Крис Маркер
Крис Маркер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Кристиан Ипполит Франсуа Жорж Буш-Вильнёв 29 июля 1921 г. Нейи-сюр-Сен , Иль-де-Франс , Франция |
Умер | 29 июля 2012 г. Париж, Франция | ( 91 год
Род занятий | Кинорежиссер, фотограф, журналист, мультимедийный художник |
Веб-сайт | chrismarker.org |
Крис Маркер (англ. Французский: [maʁkɛʁ] ; 29 июля 1921 — 29 июля 2012) — французский писатель, фотограф, режиссёр документального кино, мультимедийный художник и киноэссеист . Его самые известные фильмы: «Жете» (1962), «Улыбка без кота» (1977) и «Санс Солей» (1983). Маркер обычно ассоциируется с левобережной частью французской новой волны , которая произошла в конце 1950-х и 1960-х годах и включала таких других режиссеров, как Ален Рене , Аньес Варда и Жак Деми .
Его друг и когда-то соратник Ален Рене называл его «прототипом человека XXI века». [1] Теоретик кино Рой Армс сказал о нем: «Маркера невозможно классифицировать, потому что он уникален... Во французском кино есть свои драматурги и поэты, технические специалисты и автобиографы, но есть только один настоящий эссеист: Крис Маркер». [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маркер родился Кристиан Франсуа Буш-Вильнёв. [2] Он всегда умалчивал о своем прошлом и, как известно, отказывался давать интервью и не позволял фотографировать себя; место его рождения вызывает большие споры. [1] Некоторые источники и сам Маркер утверждают, что он родился в Улан-Баторе , Монголия. [3] Другие источники говорят, что он родился в Бельвиле, Париже , а другие — в Нейи-сюр-Сен . [1] В выпуске Le Cœur Net 1949 года его день рождения приходится на 22 июля. Кинокритик Дэвид Томсон сказал: «Маркер сам сказал мне, что Монголия права. С тех пор я пришел к выводу, что Бельвиль прав, но это не портит духовную правду Улан-Батора». [4] Когда его спросили о его скрытном характере, Маркер ответил: «Им [зрителям] моих фильмов достаточно». [1]
Маркер был студентом-философом во Франции перед Второй мировой войной . Во время немецкой оккупации Франции он присоединился к Маки (FTP) , части французского Сопротивления . В какой-то момент во время войны он покинул Францию и присоединился к ВВС США в качестве десантника. [1] хотя некоторые источники утверждают, что это не так. [5] После войны он начал карьеру журналиста, сначала писаясь для журнала Esprit , неокатолического марксистского журнала, где он встретил коллегу-журналиста Андре Базена . Для Esprit Маркер писал политические комментарии, стихи, рассказы и обзоры фильмов.
В этот период Маркер начал путешествовать по миру в качестве журналиста и фотографа, и этим призванием он занимался всю оставшуюся жизнь. Французское издательство Éditions du Seuil наняло его редактором серии Petite Planète («Маленький мир»). [6] В этом сборнике каждой стране было посвящено по одному изданию и включено информация и фотографии. [1] и позже будет опубликован в английском переводе Studio Vista и The Viking Press . [7] В 1949 году Маркер опубликовал свой первый роман «Le Coeur net» ( «Откровенный дух» ), посвященный авиации. В 1952 году Маркер опубликовал иллюстрированное эссе о французском писателе Жане Жироду « Жироду Пар Луи-Мем» . [1]
Начало карьеры (1950–1961)
[ редактировать ]В начале своей журналистской карьеры Маркер все больше интересовался кинопроизводством и в начале 1950-х экспериментировал с фотографией. Примерно в это же время Маркер познакомился и подружился со многими членами Левобережного кинодвижения , в том числе с Аленом Рене , Аньес Варда , Анри Кольпи , Арманом Гатти , а также романистами Маргерит Дюрас и Жаном Кэролом . Эту группу часто связывают с режиссерами французской новой волны, которые приобрели известность в тот же период, и группы часто были друзьями и коллегами-журналистами. Термин «Левый берег» впервые ввёл кинокритик Ричард Руд . [8] который описал их как имеющих «пристрастие к своего рода богемной жизни и нетерпение по отношению к правобережью, высокую степень вовлеченности в литературу и пластическое искусство и, как следствие, интерес к экспериментальному кинопроизводству », а также идентификацию с политическими левыми . [8] Анатоль Дауман продюсировал многие из первых фильмов Маркера.
