Jump to content

Исидор Ису

Исидор Ису
Ису в своем фильме «Трактат о слюнях и вечности» (1951)
Рожденный
Исидор Гольдштейн

( 1925-01-29 ) 29 января 1925 г.
Ботошани , Румыния
Умер 28 июля 2007 г. (28 июля 2007 г.) (82 года)
Париж, Франция
Род занятий Поэт, кинокритик, художник

Исидор Ису (англ. Французский: [izu] ; 29 января 1925 — 28 июля 2007), урожденный Исидор Гольдштейн , [1] французский поэт, драматург, прозаик, кинорежиссер, экономист и художник румынского происхождения. [2] Он был основателем леттризма , художественного и литературного движения, вдохновленного дадаизмом и сюрреализмом .

середины 20-го века Важная фигура авангарда , в мире кино его помнят главным образом благодаря его революционному фильму 1951 года « Трактат о бабах и вечности» . [3] в то время как его политические сочинения рассматриваются как предзнаменование движений мая 1968 года . [4]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Исидор Гольдштейн родился в 1925 году в известной еврейской семье в Ботошани . [5] Несмотря на свое богатое воспитание (его отец был успешным предпринимателем и серийным ресторатором ), он бросил школу в 15 лет, много читал дома и подрабатывал случайными заработками. [1]

В 1944 году он начал свою литературную карьеру в качестве авангардного арт-журналиста во время Второй мировой войны, вскоре после переворота 23 августа , в результате которого Румыния присоединилась к союзникам . Вместе с будущим социальным психологом Сержем Московичи он основал журнал Da , который вскоре был закрыт властями. [6] Вскоре после этого он заинтересовался сионистским делом и сотрудничал с А. Л. Зиссу в сионистском издании «Мантуирея». [5]

После нескольких попыток получить французскую визу в начале войны, он тайно покинул Румынию в августе 1945 года, неся с собой чемодан, полный ранних рукописей. Первоначально он отправился в Италию, где его коллега-поэт-экспериментатор Джузеппе Унгаретти дал ему рекомендательное письмо под псевдонимом «Исидор Ису» французскому писателю Жану Полану , что значительно облегчило его вход в литературный мир недавно освобожденного Парижа. [5]

Леттризм

[ редактировать ]

Стремясь к полному художественному обновлению, начиная с самых основных элементов письма и визуальной коммуникации, Исидор Ису при содействии Габриэля Поммерана организовал первую манифестацию леттриста в Париже 8 января 1946 года. Во время премьеры дадаиста и соотечественника-румына Тристана Цары спектакль «Ла Фюи» в Театре Старого Коломбье , [7] Ису крикнул: «Дада умер! Его место занял леттризм!» [8]

Благодаря этому и другим подобным трюкам, а также с помощью Жана Полана и Раймона Кено , которые поместили его работу в La Nouvelle Revue в апреле 1947 года, он привлек внимание Гастона Галлимара , который затем принял его мемуары «L' Agrégation d’un Nom et d’un Messie» для публикации. [9]

В 1949 году молодой Ису опубликовал роман Isou ou la mécanique des femmes ( Ису, или Механика женщин) , вдохновленный его одержимостью 16-летней музой, а позже художницей-концептуалисткой Реей Сью Сандерс. [10] Эта книга была запрещена властями 9 мая 1950 года, а Ису был ненадолго заключен в тюрьму. [11] и приговорен к восьми месяцам тюремного заключения (приговор был условным); был наложен штраф в размере 2000 франков, а также уничтожены все экземпляры книги, которую французская юриспруденция 1950-х годов считала совершенно непристойной. [10] В том же году он также опубликовал первую из своих работ по политической теории: « Трактат о ядерной экономике : молодежное восстание» . [12]

Леттризм продолжал развиваться как движение, становясь менее зависимым от творчества самого Ису. Морис Леметр , Жан-Луи Брау, Жиль Дж. Вольман и Серж Берна присоединились к группе в 1950 году, а Ги Дебор присоединился к ней в начале 1951 года, после встречи с леттристами на 4-м Каннском кинофестивале . [13] Дебор быстро стал важной фигурой в так называемом левом крыле леттристов, которые были более политически активными и открыто «преданными марксистскому учению и критике капиталистических обществ». [14]

В октябре 1952 года, когда Чарли Чаплин находился в обширном рекламном туре своего фильма «В центре внимания» , левое крыло леттристов во главе с Дебором сорвало пресс-конференцию в парижском отеле «Ритц» и распространило брошюру под названием «Finis les pieds plats». Больше плоскостопия!»), в которых они поддержали свою веру в то, что «самым неотложным выражением свободы является уничтожение идолов, особенно когда они выступают во имя свободы», утверждали, что «листовка была атакой на единодушное, раболепный энтузиазм» и что Чаплин был «эмоциональным шантажистом, мастером-певцом несчастий». [15]

