Jump to content

Жак Риветт

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Жак Риветт
Жак Риветт смотрит в камеру
Риветт в 2006 году
Рожденный
Жак Пьер Луи Риветт

( 1928-03-01 ) 1 марта 1928 г.
Руан , Франция
Умер 29 января 2016 г. (29 января 2016 г.) (87 лет)
Париж, Франция
Род занятий Кинорежиссер, кинокритик, театральный режиссер
Годы активности 1948–2009
Известный Сумасшедшая любовь
Выход 1
Селин и Джули катаются на лодке
Северный мост
Красивая шумиха
Движение Французская новая волна
Супруг (а) Марилу Паролини (в разводе)
Вероник Манье-Риветт (его смерть)
Награды

Жак Риветт (англ. Французский: [ʒak ʁivɛt] ; 1 марта 1928 — 29 января 2016) — французский кинорежиссёр и кинокритик, наиболее связанный с французской «Новой волной» и киножурналом Cahiers du Cinéma . Он снял двадцать девять фильмов, в том числе «Безумная любовь» (1969), «Выход 1» (1971), «Селин и Джули катаются на лодке» (1974) и «Прекрасная шумница» (1991). Его работы известны своей импровизацией , свободными повествованиями и продолжительностью работы.

Вдохновленный Жаном Кокто стать режиссером, Риветт снял свой первый короткометражный фильм в двадцать лет. Он переехал в Париж, чтобы продолжить свою карьеру, часто посещая » Анри Ланглуа « Cinémathèque Française и другие киноклубы ; там он познакомился с Франсуа Трюффо , Жаном-Люком Годаром , Эриком Ромером , Клодом Шабролем и другими будущими участниками Новой волны. нанят Андре Базеном для Cinéma в 1953 году журнала Cahiers du . Риветт критику кино и был начал писать критиковал мейнстрим французского кино. Статьи Риветта, которыми восхищались его коллеги, считались лучшими и наиболее агрессивными произведениями журнала, особенно его статья 1961 года «Об отвращении» и его влиятельная серия интервью с кинорежиссерами, написанная в соавторстве с Трюффо. Он продолжал снимать короткометражные фильмы, в том числе «Le Coup de Berger» , который часто называют первым фильмом «Новой волны». Позже Трюффо приписал Риветту разработку этого движения.

Хотя он был первым режиссером «Новой волны», начавшим работу над художественным фильмом, « Париж принадлежит нам» не был выпущен до 1961 года, когда Шаброль, Трюффо и Годар выпустили свои первые полнометражные фильмы и популяризировали это движение во всем мире. Риветт стал редактором Cahiers du Cinéma в начале 1960-х годов и публично боролся с французской цензурой своего второго художественного фильма «Монахиня» (1966). Затем он пересмотрел свою карьеру, разработав уникальный кинематографический стиль в «L’amour fou» . Под влиянием политических потрясений 68 мая , импровизационного театра и подробного интервью с режиссером Жаном Ренуаром Риветт начал работать с большими группами актеров над развитием персонажей и позволить событиям разворачиваться на камеру. Эта техника привела к созданию тринадцатичасового фильма « Аут 1», и редко показывается на экранах, считается Святым Граалем киноманов который, хотя . Его фильмы 1970-х годов, такие как «Селин и Джули, катаются на лодке» , часто включали в себя фэнтези и пользовались большим уважением. Однако после попытки снять четыре фильма подряд у Риветта возникла нервный срыв , и его карьера замедлилась на несколько лет.

В начале 1980-х он начал деловое сотрудничество с продюсером Мартиной Мариньяк, которая продюсировала все его последующие фильмы. С тех пор производительность Риветта увеличилась, а его фильм «Прекрасная шумиха» получил международную оценку. Он ушел на пенсию после завершения фильма «Вокруг маленькой горы» (2009), а три года спустя выяснилось, что у него болезнь Альцгеймера . Очень скрывая свою личную жизнь, Риветт был недолго женат на фотографе и сценаристе Марилу Паролини в начале 1960-х годов , а затем женился на Веронике Манье.

Биография

[ редактировать ]

1928–1950: Молодость и переезд в Париж.

[ редактировать ]

Жак Пьер Луи Риветт родился в Руане , Приморская Сена, Франция, в семье Андре Риветта и Андре Амиара, в семье, «где каждый — фармацевт». [1] По словам друга детства Андре Рюэллана , отец Риветта был опытным художником и любил оперу. [2] Его младшая сестра рассказала, что их дом в Руане находился рядом с кинотеатром, где она помнит, как смотрела Pathé Baby мультфильмы « Феликс ле Шат» с Риветтом, их бабушкой и дедушкой. [3] Риветт получил образование в лицее Пьера-Корнеля . [4] сказал, что некоторое время изучал литературу в университете, «просто чтобы занять себя». [5] Вдохновленный книгой Жана Кокто о съемках « Красавицы и чудовища» (1946), Риветт решил заняться кинопроизводством и начал посещать киноклубы . [6] В 1948 году он снял свой первый короткометражный фильм « Aux Quatre Coins» . [7] в районе Кот-Сент-Катрин в Руане. [2] В следующем году он переехал в Париж с другом Фрэнсисом Буше. [8] потому что «если ты хотел снимать фильмы, это был единственный путь». [5] В день приезда он встретил будущего соавтора Жана Грюо , который пригласил его посмотреть «Les dames du Bois de Boulogne» (1945) в Ciné-Club du Quartier Latin. Эрик Ромер , чьей кинокритикой восхищался Риветт, выступил на показе с докладом. [9]

Хотя Риветт представил свой фильм в Институт высших кинематографических исследований, потому что это «было то, что понравилось бы моим родителям», школа его не приняла. [10] Он посещал курсы в Сорбонне , но вместе с Буше начал часто посещать показы Анри Ланглуа Французской синематеки вместо того, чтобы посещать занятия. [11] В Синематеке Риветт, Клод Шаброль , Жан-Люк Годар , Франсуа Трюффо , Сюзанна Шиффман , Грюо и Буше погрузились в фильмы немого кино и раннего « звукового кино », с которыми они ранее были незнакомы. [12] Он и эта группа молодых киноманов познакомились, когда они обычно сидели в первом ряду кинотеатра Cinématographique во время сеансов; [13] Риветт встретил Трюффо на показе фильма «Правила игры» (1939). [5] и часто сидел рядом с Годаром в течение нескольких месяцев, ни разу не заговорив с ним, прежде чем последний представился. [14] Риветт активно участвовал в дебатах после показа, и Ромер сказал, что на конкурсах киновикторин на студии «Парнас» он был «непобедим». [15] Риветт выразил благодарность за то, что показы и лекции Ланглуа помогли ему выстоять во время его раннего обнищания в Париже: «Твое слово спасло меня и открыло двери храма». [16] В отличие от своих современников, Риветт посещал показы в Синематеке вплоть до 1970-х годов. [17]

Он и его друзья также посетили показы в Ciné-Club du Quartier Latin, которым руководил Ромер. Хотя Риветт начал писать критику кино в 1950 году для Gazette du Cinéma , основанной Ромером с Буше в качестве его помощника, журнал прекратил публикацию после пяти выпусков; Риветт сказал, что быть критиком никогда не было его целью, но назвал это «хорошим упражнением». [18] В том же году он снял свой второй короткометражный фильм «Кадриль» , продюсером которого выступил Годар, который собрал деньги, украв и продав коллекцию редких Поля Валери первых изданий своего деда . [19] Риветт описал «Кадриль» как фильм, в котором «абсолютно ничего не происходит. Просто четыре человека сидят за столом и смотрят друг на друга». [20] По словам кинокритика Тома Милна , фильм имел «определенное гипнотическое, навязчивое качество, поскольку в течение 40 минут он пытался показать, что происходит, когда ничего не происходит». [19] Когда фильм был показан в Ciné-Club du Quartier Latin, Риветт вспоминал: «Через десять минут люди начали расходиться, и в конце остались только Жан-Люк и девушка». [20] Позже назвав его «Леттрист» , он сказал, что Исидор Ису , основатель леттризма, считал фильм «гениальным». [21]

1950–1956: Кинокритика и Le Coup du berger.

