Jump to content

Крис Маркер

Крис Маркер
Рожденный
Кристиан Ипполит Франсуа Жорж Буш-Вильнёв

( 1921-07-29 ) 29 июля 1921 г.
Умер 29 июля 2012 г. ) ( 2012-07-29 ) ( 91 год
Париж, Франция
Род занятий Кинорежиссер, фотограф, журналист, мультимедийный художник
Веб-сайт chrismarker.org

Крис Маркер (англ. Французский: [maʁkɛʁ] ; 29 июля 1921 — 29 июля 2012) — французский писатель, фотограф, режиссёр документального кино, мультимедийный художник и киноэссеист . Его самые известные фильмы: «Жете» (1962), «Улыбка без кота» (1977) и «Санс Солей» (1983). Маркер обычно ассоциируется с левобережной частью французской новой волны , которая произошла в конце 1950-х и 1960-х годах и включала таких других режиссеров, как Ален Рене , Аньес Варда и Жак Деми .

Его друг и когда-то соратник Ален Рене называл его «прототипом человека XXI века». [1] Теоретик кино Рой Армс сказал о нем: «Маркера невозможно классифицировать, потому что он уникален... Во французском кино есть свои драматурги и поэты, технические специалисты и автобиографы, но есть только один настоящий эссеист: Крис Маркер». [1]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Маркер родился Кристиан Франсуа Буш-Вильнёв. [2] Он всегда умалчивал о своем прошлом и, как известно, отказывался давать интервью и не позволял фотографировать себя; место его рождения вызывает большие споры. [1] Некоторые источники и сам Маркер утверждают, что он родился в Улан-Баторе , Монголия. [3] Другие источники говорят, что он родился в Бельвиле, Париже , а другие — в Нейи-сюр-Сен . [1] В выпуске Le Cœur Net 1949 года его день рождения приходится на 22 июля. Кинокритик Дэвид Томсон сказал: «Маркер сам сказал мне, что Монголия права. С тех пор я пришел к выводу, что Бельвиль прав, но это не портит духовную правду Улан-Батора». [4] Когда его спросили о его скрытном характере, Маркер ответил: «Им [зрителям] моих фильмов достаточно». [1]

Маркер был студентом-философом во Франции перед Второй мировой войной . Во время немецкой оккупации Франции он присоединился к Маки (FTP) , части французского Сопротивления . В какой-то момент во время войны он покинул Францию ​​и присоединился к ВВС США в качестве десантника. [1] хотя некоторые источники утверждают, что это не так. [5] После войны он начал карьеру журналиста, сначала писаясь для журнала Esprit , неокатолического марксистского журнала, где он встретил коллегу-журналиста Андре Базена . Для Esprit Маркер писал политические комментарии, стихи, рассказы и обзоры фильмов.

В этот период Маркер начал путешествовать по миру в качестве журналиста и фотографа, и этим призванием он занимался всю оставшуюся жизнь. Французское издательство Éditions du Seuil наняло его редактором серии Petite Planète («Маленький мир»). [6] В этом сборнике каждой стране было посвящено по одному изданию и включено информация и фотографии. [1] и позже будет опубликован в английском переводе Studio Vista и The Viking Press . [7] В 1949 году Маркер опубликовал свой первый роман «Le Coeur net» ( «Откровенный дух» ), посвященный авиации. В 1952 году Маркер опубликовал иллюстрированное эссе о французском писателе Жане Жироду « Жироду Пар Луи-Мем» . [1]

Начало карьеры (1950–1961)

[ редактировать ]

В начале своей журналистской карьеры Маркер все больше интересовался кинопроизводством и в начале 1950-х экспериментировал с фотографией. Примерно в это же время Маркер познакомился и подружился со многими членами Левобережного кинодвижения , в том числе с Аленом Рене , Аньес Варда , Анри Кольпи , Арманом Гатти , а также романистами Маргерит Дюрас и Жаном Кэролом . Эту группу часто связывают с режиссерами французской новой волны, которые приобрели известность в тот же период, и группы часто были друзьями и коллегами-журналистами. Термин «Левый берег» впервые ввёл кинокритик Ричард Руд . [8] который описал их как имеющих «пристрастие к своего рода богемной жизни и нетерпение по отношению к правобережью, высокую степень вовлеченности в литературу и пластическое искусство и, как следствие, интерес к экспериментальному кинопроизводству », а также идентификацию с политическими левыми . [8] Анатоль Дауман продюсировал многие из первых фильмов Маркера.

