Виктор Шкловский
Виктор Шкловский | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Виктор Борисович Шкловский 24 января [ OS 12 января] 1893 г. |
Умер | 6 декабря 1984 г. | ( 91 год
Альма-матер | Санкт-Петербургский Императорский Университет |
Заметная работа | Воскрешение слова (1914) Искусство как устройство (1917) Зоопарк, или Письма не о любви (1923) Теория прозы (1925) |
Школа | Русский формализм |
Основные интересы | Литературная теория Литературная критика |
Известные идеи | Отчуждение (1917) |
Виктор Борисович Шкловский [1] (Русский: Виктор Борисович Шкловский , IPA: [ˈʂklofskʲɪj] ; 24 января [ OS 12 января] 1893 — 6 декабря 1984) — российский и советский литературный теоретик , критик, писатель и памфлетист . [2] Он — одна из крупнейших фигур, связанных с русским формализмом .
Виктора Шкловского . «Теория прозы» В 1925 году вышла [3] Самого Шкловского до сих пор называют «одним из самых важных теоретиков литературы и культуры двадцатого века». [4] ( Ассоциации современного языка Комитет премии ); «один из самых живых и непочтительных умов прошлого века» [5] ( Дэвид Беллос ); «одна из самых ярких деятелей русской культурной жизни ХХ века» [6] ( Цветан Тодоров )
Жизнь
[ редактировать ]Шкловский родился в Санкт-Петербурге , Россия. Его отец был литовским еврейским математиком (предки которого были из Шклова ), принявшим православие , а мать была немецко-русского происхождения. Он учился в Санкт-Петербургском университете .
Во время Первой мировой войны он пошел добровольцем в российскую армию и в конечном итоге стал инструктором по вождению в бронетанковом подразделении в Санкт-Петербурге. Там в 1916 году он основал ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка) — одну из двух групп (совместно с Московским лингвистическим кружком ), разрабатывавших критические теории и методы русского формализма .
Шкловский участвовал в Февральской революции 1917 года. Впоследствии Временное правительство России направило его помощником наркома на Юго-Западный фронт , где он был ранен и награжден за храбрость. После этого он был помощником комиссара Русского экспедиционного корпуса в Персии (см. Персидский поход ).
Шкловский вернулся в Петербург в начале 1918 года, после Октябрьской революции . В годы Гражданской войны выступал против большевизма и принимал участие в антибольшевистском заговоре, организованном членами партии эсеров . После того, как заговор был раскрыт ЧК , Шкловский скрывался, путешествовал по России и Украине, но в конце концов был помилован в 1919 году из-за связей с Максимом Горьким и решил воздержаться от политической деятельности. Два его брата были казнены советской властью (один в 1918 году, другой в 1937 году), а сестра умерла от голода в Санкт-Петербурге в 1919 году. [7]
Шкловский интегрировался в советское общество и даже принял участие в Гражданской войне в России , служил в Красной Армии . Однако в 1922 году ему снова пришлось скрываться, так как за прежнюю политическую деятельность ему грозил арест и возможная казнь, и он бежал через Финляндию в Германию. В Берлине в 1923 году он опубликовал свои воспоминания о периоде 1917—22 под названием «Сентиментальное путешествие, воспоминания» ( Sentimental'noe puteshestvie, воспоминания , A Sentimental Journey ), отсылая к «Сентиментальному путешествию по Франции и Италии » Лоуренса Стерна , автор, которым он очень восхищался и чей отстраненный стиль оказал сильное влияние на творчество Шкловского. В том же году ему разрешили вернуться в Советский Союз , не в последнюю очередь благодаря обращению к советским властям, которое он включил в последние страницы своего эпистолярного романа «Зоопарк, или Письма не о любви» .
Югославский ученый Михаил Михайлов посетил Шкловский в 1963 году и писал: «Я был очень впечатлен живостью духа Шкловского, его разнообразными интересами и огромной культурой. Когда мы попрощались с Виктором Борисовичем и отправились в Москву, я почувствовал, что встретил одного из самых культурных, самых умных и образованных людей нашего века». [8]
Он умер в Москве в 1984 году.
Писатель и теоретик
[ редактировать ]Помимо литературной критики и биографий таких авторов, как Лоренс Стерн , Максим Горький , Лев Толстой и Владимир Маяковский , он написал ряд полуавтобиографических произведений, замаскированных под художественную литературу, которые также послужили экспериментами в его развитии теории литературы.