[ редактировать ]

После случайного знакомства и сотрудничества Риветт и его коллеги-кинефилы стали близкими друзьями в сентябре 1950 года на фестивале Indépendant du Film Maudit (Независимый фестиваль проклятого кино), кинофестивале в Биаррице, организованном кинокритиками Жаком Дониоль-Валькрозом , Андре Базеном и его членами. Objectif 49 (группа художников-авангардистов). [22] Риветту, Годару, Трюффо и будущему кинематографисту Шарлю Битчу, прибывшим на гала-мероприятие в повседневной одежде, швейцар не разрешил им войти, пока Кокто не разрешил им войти. [23] Открыто враждебно настроенные по отношению к членам Objectif 49, они громко раскритиковали фестиваль. Вечер укрепил дружбу группы, заработав ей репутацию богемных «младотурков» и нарушителей спокойствия. [23] Шаброль, Груалульт, Ромер и Жан Душе также присутствовали на фестивале и жили вместе в общежитии лицея Биаррица. [24] Риветт раскритиковал фестиваль в ноябрьском номере Gazette du cinéma , назвав Objectif 49 высокомерным и заявив о своей победе над ними. [25] Его быстро стали считать лидером группы, которую Базен называл «хичкоко-ястребами». [26] Риветт и его новые друзья сблизились благодаря тому, что целыми днями смотрели повторяющиеся показы фильма и вместе шли домой, обсуждая увиденное. [27]

В 1951 году Базен основал киножурнал Cahiers du Cinéma и нанял большую часть «хичкоко-ястребов»; Риветт начал писать для журнала в феврале 1953 года. [28] Риветт поддерживал голливудских режиссеров, таких как Говард Хоукс и Фриц Ланг , а также международных режиссеров, таких как Роберто Росселлини и Кенджи Мидзогучи . [29] Он резко критиковал признанных французских директоров, написав, что они боятся рисковать и коррумпированы деньгами. [30] По словам Cahiers писателя Ферейдуна Ховейды , первые авторы журнала были политически правыми, за исключением Пьера Каста и Риветта. [31] В начале 1954 года Риветт и Трюффо (по прозвищу «Трюффет и Риво») начали серию интервью с кинорежиссерами, которыми они восхищались. Интервью, повлиявшие на кинокритику, были записаны на портативный магнитофон Grundig весом более 9 фунтов (4,1 кг), который никогда не использовался журналистами. Хотя большинство репортажей о развлечениях ограничивались отрывками или анекдотами киноактеров, Риветт и Трюффо познакомились с режиссерами, у которых брали интервью, и дословно опубликовали их подробные интервью. [32] С 1954 по 1957 год Cahiers du Cinéma опубликовал серию интервью с известными кинорежиссерами, включая Жака Беккера , Абеля Ганса , Хоукса, Альфреда Хичкока , Фрица Ланга, Жана Ренуара , Роберто Росселлини и Орсона Уэллса . [33]

Пока он писал критику, Риветт продолжал свою кинокарьеру; Летом 1952 года он снял свой третий короткометражный фильм «Дивертисмент» . в стиле Ромера ». Чарльз Битч назвал это « маривауджем между молодыми мужчинами и женщинами [34] Риветт, помощник Жака Беккера и Жана Ренуара, был оператором короткометражного фильма Трюффо «Визит» (1954) и короткометражного фильма Ромера «Беренис» (1954). [35] Стремясь снять художественный фильм, он рассказал о тщательно продуманных адаптациях произведений Андре Жида , Раймона Радиге и Эрнста Юнгера . [36] При финансовой поддержке Шаброля и продюсера Пьера Браунбергера Риветт снял 35-миллиметровый короткометражный фильм Le Coup du Berger (1956). В фильме, написанном Риветтом, Шабролем и Битчем, рассказывается о молодой девушке, которая получает норковую шубу от своего возлюбленного и должна скрыть ее от мужа; устный комментарий Риветта описывает действие как ходы в шахматной игре. [1] Жак Доньоль-Валькроз и Жан-Клод Бриали В фильме появились , а в массовке — Годар, Трюффо, Битч и Робер Лашене . [37] Снято за две недели в квартире Шаброля, бюджет полностью ушел на закупку кинопленки . [38] Он был распространен Браунбергером в 1957 году. [1] Трюффо назвал «Бергерский переворот» вдохновением для него, Шаброля, Алена Рене и Жоржа Франжю на создание своих первых фильмов: «Это началось. И началось благодаря Жаку Риветту. Из всех нас он был самым яростным полон решимости двигаться." [39] Ромер похвалил мизансцену фильма и написал, что в нем «больше правды и хорошего кино, чем во всех других французских фильмах, выпущенных в прошлом году». [40]

1957–1961: Париж принадлежит нам и французская новая волна

[ редактировать ]
Черно-белое фото мужчины в костюме возле кинотеатра со скрещенными руками
Франсуа Трюффо возле театра, где показывают фильм Клода Шаброля « Красавчик Серж» (1958), который считается первым фильмом французской новой волны . Трюффо был одним из лучших друзей Риветта, и он вместе с Шабролем помогал финансировать проект «Париж принадлежит нам» .

В 1957 году итальянский режиссер-неореалист Роберто Росселлини объявил, что хочет снять серию фильмов о жизни во Франции. Несколько участников французской новой волны представили сценарии, которые стали их первыми фильмами, в том числе «Красавчик Серж» Ромера Шаброля (1958), «Знак Льва» Трюффо (1959) и «400 ударов» (1959). Риветт очень хотел снять фильм с помощью Росселлини и встретился с ним вместе с соавтором сценария Грюо, чтобы обсудить Университетский городок как «плавильный котел культур и идей» в Париже. Росселлини предложил изучить проект; вскоре после этого они получили 100 000 фунтов стерлингов за сценарий под названием «Сите» , но Росселлини отказался от проекта и отправился в Индию, чтобы снять собственный фильм. [41]

Риветт и Грюо переработали свою историю на основе критики Росселлини и написали « Париж принадлежит нам» . Его название представляет собой обыгрывание цитаты Шарля Пеги : «Париж никому не принадлежит». [42] с использованием заимствованного оборудования, кредита в размере 80 000 фунтов стерлингов от Cahiers du Cinéma и концов короткометражных кинолент, Летом 1958 года немой фильм был снят был добавлен звук . предоставленных Шабролем, а в следующем году [43] Среди мест съемок Риветта были крыша Театра Сары-Бернар , улица Каннетт, площадь Сорбонны и мост Искусств. [44] Он изо всех сил пытался закончить фильм и найти дистрибьюторов. [1]

В фильме «Париж принадлежит нам» Анна (Бетти Шнайдер), молодая парижская студентка, репетирующая постановку шекспировского « Перикла» , сталкивается с внезапной смертью композитора пьесы, пропавшей магнитофонной записью ее партитуры, тайным обществом, ищущим мир. доминирование, эксцентричная параноидальная американская журналистка, самоубийство продюсера пьесы и загадочная смерть ее брата. Шаброль, Годар, Жак Деми и Риветт появляются во второстепенных ролях. [1]

«Красавчик Серж» и «400 ударов» имели успех, а на Каннском кинофестивале 1959 года Трюффо и Шаброль использовали свою известность для продвижения фильма «Париж принадлежит нам» и помогли Риветту закончить фильм. [45] По словам Трюффо, получившего средства на его завершение, «выпуск « Парижа мы в квартире» — это оценка для каждого члена команды Cahiers du cinéma ». Он помог Риветту провести его премьеру в Studio des Ursulines 16 декабря 1961 года, после чего последовал показ в кинотеатре Agriculteurs в Париже. [46] Хотя отзывы о фильме были неоднозначными, L'Express дал ему высокую оценку . [47] Пьер Маркабрю из Combat сказал: «Связь между изображением и звуком никогда не была такой поразительной, запоминающейся или необходимой», а Жандер из Либерасьона похвалил изображение в фильме «морального и интеллектуального замешательства этих молодых людей, которых подавляет их эпоха за больше, чем их старшие». [48] Риветт, который позже сказал: «Это фильм о шестнадцатилетнем ребёнке, но, возможно, его сила в наивности», [49] выиграл приз Сазерленда за лучший первый фильм Британского института кино . [50]

Несмотря на то, что Шаброль, Трюффо и Годар были первыми из его друзей, которые начали работу над полнометражным фильмом, их дебютные полнометражные фильмы были представлены до Риветта в том, что французская пресса называла кино «новой волны». [1] Позже Риветт сравнил «Новую волну» с живописью импрессионистов ; Доступность краски в тюбиках, которая позволяла художникам рисовать на открытом воздухе, была аналогична технологическим достижениям, позволяющим кинематографистам снимать на улицах. Технические инновации, такие как более быстрая пленка и портативный диктофон Nagra , стали доступны после того, как режиссер закончил « Париж принадлежит нам» . [5]

1962–1967: редактор Cahiers du cinéma и о монахине . полемика

[ редактировать ]
Молодая сидящая женщина в черной кепке с сигаретой в руках
Риветт снял Жан-Люка Годара жену , Анну Карину , в «Монахине » (1966) и поставил театральную версию с Кариной.

После финансового краха фильма «Париж принадлежит нам экранизацию романа Дидро Дени «Религиозная» » Риветт безуспешно представил продюсеру Жоржу де Борегару . [51] Не испугавшись, Риветт и соавтор сценария Груо приступили к написанию сценария. В 1962 году Риветт предположил, что жена Годара, Анна Карина , идеально подошла бы на главную роль. Годар согласился, но де Борегар и продюсер Эрик Шульмбергер отвергли эту идею после того, как Комиссия по контролю (французская цензурная комиссия) заявила, что она будет запрещена. [52]

Годар и Карина получили финансирование от театрального продюсера Антуана Бурселлера на постановку сценической версии «Религиозной» . [51] Риветт поставил, а Годар продюсировал трехчасовой спектакль, который открылся в студии Елисейских полей 6 февраля 1963 года и закрылся 5 марта. [53] Хотя постановка потерпела финансовый провал, она получила хорошие отзывы, а Карина получила несколько наград за свою игру; Лотте Эйснер назвала его «самым красивым театром, который я видела со времен Бертольта Брехта ». [54] Постановка Риветта в классическом стиле Мариво была намеренно простой. [55] Он и Грюо продолжили переработку сценария фильма (который в конце концов был принят цензурной комиссией), но Бурсельер не мог позволить себе выпустить киноверсию, поэтому проект был отложен. [56]

После смерти Андре Базена в 1958 году Ромер стал главным редактором Cahiers du cinéma . К 1962 году у Ромера часто были разногласия со своими сотрудниками из-за того, что они не продвигали кинематографистов Новой волны. [57] После нескольких финансовых неудач режиссеры захотели большей известности, а Каье стал «орудием борьбы» Новой волны. Ромер представил кинематографистов «Новой волны» в декабрьском номере 1962 года перед своей отставкой в ​​июне 1963 года, когда его преемником стал Риветт. [58] Позже Ромер сказал, что давление с целью покинуть Каье было лучшим, что когда-либо случалось с ним как с кинорежиссером. [59]

