Надежда Удальцова
Надежда Андреевна Удальцова | |
---|---|
![]() Надежда Удальцова, 1915 год. | |
Рожденный | |
Умер | 25 января 1961 г. | (75 лет)
Национальность | Русский |
Образование | Академия Ла Палетт |
Известный | Рисование |
Надежда Андреевна Удальцова декабря - 29 ( 1885 — 25 января 1961) — авангардистка русская художница ( кубист , супрематист ), живописец и педагог. [1]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Надежда Удальцова родилась в городе Орле , Россия, 29 декабря 1885 года. Когда ей было шесть лет, ее семья переехала в Москву, где она окончила школу и начала свою артистическую карьеру. [2] В сентябре 1905 года Удальцова поступила в художественную школу Константина Юона и Ивана Дудина, где проучилась два года и познакомилась с однокурсниками Верой Мухиной , Любовью Поповой и Александром Весниным . Весной 1908 года она совершила поездку в Берлин и Дрезден, а по возвращении в Россию безуспешно подала документы на поступление в Московский институт живописи, скульптуры и архитектуры . В 1908 году она также вышла замуж за Александра Удальцова , своего первого мужа. В 1910–11 годах Удальцова училась в нескольких частных студиях, в том числе у Владимира Татлина . В 1912–13 годах она и Попова отправились в Париж, чтобы продолжить обучение под руководством Анри Ле Фоконье , Жана Метценже и Андре Сегонзака в Академии де ла Палетт . [3] Удальцова вернулась в Москву в 1913 году и работала в мастерской Владимира Татлина вместе с Поповой, Весниным и другими. [4]
Кубизм и кубофутуризм
[ редактировать ]
Профессиональный дебют Удальцовой состоялся как участница выставки «Бубновый валет» в Москве зимой 1914 года. [5] Но именно в 1915 году она по-настоящему сделала себе имя как художница-кубист, приняв участие в трех крупных выставках за этот единственный год, в том числе «Трамвай V» (февраль), «Выставка левых тенденций» (апрель) и «Последний футурист». Выставка: 0,10 » (декабрь). [6] Ее картины впоследствии были собраны и выставлены в 1920-х годах в Третьяковской галерее , Русском музее и других местах как примеры кубофутуризма . [7]
Супрематизм
[ редактировать ]Под влиянием Татлина Удальцова экспериментировала с конструктивизмом , но в конечном итоге приняла более живописный подход супрематического движения. [8] В 1916 году вместе с другими художниками-супрематистами она участвовала в выставке «Бубновый валет» и в тот же период присоединилась к группе Казимира Малевича « Супремус» . В 1915–1916 вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич, Александра Экстер , Любовь Попова, Нина Генке , Ольга Розанова , Иван Клюн, Иван Пуни , Ксения Богуславская и другие) работала в Народном доме села Вербовка . [9]
Революция
[ редактировать ]Как и многие ее современники-авангардисты, Удальцова поддержала Октябрьскую революцию . В 1917 году она была избрана в Клуб молодой левой федерации Профессионального союза художников и живописцев и начала работу в различных государственных учреждениях культуры, в том числе в Московском пролеткульте . В 1918 году она присоединилась к Free State Studios , сначала работая ассистентом Малевича, а затем возглавив собственную студию. Она также сотрудничала с Алексеем Ганом , Алексеем Моргуновым, Александром Родченко и Малевичем в газете «Анархия» («Анархия»). [4] В 1919 году Удальцова представила на «Пятую государственную выставку» одиннадцать работ времен работы в мастерской Татлина. Она также вышла замуж за своего второго мужа, художника Александра Древина . Когда в 1920 году было основано Вхутемас , российское государственное художественно-техническое училище, она была назначена профессором и старшим преподавателем и оставалась в штате до 1934 года. [8] В 1920 году она также стала членом Института художественной культуры (ИнХуК) и активно участвовала в дискуссиях там о судьбах станкового искусства. Однако, когда Институт поддержал конструктивизм и объявил о прекращении станковой живописи, в 1921 году она вышла из членства в знак протеста. [10] В 1922 году участвовала в Первой русской художественной выставке в Берлине . [11]
Фовизм и возвращение к фигуративу
[ редактировать ]В начале 1920-х годов творчество Удальцовой начало демонстрировать отход от радикального авангарда и чувствительность, более близкую к художникам, связанным с Бубновым валетом , среди них Илья Машков , Петр Кончаловский и Аристарх Лентулов , демонстрировавшие ее фовистские портреты и пейзажи. вместе с ними на Вхутемасской «Выставке картин» 1923 года, а также на Венецианской «биеннале» 1924 года. [12] Она также продолжала преподавать, в том числе преподавала текстильный дизайн во Вкутемасе и Текстильном институте в Москве с 1920 по 1930 год.
