Как читать Дональда Дака
![]() | |
Авторы | Ариэль Дорфман Арманд Маттеларт |
---|---|
Оригинальное название | Читать Дональда Дака |
Переводчик | Дэвид Канзл |
Язык | испанский |
Дата публикации | 1971 |
Место публикации | Чили |
Опубликовано на английском языке | 1975 |
Тип носителя | Распечатать |
«Как читать Дональда Дака» ( испанский : Para leer al Pato Donald ) — это эссе Ариэля Дорфмана и Армана Маттеларта критикуются опубликованное в 1971 году, в котором комиксы Диснея с марксистской точки зрения как капиталистическая пропаганда американского длиной в книгу , корпоративного и культурного империализма . [1] [2] Впервые оно было опубликовано в Чили в 1971 году и стало бестселлером во всей Латинской Америке. [3] и до сих пор считается плодотворной работой в области культурных исследований . [4] Он был переиздан в августе 2018 года для широкой аудитории в США с новым введением Дорфмана издательством OR Books .
Краткое содержание
[ редактировать ]Тезис книги заключается в том, что комиксы Диснея являются не только отражением преобладающей идеологии в то время ( капитализма ), но также осознают это и являются активными агентами в распространении этой идеологии. Для этого в комиксах Диснея используются образы повседневного мира:
«В этом и заключается изобретательность Диснея (продукта его эпохи), отвергающая возникшую в то же время грубую и явную схему приключенческих лент. Идеологическая подоплека, без всякого сомнения, та же самая: но Дисней, не проявляя никакой открытой репрессивной силы, гораздо опаснее. Разделение между Брюсом Уэйном и Бэтменом — это проекция фантазии за пределы обычного мира, чтобы спасти его, Дисней колонизирует повседневный мир, близкий обычному человеку, и его общие проблемы, с помощью анальгетика детского воображения».
- Ариэль Дорфман и Арманд Маттеларт, «Как читать Дональда Дака» , с. 148
Эта близость к повседневной жизни такова лишь по видимости, ибо мир, показанный в комиксах, согласно тезису, основан на идеологических концепциях, в результате чего возникает набор естественных правил , которые приводят к принятию тех или иных представлений о капитале , развитом мире. отношения стран с третьим миром , гендерные роли и т.д.
В качестве примера в книге рассматривается отсутствие потомков у героев. [5] У каждого есть дядя или племянник, каждый кому-то двоюродный брат, но ни у кого нет отцов или сыновей. Эта неродительская реальность создает горизонтальные уровни в обществе, где нет иерархического порядка, кроме того, который определяется количеством денег и богатства, которыми обладает каждый, и где почти нет солидарности между людьми одного и того же уровня, создавая ситуацию где единственное, что осталось – это грубая конкуренция. [6] Другой анализируемый вопрос — это абсолютная необходимость удачи для социальной мобильности (независимо от прилагаемых усилий или интеллекта). [7] отсутствие способности коренных племен распоряжаться своим богатством, [8] и другие.
История публикаций
[ редактировать ]«Как читать Дональда Дака» было написано и опубликовано издательством Ediciones Universitarias de Valparaiso, принадлежащим Папскому католическому университету Вальпараисо , во время краткого расцвета демократического социализма при правительстве Сальвадора Альенде и его коалиции «Народное единство » и тесно связано с революционной политикой. своей эпохи. [9] В 1973 году в результате государственного переворота , тайно поддержанного США , к власти пришла военная диктатура Аугусто Пиночета . Во время режима Пиночета книга «Как читать Дональда Дака» была запрещена и подлежала сожжению ; его авторы были вынуждены покинуть страну . [9]
За пределами Чили « Как читать Дональда Дака» на какое-то время стал самым широко печатаемым политическим текстом в Латинской Америке. [3] Он был переведен на английский , французский , немецкий , португальский , голландский , итальянский , греческий , турецкий , шведский , финский , датский , японский и корейский. [10] и всего было продано около 700 000 копий; к 1993 году он был переиздан 32 раза издательством Siglo Veintiuno Editores . [11]
Издание в твердом переплете с новым предисловием Дорфмана было опубликовано издательством OR Books в США в октябре 2018 года. [12]
Прием
[ редактировать ]Томас Андрэ, писавший о Карле Барксе , раскритиковал тезисы Дорфмана и Маттеларта. Андрэ пишет, что неверно, что Дисней контролировал работу каждого карикатуриста и что у карикатуристов были почти полностью свободные руки в отличие от тех, кто работал в анимации . По словам Андрэ, Карл Баркс даже не знал, что его карикатуры читали за пределами США в 1950-е годы. Наконец, он пишет, что карикатуры Баркса содержат социальную критику и даже антикапиталистические и антиимпериалистические отсылки. [13]
Дэвид Канцл, который перевел книгу на английский язык, поговорил с Карлом Барксом и пришел к аналогичному выводу. Он считает, что Баркс спроецировал свой собственный опыт низкооплачиваемого карикатуриста на Дональда Дака и рассматривает некоторые из его рассказов как сатиру , «в которых империалистические дакбургеры выглядят такими же глупыми, как и гораздо более злыми, чем невинные уроженцы третьего мира ». [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Как читать Дональда Дака: империалистическая идеология в диснеевских комиксах» . Плутон Пресс . Март 2019.
