Айседора Дункан
Айседора Дункан | |
---|---|
Рожденный | Анджела Айседора Дункан 26 мая 1877 г. [а] Сан-Франциско , Калифорния, США |
Умер | [а] Ницца , Франция | 14 сентября 1927 г. (50 лет)
Национальность | Американская, Французская, Советская |
Известный | Танец и хореография |
Движение | Современный танец |
Супруг | |
Партнер(ы) | Эдвард Гордон Крейг Пэрис Сингер Романо Романелли Мерседес де Акоста |
Дети | 3 |
Подпись | |
Анджела Айседора Дункан (26 мая 1877 г. или 27 мая 1878 г.) [а] — 14 сентября 1927) — танцор и хореограф американского происхождения, пионер современного танца и с большим успехом выступал по всей Европе и США. жила и танцевала в Западной Европе, США и Советской России. Она родилась и выросла в Калифорнии, с 22 лет Она умерла, когда ее шарф запутался в колесе и оси автомобиля, в котором она ехала в Ницце , Франция. . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Анджела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско и была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана (1819–1898), банкира, горного инженера и знатока искусств, и Мэри Айседоры Грей (1849–1922). Ее братьями были Огюстен Дункан и Раймонд Дункан ; [2] ее сестра Элизабет Дункан также была танцовщицей . [3] [4] Вскоре после рождения Айседоры выяснилось, что ее отец использовал средства двух банков, которые он помог создать, для финансирования своих частных спекуляций с акциями. Хотя он избежал тюремного заключения, мать Айседоры (возмущенная его изменами, а также финансовым скандалом) развелась с ним, и с тех пор семья боролась с бедностью. [2] Джозеф Дункан вместе со своей третьей женой и дочерью погиб в 1898 году, когда британский пассажирский пароход SS Mohegan сел на мель у берегов Корнуолла . [5]
После развода родителей, [6] Мать Айседоры переехала с семьей в Окленд, Калифорния , где работала швеей и преподавателем игры на фортепиано. Айседора посещала школу с шести до десяти лет, но бросила ее, посчитав, что это ее стесняло. Она и трое ее братьев и сестер зарабатывали деньги, обучая танцам местных детей. [2]
В 1896 году Дункан стала частью театральной труппы Огюстена Дейли в Нью-Йорке, но вскоре разочаровалась в форме и жаждала другой среды с меньшей иерархией. [7]
Работа
[ редактировать ]Новый подход Дункан к танцу был очевиден еще с тех пор, как она преподавала в подростковом возрасте, где она «следовала [своей] фантазии и импровизировала, обучая всему, что приходило [ей] в голову». [8] Желание путешествовать привело ее в Чикаго, где она проходила прослушивания во многих театральных труппах и наконец нашла место в труппе Огюстена Дейли. Это привело ее в Нью-Йорк, где ее уникальное видение танца столкнулось с популярными пантомимами театральных трупп. [9] Находясь в Нью-Йорке, Дункан также брал уроки у Мари Бонфанти , но быстро разочаровался в балетной рутине.
Чувствуя себя несчастной и недооцененной в Америке, Дункан в 1898 году переехала в Лондон. Она выступала в гостиных богатых людей, черпая вдохновение из греческих ваз и барельефов в Британском музее . [10] [11] Доходы от этих работ позволили ей арендовать студию, что позволило ей развивать свою работу и создавать более масштабные спектакли для сцены. [12] Из Лондона она отправилась в Париж, где вдохновилась Лувром и Всемирной выставкой 1900 года и танцевала в салонах Маргариты де Сен-Марсо и принцессы Эдмон де Полиньяк . [13] Во Франции, как и везде, Дункан восхищала публику. [14]
В 1902 году Лои Фуллер пригласила Дункана отправиться с ней в турне. Благодаря этому Дункан объехала всю Европу, создавая новые произведения, используя свою новаторскую технику. [15] который подчеркивал естественность движений в отличие от жесткости традиционного балета. [16] Таким образом она провела большую часть оставшейся жизни, путешествуя по Европе и Америке. [17] Несмотря на неоднозначную реакцию критиков, Дункан стала довольно популярной благодаря своему самобытному стилю и вдохновила многих художников, таких как Антуан Бурдель , дама Лаура Найт , Огюст Роден , Арнольд Рённебек , Андре Дюнуайе де Сегонзак и Абрахам Вальковиц , на создание работ на ее основе. . [18]
В 1910 году Дункан встретил оккультиста Алистера Кроули на вечеринке, эпизод, описанный Кроули в его «Исповеди» . [19] Он называет Дункана «Лавинией Кинг» и использовал для нее то же придуманное имя в своем романе 1929 года «Дитя Луны» (написанном в 1917 году). Кроули писал о Дункан, что она «обладает этим даром жеста в очень высокой степени. Пусть читатель изучит ее танец, если возможно, наедине, чем публично, и познает превосходную «бессознательность» – то есть магическое сознание – которое ей подходит. действие к мелодии». [20] На самом деле Кроули больше привлекала богемная спутница Дункана Мэри Демпси ( она же Мэри Д'Эсте или Дести), с которой у него был роман. Дести приехала в Париж в 1901 году, где вскоре встретила Дункана, и они стали неразлучны. Дести, которая также появилась в Moonchild (как «Лиза ла Джуффрия») и стала членом оккультного ордена Кроули. [б] позже написала мемуары о своем опыте общения с Дунканом. [21]
В 1911 году французский модельер Поль Пуаре арендовал особняк « Павильон дю Бутар» в Ла-Сель-Сен-Клу и устраивал роскошные вечеринки, в том числе один из самых известных великих праздников , «Праздник Вакха» , состоявшийся 20 июня 1912 года. создание вакханалии, устроенной Людовиком XIV в Версале. Айседора Дункан в греческом вечернем платье, созданном Пуаре. [22] танцевал на столах среди 300 гостей; До рассвета было выпито 900 бутылок шампанского. [22]
Открытие школ танцев.