В 1952 году Маркер снял свой первый фильм «Олимпия 52» — 16-миллиметровый художественный документальный фильм об Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки . В 1953 году он сотрудничал с Рене над документальным фильмом « Статуи тоже умирают» . В фильме исследуется традиционное африканское искусство, такое как скульптуры и маски, а также его упадок с приходом западного колониализма. Он выиграл премию Жана Виго 1954 года , но был запрещен французскими цензорами за критику французского колониализма. [1]

После работы помощником режиссера в фильме Рене « Ночь и туман» в 1955 году Маркер снял «Воскресенье в Пекине » — короткий документальный « киноэссе » в стиле, который характеризовал творчество Маркера на протяжении большей части его карьеры. Маркер снял фильм за две недели во время путешествия по Китаю с Арманом Гатти в сентябре 1955 года. В фильме комментарии Маркера перекрывают сцены из Китая, например, гробницы, которые, вопреки западному пониманию китайских легенд, не содержат останков династии Мин. императоры. [1]

После работы над комментарием к фильму Рене «Тайна квинзского ателье» в 1957 году Маркер продолжил совершенствовать свой стиль в художественном документальном фильме « Письмо из Сибири» . [9] Фильм-эссе о нарративизации Сибири. Он содержит фирменный комментарий Маркера, который принимает форму письма режиссера, в соответствии с давней традицией эпистолярных трактовок французских исследователей «неразвитого» мира. В письме рассматривается движение Сибири в ХХ век и некоторые племенные культурные практики, уходящие в прошлое. В нем сочетаются кадры, снятые Маркером в Сибири , со старыми кадрами кинохроники, мультфильмами, кадрами и даже иллюстрацией Альфреда Ноймана из журнала Mad Magazine , а также фальшивой телевизионной рекламой как частью юмористической атаки на западную массовую культуру. Создавая метакомментарий к повествованию и фильму, Маркер трижды использует одну и ту же короткую киносцену, но с разными комментариями: первый восхваляет Советский Союз, второй осуждает его, а третий занимает явно нейтральную или «объективную» позицию. [1]

В 1959 году Маркер снял анимационный фильм «Астронавты» с Валерианом Боровчиком . Фильм представлял собой сочетание традиционных рисунков и фотографий. В 1960 году он снял «Описание боя» , документальный фильм о государстве Израиль, отражающий его прошлое и будущее. [1] Фильм получил Золотого медведя за лучший документальный фильм на Берлинском кинофестивале 1961 года . [10]

В январе 1961 года Маркер отправился на Кубу и снял фильм ¡Cuba Sí! Фильм пропагандирует и защищает Фиделя Кастро и включает два интервью с ним. Он заканчивается антиамериканским эпилогом, в котором Соединенные Штаты поставлены в неловкое положение из-за фиаско вторжения в залив Свиней и впоследствии были запрещены. Запрещенное эссе было включено в первый том сборника комментариев к фильмам Маркера «Commentaires I» , опубликованный в 1961 году. В следующем году Маркер опубликовал Coréennes , сборник фотографий и эссе об условиях жизни в Корее . [1]

Ла Жете и Ле Жоли Май (1962–1966)

[ редактировать ]

Маркер стал известен во всем мире благодаря короткометражному фильму La Jetée ( «Пирс» ) в 1962 году. [11] В нем рассказывается об времени после ядерной войны во эксперименте по путешествию с использованием серии отснятых фотографий, созданных в виде фотомонтажа разного темпа, с ограниченным повествованием и звуковыми эффектами. В фильме человек, переживший футуристическую Третью мировую войну, одержим далекими и бессвязными воспоминаниями о пирсе в аэропорту Орли , образе загадочной женщины и смерти мужчины. Ученые, экспериментирующие с путешествиями во времени, выбирают его для своих исследований, и мужчина отправляется в прошлое, чтобы связаться с загадочной женщиной, и обнаруживает, что смерть мужчины в аэропорту Орли была его собственной смертью. За исключением одного кадра, на котором упомянутая выше женщина спит и внезапно просыпается, фильм полностью состоит из фотографий Жана Шибо, в котором главную роль играют Давос Ханич в роли мужчины, Элен Шатлен в роли женщины и фотограф-режиссер Уильям Кляйн в роли мужчины из будущее.

Работая над «Жете» , Маркер одновременно снимал 150-минутный документальный фильм-эссе «Le joli mai» , выпущенный в 1963 году. Начиная с весны 1962 года Маркер и его оператор Пьер Ломм сняли 55 часов видеозаписи интервью случайных людей на улицах. Парижа. Вопросы, задаваемые невидимым Маркером, варьируются от их личной жизни, а также социальных и политических проблем, актуальных в то время. Как и в случае с монтажами пейзажей и произведений искусства коренных народов, Маркер создал киноэссе, в котором сравнивались и сопоставлялись различные жизни со своим фирменным комментарием (озвученным друзьями Маркера, певцом и актером Ивом Монтаном во французской версии и Симоной Синьоре в английской версии). ). Этот фильм сравнивали с «Cinéma vérité» фильмами Жана Руша и критиковали в то время его создатели. [1] Термин «Cinéma vérité» сам по себе был анафемой для Маркера, который никогда его не использовал. Вместо этого он предпочитал свой собственный термин «ciné, ma verité», что означает «кино, моя правда». [12] Он был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 1963 года , где получил награду за лучшую первую работу. Он также получил премию «Золотой голубь» на Лейпцигском фестивале DOK.

