Мэйбл Терри-Льюис

Мэйбл Гвинед Терри-Льюис (28 октября 1872 — 28 ноября 1957) — английская актриса и представительница династии актёров Терри-Гилгудов XIX и XX веков.
После успешной карьеры в возрасте двадцати и тридцати лет она вышла замуж и ушла со сцены в 1904 году. Ее муж умер в 1917 году, и она вернулась в театр в 1920 году, продолжая сниматься на сцене и в кино до конца 1940-х годов. Среди ее знаменитых ролей была леди Брэкнелл в фильме «Как важно быть серьезным» , которую она сыграла вместе со своим племянником Джоном Гилгудом в 1930 году.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Мейбл Терри-Льюис родилась в Лондоне и была младшей из пяти детей, четырех дочерей и одного сына Артура Джеймса Льюиса (1824–1901) и его жены Кейт (урожденной) Терри . Льюис был преуспевающим бизнесменом, совладельцем галантерейной фирмы «Льюис и Алленби», а также художником-любителем, иллюстратором и музыкантом. [ 1 ] До замужества Кейт Терри была известной актрисой; ее младшие братья и сестры, Эллен , Мэрион , Флоренс и Фред, последовали за ней в актерскую профессию. Льюисы не хотели, чтобы какая-либо из их дочерей играла профессионально, но любительские спектакли поощрялись, когда дети были маленькими. Писатель Льюис Кэрролл был другом Артура Льюиса, и 24 января 1883 года он посетил семейный дом Морей Лодж, чтобы сыграть комедиетту под названием « День рождения леди Барбары», которую устроили дети Льюиса и Эллен Терри. На этом мероприятии также присутствовал У. С. Гилберт . Кэрролл писал об этом событии:
Эдит [Крейг] была умна (хотя и не очень красноречива), а Кэти [Терри-Льюис] определенно хороша: затем Тедди ( Эдвард Гордон Крейг ) был очень хорош, хотя и немного склонен к разглагольствованиям: но Мэйбл была жемчужиной всего этого. Я никогда не видел ей равной среди детей, кроме самой Эллен Терри. Она прирожденная актриса. [ 2 ]
Возможно, мало кто знает, что Мейбл также была художницей-миниатюристкой. В 1935 году «Кто есть кто» записал, что она выставляла миниатюры в Королевской академии, Графтоне и Нью-галереях, а также в Ливерпуле, Глазго и Манчестере. Одной из таких миниатюр была Минни Терри в возрасте 5 лет, примерно 1887 года, которую можно увидеть в Смоллхит-плейс в Кенте, которая сейчас является собственностью Национального фонда, но когда-то была домом актрисы Эллен Терри , которая недолгое время была замужем за художником Джорджем Фредериком Уоттсом . Двумя другими примерами являются миниатюры «Серебряного короля» Джорджа Маккалока и его жены, которые жили недалеко от дома Мэйбл в Лондоне; они были подарены Художественной галерее Южной Австралии в Аделаиде вдовой Маккаллоха в 1928 году.