[ редактировать ]Дункан не любила коммерческие аспекты публичных выступлений, такие как гастроли и контракты, потому что она чувствовала, что они отвлекают ее от ее настоящей миссии, а именно создания красоты и образования молодежи. [ нужна ссылка ] Чтобы выполнить свою миссию, она открыла школы, где обучала молодых женщин своей философии танца. Первый был основан в 1904 году в Берлине- Грюневальде , Германия. Это заведение было родиной « Изадораблес » (Анны, Марии-Терезии, Ирмы, Лизель, Гретель и Эрики). [23] ), протеже Дункан, которые продолжат ее наследие. [24] Дункан официально усыновила всех шестерых девочек в 1919 году, и они взяли ее фамилию. [25] Примерно через десять лет в Берлине Дункан основал школу в Париже, которая вскоре закрылась из-за начала Первой мировой войны . [26]
В 1914 году Дункан переехала в США и перевела туда свою школу. Для его использования был предоставлен таунхаус в Грамерси-парке , а его студия находилась неподалеку, на северо-восточном углу 23-й улицы и Четвертой авеню (ныне Парк-авеню Юг). [27] Отто Кан , глава Kuhn, Loeb & Co. , предоставил Дункан использовать очень современный театр «Сенчури» на Западной 60-й улице и Центральном парке Вест для ее представлений и постановок, которые включали постановку « Царя Эдипа» , в которой участвовали почти все расширенные произведения Дункана. окружение и друзья. [28] Во время своего пребывания в Нью-Йорке Дункан позировала фотографу Арнольду Генте .
Дункан планировала покинуть Соединенные Штаты в 1915 году на борту корабля RMS Lusitania в его злополучное путешествие, но историки полагают, что ее финансовое положение в то время заставило ее выбрать более скромный переход. [29] В 1921 году левые симпатии Дункан привели ее в Советский Союз , где она основала школу в Москве. Однако неспособность советского правительства выполнить обещания поддержать ее работу заставила ее вернуться. [ когда? ] на Запад и оставить школу своей протеже Ирме. [30] В 1924 году Дункан сочинил танцевальную программу под названием «Варшавянка» на мотив польской революционной песни, известной на английском языке как «Вихри опасности» . [31]
Философия и техника
[ редактировать ]Нарушив условности, Дункан воображала, что она проследила танец до его истоков как священного искусства. [32] На основе этого понятия она разработала стиль свободных и естественных движений, вдохновленный классическим греческим искусством, народными танцами, социальными танцами, природой и силами природы, а также подходом к новому американскому атлетизму, который включал в себя прыжки, бег, прыжки и прыжки. , и бросая. [ нужна ссылка ] Дункан писал об американских танцах: «Пусть они выйдут вперед большими шагами, прыжками, с поднятым лбом и широко раскинутыми руками, чтобы танцевать». [33] Ее внимание к естественным движениям делало упор на такие шаги, как прыжки, за пределами систематизированной балетной техники.
Дункан также назвала море одним из первых источников вдохновения для ее движения. [34] и она считала, что движение происходит из солнечного сплетения . [35] Дункан делал акцент на «эволюционном» танцевальном движении, настаивая на том, что каждое движение рождается из предыдущего, что каждое движение порождает следующее и так далее в органической последовательности. Именно эта философия и новая танцевальная техника принесли Дункану титул создателя современного танца.
Философия танца Дункан отошла от жесткой балетной техники к тому, что она считала естественным движением. Она сказала, что для того, чтобы вернуть танец в высокий вид искусства, а не просто развлечение, она стремилась соединить эмоции и движение: «Я проводила долгие дни и ночи в студии в поисках того танца, который мог бы стать божественным выражением человеческого духа посредством средство движения тела». [35] Она считала, что танец должен окружать все, что может предложить жизнь: радость и печаль. Дункан черпал вдохновение из Древней Греции и сочетал это со страстью к свободе передвижения. Примером этого является ее революционный костюм: белая греческая туника и босые ноги. Ее туники, вдохновленные греческими формами, также давали свободу движений, чего балетные костюмы с корсетом и пуанты . не давали [36] Костюмы были не единственным источником вдохновения, который Дункан черпала из Греции: она также была вдохновлена древнегреческим искусством и использовала некоторые его формы в своих движениях (как показано на фотографиях). [37]
Личная жизнь
[ редактировать ]Как в профессиональной, так и в личной жизни Дункан попирал традиционные культурные стандарты.
