Владимир Маяковский (трагедия)
Автор | Владимир Маяковский |
---|---|
Оригинальное название | Владимир Маяковский |
Язык | Русский |
Жанр | авангардная трагедия |
Дата публикации | 1914 |
Место публикации | Россия |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
«Владимир Маяковский» — трагедия в стихах Владимира Маяковского , написанная в 1913 году, премьера которой состоялась 2 декабря того же года и опубликованная в 1914 году в « Первом журнале футуристов» , позже вошедшая в сборник « Просто как мычание» . Авангардная стихотворная драма, высмеивающая городскую жизнь и в то же время восхваляющая грядущую революцию индустриальной державы, показала набор причудливых мультяшных персонажей и главного героя-поэта. [1] [2]
История
[ редактировать ]Пьеса, имевшая два рабочих названия: «Железная дорога» и «Восстание вещей», была написана летом 1913 года в подмосковном Кунцево , на даче друга семьи Богровникова, где они проживали с мая. 18 до конца августа. Сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Володя чувствовал себя очень одиноким. Целыми днями он бродил по паркам Кунцево, Крылатского и Рублево, сочиняя свою трагедию… [В доме] он строчил слова, строчки и стишки на клочках бумаги и пачках сигарет, умоляя мама, ничего не выбрасывай». [3] В октябре работы были завершены.
9 ноября 1913 года Маяковский представил петербургской театральной цензуре копию пьесы, вырезав некоторые рискованные места. В первой печатной версии, появившейся в марте 1914 года в « Первом журнале футуриста» , также были удалены фразы со словами «Бог», «сумасшедший Бог» и «распятый пророк». [4]
Сюжет
[ редактировать ]- Пролог
Владимир Маяковский, «последний из поэтов», неся свою «душу на тарелке к обеду Будущему», объявляет себя «королем всех ламп» и обещает открыть людям их совершенно новые, истинные души.
- Акт 1
В городе продолжается Праздник нищих. После того, как Старик (с кошками) приветствует наступление новой эры электричества, а Обычный мужчина, протестующий против надвигающегося мятежа, отмахивается, гигантская женщина раскрывается и толпа несет ее к Двери, чтобы ее просто сбросили вниз. пол там. Начинается буйство вещей, когда человеческие конечности бегают, отсоединенные от тел.
- Акт II
На главной площади города Маяковского, одетого в тогу, воспринимают как нового бога, люди приносят ему подарки, среди них три Слезы. Один мужчина рассказывает историю о том, как два поцелуя, которые он получил, превратились в младенцев и начали размножаться. Поэт упаковывает три слезы, полученные от трех женщин, и обещает доставить их великому северному богу.
- Эпилог
Поэт прощается со своими последователями, которых он называет «моими бедными крысами», объявляет Небеса «обманщиками» и, поразмыслив о том, кем он предпочел бы быть — «петухом из Голландии или псковским королем», — решает, что ему нравится «звучание моего имени Владимир Маяковский самое лучшее». [5]
Персонажи
[ редактировать ]- Владимир Маяковский, поэт, 20-25 лет.
- Его подруга, 2 или 3 сажени [а] по размеру. Не говорит.
- Старик с черными и сухими кошками, возрастом несколько тысяч лет.