В 1952 году Маркер снял свой первый фильм «Олимпия 52» — 16-миллиметровый художественный документальный фильм об Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки . В 1953 году он сотрудничал с Рене над документальным фильмом « Статуи тоже умирают» . В фильме исследуется традиционное африканское искусство, такое как скульптуры и маски, а также его упадок с приходом западного колониализма. Он выиграл премию Жана Виго 1954 года , но был запрещен французскими цензорами за критику французского колониализма. [1]
После работы помощником режиссера в фильме Рене « Ночь и туман» в 1955 году Маркер снял «Воскресенье в Пекине » — короткий документальный « киноэссе » в стиле, который характеризовал творчество Маркера на протяжении большей части его карьеры. Маркер снял фильм за две недели во время путешествия по Китаю с Арманом Гатти в сентябре 1955 года. В фильме комментарии Маркера перекрывают сцены из Китая, например, гробницы, которые, вопреки западному пониманию китайских легенд, не содержат останков династии Мин. императоры. [1]
После работы над комментарием к фильму Рене «Тайна квинзского ателье» в 1957 году Маркер продолжил совершенствовать свой стиль в художественном документальном фильме « Письмо из Сибири» . [9] Фильм-эссе о нарративизации Сибири. Он содержит фирменный комментарий Маркера, который принимает форму письма режиссера, в соответствии с давней традицией эпистолярных трактовок французских исследователей «неразвитого» мира. В письме рассматривается движение Сибири в ХХ век и некоторые племенные культурные практики, уходящие в прошлое. В нем сочетаются кадры, снятые Маркером в Сибири , со старыми кадрами кинохроники, мультфильмами, кадрами и даже иллюстрацией Альфреда Ноймана из журнала Mad Magazine , а также фальшивой телевизионной рекламой как частью юмористической атаки на западную массовую культуру. Создавая метакомментарий к повествованию и фильму, Маркер трижды использует одну и ту же короткую киносцену, но с разными комментариями: первый восхваляет Советский Союз, второй осуждает его, а третий занимает явно нейтральную или «объективную» позицию. [1]
В 1959 году Маркер снял анимационный фильм «Астронавты» с Валерианом Боровчиком . Фильм представлял собой сочетание традиционных рисунков и фотографий. В 1960 году он снял «Описание боя» , документальный фильм о государстве Израиль, отражающий его прошлое и будущее. [1] Фильм получил Золотого медведя за лучший документальный фильм на Берлинском кинофестивале 1961 года . [10]
В январе 1961 года Маркер отправился на Кубу и снял фильм ¡Cuba Sí! Фильм пропагандирует и защищает Фиделя Кастро и включает два интервью с ним. Он заканчивается антиамериканским эпилогом, в котором Соединенные Штаты поставлены в неловкое положение из-за фиаско вторжения в залив Свиней и впоследствии были запрещены. Запрещенное эссе было включено в первый том сборника комментариев к фильмам Маркера «Commentaires I» , опубликованный в 1961 году. В следующем году Маркер опубликовал Coréennes , сборник фотографий и эссе об условиях жизни в Корее . [1]
Ла Жете и Ле Жоли Май (1962–1966)
[ редактировать ]Маркер стал известен во всем мире благодаря короткометражному фильму La Jetée ( «Пирс» ) в 1962 году. [11] В нем рассказывается об времени после ядерной войны во эксперименте по путешествию с использованием серии отснятых фотографий, созданных в виде фотомонтажа разного темпа, с ограниченным повествованием и звуковыми эффектами. В фильме человек, переживший футуристическую Третью мировую войну, одержим далекими и бессвязными воспоминаниями о пирсе в аэропорту Орли , образе загадочной женщины и смерти мужчины. Ученые, экспериментирующие с путешествиями во времени, выбирают его для своих исследований, и мужчина отправляется в прошлое, чтобы связаться с загадочной женщиной, и обнаруживает, что смерть мужчины в аэропорту Орли была его собственной смертью. За исключением одного кадра, на котором упомянутая выше женщина спит и внезапно просыпается, фильм полностью состоит из фотографий Жана Шибо, в котором главную роль играют Давос Ханич в роли мужчины, Элен Шатлен в роли женщины и фотограф-режиссер Уильям Кляйн в роли мужчины из будущее.
Работая над «Жете» , Маркер одновременно снимал 150-минутный документальный фильм-эссе «Le joli mai» , выпущенный в 1963 году. Начиная с весны 1962 года Маркер и его оператор Пьер Ломм сняли 55 часов видеозаписи интервью случайных людей на улицах. Парижа. Вопросы, задаваемые невидимым Маркером, варьируются от их личной жизни, а также социальных и политических проблем, актуальных в то время. Как и в случае с монтажами пейзажей и произведений искусства коренных народов, Маркер создал киноэссе, в котором сравнивались и сопоставлялись различные жизни со своим фирменным комментарием (озвученным друзьями Маркера, певцом и актером Ивом Монтаном во французской версии и Симоной Синьоре в английской версии). ). Этот фильм сравнивали с «Cinéma vérité» фильмами Жана Руша и критиковали в то время его создатели. [1] Термин «Cinéma vérité» сам по себе был анафемой для Маркера, который никогда его не использовал. Вместо этого он предпочитал свой собственный термин «ciné, ma verité», что означает «кино, моя правда». [12] Он был показан на конкурсе Венецианского кинофестиваля 1963 года , где получил награду за лучшую первую работу. Он также получил премию «Золотой голубь» на Лейпцигском фестивале DOK.