Шкловский, пожалуй, наиболее известен разработкой концепции остранения или остранения (также переводится как «отчуждение») в литературе. [9] Он объяснил эту концепцию в 1917 году в важном эссе «Искусство как техника» (также переводится как «Искусство как устройство»). [10] который составил первую главу его оригинальной «Теории прозы» , впервые опубликованной в 1925 году. Он доказывал необходимость превратить что-то, что стало слишком знакомым, например клише в литературном каноне, во что-то оживленное: [11]
Итак, чтобы вернуть чувствительность нашим членам, чтобы заставить нас чувствовать предметы, заставить камень чувствовать себя каменным, человеку дан инструмент искусства. Цель искусства, таким образом, состоит в том, чтобы привести нас к познанию вещи посредством органа зрения, а не узнавания. «Опутывая» предметы и усложняя форму, прием искусства делает восприятие долгим и «трудным». Процесс восприятия в искусстве имеет свою собственную цель и должен быть расширен в полной мере. Искусство – это средство переживания процесса творчества. Сам артефакт совершенно неважен.
— Шкловский Виктор, Теория прозы. Перевод Бенджамина Шера (Dalkey Archive Press, 1990), стр. 6.
Помимо прочего, Шкловский также внес различие сюжета и рассказа (сюжет/фабула), которое отделяет последовательность событий, о которых рассказывает произведение (сюжет), от последовательности, в которой эти события представлены в произведении (рассказе).
Работы Шкловского подталкивают русский формализм к пониманию литературной деятельности как неотъемлемой части социальной практики - идея, которая становится важной в работах Михаила Бахтина и русской и пражской школ ученых- семиотиков . [ нужна ссылка ] Мысль Шкловского оказала влияние и на западных мыслителей, отчасти благодаря переводам Цветаном Тодоровым произведений русских формалистов 1960-х и 1970-х годов, в том числе самого Цветана Тодорова , Жерара Женетта и Ганса Роберта Яусса .
Фильм
[ редактировать ]Шкловский был одним из первых серьезных кинописателей. Сборник его эссе и статей о кино был опубликован в 1923 году ( «Литература и кинематография» , первое английское издание, 2008 г.). Он был близким другом режиссера Сергея Эйзенштейна и опубликовал обширную критическую оценку его жизни и творчества (Москва, 1976, без английского перевода).
Начиная с 1920-х и вплоть до 1970-х годов Шкловский работал сценаристом во многих советских фильмах (см. «Избранную фильмографию» ниже), эта часть его жизни и творчества до сих пор уделяла очень ограниченное внимание. В своей книге «Третья фабрика» Шкловский размышляет о своей работе в кино, написав: «Во-первых, я работаю на третьей фабрике Госкино . Во-вторых, название нетрудно объяснить. Первая фабрика была моей семьей. и школа. Второй был Опояз . А третий – меня сейчас обрабатывает». [12]
Библиография (английский)
[ редактировать ]- Сентиментальное путешествие: Мемуары, 1917–1922 (1923, перевод Ричарда Шелдона в 1970 году)
- Зоопарк, или Письма не о любви (1923, перевод 1971 года Ричарда Шелдона) - эпистолярный роман
- Ход конем (1923, перевод 2005 г.) - сборник очерков, впервые опубликованный в советском театральном журнале « Жизнь искусства».
- Литература и кинематография (1923, перевод 2008 г.)
- Теория прозы (1925, перевод 1990 г.) - сборник эссе.
- Третья фабрика (1926, перевод Ричарда Шелдона в 1979 году)
- Гамбургская партитура (1928, перевод Шушан Авагян, опубликован в 2017 году)
- Житие помощника епископа (1931, перевод Валерии Ермишовой опубликован в 2017 году)
- Охота за оптимизмом (1931, перевод 2012 г.)
- Маяковский и его круг (1941, перевод 1972 г.) - о временах поэта Владимира Маяковского.
- Лев Толстой (1963, перевод 1996 г.)
- Тетива: О непохожести подобного (1970, перевод 2011 г.)
- Энергия заблуждения: Книга о сюжете (1981, перевод 2007 г.)
