Жак Риветт
Жак Риветт | |
---|---|
![]() Риветт в 2006 году | |
Рожденный | Жак Пьер Луи Риветт 1 марта 1928 г. Руан , Франция |
Умер | 29 января 2016 г. Париж, Франция | (87 лет)
Род занятий | Кинорежиссер, кинокритик, театральный режиссер |
Годы активности | 1948–2009 |
Известный | Сумасшедшая любовь Выход 1 Селин и Джули катаются на лодке Северный мост Красивая шумиха |
Движение | Французская новая волна |
Супруг (а) | Марилу Паролини (в разводе) Вероник Манье-Риветт (его смерть) |
Награды |
Жак Риветт (англ. Французский: [ʒak ʁivɛt] ; 1 марта 1928 — 29 января 2016) — французский кинорежиссёр и кинокритик, наиболее связанный с французской «Новой волной» и киножурналом Cahiers du Cinéma . Он снял двадцать девять фильмов, в том числе «Безумная любовь» (1969), «Выход 1» (1971), «Селин и Джули катаются на лодке» (1974) и «Прекрасная шумница» (1991). Его работы известны своей импровизацией , свободными повествованиями и продолжительностью работы.
Вдохновленный Жаном Кокто стать режиссером, Риветт снял свой первый короткометражный фильм в двадцать лет. Он переехал в Париж, чтобы продолжить свою карьеру, часто посещая » Анри Ланглуа « Cinémathèque Française и другие киноклубы ; там он познакомился с Франсуа Трюффо , Жаном-Люком Годаром , Эриком Ромером , Клодом Шабролем и другими будущими участниками Новой волны. нанят Андре Базеном для Cinéma в 1953 году журнала Cahiers du . Риветт критику кино и был начал писать критиковал мейнстрим французского кино. Статьи Риветта, которыми восхищались его коллеги, считались лучшими и наиболее агрессивными произведениями журнала, особенно его статья 1961 года «Об отвращении» и его влиятельная серия интервью с кинорежиссерами, написанная в соавторстве с Трюффо. Он продолжал снимать короткометражные фильмы, в том числе «Le Coup de Berger» , который часто называют первым фильмом «Новой волны». Позже Трюффо приписал Риветту разработку этого движения.
Хотя он был первым режиссером «Новой волны», начавшим работу над художественным фильмом, « Париж принадлежит нам» не был выпущен до 1961 года, когда Шаброль, Трюффо и Годар выпустили свои первые полнометражные фильмы и популяризировали это движение во всем мире. Риветт стал редактором Cahiers du Cinéma в начале 1960-х годов и публично боролся с французской цензурой своего второго художественного фильма «Монахиня» (1966). Затем он пересмотрел свою карьеру, разработав уникальный кинематографический стиль в «L’amour fou» . Под влиянием политических потрясений 68 мая , импровизационного театра и подробного интервью с режиссером Жаном Ренуаром Риветт начал работать с большими группами актеров над развитием персонажей и позволить событиям разворачиваться на камеру. Эта техника привела к созданию тринадцатичасового фильма « Аут 1», и редко показывается на экранах, считается Святым Граалем киноманов который, хотя . Его фильмы 1970-х годов, такие как «Селин и Джули, катаются на лодке» , часто включали в себя фэнтези и пользовались большим уважением. Однако после попытки снять четыре фильма подряд у Риветта возникла нервный срыв , и его карьера замедлилась на несколько лет.
В начале 1980-х он начал деловое сотрудничество с продюсером Мартиной Мариньяк, которая продюсировала все его последующие фильмы. С тех пор производительность Риветта увеличилась, а его фильм «Прекрасная шумиха» получил международную оценку. Он ушел на пенсию после завершения фильма «Вокруг маленькой горы» (2009), а три года спустя выяснилось, что у него болезнь Альцгеймера . Очень скрывая свою личную жизнь, Риветт был недолго женат на фотографе и сценаристе Марилу Паролини в начале 1960-х годов , а затем женился на Веронике Манье.
Биография
[ редактировать ]1928–1950: Молодость и переезд в Париж.
[ редактировать ]Жак Пьер Луи Риветт родился в Руане , Приморская Сена, Франция, в семье Андре Риветта и Андре Амиара, в семье, «где каждый — фармацевт». [1] По словам друга детства Андре Рюэллана , отец Риветта был опытным художником и любил оперу. [2] Его младшая сестра рассказала, что их дом в Руане находился рядом с кинотеатром, где она помнит, как смотрела Pathé Baby мультфильмы « Феликс ле Шат» с Риветтом, их бабушкой и дедушкой. [3] Риветт получил образование в лицее Пьера-Корнеля . [4] сказал, что некоторое время изучал литературу в университете, «просто чтобы занять себя». [5] Вдохновленный книгой Жана Кокто о съемках « Красавицы и чудовища» (1946), Риветт решил заняться кинопроизводством и начал посещать киноклубы . [6] В 1948 году он снял свой первый короткометражный фильм « Aux Quatre Coins» . [7] в районе Кот-Сент-Катрин в Руане. [2] В следующем году он переехал в Париж с другом Фрэнсисом Буше. [8] потому что «если ты хотел снимать фильмы, это был единственный путь». [5] В день приезда он встретил будущего соавтора Жана Грюо , который пригласил его посмотреть «Les dames du Bois de Boulogne» (1945) в Ciné-Club du Quartier Latin. Эрик Ромер , чьей кинокритикой восхищался Риветт, выступил на показе с докладом. [9]
Хотя Риветт представил свой фильм в Институт высших кинематографических исследований, потому что это «было то, что понравилось бы моим родителям», школа его не приняла. [10] Он посещал курсы в Сорбонне , но вместе с Буше начал часто посещать показы Анри Ланглуа Французской синематеки вместо того, чтобы посещать занятия. [11] В Синематеке Риветт, Клод Шаброль , Жан-Люк Годар , Франсуа Трюффо , Сюзанна Шиффман , Грюо и Буше погрузились в фильмы немого кино и раннего « звукового кино », с которыми они ранее были незнакомы. [12] Он и эта группа молодых киноманов познакомились, когда они обычно сидели в первом ряду кинотеатра Cinématographique во время сеансов; [13] Риветт встретил Трюффо на показе фильма «Правила игры» (1939). [5] и часто сидел рядом с Годаром в течение нескольких месяцев, ни разу не заговорив с ним, прежде чем последний представился. [14] Риветт активно участвовал в дебатах после показа, и Ромер сказал, что на конкурсах киновикторин на студии «Парнас» он был «непобедим». [15] Риветт выразил благодарность за то, что показы и лекции Ланглуа помогли ему выстоять во время его раннего обнищания в Париже: «Твое слово спасло меня и открыло двери храма». [16] В отличие от своих современников, Риветт посещал показы в Синематеке вплоть до 1970-х годов. [17]
Он и его друзья также посетили показы в Ciné-Club du Quartier Latin, которым руководил Ромер. Хотя Риветт начал писать критику кино в 1950 году для Gazette du Cinéma , основанной Ромером с Буше в качестве его помощника, журнал прекратил публикацию после пяти выпусков; Риветт сказал, что быть критиком никогда не было его целью, но назвал это «хорошим упражнением». [18] В том же году он снял свой второй короткометражный фильм «Кадриль» , продюсером которого выступил Годар, который собрал деньги, украв и продав коллекцию редких Поля Валери первых изданий своего деда . [19] Риветт описал «Кадриль» как фильм, в котором «абсолютно ничего не происходит. Просто четыре человека сидят за столом и смотрят друг на друга». [20] По словам кинокритика Тома Милна , фильм имел «определенное гипнотическое, навязчивое качество, поскольку в течение 40 минут он пытался показать, что происходит, когда ничего не происходит». [19] Когда фильм был показан в Ciné-Club du Quartier Latin, Риветт вспоминал: «Через десять минут люди начали расходиться, и в конце остались только Жан-Люк и девушка». [20] Позже назвав его «Леттрист» , он сказал, что Исидор Ису , основатель леттризма, считал фильм «гениальным». [21]
1950–1956: Кинокритика и Le Coup du berger.
