Эдвард Гордон Крейг
Эдвард Гордон Крейг | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Эдвард Годвин 16 января 1872 г. Стивенейдж , Хартфордшир , Англия |
Умер | 29 июля 1966 г. Ванс , Франция | ( 94 года
Занятие | Художник-постановщик, театральный режиссер, теоретик театра, актер |
Период | Модернизм |
Литературное движение | Символизм |
Известные работы | Об искусстве театра (1911) Маска (1908–1929) МАТ-постановка « Гамлета» (1911–1912) |
Супруг |
Хелен Мэри Гибсон
|
Партнер | Елена Мео Айседора Дункан |
Дети | 12 |
Родители | Эдвард Годвин Эллен Терри |
Эдвард Генри Гордон Крейг [ примечания 1 ] ЧОБЕ ; 16 января (урожденный Эдвард Годвин 1872 — 29 июля 1966), иногда известный как Гордон Крейг , был английским модернистским театральным деятелем ; он работал актером, режиссером и художником-постановщиком , а также написал влиятельный корпус теоретических работ. Крейг был сыном актрисы Эллен Терри .
Театр Гордона Крейга , построенный в Стивенейдже (городе, где он родился), был назван в его честь в 1975 году.
Жизнь и семья
[ редактировать ]

Внебрачный Терри сын архитектора Эдварда Годвина и актрисы Эллен . [ 1 ] Крейг родился Эдвардом Годвином 16 января 1872 года на Рэйл-стрит, Стивенейдж , в Хартфордшире , Англия, и в 16 лет был крещен как Эдвард Генри Гордон. Он учился в Брэдфилд-колледже в Беркшире с мая 1886 по июль 1887 года. Он взял фамилию Крейг по результатам опроса в возрасте 21 года. [ 2 ]
Крейг провел большую часть своего детства за кулисами театра «Лицеум» , где его мать была ведущей актрисой актера сэра Генри Ирвинга . Позже Крейг написал яркую дань уважения Ирвингу длиной в книгу. Сестрой Крейга была Эдит Крейг .
В 1893 году Крейг женился на Хелен Мэри (Мэй) Гибсон, от которой у него было пятеро детей: Филип Карлайл (1894 г.р.), Розмари Нелл (1894 г.р.), Генри Эдвард Робин (1895 г.р.), Джон (1896 г.р.) и Питер (1897 г.р.). ). [ нужна ссылка ]
Он познакомился с Еленой Мео, скрипачкой, дочерью художника Гаэтано Мео , в 1900 году, и у них было трое детей: Эллен (1903–1904), Нелл (1904–1975) и Эдвард (1905–1998). Крейг время от времени жил с Еленой Мео и двумя выжившими детьми в Англии и Италии. Мэй Крейг не соглашалась на развод до 1932 года, после того как Крейг и Елена Мео окончательно расстались. У Крейга были и другие внебрачные дети: дочь Китти от актрисы Джесс Доринн; дочь от танцовщицы Айседоры Дункан , Дейдре Беатрис (1906–1913), которая утонула в возрасте семи лет вместе с другим ребенком Дункана, Патриком Августом, и их няней; сын Давидино Лис (1916–2004) от поэтессы Дороти Невил Лис и дочь от его секретаря/переводчицы Дафны Вудворд. [ 3 ]
Крейг жил в стеснённых обстоятельствах [ почему? ] большую часть своей жизни прожил во Франции и был интернирован немецкими оккупационными войсками в 1942 году. Он умер в Вансе , Франция, в 1966 году в возрасте 94 лет. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]
Крейг утверждал, что режиссер был «истинным художником театра», и, что противоречиво, предлагал рассматривать актеров не более важными, чем марионетки . Он спроектировал и построил тщательно продуманные символические декорации; например, набор из его запатентованных подвижных экранов для постановки «Гамлета» МХАТа . Он также был редактором и главным автором первого международного театрального журнала «Маска» . [ 4 ]
Он работал актером в компании сэра Генри Ирвинга , но больше заинтересовался искусством , научившись резать дерево под руководством Джеймса Прайда и Уильяма Николсона . Его актерская карьера закончилась в 1897 году, когда он занялся театральным оформлением .
