Дмитрий Стеллару
Дмитрий Стеллару | |
---|---|
![]() Стелару во время интервью Адриану Пэунеску для «Литературной Румынии» , 1969 год. | |
Рожденный | Думитру Петреску 8 марта 1917 г. Сегарча-Вале , уезд Телеорман , оккупированная немцами Румыния |
Умер | 28 ноября 1971 г. Бухарест , Социалистическая Республика Румыния | (54 года)
Занятие |
|
Период | в. 1935–1971 гг. |
Жанр | |
Литературное движение | |
Подпись | |
![]() |
Димитрие Стелару (псевдоним Думитру Петреску , позже официально оформленный как Петреску-Стелару ; 8 марта 1917 — 28 ноября 1971) — румынский поэт-авангардист, прозаик, драматург и богемный деятель. Родом из сельской местности округа Телеорман , он остался сиротой по отцовской линии при рождении во время румынской кампании Первой мировой войны . Его усыновил каменщик из Турну Мэгуреле , который направил мальчика в церковь адвентистов седьмого дня и заставил его пройти религиозное образование. В подростковом возрасте Стелару восстал против такого воспитания и занялся поэзией - первоначально христианской или неоромантической по содержанию. Он стал постоянным бродягой, переходя от носильщика и грузчика до шахтера. Его молодость трудно восстановить из-за неоднородных записей и собственной страсти Стелару к автофантастике ; однако известно, что он жил в крайней бедности в Бухаресте , имея романтические отношения с больной туберкулезом женщиной, которая стала центром его ранних любовных стихов.
Несмотря на свою принадлежность к прекариату избегал пролетарской литературы , Стелару в 1930-е годы ; единственным влиянием левой культуры на него оказал Панаит Истрати , который стал одним из его любимых писателей. Сохраняя атрибуты неоромантизма и в значительной степени опираясь на Эдгара Аллана По , он иногда принимал крайнюю форму литературного натурализма и скатился к литературному экспрессионизму . Между тем, неземные качества его поэтических образов были обусловлены его знакомством с сюрреализмом , с которым он также познакомил своего друга-писателя Константа Тонегару . Сам Стелару был открыт коллегой-поэтом Евгением Джебеляну и стал объектом почитания молодых писателей. К 1944 году он создал литературную сеть, в которую входили Джебелеану, Тонегару, Гео Думитреску , Ион Карайон , Павел Кихайя , Бен Корлачиу , Миху Драгомир и Мирон Раду Параскивеску . Его вклад как поэта преодолел разрыв между старшими модернистами в Сбураторуле (где его лично приветствовал Евгений Ловинеску) . ) и авангардные кружки, в том числе «Альбатрос» и «Адонис» .
Испытав к началу Второй мировой войны литературную известность, Стелару развлекался инсценировкой собственной смерти в 1940 году. В последующие годы он пытался снова скатиться в бродяжничество и безвестность, как уклонист от призыва . По окончании войны он снова стал учителем рисования в Сигишоаре и ненадолго вернулся к издательской деятельности. Такие проекты были прекращены с приходом коммунистического режима в 1947 году; Стелару придерживался пролетарских тем, но ненавидел принципы социалистического реализма . Он и Чихайя безуспешно пытались бежать в качестве безбилетных пассажиров из порта Констанцы . Режим ответил на его пренебрежение запретом на его творчество , а также не позволил ему даже вступить в Союз писателей Румынии . Стелару пережил запрет как безработный в Турну-Мэгуреле, но был постепенно восстановлен в середине 1950-х годов, когда ему разрешили публиковать современные сказки и произведения детской драмы. Снова подвергнутый критике в 1958 году, он наконец выздоровел и постепенно реабилитировался в начале 1960-х годов.