[ редактировать ]После случайного знакомства и сотрудничества Риветт и его коллеги-кинефилы стали близкими друзьями в сентябре 1950 года на фестивале Indépendant du Film Maudit (Независимый фестиваль проклятого кино), кинофестивале в Биаррице, организованном кинокритиками Жаком Дониоль-Валькрозом , Андре Базеном и его членами. Objectif 49 (группа художников-авангардистов). [22] Риветту, Годару, Трюффо и будущему кинематографисту Шарлю Битчу, прибывшим на гала-мероприятие в повседневной одежде, швейцар не разрешил им войти, пока Кокто не разрешил им войти. [23] Открыто враждебно настроенные по отношению к членам Objectif 49, они громко раскритиковали фестиваль. Вечер укрепил дружбу группы, заработав ей репутацию богемных «младотурков» и нарушителей спокойствия. [23] Шаброль, Груалульт, Ромер и Жан Душе также присутствовали на фестивале и жили вместе в общежитии лицея Биаррица. [24] Риветт раскритиковал фестиваль в ноябрьском номере Gazette du cinéma , назвав Objectif 49 высокомерным и заявив о своей победе над ними. [25] Его быстро стали считать лидером группы, которую Базен называл «хичкоко-ястребами». [26] Риветт и его новые друзья сблизились благодаря тому, что целыми днями смотрели повторяющиеся показы фильма и вместе шли домой, обсуждая увиденное. [27]
В 1951 году Базен основал киножурнал Cahiers du Cinéma и нанял большую часть «хичкоко-ястребов»; Риветт начал писать для журнала в феврале 1953 года. [28] Риветт поддерживал голливудских режиссеров, таких как Говард Хоукс и Фриц Ланг , а также международных режиссеров, таких как Роберто Росселлини и Кенджи Мидзогучи . [29] Он резко критиковал признанных французских директоров, написав, что они боятся рисковать и коррумпированы деньгами. [30] По словам Cahiers писателя Ферейдуна Ховейды , первые авторы журнала были политически правыми, за исключением Пьера Каста и Риветта. [31] В начале 1954 года Риветт и Трюффо (по прозвищу «Трюффет и Риво») начали серию интервью с кинорежиссерами, которыми они восхищались. Интервью, повлиявшие на кинокритику, были записаны на портативный магнитофон Grundig весом более 9 фунтов (4,1 кг), который никогда не использовался журналистами. Хотя большинство репортажей о развлечениях ограничивались отрывками или анекдотами киноактеров, Риветт и Трюффо познакомились с режиссерами, у которых брали интервью, и дословно опубликовали их подробные интервью. [32] С 1954 по 1957 год Cahiers du Cinéma опубликовал серию интервью с известными кинорежиссерами, включая Жака Беккера , Абеля Ганса , Хоукса, Альфреда Хичкока , Фрица Ланга, Жана Ренуара , Роберто Росселлини и Орсона Уэллса . [33]
Пока он писал критику, Риветт продолжал свою кинокарьеру; Летом 1952 года он снял свой третий короткометражный фильм «Дивертисмент» . в стиле Ромера ». Чарльз Битч назвал это « маривауджем между молодыми мужчинами и женщинами [34] Риветт, помощник Жака Беккера и Жана Ренуара, был оператором короткометражного фильма Трюффо «Визит» (1954) и короткометражного фильма Ромера «Беренис» (1954). [35] Стремясь снять художественный фильм, он рассказал о тщательно продуманных адаптациях произведений Андре Жида , Раймона Радиге и Эрнста Юнгера . [36] При финансовой поддержке Шаброля и продюсера Пьера Браунбергера Риветт снял 35-миллиметровый короткометражный фильм Le Coup du Berger (1956). В фильме, написанном Риветтом, Шабролем и Битчем, рассказывается о молодой девушке, которая получает норковую шубу от своего возлюбленного и должна скрыть ее от мужа; устный комментарий Риветта описывает действие как ходы в шахматной игре. [1] Жак Доньоль-Валькроз и Жан-Клод Бриали В фильме появились , а в массовке — Годар, Трюффо, Битч и Робер Лашене . [37] Снято за две недели в квартире Шаброля, бюджет полностью ушел на закупку кинопленки . [38] Он был распространен Браунбергером в 1957 году. [1] Трюффо назвал «Бергерский переворот» вдохновением для него, Шаброля, Алена Рене и Жоржа Франжю на создание своих первых фильмов: «Это началось. И началось благодаря Жаку Риветту. Из всех нас он был самым яростным полон решимости двигаться." [39] Ромер похвалил мизансцену фильма и написал, что в нем «больше правды и хорошего кино, чем во всех других французских фильмах, выпущенных в прошлом году». [40]
1957–1961: Париж принадлежит нам и французская новая волна
[ редактировать ]
В 1957 году итальянский режиссер-неореалист Роберто Росселлини объявил, что хочет снять серию фильмов о жизни во Франции. Несколько участников французской новой волны представили сценарии, которые стали их первыми фильмами, в том числе «Красавчик Серж» Ромера Шаброля (1958), «Знак Льва» Трюффо (1959) и «400 ударов» (1959). Риветт очень хотел снять фильм с помощью Росселлини и встретился с ним вместе с соавтором сценария Грюо, чтобы обсудить Университетский городок как «плавильный котел культур и идей» в Париже. Росселлини предложил изучить проект; вскоре после этого они получили 100 000 фунтов стерлингов за сценарий под названием «Сите» , но Росселлини отказался от проекта и отправился в Индию, чтобы снять собственный фильм. [41]
Риветт и Грюо переработали свою историю на основе критики Росселлини и написали « Париж принадлежит нам» . Его название представляет собой обыгрывание цитаты Шарля Пеги : «Париж никому не принадлежит». [42] с использованием заимствованного оборудования, кредита в размере 80 000 фунтов стерлингов от Cahiers du Cinéma и концов короткометражных кинолент, Летом 1958 года немой фильм был снят был добавлен звук . предоставленных Шабролем, а в следующем году [43] Среди мест съемок Риветта были крыша Театра Сары-Бернар , улица Каннетт, площадь Сорбонны и мост Искусств. [44] Он изо всех сил пытался закончить фильм и найти дистрибьюторов. [1]
В фильме «Париж принадлежит нам» Анна (Бетти Шнайдер), молодая парижская студентка, репетирующая постановку шекспировского « Перикла» , сталкивается с внезапной смертью композитора пьесы, пропавшей магнитофонной записью ее партитуры, тайным обществом, ищущим мир. доминирование, эксцентричная параноидальная американская журналистка, самоубийство продюсера пьесы и загадочная смерть ее брата. Шаброль, Годар, Жак Деми и Риветт появляются во второстепенных ролях. [1]
«Красавчик Серж» и «400 ударов» имели успех, а на Каннском кинофестивале 1959 года Трюффо и Шаброль использовали свою известность для продвижения фильма «Париж принадлежит нам» и помогли Риветту закончить фильм. [45] По словам Трюффо, получившего средства на его завершение, «выпуск « Парижа мы в квартире» — это оценка для каждого члена команды Cahiers du cinéma ». Он помог Риветту провести его премьеру в Studio des Ursulines 16 декабря 1961 года, после чего последовал показ в кинотеатре Agriculteurs в Париже. [46] Хотя отзывы о фильме были неоднозначными, L'Express дал ему высокую оценку . [47] Пьер Маркабрю из Combat сказал: «Связь между изображением и звуком никогда не была такой поразительной, запоминающейся или необходимой», а Жандер из Либерасьона похвалил изображение в фильме «морального и интеллектуального замешательства этих молодых людей, которых подавляет их эпоха за больше, чем их старшие». [48] Риветт, который позже сказал: «Это фильм о шестнадцатилетнем ребёнке, но, возможно, его сила в наивности», [49] выиграл приз Сазерленда за лучший первый фильм Британского института кино . [50]
Несмотря на то, что Шаброль, Трюффо и Годар были первыми из его друзей, которые начали работу над полнометражным фильмом, их дебютные полнометражные фильмы были представлены до Риветта в том, что французская пресса называла кино «новой волны». [1] Позже Риветт сравнил «Новую волну» с живописью импрессионистов ; Доступность краски в тюбиках, которая позволяла художникам рисовать на открытом воздухе, была аналогична технологическим достижениям, позволяющим кинематографистам снимать на улицах. Технические инновации, такие как более быстрая пленка и портативный диктофон Nagra , стали доступны после того, как режиссер закончил « Париж принадлежит нам» . [5]
1962–1967: редактор Cahiers du cinéma и о монахине . полемика
[ редактировать ]
После финансового краха фильма «Париж принадлежит нам экранизацию романа Дидро Дени «Религиозная» » Риветт безуспешно представил продюсеру Жоржу де Борегару . [51] Не испугавшись, Риветт и соавтор сценария Груо приступили к написанию сценария. В 1962 году Риветт предположил, что жена Годара, Анна Карина , идеально подошла бы на главную роль. Годар согласился, но де Борегар и продюсер Эрик Шульмбергер отвергли эту идею после того, как Комиссия по контролю (французская цензурная комиссия) заявила, что она будет запрещена. [52]
Годар и Карина получили финансирование от театрального продюсера Антуана Бурселлера на постановку сценической версии «Религиозной» . [51] Риветт поставил, а Годар продюсировал трехчасовой спектакль, который открылся в студии Елисейских полей 6 февраля 1963 года и закрылся 5 марта. [53] Хотя постановка потерпела финансовый провал, она получила хорошие отзывы, а Карина получила несколько наград за свою игру; Лотте Эйснер назвала его «самым красивым театром, который я видела со времен Бертольта Брехта ». [54] Постановка Риветта в классическом стиле Мариво была намеренно простой. [55] Он и Грюо продолжили переработку сценария фильма (который в конце концов был принят цензурной комиссией), но Бурсельер не мог позволить себе выпустить киноверсию, поэтому проект был отложен. [56]
После смерти Андре Базена в 1958 году Ромер стал главным редактором Cahiers du cinéma . К 1962 году у Ромера часто были разногласия со своими сотрудниками из-за того, что они не продвигали кинематографистов Новой волны. [57] После нескольких финансовых неудач режиссеры захотели большей известности, а Каье стал «орудием борьбы» Новой волны. Ромер представил кинематографистов «Новой волны» в декабрьском номере 1962 года перед своей отставкой в июне 1963 года, когда его преемником стал Риветт. [58] Позже Ромер сказал, что давление с целью покинуть Каье было лучшим, что когда-либо случалось с ним как с кинорежиссером. [59]
Под руководством Риветта Cahiers превратился из неполитического киножурнала в марксистский журнал, исследующий отношения между политикой и современной культурой. [60] В отличие от Ромера, Риветт позволял таким писателям, как Мишель Делаэ и Жан-Луи Комолли, публиковать статьи, тяготеющие к политике и философии и не обязательно связанные с кино. Они написали статьи о Мартине Хайдеггере и Луи Альтюссере и взяли интервью у не-кинематографистов, таких как Ролан Барт и композитор Пьер Булез . [61] Интервью Риветта и Делаэ с Бартом в 1963 году считается поворотным моментом для Cahiers как журнала, анализирующего фильм с семиотической точки зрения. [62] Риветт был амбициозным и финансово безответственным редактором; вскоре после дорогого 250-страничного двойного выпуска американских фильмов Cahiers потребовалась финансовая помощь. Его купил владелец молодежного журнала Дэниел Филипакки , и его стиль стал «более ярким» и более ориентированным на молодежь. [63] Риветт оставался редактором до апреля 1965 года, и его заменили Жан-Луи Комолли и Жан Нарбони. [64] Он публиковал статьи в журнале до 1969 года. [65]
