Занг Тумб Тамб

Занг Тумб Тумб (обычно называемый Занг Тумб Тууум ) — звуковая поэма и конкретное стихотворение , написанное Филиппо Томмазо Маринетти , итальянским футуристом . Отрывки из него появились в журналах между 1912 и 1914 годами, когда он был опубликован как книга художника в Милане . Это отчет о битве при Адрианополе , свидетелем которой он стал как репортер L'Intransigeant . В стихотворении используются Parole in libertà (слова на свободе; творческая типографика ) и другие поэтические впечатления от событий битвы, включая звуки выстрелов и взрывов. Сейчас эта работа рассматривается как плодотворное произведение модернистского искусства и оказавшее огромное влияние на зарождающуюся культуру европейской авангардной печати. [1]
«Шедевром «Слова на свободе» и литературной карьеры Маринетти стал роман « Занг Тумб Тууум» … история осады болгарами турецкого Адрианополя во время Балканской войны, свидетелем которой Маринетти стал военный репортер. Динамические ритмы и звукоподражательные возможности, предлагаемые новой формой, стали еще более эффективными благодаря революционному использованию различных шрифтов, форм, графических расположений и размеров, которые стали отличительной частью футуризма и используются для выражения необыкновенного . диапазон различных настроений и скоростей, совершенно независимо от шума и хаоса битвы.... Аудитория в Лондоне, Берлине и Риме была ошеломлена потрясающей жизненностью, с которой Маринетти декламировал Занг Тумб Тууум как расширенную звуковую поэму. он стоит как один из памятников экспериментальной литературы, его телеграфный шквал существительных, цветов, восклицаний и указаний, выливающихся в визге поездов, грохоте выстрелов и грохоте телеграфных сообщений». — Кэролайн Тисдалл и Анджело Боззола [2]
Рождение футуризма
[ редактировать ]
По мнению Маринетти, футуризм зародился как прямое следствие автокатастрофы 1908 года. [3] в котором, пытаясь объехать двух велосипедистов, он разбил свой «Фиат» и кубарем слетел в кювет. [3] Этот опыт привел непосредственно к первому футуристическому манифесту, который произвел невероятный театральный переворот, когда он убедил редактора газеты «Фигаро» опубликовать весь манифест на первой полосе 20 февраля 1909 года. «задумчивая, неподвижная» традиционная литература с «возвышенными агрессивными движениями, лихорадочной бессонницей… пощечиной и ударом кулака». [3] и «хочу прославить войну – единственное лекарство от мира». [3] ', в произведении есть знаменитая фраза:
Мы заявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой скорости... ревущий автомобиль, который, кажется, мчится под пулеметный огонь, прекраснее, чем Победа Самофракии .
В чуть более позднем манифесте, одновременно с Zang Tumb Tuuum , Маринетти излагает видение современного книжного дизайна, которое послужит шаблоном для того, что впоследствии стало известно как книга художника, что прямо контрастирует с французской традицией Livre d'Artiste .
Я призываю к типографской революции, направленной против идиотских и отвратительных концепций устаревшей и традиционной книги с ее бумагой ручной работы и орнаментом семнадцатого века в виде гирлянд и богинь, огромными инициалами и мифологической растительностью, лентами миссалов, эпиграфами и римскими цифрами. Книга должна быть футуристическим выражением нашего футуристического идеализма... даже более того: моя революция направлена против того, что известно как типографская гармония страницы, которая противоречит текучести и движению стиля. - Маринетти, Типографская революция , 1913 г. [4]
Фашизм и футуризм
[ редактировать ]
Современные поклонники Маринетти склонны рассматривать его как иконоборческого и подрывного антигероя, восставшего против репрессивного общества, преуменьшая его роль в основании итальянского фашизма. Футуристическая политическая партия , которую основал Маринетти, была поглощена Национальной фашистской партией (НФП) Италии, и он в соавторстве с Альцестом Де Амбрисом написал Фашистский манифест . [5] « Доктрина фашизма » (заключительный манифест PNF) содержит значительное количество (неуказанных) цитат из «Основополагающего манифеста футуризма» . [ нужна ссылка ] Маринетти организовал драку между футуристами в Милане в сентябре 1914 года, чтобы поддержать вступление Италии в войну; на аналогичной демонстрации в мае 1915 года он и Бенито Муссолини были арестованы. [1] В том же году Маринетти опубликовал футуристический сборник Guerra sola igiene del mondo («Война — единственная мировая гигиена», 1915). [6] – полемика с целью побудить Италию к вступлению в Первую мировую войну .
