Альянс за прогресс
Альянс за прогресс (исп. Alianza para el Progreso ), инициированный президентом США Джоном Кеннеди 13 марта 1961 года, был направлен на установление экономического сотрудничества между США и Латинской Америкой. Губернатор Луис Муньос Марин Пуэрто -Рико был близким советником Кеннеди по делам Латинской Америки, а один из его главных администраторов, Теодоро Москосо , архитектор « Операции Bootstrap », был назначен президентом Кеннеди координатором программы.
Альянс за прогресс представлял собой десятилетний план, предложенный президентом Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году для развития экономического сотрудничества между Северной и Южной Америкой, особенно направленного на противодействие предполагаемой коммунистической угрозе со стороны Кубы. Программа была подписана на межамериканской конференции в Уругвае в августе 1961 года. Основные цели Альянса за прогресс включали: [2]
- Экономическое развитие: План был направлен на достижение ежегодного увеличения дохода на душу населения на 2,5 процента в странах Латинской Америки с целью содействия экономическому росту и сокращению бедности.
- Демократические правительства: Хартия призвала к созданию и поддержке демократических правительств в Латинской Америке, содействуя политической стабильности и защите прав человека.
- Образование и грамотность. Одной из целей было ликвидировать неграмотность среди взрослых в Латинской Америке к 1970 году, признав образование решающим фактором социального и экономического развития.
- Стабильность цен: Альянс стремился поддерживать стабильность цен в регионе, избегая высокой инфляции или дефляции , которые могли бы препятствовать экономическому прогрессу.
- Распределение доходов и земельная реформа: Программа была направлена на содействие более справедливому распределению доходов и земельной реформе для решения проблемы социального и экономического неравенства.
- Экономическое и социальное планирование. Ожидалось, что страны Латинской Америки разработают комплексные планы национального развития, которые будут рассмотрены и одобрены межамериканским советом экспертов.
- Финансовые обязательства: Участвующие страны Латинской Америки обязались инвестировать капиталовложения в размере 80 миллиардов долларов в течение 10 лет, в то время как Соединенные Штаты предоставят или гарантируют помощь в размере 20 миллиардов долларов.
- Налоговая реформа: Налоговые кодексы в странах Латинской Америки должны были быть пересмотрены, чтобы потребовать большего вклада от более богатых людей и корпораций, стремясь к более справедливому распределению налогового бремени.
Альянс за прогресс стремился укрепить связи между Соединенными Штатами и Латинской Америкой, способствуя экономическому росту, политической стабильности и социальному прогрессу. Однако успех программы был ограничен из-за различных проблем, включая политическую нестабильность, коррупцию и недостаточную реализацию предложенных реформ.
Происхождение и цели
[ редактировать ]Правительство США начало укреплять дипломатические отношения с Латинской Америкой в конце 1950-х годов во время президентства Дуайта Д. Эйзенхауэра .
В марте 1961 года только что вступивший в должность президент Кеннеди предложил десятилетний план для Латинской Америки:
... мы предлагаем завершить революцию в Америке, построить полушарие, где все люди смогут надеяться на подходящий уровень жизни, и все смогут прожить свою жизнь достойно и свободно. Для достижения этой цели политическая свобода должна сопровождать материальный прогресс... Давайте еще раз превратим Американский континент в огромный тигель революционных идей и усилий, дань уважения силе творческой энергии свободных мужчин и женщин, пример для всех мире, что свобода и прогресс идут рука об руку. Давайте еще раз пробудим нашу американскую революцию, пока она не будет руководить борьбой людей повсюду - не с помощью империализма силы или страха, а с помощью мужества, свободы и надежды на будущее человечества. [3]
Программа была подписана на межамериканской конференции в Пунта-дель-Эсте , Уругвай , в августе 1961 года. Хартия предусматривала достижение следующих целей:
- ежегодный прирост дохода на душу населения на 2,5%,
- установление демократических правительств,
- ликвидация неграмотности среди взрослых к 1970 году.