Сразу после того, как Риветт покинул Cahiers , Борегар был готов снять «Монахиню» (1966), а Риветт и Грюо снова пересмотрели свой сценарий. [66] Риветт назвал сценарий записью спектакля с «хорошо написанной текстурой». [17] 31 августа 1965 года цензоры сообщили Борегару, что фильм «рискует быть полностью или частично вырезанным». Борегар проигнорировал предупреждение, и в октябре Риветт начал съемки. До завершения фильм вызвал споры; Члены католической церкви во Франции начали кампанию по написанию писем в оппозицию и оказали давление на комиссара парижской полиции Мориса Папона и министра информации Алена Пейрефитта , чтобы они приняли меры. Оба заявили, что запретят это. [66]
Риветт закончил «Монахиню» в 1966 году. Хотя в марте он был дважды одобрен цензурным советом, новый министр информации Ивон Бурж отменил одобрение в апреле и запретил фильм. [67] В ответ Борегар начал публичную кампанию в его защиту; многие журналисты, в том числе Годар и Шаброль, написали редакционные статьи с требованием выпуска фильма. «Манифест 1789» в поддержку был подписан Жаком Превером , Раймоном Кено , Маргаритой Дюрас и несколькими крупными французскими книжными издателями, а многие католические священники и монахини осудили влияние запрета на свободу слова. [68] Риветт рассказал журналу Le Figaro : «Это было так, как будто они нас гильотинировали». [67] а в Руане его отец Андре яростно защищал фильм от попыток города запретить его. [2]
Годар написал длинную редакционную статью с критикой министра культуры Андре Мальро . [68] Вскоре после этого Мальро публично выступил в защиту «Монахини» , разрешив премьеру фильма на Каннском кинофестивале 1966 года , где он не подвергался цензуре. В Каннах фильм получил высокую оценку критиков, а позже Борегар успешно подал в суд на совет цензуры. Президент Франции Шарль де Голль назвал спор «глупым» и приказал недавно назначенному министру информации Жоржу Горсу снять запрет. Наконец, «Монахиня» была освобождена 26 июля 1967 года. [69] Благодаря такой огласке этот фильм стал на тот момент единственным хитом Риветта. [1] Хотя он получил много хороших отзывов, Ги Дауссуа из Le Populaire сказал, что он «отмечен редко встречающейся схематизацией и чрезмерной простотой, при этом абсолютно никакой человеческой глубины». [67]
В «Монахине» Карина сыграла Сюзанну Симонин, молодую женщину, которую семья отправила в монастырь и подвергает физическим и психологическим пыткам. Она пытается сбежать, имея дело со своей ненавистной матерью, сочувствующей настоятельницей, равнодушным адвокатом, монахиней-лесбиянкой и сочувствующим, но похотливым монахом. [1] По словам Риветта, «съемки «Религиозки» были трудными... Я был обеспокоен, потому что раньше мы делали эту пьесу как пьесу с настроениями, репетициями и т. д., и когда я снимал фильм, я понял, что, поскольку люди играли тот же текст, те же слова, мысли мои блуждали, и я уже не слушал слов». [70] Карина охарактеризовала направление Риветта как гиперактивное; он постоянно «метался и выходил из всех углов... всегда разглядывая ту или иную деталь». [71]
После разногласий вокруг «Монахини » Риветт снял серию документальных фильмов о режиссере Жане Ренуаре для французского телесериала Cinéastes de notre temps , который вышел в эфир в 1966 году под названием « Жан Ренуар, покровитель» . Примерно в это же время Риветт и Грюо работали над сценарием « Взятия власти Людовиком XIV» ; Риветт решил, что не хочет ставить еще одну костюмированную драму, и Росселлини снял фильм в 1966 году. [72]
1968–1972: Политическая активность и кинематографический стиль.
[ редактировать ]В феврале 1968 года Анри Ланглуа был изгнан из Французской синематеки Мальро и министром культуры Пьером Муано ; назначенный правительством совет директоров взял на себя контроль, и Риветт и его старые друзья воссоединились, чтобы бороться за восстановление Ланглуа на работе. Имея штаб-квартиру Cahiers du Cinéma , нынешние и бывшие сотрудники, в том числе Риветт, Трюффо, Годар, Ромер и Шаброль, начали массовые рассылки писем и телефонные кампании с целью заручиться поддержкой. [73] Через несколько дней кинематографисты со всего мира объявили, что прекратят показ своих фильмов, если Ланглуа не будет восстановлен в должности. Журналисты Le Monde и Combat выразили поддержку, а 12 февраля несколько сотен представителей киноиндустрии провели акцию протеста возле Синематеки. [74] Два дня спустя протест более 3000 человек был встречен полицией с дубинками . Риветт выступил на пресс-конференции и возглавил атаку мимо одной из полицейских баррикад, ненадолго войдя в Синематеку вместе с Анной Вяземски . [75] В марте 1968 года Риветт был назначен в консультативный комитет. [76] а в следующем месяце Ланглуа был восстановлен в Синематеке. [77]
Протесты привели к созданию Etats généraux du cinéma Francais, комитета работников киноиндустрии, которые хотели большей свободы в создании фильмов и меньшего контроля со стороны Национального центра кинематографии . На майском заседании, на котором присутствовал Риветт, комитет в знак солидарности призвал к забастовке работников киноиндустрии и закрытию Каннского кинофестиваля 1968 года . Риветт позвонил Трюффо в Канны и сообщил эту новость, и Трюффо, Годар и другие режиссеры остановили фестиваль. [78] В Париже Генеральные штаты французского кино организовали массовые уличные протесты в рамках движения протеста 68 мая . [79]
Следующим фильмом Риветта стал «Безумная любовь» (1969). Разочарованный условностями кинопроизводства, он хотел создать импровизационную атмосферу. Риветт обходился без сценария, списка кадров и конкретной режиссуры, экспериментируя со сценариями и группами актеров. [1] Имея ограниченный бюджет, он снял фильм за пять недель. [80] Посмотрев спектакли экспериментально - импровизационной театральной группы режиссера Марк'О, Риветт выбрал актеров Марк'О Жан-Пьера Кальфона и Бюля Ожье на главные роли ; другие исполнители Marc'O выступали в ролях второго плана. [81] По словам режиссера, он выбрал Кальфона из-за его непохожести на Риветта, поскольку он стеснялся автобиографических аспектов персонажа. [82]
В фильме несколько слоев: театральная группа, репетирующая постановку « Жана Расина » Андромахи ; съемочная группа телевизионного документального фильма, снимающая создание спектакля на 16 мм, и закулисная история об отношениях режиссера (Кальфон) с его женой и главной актрисой (Ожье). Фильм заканчивается часовым спором между Кальфоном и Ожье, в ходе которого они уничтожают свою квартиру и ее содержимое. [1] Калфону разрешили ставить спектакль во время съемок. [83] Риветт выбрал Андре С. Лабарта на должность режиссера телевизионной группы после работы с ним над Cinéastes de notre temps , что позволило ему снимать 16-миллиметровые кадры. Затем Риветт и оператор Ален Левант, не вмешиваясь, сняли артистов сцены и съемочную группу на расстоянии 35 мм с расстояния. [84] Фильм был полностью импровизированным, включая сцену, в которой Кальфон и Ожье разрушают свою квартиру (что пришлось сделать за один дубль по бюджетным соображениям). [85] Выпущенный в 1969 году 252-минутный фильм получил положительные отзывы. [1] «Безумная любовь» вручила Риветту второй приз Сазерленда от Британского института кино. [86]
Свой кинематографический стиль режиссер нашел во время съемок этого фильма. По словам Риветта, «при импровизации вы автоматически слушаете», а автор — это «аналитик, человек, который должен прислушиваться к тому, что говорят люди — все слова важны. Как режиссер, вы должны слушать все и не иметь каких-либо предвзятых идей». ". [70] Воодушевленный своей новой техникой кинопроизводства, Риветт пригласил более сорока актеров (в том числе Жан-Пьера Лео , Джульетту Берто , Майкла Лонсдейла и Бюль Ожье), чтобы каждый из них разработал персонажа для нового фильма без сюжета или взаимодействия друг с другом. Затем он разработал базовую структуру того, что впоследствии стало Out 1 (1971). С апреля по июнь 1970 года Риветт отснял более 30 часов 16-миллиметрового материала, пока его актеры импровизировали историю, включающую теории заговора и театральные репетиции. [87]
В фильме «Из 1» Жан-Пьер Лео сыграл Колена, парижского мошенника, который притворяется глухонемым и начинает получать анонимные сообщения со ссылками на Льюиса Кэрролла » «Охоту на снарка и Оноре де Бальзака » «Историю сокровищ ( «Тринадцать»). ). Колин становится одержим этими сообщениями и начинает верить, что с ним связывается утопическое тайное общество, подобное тому, что изображено в рассказе Бальзака. Его ведут в бутик, где он встречает Фредерику (Джульетта Берто), молодого вора. Колин и Фредерик используют украденные письма, чтобы выследить, по их мнению, секретную группу «Тринадцать» в доме, где две группы актеров репетируют спектакли и » Эсхила «Прометей связанный « Семеро против Фив» . [1]
Out 1 был показан только один раз в своей 760-минутной оригинальной версии в Доме культуры в Гавре , 9–10 сентября 1971 года. На премьере, продолжавшейся в выходные дни, присутствовало более 300 человек, и Мартин Эвен из Le Monde назвал ее « путешествие за пределы кино», потому что большая часть зрителей приехала из Парижа, чтобы посмотреть его. [88] Первоначально задуманная как телепередача из 12 частей, Управление радиодиффузионного телевидения Франции отказалось ее приобрести. [89] С помощью Сюзанны Шиффман Риветт потратил больше года на редактирование 260-минутной версии под названием « Out 1: Spectre» , выпущенной в 1974 году. «Out 1» получил высокую оценку и стал культовым фильмом. [1] Потому что его было крайне сложно посмотреть целиком, а критики Джонатан Розенбаум и Деннис Лим назвали фильм «Святым Граалем» для киноманов. [90] [91] Первый возрожденный показ оригинальной версии состоялся на Роттердамском кинофестивале в феврале 1989 года. Наконец, его показали по французскому телевидению в начале 1990-х годов, а впервые он был показан в США в Музее движущегося изображения в декабре 2006 года для проданных зрителей. наша аудитория. [88]
1973–1982: Фэнтези-фильмы и нервный срыв.