После документального фильма «Тайна Кумико» в 1965 году Маркер снял «Si j'avais quatre dromadaires» — фильм-эссе, который, как и «Жете» , представляет собой фотомонтаж более чем 800 фотографий, которые Маркер сделал за предыдущие 10 лет в 26 странах. Комментарий представляет собой разговор вымышленного фотографа и двух друзей, обсуждающих фотографии. Название фильма является аллюзией на стихотворение Гийома Аполлинера . Это был последний фильм, в который Маркер включил «кадры путешествий» за многие годы. [1]
SLON and ISKRA (1967–1974)
[ редактировать ]В 1967 году Маркер опубликовал свой второй том сборника киноэссе « Комментарии II» . В том же году Маркер организовал сборник фильмов Loin du Vietnam , протест против войны во Вьетнаме , с отрывками, предоставленными Маркером, Жаном-Люком Годаром , Аленом Рене , Аньес Варда , Клодом Лелушем , Уильямом Кляйном , Мишель Рэй и Жорисом Ивенсом . В фильм вошли кадры войны с обеих сторон, а также антивоенные протесты в Нью-Йорке и Париже и другие антивоенные мероприятия.
Из этой первоначальной группы кинематографистов с левыми политическими взглядами Маркер создал группу СЛОН ( Société pour le lancement des oeuvres nouvelles , «Общество запуска новых работ», а также русское слово «слон»). [13] СЛОН представлял собой киноколлектив, целью которого было создание фильмов и поощрение промышленных рабочих к созданию собственных киноколлективов. В его состав входили Валери Майю, Жан-Клод Лернер, Ален Адэр и Джон Тукер. Маркера обычно называют режиссером или сорежиссером всех фильмов, снятых SLON. [1]
После событий мая 1968 года Маркер почувствовал моральное обязательство отказаться от своей личной кинокарьеры и посвятить себя СЛОНу и его деятельности. Первый фильм SLON был о забастовке на фабрике Rhodiacéta во Франции, À bientôt, j'espère ( Rodiacéta ) в 1968 году. [1] Позже в том же году SLON сделал «La Sixième face du pentagone » об антивоенном протесте в Вашингтоне, округ Колумбия, и стал реакцией на то, что SLON считал несправедливым и подвергшимся цензуре репортажем о таких событиях на основном телевидении. Фильм снял Франсуа Райхенбах , получивший звание сорежиссера. Фильм «Битва миллионов» был снят в 1970 году с Майю в качестве сорежиссера и Сантьяго Альваресом в качестве оператора и посвящен урожаю сахара на Кубе в 1970 году и его катастрофическим последствиям для страны. В 1971 году СЛОН снял «Поезд маршем» — новый пролог к фильму советского кинорежиссера Александра Медведкина 1935 года «Счастье» , который недавно был переиздан во Франции. [1]
В 1974 году СЛОН стал ИСКРА ( Images, Sons, Kinescope, Réalisations, Audiovisuelles , а также название Владимира Ленина политической газеты «Искра » , что также по-русски означает «искра»). [1]
Возвращение к личной работе (1974–1986).
[ редактировать ]В 1974 году Маркер вернулся к своей личной работе и снял фильм за пределами ИСКРЫ. «Одиночество певца фонда» — это часовой документальный фильм о друга Маркера Ива Монтана благотворительном концерте для чилийских беженцев. Концерт стал первым публичным выступлением Монтана за четыре года, и в документальный фильм вошли отрывки из его долгой карьеры певца и актера. [1]
Маркер работал над фильмом о Чили с ISKRA с 1973 года. Маркер сотрудничал с бельгийским социологом Арманом Маттелартом и членами ISKRA Валери Майу и Жаклин Меппиль, чтобы снять и собрать визуальные материалы, которые Маркер затем вместе отредактировал и предоставил комментарии. продолжительностью два с половиной часа В результате получился документальный фильм «Спираль» , выпущенный в 1975 году. В фильме рассказывается о событиях в Чили, начиная с избрания в 1970 году президента-социалиста Сальвадора Альенде до его убийства и последовавшего за ним переворота в 1973 году. [1]
Затем Маркер начал работу над одним из своих самых амбициозных фильмов, «Улыбка без кота» , вышедшим в 1977 году. Название фильма отсылает к Чеширскому коту из «Алисы в стране чудес» . Метафора сравнивает обещание глобального социалистического движения до мая 1968 года (усмешка) с его реальным присутствием в мире после мая 1968 года (кот). Оригинальное французское название фильма — Le Fond de l'air est rouge , что означает «воздух по существу красный» или «революция в воздухе», подразумевая, что социалистическое движение существовало повсюду по всему миру. [14]
Фильм должен был стать всеобъемлющим портретом политических движений с мая 1968 года и подвести итог работе, в которой он принимал участие в течение десяти лет. Фильм разделен на две части: первая половина посвящена надеждам и идеализму до мая 1968 года, а вторая половина - разочарованиям и разочарованиям после тех событий. Маркер начинает фильм с эпизода «Одесские шаги» из Сергея Эйзенштейна фильма «Броненосец Потемкин» , который, как указывает Маркер, является вымышленным творением Эйзенштейна, которое до сих пор влияет на образ исторического события. Маркер использовал очень мало комментариев в этом фильме, но структура монтажа и озабоченность памятью делают его фильмом Маркера. После выхода фильм подвергся критике за то, что он не затронул многие текущие проблемы «новых левых», такие как женское движение, сексуальное освобождение и рабочее самоуправление. [1] В 2002 году фильм был переиздан в США. [14]
В конце 1970-х Маркер много путешествовал по миру, в том числе продолжительное время находился в Японии. Вдохновленный этим вдохновением, он впервые опубликовал фотоэссе «Le Dépays» в 1982 году, а затем использовал этот опыт для своего следующего фильма « Sans Soleil» , вышедшего в 1982 году. [1]
«Санс Солей» расширяет границы того, что можно назвать документальным фильмом. Это эссе, монтаж , сочетающий в себе фрагменты документального фильма с художественными и философскими комментариями, создающий атмосферу мечты и научной фантастики. Основные темы — Япония, Африка, память и путешествия. Сцена в середине фильма происходит в Сан-Франциско и во многом отсылает к » Альфреда Хичкока «Головокружению . Маркер сказал, что «Головокружение» - единственный фильм, «способный изобразить невозможные воспоминания, безумные воспоминания». [1] Комментарии к фильму принадлежат вымышленному оператору Шандору Красне и прочитаны в виде писем неназванной женщиной. Хотя фильм сосредоточен вокруг Японии, фильм также снимался в таких других странах, как Гвинея-Бисау , Ирландия и Исландия . [1] «Санс Солей» был показан на Берлинском кинофестивале 1983 года , где получил премию OCIC. Он также был награжден призом Сазерленда на церемонии вручения наград Британского института кино в 1983 году .