«Древний символ» электричества. Позже в своей статье «Без белых флагов» Маяковский так объяснил смысл этого образа: «...Египтяне и греки, поглаживая черных и сухих кошек, могли бы и умели производить электрическую искру, но это не так. для них мы поем гимны славы, но для тех, кому даны блестящие глаза, опущенные головы и сила тысячи рук, льющаяся в гудящие трамвайные ковчеги » . [4] - Человек без ноги и глаза
- Человек без уха
- Человек без головы
- Мужчина с вытянутым лицом
- Мужчина с двумя поцелуями
- Обычный молодой человек
- Женщина с маленькой слезой
- Женщина со слезой
- Женщина с огромной слезой
- Бумажные мальчики, девочки и другие [5]
Прием и наследие
[ редактировать ]Премьера
[ редактировать ]По словам актера Константина Томашевского, присутствовавшие на репетициях люди ( среди них и Александр Блок ) были весьма впечатлены происходящим на сцене. «Это были времена смуты, тревог, мрачных предчувствий. Все мы сразу признали в Маяковском революционера, хотя его суетные проповеди к человеческим душам, изуродованным гнусным городом, звучали несколько путано. Это была попытка растерзать снять маски, обнажая язвы общества, больные под маской респектабельности». [6]
Премьера спектакля состоялась в декабре 1913 года в петербургском театре «Луна-парк» под руководством Маяковского (тоже в главной роли) на средства художественного коллектива «Союз молодежи», декорации разработали Павел Филонов и Иосиф Школьник. За два дня до премьеры весь первоначальный состав снялся, потому что по городу начали распространяться слухи о том, что актеров на сцене будут забрасывать мусором и избивать публика. Маяковскому пришлось искать замену и довольствоваться любителями, в основном студентами-художниками. Актеры второго плана, большинство из которых просто стояли на сцене в белых капюшонах, с лицами, скрытыми за картонными символами (нарисованными Павлом Филоновым), и время от времени выглядывали наружу только для того, чтобы произнести реплики, были явно напуганы. Публика (в основном представители среднего класса) была настроена враждебно и вела себя так же агрессивно, как и Маяковский, который ходил взад и вперед по сцене, осыпая их оскорблениями.
Когда его герой, Поэт, получив свои «три слезы» (одна больше напоминала пушечное ядро), начал собирать их в чемодан, некоторые в зале начали кричать: «Остановите его немедленно!.. Догоните его! .. Ему не уйти!.. Заставить его вернуть нам деньги!» Одно из брошенных тухлых яиц попало Маяковскому в плечо. Позже несколько газет обвинили автора и его команду в мошенничестве и потребовали привлечь их к ответственности. [7]
Позже критический прием
[ редактировать ]Оба шоу в Луна-парке, состоявшиеся 2 и 4 декабря, получили негативную оценку в прессе. «[Трагедию] разобрали на части», – признал Маяковский в своей автобиографии.
"Последовавший ажиотаж был такого размаха, что ожидаемые хиты сезона, выступления в Петербурге актера Макса Линдера и вундеркинда-дирижера Вилли Ферреро, приходили и уходили почти незамеченными. По всей России, в Риге , Таганроге , Рязани , Керчи , Екатеринодаре были В Варшаве опубликованы многочисленные рецензии, весьма необычайные по своей горячности. Никогда еще сценическая постановка не уничтожалась с такой ожесточенностью прессой всей страны", - писал биограф А.Михайлов.
"Кто безумнее, футуристы или публика?" - "Петербургская газета" риторически вопрошает . "Мы не припомним другого такого случая злоупотребления театральной сценой", - утверждал "Петербургский Листок " , называя текст стихотворения "бредом белой лихорадки". «Обществу, которое отвечает смехом на оплёванность, должно быть стыдно за себя», — «Театральной Жизни » . написал обозреватель [7]
После 1917 года советские критики приветствовали пьесу как «смелый удар по буржуазным ценностям», восхищаясь тем, как автор «свергнул с престола старого, дряхлого Бога, утратившего всякую способность что-либо делать для людей, поместив на него главного героя-поэта». постамент». [2]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Владимир Маяковский. Биография» . Новая Литературная сеть . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Iskrzhitskaya, I.Y. (1990). "Vladimir Vladimirovich Mayakovsky" . Russian Writers. Biobibliographical dictionary. Vol.2. Prosveshchenye . Retrieved 2015-01-13 .
- ^ Макаров В., Захаров А., Косован И. Комментарии к Владимиру Маяковскому (трагедия). Сочинения Владимира Маяковского в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1973. Том I, стр. 466-467.
- ^ Jump up to: а б «Комментарии к Владимиру Маяковскому (трагедия в стихах)» . Полное собрание сочинений В.В.Маяковского в 10 томах . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Сочинения Владимира Маяковского в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1973. Том I, стр. 41.
- ↑ Журнал «Театр», Москва, 1938, №4, стр.138.
- ^ Jump up to: а б Михайлов, Ал. (1988). «Маяковский» . Жизнь выдающихся людей. Молодая Гвардия . Проверено 13 января 2015 г.