Под руководством Риветта Cahiers превратился из неполитического киножурнала в марксистский журнал, исследующий отношения между политикой и современной культурой. [60] В отличие от Ромера, Риветт позволял таким писателям, как Мишель Делаэ и Жан-Луи Комолли, публиковать статьи, тяготеющие к политике и философии и не обязательно связанные с кино. Они написали статьи о Мартине Хайдеггере и Луи Альтюссере и взяли интервью у не-кинематографистов, таких как Ролан Барт и композитор Пьер Булез . [61] Интервью Риветта и Делаэ с Бартом в 1963 году считается поворотным моментом для Cahiers как журнала, анализирующего фильм с семиотической точки зрения. [62] Риветт был амбициозным и финансово безответственным редактором; вскоре после дорогого 250-страничного двойного выпуска американских фильмов Cahiers потребовалась финансовая помощь. Его купил владелец молодежного журнала Дэниел Филипакки , и его стиль стал «более ярким» и более ориентированным на молодежь. [63] Риветт оставался редактором до апреля 1965 года, и его заменили Жан-Луи Комолли и Жан Нарбони. [64] Он публиковал статьи в журнале до 1969 года. [65]

Сразу после того, как Риветт покинул Cahiers , Борегар был готов снять «Монахиню» (1966), а Риветт и Грюо снова пересмотрели свой сценарий. [66] Риветт назвал сценарий записью спектакля с «хорошо написанной текстурой». [17] 31 августа 1965 года цензоры сообщили Борегару, что фильм «рискует быть полностью или частично вырезанным». Борегар проигнорировал предупреждение, и в октябре Риветт начал съемки. До завершения фильм вызвал споры; Члены католической церкви во Франции начали кампанию по написанию писем в оппозицию и оказали давление на комиссара парижской полиции Мориса Папона и министра информации Алена Пейрефитта , чтобы они приняли меры. Оба заявили, что запретят это. [66]

Риветт закончил «Монахиню» в 1966 году. Хотя в марте он был дважды одобрен цензурным советом, новый министр информации Ивон Бурж отменил одобрение в апреле и запретил фильм. [67] В ответ Борегар начал публичную кампанию в его защиту; многие журналисты, в том числе Годар и Шаброль, написали редакционные статьи с требованием выпуска фильма. «Манифест 1789» в поддержку был подписан Жаком Превером , Раймоном Кено , Маргаритой Дюрас и несколькими крупными французскими книжными издателями, а многие католические священники и монахини осудили влияние запрета на свободу слова. [68] Риветт рассказал журналу Le Figaro : «Это было так, как будто они нас гильотинировали». [67] а в Руане его отец Андре яростно защищал фильм от попыток города запретить его. [2]

Годар написал длинную редакционную статью с критикой министра культуры Андре Мальро . [68] Вскоре после этого Мальро публично выступил в защиту «Монахини» , разрешив премьеру фильма на Каннском кинофестивале 1966 года , где он не подвергался цензуре. В Каннах фильм получил высокую оценку критиков, а позже Борегар успешно подал в суд на совет цензуры. Президент Франции Шарль де Голль назвал спор «глупым» и приказал недавно назначенному министру информации Жоржу Горсу снять запрет. Наконец, «Монахиня» была освобождена 26 июля 1967 года. [69] Благодаря такой огласке этот фильм стал на тот момент единственным хитом Риветта. [1] Хотя он получил много хороших отзывов, Ги Дауссуа из Le Populaire сказал, что он «отмечен редко встречающейся схематизацией и чрезмерной простотой, при этом абсолютно никакой человеческой глубины». [67]

В «Монахине» Карина сыграла Сюзанну Симонин, молодую женщину, которую семья отправила в монастырь и подвергает физическим и психологическим пыткам. Она пытается сбежать, имея дело со своей ненавистной матерью, сочувствующей настоятельницей, равнодушным адвокатом, монахиней-лесбиянкой и сочувствующим, но похотливым монахом. [1] По словам Риветта, «съемки «Религиозки» были трудными... Я был обеспокоен, потому что раньше мы делали эту пьесу как пьесу с настроениями, репетициями и т. д., и когда я снимал фильм, я понял, что, поскольку люди играли тот же текст, те же слова, мысли мои блуждали, и я уже не слушал слов». [70] Карина охарактеризовала направление Риветта как гиперактивное; он постоянно «метался и выходил из всех углов... всегда разглядывая ту или иную деталь». [71]

После разногласий вокруг «Монахини » Риветт снял серию документальных фильмов о режиссере Жане Ренуаре для французского телесериала Cinéastes de notre temps , который вышел в эфир в 1966 году под названием « Жан Ренуар, покровитель» . Примерно в это же время Риветт и Грюо работали над сценарием « Взятия власти Людовиком XIV» ; Риветт решил, что не хочет ставить еще одну костюмированную драму, и Росселлини снял фильм в 1966 году. [72]

1968–1972: Политическая активность и кинематографический стиль.

[ редактировать ]

В феврале 1968 года Анри Ланглуа был изгнан из Французской синематеки Мальро и министром культуры Пьером Муано ; назначенный правительством совет директоров взял на себя контроль, и Риветт и его старые друзья воссоединились, чтобы бороться за восстановление Ланглуа на работе. Имея штаб-квартиру Cahiers du Cinéma , нынешние и бывшие сотрудники, в том числе Риветт, Трюффо, Годар, Ромер и Шаброль, начали массовые рассылки писем и телефонные кампании с целью заручиться поддержкой. [73] Через несколько дней кинематографисты со всего мира объявили, что прекратят показ своих фильмов, если Ланглуа не будет восстановлен в должности. Журналисты Le Monde и Combat выразили поддержку, а 12 февраля несколько сотен представителей киноиндустрии провели акцию протеста возле Синематеки. [74] Два дня спустя протест более 3000 человек был встречен полицией с дубинками . Риветт выступил на пресс-конференции и возглавил атаку мимо одной из полицейских баррикад, ненадолго войдя в Синематеку вместе с Анной Вяземски . [75] В марте 1968 года Риветт был назначен в консультативный комитет. [76] а в следующем месяце Ланглуа был восстановлен в Синематеке. [77]

Протесты привели к созданию Etats généraux du cinéma Francais, комитета работников киноиндустрии, которые хотели большей свободы в создании фильмов и меньшего контроля со стороны Национального центра кинематографии . На майском заседании, на котором присутствовал Риветт, комитет в знак солидарности призвал к забастовке работников киноиндустрии и закрытию Каннского кинофестиваля 1968 года . Риветт позвонил Трюффо в Канны и сообщил эту новость, и Трюффо, Годар и другие режиссеры остановили фестиваль. [78] В Париже Генеральные штаты французского кино организовали массовые уличные протесты в рамках движения протеста 68 мая . [79]

Следующим фильмом Риветта стал «Безумная любовь» (1969). Разочарованный условностями кинопроизводства, он хотел создать импровизационную атмосферу. Риветт обходился без сценария, списка кадров и конкретной режиссуры, экспериментируя со сценариями и группами актеров. [1] Имея ограниченный бюджет, он снял фильм за пять недель. [80] Посмотрев спектакли экспериментально - импровизационной театральной группы режиссера Марк'О, Риветт выбрал актеров Марк'О Жан-Пьера Кальфона и Бюля Ожье на главные роли ; другие исполнители Marc'O выступали в ролях второго плана. [81] По словам режиссера, он выбрал Кальфона из-за его непохожести на Риветта, поскольку он стеснялся автобиографических аспектов персонажа. [82]

В фильме несколько слоев: театральная группа, репетирующая постановку « Жана Расина » Андромахи ; съемочная группа телевизионного документального фильма, снимающая создание спектакля на 16 мм, и закулисная история об отношениях режиссера (Кальфон) с его женой и главной актрисой (Ожье). Фильм заканчивается часовым спором между Кальфоном и Ожье, в ходе которого они уничтожают свою квартиру и ее содержимое. [1] Калфону разрешили ставить спектакль во время съемок. [83] Риветт выбрал Андре С. Лабарта на должность режиссера телевизионной группы после работы с ним над Cinéastes de notre temps , что позволило ему снимать 16-миллиметровые кадры. Затем Риветт и оператор Ален Левант, не вмешиваясь, сняли артистов сцены и съемочную группу на расстоянии 35 мм с расстояния. [84] Фильм был полностью импровизированным, включая сцену, в которой Кальфон и Ожье разрушают свою квартиру (что пришлось сделать за один дубль по бюджетным соображениям). [85] Выпущенный в 1969 году 252-минутный фильм получил положительные отзывы. [1] «Безумная любовь» вручила Риветту второй приз Сазерленда от Британского института кино. [86]

Свой кинематографический стиль режиссер нашел во время съемок этого фильма. По словам Риветта, «при импровизации вы автоматически слушаете», а автор — это «аналитик, человек, который должен прислушиваться к тому, что говорят люди — все слова важны. Как режиссер, вы должны слушать все и не иметь каких-либо предвзятых идей». ". [70] Воодушевленный своей новой техникой кинопроизводства, Риветт пригласил более сорока актеров (в том числе Жан-Пьера Лео , Джульетту Берто , Майкла Лонсдейла и Бюль Ожье), чтобы каждый из них разработал персонажа для нового фильма без сюжета или взаимодействия друг с другом. Затем он разработал базовую структуру того, что впоследствии стало Out 1 (1971). С апреля по июнь 1970 года Риветт отснял более 30 часов 16-миллиметрового материала, пока его актеры импровизировали историю, включающую теории заговора и театральные репетиции. [87]