Первые постановки Крейга, Перселла «Дидона и Эней» , Генделя «Ацис и Галатея» (обе были вдохновлены и проведены его давним другом Мартином Шоу , который вместе с ним основал Оперное общество Перселла для их постановки), а также » Ибсена « Викинги в Хельгеланде , были поставлены в Лондон . Спектакль «Дидона и Эней» имел значительный успех и оказал большое влияние на возрождение интереса к музыке Перселла, тогда настолько малоизвестного, что «Таймс» в театр были доставлены три экземпляра рецензии : один адресован г-ну Шоу, другой г-ну Крейгу и и один мистеру Перселлу. Крейг сосредоточился на том, чтобы сохранить простоту своих замыслов, чтобы подчеркнуть движения актеров и света, и представил идею «единой сценической картины», охватывающей все элементы дизайна.
Добившись небольшого финансового успеха в Великобритании, Крейг в 1904 году отправился в Германию. Там он написал одну из своих самых известных работ — эссе «Искусство театра» (позже переизданное под названием «Об искусстве театра» ). В 1908 году Айседора Дункан познакомила Крейга с Константином Станиславским , основателем Московского Художественного театра , который предложил ему поставить вместе с труппой их знаменитую постановку « Гамлета» , открывшуюся в декабре 1911 года. Поселившись в Италии , Крейг создал школу театрального искусства. дизайн при поддержке лорда Говарда де Вальдена , Арена Гольдони во Флоренции. Во время Первой мировой войны он написал цикл кукольных пьес « Драма для дураков». [ 5 ] и издавал небольшой театральный журнал «Марионетка» (1918).
С Крейгом считалось чрезвычайно сложно работать, и в конечном итоге он отказался руководить или разрабатывать любой проект, над которым он не имел полного художественного контроля. Это привело к его уходу от практической театральной постановки. [ 6 ] Его дальнейшая карьера примечательна тем, как мало он добился после сорока лет в течение длительного периода, продолжавшегося более пятидесяти лет. В 1929 году Крейг создал замечательную серию гравюр на дереве в качестве иллюстраций для специального издания « Гамлета», опубликованного графом Гарри Кесслером в немецком переводе Герхарда Гауптмана , английское издание которого появилось в следующем году.
Он был назначен кавалером Ордена Британской Империи (OBE), а в 1958 году стал членом Ордена Почетных кавалеров (CH).
Псевдонимы
[ редактировать ]Часто работая под своим именем, Крейг также подписывал работы с большим количеством других имен, включая Оливера Бата, Джулиуса Оливера, Джулио Пирро, Сэмюэля Прима и Станисласа Лодоховски. [ 7 ]
В 1901 году издание Art Record отметило, что Оливер Бат был «джентльменом, который, как полагают, питался эксклюзивной диетой, состоящей из знаменитого печенья Bath Oliver». [ 8 ]
Идеи
[ редактировать ]
Идея Крейга об использовании нейтральных, мобильных, нерепрезентативных экранов в качестве сценического устройства, вероятно, является его самой известной сценографической концепцией. В 1910 году Крейг подал патент , в котором подробно описывалась система навесных и фиксированных квартир, которую можно было быстро приспособить для обслуживания как внутренних, так и внешних сцен. Он подарил декорации Уильяму Батлеру Йейтсу для использования в театре «Эбби» в Ирландии, который разделял его символистскую эстетику. [ нужна ссылка ]
Второе нововведение Крейга касалось сценического освещения . Отказавшись от традиционных рампы , Крейг осветил сцену сверху, разместив светильники в потолке театра. Цвет и свет также стали центральными в сценических концепциях Крейга.