[ редактировать ]
Летом 1973 года Риветт попытался снять «Феникс» — фильм о театральном мире Парижа начала 1900-х годов, в котором главную роль должна была сыграть Жанна Моро . Из-за бюджетных ограничений он был вынужден отказаться от проекта. [89] Затем Риветт снял свой самый получивший признание критиков фильм «Селин и Джули катаются на лодке» (1974). «Aller en bateau» («кататься на лодке») на французском сленге означает «погруженный в фантастику» или «отправленный на прогулку». Риветт встретился с друзьями, актрисами Джульет Берто и Домиником Лабурье , чтобы разработать двух персонажей, а также создал сюжет и сценарий вместе с соавтором Эдуардо де Грегорио. [1] Позже он сказал, что во время подготовки к съемкам ему «никогда не было так [весело]. Не думаю, что я когда-либо так много смеялся». [92] В отличие от двух своих предыдущих фильмов, Риветт не прибегал к импровизации во время съемок и говорил, что сюжет был тщательно выстроен заранее. [1]
Наполненная отсылками к «Алисе в стране чудес» , Жану Кокто и Марселю Прусту , «Селин и Жюли катаются на лодке» начинается с того, что Жюли (Рабочий) и Селин (Берто) случайно встречаются и становятся друзьями. Они начинают посещать загадочный «Дом художественной литературы», где каждый день разыгрывается одна и та же мелодрама (по мотивам двух рассказов Генри Джеймса ), заканчивающаяся убийством молодой девушки загадочной Софи (Мари-Франс Пизье). [1] Снятый за пять недель летом 1973 года фильм «Селин и Джули идут на лодке» получил специальный приз жюри на Международном кинофестивале в Локарно 1974 года . Его продюсировал Барбет Шредер , а распространяла компания Les Films du Losange . [1] Джонатан Розенбаум похвалил его, написав, что знает «многих женщин, которые считают «Селин и Жюли на лодке » своим любимым фильмом о женской дружбе ». [91]
Затем Риветт задумал и получил финансирование для серии из четырех фильмов « Сцены параллельной жизни» . Каждый фильм будет вращаться вокруг двух главных героинь. Первая часть должна была стать историей любви, вторая часть — фэнтези, третья часть — приключением, а четвертая — музыкальной комедией. По словам Риветта, его намерением для серии фильмов было «изобрести новый подход к игре в кино, где речь, сведенная к основным фразам, точным формулам, будет играть роль поэтической пунктуации. Ни возврата к немому кино, ни пантомимы, ни хореографии: нечто иное, где движения тел, их контрапункт и запись в пространстве экрана будут основой мизансцены » . [1] Тетралогия , отражающая политическую ситуацию во Франции , включая негативную реакцию консерваторов после мая 1968 года и избрание Валери Жискар д'Эстена , будет связана воедино импровизированной музыкальной партитурой. [93] Риветт работал над сценариями вместе с де Грегорио и Паролини. [94]
В Дуэли (Сорок) (1976) [а] Королева Ночи (Джульетта Берто) сражается с Королевой Солнца (Бюлль Ожье) за волшебный алмаз, который позволит победителю остаться в современном Париже. В Нороа (Месть) (1976) [б] пират Мораг ( Джеральдин Чаплин ) жаждет отомстить пиратке Джулии ( Бернадетт Лафонт ) за убийство ее брата. [1] «Дуэль» снимали в марте и апреле 1975 года, а Норуа снимали в Бретани в мае. [96] [97] Де Грегорио посмотрел Турнера Сирила «Трагедию мстителя» и предложил ее Риветту. Сценарий, написанный на английском языке XV века, вызвал у актрис некоторые затруднения. [97]
В августе 1975 года Риветт приступил к съемкам первой части сериала: «Мари и Жюльен» , истории любви с Альбертом Финни и Лесли Кэрон в главных ролях . [96] Через три дня съемок Риветт сломался из-за нервного истощения, и производство сериала было прекращено. [98] [99] Позже Риветт сказал, что он «сломался физически… Я переоценил свои силы». [100] Хотя Маргарита Дюрас предложила закончить фильм, актеры отказались продолжать без Риветта. [101] В 2003 году он заявил, что фильм «Мари и Жюльен» основан на реальной истории женщины, покончившей жизнь самоубийством. [102] В четвертом музыкально-комедийном фильме Риветта снимались бы Анна Карина и Жан Марэ . [103] [104] Премьера «Норуа» состоялась в Лондоне и была показана на Каннском кинофестивале 1976 года . [105] но так и не был распространен. Он и «Дуэль» получили посредственные отзывы, что вызвало у Риветта проблемы с продюсерами сериала. [1] Режиссер рассказал, что Сьюзан Зонтаг понравился «Норуа» , а Жан Руш узнал в его сюжете древние африканские мифы , куда Риветт включил кельтские мифы . [106]
По словам режиссера, на восстановление после срыва ушло больше года. [105] Продюсер Стефан Чалгаджиев пересмотрел контракт на сериал «Сцены параллельной жизни» , включив в него только один фильм, предполагаемую первую или четвертую часть. Риветт решил, что он хочет снимать и то и другое, или ни того, ни другого, и снял несвязанный с этим фильм « Карусель» (1981). Чалгаджиев сказал ему, что Мария Шнайдер хочет снять с ним фильм, и актер Джо Даллесандро и Риветт согласились. [99] [100] Снятый в 1978 году, но законченный только в 1981 году, фильм представляет собой детективную историю о пропавшей сестре и наследстве. [1] Риветт полагался на импровизацию во время постановки, которую через несколько дней он описал как «идущую очень плохо». [100] Хотя Шнайдер также выздоравливала от болезни, и они с Риветт хотели отказаться от проекта, актеры и съемочная группа убедили их продолжить. Риветт сказал: «Во время съемок у двух человек было слабое здоровье, а денег вообще не было». Спустя более года после завершения съемок он добавил кадры с участием композиторов фильма Барре Филлипса и Джона Сурмана в исполнении, несмотря на отсутствие связи с сюжетом или персонажами. [107] «Карусель» , вышедшая в кинотеатрах в 1981 году, получила посредственные отзывы. [108]
В 1980 году Риветт решил сделать ремейк Out 1 . Ожье, единственный актер оригинального состава, доступный для проекта, и ее дочь Паскаль Ожье работали с Риветтом над персонажами, как это сделал режиссер десятилетием ранее. Вместе со сценаристом Сюзанной Шиффман они сняли 30-минутный короткометражный фильм «Paris s'en va» (1980) как эскиз будущего полнометражного фильма «Северный мост» (1982), который вышел в прокат в 1982 году. В фильме «Норский мост» снимались Бюлль и Паскаль Ожье в роли двух женщин, которые встречаются и исследуют странную «Змей и лестницы» карту Парижа, похожую на , и загадочного человека по имени Макс. Риветту было трудно найти финансирование: Национальный центр кинематографии трижды отказывался финансировать фильм. [109] Режиссер уложился в свой ограниченный бюджет, сделав персонажа Бюль Ожье клаустрофобным, потому что он не мог позволить себе много внутренних сцен. [110] По словам биографа Риветта Мэри Уайлс, поскольку «Париж принадлежит нам» является отражением Франции 1950-х и 1960-х годов , «Северный мост» завершает трилогию, отражая социальную и политическую среду Франции 1970-х годов. [109]
1983–1991: Партнерство с Мариньяком и рост признания.