В фильме «Из 1» Жан-Пьер Лео сыграл Колена, парижского мошенника, который притворяется глухонемым и начинает получать анонимные сообщения со ссылками на Льюиса Кэрролла » «Охоту на снарка и Оноре де Бальзака » «Историю сокровищ ( «Тринадцать»). ). Колин становится одержим этими сообщениями и начинает верить, что с ним связывается утопическое тайное общество, подобное тому, что изображено в рассказе Бальзака. Его ведут в бутик, где он встречает Фредерику (Джульетта Берто), молодого вора. Колин и Фредерик используют украденные письма, чтобы выследить, по их мнению, секретную группу «Тринадцать» в доме, где две группы актеров репетируют спектакли и » Эсхила «Прометей связанный « Семеро против Фив» . [1]

Out 1 был показан только один раз в своей 760-минутной оригинальной версии в Доме культуры в Гавре , 9–10 сентября 1971 года. На премьере, продолжавшейся в выходные дни, присутствовало более 300 человек, и Мартин Эвен из Le Monde назвал ее « путешествие за пределы кино», потому что большая часть зрителей приехала из Парижа, чтобы посмотреть его. [88] Первоначально задуманная как телепередача из 12 частей, Управление радиодиффузионного телевидения Франции отказалось ее приобрести. [89] С помощью Сюзанны Шиффман Риветт потратил больше года на редактирование 260-минутной версии под названием « Out 1: Spectre» , выпущенной в 1974 году. «Out 1» получил высокую оценку и стал культовым фильмом. [1] Потому что его было крайне сложно посмотреть целиком, а критики Джонатан Розенбаум и Деннис Лим назвали фильм «Святым Граалем» для киноманов. [90] [91] Первый возрожденный показ оригинальной версии состоялся на Роттердамском кинофестивале в феврале 1989 года. Наконец, его показали по французскому телевидению в начале 1990-х годов, а впервые он был показан в США в Музее движущегося изображения в декабре 2006 года для проданных зрителей. наша аудитория. [88]

1973–1982: Фэнтези-фильмы и нервный срыв.

[ редактировать ]
Три молодые женщины, четвертая на заднем плане.
Джульетта Берто (слева) и Бюль Ожье (в центре) снялись в фильме «Селин и Жюли в лодке» (1974); Мари Дюбуа справа. Ожье появился в семи фильмах Риветта.

Летом 1973 года Риветт попытался снять «Феникс» — фильм о театральном мире Парижа начала 1900-х годов, в котором главную роль должна была сыграть Жанна Моро . Из-за бюджетных ограничений он был вынужден отказаться от проекта. [89] Затем Риветт снял свой самый получивший признание критиков фильм «Селин и Джули катаются на лодке» (1974). «Aller en bateau» («кататься на лодке») на французском сленге означает «погруженный в фантастику» или «отправленный на прогулку». Риветт встретился с друзьями, актрисами Джульет Берто и Домиником Лабурье , чтобы разработать двух персонажей, а также создал сюжет и сценарий вместе с соавтором Эдуардо де Грегорио. [1] Позже он сказал, что во время подготовки к съемкам ему «никогда не было так [весело]. Не думаю, что я когда-либо так много смеялся». [92] В отличие от двух своих предыдущих фильмов, Риветт не прибегал к импровизации во время съемок и говорил, что сюжет был тщательно выстроен заранее. [1]

Наполненная отсылками к «Алисе в стране чудес» , Жану Кокто и Марселю Прусту , «Селин и Жюли катаются на лодке» начинается с того, что Жюли (Рабочий) и Селин (Берто) случайно встречаются и становятся друзьями. Они начинают посещать загадочный «Дом художественной литературы», где каждый день разыгрывается одна и та же мелодрама (по мотивам двух рассказов Генри Джеймса ), заканчивающаяся убийством молодой девушки загадочной Софи (Мари-Франс Пизье). [1] Снятый за пять недель летом 1973 года фильм «Селин и Джули идут на лодке» получил специальный приз жюри на Международном кинофестивале в Локарно 1974 года . Его продюсировал Барбет Шредер , а распространяла компания Les Films du Losange . [1] Джонатан Розенбаум похвалил его, написав, что знает «многих женщин, которые считают «Селин и Жюли на лодке » своим любимым фильмом о женской дружбе ». [91]

Затем Риветт задумал и получил финансирование для серии из четырех фильмов « Сцены параллельной жизни» . Каждый фильм будет вращаться вокруг двух главных героинь. Первая часть должна была стать историей любви, вторая часть — фэнтези, третья часть — приключением, а четвертая — музыкальной комедией. По словам Риветта, его намерением для серии фильмов было «изобрести новый подход к игре в кино, где речь, сведенная к основным фразам, точным формулам, будет играть роль поэтической пунктуации. Ни возврата к немому кино, ни пантомимы, ни хореографии: нечто иное, где движения тел, их контрапункт и запись в пространстве экрана будут основой мизансцены » . [1] Тетралогия , отражающая политическую ситуацию во Франции , включая негативную реакцию консерваторов после мая 1968 года и избрание Валери Жискар д'Эстена , будет связана воедино импровизированной музыкальной партитурой. [93] Риветт работал над сценариями вместе с де Грегорио и Паролини. [94]

В Дуэли (Сорок) (1976) [а] Королева Ночи (Джульетта Берто) сражается с Королевой Солнца (Бюлль Ожье) за волшебный алмаз, который позволит победителю остаться в современном Париже. В Нороа (Месть) (1976) [б] пират Мораг ( Джеральдин Чаплин ) жаждет отомстить пиратке Джулии ( Бернадетт Лафонт ) за убийство ее брата. [1] «Дуэль» снимали в марте и апреле 1975 года, а Норуа снимали в Бретани в мае. [96] [97] Де Грегорио посмотрел Турнера Сирила «Трагедию мстителя» и предложил ее Риветту. Сценарий, написанный на английском языке XV века, вызвал у актрис некоторые затруднения. [97]

В августе 1975 года Риветт приступил к съемкам первой части сериала: «Мари и Жюльен» , истории любви с Альбертом Финни и Лесли Кэрон в главных ролях . [96] Через три дня съемок Риветт сломался из-за нервного истощения, и производство сериала было прекращено. [98] [99] Позже Риветт сказал, что он «сломался физически… Я переоценил свои силы». [100] Хотя Маргарита Дюрас предложила закончить фильм, актеры отказались продолжать без Риветта. [101] В 2003 году он заявил, что фильм «Мари и Жюльен» основан на реальной истории женщины, покончившей жизнь самоубийством. [102] В четвертом музыкально-комедийном фильме Риветта снимались бы Анна Карина и Жан Марэ . [103] [104] Премьера «Норуа» состоялась в Лондоне и была показана на Каннском кинофестивале 1976 года . [105] но так и не был распространен. Он и «Дуэль» получили посредственные отзывы, что вызвало у Риветта проблемы с продюсерами сериала. [1] Режиссер рассказал, что Сьюзан Зонтаг понравился «Норуа» , а Жан Руш узнал в его сюжете древние африканские мифы , куда Риветт включил кельтские мифы . [106]

По словам режиссера, на восстановление после срыва ушло больше года. [105] Продюсер Стефан Чалгаджиев пересмотрел контракт на сериал «Сцены параллельной жизни» , включив в него только один фильм, предполагаемую первую или четвертую часть. Риветт решил, что он хочет снимать и то и другое, или ни того, ни другого, и снял несвязанный с этим фильм « Карусель» (1981). Чалгаджиев сказал ему, что Мария Шнайдер хочет снять с ним фильм, и актер Джо Даллесандро и Риветт согласились. [99] [100] Снятый в 1978 году, но законченный только в 1981 году, фильм представляет собой детективную историю о пропавшей сестре и наследстве. [1] Риветт полагался на импровизацию во время постановки, которую через несколько дней он описал как «идущую очень плохо». [100] Хотя Шнайдер также выздоравливала от болезни, и они с Риветт хотели отказаться от проекта, актеры и съемочная группа убедили их продолжить. Риветт сказал: «Во время съемок у двух человек было слабое здоровье, а денег вообще не было». Спустя более года после завершения съемок он добавил кадры с участием композиторов фильма Барре Филлипса и Джона Сурмана в исполнении, несмотря на отсутствие связи с сюжетом или персонажами. [107] «Карусель» , вышедшая в кинотеатрах в 1981 году, получила посредственные отзывы. [108]

В 1980 году Риветт решил сделать ремейк Out 1 . Ожье, единственный актер оригинального состава, доступный для проекта, и ее дочь Паскаль Ожье работали с Риветтом над персонажами, как это сделал режиссер десятилетием ранее. Вместе со сценаристом Сюзанной Шиффман они сняли 30-минутный короткометражный фильм «Paris s'en va» (1980) как эскиз будущего полнометражного фильма «Северный мост» (1982), который вышел в прокат в 1982 году. В фильме «Норский мост» снимались Бюлль и Паскаль Ожье в роли двух женщин, которые встречаются и исследуют странную «Змей и лестницы» карту Парижа, похожую на , и загадочного человека по имени Макс. Риветту было трудно найти финансирование: Национальный центр кинематографии трижды отказывался финансировать фильм. [109] Режиссер уложился в свой ограниченный бюджет, сделав персонажа Бюль Ожье клаустрофобным, потому что он не мог позволить себе много внутренних сцен. [110] По словам биографа Риветта Мэри Уайлс, поскольку «Париж принадлежит нам» является отражением Франции 1950-х и 1960-х годов , «Северный мост» завершает трилогию, отражая социальную и политическую среду Франции 1970-х годов. [109]

1983–1991: Партнерство с Мариньяком и рост признания.