- ^ Лазар, Дональд (1987). Американские СМИ и массовая культура: левые перспективы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 16–17. ISBN 9780520044951 .
- ^ Перейти обратно: а б Джейсон Джолли. Ариэль Дорфман (1942–) . Литературная энциклопедия (2009)
- ^ «Собрано и приготовлено: Ариэль Дорфман о Дональде Даке» . Зеленый Амстердаммер . 1 июля 2009 г.
- ^ Дорфман А., Маттеларт А. Para leer al pato Donald p. 23. 1983. Помимо отсутствия потомков, наблюдается полное отсутствие либидо и сексуальности. Цитата в начале этой главы примечательна:
- «Дейзи: Если ты сегодня днем научишь меня кататься на коньках, я дам тебе то, чего ты всегда хотел.
- Дональд: Вы имеете в виду...?
- Дейзи: Да... моя монета 1872 года .
- ^ Дорфман А., Маттеларт А. Читать Дональда Дака с. 35. 1983.
- ^ Дорфман А., Маттеларт А. Читать Дональда Дака с. 139. 1983.
- ^ Дорфман А., Маттеларт А. Читать Дональда Дака с. 53. 1983.
- ^ Перейти обратно: а б Томлинсон (1991), с. 41–45
- ^ МакКленнен (2010), стр. 245–279.
- ^ Мендоса, Монтанер, Льоса (2000), с. 199–201
- ^ «Как читать Дональда Дака» . ИЛИ Книги . 10 мая 2018 года . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Андрэ, Томас (2006), Карл Баркс и комиксы Диснея: разоблачая миф о современности , Univ. Пресса Миссисипи, ISBN 1578068584
- ^ Канцл, Дэвид. «Части, которые не вошли в книгу Дональда Дака, или: Как Карл Маркс одержал победу над Карлом Барксом» . ИзображениеТексТ . ISSN 1549-6732 . Проверено 3 июня 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Андрэ, Томас (2006), «Перечитывая Дональда Дака» , Карл Баркс и комиксы Диснея: разоблачая миф о современности , Университетское издательство Миссисипи , ISBN 978-1578068586
- Константину, Костас М. (2008), «Связь/отлучение: интервью с Арманом Мателларом» , в Константину, Костас М.; Ричмонд, Оливер П.; Уотсон, Элисон М.С. (ред.), Культуры и политика глобальной коммуникации: Том 34, Обзор международных исследований , Cambridge University Press , ISBN 978-0521727112
- МакКленнен, София А. (2010), Ариэль Дорфман: Эстетика надежды , Duke University Press , ISBN 978-0-8223-9195-1
- Мендоса, Плиний Апулейо; Монтанер, Карлос Альберто; Льоса, Альваро Варгас (2000), «Как читать Дональда Дака: Ариэль Дорфман и Арманд Мателларт, 1972» , Путеводитель по идеальному латиноамериканскому идиоту , Madison Books , ISBN 978-1-4616-6278-5
- Миррлис, Таннер (2013), «Парадигмы глобальных развлекательных медиа» , Глобальные развлекательные медиа: между культурным империализмом и культурной глобализацией , Routledge , ISBN 978-1136334658
- Муни, Ядвига Э. Пипер (2009), «Жарка утки: национальная гегемония и революционная культура» , Политика материнства: материнство и права женщин в Чили двадцатого века , University of Pittsburgh Press , ISBN 978-0822973614
- Смудин, Эрик (1994), «Введение: как читать Уолта Диснея» , в Смудине, Эрик (редактор), Дискурс Диснея: создание волшебного королевства , Routledge , ISBN 978-1135216597
- Томлинсон, Джон (1991), «Чтение Дональда Дака: идеологическая критика« империалистического текста » » , Культурный империализм: критическое введение , Международная издательская группа Continuum , ISBN 978-0826450135
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роберт Бойд. «Дядя Крудж, Империалист» Журнал комиксов № 138 (октябрь 1990 г.), стр. 52–55.
- Дуайт Декер. «Если это империализм…» Amazing Heroes № 163 (15 апреля 1989 г.), стр. 55–57. Выпуск рубрики «Книжная полка Дока». Анализ известного поклонника комиксов и эксперта по Карлу Барксу .
- Дана Габбард и Джеффри Блюм. «Цвет истины — серый». Цветные приключения дяди Скруджа Уолта Диснея № 24 (1997), стр. 23–26. двумя экспертами Критический анализ Карла Баркса .
- Как читать Дональда Трампа: о сжигании книг, но не идей. Эссе Дорфмана, 2017 год.
- Дэн Пипенбринг (3 июня 2019 г.) Книга, разоблачающая циничную политику Дональда Дака . Житель Нью-Йорка .
- Брайан, Питер Каллен. Создание, перевод и адаптация в комиксах о Дональде Даке: Мечта трех жизней , Глава 1: «Взгляд на Европу утиным взглядом»: Как читать Дональда Дака. Springer International Publishing, 2021. Исследуется масштаб зарубежной популярности Дональда Дака по сравнению с меньшей ролью, которую он играл в Америке.