После документального фильма «Тайна Кумико» в 1965 году Маркер снял «Si j'avais quatre dromadaires» — фильм-эссе, который, как и «Жете» , представляет собой фотомонтаж более чем 800 фотографий, которые Маркер сделал за предыдущие 10 лет в 26 странах. Комментарий представляет собой разговор вымышленного фотографа и двух друзей, обсуждающих фотографии. Название фильма является аллюзией на стихотворение Гийома Аполлинера . Это был последний фильм, в который Маркер включил «кадры путешествий» за многие годы. [1]

SLON and ISKRA (1967–1974)

[ редактировать ]

В 1967 году Маркер опубликовал свой второй том сборника киноэссе « Комментарии II» . В том же году Маркер организовал сборник фильмов Loin du Vietnam , протест против войны во Вьетнаме , с отрывками, предоставленными Маркером, Жаном-Люком Годаром , Аленом Рене , Аньес Варда , Клодом Лелушем , Уильямом Кляйном , Мишель Рэй и Жорисом Ивенсом . В фильм вошли кадры войны с обеих сторон, а также антивоенные протесты в Нью-Йорке и Париже и другие антивоенные мероприятия.

Из этой первоначальной группы кинематографистов с левыми политическими взглядами Маркер создал группу СЛОН ( Société pour le lancement des oeuvres nouvelles , «Общество запуска новых работ», а также русское слово «слон»). [13] СЛОН представлял собой киноколлектив, целью которого было создание фильмов и поощрение промышленных рабочих к созданию собственных киноколлективов. В его состав входили Валери Майю, Жан-Клод Лернер, Ален Адэр и Джон Тукер. Маркера обычно называют режиссером или сорежиссером всех фильмов, снятых SLON. [1]

После событий мая 1968 года Маркер почувствовал моральное обязательство отказаться от своей личной кинокарьеры и посвятить себя СЛОНу и его деятельности. Первый фильм SLON был о забастовке на фабрике Rhodiacéta во Франции, À bientôt, j'espère ( Rodiacéta ) в 1968 году. [1] Позже в том же году SLON сделал «La Sixième face du pentagone » об антивоенном протесте в Вашингтоне, округ Колумбия, и стал реакцией на то, что SLON считал несправедливым и подвергшимся цензуре репортажем о таких событиях на основном телевидении. Фильм снял Франсуа Райхенбах , получивший звание сорежиссера. Фильм «Битва миллионов» был снят в 1970 году с Майю в качестве сорежиссера и Сантьяго Альваресом в качестве оператора и посвящен урожаю сахара на Кубе в 1970 году и его катастрофическим последствиям для страны. В 1971 году СЛОН снял «Поезд маршем» — новый пролог к ​​фильму советского кинорежиссера Александра Медведкина 1935 года «Счастье» , который недавно был переиздан во Франции. [1]

В 1974 году СЛОН стал ИСКРА ( Images, Sons, Kinescope, Réalisations, Audiovisuelles , а также название Владимира Ленина политической газеты «Искра » , что также по-русски означает «искра»). [1]

Возвращение к личной работе (1974–1986).

[ редактировать ]

В 1974 году Маркер вернулся к своей личной работе и снял фильм за пределами ИСКРЫ. «Одиночество певца фонда» — это часовой документальный фильм о друга Маркера Ива Монтана благотворительном концерте для чилийских беженцев. Концерт стал первым публичным выступлением Монтана за четыре года, и в документальный фильм вошли отрывки из его долгой карьеры певца и актера. [1]

Маркер работал над фильмом о Чили с ISKRA с 1973 года. Маркер сотрудничал с бельгийским социологом Арманом Маттелартом и членами ISKRA Валери Майу и Жаклин Меппиль, чтобы снять и собрать визуальные материалы, которые Маркер затем вместе отредактировал и предоставил комментарии. продолжительностью два с половиной часа В результате получился документальный фильм «Спираль» , выпущенный в 1975 году. В фильме рассказывается о событиях в Чили, начиная с избрания в 1970 году президента-социалиста Сальвадора Альенде до его убийства и последовавшего за ним переворота в 1973 году. [1]

Затем Маркер начал работу над одним из своих самых амбициозных фильмов, «Улыбка без кота» , вышедшим в 1977 году. Название фильма отсылает к Чеширскому коту из «Алисы в стране чудес» . Метафора сравнивает обещание глобального социалистического движения до мая 1968 года (усмешка) с его реальным присутствием в мире после мая 1968 года (кот). Оригинальное французское название фильма — Le Fond de l'air est rouge , что означает «воздух по существу красный» или «революция в воздухе», подразумевая, что социалистическое движение существовало повсюду по всему миру. [14]