В 1984 году Маркер был приглашен продюсером Сержем Зильберманом для документирования создания Акиры Куросавы « фильма Бег» . На основе этого Маркера был снят фильм «АК» , вышедший в 1985 году. В фильме больше внимания уделяется отстраненной, но вежливой личности Куросавы, чем созданию самого фильма. [15] Фильм был показан в секции «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 1985 года . [16] до того, как Ран был освобожден сам .
В 1985 году от рака умерла давняя подруга и соседка Маркера Симона Синьоре . Затем в 1986 году Маркер снял часовой телевизионный документальный фильм «Мемуары для Симоны» как дань уважения ей. [1]
Мультимедиа и более поздняя карьера (1987–2012)
[ редактировать ]Начиная с Sans Soleil , Маркер проявил глубокий интерес к цифровым технологиям. С 1985 по 1988 год он работал над диалоговой программой (прототипом чат-бота) под названием «Диалектор», которую он написал на Applesoft BASIC на Apple II . Он включил аудиовизуальные элементы в дополнение к фрагментам диалогов и стихов, которыми «Компьютер» обменивался с пользователем. Версия 6 этой программы была восстановлена с дискеты (с помощью и разрешением Маркера) и эмулирована онлайн в 2015 году. [17] [18]
Его интерес к цифровым технологиям также привел к созданию фильмов «Пятый уровень» (1996) и «Память» (1998, 2008). [19] интерактивный мультимедийный компакт-диск , выпущенный для Центра Помпиду (версия на французском языке) и Exact Change (версия на английском языке). В 2005 году Маркер создал 19-минутное мультимедийное произведение для Музея современного искусства в Нью-Йорке под названием «Совы в полдень. Прелюдия: полые люди» , созданное под влиянием Т. С. Элиота стихотворения . [20]
Маркер жил в Париже и очень редко давал интервью. Единственным исключением было длинное интервью Libération в 2003 году, в котором он объяснил свой подход к кинопроизводству. [21] Когда его просили сфотографироваться, он обычно вместо этого предлагал фотографию кота. (Маркер был представлен в документальном фильме Аньес Варда « Пляжи Аньес» 2008 года в виде мультяшного рисунка кошки, говорящей технологически измененным голосом.) Собственную кошку Маркера звали Гийом-ан-Египт . В 2009 году Маркер заказал Аватару Гийома-ан-Египта, чтобы тот представлял его в машиниме . Аватар был создан Экзозиусом Вулли и впервые появился в короткометражном фильме/машиниме Ouvroir the Movie Криса Маркера .
В Criterion Collection выпуск журнала La Jetée и Sans Soleil 2007 года Маркер включил короткое эссе «Работа при ограниченном бюджете». Он признался, что снимал весь Сан-Солей на немую кинокамеру и записывал весь звук на примитивный аудиокассетный магнитофон. Маркер также напоминает читателю, что только одна короткая сцена в «Жете» представляет собой движущееся изображение, поскольку во время работы над фильмом Маркер мог одолжить кинокамеру только на один день.