Под игрой этого света фон становится глубоким мерцающим синим, почти прозрачным, на котором зеленый и фиолетовый создают богатую гармонию. [ 9 ]
Третьим замечательным аспектом экспериментов Крейга в театральной форме были его попытки интегрировать элементы дизайна в работу с актерами. Его мизансцена стремилась сформулировать в пространстве отношения между движением, звуком, линией и цветом. Крейг продвигал театр, ориентированный на режиссерское ремесло, — театр, в котором действие, слова, цвет и ритм сочетаются в динамичной драматической форме. [ 10 ]

Всю свою жизнь Крейг стремился передать «чистые эмоции» или «замедленное развитие» в пьесах, над которыми он работал. Даже в те годы, когда он не ставил пьесы, Крейг продолжал создавать модели, придумывать декорации и работать над режиссерскими планами, которые так и не были реализованы. Он считал, что режиссер должен подходить к пьесе без предубеждений, и придерживался этого подхода, отказываясь от минимума или чистого холста. [ 11 ]
Будучи гравером и художником-классиком, Крейг черпал вдохновение в куклах и масках . В своей статье 1910 года «Заметки о масках» Крейг разъясняет преимущества использования масок как механизма привлечения внимания, воображения и души аудитории. «Есть только один актер – нет, один человек, обладающий душой драматического поэта и который всегда был истинным и верным интерпретатором поэта», – заявил он, – «это марионетка». [ 12 ]
«Об искусстве театра» (1911) написан как диалог между зрителем и режиссером, рассматривающими проблемы природы режиссуры. Крейг утверждает, что не драматурги, а скорее исполнители создали первые драматические произведения , используя действие, слова, линию, цвет и ритм. Далее Крейг утверждает, что только режиссер, который стремится правильно интерпретировать драму и занимается обучением всем аспектам драматического искусства, может восстановить «Театральное искусство». [ 13 ] Утверждая, что режиссер должен стремиться к точной интерпретации текста, Крейг утверждает, что зрители приходят в театр, чтобы увидеть, а не услышать спектакли. По его мнению, элементы дизайна могут превосходить реальность и функционировать как символы, тем самым передавая более глубокий смысл, а не просто отражая реальный мир.
29 июня 1908 года польский театральный режиссер, драматург и теоретик драмы Леон Шиллер вступил в переписку с Крейгом. Вместе с письмом Шиллер отправил Крейгу во Флоренцию свое эссе « Два театра » («Два театра»), переведенное на английский язык Мэдлин Мигер. Крейг отреагировал немедленно, приняв эссе для своего журнала «Маска» . [ 14 ] Это положило начало плодотворному сотрудничеству двух выдающихся театральных режиссёров, знакомивших зарубежного читателя с теоретическими трудами друг друга. [ 15 ]
Архивы и наследие
[ редактировать ]Архив Крейга был куплен Гансом Поссе по указанию Адольфа Гитлера для запланированного Гитлером музея фюрера в Линце, Австрия. Цена покупки составила почти 2,4 миллиона французских франков. [ 16 ]
Одна из крупнейших коллекций бумаг Эдварда Гордона Крейга хранится в Центре Гарри Рэнсома при Техасском университете в Остине . Коллекция из 32 коробок включает дневники, эссе, обзоры, заметки, рукописи, финансовые отчеты и переписку Крейга. [ 17 ] В архиве более 130 личных фотографий. [ 18 ] Художественные фонды Центра Рэнсома, включая некоторые гравюры Крейга из издательства Cranach Press Hamlet, а также пробные отпечатки, сделанные во время производства книги. В библиотеке центра хранится более 300 книг из личной коллекции Крейга. [ 19 ] Помимо архива Эдварда Гордона Крейга, Центр выкупа хранит важные фонды, относящиеся к матери Крейга Эллен Терри , а также архив его сына Эдварда Кэррика .