[ редактировать ]

Трудности Риветта с обеспечением финансовой поддержки своих фильмов в конце 1970-х годов привели его к деловому партнерству с Pierre Grise Productions и продюсером Мартиной Мариньяк. [111] (1946–2022). [112] Компания была главным дистрибьютором и финансистом всех его последующих фильмов. Их первый фильм « Любовь на земле» (1984) снова касался театральной группы и размытия вымысла и реальности. Джеральдин Чаплин и Джейн Биркин играют членов театральной труппы, которых приглашают сыграть в новой пьесе, напоминающей реальную жизнь ее режиссера (Кальфона) и загадочное исчезновение его жены. [1]

Эммануэль Беар и Мишель Пикколи на Каннском кинофестивале 1991 года , где «Прекрасная шумиха» (1991) получила две награды.

Отойдя от своего экспериментального и сложного стиля, Риветт затем адаптировал Эмили Бронте » «Грозовой перевал . Основанный на первой части романа и действие которого происходит на юге Франции 1930-х годов, в «Хюрлеванте» снимались три неизвестных актера: Фабьен Бэйб в роли Кэтрин, Лукас Бельво в роли Роха (Хитклифф) и Оливер Крювейлер в роли брата Кэтрин, Уильяма. «Hurlevent» первый фильм Риветта за многие годы без его обычной труппы актеров и технических специалистов, созданный по образцу Бальтуса , иллюстраций тушью , был выпущен в 1985 году. [113]

Риветт получил признание критиков за свой фильм 1988 года «La Bande des quatre» ( «Банда четырех» ) о четырех студентах-драматургах, чья жизнь игриво чередуется от театра к реальной жизни и воображению. [114] По словам режиссера, который хотел снять фильм о молодых людях, работающих над спектаклем, «Работу всегда гораздо интереснее показывать, чем результат». [114] Фильм получил почетную награду на 39-м Берлинском международном кинофестивале . [115]

Ему настолько понравилось работать с четырьмя молодыми актрисами в «Банде четырех» , что Риветт вернулся в театр. Актрисы исполнили сцену из Пьера Корнеля в «Сурены» « Банде четырех» Корнеля , поэтому Риветт, актрисы и дополнительные исполнители репетировали «Титу и Беренис» , Жана Расина » «Бажазе и пьесу Пьера де Мариво (которая в конечном итоге была снята с производства). потому что он был слишком жестким»). После нескольких недель репетиций актрисы были готовы поставить две пьесы, которые шли в Театре Жерара Филиппа в Сен-Дени с 18 апреля по 20 мая 1989 года. По словам Риветта, пьеса Корнеля была для актрис более интересной; он был «очень глубоким. Я считаю его автором очень глубоким, полным истории и мыслей». [116]

Сол Аустерлиц назвал успех La Bande des quatre « вторым дыханием Риветта как режиссера»; [60] это привело к созданию La Belle Noiseuse ( «Прекрасная возмутительница спокойствия ») (1991), самого известного фильма в дальнейшей карьере Риветта. Основанный на рассказе Бальзака « Неизвестный шедевр », он изображает отношения между затворническим, скучным художником Френхофером ( Мишель Пикколи ), его женой и бывшей моделью Лиз (Биркин) и его новой моделью Марианной ( Эммануэль Беар ). Марианна вдохновляет Френхофера закончить его давно заброшенный великий опус La Belle Noiseuse , поскольку Лиз и парень Марианны становятся все более ревнивыми. Четырехчасовой фильм показывает ход работы над картиной в реальном времени, один мазок кисти за раз, с крупными планами рук французского художника-абстракциониста Бернара Дюфура . [60] По словам Риветта, «мы действительно старались сделать фильм, который не говорил бы о живописи, а приближался к ней». [117] Фильм принес ему Гран- при Каннского кинофестиваля 1991 года и Приз Мельеса Французского синдиката кинокритиков . [118] [119] Он получил пять номинаций на премию «Сезар» , в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру (единственная номинация Риветта в этой категории). [120] Вскоре после успеха в Каннах в кинотеатрах была выпущена двухчасовая версия « Прекрасная шумиха: Дивертисмент ». [121]

1992–2009: Более поздние фильмы и выход на пенсию.

[ редактировать ]

Затем Риветт снял двухсерийный фильм о жизни Жанны д'Арк под названием «Жанна-девица : Жанна-девица, часть 1: Битвы» и «Жанна-девица, часть 2: Тюрьмы» (1994). Фильм Риветт отличался от известных интерпретаций Жанны Карлом Теодором Дрейером и Робертом Брессоном , сосредоточив внимание на ее популярности во Франции, а не на ее страданиях и мученичестве. Фильм, основанный на воспоминаниях Риветта о книгах Шарля Пеги о Жанне, частично снимался в его родном городе Руане. «Жанна-девица в главной роли » с Сандрин Боннер вышла на экраны в 1994 году. [122]

Из-за большого бюджета фильм не имел финансового успеха. Из-за этого Мартина Мариньяк хотела снять быстрый и недорогой фильм; Риветт, не имея идей, начал собирать актерский состав. Он связался с Натали Ришар , Марианной Деникур и Лоуренсом Котом , которые подали ему идею фильма о танцевальных залах такси Нью-Йорка 1920-х годов ; это привело к фильму «Вверх, вниз, хрупкий» (1995). [123] Ришар, Деникур и Кот играют трех женщин, пытающихся преодолеть личные препятствия, а музыкальные номера в загадочном ночном клубе рассказывают об их жизни. [124] В фильме, отсылающем к голливудским закулисным мюзиклам 1920-х и 1930-х годов , Анна Карина предстает в роли певицы ночного клуба, чьи песни отсылают к ее предыдущим фильмам с Годаром. [125] «Вверх, вниз, хрупкое» был показан на XIX Московском международном кинофестивале . [126]

Риветта В фильме « Совершенно секретно» (1998) Боннер изображена в роли молодого ученого, чей брат ( Грегуар Колен ) убеждает ее, что их отец был убит Вальзером ( Ежи Радзивилович ), и жаждет мести. [127] Риветт сказал, что на фильм, во многом основанный на мифе об Электре , больше повлияла Жироду Жана менее известная пьеса , чем классические версии Эсхила , Софокла и Еврипида . [111] «Совершенно секретно» отдает дань уважения фильму «Двойное возмещение» (1944), а биограф Мэри Уайлс заметила влияние « Незнакомцев в поезде » Хичкока (1951) и «Головокружение» (1958). [128] Уайлс назвал три фильма Риветта с Боннер феминистскими , написав, что они «раскрывают глубокую личную связь с [Риветтом]». [129]

Женщина с короткими темными волосами в белой блузке улыбается и машет рукой
Джейн Биркин на 66-м Венецианском международном кинофестивале премьере фильма «36 видов с Пика Сен-Лу» на в 2009 году. Биркин появился в трех фильмах Риветта.

В фильме «Ваша знания» (2001) Жанна Балибар и Серджио Кастеллитто сыграли пару, вовлеченную в романтический фарс, когда они пытаются поставить пьесу Луиджи Пиранделло « Приходи, ты видишь меня» и ищут пропавшую рукопись. [130] Говарда Хокса Риветт отдает дань уважения эксцентричным комедиям и включает отсылку к фильму «Это случилось однажды ночью » (1934). [131] Режиссер-постановщик фильма Уго намеренно напоминает Жерара из «Париж принадлежит нам» . [132] более длинная версия Va Savoir+ . В следующем году была выпущена [133] По словам Сола Аустерлица, это «потрясающий фильм, который является еще одной вершиной в исключительной карьере Жака Риветта». [60]

В 2002 году Риветт опубликовал книгу сценариев к трем своим неснятым фильмам, в том числе «Мари и Жюльен» . [96] Сценарий « Мари и Жюльена» так и не был завершен, а кадры трех дней съемок были утеряны; Риветт работал на основе «загадочных заметок», сделанных его помощницей Клэр Дени, которые оператор Уильям Любчанский хранил десятилетиями. Его работа над читаемым сценарием для публикации побудила его возродить проект. [134] Риветт, Паскаль Боницер и Кристин Лоран работали над сценарием вместе с актерами во время создания переработанной версии «Истории Мари и Жюльена» (2003). [104] Риветт выбрал Беара и Радзивиловича на главные роли, заявив, что было «интереснее и увлекательнее» работать с актерами, с которыми он работал ранее. [134] и некоторые диалоги в оригинальных заметках остались без изменений. [135] Хотя в фильме отсутствовала импровизированная музыкальная партитура, соединяющая первые два фильма, персонаж «Мадам Икс» напоминает богиню луны и богиню солнца Марию. [136] Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2003 году . [137]

В 2007 году Риветт снял «Герцогиню Ланже» Бальзака — точную экранизацию романа и вторую часть трилогии Бальзака «История любви» , предисловие к которой вдохновило «Out 1» . [138] Жанна Балибар и Гийом Депардье играют любовников Майорки начала 1823 года, вовлеченных в мучительные, разочаровывающие отношения. [139] Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2007 году . [140] В 2009 году Риветт снял 36 картин Сен-Лу ; Джейн Биркин сыграла женщину, которая возвращается в цирковую труппу своего детства после смерти отца и заводит роман с богатым итальянским бродягой ( Серджио Кастеллитто ). [141] Премьера фильма состоялась на 66-м Венецианском международном кинофестивале . [142] был последним для режиссера. [143]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Пожилой мужчина, тепло одетый, подпирает щеку рукой.
Риветт во время съемок фильма «Герцогиня Ланже» в 2006 году.