Фильм должен был стать всеобъемлющим портретом политических движений с мая 1968 года и подвести итог работе, в которой он принимал участие в течение десяти лет. Фильм разделен на две части: первая половина посвящена надеждам и идеализму до мая 1968 года, а вторая половина - разочарованиям и разочарованиям после тех событий. Маркер начинает фильм с эпизода «Одесские шаги» из Сергея Эйзенштейна фильма «Броненосец Потемкин» , который, как указывает Маркер, является вымышленным творением Эйзенштейна, которое до сих пор влияет на образ исторического события. Маркер использовал очень мало комментариев в этом фильме, но структура монтажа и озабоченность памятью делают его фильмом Маркера. После выхода фильм подвергся критике за то, что он не затронул многие текущие проблемы «новых левых», такие как женское движение, сексуальное освобождение и рабочее самоуправление. [1] В 2002 году фильм был переиздан в США. [14]

В конце 1970-х Маркер много путешествовал по миру, в том числе продолжительное время находился в Японии. Вдохновленный этим вдохновением, он впервые опубликовал фотоэссе «Le Dépays» в 1982 году, а затем использовал этот опыт для своего следующего фильма « Sans Soleil» , вышедшего в 1982 году. [1]

«Санс Солей» расширяет границы того, что можно назвать документальным фильмом. Это эссе, монтаж , сочетающий в себе фрагменты документального фильма с художественными и философскими комментариями, создающий атмосферу мечты и научной фантастики. Основные темы — Япония, Африка, память и путешествия. Сцена в середине фильма происходит в Сан-Франциско и во многом отсылает к » Альфреда Хичкока «Головокружению . Маркер сказал, что «Головокружение» - единственный фильм, «способный изобразить невозможные воспоминания, безумные воспоминания». [1] Комментарии к фильму принадлежат вымышленному оператору Шандору Красне и прочитаны в виде писем неназванной женщиной. Хотя фильм сосредоточен вокруг Японии, фильм также снимался в таких других странах, как Гвинея-Бисау , Ирландия и Исландия . [1] «Санс Солей» был показан на Берлинском кинофестивале 1983 года , где получил премию OCIC. Он также был награжден призом Сазерленда на церемонии вручения наград Британского института кино в 1983 году .

В 1984 году Маркер был приглашен продюсером Сержем Зильберманом для документирования создания Акиры Куросавы « фильма Бег» . На основе этого Маркера был снят фильм «АК» , вышедший в 1985 году. В фильме больше внимания уделяется отстраненной, но вежливой личности Куросавы, чем созданию самого фильма. [15] Фильм был показан в секции «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 1985 года . [16] до того, как Ран был освобожден сам .

В 1985 году от рака умерла давняя подруга и соседка Маркера Симона Синьоре . Затем в 1986 году Маркер снял часовой телевизионный документальный фильм «Мемуары для Симоны» как дань уважения ей. [1]

Мультимедиа и более поздняя карьера (1987–2012)

[ редактировать ]

Начиная с Sans Soleil , Маркер проявил глубокий интерес к цифровым технологиям. С 1985 по 1988 год он работал над диалоговой программой (прототипом чат-бота) под названием «Диалектор», которую он написал на Applesoft BASIC на Apple II . Он включил аудиовизуальные элементы в дополнение к фрагментам диалогов и стихов, которыми «Компьютер» обменивался с пользователем. Версия 6 этой программы была восстановлена ​​с дискеты (с помощью и разрешением Маркера) и эмулирована онлайн в 2015 году. [17] [18]

Его интерес к цифровым технологиям также привел к созданию фильмов «Пятый уровень» (1996) и «Память» (1998, 2008). [19] интерактивный мультимедийный компакт-диск , выпущенный для Центра Помпиду (версия на французском языке) и Exact Change (версия на английском языке). В 2005 году Маркер создал 19-минутное мультимедийное произведение для Музея современного искусства в Нью-Йорке под названием «Совы в полдень. Прелюдия: полые люди» , созданное под влиянием Т. С. Элиота стихотворения . [20]

Маркер жил в Париже и очень редко давал интервью. Единственным исключением было длинное интервью Libération в 2003 году, в котором он объяснил свой подход к кинопроизводству. [21] Когда его просили сфотографироваться, он обычно вместо этого предлагал фотографию кота. (Маркер был представлен в документальном фильме Аньес Варда « Пляжи Аньес» 2008 года в виде мультяшного рисунка кошки, говорящей технологически измененным голосом.) Собственную кошку Маркера звали Гийом-ан-Египт . В 2009 году Маркер заказал Аватару Гийома-ан-Египта, чтобы тот представлял его в машиниме . Аватар был создан Экзозиусом Вулли и впервые появился в короткометражном фильме/машиниме Ouvroir the Movie Криса Маркера .

