Коте Марджанишвили

Константин «Котэ» Марджанишвили ( груз .: Грузинский: Константин ), также известный под русифицированным именем Константин. Александрович Марджанов мая театральный , считавшийся важным ( 28 1872 — 17 апреля 1933) — грузинский режиссёр вкладчиком в до- и послереволюционная эволюция грузинского, российского и советского этапов. [ 1 ] Один из самых престижных и профессиональных режиссеров Грузии, он особенно прославился своими роскошными и масштабными театральными постановками. [ 2 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
Он родился в зажиточной литературной семье армейского офицера в Кварели тогда входившая в состав Тифлисской губернии , восточная Грузия , Российской империи . После игры и режиссуры на родине с 1893 по 1909 год он уехал в собственно Россию, русифицировав свою фамилию как Марджанов.
Работал в русских провинциальных театрах актером, затем режиссером, пока в 1906 году не зарекомендовал себя в московской стал соучредителем Грузинской драматической студии труппе Незлобина, а позже вместе с Александром Южиным . Он быстро завоевал репутацию одного из самых талантливых последователей известного русского актера и режиссера Константина Станиславского (1863-1938). Основной прием Марджанишвили как режиссера заключался в том, чтобы помочь актеру найти инстинктивный путь к осознанию «внешней истины». [ 1 ] В 1910 году его многогранность была признана самим Станиславским, пригласившим его одновременно с Эдвардом Гордоном Крейгом для открытия репертуара и постановочной техники МХАТа . Там он поставил произведения Кнута Гамсуна и Генрика Ибсена , а также был ассистентом режиссера « Немировича-Данченко Братьев Карамазовых» (1910) и «Крейга Гамлета» (1911). [ 3 ] Очарованный стилизованной манерой Крейга использовать марионеток, Марджанишвили временно вернулся в Грузию, чтобы поставить «Царя Эдипа» в том же духе. В 1913 году он порвал со Станиславским из-за своих левых симпатий и интереса к декадансу и организовал эклектичный «Свободный театр», где ставил оперы, оперетты, драмы и пантомимы. Предприятие, известное своими связями с композитором Сергеем Рахманиновым и певцом Федором Шаляпиным , а также хореографией в грузинском стиле, через год было сорвано, главным образом из-за финансовых проблем. [ 1 ] Затем он переехал в Ростов-на-Дону , где с 1914 по 1915 год руководил местным театром. [ 2 ]
Послереволюционные годы
[ редактировать ]Постановка Марджанишвили 1917 года Оскара Уайльда » « Саломеи стала настоящим триумфом и продолжала ставиться в бурные годы революции и гражданской войны в Киеве (Киев, Украина ), Москве, Петрограде (Санкт-Петербург, Россия) и Тифлисе ( Тбилиси). , Грузия). Одновременные эксперименты Марджанишвили с праздничными постановками в Ростове-на-Дону (1914-1915 . ) гг Пиотровский , 1920). В течение многих лет он также работал в кино (1916-28). [ 3 ]
Вернувшись в недавно советизированную Грузию в 1922 году, он возглавил Театр Руставели в Тбилиси. энергичный молодой режиссер Сандро Ахметели К тому времени в Тбилиси вернулся , чтобы возглавить переворот молодых актеров против истеблишмента. Двое мужчин сотрудничали с уважением и беспокойством, но почти деспотическое правление Ахеметели над его художественной корпорацией «Дуруджи» оказалось слишком жестоким для Марджанишвили, чье творчество стало более сдержанным, мотивированным его собственным убеждением, что «в жизни достаточно страданий, и не показывая их на публике». этап." [ 1 ] В 1926 году он и часть труппы уехали, чтобы сформировать провинциальный гастрольный театр с центром в Кутаиси и Батуми , оставив Ахметели единоличный контроль над Театром Руставели. Новый театр стал известен как Второй государственный грузинский театр и в конечном итоге был назван Театром Марджанишвили в честь его основателя (1933). Театр до сих пор действует в Тбилиси и продолжает эклектичные и в некоторой степени конформистские традиции Марджанишвили. [ 1 ]
В последние годы жизни Марджанишвили работал в Театре Корша (Театр Корша) (1931–1932), Малом театре (Малый театр) и Театре оперетты в Москве (1933). Новый репертуар Марджанишвили был в основном русским и соответствовал большевистской доктрине, что принесло ему награды на Московской драматической олимпиаде 1930 года. Однако вскоре в советской прессе начали появляться угрожающие обвинения против Марджанишвили. Он умер от болезни в Москве 17 апреля 1933 года, прежде чем ухудшение политического климата привело к Иосифа Сталина , Великой чистке которая унесла жизнь бывшего соратника и соперника Марджанишвили Сандро Ахеметели в 1937 году. [ 1 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Перед ураганом , 1924 год.
- Кражана , 1926 год.
- Амок , 1927 год.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Рэйфилд, Дональд] (2000), Литература Джорджии: История , стр. 213–4. Рутледж , ISBN 0-7007-1163-5 .
- ^ Jump up to: а б Микаберидзе, Александр (ред., 2007) Марджанишвили, Константин . Исторический словарь Грузии . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Стэнтон, Сара и Бэнэм, Мартин (1996), Кембриджский путеводитель по театру в мягкой обложке , стр. 230. Издательство Кембриджского университета , ISBN 0-521-44654-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коте Марджанишвили на IMDb на IMDb
Ссылки
[ редактировать ]- (in Russian) Шабалина, Татьяна (Shabalina, Tatiyana). "Марджанов, Константин Александрович." Энциклопедия Кругосвет ( Entsiklopediya Krugosvet ). Retrieved on May 7, 2007.