Дети
[ редактировать ]Дункан родила троих детей, все вне брака.
Дейдра Беатрис родилась 24 сентября 1906 года. Ее отцом был театральный художник Гордон Крейг . Патрик Огастес родился 1 мая 1910 г. [38] отцом является Пэрис Зингер , один из многих сыновей швейных машин магната Исаака Зингера . Дейдра и Патрик оба утонули в 1913 году. Во время поездки на машине со своей няней автомобиль случайно врезался в реку Сену . [38] После этой трагедии Дункан провела несколько месяцев на греческом острове Корфу с братом и сестрой, затем несколько недель на морском курорте Виареджо в Италии с актрисой Элеонорой Дузе .
В своей автобиографии Дункан рассказывает, что в глубоком отчаянии из-за смерти своих детей она умоляла молодого итальянского незнакомца, скульптора Романо Романелли , переспать с ней, потому что она отчаянно нуждалась в еще одном ребенке. [39] 13 августа 1914 года она родила сына, но он умер вскоре после рождения. [40] [41]
Отношения
[ редактировать ]Когда Дункан останавливался на морском курорте Виареджо с Элеонорой Дузе, Дузе только что разорвала отношения с бунтарской и эпической молодой феминисткой Линой Полетти . Это породило предположения относительно характера отношений Дункана и Дузе, но никогда не было никаких признаков того, что между ними были романтические отношения.
Дункан была любящей по натуре и была близка со своей матерью, братьями и сестрами, а также со всеми своими друзьями мужского и женского пола. [42] Позже, в 1921 году, после окончания русской революции, Дункан переехала в Москву, где познакомилась с поэтом Сергеем Есениным , который был на восемнадцать лет моложе ее. 2 мая 1922 года они поженились, и Есенин сопровождал ее в турне по Европе и США. Однако брак был недолгим, поскольку они разошлись, пока узнавали друг друга. В мае 1923 года Есенин вернулся в Москву. Два года спустя, 28 декабря 1925 года, он был найден мертвым в своем номере гостиницы «Англетер» в Ленинграде (бывший Санкт-Петербург и Петроград), по всей видимости, покончивший с собой. [43]
У Дункана также были отношения с поэтессой и драматургом Мерседес де Акоста , о чем свидетельствуют многочисленные откровенные письма, которые они писали друг другу. [44] В одном из них Дункан написал: «Мерседес, веди меня своими маленькими сильными руками, и я пойду за тобой – на вершину горы. На край света. Куда пожелаешь». [45]
Спустя годы
[ редактировать ]К концу 1920-х годов Дункан была настолько подавлена смертью троих своих маленьких детей, что ее исполнительская карьера пошла на убыль. Она также была в отчаянии от ощущения, что потеряла своих дочерей, некоторых из очаровательных, которых она усыновила, из-за жадных уловок пожилых мужчин, с которыми они столкнулись во время гастролей по США. Она прославилась своими финансовыми проблемами, скандальной личной жизнью и пьянством в общественных местах. Последние годы своей жизни она провела, перемещаясь между Парижем и Средиземноморьем, накапливая долги в отелях. Ее автобиография «Моя жизнь» была опубликована в 1927 году, вскоре после ее смерти. Австралийский композитор Перси Грейнджер назвал его «шедевром, обогащающим жизнь». [46]
В своей книге «Айседора, интимный портрет » Сьюэлл Стоукс , познакомившийся с Дункан в последние годы жизни, описал ее экстравагантное своенравие. В напоминающем зарисовке Зельда Фицджеральд написала, как они с мужем, писателем Ф. Скоттом Фицджеральдом , сидели в парижском кафе, наблюдая за несколько пьяным Дунканом. Он говорил о том, насколько это было незабываемо, но все, что помнила Зельда, это то, что, пока все смотрели на Дункана, ей удалось украсть со стола солонку и перечницу. [47]
Смерть
[ редактировать ]14 сентября 1927 года в Ницце , Франция, Дункан был пассажиром автомобиля Amilcar CGSS, принадлежавшего Бенуа Фальчетто , французско-итальянскому механику. На ней был длинный струящийся шелковый шарф, расписанный вручную художником российского происхождения Романом Чатовым , подарок ее подруги Мэри Дести, матери американского режиссера Престона Стерджеса . Дести, провожавшая Дункана, попросила ее надеть накидку в карете из-за холодной погоды, но она согласилась надеть только шарф. [48] Сообщается, что, когда они уходили, она сказала Дести и некоторым товарищам: « Adieu, mes amis. Je vais à la gloire! » («Прощайте, друзья мои. Я иду к славе!»); но, по словам американского писателя Гленуэя Уэскотта , Дести позже сказала ему, что настоящими прощальными словами Дункана были: «Je vais à l'amour» («Я ухожу любить»). Дести сочла это неловким, поскольку предполагало, что она и Фальчетто собираются в ее отель на свидание. [49] [50] [51]
Ее шелковый шарф, накинутый на шею, запутался в колесной нише вокруг колес с открытыми спицами и задней оси, вытащил ее из открытой машины и сломал ей шею. [1] Дести сказала, что позвонила и предупредила Дункана о шарфе почти сразу после того, как машина уехала. Дести отвезла Дункан в больницу, где она была констатирована мертвой. [48]
Как отмечает The New York Times в некрологе, Дункан «встретил трагическую смерть в Ницце на Ривьере ». «Согласно сообщениям из Ниццы, Дункан была необычным образом выброшена из открытого автомобиля, в котором она ехала, и мгновенно погибла от падения на каменный тротуар». [52] Другие источники отметили, что она была почти обезглавлена из-за внезапного затягивания шарфа на шее. [53] Несчастный случай послужил поводом для высказывания Гертруды Стайн о том, что «аффекты могут быть опасны». [54] На момент смерти Дункан была советским гражданином. Ее завещание было первым советским гражданином, прошедшим завещание в США. [55]
Дункан кремировали, а ее прах поместили рядом с прахом ее детей. [56] в колумбарии кладбища Пер-Лашез в Париже. [57] На надгробии ее могилы надпись École du Ballet de l'Opéra de Paris («Балетная школа Парижской оперы»).