- стабильность цен, чтобы избежать инфляции или дефляции
- более справедливое распределение доходов , земельная реформа и
- экономическое и социальное планирование. [4] [5]
Во-первых, план призывал страны Латинской Америки обязаться инвестировать в капитал в размере 80 миллиардов долларов в течение 10 лет. Соединенные Штаты согласились поставить или гарантировать 20 миллиардов долларов в течение одного десятилетия. [5]
Во-вторых, латиноамериканские делегаты потребовали от стран-участниц разработать комплексные планы национального развития. Эти планы затем должны были быть представлены на утверждение межамериканскому совету экспертов.
В-третьих, необходимо было изменить налоговые кодексы , чтобы требовать «большего от тех, у кого больше всех», и провести земельную реформу. [4]
Помощь США Латинской Америке
[ редактировать ]Благодаря этой программе экономическая помощь Латинской Америке увеличилась почти в три раза в период с 1960 по 1961 финансовый год. В период с 1962 по 1967 год США поставляли Латинской Америке 1,4 миллиарда долларов в год. Если учесть новые инвестиции, объем помощи за этот период вырос до 3,3 миллиарда долларов в год, тогда как общий объем помощи составил примерно 22,3 миллиарда долларов. [6] Однако объем помощи не соответствовал чистой передаче ресурсов и развитию, поскольку странам Латинской Америки все еще приходилось выплачивать свой долг США и другим странам первого мира. Кроме того, прибыль от инвестиций обычно возвращалась в США, причем прибыль часто превышала новые инвестиции.
Экономическая помощь Латинской Америке резко сократилась в конце 1960-х годов, особенно когда Ричард Никсон . в Белый дом вошел [4]
В марте 1969 года посол США в ОАГ Уильям Т. Дензер объяснил комитету Палаты представителей по иностранным делам :
Когда вы смотрите на чистые потоки капитала и их экономический эффект, и после того, как следует отдать должное усилиям США по усилению поддержки Латинской Америки, можно увидеть, что в конечном итоге в Латинскую Америку было вложено не так много денег». [4]
Бизнес-лоббирование
[ редактировать ]Устав альянса включал в себя пункт, одобренный политиками США, который обязывал правительства стран Латинской Америки создавать «условия, которые будут стимулировать приток иностранных инвестиций» в регион.
Промышленность США лоббировала в Конгрессе внесение поправок в Закон об иностранной помощи 1961 года, чтобы гарантировать, что помощь США не будет предоставляться любому иностранному бизнесу, который мог бы конкурировать с бизнесом США, «если соответствующая страна не согласится ограничить экспорт продукции в США до 20 процентов». выпуска». Кроме того, представители промышленности лоббировали в Конгрессе ограничение всех закупок оборудования и транспортных средств AID в США. Исследование AID, проведенное в 1967 году, показало, что 90 процентов всех расходов на товары AID пошли американским корпорациям. [7]
Прием
[ редактировать ]Иван Ильич выступил с «мощной и весьма влиятельной критикой» Альянса, считая его «финансируемым и организованным богатыми странами, фондами и религиозными группами». [8]
Журналист Эй. Дж. Ланггут отметил, что многие бразильские националисты презирали Альянс как бразильскую иностранную помощь Америке из-за убеждения, что американские корпорации выводят из страны больше денег, чем инвестируют. [9] Хотя Бразилия действительно имела дефицит платежного баланса с Соединенными Штатами в годы существования Альянса, размер этого дефицита значительно превышал гранты и кредиты, предоставленные США Бразилии, даже без учета кредитов на развитие и военной помощи. [10] Бразилия также имела большой общий профицит платежного баланса в годы существования Североатлантического союза. [11]
Военная версия
[ редактировать ]Во время правления администрации Кеннеди, между 1961 и 1963 годами, США приостановили экономические и/или разорвали дипломатические отношения с несколькими правительствами, которые им не нравились, включая Кубу, Доминиканскую Республику, Эквадор, Гватемалу, Гондурас и Перу. Дисквалификации длились от трех недель до шести месяцев. [12]
исследование Рокфеллера
[ редактировать ]Поскольку считалось, что Альянс за прогресс потерпел неудачу, вскоре после вступления в должность, 17 февраля 1969 года, президент Ричард Никсон поручил провести исследование для оценки состояния Латинской Америки. Никсон назначил своего самого влиятельного политического соперника, губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера, руководить исследованием. Плохие отношения между двумя политиками предполагали, что Никсон не будет особо заинтересован в результатах исследования. В конце 1960-х - начале 1970-х годов к этому региону не было интереса. [13]