Вернувшись к работе и официально рукоположенный Союзом писателей, Стелару также получил свой первый постоянный дом — квартиру в Берчени , где он жил со своей третьей женой и вторым ребенком. Между 1967 и 1971 годами он написал большой сборник стихов и прозы, включая новые пьесы, отражающие абсурдизм . Затем он был физически выведен из строя из-за цирроза печени , который в конечном итоге убил его в ноябре 1971 года. Его работа снова была проигнорирована, а затем вновь открыта в середине-конце 1980-х годов; к тому времени его потомки разделились между Румынией и Западной Германией .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Родителями Стелару были Думитру «Митицэ» Петреску, сапожник, а затем фермер и сапожник, который был убит незадолго до рождения своего единственного сына на фронте Первой мировой войны, и его жена Паска ( урожденная Попеску, также известная как Паска). Преуту или Преоту). [ 1 ] [ 2 ] Автор дневника Петре Пандреа сообщает, что в его личном кругу Стелару воспринимался как цыган , изолированный «среди нас, белых ». Пандреа цитирует в качестве источника скульптора Иона Влада, который далее утверждал, что это «цыганское» происхождение объясняет, почему Стелару действовал как асоциальный кочевник. [ 3 ] Дмитрий-младший очень уважал своего покойного отца, но, как отметил Пандреа (и, в конечном итоге, Влад), он проявил «историческую неграмотность», которая позволила ему спутать первый военный опыт Митики во Второй Балканской войне (1913 г.) с румынская война за независимость (1877–1878). [ 3 ]
В истории литературы день рождения поэта зафиксирован 8 марта 1917 года, и следует отметить, что он был уроженцем Сегарча-Вале , в Телеормане. [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Эту дату однажды подтвердил сам Стелару, который отметил, что в официальной записи указано «9 марта», поскольку его семья ждала целый день, прежде чем сообщить об этом событии; [ 5 ] в самом документе действительно упоминается точная дата - 8 марта. [ 7 ] Это сообщение также противоречит более ранним утверждениям о том, что он родился в 1916 году. [ 8 ] Стелару также предположил, что местом его рождения был Турну Мэгуреле , но также записал свое убеждение в том, что: «Неважно, из какого я города. [...] В маленьких городах [...] нет традиций. Они красивые. все равно». [ 9 ] Как отметила писательница Габриэла Урсаки, Стелару всегда был небрежно сдержан в своей биографии, вызывая путаницу. [ 6 ] Он открыто заявил об этих намерениях в автобиографических текстах:
Не приближайся к моей душе |
Никогда не приближайся к моей душе |
Думитру-младший, известный в своей семье как «Митея» или «Митя», был крещен румынским православным в церкви Параскева, где отец Паски был кантором . [ 1 ] На самом деле он был жителем Турну-Мэгуреле с семи лет, после того как его мать вышла замуж за местного каменщика Флорею Стойчу. [ 1 ] [ 2 ] Последний перевел семью из православия в сторону Церкви адвентистов седьмого дня . [ 1 ] Мальчик был в разладе с отчимом, который желал направить его к практическим ремеслам, несмотря на его явные склонности. [ 2 ] [ 6 ] После посещения начальной школы и трёх классов средней школы в Сфынтул Хараламбие Турну Мэгуреле, в 1931 году Митеа был переведен в Библейский институт христианского образования в Ступинии Преймерулуй , уезд Брашов — учреждение, управляемое адвентистами, которое также посещала его сводная сестра Оприка. [ 1 ] [ 2 ] В литературном фрагменте из его рукописей 1960-х годов пренебрежение Митеа к протестантскому евангелизму в целом отмечается словами поденщика Киву: «Я умел терпеть всякую ерунду, как дремать на двух ногах, не говоря уже об избиениях». — Я знал как бы только то, как можно навредить телу. Учителя в религиозной школе были разного профиля, они меня изнутри воздействовали, они окутывали мое сознание всякими религиозными извращениями — если могли. только заставьте меня споткнуться! [...] Представьте себе, как некоторые черти могут обольстить наивную душу!» [ 10 ]