Работает
[ редактировать ]- Дункан, Айседора (1927) «Моя жизнь» Нью-Йорк : Бони и Ливерит ОСЛК 738636
- Project Gutenberg Canada #941 HTML HTML в архиве Текст Текст в архиве EPUB
- Моя жизнь на Faded Page (Канада): текст , HTML , EPUB , .mobi , PDF , HTML .zip
- Дункан, Айседора; Чейни, Шелдон (ред.) Искусство танца . Нью-Йорк: Театральное искусство, 1928. ISBN 0-87830-005-8
- Работы Айседоры Дункан в Faded Page (Канада)
- Работы Айседоры Дункан в Открытой библиотеке
Наследие
[ редактировать ]Дункан известна как «Мать танца». Хотя ее школы в Европе просуществовали недолго, творчество Дункан оказало влияние на искусство, и ее стиль до сих пор танцуется по указаниям Марии-Терезы Дункан. [58] Анна Дункан, [59] и Ирма Дункан, [60] три из шести ее приемных дочерей. Процесс усыновления так и не был подтвержден, но все шесть танцоров Айседоры сменили фамилию на Дункан. [61] Через свою сестру Элизабет подход Дункан переняла Ярмила Ержабкова из Праги, где ее наследие сохранилось. [62] К 1913 году ее уже праздновали. Когда был построен Театр Елисейских Полей , изображение Дункана было вырезано на барельефе над входом скульптором Антуаном Бурделем и включено в фрески с изображением девяти муз Мориса Дени в зрительном зале. В 1987 году она была включена в Национальный музей танца и Зал славы .
Анна, Лиза, [63] Тереза и Ирма, ученицы первой школы Айседоры Дункан, продолжили эстетические и педагогические принципы творчества Айседоры в Нью-Йорке и Париже. Хореограф и танцовщица Джулия Левиен также сыграла важную роль в продвижении творчества Дункана путем создания Танцевальной гильдии Дункана в 1950-х годах и основания компании Duncan Centenary Company в 1977 году. [64]
Еще одним средством, с помощью которого танцевальные техники Дункана были реализованы, было создание Общества наследия Айседоры Дункан Миньон Гарланд, которую обучали танцу двое из ключевых учениц Дункана. Гарланд была настолько фанаткой, что позже жила в здании, построенном по тому же месту и адресу, что и Дункан, и прикрепила к входу памятную доску, которая по состоянию на 2016 год все еще существует. [update]. Гарленду также удалось добиться того, чтобы Сан-Франциско переименовал переулок в том же квартале с Аделаида-Плейс на Айседору Дункан-лейн. [65] [66]
В медицине синдром Айседоры Дункан означает травму или смерть в результате запутывания галстука колесом или другим механизмом. [67]
Фотогалерея
[ редактировать ]В популярной культуре
[ редактировать ]Дункан привлекал литературное и художественное внимание с 1920-х годов по настоящее время романами, фильмами, балетом, театром, музыкой и поэзией.