С 2007 по 2011 год Маркер сотрудничал с арт-дилером и издателем Питером Блюмом в различных проектах, которые были выставлены в галереях Питера Блюма в районах Сохо и Челси в Нью-Йорке. Работы Маркера также выставлялись в галерее Питера Блюма на 57-й улице в 2014 году. Эти проекты включают в себя несколько серий печатных фотографий под названием «ПАССАЖИРЫ» , «Корейцы» , «Crush Art» , «Quelle heure est-elle?». и глядя назад ; комплект фотогравюр « По Дюреру» ; книга «ПАССАЖИРЫ» ; и цифровые распечатки постеров фильмов, названия которых часто присваивались, в том числе «На последнем дыхании» , «Хиросима, мон Амур» , «Люди совы» и «Рин Тин Тин» . Видеоинсталляции « Немое кино» и «Совы в полуденной прелюдии: Пустые люди» экспонировались в Питере Блюме в 2009 году. [22] Эти работы также выставлялись на Венецианской биеннале 2014 и 2015 годов, в галерее Уайтчепел в Лондоне, в Центре визуальных искусств MIT List в Кембридже, штат Массачусетс, в Центре визуальных искусств Карпентера при Гарвардском университете, на Московской фотобиеннале, в Les Recontres d'Arles de. la Photographie в Арле, Франция, Центр фотографии в Женеве, Швейцария, Центр искусств Уокера в Миннеаполисе, Миннесота, Центр искусств Векснера в Колумбусе, штат Огайо, Музей современного искусства в Нью-Йорке и Pacific Film Архив в Беркли, Калифорния. С 2014 года произведения Поместья Криса Маркера представлены галереей Питера Блюма, Нью-Йорк. [23] [24]
Маркер умер 29 июля 2012 года, в свой 91-й день рождения. [25]
Наследие
[ редактировать ]La Jetée послужила источником вдохновения для Мамору Осии дебютного игрового фильма «Красные очки» в 1987 году (а позже и для частей фильма Осии « Авалон » 2001 года ), а также вдохновила Терри Гиллиама » на создание « 12 обезьян (1995) и Хонаса Куарона » « Года гвоздя . (2007), а также многие кадры Миры Наир в ее фильме 2006 года «Тёзка» . [26]
Работает
[ редактировать ]![]() |
Фильмография
[ редактировать ]- Олимпия 52 (1952)
- Статуи тоже умирают (1953 с Аленом Рене )
- Воскресенье в Пекине (1956) [27]
- Письмо из Сибири (1957) [28] [29] [30]
- Les Astronautes (1959 с Валерианом Боровчиком ) [31]
- Описание боя (1960) [32]
- Куба Да! (1961) [33]
- Пирс (1962)
- Le Joli Mai (переработка 1963, 2006 г.)
- Тайна Комико (1965) [34] [35]
- Если бы у меня было четыре верблюда (1966) [36]
- Вдали от Вьетнама (1967)
- Родиацета (1967) [37]
- Шестая сторона Пентагона (1968 с Райхенбахом) [38] [39]
- Синетракты (1968) [40]
- Надеюсь, до скорой встречи (1968 с Маррет)
- Рассказываем вам о Бразилии: Пытки (1969) [41]
- Стрельбовый день (1969) [42]
- Класс борьбы (1969) [43]
- Рассказываем вам о Париже: Масперо, слова имеют смысл (1970) [44]
- Рассказываем вам о Бразилии: Карлос Маригела (1970) [45]
- Битва десяти миллионов (1971) [46]
- Движущийся поезд (1971) [47]
- Рассказываем о Праге: второй суд над Артуром Лондоном (1971) [48]
- Да здравствует кит (1972) [49]
- Посольство (1973) [50]
- Рассказываем вам о Чили: что сказал Альенде (1973 с Мигелем Литтином ) [51]
- Раз уж мы говорим вам, что это возможно (1974) [52]
- Одиночество фонового певца (1974) [53]
- Спираль (1975) [54]
- Улыбка без кота (1977)
- Когда век обретал форму (1978) [55]
- Юнкопия (1981) [56]
- Без Солнца (1983)
- 2084 (1984) [57]
- От Криса к Христо (1985) [58]
- Матта (1985)
- АК (1985)
- Осколки (1986) [54]
- Мемуары Симоны (1986) [59]
- Токийские дни (1988)
- Призрак (1988) [60]
- Наследие совы ( 1989 ) [61]
- Бестиар (три коротких видео-хайку) (1990)
- Уйти с рук (1990)
- Берлин 1990 (1990)
- Объезд Чаушеску (1991) [62]
- Теория множеств (1991) [63]
- Уголок окна (1992) [54]
- Азулмун (1992) [64]
- Александрова могила , она же Последний большевик (1992) [61]
- 20:00 в лагерях (1993) [65]
- Прайм-тайм в лагерях (1993)
- SLON Tango (1993)
- Бой быков на Окинаве (1994) [66]
- Затмение (1994) [67]
- Хайку (1994) [68]
- Миротворец (1995) [69]
- Немое кино (1995) [70]
- Уровень пятый (1997) [61]
- Один день из жизни Андрея Арсеньевича (2000) [61]
- Мэр Косово (2000 г.) [71]
- Почтальон все еще звонит лошади (2001) [72]
- Обеспокоенный апрель (2001) [64]
- Память о будущем (совместно с Bellon, 2003 г.) [61]
- Сидящие кошки (2004) [73] – документальный фильм об М. Чата уличном искусстве
- Лейла атакует (2006)
- Остановка в Дубае (2011)
Киносотрудничество
[ редактировать ]- Ночь и туман (Рене, 1955)
- Примечание. В интервью 1995 года Рене заявляет, что окончательная версия комментария была результатом сотрудничества Маркера и Жана Кэрола (источник: Film Comment ).
- Вся память мира (Рене, 1956)
- Примечание: указано как «Крис и Мэджик Маркер». [74]
- Люди-киты (Русполи, 1956)
- Примечание: под псевдонимом «Якопо Беренизи» Маркер написал комментарий к короткометражке об охотниках на китов на Азорских островах. Эти двое вернутся к этой теме в фильме 1972 года «Vive la Baleine» ( «Комментарий к фильму» ).