Ису был поклонником фильмов Чаплина и считал, что легенда кино не заслуживает такой нападки. [14] Конфликт, возникший внутри леттристов из-за этого печально известного инцидента, привел к тому, что Дебор и его группа стали первой отколовшейся группой, отделившейся от леттристов, образовав Леттеристский Интернационал . [14] Пять лет спустя они присоединились к другим, чтобы сформировать Ситуационистский Интернационал , художественную и политическую организацию, которая впоследствии стала более известной и влиятельной, чем любой из ее предшественников, сыграв важную роль в событиях мая 1968 года . [16]

В 1951 году Ису выпустил свой первый фильм, экспериментальный фильм Traité de bave et d'éternité ( «Трактат о яде и вечности »), премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале . Хотя фильм официально не был представлен на фестивале, он получил широкую огласку в прессе, и его показ стал одним из второстепенных мероприятий фестиваля. [3] Пригрозив сформировать собственное жюри для оценки фильма, [17] Исо ходил от двери к двери, преследуя администраторов фестиваля, пока они не согласились предоставить ему небольшую периферийную выставку. [18] Фильм состоял из «четырех с половиной часов [...] «диссонирующих» изображений, усиленных царапинами, дрожащих кадров, перевернутых или перевернутых, пустых кадров, стандартных кадров и саундтрека, состоящего из монологов и звукоподражательных стихов». [19] Кроме того, целлулоид, на котором была записана пленка, подвергся разрушительным воздействиям, таким как царапины и отбеливание.

В одной из озвучек фильма Ису высказывает свое мнение о средстве:

"Я считаю, во-первых, что кино слишком богато. Оно тучно. Оно достигло своего предела, своего максимума. При первом движении расширения, которое оно очертит, кино лопнет! Под ударом пробки эта смазанная свинья разорвется на тысячу кусков, я объявляю об уничтожении кино, о первом апокалиптическом признаке разобщения, разрыва этой тучной и раздутой организации, называющей себя фильмом». [20]

После показа работа была признана отвратительной многими критиками, присутствовавшими на премьере. Фильм с самого начала освистали и шипели, но после того, как первая часть была завершена и экран полностью погас, а звук все еще продолжался, публика пришла в ярость, и показ пришлось остановить. [18] Тем не менее его отметил член жюри Канн Жан Кокто , назвавший его «самым красивым скандалом всего фестиваля». [3] и вручил Ису наспех состряпанную «Приз зрителей авангарда». [18]

Включая рефлексивный дискурс о создании нового кино, фильм Ису стал виртуальным манифестом леттриста . [2] После скандала после показа фильма на Каннском кинофестивале 1951 года он был позже импортирован в Соединенные Штаты, где оказал влияние на таких режиссеров-авангардистов, как Стэн Брэхейдж . [19] который сразу после этого переписывался с Ису и позволил этому полностью изменить его подход к медиуму и повествованию.

В начале 1950-х годов один из разделов Орсона Уэллса киножурнала под названием Le Letrrisme est la Poesie en Vogue включал интервью с Ису и Морисом Леметром . [21]

Последние годы и смерть

[ редактировать ]

В 1980-х годах Исидор Ису получил французское гражданство. Его последнее публичное выступление состоялось в Парижском университете 21 октября 2000 года в возрасте 75 лет. [22] Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Наследие

[ редактировать ]

В 1950-х годах Франсуа Дюфрен создал движение фонетической поэзии, ломающее структуры языка, которое он назвал ультра-леттристом . Ультра-леттристское движение — форма искусства, разработанная Дюфреном вместе с Жаном-Луи Брау и Гилом Дж. Вулманом. [23] когда они отделились от леттризма Ису. Ультра-леттристы исследовали вокальные возможности конкретной музыки , формы выражения, основанной на спонтанности, непосредственно записанной на пленку, используя шумовой музыки качества шума, смысла и бессмысленности . Художники-визуалы-концептуалисты Рэймонд Хейнс , Жак Виллегле и Миммо Ротелла также участвовали в движении ультралеттристов.