В литературе Дункан изображается в:
- Алистера Кроули » «Лунное дитя (как «Лавиния Кинг»), опубликованное в 1923 году. [68]
- » Эптона Синклера ( «Конец света 1940) и «Между двумя мирами» (1941), первые два романа из «Лэнни Бадд» , получившей Пулитцеровскую премию. серии [69]
- Амелии Грей Роман «Айседора» (2017). [70]
- Серия неудачных событий , в которой в ее честь названы два персонажа, Айседора Куагмайр и Дункан Куагмайр . [71]
- Стихотворение Лихорадка 103» « Сильвии Плат , в котором оратор намекает на шарфы Айседоры. [72]
Среди фильмов и телешоу с участием Дункана:
- В 1965 году юную Айседору Дункан сыграла Кэти Гарвер в телешоу « Дни Долины Смерти» . [73]
- 1966 года BBC В биографическом фильме Кеннета Рассела « Айседора Дункан, самая большая танцовщица в мире» , представленном биографом Дункана Сьюэллом Стоуксом , Дункан сыграла Вивиан Пиклз . [74]
- В фильме 1968 года «Айседора» , номинированном на « Золотую пальмовую ветвь» в Каннах , играет Ванесса Редгрейв в роли Дункана . Фильм основан на части автобиографии Дункана. Редгрейв была номинирована на премию Оскар за лучшую женскую роль за роль Дункана. [74] [75]
- Архивные кадры Дункана были использованы в популярном документальном фильме 1985 года «Это танцуют!». . [76] [77]
- Документальный фильм 1989 года «Айседора Дункан: Движение души » был номинирован на приз Большого жюри кинофестиваля «Сандэнс» 1989 года . [78]
- В 2016 году Лили-Роуз Депп сыграла Дункана во «Танцовщица» французской биографической музыкальной драме о танцовщице Лои Фуллер . [79]
Балеты по мотивам Дункана включают:
- В 1976 году Фредерик Эштон создал короткий балет под названием « Пять вальсов Брамса в манере Айседоры Дункан на тему Линн Сеймур », в котором «Эштон соединил стиль Дункана с собственным отпечатком»; Мари Рамбер, увидев это, заявила, что это было именно так, как она помнила танец Дункана. [80]
- В 1981 году она была героиней балета « Айседора» , написанного и поставленного Королевского балета из Кеннетом Макмилланом и исполненного в Ковент-Гардене . [81]
На сцене театра Дункан изображается в:
- Спектакль она танцевала» Когда Мартина Шермана « 1991 года о последних годах жизни Дункана получил премию Evening Standard за Ванессу Редгрейв как лучшую женскую роль. [82]
Дункан присутствует в музыке в:
- Селия Круз записала трек под названием Isadora Duncan с Fania All-Stars для альбома Cross Over, выпущенного в 1979 году. [83]
- Рок-музыкант Вик Чеснатт включил песню о Дункане в свой дебютный альбом Little . [84]
- группы Magnetic Fields Песня "Jeremy" из их второго альбома The Wayward Bus отсылает к Дункан и ее "невероятно длинным белым шарфам". [85]
- В альбоме пост-хардкор-группы Burden of a Day Oneonethousand 2009 года есть трек под названием «Isadora Duncan». В текстах есть отсылки к письму, которое Дункан написал поэтессе Мерседес де Акоста, и к ее последним словам «Je vais à l'amour».
См. также
[ редактировать ]- Список танцоров
- Женщины в танце
- Танцовщица в кафе
- Изидора , иногда пишется как Айседора
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Хотя датой рождения Дункан широко считается 27 мая 1878 года, ее посмертно обнаруженные записи свидетельства о крещении датированы 26 мая 1877 года. Все подтверждающие документы, которые могли существовать, вероятно, были уничтожены во время землетрясения в Сан-Франциско в 1906 году . Видеть Стоукс, Сьюэлл. «Айседора Дункан » энциклопедия Британская Получено 28 мая.
- ↑ Дести помогла Кроули написать его выдающийся опус «Магия» (Книга 4) под своим магическим именем «Сестра Виракам», а также была соредактором четырех номеров его журнала «Равноденствие » и написала несколько совместных пьес.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Крейн, Дебра; Макрелл, Джудит (2000). Оксфордский танцевальный словарь (первое изд.). Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. п. 152. ИСБН 978-0-19-860106-7 . OCLC 45663394 .
- ^ Jump up to: а б с Дебора Джоуитт (1989). Время и танцевальный образ . Издательство Калифорнийского университета. п. 75. ИСБН 978-0-520-06627-4 .
- ^ Генте, Арнольд (фотограф). «Танцовщица Элизабет Дункан» . Библиотека Конгресса . Проверено 7 октября 2017 г.
- ^ Лилиан Карина; Марион Кант (январь 2004 г.). Танцоры Гитлера: немецкий современный танец и Третий рейх . Книги Бергана. п. 11. ISBN 978-1-57181-688-7 .
- ^ Эн Вуд, С головой через жизнь: История Айседоры Дункан (2006), стр. 27: «Они... все утонули вместе со 104 другими людьми, когда пароход SS Mohegan, следовавший из Лондона в Нью-Йорк, сел на мель на скалах Манакл у Фалмута в Корнуолле».
- ^ Дункан (1927), с. 17
- ^ Международная энциклопедия танца: проект Dance Perspectives Foundation, Inc. Коэн, Сельма Жанна, 1920–2005 гг., Фонд «Танцевальные перспективы». (1-е изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2004. ISBN 978-0-19-517369-7 . OCLC 57374499 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Дункан (1927), с. 21
- ^ Дункан (1927), с. 31
- ^ Дункан (1927), с. 55
- ^ «Айседора Дункан | Биография, танцы, техника и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Дункан (1927), с. 58
- ^ Дункан (1927), с. 69
- ^ Дейли, Энн (2002). Погружение в танец: Айседора Дункан в Америке (Уэслианское издание). Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. ISBN 0-8195-6560-1 . OCLC 726747550 .
- ^ Дункан (1927), с. 94
- ^ Джоуитт, Дебора . Время и танцевальный образ . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1989. с. 71
- ^ Курт (2001), с. 155
- ^ Сетцер, Дон. «Библиотека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе приобрела коллекцию Айседоры Дункан». Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine , отдел новостей Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, последнее изменение 21 апреля 2006 г.
- ^ Сокращенное издание, с. 676.