[ редактировать ]Трудности Риветта с обеспечением финансовой поддержки своих фильмов в конце 1970-х годов привели его к деловому партнерству с Pierre Grise Productions и продюсером Мартиной Мариньяк. [111] (1946–2022). [112] Компания была главным дистрибьютором и финансистом всех его последующих фильмов. Их первый фильм « Любовь на земле» (1984) снова касался театральной группы и размытия вымысла и реальности. Джеральдин Чаплин и Джейн Биркин играют членов театральной труппы, которых приглашают сыграть в новой пьесе, напоминающей реальную жизнь ее режиссера (Кальфона) и загадочное исчезновение его жены. [1]

Отойдя от своего экспериментального и сложного стиля, Риветт затем адаптировал Эмили Бронте » «Грозовой перевал . Основанный на первой части романа и действие которого происходит на юге Франции 1930-х годов, в «Хюрлеванте» снимались три неизвестных актера: Фабьен Бэйб в роли Кэтрин, Лукас Бельво в роли Роха (Хитклифф) и Оливер Крювейлер в роли брата Кэтрин, Уильяма. «Hurlevent» первый фильм Риветта за многие годы без его обычной труппы актеров и технических специалистов, созданный по образцу Бальтуса , иллюстраций тушью , был выпущен в 1985 году. [113]
Риветт получил признание критиков за свой фильм 1988 года «La Bande des quatre» ( «Банда четырех» ) о четырех студентах-драматургах, чья жизнь игриво чередуется от театра к реальной жизни и воображению. [114] По словам режиссера, который хотел снять фильм о молодых людях, работающих над спектаклем, «Работу всегда гораздо интереснее показывать, чем результат». [114] Фильм получил почетную награду на 39-м Берлинском международном кинофестивале . [115]
Ему настолько понравилось работать с четырьмя молодыми актрисами в «Банде четырех» , что Риветт вернулся в театр. Актрисы исполнили сцену из Пьера Корнеля в «Сурены» « Банде четырех» Корнеля , поэтому Риветт, актрисы и дополнительные исполнители репетировали «Титу и Беренис» , Жана Расина » «Бажазе и пьесу Пьера де Мариво (которая в конечном итоге была снята с производства). потому что он был слишком жестким»). После нескольких недель репетиций актрисы были готовы поставить две пьесы, которые шли в Театре Жерара Филиппа в Сен-Дени с 18 апреля по 20 мая 1989 года. По словам Риветта, пьеса Корнеля была для актрис более интересной; он был «очень глубоким. Я считаю его автором очень глубоким, полным истории и мыслей». [116]
Сол Аустерлиц назвал успех La Bande des quatre « вторым дыханием Риветта как режиссера»; [60] это привело к созданию La Belle Noiseuse ( «Прекрасная возмутительница спокойствия ») (1991), самого известного фильма в дальнейшей карьере Риветта. Основанный на рассказе Бальзака « Неизвестный шедевр », он изображает отношения между затворническим, скучным художником Френхофером ( Мишель Пикколи ), его женой и бывшей моделью Лиз (Биркин) и его новой моделью Марианной ( Эммануэль Беар ). Марианна вдохновляет Френхофера закончить его давно заброшенный великий опус La Belle Noiseuse , поскольку Лиз и парень Марианны становятся все более ревнивыми. Четырехчасовой фильм показывает ход работы над картиной в реальном времени, один мазок кисти за раз, с крупными планами рук французского художника-абстракциониста Бернара Дюфура . [60] По словам Риветта, «мы действительно старались сделать фильм, который не говорил бы о живописи, а приближался к ней». [117] Фильм принес ему Гран- при Каннского кинофестиваля 1991 года и Приз Мельеса Французского синдиката кинокритиков . [118] [119] Он получил пять номинаций на премию «Сезар» , в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру (единственная номинация Риветта в этой категории). [120] Вскоре после успеха в Каннах в кинотеатрах была выпущена двухчасовая версия « Прекрасная шумиха: Дивертисмент ». [121]
1992–2009: Более поздние фильмы и выход на пенсию.
[ редактировать ]Затем Риветт снял двухсерийный фильм о жизни Жанны д'Арк под названием «Жанна-девица : Жанна-девица, часть 1: Битвы» и «Жанна-девица, часть 2: Тюрьмы» (1994). Фильм Риветт отличался от известных интерпретаций Жанны Карлом Теодором Дрейером и Робертом Брессоном , сосредоточив внимание на ее популярности во Франции, а не на ее страданиях и мученичестве. Фильм, основанный на воспоминаниях Риветта о книгах Шарля Пеги о Жанне, частично снимался в его родном городе Руане. «Жанна-девица в главной роли » с Сандрин Боннер вышла на экраны в 1994 году. [122]
Из-за большого бюджета фильм не имел финансового успеха. Из-за этого Мартина Мариньяк хотела снять быстрый и недорогой фильм; Риветт, не имея идей, начал собирать актерский состав. Он связался с Натали Ришар , Марианной Деникур и Лоуренсом Котом , которые подали ему идею фильма о танцевальных залах такси Нью-Йорка 1920-х годов ; это привело к фильму «Вверх, вниз, хрупкий» (1995). [123] Ришар, Деникур и Кот играют трех женщин, пытающихся преодолеть личные препятствия, а музыкальные номера в загадочном ночном клубе рассказывают об их жизни. [124] В фильме, отсылающем к голливудским закулисным мюзиклам 1920-х и 1930-х годов , Анна Карина предстает в роли певицы ночного клуба, чьи песни отсылают к ее предыдущим фильмам с Годаром. [125] «Вверх, вниз, хрупкое» был показан на XIX Московском международном кинофестивале . [126]
Риветта В фильме « Совершенно секретно» (1998) Боннер изображена в роли молодого ученого, чей брат ( Грегуар Колен ) убеждает ее, что их отец был убит Вальзером ( Ежи Радзивилович ), и жаждет мести. [127] Риветт сказал, что на фильм, во многом основанный на мифе об Электре , больше повлияла Жироду Жана менее известная пьеса , чем классические версии Эсхила , Софокла и Еврипида . [111] «Совершенно секретно» отдает дань уважения фильму «Двойное возмещение» (1944), а биограф Мэри Уайлс заметила влияние « Незнакомцев в поезде » Хичкока (1951) и «Головокружение» (1958). [128] Уайлс назвал три фильма Риветта с Боннер феминистскими , написав, что они «раскрывают глубокую личную связь с [Риветтом]». [129]

В фильме «Ваша знания» (2001) Жанна Балибар и Серджио Кастеллитто сыграли пару, вовлеченную в романтический фарс, когда они пытаются поставить пьесу Луиджи Пиранделло « Приходи, ты видишь меня» и ищут пропавшую рукопись. [130] Говарда Хокса Риветт отдает дань уважения эксцентричным комедиям и включает отсылку к фильму «Это случилось однажды ночью » (1934). [131] Режиссер-постановщик фильма Уго намеренно напоминает Жерара из «Париж принадлежит нам» . [132] более длинная версия Va Savoir+ . В следующем году была выпущена [133] По словам Сола Аустерлица, это «потрясающий фильм, который является еще одной вершиной в исключительной карьере Жака Риветта». [60]
В 2002 году Риветт опубликовал книгу сценариев к трем своим неснятым фильмам, в том числе «Мари и Жюльен» . [96] Сценарий « Мари и Жюльена» так и не был завершен, а кадры трех дней съемок были утеряны; Риветт работал на основе «загадочных заметок», сделанных его помощницей Клэр Дени, которые оператор Уильям Любчанский хранил десятилетиями. Его работа над читаемым сценарием для публикации побудила его возродить проект. [134] Риветт, Паскаль Боницер и Кристин Лоран работали над сценарием вместе с актерами во время создания переработанной версии «Истории Мари и Жюльена» (2003). [104] Риветт выбрал Беара и Радзивиловича на главные роли, заявив, что было «интереснее и увлекательнее» работать с актерами, с которыми он работал ранее. [134] и некоторые диалоги в оригинальных заметках остались без изменений. [135] Хотя в фильме отсутствовала импровизированная музыкальная партитура, соединяющая первые два фильма, персонаж «Мадам Икс» напоминает богиню луны и богиню солнца Марию. [136] Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2003 году . [137]
В 2007 году Риветт снял «Герцогиню Ланже» Бальзака — точную экранизацию романа и вторую часть трилогии Бальзака «История любви» , предисловие к которой вдохновило «Out 1» . [138] Жанна Балибар и Гийом Депардье играют любовников Майорки начала 1823 года, вовлеченных в мучительные, разочаровывающие отношения. [139] Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2007 году . [140] В 2009 году Риветт снял 36 картин Сен-Лу ; Джейн Биркин сыграла женщину, которая возвращается в цирковую труппу своего детства после смерти отца и заводит роман с богатым итальянским бродягой ( Серджио Кастеллитто ). [141] Премьера фильма состоялась на 66-м Венецианском международном кинофестивале . [142] был последним для режиссера. [143]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Первые годы Риветта в Париже были бедными, и он, как известно, жил аскетично, имея минимальные ресурсы; Шаброль сказал, что он очень худой и почти не ест, сравнив свою улыбку с улыбкой Чеширского кота . [144] Грюо описал Риветта как «худощавого, темноволосого человека с очень живыми темными глазами на изможденном лице восковой бледности… добавьте к этому натянутую, нервную улыбку человека, которому приходится прилагать постоянные усилия, чтобы добиться признания со стороны общество, которое он, казалось, считал непоправимо враждебным». [145] Его мнение высоко ценилось среди его сверстников, и, по словам Душе, «[Риветт] был великим оратором. Он был тайной душой группы, оккультным мыслителем, своего рода цензором». [144] Годар сказал: «Мне может очень понравиться фильм, но если бы Риветт сказал: «Это бесполезно», то я бы с ним согласился… как будто у него был привилегированный доступ к кинематографической правде». [146] Трюффо считал Риветта своим лучшим другом, и их часто видели на кинопоказах. [147] Трюффо рассказал, что в 1950-е годы Риветт был единственным членом группы, уже способным снимать художественный фильм. [36]