Первые годы Риветта в Париже были бедными, и он, как известно, жил аскетично, имея минимальные ресурсы; Шаброль сказал, что он очень худой и почти не ест, сравнив свою улыбку с улыбкой Чеширского кота . [144] Грюо описал Риветта как «худощавого, темноволосого человека с очень живыми темными глазами на изможденном лице восковой бледности… добавьте к этому натянутую, нервную улыбку человека, которому приходится прилагать постоянные усилия, чтобы добиться признания со стороны общество, которое он, казалось, считал непоправимо враждебным». [145] Его мнение высоко ценилось среди его сверстников, и, по словам Душе, «[Риветт] был великим оратором. Он был тайной душой группы, оккультным мыслителем, своего рода цензором». [144] Годар сказал: «Мне может очень понравиться фильм, но если бы Риветт сказал: «Это бесполезно», то я бы с ним согласился… как будто у него был привилегированный доступ к кинематографической правде». [146] Трюффо считал Риветта своим лучшим другом, и их часто видели на кинопоказах. [147] Трюффо рассказал, что в 1950-е годы Риветт был единственным членом группы, уже способным снимать художественный фильм. [36]

Дружба Риветта с Ромером была сложной из-за непосредственной роли Риветта в увольнении Ромера из Cahiers du Cinéma . Риветт и Ромер уважали друг друга, но спорили из-за Каье , а также из-за финансовых вопросов. политических и эстетических позиций [148] Они снова стали близкими друзьями после того, как Ромер заинтересовался импровизационными фильмами Риветта, восхваляя L'amour fou и играя в Out 1 . Позже Ромер назвал Out 1 «столичным памятником в истории современного кино, неотъемлемой частью кинематографического наследия». [149] Риветт также восхищался фильмами Ромера и назвал «Парижское рандеву» (1995) «фильмом абсолютного изящества». [150] Некоторые писатели Cahiers в эпоху Ромера не любили его, например, Душе, Жан Домарчи, Ферейдун Ховейда, Филипп Демонсаблон, Клод Бейли и Филипп д'Юг, которые говорили, что Риветт «был на стороне Сен-Жюста , он был непримиримым якобинцем , который считал тебя идиотом, если ты с ним не соглашался. Он определял, что морально и правильно, как староста ». Антуан де Бек писал, что эти писатели уважали Риветта, но считали его «резким, высокомерным и догматичным» и что он «без колебаний отлучал от церкви противников или посредственностей». [151] Однако писатели Cahiers Андре Лабарт и Мишель Делаэ похвалили его; Делахай сказал, что он «был самым блестящим, с несравненной харизмой». [152]

По словам Дэвида Томсона, Риветт «славился тем, что у него было мало или вообще не было семейной жизни, и уж тем более не личная жизнь, которая пересекалась с его работой. Сам по себе он предпочел бы сидеть в темноте и смотреть другой фильм»; в 1956 году его описывали как «слишком отчужденного и невероятно интеллектуального». [153] Булле Ожье описал Риветта как человека, очень скрытного в своей жизни: «Я понятия не имею, чем он занимается. Я вижу его только во время съемок» или когда она сталкивалась с ним на публике, хотя чувствовала себя рядом с ним. По словам Ожье, у него были неврозы и тревожность, из-за которых он часто не мог подойти к телефону, а рассказывать о личной жизни было бы нескромностью и предательством. [5] Лоуренс Кот сказал, что присоединиться к узкому кругу доверенных друзей Риветта было сложно и требовало «преодоления ряда препятствий и соблюдения кодексов». Мартин Мариньяк сказала, что Риветт был очень скромным и застенчивым, и что его близкие друзья привыкли не получать от него известий в течение длительного времени. Мариньяк также сказал, что «он проводит свою жизнь в кино, а также читает, слушает музыку. Ясно, что мир реальности нападает на него». [154] Джонатан Ромни сообщил, что в 1970-е годы «Риветт иногда уходил в самоволку со своих съемок, его неизменно можно было найти за просмотром какого-нибудь раритета в одном из арт-кинотеатров на Левом Берегу». [155] Жан-Пьер Лео, назвавший Риветта своим близким другом, сказал, что он «был единственным человеком, который видел все в фильме. И он передавал нам все, что видел, запуская в ход наши собственные эстетические идеи». [156] Режиссер стал героем документального фильма 1990 года « Жак Риветт, Ночной сторож » режиссеров Клэр Дени и Сержа Дэни. [5] Трэвис Маккензи Гувер написал, что в документальном фильме Риветт изображен с «одинокими наклонностями» и как «своего рода временный человек, не имеющий дома или страны, бродящий или слоняющийся в общественном пространстве вместо того, чтобы застолбить какую-то личную terra Firma ». [157]

В 1960 году он ненадолго появился с подругой Марилу Паролини Жана Руша и Эдгара Морена в документальном фильме «Chronique d'un été» . [158] Паролини была секретарем в Cahiers , а позже — фотографом на съемочной площадке у Риветта и других режиссеров «Новой волны». Она и Риветт поженились, но расстались вскоре после закрытия сценической версии «Монахини» и в конце концов развелись. Они продолжили профессиональные отношения; Паролини сотрудничала с Риветтом в фильмах «Безумная любовь» , «Дуэль» , «Нороа» и «Любовь на земле» в качестве соавтора сценария, а также делала фотографии на съемках фильмов «Монахиня и Селин и Жюли на лодке» . [94] Паролини умер в Италии 21 апреля 2012 года. [94]

20 апреля 2012 года кинокритик Дэвид Эренштейн разместил в Интернете, что Риветт болен болезнью Альцгеймера . [159] Боницер и Мариньяк позже рассказали, что он начал ощущать последствия болезни во время негативного опыта съемок 36 vues du pic Saint-Loup . Съемочный день в среднем длился четыре часа, и Риветт часто терял из виду то, что уже было снято, что приводило к более короткому времени просмотра, чем в его предыдущих фильмах. [160] В середине 2000-х Риветт познакомился со своей второй женой Вероникой Манье. Они поженились вскоре после того, как у него диагностировали болезнь Альцгеймера. Мариньяк сказал, что «благодаря ей он избежал больниц и смог остаться дома». [161] Риветт и его жена жили в районе улицы Кассет в Париже, где опекуны и врачи ухаживали за ним последние восемь лет его жизни. [3]

Со времен Парменида и его дуэли
между бытием и небытием,
величайшие умы болтали
снова и снова об этом
братская перебранка, заламывание рук
Алфавит Сократа , тщетно до тех пор, пока
Google:
власть и слава,
свобода и братство,
мир и война,
бесконечность и тотальность,
нищета и демократия,
ужас и добродетель,
поэзия и правда,
и так далее
Я вообще-то на секунду хотел добавить
природа и метафора
всему этому чаривари ,
веря, что смогу постичь реальность, например
это говорят профессионалы и
любители своей профессии,
смешивание выстрела и обратного выстрела,
но это ускользает от внимания
в прошлый раз все эти
суета, что маленький мальчик
из Руана, в конце концов забрав обратно
его мысли из его киножизни,
как человек простой и сложный
каким бы он ни был, подходящим для
себя и справедливо провозглашая:
тайна и закон — для экрана
ничего ни от чего не скрывал. - Жан-Люк Годар в интервью «Le secret et la loi» в мартовском номере журнала Cahiers du Cinéma за 2016 г. [162]

Риветт умер 29 января 2016 года от осложнений болезни Альцгеймера в возрасте 87 лет в своем доме в Париже. Президент Франсуа Олланд увековечил его память как «одного из величайших режиссеров» и похвалил министр культуры Флер Пеллерен . Представители французской киноиндустрии восхваляли его; [163] [164] Серж Тубиана сказал: «Риветт, несомненно, был самой задумчивой, вдумчивой и самой интеллектуальной фигурой Новой волны». Булле Ожье писал, что «работы Риветта были изобретательными, исследованными и хорошо структурированными. Его не интересовало ничего, кроме создания фильмов». [165] Изабель Ренье писала о скрытном характере Риветта, отмечая, что тайна его жизни «царит в его могиле». [166] Режиссер Cinémathèque française Фредерик Бонно назвал Риветта влиятельным и сказал, что он всегда пытался изобрести новый вид кино в каждом своем фильме. [167] Давний соратник Паскаль Боницер сказал, что «он был в некотором роде аутсайдером в Nouvelle Vague и в то же время был ее душой, одним из самых радикальных и самых конфиденциальных». [168] Жан-Мишель Фродон говорил, что он воплотил «дух Новой волны». [169] Элен Фраппа хвалит его использование мизансцены при изображении женщин. [170] Мартин Скорсезе назвал его очаровательным художником, «самым экспериментальным из режиссеров французской новой волны». [171]