Выберите фильмографию (как сценарист)
[ редактировать ]- По закону , 1926, режиссёр Лев Кулешов , по рассказу Джека Лондона
- «Евреи на земле» , 1927, режиссёр Абрам Роом
- Кровать и диван , 1927 год, режиссёр Абрам Рум
- Дом на Трубной , 1928, режиссёр Борис Барнет
- Ледяной дом , 1928, режиссёр Константин Эггерт , по одноименному роману Ивана Лажечникова
- Кражана , 1928, режиссёр Котэ Марджанишвили , по роману «Овод». Этель Лилиан Войнич
- Турксиб , документальный, 1929, режиссёр Виктор Александрович Турин
- Amerikanka (film) , 1930, director Leo Esakya [13]
- Горизонт , 1932, режиссёр Лев Кулешов.
- Minin and Pozharsky , 1939, director Vsevolod Pudovkin
- «Овод» , 1956, режиссёр Александр Файнциммер , по одноименному роману Этель Лилиан Войнич.
- Kazaki , 1961, director Vasili Pronin
Интервью
[ редактировать ]- Серена Витале: Шкловский: Свидетель эпохи , перевод Джейми Ричардса, Dalkey Archive Press, Шампейн, Лондон, Дублин, 2012 г. ISBN 978-1-56478-791-0 (первое издание на итальянском языке, 1979 г.). Интервью Витале, пожалуй, самый важный исторический документ, освещающий последние годы жизни и творчества Шкловского. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Также транслитерируется Шкловский .
- ^ Питер Роллберг (2016). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 670–671. ISBN 978-1442268425 .
- ^ Шкловский, Виктор; Шер, Бенджамин; Брунс, Джеральд (1 апреля 1993 г.). Теория прозы . Элмвуд-Парк, Иллинойс: Dalkey Archive Press. ISBN 9780916583644 .
- ^ «Объявление лауреатов премии MLA: Экокритицизм и Италия и Виктор Шкловский: читатель - Блог литературных исследований Bloomsbury» . Блог литературных исследований Блумсбери . 11 декабря 2017 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Блумсбери.com. «Виктор Шкловский» . Издательство Блумсбери . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Блумсбери.com. «Виктор Шкловский» . Издательство Блумсбери . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Shklovsky, Письма внуку. Letters to My Grandson (In Russian)
- ^ Михаил Михайлов, Московское лето (Фаррар, Штраус и Жиру, 1965), с. 104.
- ^ Карла Бенедетти (1999) Пустая клетка: расследование загадочного исчезновения автора
- ↑ Виктор Шкловский (1917) Искусство как техника. Архивировано 5 декабря 2009 года в Wayback Machine.
- ^ Питер Брукер, Анджей Гасиорек, Дебора Лонгворт (2011) Оксфордский справочник по модернизму стр.841
- ^ Виктор Шкловский: Третья фабрика , Dalkey Archive Press, 2002, стр. 8–9.
- ^ Antti Alanen: Film Diary – Amerikanka
- ↑ Родина заметит свою страшную ошибку: Парадокс футуризма у Ясенского, Маяковского и Шкловского .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отрывок из «Тетивы в Асимптоте»
- Формалист формалиста: О Викторе Шкловском Джошуа Коэн
- Читаем Виктора Шкловского и немного о Джонатане Франзене Мартина Райкера, Контекст № 13
- Отрывок из очерка «Искусство как техника» (Альтернативный перевод «Искусство как прием»)
- Biography in "Энциклопедия Кругосвет" (in Russian)
- «Памятник научной ошибке» Шкловского , перевод доступен онлайн на Дэвида Бордвелла . сайте
- Дебаты Троцкого и Шкловского: формализм против марксизма . Международный журнал российских исследований 6 (январь 2017 г.): 15–27.
- Виктор Шкловский и Роман Якобсон. «Жизнь как роман», документальный фильм Владимира Непевного .
- 1893 рождения
- 1984 смертей
- Политики Партии социалистов-революционеров
- Писатели из Санкт-Петербурга.
- Русский формализм
- Русские евреи
- российские литературные критики
- Русские люди немецкого происхождения
- Советские сценаристы
- Советские сценаристы-мужчины
- Российские сценаристы-мужчины.
- советские историки литературы
- Советские писатели-мужчины
- Русские писатели-мужчины XX века.
- Русские военнослужащие Первой мировой войны
- Люди Гражданской войны в России.
- Теоретики кино