В Criterion Collection выпуск журнала La Jetée и Sans Soleil 2007 года Маркер включил короткое эссе «Работа при ограниченном бюджете». Он признался, что снимал весь Сан-Солей на немую кинокамеру и записывал весь звук на примитивный аудиокассетный магнитофон. Маркер также напоминает читателю, что только одна короткая сцена в «Жете» представляет собой движущееся изображение, поскольку во время работы над фильмом Маркер мог одолжить кинокамеру только на один день.

С 2007 по 2011 год Маркер сотрудничал с арт-дилером и издателем Питером Блюмом в различных проектах, которые были выставлены в галереях Питера Блюма в районах Сохо и Челси в Нью-Йорке. Работы Маркера также выставлялись в галерее Питера Блюма на 57-й улице в 2014 году. Эти проекты включают в себя несколько серий печатных фотографий под названием «ПАССАЖИРЫ» , «Корейцы» , «Crush Art» , «Quelle heure est-elle?». и глядя назад ; комплект фотогравюр « По Дюреру» ; книга «ПАССАЖИРЫ» ; и цифровые распечатки постеров фильмов, названия которых часто присваивались, в том числе «На последнем дыхании» , «Хиросима, мон Амур» , «Люди совы» и «Рин Тин Тин» . Видеоинсталляции « Немое кино» и «Совы в полуденной прелюдии: Пустые люди» экспонировались в Питере Блюме в 2009 году. [22] Эти работы также выставлялись на Венецианской биеннале 2014 и 2015 годов, в галерее Уайтчепел в Лондоне, в Центре визуальных искусств MIT List в Кембридже, штат Массачусетс, в Центре визуальных искусств Карпентера при Гарвардском университете, на Московской фотобиеннале, в Les Recontres d'Arles de. la Photographie в Арле, Франция, Центр фотографии в Женеве, Швейцария, Центр искусств Уокера в Миннеаполисе, Миннесота, Центр искусств Векснера в Колумбусе, штат Огайо, Музей современного искусства в Нью-Йорке и Pacific Film Архив в Беркли, Калифорния. С 2014 года произведения Поместья Криса Маркера представлены галереей Питера Блюма, Нью-Йорк. [23] [24]

Маркер умер 29 июля 2012 года, в свой 91-й день рождения. [25]

Наследие

[ редактировать ]

La Jetée послужила источником вдохновения для Мамору Осии дебютного игрового фильма «Красные очки» в 1987 году (а позже и для частей фильма Осии « Авалон » 2001 года ), а также вдохновила Терри Гиллиама » на создание « 12 обезьян (1995) и Хонаса Куарона » « Года гвоздя . (2007), а также многие кадры Миры Наир в ее фильме 2006 года «Тёзка» . [26]

Работает

[ редактировать ]

Фильмография

[ редактировать ]

Киносотрудничество

[ редактировать ]
  • Ночь и туман (Рене, 1955)
    • Примечание. В интервью 1995 года Рене заявляет, что окончательная версия комментария была результатом сотрудничества Маркера и Жана Кэрола (источник: Film Comment ).
  • Вся память мира (Рене, 1956)
    • Примечание: указано как «Крис и Мэджик Маркер». [74]
  • Люди-киты (Русполи, 1956)
    • Примечание: под псевдонимом «Якопо Беренизи» Маркер написал комментарий к короткометражке об охотниках на китов на Азорских островах. Эти двое вернутся к этой теме в фильме 1972 года «Vive la Baleine» ( «Комментарий к фильму» ).
  • Бродвей светом (Кляйн, 1957)
    • Примечание: Маркер написал вступительный текст к этому фильму. [75]
  • Тайна пятнадцатой мастерской (Рене и Генрих, 1957)
    • Примечание: Маркер написал комментарий к этому художественному короткометражному фильму ( Комментарий к фильму ).
  • Век жаждет (Фогель, 1958).
    • Примечание: Маркер написал и произнес все комментарии к этому короткометражному фильму о фруктовом соке в александрийских стихах ( Комментарий к фильму ).
  • Море и дни (Фогель и Каминкер, 1958)
    • Примечание: Маркер представляет комментарий к этому «мрачному произведению о повседневной жизни рыбаков на острове Иль-де-Сен в Бретани» ( Комментарий к фильму ).
  • Необычная Америка (Райхенбах, 1958)
    • Примечание: Маркер в конечном итоге был признан автором этого сценария, очевидно, он написал диалог ( Комментарий к фильму ).
  • Джанго Рейнхардт (Павиот, 1959)
    • Примечание: Маркер рассказал это ( Комментарий к фильму ).
  • Игра в Париже (Варлен, 1962)
    • Примечание. Отредактировал Маркер — по сути, этот фильм представляет собой 27-минутный постскриптум к Le Joli Mai , собранный из оставшихся отснятых материалов и организованный вокруг нового комментария ( Комментарий к фильму ).
  • Вальпараисо (Ивенс, 1963)
    • Примечание: этот драгоценный камень был написан Маркером. Это похоже на фильм «Маркер».
  • Пути к удаче (Кассовиц, 1964)
    • Примечание: Маркер, очевидно, помогал редактировать и организовывать этот рассказ о путешествии в Венесуэлу ( Комментарий к фильму ).
  • Сладость деревни (Райхенбах, 1964)
    • Примечание: отредактировано Маркером.
  • Сожжение тысячи солнц (Каст, 1964)
    • Примечание: Маркер редактировал этот (в основном) короткометражный научно-фантастический экзистенциалистский анимационный фильм и (возможно) участвовал в написании сценария ( «Комментарий к фильму» ).
  • Запретный вулкан (Тазиев, 1966).
    • Примечание: Маркер рассказывает этот документальный фильм о вулкане.
  • Европорт-Роттердам (Ивенс, 1966 г.)
    • Примечание: Маркер выполнил текстовую адаптацию (Комментарий к фильму.
  • Мы рассказываем вам о Флинсе (Деварт, 1970).
    • Примечание. Маркер помог снять и отредактировать этот короткометражный фильм (комментарий к фильму).
  • Экспресс Африка (Тессье и Ланг, 1970)
    • Примечание: Маркер написал вступительный текст к этому фильму под названием «Борис Вильнёв» ( Комментарий к фильму ).
  • Congo Oyé (Мы вернулись) (Стивенс и Кливер, 1971)
    • Примечание: Маркер монтировал этот фильм. [76]
  • Кашима Рай (Le Masson et Deswarte, 1974)
    • Примечание: Маркер участвовал в написании комментариев к этому документальному фильму об уничтожении Касимы и Нариты (Комментарий к фильму).
  • Битва за Чили (Гузман, 1975–1976)
    • Примечание: Маркер участвовал в создании и написании сценария этого, пожалуй, величайшего из всех документальных фильмов ( Комментарий к фильму ).
  • Одна сестра и много братьев (Макавеев, 1994)
    • Примечание: Маркерные записи Макавеева, циркулирующие среди гостей вечеринки в его честь, изобилуют веселыми похлопываниями по спине ( комментарий к фильму ).