Ричард Броуди назвал Риветта «самым открытым и самым сдержанным из французских кинематографистов», заявив, что все фильмы Риветта «представляют собой попытку уловить полноту внутреннего мира, диапазон навязчивых идей и загадок всей жизни». В отличие от других некрологов, посвященных в основном его кинокарьере, Броуди похвалил Риветта за его влияние на кинокритику, выделив его статью 1961 года «Об отвращении», рецензию на Джилло Понтекорво о Холокосте фильм « Капо» . Броуди назвал это «пробным камнем для обсуждения любого фильма, в котором совершаются злодеяния». [172] Во Франции Жан-Мари Потье также назвал «Об унижении» «одним из самых известных текстов в истории французского киномана». Среди других кинокритиков, ранее хваливших статью, - Серж Дэни и Антуан де Бек, а знаменитая цитата Годара «отслеживание кадров - это вопрос морали» возникла под влиянием статьи. [173] Художественный руководитель кинофестиваля в Локарно Карло Шатриан написал, что Риветт «сделал первую и лучшую попытку перенести идеи Андре Базена в критические произведения», и похвалил такие статьи, как «Гений Говарда Хоукса» и «Письмо о Росселлини». [174]

Риветт был похоронен 5 февраля 2016 года на кладбище Монмартр в Париже, недалеко от могилы Франсуа Трюффо. Боницер, Мариньяк и Нарбони выступили на похоронах. На мероприятии также присутствовали сестра и племянники Риветта. Вероник Манье-Риветт рассказала присутствовавшим на похоронах, что, как говорят, ангелы поют в минуты молчания в двадцать минут четвертого часа, так и Риветт умер в 12:20. [3] мартовский номер Cahiers du Cinéma за 2016 год. Ему был посвящен [162] В мае 2016 года французская синематека объявила, что первые три короткометражных фильма Риветта были заново открыты его вдовой, реставрируются, а затем в июне того же года показаны на фестивале Coté Court. [175]

Работает

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. И французское название (женская форма существительного «дуэль»), и выбранное режиссером английское название «Сумерки» (сокращение от слова «сумерки» и «почему ») являются неологизмами. [95]
  2. Название является сокращением от nord-ouest , «северо-запад», что означает направление или ветер с этого направления, на английском языке — «nor'wester». [95]