Под влиянием Древина Удальцова вернулась к природе и начала писать пейзажи. В период с 1926 по 1934 год они много путешествовали, рисуя Уральские и Алтайские горы, а также пейзажи Армении и Средней Азии. [12] С 1927 по 1935 год она участвовала в национальных и международных выставках, а также участвовала с Древиным в совместных выставках в Русском музее (1928) и в Ереване, Армения (1934). [13]
Репрессии и реабилитация
[ редактировать ]В 1932–33 работы Удальцовой на выставке «Художники РСФСР за последние пятнадцать лет» подвергались публичной критике за так называемые «формалистические тенденции». [13] В 1938 году Александр Древин был арестован и расстрелян НКВД , а Удальцова стала персоной нон грата в мире советского искусства . В 1945 году ей была разрешена персональная выставка в Московском Союзе советских художников, а после смерти Сталина она участвовала в групповой выставке в Московском Доме художника в октябре 1958 года. [13]
Удальцова умерла в 1961 году в Москве. [14]
Влияние
[ редактировать ]кратер Удальцова на Венере Ее именем назван . Ее сыном был выдающийся российский скульптор Андрей Древин (1921–1996).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Надежда Удальцова» . rusartnet.com . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 3 августа 2015 г.
- ^ Яблонская, Миннесота; под редакцией [и переводом с русского] Энтони Партона (1990). Женщины-художницы нового времени в России, 1900-1935 (1-е изд.). Нью-Йорк: Риццоли. п. 157 . ISBN 0-8478-1090-9 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Яблонская, Миннесота; под редакцией [и переводом с русского] Энтони Партона (1990). Женщины-художницы нового времени в России, 1900-1935 (1-е изд.). Нью-Йорк: Риццоли. п. 158 . ISBN 0-8478-1090-9 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Rakitin,Vasilii (2000). "Nadezhda Udaltsova" . In Bowlt, John E.; Drutt, Matthew (eds.). Amazons of the avant-garde : Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova . New York: Guggenheim Museum. p. 278 . ISBN 0-8109-6924-6 .
- ^ Rakitin,Vasilii (2000). "Nadezhda Udaltsova" . In Bowlt, John E.; Drutt, Matthew (eds.). Amazons of the avant-garde : Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova . New York: Guggenheim Museum. p. 271 . ISBN 0-8109-6924-6 .
- ^ Яблонская, Миннесота; под редакцией [и переводом с русского] Энтони Партона (1990). Женщины-художницы нового времени в России, 1900-1935 (1-е изд.). Нью-Йорк: Риццоли. п. 159 . ISBN 0-8478-1090-9 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Rakitin,Vasilii (2000). "Nadezhda Udaltsova" . In Bowlt, John E.; Drutt, Matthew (eds.). Amazons of the avant-garde : Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova . New York: Guggenheim Museum. p. 272 . ISBN 0-8109-6924-6 .
- ^ Jump up to: а б Яблонская, Миннесота; под редакцией [и переводом с русского] Энтони Партона (1990). Женщины-художницы нового времени в России, 1900-1935 (1-е изд.). Нью-Йорк: Риццоли. п. 169 . ISBN 0-8478-1090-9 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Малевич, Джерри Саутер, стр. 176.
- ^ Яблонская, Миннесота; под редакцией [и переводом с русского] Энтони Партона (1990). Женщины-художницы нового времени в России, 1900-1935 (1-е изд.). Нью-Йорк: Риццоли. п. 169-70 . ISBN 0-8478-1090-9 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Sarabyanov, A. B. "УДАЛЬЦОВА Надежда Андреевна" . rusavangard.ru (in Russian) . Retrieved 1 December 2021 .
- ^ Jump up to: а б Яблонская, Миннесота; под редакцией [и переводом с русского] Энтони Партона (1990). Женщины-художницы нового времени в России, 1900-1935 (1-е изд.). Нью-Йорк: Риццоли. п. 170 . ISBN 0-8478-1090-9 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Rakitin,Vasilii (2000). "Nadezhda Udaltsova" . In Bowlt, John E.; Drutt, Matthew (eds.). Amazons of the avant-garde : Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova . New York: Guggenheim Museum. p. 279 . ISBN 0-8109-6924-6 .
- ^ Волшебный хор: История русской культуры от Толстого до Солженицына, Соломон Волков, стр. 70
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1885 рождений
- 1961 смертей
- Люди из Орла
- Жители Орловского уезда (Орловская губерния).
- Русские художники 20 века.
- Советские художники
- Русский авангард
- русские современные художники
- Художники-кубисты
- Русские художницы ХХ века.
- Преподавательский состав Вхутемаса
- Супрематизм (художественное направление)
- советские художницы
- русские женщины-художницы
- Женщины-художницы 20-го века