Фотосерия

[ редактировать ]
  • Корейцы (1957, напечатано в 2009 г.)
  • Раздавить искусство (2003–2008)
  • "Который сейчас час?" (2004–2008)
  • ПАССАЖИРЫ (2008–2010 гг.)
  • Глядя назад (разные годы)

Цифровая печать

[ редактировать ]
  • На последнем дыхании (1995, напечатано в 2009 г.)
  • Хиросима Mon Amour (1995, напечатано в 2009 г.)
  • Люди совы (1995, напечатано в 2009 г.)
  • Рин Тин Тин (1995, напечатано в 2009 г.)

Фотогравюры

[ редактировать ]
  • По Дюреру (2005–07, напечатано в 2009 г.)

Видео Инсталляции

[ редактировать ]
  • Немое кино (1995)
  • Прелюдия «Совы в полдень: Пустые люди» (2005)

Библиография (отдельные работы Маркера)

[ редактировать ]
  • Le Cœur Net (1949, Editions du Seuil, Париж)
  • Жироду сам по себе (1952, Editions du Seuil, Париж)
  • Комментарии I (1961, Editions du Seuil, Париж)
  • Корейцы (1962, Editions du Seuil, Париж)
  • Комментарии II (1967, Editions du Seuil, Париж)
  • Ле Депай (1982, Editions Herscher, Париж)
  • Немое кино (1995, издательство Университета штата Огайо)
  • Кинороман La Jetée (1996 / 2-е издание 2008 г., MIT Press, Кембридж; дизайн Брюса Мау )
  • Глядя назад (2007, MIT Press, Кембридж)
  • Imemory (CDROM) (1997/2-е издание, 2008 г., Exact Change, Кембридж)
  • Внутреннее время телевидения (2010, The Otolith Group, Лондон)
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Уэйкман, Джон. Мировые кинорежиссеры, Том 2. Компания HW Wilson. 1988. 649–654.
  2. ^ « Биография Криса Маркера Electronic Arts Intermix» . Архивировано из оригинала 21 января 2011 года . Проверено 22 декабря 2016 г.
  3. ^ Томсон, Дэвид, Новый биографический словарь кино - четвертое издание, Little, Brown (2003).
  4. ^ Томсон, Дэвид, Новый биографический словарь кино - пятое издание, Little, Brown (2010).
  5. ^ «Биография Криса Маркера из NYT & All Movie Guide - Заметки из эпохи несовершенной памяти» . Крисмаркер.орг. 29 июля 1921 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2012 года . Проверено 9 августа 2012 г.
  6. Список серий книг «Маленькая планета (Микрокосм (Порог)» , Publishinghistory.com. Проверено 7 марта 2020 г.
  7. ^ Vista Travel (Studio Vista) — Список серий книг ,Publishinghistory.com. Проверено 9 октября 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Возвращение к левому берегу: Маркер, Рене, Варда» . Гарвардский киноархив . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Проверено 16 августа 2008 г.
  9. ^ Микс саундтрека № 26: Inmemory: Письмо Крису Маркеру в блокноте | MUBI
  10. ^ «Награды и награды 1961 года» . berlinale.de .
  11. Выбор критиков: «La Jetee» — The New York Times
  12. ^ Лим, Деннис (31 июля 2012 г.). «Крис Маркер, пионер киноэссе, умер в возрасте 91 года» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 1 января 2022 года . Проверено 3 мая 2021 г.
  13. ^ «Раненное время – Записки эпохи несовершенной памяти» . Chrismarker.org . Проверено 9 августа 2012 г.
  14. ^ Jump up to: а б Стерритт, Дэвид (2009). «Улыбка без кота» . Кинеаст . 34 (4). Издательство Cineaste. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 31 июля 2011 г.
  15. ^ «Чикагский читатель: обзор АК Дэйва Кера» .
  16. ^ «Каннский фестиваль: АК» Festival-cannes.com . Проверено 28 июня 2009 г.
  17. ^ де Кайе, Агнес; Лозано, Андрес; Ривуар, Анник (2015). «История программы «Диалектор»» . поптроника . Архивировано из оригинала 14 мая 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
  18. ^ «История программы «Диалектор»» . Крис Маркер . 1 ноября 2015 года . Проверено 14 мая 2018 г.