Мэйбл была единственной из четырех дочерей Терри-Льюиса, сделавшей театральную карьеру. Ее первое появление на профессиональной сцене состоялось в Театре Гаррика в январе 1895 года в роли Люси Лоример в «Паре очков» с Джоном Хэром . «Таймс» прокомментировала: «Мисс Льюис… высокая, смуглая и изящная молодая женщина, обладающая некоторыми чертами новичка». [ 3 ] The Manchester Guardian сообщила, что она «сыграла милую маленькую роль с непринужденной простотой и с большей легкостью, чем можно было ожидать от дебютантки ». [ 4 ]
В «Критерионе» в мае 1897 года она сыграла Маргарет Линфилд в «Трехгрошовых битах» . [ 5 ] В том же году она сыграла Бьянку в «Укрощении строптивой» для Драматического общества Оксфордского университета в Оксфорде . [ 6 ] Ее больше не видели в Лондоне до апреля 1898 года, когда она появилась в « Глобусе» (ныне театр Гилгуда) в компании Хэйра, сыграв Мэри Фабер в «Мастере» ; постановка привлекла значительное внимание, потому что Кейт Терри ненадолго вышла из пенсии, чтобы появиться вместе со своей дочерью. Хотя Кейт получила львиную долю упоминаний в прессе, Мэйбл похвалили за трогательное выступление. [ 7 ]
С тех пор и до 1904 года Терри-Льюис делал успешную сценическую карьеру. Она появилась в «Глобусе» в роли Беллы в «Школе» (январь 1899 г.), Бланш Хэй в «Наших» (февраль 1899 г.), Эстер Экклс, старой роли Мари Уилтон в возрожденной « Касте» (март 1899 г.), и исполнила роль Мюриэл Иден. в «Веселом лорде Кексе» (апрель 1899 г.). [ 5 ] В 1900 году она гастролировала в «Хозяйке Кренэрна и пескарей» . [ 5 ] а по возвращении в Лондон она открылась на Стрэнде в мае 1900 года в роли Глории Клэндон в « Ты никогда не сможешь сказать» , в которой The Observer рецензент счел ее игру лучше, чем Бернарда Шоу . пьеса [ 8 ] Сыграв в череде эфемерных костюмированных драм, закончившихся ролью Сильвии Фицаллен в «Моей леди Роуздейл» , она ушла со сцены после замужества в 1904 году. [ 5 ] Ее единственное появление в Вест-Энде во время замужества произошло в 1906 году на праздновании юбилея ее тети Эллен Терри на Друри-Лейн вместе с более чем двадцатью другими членами семьи Терри. [ 9 ]
Ее брак с капитаном (впоследствии майором) Ральфом Сесилом Бэтли был счастливым, и она наслаждалась спокойной жизнью в его загородном поместье в Дорсете . Ее молодой племянник Джон Гилгуд время от времени останавливался там и принимал участие в любительских постановках, которые она организовала для Женского института . [ 10 ] Бэтли был вынужден уйти в отставку в январе 1917 года из-за плохого здоровья и умер 23 октября 1917 года в возрасте 54 лет. [ 11 ] Написав в 1989 году о своей тете, Гилгуд не был уверен, было ли ее возвращение на сцену после овдовения выходом ее «безграничной энергии» или же это произошло по финансовым причинам. [ 12 ]
Второй этап карьеры
[ редактировать ]Терри-Льюис вновь появилась на сцене Театра принца Уэльского 10 февраля 1920 года, когда она сыграла леди Сару Олдайн в «Молодом человеке в розовом » на разовом благотворительном утреннике. [ 5 ] Ее возвращение в основной театр Вест-Энда произошло в апреле того же года в роли Джейн Страуд в «Горчичное зерно». «Таймс» прокомментировала: «Мисс Мейбл Терри-Льюис в роли серьезной, благородной, несколько дезабузированной патриции дает представление поистине изысканной красоты». [ 13 ]
В 1923 году она гастролировала по Америке с Сирилом Модом и Лидией Билбрук в фильме «Если наступит зима» , играя в Чикаго в апреле и в Нью-Йорке осенью. [ 14 ] Во время последующих визитов в США она в течение трёх сезонов играла в таких популярных пьесах, как « Aren’t We All» , «Легкое поведение» и «Вечная жена» . [ 15 ] В Вест-Энде она появлялась в новых пьесах и постановках, в том числе в «Как важно быть серьезным» в роли грозной леди Брэкелл в пьесе Джона Уортинга из Гилгуда в 1930 году. [ 12 ] Газета «Таймс» заметила: «Мистер Гилгуд и мисс Терри-Льюис вместе великолепны… они обладают высшей грацией, всегда позволяя Уайльду говорить своим собственным голосом». [ 16 ] Гилгуд считал ее игру превосходной, хотя у нее не было чувства юмора, и она никогда не понимала, почему зрители находили ее леди Брэкнелл забавной. [ 12 ]
Другие пьесы Терри-Льюиса включали «Игра в шкуры », «Смерть берет отпуск» , «Ужин в восемь» , «Восхитительный Крайтон» , «Выдающееся собрание» , «Виктория Регина» , «Они пришли в город» и «Веер леди Уиндермир» . [ 15 ] Она также снималась в фильмах, в том числе «Алый Пимпернель» (1934), «Третья подсказка» (1934), «Бесчестье яркое» (1936), «Пищанка» (1937), «Таверна «Ямайка»» (1939), «Приключения Тарту» (1943) и «Они пришли в город» (1944). [ 15 ]
Она умерла в Лондоне в 1957 году в возрасте 85 лет.