Примечания

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Уэйкман 1988 , стр. 895–902.
  2. ^ Jump up to: а б с Руэллан, Андре. «Жак Риветт» (на французском языке). Искусство-Культура-Франция. Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Гелиот, Армель (5 февраля 2016 г.). «Похороны Жака Риветта: прощание Боннера, Беара, Балибара...» Le Figaro (на французском языке) . Проверено 6 февраля 2016 г.
  4. ^ «Жак Риветт» . Средняя школа Пьера Корнеля . 29 января 2016 года . Проверено 26 января 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Денис, Дейни и 24 февраля 1994 г.
  6. ^ Броуди 2008 , с. 16.
  7. ^ Бек 2010 , с. 55.
  8. ^ Бек 2010 , с. 39.
  9. ^ Броуди 2008 , с. 16; Уайлс 2012 , с. 2.
  10. ^ Уэйкман 1988 , стр. 895–902; Денис, Дейни и 24 февраля 1994 г.
  11. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 49; Бек 2010 , с. 36.
  12. ^ Монако 1976 , с. 305; Бек 2010 , с. 36.
  13. ^ Бек 2010 , с. 37.
  14. ^ Броуди 2008 , с. 17.
  15. ^ Маккейб 2003 , с. 150; Броды 2008 , с. 16.
  16. ^ Baecque 2010 , стр. 36–37.
  17. ^ Jump up to: а б Монако 1976 , с. 305.
  18. ^ Денис, Дейни и 24 февраля 1994 г .; Бек 2010 , с. 39; Baecque & Herpe 2016 , с. 51.
  19. ^ Jump up to: а б Монако 1976 , с. 313.
  20. ^ Jump up to: а б Броды 2008 , с. 19.
  21. ^ Броуди 2008 , с. 20.
  22. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 47; Маккейб 2003 , с. 67; Baecque 2010 , стр. 41–42.
  23. ^ Jump up to: а б Маккейб 2003 , с. 67.
  24. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 48; Бек 2010 , с. 41.
  25. ^ Baecque 2010 , стр. 41–42.
  26. ^ Броуди, Ричард (11 сентября 2010 г.). «Заметки о кассах» . Житель Нью-Йорка . Конде Наст . Проверено 22 августа 2021 г. Лучшие критики в истории искусства сами являются художниками или философами (я голосую за Ницше); а лучшие критики в истории кино — это «Хичкоко-Ястребы», будущая «Новая волна», потому что их произведения уже были частью художественного проекта и указывали направление художественной практики, которая удивительно плодотворна и по сей день.
  27. ^ Денис, Дейни и 24 февраля 1994 г .; Бэкк и Тубиана 1999 , с. 49; Броды 2008 , с. 17.
  28. ^ Бек 2010 , с. 52.
  29. ^ Морри и Смит 2010 , стр. 12–13.
  30. ^ Мари 1997 , с. 56.
  31. ^ Броуди 2008 , с. 37.
  32. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 89.
  33. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 90.
  34. ^ Уайлс 2012 , с. 2.
  35. ^ Уэйкман 1988 , стр. 895–902; Уайлс 2012 , с. 3.
  36. ^ Jump up to: а б Джейкоб и де Живрэ, 1988 , с. 90.
  37. ^ Уайлс 2012 , с. 3.
  38. Neupert 2007 , p. 165.
  39. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 150.
  40. ^ Baecque & Herpe 2016 , стр. 128–129.
  41. ^ Галлахер 1998 , стр. 457–458.
  42. ^ Уайлс 2012 , с. 15.
  43. ^ Уэйкман 1988 ; Трюффо 1994 , с. 320.
  44. ^ Мари 1997 , с. 83.
  45. ^ Трюффо 1994 , с. 323.
  46. ^ Джейкоб и де Живрэ 1988 , с. 172; Бэкк и Тубиана 1999 , с. 150.
  47. ^ Джейкоб и де Живрэ 1988 , с. 172.
  48. ^ Монако 1976 , с. 314.
  49. ^ Уайлс 2012 , с. 145.
  50. ^ «Париж принадлежит нам» . Муби . Проверено 31 января 2018 г.
  51. ^ Jump up to: а б Броды 2008 , с. 142.
  52. ^ Маккейб 2003 , с. 142; Броды 2008 , с. 142.
  53. ^ Монако 1976 , с. 306; Маккейб 2003 , с. 143; Броды 2008 , с. 144.
  54. ^ Маккейб 2003 , с. 143; Броды 2008 , с. 144.
  55. ^ Уайлс 2012 , с. 23.
  56. ^ Броуди 2008 , с. 144.
  57. ^ Броуди 2008 , с. 176.
  58. ^ Маккейб 2003 , с. 205; Броды 2008 , с. 176.
  59. ^ Броуди 2008 , с. 177.
  60. ^ Jump up to: а б с д Аустерлиц, Саул (24 января 2003 г.). «Жак Риветт» . Чувства кино . Проверено 11 июля 2012 года .
  61. ^ Броуди 2008 , с. 200.
  62. ^ Уайлс 2012 , с. 26.
  63. ^ Броуди 2008 , с. 206.
  64. ^ Броуди 2008 , с. 207.
  65. Neupert 2007 , p. 273.
  66. ^ Jump up to: а б Броды 2008 , с. 273.
  67. ^ Jump up to: а б с Уайлс 2012 , с. 24.
  68. ^ Jump up to: а б Броды 2008 , с. 275.
  69. ^ Броуди 2008 , с. 276.
  70. ^ Jump up to: а б Монако 1976 , с. 310.
  71. ^ Уайлс 2012 , с. 22.
  72. ^ Галлахер 1998 , с. 571.
  73. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 236.
  74. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 237.
  75. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 238; Маккейб 2003 , с. 203.
  76. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 239.
  77. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 240.
  78. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 243.
  79. ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 244.
  80. ^ Уайлс 2012 , с. 42.
  81. ^ Уайлс 2012 , стр. 45–46.
  82. ^ Уайлс 2012 , с. 140.
  83. ^ Уайлс 2012 , с. 46.
  84. ^ Уайлс 2012 , с. 44.
  85. ^ Уайлс 2012 , с. 51.
  86. ^ «Любовь фу» . Муби . Проверено 26 октября 2016 г.
  87. ^ Монако 1976 , с. 307; Уэйкман 1988 , стр. 895–902.
  88. ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , с. 53.
  89. ^ Jump up to: а б Монако 1976 , с. 307.
  90. ^ Лим, Деннис (4 июня 2006 г.). «Неуловимый фильм на весь день и немногие с пугающими глазами, которые его видели» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк . Проверено 18 октября 2015 г.
  91. ^ Jump up to: а б Розенбаум, Джонатан (28 июня 1983 г.). «Жак Риветт [глава из фильма: Линия фронта 1983]» . jonathanrosenbaum.net . Проверено 12 февраля 2015 г.
  92. ^ Уайлс 2012 , с. 141.
  93. ^ Уайлс 2012 , стр. 62–63.
  94. ^ Jump up to: а б с Степень, диссертация (2012). Друг ласточек. Марилу Паролини от сцены к памяти. Воспоминания и видения кино и фотографии (PDF) (на итальянском языке). Учебный год . Проверено 13 февраля 2015 г.
  95. ^ Jump up to: а б Розенбаум, Джонатан (27 февраля 1992 г.). «Разрыв Риветта» . Чикагский читатель . Проверено 20 марта 2016 г.
  96. ^ Jump up to: а б с Азури, Филипп (20 марта 2002 г.). «Эти Риветты мы должны были увидеть» . Либерасьон (на французском языке) . Проверено 8 февраля 2015 г.
  97. ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , стр. 141–143.
  98. ^ Уайлс 2012 , с. 63.
  99. ^ Jump up to: а б Розенбаум, Джонатан (1983). Жак Риветт: Тексты и интервью . Лондон, Великобритания: Британский институт кино .
  100. ^ Jump up to: а б с Дэни, Серж; Нарбони, Жан (май – июнь 1981 г.). «Интервью с Жаком Риветтом» . Cahiers du Cinema . Париж. стр. 42–49. Архивировано из оригинала 9 марта 2019 года . Проверено 7 октября 2015 г.
  101. ^ Уайлс 2012 , с. 120.
  102. ^ «Пресс-конференция «История Мари и Жюльена»» . Шатающиеся обзоры. Сентябрь 2003 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2009 г. Проверено 9 июня 2010 г.
  103. ^ Уайлс 2012 , с. 62.
  104. ^ Jump up to: а б Мегаэй, Ноэль (7 марта 2005 г.). "Histoire de Marie et Julien (2003) Регион 2, видеообзор DVD" . Цифровое исправление. Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
  105. ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , с. 143.
  106. ^ Уайлс 2012 , стр. 142–143.
  107. ^ Уайлс 2012 , с. 144.
  108. ^ Уайлс 2012 , стр. 64, 155.
  109. ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , с. 74.
  110. ^ Морри и Смит 2010 , с. 2.
  111. ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , с. 146.
  112. ^ Гудфеллоу, Мелани (18 июля 2022 г.). «Умерла Мартина Мариньяк: Жаку Риветту, Жан-Люку Годару, продюсеру Леосу Караксу было 75 лет» . Крайний срок . Проверено 8 августа 2022 г.
  113. ^ Уэйкман 1988 , стр. 895–902; Уайлс 2012 , с. 31.
  114. ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , с. 115.
  115. ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1989 года» . Берлинский международный кинофестиваль . Проверено 9 марта 2011 г.
  116. ^ Уайлс 2012 , стр. 144–145, 162.
  117. ^ Уайлс 2012 , с. 35.
  118. ^ «Le Palmarès 1991: Конкурс» . Каннский кинофестиваль . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 24 ноября 2016 г.
  119. ^ «Список наград за лучший французский фильм с 1946 года» (на французском языке). Французский союз кинокритиков. Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
  120. ^ «Премии и номинации: Сезар 1992» . Аллоцин . Проверено 31 января 2018 г.
  121. ^ Уайлс 2012 , с. 38.
  122. ^ Уайлс 2012 , стр. 86, 158.
  123. ^ Уайлс 2012 , стр. 145–146.
  124. ^ Уайлс 2012 , стр. 77–78.
  125. ^ Уайлс 2012 , стр. 79–80.
  126. ^ «Награды 1995 года ». Московский международный кинофестиваль . 1995 . Проверено 8 февраля 2015 г.
  127. ^ Уайлс 2012 , с. 87.
  128. ^ Уайлс 2012 , с. 90.
  129. ^ Уайлс 2012 , с. 86.
  130. ^ Уайлс 2012 , стр. 92–94.
  131. ^ Уайлс 2012 , стр. 91, 94.
  132. ^ Уайлс 2012 , с. 92.
  133. ^ Уайлс 2012 , с. 160.
  134. ^ Jump up to: а б «История Мари и Жюльена» . Экран Нуар (на французском языке). 12 ноября 2003 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
  135. ^ Интервью с Жаком Риветтом, специальный выпуск DVD «История Мари и Жюльена» .
  136. ^ Уайлс 2012 , стр. 120, 122.
  137. ^ Фундас, Скотт (18 сентября 2003 г.). «Мастер, старый и новый» . Лос-Анджелес Еженедельник . Проверено 8 февраля 2015 г.
  138. ^ Уайлс 2012 , с. 127.
  139. ^ Уайлс 2012 , с. 128.
  140. ^ «TIFF объявляет о выпуске 32 фильмов на сентябрь» . Экран Ежедневно . 26 июня 2007 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
  141. ^ Уайлс 2012 , с. 132.
  142. ^ «66-й Венецианский международный кинофестиваль: 7 сентября» . Венецианская биеннале . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
  143. ^ Купецки, Джош (9 января 2015 г.). «Возвращение к Риветту» . Остинские хроники . Остин, Техас . Проверено 18 октября 2015 г.
  144. ^ Jump up to: а б Бэкк и Тубиана 1999 , с. 49.
  145. ^ Baecque & Herpe 2016 , с. 48.
  146. ^ Маккейб 2003 , с. 142.
  147. ^ Джейкоб и де Живрэ 1988 , с. 90; Бэкк и Тубиана 1999 , с. 78.
  148. ^ Baecque & Herpe 2016 , стр. 158–159, 162.
  149. ^ Baecque & Herpe 2016 , с. 302.
  150. ^ Baecque & Herpe 2016 , с. 411.
  151. ^ Baecque & Herpe 2016 , с. 158.
  152. ^ Baecque & Herpe 2016 , с. 159.
  153. ^ Томсон, Дэвид (23 сентября 2001 г.). «Жак Риветт: Фильм, как и лицо, является частью тела» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк . Проверено 18 октября 2015 г.
  154. ^ Ференци, Орельен (29 января 2016 г.). «Жак Риветт, кинорежиссер, исповедовавший культ тайны и склонный к случайности» . Телерама (на французском языке) . Проверено 29 января 2016 г.
  155. ^ Ромни, Джонатан (1 февраля 2016 г.). «Жак Риветт, 1928–2016» . Британский институт кино . Проверено 28 февраля 2016 г. .
  156. ^ Фэрфакс, Дэниел (июль 2014 г.). « Тринадцать других образовали странную команду»: выступление Жан-Пьера Лео в «Out 1» Жака Риветта» . Чувства кино . Проверено 6 октября 2015 г.
  157. ^ Гувер, Трэвис Маккензи (23 апреля 2007 г.). «Переписывание документального фильма: Жак Риветт, le veilleur» Клэр Дени . Журнал «Слант» . Проверено 18 октября 2015 г.
  158. ^ Уайлс 2012 , с. 99.
  159. ^ «Некоторые прибежали: «Девочки», около 1974 года» . Somecamerunning.typepad.com. 20 апреля 2012 года . Проверено 11 июля 2012 года .
  160. ^ Тоне, Аурелиано; Нучи, Франк; Мандельбаум, Жак ; Сотинель, Томас; Фабр, Кларисса (30 января 2016 г.). «Для Риветта фильмы были построены как сюжеты» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 4 февраля 2016 г.
  161. ^ Кер, Дэйв (29 января 2016 г.). «Жак Риветт, режиссер французской новой волны, умер в возрасте 87 лет» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
  162. ^ Jump up to: а б «Cahiers du Cinéma номер 720» . Киноблокноты . Париж. Март 2016. Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
  163. ^ «Умер французский режиссер Жак Риветт» . Ле Фигаро (на французском языке). 29 января 2016 года . Проверено 29 января 2016 г.
  164. ^ ван Хой, Бойд (29 января 2016 г.). «Жак Риветт, режиссер французской новой волны, умер в возрасте 87 лет» . Разнообразие . Проверено 29 января 2016 г.
  165. ^ Кесласси, Эльза (29 января 2016 г.). «Французская киноиндустрия отдает дань уважения режиссеру Жаку Риветту» . Разнообразие . Проверено 29 января 2016 г.
  166. ^ Ренье, Изабель (29 января 2016 г.). «Смерть режиссера «Новой волны» Жака Риветта, самого загадочного из группы» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 29 января 2016 г.
  167. ^ «Смерть Жака Риветта, крупного деятеля Новой волны» . La Dépêche du Midi (на французском языке). 29 января 2016 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
  168. ^ Перон, Дидье (29 января 2016 г.). «Паскаль Бонитцер, сценарист «Риветта»» . Либерасьон (на французском языке) . Проверено 4 февраля 2016 г.
  169. ^ Фродо, Жан-Мишель (29 января 2016 г.). «Свобода Жака Риветта» . Сланец . Проверено 29 января 2016 г.
  170. ^ Фраппа, Элен (29 января 2016 г.). «У него женское начало было современной космологией» . Либерасьон (на французском языке) . Проверено 4 февраля 2016 г.
  171. ^ Джафар, Али (29 января 2016 г.). «Умер Жак Риветт: французскому режиссеру новой волны было 87 лет» . Крайний срок Голливуд . Проверено 29 января 2016 г.
  172. ^ Броуди, Ричард (29 января 2016 г.). «Постскриптум: Жак Риветт» . Житель Нью-Йорка . Проверено 29 января 2016 г.
  173. ^ Потье, Жан-Мари (29 января 2016 г.). «Следящий выстрел Капо: как Риветт заставил нас задуматься о Холокосте в кино» . Сланец (на французском языке) . Проверено 29 января 2016 г.
  174. ^ Шатриан, Карло (3 февраля 2016 г.). «Блог Локарно. (Три причины) вспомнить Риветта» . Муби . Проверено 4 февраля 2016 г.
  175. ^ Пишар, Эрве (10 мая 2016 г.). «Однажды должно было родиться современное кино…»: три новых короткометражных фильма Жака Риветта» (на французском языке). Французская синематека . Проверено 24 октября 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
Медиа-офисы
Предшественник Редактор Cahiers du Cinema
1963–1965
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1c7f83971c62040f3ef928831d4cf68__1714118760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/68/d1c7f83971c62040f3ef928831d4cf68.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacques Rivette - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)