986 , 63–64.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Март 1979 г. , 163.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слонимский 1947 , IV.
- ^ Костеланец 2013 , 517.
- ^ ван ден Тоорн 1975 , 105.
- ^ Вудворд 2009 , 1.
- ^ Вудворд 2009 , iii.
- ^ Вудворд 2009 , 3.
- ^ Тимочко 2011 , 188n31.
- ^ Вудворд 2009 , 2.
- ^ Яффе 1992 , 30–31.
- ^ Дальхаус и др. 2001 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Яффе 1992 , 28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Манн 1963, цитируется в Everett 2001 , 204.
- ^ Эверетт 1999 , 109.
- ^ Хепокоски 1984 , 48.
- ^ Тимочко 2011 , 188.
- ^ Шифф 1997 , 81.
- ^ Слонимский 2000 , 256.
- ^ Яффе 1992 , 29.
- ^ Страсбург 1976 .
- ^ Уотерс 2008 , 104.
- ^ Дэниэлс 1966 .
Источники
[ редактировать ]- Андриссен, Луи и Элмер Шенбергер. 2006. Аполлонический часовой механизм: О Стравинском . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. ISBN 9789053568569 .
- Анон. 2001. «Пандиатонизм». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Дальхаус, Карл , Джулиан Андерсон , Чарльз Уилсон , Ричард Кон и Брайан Хайер. 2001. «Гармония». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Дэниелс, Артур. 1966. «Эйтор Вилла-Лобос: Струнный квартет № 10 » (рецензия). Примечания , вторая серия 22, вып. 3 (март): 1108.
- Эверетт, Уолтер . 1999. Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Оксфорд. ISBN 9780195129410 .
- Эверетт, Уолтер. 2001. Битлз как музыканты: карьеристы через резиновую душу . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514105-4 .
- Хепокоски, Джеймс А. 1984. «Формульные дебюты Дебюсси». Музыка XIX века 8, вып. 1 (Лето): 44–59.
- Яффе, Стивен . 1992. «Разговор между SJ и JS о новой тональности». Обзор современной музыки 6, вып. 2:27–38.
- Кеннеди, Майкл . 2006. «Пандиатонизм». Оксфордский музыкальный словарь , второе издание, переработанное; под редакцией Джойс Борн. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-861459-3 .
- Костеланец, Ричард . 2013. Словарь авангарда . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781136806193 . Костеланец, кажется, цитирует Слонимского.
- Лэтэм, Элисон (ред.). 1992. «Пандиатонизм [Пандиатонизм]». Оксфордский спутник музыки . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Махлис, Джозеф. 1979. Введение в современную музыку , второе издание. Нью-Йорк и Лондон: WW Нортон. ISBN 0-393-09026-4 .
- Манн, Уильям . 1963. «Лондон». «Таймс» (27 декабря).
- Шифф, Дэвид . 1997. Гершвин: Рапсодия в стиле блюз . Кембриджские музыкальные справочники. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521559539 .
- Симмс, Брайан Р. 1986. Музыка двадцатого века: стиль и структура . Нью-Йорк: Книги Ширмера; Лондон: Кольер Макмиллан. ISBN 0-02-872580-8 .
- Слонимский, Николай . 1938. Музыка с 1900 года , второе издание. Нью-Йорк: WW Нортон.
- Слонимский, Николас, 1947. Тезаурус гамм и мелодических моделей . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 0-02-611850-5 . Перепечатано, Schirmer Trade Books, 1975. ISBN 978-0825614491 .
- Слонимский, Николай. 2000. Спутник слушателя: Великие композиторы и их произведения , под редакцией Электры Юрк. Нью-Йорк: Торговые книги Ширмера. ISBN 9780825672781 .
- Страсбург, Роберт . 1976. "Нед Рорем: Струнный квартет № 2" (рецензия). Примечания , вторая серия 33, вып. 1 (сентябрь): 166.
- Тимочко, Дмитрий . 2011. Геометрия музыки: гармония и контрапункт в расширенной общей практике . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-971435-3 .
- Ван ден Тоорн, Питер. 1975. "Некоторые характеристики диатонической музыки Стравинского". Перспективы новой музыки 14, вып. 1. (Осень-зима): 104–138.
- Уотерс, Роберт Фрэнсис. 2008. Деодат де Северак: Музыкальная идентичность в Fin de Siècle, Франция . Олдершот, Хантс и Берлингтон, Вермонт: Ashgate Publishing. ISBN 9780754641056 .
- Вудворд, Джеймс Чарльз. 2009. Система создания пандиатонической музыки . Университет штата Аризона. ISBN 9781109147223 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Определение пандиатоника из глоссария на сайте www.arvopart.org.