Манифест футуризма
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|


Манифест футуризма ( итал . Manifesto del Futurismo ) — манифест, написанный итальянским поэтом Филиппо Томмазо Маринетти и опубликованный в 1909 году. [1] Маринетти выражает художественную философию под названием «Футуризм» , которая была отказом от прошлого и прославлением скорости, машин, насилия, молодости и промышленности. Он также выступал за модернизацию и культурное возрождение Италии.
Публикация
[ редактировать ]Маринетти написал манифест осенью 1908 года, и впервые он появился как предисловие к сборнику его стихов, опубликованному в Милане в январе 1909 года. [2] Он был опубликован в итальянской газете Gazzetta dell'Emilia в Болонье 5 февраля 1909 года. [3] затем на французском языке как Manifeste du futurisme ( Манифест футуризма ) в газете Le Figaro 20 февраля 1909 года. [4] [5] [6] Маринетти В апрельском номере 1909 года «Поэзия» основное внимание уделялось манифесту (итальянская и французская версии были переизданы в марте 1912 года вместе с английской версией). [7] [8] В апреле 1909 года мадридский журнал « Прометео » опубликовал испанский перевод манифеста, который был переведен Рамоном Гомесом де ла Серна . [9] [10]
Содержание
[ редактировать ]В конце XIX века футуристы бросили вызов ограничениям итальянской литературы (см. статьи 1, 2 и 3), и их реакция включала использование эксцессов, призванных доказать существование динамично выживающего итальянского интеллектуального класса.
В этот период, когда промышленность приобретала растущее значение во всей Европе, футуристам нужно было подтвердить, что Италия присутствует, имеет промышленность, имеет возможность принять участие в новом опыте и сможет найти высшую суть прогресса в ее основных символах, таких как автомобиля и его скорость (см. ст. 4). Национализм никогда не заявлялся открыто, но он был очевиден.
Футуристы настаивали на том, что литература не будет охвачена прогрессом, а скорее поглотит прогресс в его естественной эволюции и продемонстрирует, что такой прогресс должен проявляться таким образом, потому что человек будет использовать этот прогресс, чтобы искренне позволить своей инстинктивной природе взорваться. Человек реагировал на потенциально подавляющую силу прогресса и кричал о своей центральной роли. Человек будет использовать скорость, а не наоборот (см. статьи 5 и 6).
Поэзия помогла бы человеку согласиться на то, чтобы его душа была частью всего этого (см. статьи 6 и 7), указав на новую концепцию красоты, которая будет относиться к человеческому инстинкту агрессии.
Нельзя пренебрегать чувством истории , поскольку это был особый момент, многие вещи должны были измениться в новые формы и новое содержание, но человек смог бы пройти через эти изменения (см. статью 8), принося с собой то, что исходит от начало цивилизации.
В статье 9 война определяется как необходимость для здоровья человеческого духа, очищение, которое допускает и приносит пользу идеализму . Их явное прославление войны и ее «гигиенических» свойств повлияло на идеологию фашизма . Маринетти был очень активен в фашистской политике , пока не ушел в отставку в знак протеста против «римского величия», которое стало доминировать в фашистской эстетике.
Статья 10 гласит: «Мы хотим снести музеи и библиотеки, бороться с моралью, феминизмом и всей оппортунистической и утилитарной трусостью». Однако исследователь футуризма Гюнтер Бергхаус утверждает, что заявление Маринетти против «феминизма» в статье 10 неясно, и противопоставляет его публикацию произведений женщин-футуристов в литературном журнале Poesia . [11]
Значение
[ редактировать ]Этот манифест был опубликован задолго до того, как произошли какие-либо события 20-го века, которые обычно предполагаются в качестве потенциального значения этого текста. Тем не менее, политические движения, которые стояли за ними, были уже давно созданы, и нет никаких сомнений в том, что они повлияли на его мышление и что его публикации впоследствии повлияли на них. Наиболее примечательным из них является подъем итальянского фашизма, предшественником которого многие считают книгу, а также Муссолини, который часто цитировал Маринетти. [12] На момент публикации эту работу часто цитировали как «представление будущего» некоторых из этих политических движений, прославляющее насилие и конфликты и призывающее к разрушению культурных учреждений, таких как музеи и библиотеки. [13] Например, русская революция 1917 года была первой успешно проведенной революцией того типа, который описан в статье 11. Ряд мелких крестьянских восстаний, которые были известны как русская революция, до событий 1917 года произошли в годы, непосредственно до публикации манифеста и инициировал Государственной Думой создание российской конституции в 1906 году.