Пьеса Дэвида Хэра , премьера которой состоится в 2025 году, с Рэйфом Файнсом в главных ролях в роли Генри Ирвинга, Грейс Первадес , исследует жизнь Ирвинга, Терри, Крейга и его сестры Эдит. [ 20 ]
Лекция Эдварда Гордона Крейга
[ редактировать ]Общество театральных исследований предлагает ежегодную лекцию Эдварда Гордона Крейга совместно с Королевской центральной школой речи и драмы. [ 21 ]
Библиография
[ редактировать ]- Книга пенни-игрушек Гордона Крейга (1899)
- Генри Ирвинг, Эллен Терри и др.: Книга портретов (1899).
- Лондонская школа театрального искусства (1905)
- Движение (1907)
- Об искусстве театра (1911)
- К новому театру (1913)
- Театр продвигается (1919)
- Генри Ирвинг (1930)
- Эллен Терри и ее тайное «я» (1931)
- Гравюры на дереве и некоторые слова (1923)
- Указатель историй моих дней (1957)
Источник: Эдвард Гордон Крейг: Библиография (Общество театральных исследований), 1967. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В некоторых источниках указывается «Генри Эдвард Гордон Крейг».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иннес (1998, 27)
- ^ Jump up to: а б Гамильтон, Джеймс. «Крейг (Эдвард Генри) Гордон (1872–1966)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, май 2008 г., получено 19 мая 2014 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Холройд, Майкл. Странная, насыщенная событиями история. Драматические жизни Эллен Терри, Генри Ирвинга и их замечательных семей. Чатто и Виндус (2008)
- ^ Таксиду (1998).
- ^ Крейг, Эдвард Гордон. Драма для дураков / Le Théâtre des fous . Монпелье, L’Entretemps, 2012 г.
- ^ Лестница (1994, 84).
- ^ Эдвард Гордон Крейг: Выставка гравюр на дереве и гравюр на дереве, Йоркский университет, Хеслингтон-холл, 10 февраля - 5 марта 1982 г. (Йоркский университет, 1982), стр. 10. 23
- ^ The Art Record: Ежемесячный иллюстрированный обзор искусств и ремесел (том 2, 1901), стр. 488
- ^ Крейг в Баблете (1981).
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 414).
- ^ Уолтон (1983).
- ^ Цитируется по Уолтону (1983).
- ^ Уиллс (1976).
- ^ Ежи Тимошевич, « Краткая хроника жизни и творчества Леона Шиллера », в книге Леон Шиллер, На пороге нового театра, 1908–1924 (На пороге нового театра, 1908–1924), под редакцией Ежи Тимошевича. , Варшава, Национальный издательский институт , 1978, с.
- ^ Ежи Тимошевич, « Краткая хроника жизни и творчества Леона Шиллера », в книге «Леон Шиллер, На пороге нового театра, 1908–1924 » (На пороге нового театра, 1908–1924), passim .
- ^ Фредерик Споттс (2009). Гитлер и сила эстетики . Вудсток: не обращайте внимания на прессу. п. 207. ИСБН 9781590201787 . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Эдвард Гордон Крейг: опись его коллекции в Центре выкупа Гарри» . norman.hrc.utexas.edu . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ «Литературная папка из коллекции фотографий Эдварда Гордона Крейга в Центре выкупа Гарри» . norman.hrc.utexas.edu . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ «Библиотеки Техасского университета / HRC» . каталог.lib.utexas.edu . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ «Сезон Рэйфа Файнса / Королевского театра объявлен на 2025 год, включая новую пьесу Дэвида Хэра « Грейс Первадес и как вам это понравится» с Глорией Обиано и Харриет Уолтер в главных ролях» , Театр Вест-Энд, 26 марта 2024 г.
- ^ «Лекция Эдварда Гордона Крейга» . Королевская центральная школа речи и драмы .
- ^ «Эдвард Гордон Крейг: Библиография» . 1967.
Источники
[ редактировать ]- Баблет, Денис. 1981. Театр Эдварда Гордона Крейга. Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-413-47880-1 .