В 1960-х годах леттрист, произведения под влиянием леттриста и Исидор Ису завоевали определенное уважение во Франции. [24] [4] Бывшие соратники Ису, писатель Ги Дебор и художник Гил Дж. Вулман отделились в 1952 году и сформировали Леттристский интернационал . Позже оно объединилось с Международным движением за имажинистский Баухаус и Лондонской психогеографической ассоциацией, чтобы сформировать Ситуационистский Интернационал , революционную диссидентскую группу. В этой новой форме, используя средства, приобретенные за десять лет до этого, леттристское искусство оказало глубокое влияние на плакаты, баррикады и даже на дизайн одежды во время попытки революции 1968 года . Ису далее утверждал, что его манифест 1950 года « Молодежное восстание: первый манифест» стал катализатором событий 1968 года. [24]

Члены его группы «Леттрист» до сих пор активны, среди них кинорежиссер и писатель Ролан Сабатье и кинорежиссер Фредерик Дево. [25]

Многие работы Ису и других леттристов недавно были переизданы в новых изданиях вместе со многими до сих пор неопубликованными материалами, в первую очередь обширной (1390 страниц) Ису « La Créatique ou la Novatique» (1941–1976) . [26]

В июле 2007 года Kino International выпустила сборник DVD «Авангард 2: Экспериментальные фильмы 1928–1954» , в который вошел фильм Ису Traité de Bave et d'Èternité ( «Веном и вечность ») (1951). [27]

В 2021 году Эндрю Хасси книгу «Странная и очаровательная жизнь Исидора Ису». опубликовало издательство Reaktion Books [2]

Опубликованные работы

[ редактировать ]
  • Против Ситуационистского Интернационала (1960–2000) , эссе, под ред. Хорс Коммерс, 2000.
  • Против ситуационистского, неонацистского кино , Librairie la Guide, Париж, 1979.
  • Ису, или Женская механика , Aux Escaliers de Lausanne, Лозанна (Париж), 1949 год.
  • Силовые поля леттристской живописи , Авангард, Париж, 1964.
  • Введение в новую поэзию и новую музыку , Париж, Галлимар , 1947.
  • Креатик или Новатик (1941–1976) , Éditions Al Dante, 2003.
  • Журналы богов , 1950/51.
  • Манифест леттристской поэзии: общие места о словах .
  • Трактат о слюнях и вечности , под ред. Хорс Коммерс, 2000.
  • Трактат о вечности и яде, Приложение Press, 2019. ( ISBN   978-0-9975496-1-4 )