Книга
[ редактировать ]
Книга представляет собой 228-страничную книгу в мягкой обложке, в которую входят раскладывающиеся страницы, являющиеся частью стихотворения. Стихотворение открывается исправлениями доказательств и желаний ;
«Никакой поэзии перед нами
с нашим беспроводным воображением
и слова на свободе LOOOng live
Футуризм наконец наконец наконец наконец наконец наконец наконец наконец
Поэзия РОЖДАЕТСЯ [7]
и заканчивается бомбардировкой ;
'1 2 3 4 5 секунд осадные орудия в унисон разрывают тишину там-тууумб внезапные эхо все эхо схвати его быстро разбей его разбросай по бесконечным ветрам к черту
«В середине эти там-тууумб, расплющенные на 50 квадратных километров, прыжки 2-6-8, грохоты дубинами, удары кулаками, удары скорострельных батарей. Насилие, свирепость, регулярность, маятник, игра, фатальность.
'...эти веса, толщины, звуки, запахи, молекулярные вихри, цепи, сети и каналы аналогий, совпадения и синхронизмы для моих друзей-футуристов, поэтов, художников и музыкантов zang-tumb-tumb-zang-zang-tuuumb tatatatatatatata picpacpampacpacpicpampampac uuuuuuuuuuuuuuu
ЗАНГ-ТУМБ
ТУМБ-ТУМБ
ТООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО на [7]
В соответствии с рядом ранних книг художника, [8] книга также содержит эссе и манифесты, в том числе «Технический манифест футуристической литературы » (11 мая 1912 г.), «который должен был произвести революцию в поэтических методах и современной прозе». [9] и включает строки;
«Мы должны уничтожить синтаксис, размещая существительные в случайном порядке по мере их рождения»
«Мы должны отменить прилагательное, чтобы обнаженное существительное могло сохранить свой основной цвет». [7]
Книга представляет собой неподписанную, ненумерованную серийную книгу в мягкой обложке, визуальное воздействие которой зависит исключительно от промышленной типографики, что делает ее одной из первых книг художника, избегающих той или иной формы мастерства. [10] Первоначально книга стоила 3 лиры .
Международные промо-туры
[ редактировать ]Маринетти продвигал свои идеи, постоянно путешествуя по Европе с декламациями; а также устраивать «буйные вечера» [9] по всей Италии он путешествовал по России в 1910 и 1913 годах, Парижу в 1912 и 1914 годах, Берлину и Брюсселю в 1912 году и Лондону в 1911, 1912 и 1914 годах. [9] Этот последний концерт, состоявшийся 12 июня 1914 года, стал печально известным, когда во время исполнения «Битвы за Адрианополь» с CRW Невинсоном на барабанах группа недовольных вортицистов , в том числе Уиндем Льюис , Анри Годье-Бжеска и Джейкоб Эпштейн, прервала выступление, насмехаясь над ним. и кричал в знак протеста против того, что Маринетти использовал подписи вортицистов под английским переводом Футуристического Манифеста. [11] В другом случае в клубе «Лицеум» в 1911 году Маринетти вызвал ирландского журналиста на дуэль после предполагаемого пренебрежения к итальянской армии . [9] Во многом благодаря этим поездкам, а также легкости его публикаций, в том числе «Занг Тумб Тумб» распространения , футуризм был более известен, чем кубизм до Первой мировой войны, и, по крайней мере, в Англии стал синонимом английской прессы. просто означают любые перспективные тенденции в современном искусстве.
Влияние
[ редактировать ]Стихотворение вдохновило Луиджи Руссоло начать экспериментировать с шумовой музыкой и цитируется в его «Манифесте» 1913 года, позже опубликованном в его книге «Искусство шума» в 1916 году. Отрывки были воспроизведены в «Кабаре Вольтер» , [12] первый журнал, издаваемый Дадаизмом .
Инновационное использование типографики повлияло на ряд художников, включая Баллу , [13] Карра , Боччони , Хьюго Болл и Дада , русские футуристы , [14] вортицисты , в том числе Уиндем Льюис , Гийом Аполлинер , Блез Сендрар , Макс Жакоб , [15] Эль Лисицкий и Ян Чихольд . Акцент на том, что с тех пор стало известно как конкретная поэзия. [16] оказал прочное и продолжительное влияние на развитие искусства ХХ века.