В начале 1969 года Рокфеллер и его советники совершили четыре поездки в Латинскую Америку. Большинство поездок обернулись конфузом. Рокфеллер написал в предисловии к своему докладу, что:
- Существует общее разочарование по поводу неспособности добиться более быстрого улучшения уровня жизни. В этом обвиняют Соединенные Штаты, поскольку они отождествляют себя с неспособностью Альянса за прогресс оправдать ожидания. Люди в соответствующих странах также использовали наш визит как возможность продемонстрировать свое разочарование неспособностью своих правительств удовлетворить их потребности... демонстрации, начавшиеся из-за недовольства, были перехвачены и усугублены антиамериканскими и подрывными элементами, которые стремились ослабить Соединенные Штаты и их собственные правительства в этом процессе. [13]
Большая часть доклада Рокфеллера предполагала сокращение участия США: «мы, в Соединенных Штатах, не можем определять внутреннюю политическую структуру любой другой страны». Поскольку Соединенные Штаты мало что могли или должны были сделать для изменения политической атмосферы в других странах, не было никаких причин пытаться использовать экономическую помощь в качестве политического инструмента. Это было оправданием сокращения экономической помощи Латинской Америке. В докладе Рокфеллера содержится призыв к продолжению оказания некоторой помощи, однако в докладе рекомендуется создать более эффективные программы помощи. [13]
Успех и неудачи плана
[ редактировать ]Рост регионального производства на душу населения в Латинской Америке в 1960-х годах составил 2,6%, превысив цель Альянса за прогресс в 2,5%. В отличие от роста на душу населения на уровне 2,2% в 1950-х годах, темпы роста ВВП на душу населения в регионе достигли 2,9% во второй половине 1960-х годов и ускорились до 3,3% в 1970-х годах. В целом девять стран (включая Бразилию и Мексику) достигли целевой цели, десять стран не достигли цели, и только на Гаити темпы роста были ниже. [14]
Неграмотность среди взрослого населения сократилась, но не исчезла. В некоторых странах число людей, посещающих университеты, удвоилось или даже утроилось. Доступ к среднему образованию также увеличился. Каждый четвертый ребенок школьного возраста был обеспечен дополнительным продовольственным пайком. [15] Многим людям были предоставлены новые школы, учебники или жилье. [15]
Альянс за прогресс стал свидетелем начала долгосрочных реформ, с некоторыми улучшениями в землепользовании и распределении, небольшим улучшением налогового законодательства и администрирования, представлением подробных программ развития в ОАГ, созданием органов центрального планирования и активизацией усилий на местном уровне. для обеспечения жильем, образованием и финансовыми учреждениями. [15]
Поликлиники были построены по всей Латинской Америке. Однако успеху в улучшении здравоохранения препятствовал рост населения.
Из 15 миллионов крестьянских семей, проживающих в Латинской Америке, только один миллион воспользовался земельной реформой. Традиционные элиты сопротивлялись любой земельной реформе. [4]
Были приняты законы о минимальной заработной плате , но минимальная заработная плата, предлагаемая, например, никарагуанским рабочим, была установлена настолько низкой, что не оказывала заметного влияния на получаемую заработную плату. [16]
В Латинской Америке в 1960-е годы на смену военным диктатурам пришли тринадцать конституционных правительств. По мнению некоторых авторов, таких как Питер Смит, это был провал Альянса за прогресс. Питер Смит писал: «Самый поразительный провал Альянса прогресса произошел в политической сфере. Вместо продвижения и консолидации реформистского гражданского правления, 1960-е годы стали свидетелями серии военных переворотов по всему региону... К концу 1968 года диктаторы были господствует в нескольких странах». [4] [17] [18]
Результаты
[ редактировать ]Альянс за прогресс добился недолгого успеха в связях с общественностью. Он также имел реальные, но ограниченные экономические успехи. [12] Но к началу 1970-х годов программа была признана провальной. [19]
Программа провалилась по трем причинам:
- Латиноамериканские страны не желали проводить необходимые реформы, особенно земельную реформу.
- Преемники президента Кеннеди, Линдон Б. Джонсон и Ричард Никсон, менее благосклонно относились к программе.