Дружба Риветта с Ромером была сложной из-за непосредственной роли Риветта в увольнении Ромера из Cahiers du Cinéma . Риветт и Ромер уважали друг друга, но спорили из-за Каье , а также из-за финансовых вопросов. политических и эстетических позиций [148] Они снова стали близкими друзьями после того, как Ромер заинтересовался импровизационными фильмами Риветта, восхваляя L'amour fou и играя в Out 1 . Позже Ромер назвал Out 1 «столичным памятником в истории современного кино, неотъемлемой частью кинематографического наследия». [149] Риветт также восхищался фильмами Ромера и назвал «Парижское рандеву» (1995) «фильмом абсолютного изящества». [150] Некоторые писатели Cahiers в эпоху Ромера не любили его, например, Душе, Жан Домарчи, Ферейдун Ховейда, Филипп Демонсаблон, Клод Бейли и Филипп д'Юг, которые говорили, что Риветт «был на стороне Сен-Жюста , он был непримиримым якобинцем , который считал тебя идиотом, если ты с ним не соглашался. Он определял, что морально и правильно, как староста ». Антуан де Бек писал, что эти писатели уважали Риветта, но считали его «резким, высокомерным и догматичным» и что он «без колебаний отлучал от церкви противников или посредственностей». [151] Однако писатели Cahiers Андре Лабарт и Мишель Делаэ похвалили его; Делахай сказал, что он «был самым блестящим, с несравненной харизмой». [152]
По словам Дэвида Томсона, Риветт «славился тем, что у него было мало или вообще не было семейной жизни, и уж тем более не личная жизнь, которая пересекалась с его работой. Сам по себе он предпочел бы сидеть в темноте и смотреть другой фильм»; в 1956 году его описывали как «слишком отчужденного и невероятно интеллектуального». [153] Булле Ожье описал Риветта как человека, очень скрытного в своей жизни: «Я понятия не имею, чем он занимается. Я вижу его только во время съемок» или когда она сталкивалась с ним на публике, хотя чувствовала себя рядом с ним. По словам Ожье, у него были неврозы и тревожность, из-за которых он часто не мог подойти к телефону, а рассказывать о личной жизни было бы нескромностью и предательством. [5] Лоуренс Кот сказал, что присоединиться к узкому кругу доверенных друзей Риветта было сложно и требовало «преодоления ряда препятствий и соблюдения кодексов». Мартин Мариньяк сказала, что Риветт был очень скромным и застенчивым, и что его близкие друзья привыкли не получать от него известий в течение длительного времени. Мариньяк также сказал, что «он проводит свою жизнь в кино, а также читает, слушает музыку. Ясно, что мир реальности нападает на него». [154] Джонатан Ромни сообщил, что в 1970-е годы «Риветт иногда уходил в самоволку со своих съемок, его неизменно можно было найти за просмотром какого-нибудь раритета в одном из арт-кинотеатров на Левом Берегу». [155] Жан-Пьер Лео, назвавший Риветта своим близким другом, сказал, что он «был единственным человеком, который видел все в фильме. И он передавал нам все, что видел, запуская в ход наши собственные эстетические идеи». [156] Режиссер стал героем документального фильма 1990 года « Жак Риветт, Ночной сторож » режиссеров Клэр Дени и Сержа Дэни. [5] Трэвис Маккензи Гувер написал, что в документальном фильме Риветт изображен с «одинокими наклонностями» и как «своего рода временный человек, не имеющий дома или страны, бродящий или слоняющийся в общественном пространстве вместо того, чтобы застолбить какую-то личную terra Firma ». [157]
В 1960 году он ненадолго появился с подругой Марилу Паролини Жана Руша и Эдгара Морена в документальном фильме «Chronique d'un été» . [158] Паролини была секретарем в Cahiers , а позже — фотографом на съемочной площадке у Риветта и других режиссеров «Новой волны». Она и Риветт поженились, но расстались вскоре после закрытия сценической версии «Монахини» и в конце концов развелись. Они продолжили профессиональные отношения; Паролини сотрудничала с Риветтом в фильмах «Безумная любовь» , «Дуэль» , «Нороа» и «Любовь на земле» в качестве соавтора сценария, а также делала фотографии на съемках фильмов «Монахиня и Селин и Жюли на лодке» . [94] Паролини умер в Италии 21 апреля 2012 года. [94]
20 апреля 2012 года кинокритик Дэвид Эренштейн разместил в Интернете, что Риветт болен болезнью Альцгеймера . [159] Боницер и Мариньяк позже рассказали, что он начал ощущать последствия болезни во время негативного опыта съемок 36 vues du pic Saint-Loup . Съемочный день в среднем длился четыре часа, и Риветт часто терял из виду то, что уже было снято, что приводило к более короткому времени просмотра, чем в его предыдущих фильмах. [160] В середине 2000-х Риветт познакомился со своей второй женой Вероникой Манье. Они поженились вскоре после того, как у него диагностировали болезнь Альцгеймера. Мариньяк сказал, что «благодаря ей он избежал больниц и смог остаться дома». [161] Риветт и его жена жили в районе улицы Кассет в Париже, где опекуны и врачи ухаживали за ним последние восемь лет его жизни. [3]
Со времен Парменида и его дуэли
между бытием и небытием,
величайшие умы болтали
снова и снова об этом
братская перебранка, заламывание рук
Алфавит Сократа , тщетно до тех пор, пока
Google:
власть и слава,
свобода и братство,
мир и война,
бесконечность и тотальность,
нищета и демократия,
ужас и добродетель,
поэзия и правда,
и так далее
Я вообще-то на секунду хотел добавить
природа и метафора
всему этому чаривари ,
веря, что смогу постичь реальность, например
это говорят профессионалы и
любители своей профессии,
смешивание выстрела и обратного выстрела,
но это ускользает от внимания
в прошлый раз все эти
суета, что маленький мальчик
из Руана, в конце концов забрав обратно
его мысли из его киножизни,
как человек простой и сложный
каким бы он ни был, подходящим для
себя и справедливо провозглашая:
тайна и закон — для экрана
ничего ни от чего не скрывал. - Жан-Люк Годар в интервью «Le secret et la loi» в мартовском номере журнала Cahiers du Cinéma за 2016 г. [162]
Смерть
[ редактировать ]Риветт умер 29 января 2016 года от осложнений болезни Альцгеймера в возрасте 87 лет в своем доме в Париже. Президент Франсуа Олланд увековечил его память как «одного из величайших режиссеров» и похвалил министр культуры Флер Пеллерен . Представители французской киноиндустрии восхваляли его; [163] [164] Серж Тубиана сказал: «Риветт, несомненно, был самой задумчивой, вдумчивой и самой интеллектуальной фигурой Новой волны». Булле Ожье писал, что «работы Риветта были изобретательными, исследованными и хорошо структурированными. Его не интересовало ничего, кроме создания фильмов». [165] Изабель Ренье писала о скрытном характере Риветта, отмечая, что тайна его жизни «царит в его могиле». [166] Режиссер Cinémathèque française Фредерик Бонно назвал Риветта влиятельным и сказал, что он всегда пытался изобрести новый вид кино в каждом своем фильме. [167] Давний соратник Паскаль Боницер сказал, что «он был в некотором роде аутсайдером в Nouvelle Vague и в то же время был ее душой, одним из самых радикальных и самых конфиденциальных». [168] Жан-Мишель Фродон говорил, что он воплотил «дух Новой волны». [169] Элен Фраппа хвалит его использование мизансцены при изображении женщин. [170] Мартин Скорсезе назвал его очаровательным художником, «самым экспериментальным из режиссеров французской новой волны». [171]
Ричард Броуди назвал Риветта «самым открытым и самым сдержанным из французских кинематографистов», заявив, что все фильмы Риветта «представляют собой попытку уловить полноту внутреннего мира, диапазон навязчивых идей и загадок всей жизни». В отличие от других некрологов, посвященных в основном его кинокарьере, Броуди похвалил Риветта за его влияние на кинокритику, выделив его статью 1961 года «Об отвращении», рецензию на Джилло Понтекорво о Холокосте фильм « Капо» . Броуди назвал это «пробным камнем для обсуждения любого фильма, в котором совершаются злодеяния». [172] Во Франции Жан-Мари Потье также назвал «Об унижении» «одним из самых известных текстов в истории французского киномана». Среди других кинокритиков, ранее хваливших статью, - Серж Дэни и Антуан де Бек, а знаменитая цитата Годара «отслеживание кадров - это вопрос морали» возникла под влиянием статьи. [173] Художественный руководитель кинофестиваля в Локарно Карло Шатриан написал, что Риветт «сделал первую и лучшую попытку перенести идеи Андре Базена в критические произведения», и похвалил такие статьи, как «Гений Говарда Хоукса» и «Письмо о Росселлини». [174]
Риветт был похоронен 5 февраля 2016 года на кладбище Монмартр в Париже, недалеко от могилы Франсуа Трюффо. Боницер, Мариньяк и Нарбони выступили на похоронах. На мероприятии также присутствовали сестра и племянники Риветта. Вероник Манье-Риветт рассказала присутствовавшим на похоронах, что, как говорят, ангелы поют в минуты молчания в двадцать минут четвертого часа, так и Риветт умер в 12:20. [3] мартовский номер Cahiers du Cinéma за 2016 год. Ему был посвящен [162] В мае 2016 года французская синематека объявила, что первые три короткометражных фильма Риветта были заново открыты его вдовой, реставрируются, а затем в июне того же года показаны на фестивале Coté Court. [175]
Работает
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ И французское название (женская форма существительного «дуэль»), и выбранное режиссером английское название «Сумерки» (сокращение от слова «сумерки» и «почему ») являются неологизмами. [95]
- ↑ Название является сокращением от nord-ouest , «северо-запад», что означает направление или ветер с этого направления, на английском языке — «nor'wester». [95]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Уэйкман 1988 , стр. 895–902.