- Бродвей светом (Кляйн, 1957)
- Примечание: Маркер написал вступительный текст к этому фильму. [75]
- Тайна пятнадцатой мастерской (Рене и Генрих, 1957)
- Примечание: Маркер написал комментарий к этому художественному короткометражному фильму ( Комментарий к фильму ).
- Век жаждет (Фогель, 1958).
- Примечание: Маркер написал и произнес все комментарии к этому короткометражному фильму о фруктовом соке в александрийских стихах ( Комментарий к фильму ).
- Море и дни (Фогель и Каминкер, 1958)
- Примечание: Маркер представляет комментарий к этому «мрачному произведению о повседневной жизни рыбаков на острове Иль-де-Сен в Бретани» ( Комментарий к фильму ).
- Необычная Америка (Райхенбах, 1958)
- Примечание: Маркер в конечном итоге был признан автором этого сценария, очевидно, он написал диалог ( Комментарий к фильму ).
- Джанго Рейнхардт (Павиот, 1959)
- Примечание: Маркер рассказал это ( Комментарий к фильму ).
- Игра в Париже (Варлен, 1962)
- Примечание. Отредактировал Маркер — по сути, этот фильм представляет собой 27-минутный постскриптум к Le Joli Mai , собранный из оставшихся отснятых материалов и организованный вокруг нового комментария ( Комментарий к фильму ).
- Вальпараисо (Ивенс, 1963)
- Примечание: этот драгоценный камень был написан Маркером. Это похоже на фильм «Маркер».
- Пути к удаче (Кассовиц, 1964)
- Примечание: Маркер, очевидно, помогал редактировать и организовывать этот рассказ о путешествии в Венесуэлу ( Комментарий к фильму ).
- Сладость деревни (Райхенбах, 1964)
- Примечание: отредактировано Маркером.
- Сожжение тысячи солнц (Каст, 1964)
- Примечание: Маркер редактировал этот (в основном) короткометражный научно-фантастический экзистенциалистский анимационный фильм и (возможно) участвовал в написании сценария ( «Комментарий к фильму» ).
- Запретный вулкан (Тазиев, 1966).
- Примечание: Маркер рассказывает этот документальный фильм о вулкане.
- Европорт-Роттердам (Ивенс, 1966 г.)
- Примечание: Маркер выполнил текстовую адаптацию (Комментарий к фильму.
- Мы рассказываем вам о Флинсе (Деварт, 1970).
- Примечание. Маркер помог снять и отредактировать этот короткометражный фильм (комментарий к фильму).
- Экспресс Африка (Тессье и Ланг, 1970)
- Примечание: Маркер написал вступительный текст к этому фильму под названием «Борис Вильнёв» ( Комментарий к фильму ).
- Congo Oyé (Мы вернулись) (Стивенс и Кливер, 1971)
- Примечание: Маркер монтировал этот фильм. [76]
- Кашима Рай (Le Masson et Deswarte, 1974)
- Примечание: Маркер участвовал в написании комментариев к этому документальному фильму об уничтожении Касимы и Нариты (Комментарий к фильму).
- Битва за Чили (Гузман, 1975–1976)
- Примечание: Маркер участвовал в создании и написании сценария этого, пожалуй, величайшего из всех документальных фильмов ( Комментарий к фильму ).
- Одна сестра и много братьев (Макавеев, 1994)
- Примечание: Маркерные записи Макавеева, циркулирующие среди гостей вечеринки в его честь, изобилуют веселыми похлопываниями по спине ( комментарий к фильму ).
Фотосерия
[ редактировать ]- Корейцы (1957, напечатано в 2009 г.)
- Раздавить искусство (2003–2008)
- "Который сейчас час?" (2004–2008)
- ПАССАЖИРЫ (2008–2010 гг.)
- Глядя назад (разные годы)
Цифровая печать
[ редактировать ]- На последнем дыхании (1995, напечатано в 2009 г.)
- Хиросима Mon Amour (1995, напечатано в 2009 г.)
- Люди совы (1995, напечатано в 2009 г.)
- Рин Тин Тин (1995, напечатано в 2009 г.)
Фотогравюры
[ редактировать ]- По Дюреру (2005–07, напечатано в 2009 г.)
Видео Инсталляции
[ редактировать ]- Немое кино (1995)
- Прелюдия «Совы в полдень: Пустые люди» (2005)
Библиография (отдельные работы Маркера)
[ редактировать ]- Le Cœur Net (1949, Editions du Seuil, Париж)
- Жироду сам по себе (1952, Editions du Seuil, Париж)
- Комментарии I (1961, Editions du Seuil, Париж)
- Корейцы (1962, Editions du Seuil, Париж)
- Комментарии II (1967, Editions du Seuil, Париж)
- Ле Депай (1982, Editions Herscher, Париж)
- Немое кино (1995, издательство Университета штата Огайо)
- Кинороман La Jetée (1996 / 2-е издание 2008 г., MIT Press, Кембридж; дизайн Брюса Мау )
- Глядя назад (2007, MIT Press, Кембридж)
- Imemory (CDROM) (1997/2-е издание, 2008 г., Exact Change, Кембридж)
- Внутреннее время телевидения (2010, The Otolith Group, Лондон)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Уэйкман, Джон. Мировые кинорежиссеры, Том 2. Компания HW Wilson. 1988. 649–654.