- Денег не хватило на весь регион: 20 миллиардов долларов в среднем составило всего лишь 10 долларов на одну Латинскую Америку. [4]
Организация американских государств распустила постоянный комитет, созданный для реализации альянса в 1973 году. [5]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рабе, Стивен Г. (1999). Самый опасный регион в мире: Джон Ф. Кеннеди противостоит коммунистической революции в Латинской Америке . Чапел-Хилл: Пресса Университета Северной Каролины. п. 101 . ISBN 080784764X .
- ^ Ричард Дин Бернс и Джозеф М. Сиракузы, Исторический словарь эпохи Кеннеди-Джонсона (Rowman & Littlefield, 2015), стр. 33-34
- ^ «Президент Джон Ф. Кеннеди: Об Альянсе за прогресс, 1961» . Справочник по современной истории . Архивировано из оригинала 3 сентября 2006 года . Проверено 30 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Смит, Питер Х (1999). Когти орла: динамика американо-латиноамериканских отношений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512998-9 . п. 150-152
- ^ Перейти обратно: а б с «Альянс ради прогресса» . Колумбийская энциклопедия (6-е изд.). 2001. Архивировано из оригинала 9 июня 2007 года.
- ^ Смит, Питер Х (1999). Когти орла: динамика американо-латиноамериканских отношений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512998-9 . п. 152
Цитирование:
Шеман, Л. Рональд (1988). Альянс за прогресс: ретроспектива . Нью-Йорк: Прегер. п. 10-11
Смит, Тони «Альянс за прогресс: 1960-е годы», в Ловенталь, Авраам Ф. (1991). Экспорт демократии: США и Латинская Америка . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 72 - ^ Кокс, Рональд В. (1994). Власть и прибыль Политика США в Центральной Америке . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-1865-4 . п. 83-85
- ↑ Мадар, Чейз (1 февраля 2005 г.), Народный священник . Архивировано 18 мая 2011 г. в Wayback Machine , The American Conservative.
- ^ А. Дж. Ланггут, Скрытые ужасы (Нью-Йорк: Pantheon Books, 1978), 65-66.
- ^ Бюро переписи населения США, Статистический обзор США, 1977 г. (Вашингтон, округ Колумбия, 1977), 855, 860-861, 864.
- ^ Итан Б. Капштейн, «Бразилия: продолжающееся государственное доминирование», в книге «Обещание приватизации», изд. Раймонд Вернон (Нью-Йорк: Совет по международным отношениям, 1988), 128.
- ^ Перейти обратно: а б Белл, PMH (2001). Мир с 1945 года . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-340-66236-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Таффет, Джеффри (23 апреля 2007 г.). Иностранная помощь как внешняя политика: Альянс за прогресс в Латинской Америке . Рутледж. ISBN 978-0-415-97771-5 . стр. 185-188
- ^ «Историко-экономическая статистическая серия ЭКЛАК за 1950–2008 годы» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 22 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди Теодора К. Соренсена
- ^ Бетелл, Лесли (29 июня 1990 г.). Кембриджская история Латинской Америки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24518-4 . п. 342.
- ^ Райт, Томас К. Латинская Америка в эпоху кубинской революции . п. 68 «...Альянс прогресса был объявлен в 1961 году, а десятью годами позже в Латинской Америке доминировали люди в военной форме, как никогда раньше с тех пор, как Великая депрессия спровоцировала перевороты по всему региону.
- ^ Шмитц, Дэвид Ф. Соединенные Штаты и правые диктатуры, 1965–1989 гг . Страница 89.
- ^ «Британская энциклопедия» . Альянс за прогресс . Архивировано из оригинала 25 октября 2007 г. Проверено 5 сентября 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Данн, Майкл. «Альянс Кеннеди за прогресс: противодействие революции в Латинской Америке: Часть I: от Белого дома к Хартии Пунта-дель-Эсте». Международные отношения, том. 89, нет. 6, 2013, стр. 1389–409. онлайн
- Данн, Майкл. «Альянс Кеннеди за прогресс: противодействие революции в Латинской Америке, часть II: историографические данные». Международные отношения 92.2 (2016): 435–452. онлайн
- Эдвардс, Себастьян. «Сорок лет экономического развития Латинской Америки: от Альянса за прогресс к Вашингтонскому консенсусу» (№ w15190. Национальное бюро экономических исследований, 2009 г.) онлайн .