- ^ Jump up to: а б с Руэллан, Андре. «Жак Риветт» (на французском языке). Искусство-Культура-Франция. Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Гелиот, Армель (5 февраля 2016 г.). «Похороны Жака Риветта: прощание Боннера, Беара, Балибара...» Le Figaro (на французском языке) . Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Жак Риветт» . Средняя школа Пьера Корнеля . 29 января 2016 года . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Денис, Дейни и 24 февраля 1994 г.
- ^ Броуди 2008 , с. 16.
- ^ Бек 2010 , с. 55.
- ^ Бек 2010 , с. 39.
- ^ Броуди 2008 , с. 16; Уайлс 2012 , с. 2.
- ^ Уэйкман 1988 , стр. 895–902; Денис, Дейни и 24 февраля 1994 г.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 49; Бек 2010 , с. 36.
- ^ Монако 1976 , с. 305; Бек 2010 , с. 36.
- ^ Бек 2010 , с. 37.
- ^ Броуди 2008 , с. 17.
- ^ Маккейб 2003 , с. 150; Броды 2008 , с. 16.
- ^ Baecque 2010 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Монако 1976 , с. 305.
- ^ Денис, Дейни и 24 февраля 1994 г .; Бек 2010 , с. 39; Baecque & Herpe 2016 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Монако 1976 , с. 313.
- ^ Jump up to: а б Броды 2008 , с. 19.
- ^ Броуди 2008 , с. 20.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 47; Маккейб 2003 , с. 67; Baecque 2010 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б Маккейб 2003 , с. 67.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 48; Бек 2010 , с. 41.
- ^ Baecque 2010 , стр. 41–42.
- ^ Броуди, Ричард (11 сентября 2010 г.). «Заметки о кассах» . Житель Нью-Йорка . Конде Наст . Проверено 22 августа 2021 г.
Лучшие критики в истории искусства сами являются художниками или философами (я голосую за Ницше); а лучшие критики в истории кино — это «Хичкоко-Ястребы», будущая «Новая волна», потому что их произведения уже были частью художественного проекта и указывали направление художественной практики, которая удивительно плодотворна и по сей день.
- ^ Денис, Дейни и 24 февраля 1994 г .; Бэкк и Тубиана 1999 , с. 49; Броды 2008 , с. 17.
- ^ Бек 2010 , с. 52.
- ^ Морри и Смит 2010 , стр. 12–13.
- ^ Мари 1997 , с. 56.
- ^ Броуди 2008 , с. 37.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 89.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 90.
- ^ Уайлс 2012 , с. 2.
- ^ Уэйкман 1988 , стр. 895–902; Уайлс 2012 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Джейкоб и де Живрэ, 1988 , с. 90.
- ^ Уайлс 2012 , с. 3.
- ↑ Neupert 2007 , p. 165.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 150.
- ^ Baecque & Herpe 2016 , стр. 128–129.
- ^ Галлахер 1998 , стр. 457–458.
- ^ Уайлс 2012 , с. 15.
- ^ Уэйкман 1988 ; Трюффо 1994 , с. 320.
- ^ Мари 1997 , с. 83.
- ^ Трюффо 1994 , с. 323.
- ^ Джейкоб и де Живрэ 1988 , с. 172; Бэкк и Тубиана 1999 , с. 150.
- ^ Джейкоб и де Живрэ 1988 , с. 172.
- ^ Монако 1976 , с. 314.
- ^ Уайлс 2012 , с. 145.
- ^ «Париж принадлежит нам» . Муби . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Броды 2008 , с. 142.
- ^ Маккейб 2003 , с. 142; Броды 2008 , с. 142.
- ^ Монако 1976 , с. 306; Маккейб 2003 , с. 143; Броды 2008 , с. 144.
- ^ Маккейб 2003 , с. 143; Броды 2008 , с. 144.
- ^ Уайлс 2012 , с. 23.
- ^ Броуди 2008 , с. 144.
- ^ Броуди 2008 , с. 176.
- ^ Маккейб 2003 , с. 205; Броды 2008 , с. 176.
- ^ Броуди 2008 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б с д Аустерлиц, Саул (24 января 2003 г.). «Жак Риветт» . Чувства кино . Проверено 11 июля 2012 года .
- ^ Броуди 2008 , с. 200.
- ^ Уайлс 2012 , с. 26.
- ^ Броуди 2008 , с. 206.
- ^ Броуди 2008 , с. 207.
- ↑ Neupert 2007 , p. 273.
- ^ Jump up to: а б Броды 2008 , с. 273.
- ^ Jump up to: а б с Уайлс 2012 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Броды 2008 , с. 275.
- ^ Броуди 2008 , с. 276.
- ^ Jump up to: а б Монако 1976 , с. 310.
- ^ Уайлс 2012 , с. 22.
- ^ Галлахер 1998 , с. 571.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 236.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 237.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 238; Маккейб 2003 , с. 203.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 239.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 240.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 243.
- ^ Бэкк и Тубиана 1999 , с. 244.
- ^ Уайлс 2012 , с. 42.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 45–46.
- ^ Уайлс 2012 , с. 140.
- ^ Уайлс 2012 , с. 46.
- ^ Уайлс 2012 , с. 44.
- ^ Уайлс 2012 , с. 51.
- ^ «Любовь фу» . Муби . Проверено 26 октября 2016 г.
- ^ Монако 1976 , с. 307; Уэйкман 1988 , стр. 895–902.
- ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Монако 1976 , с. 307.
- ^ Лим, Деннис (4 июня 2006 г.). «Неуловимый фильм на весь день и немногие с пугающими глазами, которые его видели» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Розенбаум, Джонатан (28 июня 1983 г.). «Жак Риветт [глава из фильма: Линия фронта 1983]» . jonathanrosenbaum.net . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Уайлс 2012 , с. 141.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б с Степень, диссертация (2012). Друг ласточек. Марилу Паролини от сцены к памяти. Воспоминания и видения кино и фотографии (PDF) (на итальянском языке). Учебный год . Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Розенбаум, Джонатан (27 февраля 1992 г.). «Разрыв Риветта» . Чикагский читатель . Проверено 20 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Азури, Филипп (20 марта 2002 г.). «Эти Риветты мы должны были увидеть» . Либерасьон (на французском языке) . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , стр. 141–143.
- ^ Уайлс 2012 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Розенбаум, Джонатан (1983). Жак Риветт: Тексты и интервью . Лондон, Великобритания: Британский институт кино .
- ^ Jump up to: а б с Дэни, Серж; Нарбони, Жан (май – июнь 1981 г.). «Интервью с Жаком Риветтом» . Cahiers du Cinema . Париж. стр. 42–49. Архивировано из оригинала 9 марта 2019 года . Проверено 7 октября 2015 г.
- ^ Уайлс 2012 , с. 120.
- ^ «Пресс-конференция «История Мари и Жюльена»» . Шатающиеся обзоры. Сентябрь 2003 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2009 г. Проверено 9 июня 2010 г.
- ^ Уайлс 2012 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Мегаэй, Ноэль (7 марта 2005 г.). "Histoire de Marie et Julien (2003) Регион 2, видеообзор DVD" . Цифровое исправление. Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , с. 143.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 142–143.
- ^ Уайлс 2012 , с. 144.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 64, 155.
- ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , с. 74.
- ^ Морри и Смит 2010 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , с. 146.
- ^ Гудфеллоу, Мелани (18 июля 2022 г.). «Умерла Мартина Мариньяк: Жаку Риветту, Жан-Люку Годару, продюсеру Леосу Караксу было 75 лет» . Крайний срок . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ Уэйкман 1988 , стр. 895–902; Уайлс 2012 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Уайлс 2012 , с. 115.
- ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1989 года» . Берлинский международный кинофестиваль . Проверено 9 марта 2011 г.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 144–145, 162.