Эффект манифеста еще более очевиден в итальянской версии. Ни одно из использованных слов не является случайным; если не точная форма, то, по крайней мере, корни этих слов напоминают те, которые чаще использовались в средние века , особенно во времена Ринасименто . [ нужна ссылка ]
Учредительный манифест не содержал положительной художественной программы, которую футуристы пытались создать в своем последующем «Техническом манифесте футуристической живописи» (1914). [14] Это обязывало их к «универсальному динамизму», который должен был быть непосредственно представлен в живописи. Предметы в действительности не были отделены друг от друга и от своего окружения: «Шестнадцать человек вокруг вас в катящемся автобусе по очереди и в то же время один, десять четыре три; они неподвижны и меняются местами... .Автобус врывается в дома, которые он проезжает, а дома, в свою очередь, бросаются на автобус и сливаются с ним». [15]
Женщины в футуризме
[ редактировать ]Несколько женщин были активными участниками футуристского движения и участвовали в написании манифестов. Бенедетта Каппа работала с керамикой, стеклом, красками и металлом, чтобы изучить концепцию аэроживописи . [16] Она также участвовала в написании Манифеста Таттилизма вместе со своим мужем Филиппо Томмазо Маринетти . В манифесте говорится, что искусство создано для того, чтобы к нему прикасались и переживали его телом. [17]
См. также
[ редактировать ]- Футурист Искусство шума Манифест шумовой музыки
- Футуристическая живопись: технический манифест
- Du "Cubisme" Манифест кубизма
- Фашистский манифест
- Художественный манифест
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордский словарь современного искусства , Оксфордский университет, стр. 253–256.
- ^ Линтон, Норберт (1994). "Футуризм". В Никосе Стангосе, изд. Концепции современного искусства: от фовизма к постмодернизму . 3-е изд., Лондон: Темза и Гудзон . п. 97. ISBN 0500202680 .
- ^ Паоло Тонини (2011). «Манифесты футуризма 1909–1945» (PDF) . Издания Аренгарио . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Оксфордский словарь современного искусства , Оксфордский университет, стр. 253
- ^ Филиппо Томмазо Маринетти. «Плакаты футуризма» . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ "Футуризм" . 20 февраля 1909 года. № 51. Le Figaro . Галлика, Национальная библиотека Франции. Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ «Манифест футуризма | Британская библиотека» . www.bl.uk. 28 сентября 2023 г. Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Маринетти, Филиппо Томмазо (апрель 1909 г.). «Декларация футуризма» . Поэзия . 5 .
- ^ Эндрю А. Андерсон (2000). «Футуризм и испанская литература в контексте исторического авангарда» . В Гюнтере Бергхаусе (ред.). Международный футуризм в искусстве и литературе . Том. 13. Берлин; Нью-Йорк: Уолтер де Грюйтер. п. 145. дои : 10.1515/9783110804225.144 . ISBN 9783110156812 .
- ^ Келли С. Франклин (лето 2017 г.). «Перевод Уитмена, обнаруженный в испанском периодическом журнале «Прометео» 1912 года» . Ежеквартальный обзор Уолта Уитмена . 35 (1): 115–126. дои : 10.13008/0737-0679.2267 .
- ^ Бергхаус, Гюнтер (2010). Бентивольо, Мирелла; Зокколи, Франка; Минчакки, Сесилия Белло; Контарини, Сильвия (ред.). «Футуризм и женщины: обзорная статья» . Обзор современного языка . 105 (2): 401–410. ISSN 0026-7937 .
- ^ [стр. 7, Private Eye, № 1610, 3 ноября 2023 г.]
- ^ https://www.loc.gov/item/2021667107/#:~:text=Futurism%20was%20a%20short%2Dlived,innovation%20in%20cultural%20and%20society .
- ^ «Манифесты футуризма, выпущенные Маринетти и др., 1914» .
- ^ «Технический манифест футуристической живописи» . Неизвестный.ну . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Стюарт, Джессика (25 февраля 2022 г.). «Футуризм: авангардное художественное движение, одержимое скоростью и технологиями» . Моя современная встреча . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Баранелло, Адриана (14 августа 2015 г.). «Художник-футурист и писатель Бенедетта родилась 14 августа 1897 года» . www.italianartsociety.org . Проверено 25 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Poesia (журнал) , том 5, номер 6, апрель 1909 г., английская , французская и итальянская версии манифеста (предисловие / рассказ, присутствующие в версии Le Figaro, не включены)
- Английский перевод манифеста из приложения Джеймса Джолла «Три интеллектуала в политике», 1960 г. (предисловие/рассказ включен)
- Футуристические манифесты, 1909–1933 гг.
- Феликс Дель Марль, Le Manifeste futuriste à Montmartre , Comoedia, 18 июля 1913 г. (на французском языке)
- Джованни Листа, Футуризм. Манифесты, прокламации, документы , L'Âge d'Homme, 30 ноября 1973 г.
- «Основание и манифест футуризма». Архивировано 25 января 2009 г. в Wayback Machine.
- Баранелло, Адриана, Этот день в истории. Итальянское художественное общество. Проверено 10 апреля. https://www.italianartsociety.org/2015/08/futurist-artist-and-author-benedetta-was-born-on-14-august-1897/
- Стюард, Джессика (25 февраля 2022 г.), Футуризм: авангардное художественное движение, одержимое скоростью и технологиями. Мой современный Мет. 12 апреля 2024 г. https://mymodernmet.com/what-is-futurism/