«...в общем, футуристическое «искусство» [живопись] было тупиком. Вместо этого мы видим, что футуризм передал лидерство в изобразительном искусстве от художников к дизайнерам. Любой, кто восхищался плакатом и нашел недостаток в изобразительном искусстве, соприкасается с духом Маринетти... Фактически, футуризм был больше похож на маркетинговую кампанию, чем на художественное движение. Их увлечение средствами массовой информации и их эксплуатация предвосхитили и повлияли на рекламу в 20 веке». — Стивен Бэйли [6]
Текущее значение
[ редактировать ]В 2011 году Christie's продал экземпляр книги в приемлемом состоянии за 10 630 евро. [17] еще одна копия в 2009 году была оценена примерно в 2000 фунтов стерлингов (3000 долларов США). [18] а экземпляр с надписью был продан за 2600 фунтов стерлингов в Лондоне в мае 2008 года. Это резко контрастирует с его ценностью (и репутацией) в течение многих лет после Второй мировой войны; копия была куплена галереей Тейт примерно в 1979 году за 65 фунтов стерлингов. [18] и совсем недавно, в 1993 году, копия была продана в Лондоне за 250 фунтов стерлингов. [18]
Копии можно найти во многих публичных коллекциях, в том числе в Тейт , МОМА , Виктории и Альберта , Британской библиотеке и Библиотеке Пенсильвании .
дань уважения
[ редактировать ]Лейбл ZTT Records и шведская поп-группа новой волны 80-х Zzzang Tumb были названы в честь стихотворения.
См. также
[ редактировать ]- Футуристический манифест
- Футуризм (литература)
- BLAST Журнал , журнал Vorticist, на которого оказал непосредственное влияние Занг Тумб Тумб.
- Футуризм (музыка)
- Русский футуризм — родственное движение в России.
- Арденго Соффичи , самый важный поэт-футурист после Маринетти.
- BÏF§ZF+18 , самый важный сборник футуристических стихов Соффичи.
- Фортунато Деперо , еще один важный книжный художник-футурист.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Маринетти, Эссе Карло Беллоли, Oxford Art Online
- ^ Тисдалл, Кэролайн; Бозцола, Анджело (1978). Футуризм . Издательство Оксфордского университета – через Via Libri.
- ^ Перейти обратно: а б с д Манифест футуризма, 1909 г., опубликован на сайте Мичиганского университета.
- ^ Маринетти, Типографская революция , 1913 г., цитируется в The Visible Word , Джоанна Друкер, University of Chicago Press, 1997 г.
- ^ Элазар, Далия С. (2001). Становление фашизма: класс, государство и контрреволюция, Италия 1919–1922 гг . Вестпорт, Коннектикут, США: Издательство Praeger. п. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Бэйли, Стивен (12 января 1999 г.). «Изобразительное искусство: металлическая машинная музыка» . Независимый .
- ^ Перейти обратно: а б с Перевод из Избранных стихов и родственной прозы / Ф. Т. Маринетти; выбрано Люси Маринетти, стр. 75
- ^ и дадаистские работы Уиндема Льюиса, См. также BLAST такие как Cabaret Voltaire.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мома Онлайн
- ↑ V&A онлайн. Архивировано 26 августа 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Взрывая будущее! Блэк, Philip Wilson Publishing, 2004, стр. 100.
- ↑ Стивен Бери, Онлайн- архив Британской библиотеки , 28 сентября 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Oxford Art Online, только подписка.
- ^ Итальянский футуризм онлайн
- ^ все ссылки в Oxford Art Online: Маринетти.
- ^ цитата из «Конкретная поэзия: взгляд на мир» (1968, Indiana University Press)
- ^ «Zang Tumb Tuuum Adrianopoli Ottobre 1912. Условно-досрочное освобождение продано на аукционе Christie's в Париже в среду, 11 мая 2011 года» . www.artvalue.fr . Проверено 3 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Bookride.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Геометрическое и механическое великолепие и числовая чувствительность» из книги МАРИНЕТТИ: Избранные сочинения (Фаррар, Штраус и Жиру, перевод Р. В. Флинта и А. Коппотелли). Отрывок из UbuWeb.
- Дюна, условно-досрочное освобождение, запись 1976 года.
- Статья о футуристических книгах, включая два двойных разворота.
- Ряд разворотов взяты из les mots en liberté.
- Статья со списком всех книг Маринетти на итальянском языке.
- Изображения копии в MOMA Online
- Краткое эссе Маринетти об условно-досрочном освобождении, 1932 год, в Британском музее онлайн.