- ^ Уайлс 2012 , с. 35.
- ^ «Le Palmarès 1991: Конкурс» . Каннский кинофестиваль . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 24 ноября 2016 г.
- ^ «Список наград за лучший французский фильм с 1946 года» (на французском языке). Французский союз кинокритиков. Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ «Премии и номинации: Сезар 1992» . Аллоцин . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ Уайлс 2012 , с. 38.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 86, 158.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 145–146.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 77–78.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 79–80.
- ^ «Награды 1995 года ». Московский международный кинофестиваль . 1995 . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Уайлс 2012 , с. 87.
- ^ Уайлс 2012 , с. 90.
- ^ Уайлс 2012 , с. 86.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 92–94.
- ^ Уайлс 2012 , стр. 91, 94.
- ^ Уайлс 2012 , с. 92.
- ^ Уайлс 2012 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б «История Мари и Жюльена» . Экран Нуар (на французском языке). 12 ноября 2003 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Интервью с Жаком Риветтом, специальный выпуск DVD «История Мари и Жюльена» .
- ^ Уайлс 2012 , стр. 120, 122.
- ^ Фундас, Скотт (18 сентября 2003 г.). «Мастер, старый и новый» . Лос-Анджелес Еженедельник . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Уайлс 2012 , с. 127.
- ^ Уайлс 2012 , с. 128.
- ^ «TIFF объявляет о выпуске 32 фильмов на сентябрь» . Экран Ежедневно . 26 июня 2007 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Уайлс 2012 , с. 132.
- ^ «66-й Венецианский международный кинофестиваль: 7 сентября» . Венецианская биеннале . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
- ^ Купецки, Джош (9 января 2015 г.). «Возвращение к Риветту» . Остинские хроники . Остин, Техас . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бэкк и Тубиана 1999 , с. 49.
- ^ Baecque & Herpe 2016 , с. 48.
- ^ Маккейб 2003 , с. 142.
- ^ Джейкоб и де Живрэ 1988 , с. 90; Бэкк и Тубиана 1999 , с. 78.
- ^ Baecque & Herpe 2016 , стр. 158–159, 162.
- ^ Baecque & Herpe 2016 , с. 302.
- ^ Baecque & Herpe 2016 , с. 411.
- ^ Baecque & Herpe 2016 , с. 158.
- ^ Baecque & Herpe 2016 , с. 159.
- ^ Томсон, Дэвид (23 сентября 2001 г.). «Жак Риветт: Фильм, как и лицо, является частью тела» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Ференци, Орельен (29 января 2016 г.). «Жак Риветт, кинорежиссер, исповедовавший культ тайны и склонный к случайности» . Телерама (на французском языке) . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ Ромни, Джонатан (1 февраля 2016 г.). «Жак Риветт, 1928–2016» . Британский институт кино . Проверено 28 февраля 2016 г. .
- ^ Фэрфакс, Дэниел (июль 2014 г.). « Тринадцать других образовали странную команду»: выступление Жан-Пьера Лео в «Out 1» Жака Риветта» . Чувства кино . Проверено 6 октября 2015 г.
- ^ Гувер, Трэвис Маккензи (23 апреля 2007 г.). «Переписывание документального фильма: Жак Риветт, le veilleur» Клэр Дени . Журнал «Слант» . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ Уайлс 2012 , с. 99.
- ^ «Некоторые прибежали: «Девочки», около 1974 года» . Somecamerunning.typepad.com. 20 апреля 2012 года . Проверено 11 июля 2012 года .
- ^ Тоне, Аурелиано; Нучи, Франк; Мандельбаум, Жак ; Сотинель, Томас; Фабр, Кларисса (30 января 2016 г.). «Для Риветта фильмы были построены как сюжеты» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Кер, Дэйв (29 января 2016 г.). «Жак Риветт, режиссер французской новой волны, умер в возрасте 87 лет» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
- ^ Jump up to: а б «Cahiers du Cinéma номер 720» . Киноблокноты . Париж. Март 2016. Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «Умер французский режиссер Жак Риветт» . Ле Фигаро (на французском языке). 29 января 2016 года . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ ван Хой, Бойд (29 января 2016 г.). «Жак Риветт, режиссер французской новой волны, умер в возрасте 87 лет» . Разнообразие . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ Кесласси, Эльза (29 января 2016 г.). «Французская киноиндустрия отдает дань уважения режиссеру Жаку Риветту» . Разнообразие . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ Ренье, Изабель (29 января 2016 г.). «Смерть режиссера «Новой волны» Жака Риветта, самого загадочного из группы» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ «Смерть Жака Риветта, крупного деятеля Новой волны» . La Dépêche du Midi (на французском языке). 29 января 2016 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Перон, Дидье (29 января 2016 г.). «Паскаль Бонитцер, сценарист «Риветта»» . Либерасьон (на французском языке) . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Фродо, Жан-Мишель (29 января 2016 г.). «Свобода Жака Риветта» . Сланец . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ Фраппа, Элен (29 января 2016 г.). «У него женское начало было современной космологией» . Либерасьон (на французском языке) . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Джафар, Али (29 января 2016 г.). «Умер Жак Риветт: французскому режиссеру новой волны было 87 лет» . Крайний срок Голливуд . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ Броуди, Ричард (29 января 2016 г.). «Постскриптум: Жак Риветт» . Житель Нью-Йорка . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ Потье, Жан-Мари (29 января 2016 г.). «Следящий выстрел Капо: как Риветт заставил нас задуматься о Холокосте в кино» . Сланец (на французском языке) . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ Шатриан, Карло (3 февраля 2016 г.). «Блог Локарно. (Три причины) вспомнить Риветта» . Муби . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Пишар, Эрве (10 мая 2016 г.). «Однажды должно было родиться современное кино…»: три новых короткометражных фильма Жака Риветта» (на французском языке). Французская синематека . Проверено 24 октября 2016 г.
Библиография
- Бек, Антуан де (2010). Годар: Биография . Париж, Франция: Файяр/Плюриэль. ISBN 978-2-818-50132-0 .
- Бек, Антуан де; Герпе, Рождество (2016). Эрик Ромер: Биография . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-17558-6 .
- Бек, Антуан де; Тубиана, Серж (1999). Трюффо: Биография . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-375-40089-6 .
- Броуди, Ричард (2008). Все есть кино: Творческая жизнь Жана-Люка Годара . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Metropolitan Books. ISBN 978-0-8050-8015-5 .
- Денис, Клэр ; Дэни, Серж (24 февраля 1994 г.). Жак Риветт, сторож , часть 1: «День», часть 2: «Ночь» (ТВ). Кино нашего времени, Арте .
- Галлахер, Таг (1998). Приключения Роберто Росселлини . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80873-0 .
- Джейкоб, Жиль; де Живрэ, Клод (1988). Франсуа Трюффо: Переписка 1945–1984 гг . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-13001-5 .
- Маккейб, Колин (2003). Годар: Портрет семидесятилетнего художника . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-571-21105-0 .
- Мари, Мишель (1997). Новая волна: Художественная школа . Париж, Франция: Издания Натан. ISBN 978-2-091-90690-4 .
- Монако, Джеймс (1976). Новая волна: Трюффо, Годар, Шарброль, Ромер, Риветт . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-195-01992-6 .
- Морри, Дуглас; Смит, Эллисон (2010). Жак Риветт (французский кинорежиссер) . Манчестер, Англия: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-719-07484-4 .
- Нойперт, Ричард (2007). История французского кино новой волны . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. ISBN 978-0-299-21703-7 .
- Трюффо, Франсуа (1994). Фильмы в моей жизни . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пресса Да Капо. ISBN 0-306-80599-5 .
- Уэйкман, Джон (1988). Мировые кинорежиссеры, Том 2 . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Компания HW Wilson. ISBN 978-0-824-20757-1 .
- Уайлс, Мэри (2012). Жак Риветт (Современные кинорежиссеры) . Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07834-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Жак Риветт на IMDb
- Жак Риветт в AllMovie
- Жак Риветт в AlloCiné (на французском языке)
- jacques-rivette.com - веб-сайт, посвященный кино и журналистской карьере Риветта.
- Биография на newwavefilm.com
- Sensofcinema.com Статья о великих режиссерах
- Джонатан Розенбаум: Жак Риветт [глава из фильма: Линия фронта, 1983]
- Издание «De l'abjection» (1961) Жака Риветта на аналитическом сайте L'oBservatoire (простое устройство). (на французском языке)
- Некролог Крейга Келлера
- Жак Риветт
- 1928 рождений
- смертей в 2016 г.
- Французские писатели XX века
- Французские писатели XXI века
- Похороны на кладбище Монмартр
- англоязычные режиссеры
- Смертность от болезни Альцгеймера во Франции
- Смертность от деменции во Франции
- Теоретики кино
- Французские режиссеры-экспериментаторы
- Французские кинокритики
- французские кинорежиссеры
- Французские журналисты
- Режиссеры франкоязычных фильмов
- Редакторы французских журналов
- Французские сценаристы-мужчины
- Французские сценаристы
- Французские телевизионщики
- французские театральные режиссеры
- Выпускники лицея Пьера-Корнеля
- Кинолюди из Руана
- Писатели из Парижа
- Редакторы Cahiers du Cinéma
- Контркультура 1960-х годов.
- Контркультура 1970-х годов