Ружена Заткова
Ружена Заткова | |
---|---|
![]() Ружена Заткова Леона Бакста (1914) | |
Рожденный | 15 марта 1885 г. |
Умер | 29 октября 1923 г. | ( 38 лет
Подпись | |
![]() |
Ружена Заткова (15 марта 1885 — 29 октября 1923), также известная как Ругина Заткова , была художницей и скульптором, которую считали «единственным настоящим чешским футуристом ». [ 1 ] Благодаря своему богемному происхождению и десятилетнему пребыванию в Риме Ружена Заткова стала важным художественным связующим звеном между русским и итальянским футуризмом. Заткова считается одним из пионеров кинетического искусства . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]
семье, принадлежащей к верхушке среднего класса Ружена Заткова родилась в 1885 году в Богемской , и была одной из пяти сестер. Ее мать, опытная пианистка, поощряла своих пятерых дочерей продолжать образование в области искусства. [ 2 ] [ 3 ] Заткова изучала музыку в Праге, а также училась у художника Антонина Славичека в его частной школе. Позже она посещала уроки рисования в Мюнхене. [ 3 ]
В 1910 году Заткова вышла замуж за русского дипломата Базило Квошинки и стала жить с ним в большом доме за пределами Рима. [ 2 ] [ 3 ] Однако из-за импотенции и гомосексуализма Квошинки брак так и не был заключен. [ 3 ] Затькова описала себя как «замужнюю и неженатую», поскольку пара официально так и не рассталась, а вместо этого прожила отдельно всю оставшуюся жизнь. [ 3 ] Распад брака Затковой предоставил художнице свободу путешествовать и заниматься своим ремеслом. Она переехала в Рим, где встретила Артуро Каппу, брата художника-футуриста Бенедетты Каппа , и завязала с ним «интенсивный роман», который продлится всю жизнь. [ 3 ] [ 4 ] В этот период жизни Затькова никогда не переставала рисовать, хотя ее ранние работы состоят в основном из импрессионистических пейзажей и портретов. [ 3 ]
И Заткова, и Бенедетта Каппа учились у Джакомо Баллы , и Заткова оказала влияние на художественный стиль Каппы. [ 1 ] В 1915 году Заткова участвовала в «Вечере шума» в миланском доме Филиппо Томмазо Маринетти , автора первого футуристического манифеста . Ее присутствие на этом мероприятии ознаменовало публичный вход Затковой в круг итальянских футуристов Маринетти. [ 4 ] К 1915 году ее художественный стиль приобрел наиболее зрелую форму, и она начала выражать динамизм и свирепость, которые стали определять ее работы. [ 3 ] Заткова выступила мостом между итальянским и русским художественными движениями, а ее выставки в Италии «объединили центральноевропейские и славянские элементы в потоке итальянских авангардных экспериментов». [ 1 ] Ее карьера достигла пика в 1922 году после выставки большей части ее работ в Casa d'Arte Bragalia в Риме. В буклете к этой выставке художник Энрико Прамполини высоко оценил ее работы и описал ее скульптуры как обладающие «превосходной мужественностью». [ 1 ]
Однако последние годы жизни Затковой были во многом неудачными, отмеченными как болезнью, так и ссылкой Артуро Каппы во Францию. [ 3 ] После плохого здоровья Ружена Заткова умерла от туберкулеза в 1923 году в возрасте 38 лет. [ 2 ]
Художественное наследие
[ редактировать ]Вдохновленные художественным использованием движения и скорости Джакомо Баллы, работы Ружены Затковой считаются новаторскими образцами кинетического искусства. [ 1 ] Ее работы характеризуются как лишенные «застенчивости» и обладающие «пламенным» чувством импульса. [ 1 ] Заткова также была вдохновлена примитивизмом , и ее работы часто включают мотивы, происходящие из традиций народного искусства ее родины. Заткова была близкой подругой основателей неопримитивизма Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой ; [ 3 ] они впервые встретились в 1915 году, когда Сергей Дягилев пригласил их погостить у него и «Русского балета» на швейцарской вилле, которую он недавно арендовал. [ 5 ] В 1916 году, когда Заткова заболела туберкулезом, Гончарова посвятила ей две гуаши, обе из которых были заново открыты в 2019 году. [ 5 ]

Заткова никогда не датировала ни одну из своих работ, и составить точный график ее карьеры оказалось сложно. [ 3 ] Многие работы Затковой пропали без вести при загадочных обстоятельствах (в том числе большая партия произведений искусства, оставшаяся Артуро Каппе после ее смерти), и требуется переосмысление ее десятилетнего участия в итальянском футуристическом движении. [ 1 ] [ 3 ] В 2011 году репродукция ее пропавшей кинетической скульптуры «Сваебой» была представлена на выставке в Праге. [ 2 ] Две картины Затковой, «Маринетти» и «Вода, бегущая подо льдом и снегом» , были представлены вместе с работами Джакомо Баллы и Умберто Боччони на выставке 2014 года в Музее Соломона Р. Гуггенхайма . [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бергхаус, Гюнтер (2000). Международный футуризм в искусстве и литературе . Берлин: Вальтер Де Грюйтер. стр. 124, 383–387. ISBN 9783110156812 .
- ^ Jump up to: а б с д Велингер, Январь (15 апреля 2011 г.). «Выставка в Пражском Граде рассказывает о замечательной жизни забытой чешской «футуристки» Ружены Затковой» . Чешское радио . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бентивольо, Мирелла; Зокколи, Франка (1997). Женщины-художницы итальянского футуризма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Middlemarch Arts Press. стр. 85–93.
- ^ Jump up to: а б Конати, Шивон (весна – лето 2009 г.). «Бенедетта Каппа Маринетти и вторая фаза футуризма». Женский художественный журнал . 30:19 .
- ^ Jump up to: а б Джорджано, Марина. «Наталья Гончарова – открытие: история дружбы с чешской футуристкой Рузеной Затковой обнаруживает два ранее неизвестных произведения россиянки» . Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Итальянский футуризм, 1909–1944: Реконструкция Вселенной» . www.futur-ism.it . Проверено 7 апреля 2018 г.