- ^ « Биография Криса Маркера Electronic Arts Intermix» . Архивировано из оригинала 21 января 2011 года . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Томсон, Дэвид, Новый биографический словарь кино - четвертое издание, Little, Brown (2003).
- ^ Томсон, Дэвид, Новый биографический словарь кино - пятое издание, Little, Brown (2010).
- ^ «Биография Криса Маркера из NYT & All Movie Guide - Заметки из эпохи несовершенной памяти» . Крисмаркер.орг. 29 июля 1921 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2012 года . Проверено 9 августа 2012 г.
- ↑ Список серий книг «Маленькая планета (Микрокосм (Порог)» , Publishinghistory.com. Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Vista Travel (Studio Vista) — Список серий книг ,Publishinghistory.com. Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Возвращение к левому берегу: Маркер, Рене, Варда» . Гарвардский киноархив . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Проверено 16 августа 2008 г.
- ^ Микс саундтрека № 26: Inmemory: Письмо Крису Маркеру в блокноте | MUBI
- ^ «Награды и награды 1961 года» . berlinale.de .
- ↑ Выбор критиков: «La Jetee» — The New York Times
- ^ Лим, Деннис (31 июля 2012 г.). «Крис Маркер, пионер киноэссе, умер в возрасте 91 года» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 1 января 2022 года . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Раненное время – Записки эпохи несовершенной памяти» . Chrismarker.org . Проверено 9 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Стерритт, Дэвид (2009). «Улыбка без кота» . Кинеаст . 34 (4). Издательство Cineaste. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 31 июля 2011 г.
- ^ «Чикагский читатель: обзор АК Дэйва Кера» .
- ^ «Каннский фестиваль: АК» Festival-cannes.com . Проверено 28 июня 2009 г.
- ^ де Кайе, Агнес; Лозано, Андрес; Ривуар, Анник (2015). «История программы «Диалектор»» . поптроника . Архивировано из оригинала 14 мая 2018 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ «История программы «Диалектор»» . Крис Маркер . 1 ноября 2015 года . Проверено 14 мая 2018 г.
- ^ «Крис Маркер» . Интермикс электронного искусства . Архивировано из оригинала 21 января 2011 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ Персонал (апрель 2005 г.). «Совы в полдень. Прелюдия: Пустые люди» . Музей современного искусства . Проверено 7 июля 2012 года .
- ^ «Редкий маркер» . Либерасьон (на французском языке). 5 марта 2003 г.
- ^ «Галерея Питера Блюма, Нью-Йорк» .
- ^ «Галерея Питера Блюма, Нью-Йорк» .
- ^ «Галерея Питера Блюма, Нью-Йорк» .
- ^ Берган, Рональд (30 июля 2012 г.). «Некролог Криса Маркера» . Телеграф.co.uk .
- ^ Макнаб, Джеффри (2019). Экранные прозрения: Кинематографисты о фильмах, которые их вдохновили . Издательство Блумсбери. п. 283. ИСБН 9781838717988 .
- ^ «Диманче в Пекине» . dvdclassik.com . Проверено 15 мая 2014 г.
- ^ Маркер, Крис. «Письмо из Сибири» . marktext.com . Проверено 15 мая 2014 г.
- ^ Розенбаум, Джонатан (26 октября 1985 г.). «Письмо из Сибири, 1957 год» . chicagoreader.com . Проверено 15 мая 2014 г.
- ^ «Письмо из Сибири, 1957 год» . Filmref.com. 4 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 г. Проверено 15 мая 2014 г.
- ^ Boschet, Michel; Branice, Ligia; Dauman, Anatole; Lifchitz, Philippe (23 July 2013), Les astronautes , retrieved 21 April 2017
- ^ Малкин, Яаков (1 января 2000 г.), Описание боя , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Юматов, Николай; Лалу, Этьен; Баррер, Игорь (1 января 2000 г.), ¡Cuba Sí! , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ (13 июля 2015 г.), Крис Маркер le mystère koumiko 1965 , заархивировано из оригинала 24 ноября 2021 г. , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Маркер, Крис (6 апреля 1967 г.), «Тайна Комико» , получено 2 мая 2017 г.
- ^ thatsummermusic (24 октября 2012 г.), Крис Маркер - Si j'avais 4 dromadaires (1966) , заархивировано из оригинала 17 мая 2014 г. , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Rhodiacéta , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ « Шестая сторона Пентагона », режиссёры Крис Маркер и Франсуа Райхенбах . Фильм «Икар» . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ «Amazon Instant Video: Шестая сторона Пентагона » . Amazon.com . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Арда (25 апреля 2014 г.), Cinétracts (1968) , заархивировано из оригинала 24 ноября 2021 г. , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Мы рассказываем вам о Бразилии: пытки , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), день съемок , дата обращения 21 апреля 2017 г.
- ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Classe de lutte , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Ролан Прадалье (11 ноября 2011 г.), Крис Маркер, Мы говорим с вами о Париже - Масперо, слова имеют значение, 1970.avi , заархивировано из оригинала 24 ноября 2021 г. , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Маригела, Карлос (1 января 2000 г.), On vous parle du Brésil: Carlos Marighela , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ La bataille des 10millions (на французском языке) , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Медведкин, Александр; Перье, Франсуа (1 июня 1973 г.), The Train Rolls On , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Монтан, Ив (1 января 2000 г.), Мы говорим с вами о Праге: второй суд над Артуром Лондоном , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ «Да здравствует балейн» . DVDClassik.com (на французском языке) . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), L'ambassade , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Мы говорим с вами о Чили: что сказал Альенде (С) (1973) , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Поскольку мы говорим вам, что это возможно , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Монтан, Ив; Кастелла, Боб; Маркер, Крис (18 декабря 1974 г.), Одиночество фонового певца , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Альтер, Нора (2006). Крис Маркер (Современные кинорежиссеры) . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0252073169 .
- ^ "Архив Криса Маркера Центра Помпиду ~ Крис Маркер" . Крис Маркер . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Домбаль, Ариэль; Маркер, Крис; Симеоне, Франк (1 января 2000 г.), Джанкопия , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ 2084 , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Христо, Крис (1 января 2000 г.), От Криса к Христо , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Перье, Франсуа; Аллегре, Катрин; Артур, Хосе; Беккер, Жан (1 января 2000 г.), Мемуары Симоны , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ «Биография Криса Маркера из NYT & All Movie Guide ~ Крис Маркер» . Крис Маркер . 30 марта 2008 г. Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Крис Маркер: Фильмография» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2016. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
- ^ «Объезд Чаушеску | Восточноевропейский кинобюллетень» . eefb.org . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Iota87 (10 сентября 2015 г.), Théorie des ансамбли (1990) Криса Маркера , заархивировано из оригинала 24 ноября 2021 г. , получено 21 апреля 2017 г.
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Луптон, Кэтрин (2004). Крис Маркер: Воспоминания о будущем . Книги реакции. ISBN 1861892233 .
- ^ Перье, Франсуа; Кассовиц, Матье; Белходжа, Екатерина (9 декабря 1995 г.), 20:00 в лагерях , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Бой быков на Окинаве (1994) , дата обращения 21 апреля 2017 г.
- ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), E-clip-se , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д лота87. «Три Видео Хайкус» . YouTube.com . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 21 апреля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Casque bleu , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Дуглас Хайд (16 ноября 2007 г.), Немой фильм (Редактировать 2) , заархивировано из оригинала 24 ноября 2021 г. , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ Маркер, Крис (1 января 2000 г.), Un maire au Kosos , получено 21 апреля 2017 г.
- ^ «Крис Маркер | dafilms.com» . dafilms.com . Проверено 21 апреля 2017 г.
- ^ Канта, Бертран; Дьедонне; Шварценберг, Леон; Влади, Марина (5 декабря 2004 г.), Дело об ухмыляющемся коте , дата обращения 21 апреля 2017 г.
- ^ Луптон, Кэтрин. (2005). Крис Маркер: воспоминания о будущем . Лондон: Книги реакции. п. 249. ИСБН 1-86189-223-3 . OCLC 56647183 .
- ^ Луптон, Кэтрин. (2005). Крис Маркер: воспоминания о будущем . Лондон: Книги реакции. п. 249. ИСБН 1-86189-223-3 . OCLC 56647183 .
- ^ Стефан, Виталий. «Фильмография Криса Маркера» . chrismarker.ch (на французском языке) . Проверено 25 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Крис Маркер: Заметки эпохи несовершенной памяти Сайт, блог и поисковая система, исследующие все аспекты творчества Криса Маркера.
- Крис Маркер: Plongée en imméroire (французский) Самый актуальный сайт о творчестве Криса Маркера.
- Крис Маркер на IMDb
- Биография Маркера от Icarus Films и список его фильмов, которые они распространяют
- EAI: Крис Маркер Биография и список видеоработ художника.
- Тексты из фильмов Криса Маркера
- Библиография книг и статей о Маркере через Центр медиа-ресурсов Калифорнийского университета в Беркли.
- Книга фотографий и эссе Маркера: «Глядя назад»
- Магазин Криса Маркера в Центре Векснера.
- «Кинорежиссер как социалистический антолог» , Уильямс Коул, The Brooklyn Rail , выпуск за май 2009 г.
- Литература о Крисе Маркере
- Крис Маркер и аудиовизуальный архив , Оливер Майер, Scope 20
- Фонд Криса Маркера Антони Тапиеса
- [1] Фильм ИСКРА
- 1921 рождений
- смертей в 2012 г.
- Похороны на кладбище Монпарнас
- Французские режиссеры документального кино
- Французские режиссеры-экспериментаторы
- Французские аниматоры
- Французские режиссеры анимационных фильмов
- Члены французского Сопротивления
- Выпускники лицея Пастера (Нёйи-сюр-Сен)
- Французские мультимедийные художники
- Кинолюди из Нейи-сюр-Сен
- Создатели коллажей
- Контркультура 1960-х годов