Хребетовая флейта
![]() Обложка книги издания 1919 года. | |
Автор | Владимир Маяковский |
---|---|
Оригинальное название | Флейта-позвоночник |
Язык | Русский |
Жанр | Поэма |
Дата публикации | 1915 |
Место публикации | Россия |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Предшественник | Облако в брюках |
С последующим | Война и мир |
Хребетовая флейта (Флейта-позвоночник, Флейта-позвоночник) — стихотворение Владимира Маяковского, написанное осенью 1915 года и впервые опубликованное в декабре того же года в альманахе «Взял» (Взял, Тук), подвергшееся жесткой цензуре. Его первая полная версия появилась в марте 1919 года в « Собрании сочинений Владимира Маяковского 1909–1919 годов» . [ 1 ] [ 2 ]
В стихотворении затронуты темы страстной любви, брошенной к ногам женщины, все еще предпочитающей надежную пристань домашнего очага и социального статуса, обеспечиваемого ее успешным мужем, мстительной божьей жестокости, смерти и самоубийства. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]
В июле 1915 года Маяковский впервые встретился с мужем и женой Осипом и Лилей Брикс на их даче в Малаховке под Москвой . Вскоре сестра последнего Эльза пригласила его в петроградскую квартиру Бриков . [ 4 ] Там Маяковский прочитал еще неопубликованное стихотворение «Облако в штанах» и объявил его посвященным хозяйке. «Это был самый счастливый день в моей жизни», — написал он в своей автобиографии « Я сам» много лет спустя. [ 1 ]
Ее по-разному называют «одной из самых ярких женщин своего времени». [ 5 ] или циничная манипуляторка, которая «могла быть печальной, соблазнительной, капризной, надменной, пустой, непостоянной, страстной, умной – какой ты хочешь ее», по словам Виктора Шкловского , [ 6 ] Лиля оказалась невольным объектом всепоглощающей страсти поэта. «Два с половиной года у меня не было ни минуты покоя. Я сразу понял, что Володя гений, но он мне не нравился. Я не любил крикливых людей... тот факт, что он был таким высоким, и люди на улице смотрели на него, меня раздражало, что он любил слушать свой собственный голос, я даже не мог выносить имя Маяковский... так похожее на дешевый псевдоним», она утверждала в своих мемуарах. Тем не менее, Лиля не только благосклонно отреагировала на этот «нападок», но и ее муж увлекся творческой личностью Маяковского, чтобы оставить позади карьеру успешного юриста и бизнесмена и полностью погрузиться как в издательское дело поэта, так и в футуристов. движение. [ 5 ] [ 6 ]
И все же, будучи всего лишь частью любовного треугольника, Маяковский на ранней стадии этих сложных отношений чувствовал себя униженным и досадным из-за нежелания Лили отдаться ему безоговорочно, предпочитая вместо этого цепляться за своего состоятельного, финансово надежного мужа. [ 5 ] Эти эмоционально перегруженные разочарования превратились в эпическую обличительную речь против жестокого Бога и современного мира, где истинная любовь разрушается моральными условностями и экономическими интересами. [ 6 ]
История
[ редактировать ]
«Хребетная флейта» была написана осенью 1915 года, вскоре после того, как Маяковский, не желавший воевать на войне , принял помощь своего нового друга Максима Горького и поступил в Петроградскую военную автомобильную автошколу. Стихотворение было завершено в ноябре и первоначально называлось «Стихи для нее» (Стихи ей, Стихи ei).
В декабре того же года он появился в альманахе «Взял» (Взял, Тук) в сильно сокращенном виде (без строк 35–36, 69–75) и в феврале 1916 года был выпущен в виде книги издательством «Взяль» с еще более цензурными вмешательствами: также исчезли строки 17–20, 76–81, 88–94, 114–121 и 178–185, а также каждое упоминание о «Боге» и «Всемогущем». Полный текст стихотворения впервые появился в сборнике сочинений Владимира Маяковского 1909–1919 годов , где он назывался «Флейта позвоночника» (Флейта дома). [ 2 ]
По мнению биографа А.Михайлова, стихотворение можно рассматривать как продолжение своего предшественника. Оба были автобиографичны и разделяли общий лейтмотив: любовь, убитая социальными условностями и буржуазной моралью. [ 6 ] « Облако в штанах» несколькими месяцами ранее «Хребтовая флейта» возмутила большинство современных российских критиков, одни из которых называли автора бездарным шарлатаном, отвергающим «пустые слова больного малярией», другие — психически неуравновешенным человеком, «который должен немедленно госпитализироваться». [ 5 ]
Единственным крупным русским автором, похвалившим стихотворение, был Максим Горький . Б.Юрковский, хорошо знавший Горького и его семью, оставил в своем дневнике такую запись: «Алексей Максимович в последнее время совсем сошел с ума от Маяковского; он считает его крупнейшим поэтом современности, безусловно, самым одаренным. Стихотворение « Хребтовая флейта», которым он просто восторгается, не уставая восхвалять грандиозность и уникальность Маяковского, говорит о том, что футуризма как такового теперь уже нет, стоит только Маяковский. одинокий, величайший поэт России». «Это позвоночник, самая суть мировой поэзии, поэзии спинного мозга», — сказал Горький, комментируя название стихотворения. [ 6 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Поэт поднимает свой «череп, наполненный стихами», начиная то, что он предвидит как свой «последний концерт», прежде чем закончить свою жизнь «пулей за точку». Он проклинает свою возлюбленную (задаваясь вопросом, «что небесный Гофман мог выдумать тебя, подлого»), затем обвиняет Бога в том, что он привел на Землю эту женщину, замаскированного дьявола. Навещая ее дома, он умоляет Лилю оставить стареющего мужа, затем, ужаснувшись ее отстраненной холодности, снова угрожает покончить с собой, теперь уже утоплением. Он считает свою любовь чем-то более ужасным, чем мировая война, но при этом угрожает вечно преследовать женщину, которую он любит. Муж возвращается домой в удивительно хорошем настроении, которое поэты пытаются испортить, советуя ему «повесить ей на шею кучу жемчуга», чтобы держать ее рядом с собой. В конце концов, игнорируемый всеми, он осознает себя несостоявшимся Мессией, «распятым на бумаге, со словами вместо гвоздей». [ 7 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1] Английский перевод Алекса Сигале, в Ping Pong 8 (2014), Журнал Общества Генри Миллера.
- [2] Еще один английский перевод
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Iskrzhitskaya, I.Y. (1990). "Vladimir Vladimirovich Mayakovsky" . Russian Writers. Biobibliographical dictionary. Vol.2. Prosveshchenye . Retrieved 2015-01-13 .
- ^ Jump up to: а б «Комментарии к позвоночной флейте» . Полное собрание сочинений В.В.Маяковского в 13 томах. Москва, 1955 год . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Маяковский, В.В. Биография» . Литра . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ "Владимир Маяковский. Лишний вышел. Премьера Первого канала" . Архивировано из оригинала 22 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Бешеный бык русской поэзии» . Гаарец . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Mikhaylov, Al. (1988). "Mayakovsky" (in Russian). Lives of Distinguished People. Molodaya Gvardiya . Retrieved 2015-01-13 .
- ^ Позвоночная флейта. Сочинения Владимира Маяковского в 6 томах. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Москва, 1973. Том I, с.126-135.