- Филд, Томас К. От развития к диктатуре: Боливия и альянс за прогресс в эпоху Кеннеди (Cornell University Press, 2014) онлайн .
- Ферлонг, Уильям Л. «Демократическое политическое развитие и Альянс ради прогресса». в «Непрекращающейся борьбе за демократию в Латинской Америке» (Routledge, 2019), стр. 167–184.
- Грюнвальд, Йозеф. «Альянс за прогресс». Известия Академии политических наук, вып. 27, нет. 4, 1964, стр. 78–93. онлайн
- Иш-Шалом, Пики. «Теория становится реальной, и появляются аргументы в пользу нормативной этики: Ростоу, Теория модернизации и Альянс за прогресс». Ежеквартальный журнал международных исследований 50.2 (2006): 287–311. онлайн
- ЛАТЭМ, МАЙКЛ Э. «Идеология, социальные науки и судьба: модернизация и Альянс за прогресс эпохи Кеннеди». Дипломатическая история , вып. 22, нет. 2, 1998, стр. 199–229. онлайн
- Лоурейро, Фелипе П. «Заставить Альянс ради прогресса служить немногим: экономическая помощь США Бразилии во время холодной войны (1961–1964)». Журнал исследований холодной войны 25.1 (2023): 168-207.
- Луго-Окандо, Хайро. «Когда «развитие» стало новостью: как Альянс Джона Кеннеди за прогресс изменил журналистские повествования о прогрессе в Венесуэле». Журналистские исследования 23.13 (2022): 1593–1606.
- Мэй, Эрнест Р. «Альянс за прогресс в исторической перспективе». Иностранные дела , вып. 41, нет. 4, 1963, стр. 757–74. онлайн
- Рохас, Диана Марсела. «Альянс за прогресс в Колумбии». Политический анализ 23.70 (2010): 91–124. онлайн
- Шеман, Л. Рональд (1988). Альянс за прогресс: ретроспектива . Издательство Прагер. ISBN 0-275-92763-6 .
- Сметерман, Роберт М. и Бобби Б. Сметерман. «Альянс за прогресс: обещания невыполнены». Американский журнал экономики и социологии, том. 31, нет. 1, 1972, стр. 79–85. онлайн
- Смит, Тони. «Альянс Кеннеди за прогресс, 1961–1965». в Смите, Миссия Америки: Соединенные Штаты и всемирная борьба за демократию (2-е изд. Princeton University Press, 2012), стр. 214–36. онлайн
- Таффет, Джеффри. Иностранная помощь как внешняя политика: Альянс за прогресс в Латинской Америке (Routledge, 2012). онлайн
- Трофимов, Николь. «Альянс за прогресс: сравнительный анализ Боливии, Колумбии и Венесуэлы. Какие факторы объясняют разные уровни помощи, предоставленной этим странам в период с 1961 по 1963 год?». Вебстерский обзор международной истории 1.1 (2021 г.). онлайн
- Вайс, В. Майкл. «Сумерки панамериканизма: Альянс за прогресс, неоколониализм и неприсоединение в Бразилии, 1961-1964». International History Review , вып. 23, нет. 2, 2001, стр. 322–44. онлайн 2023.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «От Альянса за прогресс к плану Колумбия. Ретроспективный взгляд на USAID и колумбийский конфликт» . исследовательский центр кризисных состояний . Архивировано из оригинала 5 февраля 2007 года . Проверено 27 февраля 2006 г.
- Горовиц, Дэвид «Альянс за прогресс» (PDF) . www.socialistregister.com . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 года . Проверено 21 июля 2006 г. [PDF]
- «План Лазо и Альянс за прогресс» . Пол Вольф . Архивировано из оригинала 26 января 2006 года . Проверено 27 февраля 2006 г.
- «Президент Джон Ф. Кеннеди об Альянсе за прогресс» . www.fordham.edu . Проверено 27 февраля 2006 г.
- «Проект Авалон» . www.yale.edu . Архивировано из оригинала 6 марта 2007 года . Проверено 26 марта 2007 г.