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Аквавива, Фредерик (2019). Исидор Ису (на французском языке). Невшатель: Editions du Griffon. П. 14.
  2. ^ Jump up to: а б с Рецензия на книгу «Странная и очаровательная жизнь Исидора Ису» в журнале современного искусства Whitehot
  3. ^ Jump up to: а б с Кабаньяс, Кайра М. (2014). Закадровое кино: Исидор Ису и леттристский авангард . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226174624 .
  4. ^ Jump up to: а б «Исидор Ису в Сорбонне, 2000 год — комментируя леттризм, или леттризм, французскую форму авангардной визуальной поэзии, чаще всего связанную с французским революционным студенческим движением 1968 года» . www.thing.net . Проверено 8 ноября 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Мариан, Борис (август 2007 г.). «Исидор Ису (1925–2007)» . România Literară (на румынском языке). № 33/2007. Архивировано из оригинала 1 июля 2018 года . Проверено 8 ноября 2018 г.
  6. ^ (на французском языке) Серж Московичи. Repères bio-bibliographiques. Архивировано 4 августа 2007 г. в Wayback Machine в Институте психологии; получено 1 августа 2007 г.
  7. ^ Сьёберг, Сами (17 августа 2015 г.). Авангардный Мессия: леттризм между еврейским мистицизмом и авангардом . Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. п. 38. ISBN  9783110424522 .
  8. ^ Уэйкман, Розмари (15 декабря 2009 г.). Героический город: Париж, 1945–1958 гг . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 189. ИСБН  9780226870175 .
  9. ^ «Агрегация имени и мессии - Бланш - ГАЛЛИМАР - Сайт Галлимара» . www.gallimard.fr (на французском языке) . Проверено 8 ноября 2018 г.
  10. ^ Jump up to: а б Бенедикт Демелас: Мифы и реалии французского авангарда . Издательство Реннского университета, 1988.
  11. ^ «Ису, или Механика женщин — Ансамбли М ХКА» . ансамбли.mhka.be . Проверено 8 ноября 2018 г.
  12. ^ Гиллард, Жан-Пьер; Палетт, Джим (3 марта 2011 г.). «Экономическая мысль Исидора Ису может стать возможностью для мира» . Обзор ресурсов . Проверено 8 ноября 2018 г.
  13. ^ «Ситуационистский международный онлайн» . www.cddc.vt.edu . Проверено 8 ноября 2018 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Хопкинс, Дэвид (19 февраля 2016 г.). Компаньон дадаизма и сюрреализма . Молден, Массачусетс: John Wiley & Sons. п. 425. ИСБН  9781118476239 .
  15. ^ Маркус, Грейл (2002). «Долгая прогулка Ситуационистского Интернационала» (PDF) . В Макдонаф, Том (ред.). Ги Дебор и Ситуационистский интернационал: тексты и документы . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 5–6. ISBN  9780262633000 .
  16. ^ Кларк, Ти Джей; Николсон-Смит, Дональд (1997). «Почему искусство не может убить Ситуационистский интернационал». Октябрь . 79 : 15–31. JSTOR   778836 .
  17. ^ О'Нил, Розмари (5 июля 2017 г.). «Искусство и визуальная культура Французской Ривьеры, 1956–971»: Школа Ниццы . Рутледж. ISBN  9781351575614 .
  18. ^ Jump up to: а б с Уроски, Эндрю В. (зима 2011 г.). «За черным ящиком: леттристское кино разобщения». Октябрь . 135 : 21–48. дои : 10.1162/octo_a_00019 . ISSN   0162-2870 . S2CID   57565300 .
  19. ^ Jump up to: а б Берган, Рональд (20 августа 2007 г.). «Кино мертво?» . Хранитель . Проверено 8 ноября 2018 г.
  20. ^ Верроне, Уильям Э.Б. (2012). Авангардный художественный фильм: критическая история . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. п. 66. ИСБН  9780786488810 .
  21. ^ «Интервью Орсона Уэллса - с участием Леттризма Исидора Ису» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. – на сайте www.youtube.com.
  22. ^ Дэвид Симан, Исидор Ису а-ля Сорбонна , на Thing.net ; получено 1 августа 2007 г.
  23. ^ Эндрю Хасси, Странная и очаровательная жизнь Исидора Ису , Reaktion Books, стр. 215
  24. ^ Jump up to: а б «Леттризм и молодежное восстание 68 года» . Versobooks.com . Проверено 8 ноября 2018 г.
  25. ^ Дево, Фредерик (1 января 1992 г.). Леттристское кино: (1951–1991) (на французском языке). Издания Paris Experimental. ISBN  9782950063526 .
  26. ^ «Исидор Ису. Креатик или Новатик (1941-1976)» . Libération.fr (на французском языке) . Проверено 8 ноября 2018 г.
  27. ^ «Обзор DVD Savant: Авангард 2, экспериментальное кино 1928–1954» . www.dvdtalk.com . Проверено 8 ноября 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аквавива, Фредерик и Бузату, Симона (редакторы): Исидор Ису: Гиперграфические романы – 1950–1984 , Румынский институт культуры, Стокгольм, 2012.
  • Фредерик Аквавива , Исидор Ису , Невшатель, Editions du Griffon, 2019 ( ISBN   978-2-88006-103-6 ).
  • Фредерик Аликс, Размышления об искусстве и мире после 1945 года: Исидор Ису, эссе об археологии мысли , Дижон, Les presses du Real, 2017 ( ISBN   978-2-84066-926-5 .
  • Кабаньяс, Кайра М.: Закадровое кино: Исидор Ису и леттристский авангард , University of Chicago Press, Чикаго, 2014.
  • Курте, Жан-Поль: Леттеризм и гиперграфика: Неизвестный авангард 1945–1985 , Франклин Фернес, Нью-Йорк, 1985.
  • Фабрис Флаутез [ фр ] , Исторический леттризм был авангардом , Дижон, Les presses du Réel, 2011. ( ISBN   978-2-84066-405-5 ).
  • Фабрис Флаутез, Камиль Морандо, Библиотека Исидора Ису. Определенный взгляд на леттризм , Париж, Артвенир, 2014 ( ISBN   978-2953940619 ).
  • Фабрис Флаутез, Джулия Дрост и Фредерик Аликс, Леттризм и его время , Дижон, Les press du Réel, 2018, 280 стр. ( ISBN   978-2840669234 ).
  • Ролан Сабатье [ фр ] : «Пластическая и романтическая работа Исидора Ису», Беренис, № 4, 1982.
  • Ролан Сабатье: «Леттризм: творения и создатели», Z'Éditions, 1989.
  • Ролан Сабатье: «Библиотека Исидора Ису - и ее близость», Publications Psi, 2014.
  • Cat.expo. Исидор Ису , тексты Кайры Кабанас, Фабриса Флаутеса, Мики Гергеску, Николя Люуччи-Гутникова, Ролана Сабатье, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж, Éditions du Centre Pompidou, 2019.( ISBN   978-2844268440 )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61ab7e7b08cfebee03e043609fc3786c__1721024460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/6c/61ab7e7b08cfebee03e043609fc3786c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isidore Isou - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)