- Брокетт, Оскар Г. и Франклин Дж. Хильди. 2003. История театра . Издание девятое, международное издание. Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 0-205-41050-2 .
- Крейг, Эдвард Гордон. 1906. Айседора Дункан, Шесть образцов механизмов. Лейпциг.
- ---. 1911. Об искусстве театра. Эд. Франк Чемберлен. Лондон: Рутледж, 2008. ISBN 978-0-415-45034-8 .
- Крейг, Эдвард Гордон. Драма для дураков / Le Théâtre des fous . Редактировать. Дидье Плассар, Марион Шенетье-Алев, Марк Дювилье. Монпелье: L’Entretemps, 2012. ISBN 978-2-355-39147-7 .
- Иннес, Кристофер. 1983. Эдвард Гордон Крейг . Режиссеры в перспективе сер. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-27383-8 .
- Холройд, Майкл . 2008. Странная, насыщенная событиями история. Фаррар Штраус Жиру. ISBN 0-7011-7987-2 .
- Лейтер, Сэмюэл Л. 1994. Великие режиссеры: 100 выдающихся карьер в театре. Иллюстрированное изд. Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-2602-9 .
- Улла Поульсен Скоу . 1973. Гении подобны грозам - Гордон Крейг из Det Kgl. Театр 1926 года . Общество истории датского театра, 1973. На датском языке, с 36 неопубликованными письмами Гордона Крейга в качестве приложения на английском языке.
- Стигмюллер, Фрэнсис. 1974. Ваша Айседора: история любви Айседоры Дункан и Гордона Крейга. Паб-центр «Культурные ресурсы». ISBN 978-0-394-48698-7 .
- Таксиду, Ольга. 1998. Маска: периодическое выступление Эдварда Гордона Крейга . Современные театроведения сер. том 30. Амстердам: Издательство Harwood Academic Publishers. ISBN 90-5755-046-6 .
- Уолтон, Дж. Майкл. 1983. Крейг о театре. Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-413-47220-5 .
- Уиллс, Дж. Роберт. 1976. Режиссер меняющегося театра. Пало-Альто, Калифорния: Мэйфилд. ISBN 978-0-87484-349-1 .
- Л. М. Ньюман, Белый веер: забытый шедевр символистской постановки Гордона Крейга (2009. Malkin Press)
- Леон Шиллер , На пороге нового театра, 1908–1924 , под редакцией Ежи Тимошевича, Варшава, Национальный издательский институт , 1978.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Документы Эдварда Гордона Крейга в Центре выкупа Гарри
- Коллекция фотографий Эдварда Гордона Крейга в Центре выкупа Гарри
- «Архивные материалы, касающиеся Эдварда Гордона Крейга» . Национальный архив Великобритании .
- Репродукции Эдварда Гордона Крейга с «Гамлетом», 1913–1914 годы и без даты , хранящиеся в Театральном отделении Билли Роуза Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- Материалы Эдварда Гордона Крейга, хранящиеся в Музее Виктории и Альберта, Лондон.
- Коллекция Дональда Оэнслагера с материалами Эдварда Гордона Крейга, 1898–1967 гг ., Хранящаяся в Театральном отделении Билли Роуза Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских искусств.
- Переписка Эдварда Гордона Крейга в библиотеке Ньюберри
- Коллекция Эдварда Гордона Крейга. Общая коллекция, Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке, Йельский университет.
- 1872 рождения
- 1966 смертей
- Английские сценические дизайнеры
- Английские актеры-мужчины
- английские театральные режиссеры
- Английские театральные менеджеры и продюсеры
- Британские иллюстраторы
- Английские граверы по дереву
- Кавалеры Ордена Почетных кавалеров
- Модернистский театр
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Люди, получившие образование в Брэдфилдском колледже
- Люди из Стивениджа
- Театральные деятели
- Актеры-мужчины из Хартфордшира
- Семья Терри