Арманд Маттеларт
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Июль 2012 г. ) |

Арманд Маттеларт (англ. Французский: [matlaʁ] ; 8 января 1936) — бельгийский социолог , известный как левый французский учёный. Его работа связана со средствами массовой информации, культурой и коммуникацией, особенно в их историческом и международном измерениях.
Биография
[ редактировать ]После окончания бакалавриата Маттеларт на один год присоединился к общине светских монахов в Бретани , но продолжил изучать право и политологию в Католическом университете Лувена . После этого он изучал демографию в Институте демографических исследований в Париже (основанном левым интеллектуалом Альфредом Сови , который в 1952 году ввёл термин «третий мир»). По окончании учебы он был назначен экспертом по народонаселению Ватиканом , а в 1962 году был направлен в Католический университет Чили . Находясь в Чили, он женился на Мишель Маттелар.
В то время как в Чили Маттеларт был назначен противостоять с католической духовной точки зрения стратегическим моделям планирования семьи, которые в то время продвигались Фондами Форда и Рокфеллера и Alianza para el Progreso ( Альянс за прогресс — официальная программа помощи США). Модель планирования семьи в США направлена на ограничение рождаемости с целью «улучшить жизнь жителей континента» и, конечно же, противоречит католическому учению. Революционные преобразования в Латинской Америке после 1960 года требуют, чтобы Церковь вступила в идеологическую борьбу и разработала коммуникационные стратегии, применимые к «идеологической, политической и социальной борьбе», чтобы создать идеологические и политические альтернативы атеистическому коммунизму или «протестантскому североамериканскому империализму ».
Хотя всегда базировался в Католическом университете. из Чили, Мэттеларт претерпел трансформацию в своих мыслях и убеждениях. Он инициировал сотрудничество с Centro de Estudios de la Realidad Nacional (CEREN) (Центр изучения национальной реальности), основанным в 1968 году под эгидой Католического университета. Жак Шоншоль был директором CEREN (также важным идеологом MAPU — левого ответвления христианских демократов, которое также входило в состав народного правительства «Единства»). Первое исследование CEREN, проведенное Армандо Маттеларом, Мишель Маттелар, Мейбл Паччини и другими, было связано со структурным левым анализом либеральной прессы, публикаций «знаменитостей», псевдолюбовных журналов. Mattelart в первую очередь изучал El Mercurio , главную либеральную газету. Это было отправной точкой его пожизненного участия в истории коммуникаций.
Cuadernos de la Realidad Nacional («Записные книжки национальной реальности»), издание CEREN, стало основным идеологическим генератором и излучателем во время социал-демократического правительства Сальвадора Альенде (1970–1973). Журнал был похож на французскую постструктуралистскую модель и был в первую очередь нацелен на анализ политической экономии средств массовой информации. Под этой рубрикой Маттеларт и Ариэль Дорфман опубликовали в 1971 году знаменитую брошюру: Para leer al Pato Donald, manual de descolonizacion antinorteamericana ( Как читать «Дональда Дака», руководство по американской деколонизации ), где они представили марксистский структурный анализ. глобальных форм американского потребительского капитализма . Брошюра осуждает «проникновение американских СМИ», оценивая Дисней как глобальный идеологический проводник американских либеральных – и все более неолиберальных – ценностей. В книге анализируется знаменитое семейство уток и то, как комиксы отражают североамериканский культурный империализм . Эта книга пользовалась большой популярностью и стала одной из самых продаваемых книг в Латинской Америке в 1970-е годы, в основном из-за американо-ориентированного вмешательства в Латинскую Америку и неоднократных попыток американских политических, экономических и военизированных сил подорвать демократически избранное правительство. в Чили.
После чилийского переворота 1973 года Маттелар вернулся во Францию, где (в возрасте 37 лет) ему пришлось возобновить свою академическую карьеру — он стал приглашенным научным сотрудником в Парижском университете VIII Сен-Дени. Позже он стал профессором науки об информации и коммуникации — темы, по которой он позже стал теоретиком. В 1974 году он работал над фильмом «Эспираль» , оправдывающим чилийский путь к социализму. В период с 1983 по 1997 год он был профессором информатики и коммуникационных наук в Университете Ренна 2 – Верхняя Бретань , а также в аспирантуре Париж III (Новая Сорбонна) – Ренн 2. В период с 1997 по 2004 год он был профессором Университета Ренн 2 – Верхняя Бретань. Университет Парижа VIII. С сентября 2004 года он является почетным профессором.
Книги переведены на английский язык
[ редактировать ]- Как читать «Дональд Дак : империалистическая идеология в диснеевском комиксе» . (совместно с Ариэлем Дорфманом , перевод Дэвида Канцла ) ISBN 0-88477-023-0 (международные общие издания, 1975 г.)
- Как читать «Дональд Дак: империалистическая идеология в диснеевском комиксе» . (совместно с Ариэлем Дорфманом, перевод Дэвида Канцла) ISBN 978-1944869830 (OR Books, 2018)
- Коммуникация и классовая борьба. Антология в двух томах (совместно с Сетом Сигелаубом , International General Editions, 1979 и 1983 гг.)*
- Многонациональные корпорации и контроль над культурой (Harvester Press, 1979).
- Средства массовой информации, идеологии и революционное движение (Harvester Press, 1980).
- Транснациональные корпорации и третий мир: борьба за культуру (Бергин и Гарви, 1983)
- Международные имиджевые рынки. В поисках альтернативы (совместно с Мишель Маттелар и Ксавье Делькуром , Comedia, 1984)
- Коммуникационные и информационные технологии: свобода выбора для Латинской Америки? (совместно с Гектором Шмуклером , Ablex, 1985)
- Технологии, культура и коммуникация: отчет Министерству исследований и промышленности Франции (совместно с Ивом Стурдзе , Elsevier, 1985 г.)
- (Редактор) Общение в популярной Никарагуа. Антология (международные общие издания, 1986 г.)
- Карнавал изображений: бразильская телевизионная фантастика (совместно с Мишель Маттелар, Гринвуд, 1990)
- Advertising International: приватизация общественного пространства (Routledge, 1991)
- Переосмысление теорий СМИ: указатели и новое направление (совместно с Мишель Маттелар] University of Minnesota Press , 1992)
- Картирование мировой коммуникации: война, прогресс, культура (University of Minnesota Press, 1994)
- Изобретение коммуникации (Университет Миннесоты, 1996).
- Теории коммуникации. Введение (совместно с Мишель Маттелар, SAGE Publications, 1998 г.)
- Мировые сети 1794–2000 (Университет Миннесоты, 2000)
- Информационное общество: Введение (Публикации SAGE, 2003 г.)
- Глобализация наблюдения (Polity Press, 2010).