  19. ^ «Крис Маркер» . Интермикс электронного искусства . Архивировано из оригинала 21 января 2011 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
  20. ^ Персонал (апрель 2005 г.). «Совы в полдень. Прелюдия: Пустые люди» . Музей современного искусства . Проверено 7 июля 2012 года .
  21. ^ «Редкий маркер» . Либерасьон (на французском языке). 5 марта 2003 г.
  22. ^ «Галерея Питера Блюма, Нью-Йорк» .
  23. ^ «Галерея Питера Блюма, Нью-Йорк» .
  24. ^ «Галерея Питера Блюма, Нью-Йорк» .
  25. ^ Берган, Рональд (30 июля 2012 г.). «Некролог Криса Маркера» . Телеграф.co.uk .
  26. ^ Макнаб, Джеффри (2019). Экранные прозрения: Кинематографисты о фильмах, которые их вдохновили . Издательство Блумсбери. п. 283. ИСБН  9781838717988 .
  27. ^ «Диманче в Пекине» . dvdclassik.com . Проверено 15 мая 2014 г.
  28. ^ Маркер, Крис. «Письмо из Сибири» . marktext.com . Проверено 15 мая 2014 г.
  29. ^ Розенбаум, Джонатан (26 октября 1985 г.). «Письмо из Сибири, 1957 год» . chicagoreader.com . Проверено 15 мая 2014 г.
  30. ^ «Письмо из Сибири, 1957 год» . Filmref.com. 4 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 г. Проверено 15 мая 2014 г.
  31. ^ Boschet, Michel; Branice, Ligia; Dauman, Anatole; Lifchitz, Philippe (23 July 2013), Les astronautes , retrieved 21 April 2017
  32. ^ Малкин, Яаков (1 января 2000 г.), Описание боя , получено 21 апреля 2017 г.
  33. ^ Юматов, Николай; Лалу, Этьен; Баррер, Игорь (1 января 2000 г.), ¡Cuba Sí! , получено 21 апреля 2017 г.
  34. ^ ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ (13 июля 2015 г.), Крис Маркер le mystère koumiko 1965 , заархивировано из оригинала 24 ноября 2021 г. , получено 21 апреля 2017 г.
  35. ^ Маркер, Крис (6 апреля 1967 г.), «Тайна Комико» , получено 2 мая 2017 г.
  36. ^ thatsummermusic (24 октября 2012 г.), Крис Маркер - Si j'avais 4 dromadaires (1966) , заархивировано из оригинала 17 мая 2014 г. , получено 21 апреля 2017 г.
  37. ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Rhodiacéta , получено 21 апреля 2017 г.
  38. ^ « Шестая сторона Пентагона », режиссёры Крис Маркер и Франсуа Райхенбах . Фильм «Икар» . Проверено 2 февраля 2014 г.
  39. ^ «Amazon Instant Video: Шестая сторона Пентагона » . Amazon.com . Проверено 2 февраля 2014 г.
  40. ^ Арда (25 апреля 2014 г.), Cinétracts (1968) , заархивировано из оригинала 24 ноября 2021 г. , получено 21 апреля 2017 г.
  41. ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Мы рассказываем вам о Бразилии: пытки , получено 21 апреля 2017 г.
  42. ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), день съемок , дата обращения 21 апреля 2017 г.
  43. ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Classe de lutte , получено 21 апреля 2017 г.
  44. ^ Ролан Прадалье (11 ноября 2011 г.), Крис Маркер, Мы говорим с вами о Париже - Масперо, слова имеют значение, 1970.avi , заархивировано из оригинала 24 ноября 2021 г. , получено 21 апреля 2017 г.
  45. ^ Маригела, Карлос (1 января 2000 г.), On vous parle du Brésil: Carlos Marighela , получено 21 апреля 2017 г.
  46. ^ La bataille des 10millions (на французском языке) , получено 21 апреля 2017 г.
  47. ^ Медведкин, Александр; Перье, Франсуа (1 июня 1973 г.), The Train Rolls On , получено 21 апреля 2017 г.
  48. ^ Монтан, Ив (1 января 2000 г.), Мы говорим с вами о Праге: второй суд над Артуром Лондоном , получено 21 апреля 2017 г.
  49. ^ «Да здравствует балейн» . DVDClassik.com (на французском языке) . Проверено 21 апреля 2017 г.
  50. ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), L'ambassade , получено 21 апреля 2017 г.