Фильмография
[ редактировать ]- С любовью, Мэгги (1921) - леди Шелфорд
- Ширли (1922) - миссис Прайор
- Каста (1930) - Маркиза
- Третья подсказка (1934) - мистер Фуллер
- Алый Пимпернель (1934) - Графиня де Турне
- Бесчестие Яркое (1936) - леди Мелбери
- Пищалка (1937) - миссис Стедман
- Украденная жизнь (1939) - тетя Хелен
- Гостиница «Ямайка» (1939) - леди Бестон
- Приключения Тарту (1943) - миссис Стивенсон
- Они пришли в город (1944) - леди Локсфилд (последняя роль в кино)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Переписка Джеймса Макнила Уистлера , Архив Университета Глазго
- ^ Фулкс, с. 97
- ^ «Театр Гаррика», The Times , 18 января 1895 г., стр. 7
- ^ «Наша лондонская переписка», The Manchester Guardian , 18 января 1895 г., стр. 5
- ^ Jump up to: а б с д и Паркер, стр. 569–570.
- ^ Фотография Терри-Льюиса в фильме «Укрощение строптивой» в 1897 году , Музей Виктории и Альберта.
- ^ "Театр Глобус", The Times , 25 апреля 1898 г., стр. 8; и «Мастер в журнале Globe», The Observer , 24 апреля 1898 г., стр. 6
- ^ «В пьесе», The Observer , 6 мая 1900 г., стр. 6
- ^ «Актёрский состав Терри на юбилейном утреннике мисс Эллен Терри», The Illustrated London News , 16 июня 1906 г., стр. 894
- ^ Гилгуд (2000), с. 284
- ^ «Смерти», The Times , 27 октября 1917 г., стр. 5
- ^ Jump up to: а б с Гилгуд (2000), с. 285
- ^ «Горчичное зерно», The Times , 21 апреля 1920 г., стр. 14
- ^ "Dramatis Personae", The Observer , 25 февраля 1923 г., стр. 11
- ^ Jump up to: а б с «Некролог - мисс Мейбл Терри-Льюис», The Times , 30 ноября 1957 г., стр. 8
- ^ «Лирический театр, Хаммерсмит», The Times , 8 июня 1930 г., стр. 12
Ссылки
[ редактировать ]- Фулкс, Ричард (2005). Льюис Кэрролл и викторианская сцена: театральные представления в спокойной жизни . Олдершот, Великобритания: Эшгейт. ISBN 0754604667 .
- Гилгуд, Джон (1979). Актер и его время . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN 0283985739 .
- Гилгуд, Джон (2000) [1939 и 1989]. Гилгуд о Гилгуде - том, включающий перепечатки книг «Ранние стадии» и «Взгляд назад» . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN 0340795026 .
- Паркер, Джон (1925). Кто есть кто в театре (пятое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. ОСЛК 10013159 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мэйбл Терри-Льюис на IMDb
- Терри-Льюис в архиве Гилгуда Британской библиотеки
- Терри-Льюис в фильме «Они пришли в город» на сайте evillady.com