- ^ Алистер Кроули, Магия: Liber ABA: Книга 4: Части 1–4, 2-е исправленное изд. Йорк-Бич, Мэн, 1997, с. 197
- ^ Нерассказанная история: Жизнь Айседоры Дункан 1921–1927 (1929).
- ^ Jump up to: а б Айдт, Рэйчел (29 мая 2007 г.). «Открыт заново» . Время . ISSN 0040-781X . Архивировано из оригинала 25 июня 2007 года . Проверено 14 сентября 2017 г.
- ^ Стерджес (1990), с. 39
- ^ Курт (2001), с. 168
- ^ Кассинг, Г. (2007). История танца: подход к интерактивному искусству . Кинетика человека. п. 185 . ISBN 978-0-7360-6035-6 .
- ^ «Айседора Дункан, 1877–1927: Мать современного танца» . VOA . Проверено 16 февраля 2018 г.
- ^ Стерджес (1990), с. 120
- ^ Стерджес (1990), стр. 121–124.
- ^ Грег Догерти (2 мая 2013 г.). «8 известных людей, скучавших по «Лузитании»» . Смитсоновский журнал .
- ^ Дункан (1927), с. 422
- ^ Аарон Грир (7 марта 2016 г.). «Варшавянка (1924)» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. – на YouTube.
- ^ Стюарт Дж., Священная женщина, Священный танец, 2000. с. 122.
- ^ Дункан (1927), с. 343
- ^ Дункан (1927), с. 10
- ^ Jump up to: а б Дункан (1927), с. 75
- ^ Курт (2001), с. 57
- ^ Дункан (1927), с. 45
- ^ Jump up to: а б Курт (2001)
- ^ Гэвин, Эйлин А. и Сидеритс, Мэри Энн, «Женщины видения: их психология, обстоятельства и успех» (2007), стр. 267
- ^ «Айседора Дункан и Пэрис Сингер» . Тёмный переулок Креатив . 03 июля 2013 г. Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Джерри (24 сентября 2014 г.). «Линозавр: Айседора Дункан: вкус к жизни» . Линозавр . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ «Дузе, Элеонора (1859–1924)» . glbtq: Энциклопедия геев, лесбиянок, бисексуалов, трансгендеров и гомосексуальной культуры . 10 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2007 г. Проверено 2 июля 2007 г.
- ^ S.A. Yesenin. Life and Work Chronology Archived 2016-09-18 at the Wayback Machine . The Complete Works by S.A. Yesenin in 7 Volumes. Nauka Publishers, 2002 // Хронологическая канва жизни и творчества. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. – М.: Наука; Голос, 1995–2002.
- ^ Хьюго Викерс, Любя Гарбо: История Греты Гарбо, Сесила Битона и Мерседес де Акоста , Random House, 1994.
- ^ Шанке (2006)
- ^ Гиллис, Малькольм; Груша, Дэвид; Кэрролл, Марк, ред. (2006). Автопортрет Перси Грейнджера . Издательство Оксфордского университета. п. 116.
- ^ Милфорд, Нэнси (1983). Зельда: Биография . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. п. 118.
- ^ Jump up to: а б Стерджес (1990), стр. 227–230.
- ^ «СМЕРТЬ от струящегося шарфа – Айседора Дункан, США» . Правдивые истории странных смертей . Архивировано из оригинала 6 мая 2016 года . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ «Айседора Дункан встречает судьбу» . Лос-Анджелес Таймс . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ «Айседора Дункан погибла в Париже под колесами автомобиля, который она покупала» . Сандаски Стар Джорнал. 15 сентября 1927 года . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ «Айседора Дункан, которую вытащили за шарф из машины, убита; танцовщицу выбросило на дорогу во время поездки в Ницце, и ей сломали шею» . Нью-Йорк Таймс . 15 сентября 1927 г. Проверено 2 июля 2007 г.
- ^ Джанет Фланнер (16 июня 1972 г.), «Эпизод 179, 6 сезон», Шоу Дика Каветта
- ^ «Аффекты могут быть опасны» . Триста слов . Архивировано из оригинала 10 октября 2013 г.
- ^ Петручелли, Алан (2009). Болезненное любопытство: тревожная кончина знаменитых и печально известных .
- ^ Кавана, Никола (май 2008 г.). «Упадок и падение». Журнал о ранениях (3). Лондон: 113. ISSN 1755-800X .
- ^ Хемингуэй: Возвращение домой
- ^ «Результаты поиска: «Мария Тереза Дункан» - онлайн-каталог гравюр и фотографий (Библиотека Конгресса)» . www.loc.gov .
- ^ «Результаты поиска: «Анна Дункан» — онлайн-каталог печатных изданий и фотографий» . Библиотека Конгресса .
- ^ «Результаты поиска: «Ирма Дункан» - онлайн-каталог гравюр и фотографий (Библиотека Конгресса)» . www.loc.gov .
- ^ Киссельгоф, Анна (22 сентября 1977 г.). «ИРМА ДУНКАН МЕРТВА; УЧЕНИК ИСАДОРЫ (Опубликовано в 1977 г.)» . Нью-Йорк Таймс . п. 28. Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 06 марта 2024 г.