  51. ^ Мы говорим с вами о Чили: что сказал Альенде (С) (1973) , получено 21 апреля 2017 г.
  52. ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Поскольку мы говорим вам, что это возможно , получено 21 апреля 2017 г.
  53. ^ Монтан, Ив; Кастелла, Боб; Маркер, Крис (18 декабря 1974 г.), Одиночество фонового певца , получено 21 апреля 2017 г.
  54. ^ Jump up to: а б с Альтер, Нора (2006). Крис Маркер (Современные кинорежиссеры) . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  0252073169 .
  55. ^ "Архив Криса Маркера Центра Помпиду ~ Крис Маркер" . Крис Маркер . Проверено 21 апреля 2017 г.
  56. ^ Домбаль, Ариэль; Маркер, Крис; Симеоне, Франк (1 января 2000 г.), Джанкопия , получено 21 апреля 2017 г.
  57. ^ 2084 , получено 21 апреля 2017 г.
  58. ^ Христо, Крис (1 января 2000 г.), От Криса к Христо , получено 21 апреля 2017 г.
  59. ^ Перье, Франсуа; Аллегре, Катрин; Артур, Хосе; Беккер, Жан (1 января 2000 г.), Мемуары Симоны , получено 21 апреля 2017 г.
  60. ^ «Биография Криса Маркера из NYT & All Movie Guide ~ Крис Маркер» . Крис Маркер . 30 марта 2008 г. Проверено 21 апреля 2017 г.
  61. ^ Jump up to: а б с д и «Крис Маркер: Фильмография» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2016. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
  62. ^ «Объезд Чаушеску | Восточноевропейский кинобюллетень» . eefb.org . Проверено 21 апреля 2017 г.
  63. ^ Iota87 (10 сентября 2015 г.), Théorie des ансамбли (1990) Криса Маркера , заархивировано из оригинала 24 ноября 2021 г. , получено 21 апреля 2017 г. {{citation}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  64. ^ Jump up to: а б Луптон, Кэтрин (2004). Крис Маркер: Воспоминания о будущем . Книги реакции. ISBN  1861892233 .
  65. ^ Перье, Франсуа; Кассовиц, Матье; Белходжа, Екатерина (9 декабря 1995 г.), 20:00 в лагерях , получено 21 апреля 2017 г.
  66. ^ Бой быков на Окинаве (1994) , дата обращения 21 апреля 2017 г.
  67. ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), E-clip-se , получено 21 апреля 2017 г.
  68. ^ Jump up to: а б с д лота87. «Три Видео Хайкус» . YouTube.com . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 21 апреля 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  69. ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Casque bleu , получено 21 апреля 2017 г.
  70. ^ Дуглас Хайд (16 ноября 2007 г.), Немой фильм (Редактировать 2) , заархивировано из оригинала 24 ноября 2021 г. , получено 21 апреля 2017 г.
  71. ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Un maire au Kosos , получено 21 апреля 2017 г.
  72. ^ «Крис Маркер | dafilms.com» . dafilms.com . Проверено 21 апреля 2017 г.
  73. ^ Канта, Бертран; Дьедонне; Шварценберг, Леон; Влади, Марина (5 декабря 2004 г.), Дело об ухмыляющемся коте , дата обращения 21 апреля 2017 г.
  74. ^ Луптон, Кэтрин. (2005). Крис Маркер: воспоминания о будущем . Лондон: Книги реакции. п. 249. ИСБН  1-86189-223-3 . OCLC   56647183 .
  75. ^ Луптон, Кэтрин. (2005). Крис Маркер: воспоминания о будущем . Лондон: Книги реакции. п. 249. ИСБН  1-86189-223-3 . OCLC   56647183 .
  76. ^ Стефан, Виталий. «Фильмография Криса Маркера» . chrismarker.ch (на французском языке) . Проверено 25 апреля 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfcebaf09e7f29dfee95db8bda5ab48f__1718340000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/8f/bfcebaf09e7f29dfee95db8bda5ab48f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chris Marker - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)