- ^ Катерина Бокова. «100-летие со дня рождения Ярмилы Ержабковой – танцовщицы, хореографа и педагога» . Информация о чешском танце . Проверено 5 марта 2014 г.
- ^ «Результаты поиска: «Лиза Дункан» - онлайн-каталог гравюр и фотографий (Библиотека Конгресса)» . www.loc.gov .
- ^ Дженнифер Даннинг (9 сентября 2006 г.). «Умерла Джулия Левиен, 94 года, специалист по танцам Айседоры Дункан» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Киссельгофф, Анна (24 сентября 1999 г.). «Миньон Гарланд умирает в 91 год; ученица Айседоры Дункан» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ «Журнал заседаний Наблюдательного совета города и округа Сан-Франциско» . Машина обратного пути . Наблюдательный совет города и округа Сан-Франциско. 25 января 1988 г. с. 89 . Проверено 19 мая 2016 г.
- ^ Гоуэнс П.А., Давенпорт Р.Дж., Керр Дж., Сандерсон Р.Дж., Марсден А.К. (июль 2003 г.). «Выживание при случайном удушении шарфом, приведшем к разрыву гортани и стенозу сонной артерии: «синдром Айседоры Дункан». Отчет о случае и обзор литературы» . Эмерг Мед Дж . 20 (4): 391–3. дои : 10.1136/emj.20.4.391 . ПМЦ 1726156 . ПМИД 12835372 .
- ^ Тобиас Чертон (1 января 2012 г.). Алистер Кроули: Биография: духовный революционер, романтический исследователь, оккультный мастер и шпион . Уоткинс Медиа Лимитед. п. 135. ИСБН 978-1-78028-134-6 .
- ^ Аптон Синклер (1 января 2001 г.). Между двумя мирами I. ООО «Саймон Пабликейшнз». п. 172. ИСБН 978-1-931313-02-5 .
- ^ Шауб, Майкл (25 мая 2017 г.). «Танцор, не охваченный горем в «Айседоре» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Крамер, Мелоди Джой (12 октября 2006 г.). «Серия неудачных литературных аллюзий» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Доктор Трейси Брэйн (22 июля 2014 г.). Другая Сильвия Плат . Рутледж. стр. 1–. ISBN 978-1-317-88160-5 .
- ^ Гарвер, К. (2015). Выживание Сисси: Мое семейное дело жизни в Голливуде . Глобус Пекот. п. 3. ISBN 978-1-63076-116-5 . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Энн Дейли (1 марта 2010 г.). Погружение в танец: Айседора Дункан в Америке . Издательство Уэслианского университета. п. 221. ИСБН 978-0-8195-7096-3 .
- ^ Айседора на IMDb
- ^ Джон Клайн; Роберт Г. Вайнер (17 июля 2010 г.). От артхауса к грайндхаусу: интеллектуальная и низколобая трансгрессия в первом веке кино . Пугало Пресс. п. 241. ИСБН 978-0-8108-7655-2 .
- ^ Айседора Дункан на IMDb
- ^ Аннет Ласт (2012). Вынесение тела на сцену и экран: выразительные движения исполнителей . Пугало Пресс. п. 314. ИСБН 978-0-8108-8212-6 .
- ^ Кесласси, Эльза (24 сентября 2015 г.). «Лили-Роуз Депп сыграет Айседору Дункан в «Танцовщице» » . Разнообразие . Проверено 29 декабря 2015 г.
- ^ Кавана Дж. Тайные музы: Жизнь Фредерика Эштона. Faber & Faber Ltd, Лондон, 1996, стр. 543.
- ^ " Айседора (балет 1981)" [ постоянная мертвая ссылка ] на сайте Архива Барри Кея . Проверено: 6 апреля 2008 г.
- ^ Кэрри Дж. Престон (8 августа 2011 г.). Мифическая поза модернизма: гендер, жанр, сольное исполнение . Издательство Оксфордского университета. стр. 293–294. ISBN 978-0-19-987744-7 .
- ^ Анхель Дж. Кинтеро Ривера (1989). Музыка, социальные классы и национальный вопрос Пуэрто-Рико . Международный центр ученых Вудро Вильсона. п. 34.
- ^ Питер Бакли (2003). Грубое руководство по року . Грубые гиды. п. 195. ИСБН 978-1-84353-105-0 .
- ^ «Магнитные поля - Джереми» . Гений . 01.01.1992 . Проверено 14 июля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Де Фина, Памела. Мария Терезия: Божественное Существо, ведомое Высшим Порядком . Питтсбург: Дорранс, 2003. ISBN 0-8059-4960-7
- О приемной дочери Дункана; Памела Де Фина, ученица и протеже Марии Терезы Дункан с 1979 по 1987 год в Нью-Йорке, получила оригинальную хореографию, которая хранится в Нью-Йоркской библиотеке исполнительских искусств Линкольн -центра .
- Дункан, Анна. Анна Дункан: По следам Айседоры . Стокгольм: Dansmuseet, 1995. ISBN 91-630-3782-3
- Дункан, Дорали; Пратл, Кэрол и Сплатт, Синтия (ред.) Жизнь в искусстве. Айседора Дункан и ее мир . Предисловие Аньес де Милль . Текст Синтии Сплатт. Твердый переплет. 199 страниц. WW Нортон и компания, 1993. ISBN 0-393-03507-7
- Дункан, Ирма. Техника Айседоры Дункан . Иллюстрировано. Фотографии Ганса В. Брисекса. Позируют Айседора, Ирма и ученики Дункана. Австрия: Карл Пиллер, 1937. ISBN 0-87127-028-5
- Курт, Питер. Айседора: сенсационная жизнь . Литтл Браун, 2001. ISBN 0-316-50726-1
- Левиен, Джулия. Дункан Дэнс: Руководство для молодежи в возрасте от шести до шестнадцати лет . Иллюстрировано. Танцевальные горизонты, 1994. ISBN 0-87127-198-2
- Питер, Франк-Мануэль (редактор) Айседора и Элизабет Дункан в Германии . Кельн: Wienand Verlag, 2000. ISBN 3-87909-645-7
- Савинио, Альберто. Айседора Дункан в книге «Расскажите, о люди, свою историю» . Бомпиани, 1942 г., Адельфи, 1984 г.
- Шанке, Роберт Эта яростная лесбиянка: История Мерседес де Акоста . Карбондейл, Иллинойс: Southern Illinois Press, 2003.
- Стоукс, Сьюэлл. Айседора, интимный портрет . Нью-Йорк: Brentanno's Ltd, 1928.
- Стерджес, Престон ; Стерджес, Сэнди (адаптированный и редактор) (1991), Престон Стерджес о Престоне Стерджесе , Бостон: Faber & Faber , ISBN 0-571-16425-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэйли, Энн. Погружение в танец: Айседора Дункан в Америке . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1995.
- «Форум исторических исследований Atlas F1, посвященный дебатам об Амилкаре» . 21 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 2 июля 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Айседорой Дункан, на Викискладе?
- Цитаты, связанные с Айседорой Дункан, в Wikiquote
- «Место рождения Айседоры Дункан» . Waymarking.com . , 501 Тейлор, Сан-Франциско
Архивные коллекции
- Айседора Дункан пандект – Всё о величайшей танцовщице 20 века. [ постоянная мертвая ссылка ] Театр танца Дора Страту, Афины, Греция.
- Архив Айседоры Дункан - хранилище исторических и научных справочных материалов; художественные и архивные коллекции; репертуарные списки с музыкой; и видео хореографии Дункана. Созданная практиками Дункана, IDA предполагает, что многие танцоры, исследователи, ученые, студенты и художники получат большую пользу от этого постоянно расширяющегося и некоммерческого ресурса.
- В поисках помощи для коллекции Говарда Хольцмана об Айседоре Дункан, ок. 1878–1990 (Коллекция 1729) Специальные коллекции библиотеки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес, Калифорния.
- Оцифрованные рукописи из коллекции Говарда Хольцмана об Айседоре Дункан, около 1878–1990 гг. (Коллекция 1729 г.), хранящиеся в цифровой библиотеке Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
- Путеводитель по танцевальным программам Айседоры Дункан и эфемерам. Специальные коллекции и архивы, Библиотеки Калифорнийского университета в Ирвине, Ирвин, Калифорния.
- Путеводитель по коллекции Мэри Дести об Айседоре Дункан, 1901–1930. Специальные коллекции и архивы, Библиотеки Калифорнийского университета в Ирвине, Ирвин, Калифорния.
Другой
- Танцы Айседоры, Inc.
- Dance Visions NY, Inc.
- Танцевальный фонд Айседоры Дункан, Inc.
- Общество наследия Айседоры Дункан, Япония. Архивировано 19 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- Международный институт Айседоры Дункан, Inc.
- Международный симпозиум Айседоры Дункан. Архивировано 3 июня 2019 г. в Wayback Machine.
- Фонд АйседораНОУ
- «Изображения, связанные с Айседорой Дункан» . Цифровая галерея NYPL . и Библиотеки Конгресса галереи изображений
- Современный биограф Дункана, страница Питера Курта об Айседоре Дункан
- Фотография на паспорт 1921 года (flickr.com)
- Айседора Дункан: Танцы с русскими
- ИСАДОРА ДУНКАН (1877–1927)
- рождение 1870-х годов
- 1927 смертей
- Атеисты XIX века
- Американские танцоры 20-го века
- Атеисты 20-го века
- Случайные смерти во Франции
- Американские бисексуальные артисты
- Американские атеисты
- Американские автобиографы
- Американские женщины-хореографы
- Американские хореографы
- Американские коммунисты
- Американские эмигранты во Франции
- Американские эмигранты в Советском Союзе
- Американские танцовщицы
- Художники из Сан-Франциско
- Бисексуальные женщины-художницы
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Женщины-коммунистки-писательницы
- Танцоры из Калифорнии
- Свободный и импровизированный танец.
- ЛГБТ-хореографы
- Бисексуальные танцоры
- Французские танцоры ЛГБТ
- Американские танцоры ЛГБТ
- ЛГБТ из Калифорнии
- Американские современные танцоры
- Смерти в результате дорожно-транспортных происшествий во Франции
- Писатели о Советском Союзе
- Американские женщины-автобиографы