Строгий, вегетарианский и догматический режим школы не устраивал Петреску, и он сбежал в 1935 или 1936 году; его след затерялся. [ 2 ] Его автобиографический роман 1968 года Zeii prind řoareci («Боги, гоняющиеся за мышами») частично проливает свет на его богемный образ жизни в грязной среде. Он стал бродягой после переезда в Бухарест , где ночевал в приюте для бездомных . [ 5 ] или жил в импровизированном доме с молодой женщиной, известной как Оливия и Мария-Мария, которая умирала от туберкулеза. [ 6 ] В число его случайных заработков входили: случайный носильщик на Северном железнодорожном вокзале Бухареста , носильщик и грузчик в Констанце и Брэиле , поденщик в Сигишоаре . [ 2 ] Он рассказал несколько самовосхваляющих историй, например, о том, как однажды он посетил Париж, чтобы встретиться с Луи Бромфилдом ; Когда его спросили о подробностях, он ответил: «Я ехал туда на грузовике, почти ничего не помню, все время был пьян». [ 11 ] Различные источники предполагают, что он занимался мелкими кражами («вилок, ножей, денег»), [ 3 ] и что, когда его поймали с поличным, он объяснил, что намеревался собрать средства на свою собственную статую. [ 12 ] Некоторое время он путешествовал по долине Цзю , работая там шахтёром. [ 13 ]

Никаких публичных записей не существует, чтобы предположить, что Петреску когда-либо был выпускником какого-либо учебного заведения, кроме начальной школы, хотя гораздо позже он утверждал, что получил диплом Бухарестского университета . факультета литературы [ 6 ] [ 14 ] В 1970 году Стелару отказался отвечать на прямой вопрос о своей учебе, отметив при этом: «Я никогда никому не противоречил, даже тем, кто клялся, что видел меня в [университетских] лекционных аудиториях». [ 15 ] Во время своих путешествий по провинции он якобы поддерживал связи с различными литературными кругами, много читая Эдгара Аллана По и Поля Валери . [ 8 ] Предполагается, что он был полностью самоучкой и, как заметил его коллега-поэт Петре Стойка , в конечном итоге «читал все, что попадалось под руку». [ 6 ] [ 11 ] По его собственным словам, его первые попытки были во многом вдохновлены произведениями румынского классика Михаила Эминеску , но их публикация в основном предназначалась для покрытия расходов на его питание. [ 16 ] В 2016 году его двоюродная сестра Наталья Попеску вспомнила, что ее отец Мелинте на самом деле спонсировал Митею, чтобы он продолжал писать и, в конечном итоге, публиковать свои стихи. [ 14 ]
Дебют и смертельная мистификация
[ редактировать ]Опубликованным дебютом Петреску стал сборник стихов 1935 года « Меланколия» («Меланхолия»), в основном содержащий религиозные стихи и подписанный псевдонимом Д. Орфанул («Д. Сирота»); другой псевдоним, который он использовал, был Д. Петреску-Орфанул. [ 2 ] [ 14 ] Долгое время считалось, что его дебют состоялся со стихами в бухарестском адвентистском журнале Semnele Timpului в 1936 году, но позже это утверждение было опровергнуто. [ 2 ] Исследователь Георге Сарэу отмечает, что Семнеле Тимпулуй действительно опубликовал отрывки религиозных стихов Петреску, но только после того, как студент сбежал. [ 14 ] Затем последовали сборники стихов под влиянием Эминеску Blestem («Проклятие», само существование которого считалось сомнительным, пока в 1990 году не была обнаружена копия). [ 14 ] Cerşetorul («Нищий»), Abracadabra (оба 1937 г.) и Preamărirea durerii («Слава боли», 1938 г.). Как отметил поэт, последний довел свой переход до верлибра , что во многом было «непреднамеренно». [ 16 ] Критик Д. Мику утверждает, что Стелару всегда был обязан городской тематике эминесской поэзии, в которой город изображается как удручающий «муравейник». [ 17 ]
Заявление об открытии и популяризации «Орфанула» высказал поэт-журналист Евгений Джебеляну . Другой коллега по поколению, Ион Карайон , предполагает, что Джебеляну, «его глаз, как перо », нашел Петреску среди «бродяг» ( клосарзи ), а затем подтолкнул его к литературной жизни. [ 18 ] В 1938 году он придумал псевдоним Дмитрий Стелару («Звездный»). [ 2 ] или в начале 1939 года, [ 14 ] по предложению Джебеляну: «Однажды Джебеляну спросил меня: «Зачем тебе подписываться как Сирота, если ты звезда?»» [ 9 ] В конечном итоге он принял ее как официальную фамилию в составной форме «Петреску-Стелару». [ 14 ] Под этой новой подписью Петреску начал публиковать обзоры и литературные приложения, такие как Gândul Nostru и Literary and Artistic Truth . [ 2 ] Как он сам вспоминал, в 1969 году он взял множество интервью с людьми, которые были опубликованы в ежедневной прессе, за исключением Universul. [ 16 ] (хотя работа Стелару появилась в дочерней газете последнего, Universul Literar ). [ 2 ]
Как отмечает Стелару, он был частью неформальной группы, в которую также входили Ион Ронда, Штефан Стрэнеску и Константин Алмажан, а затем Бен Корлачу и Констант Тонегару . [ 16 ] Вестник «циничного поколения» в румынской поэзии. [ 19 ] он стал невольным наставником поэтов-дебютантов, которые прославляли его, в первую очередь Мирона Раду Параскивеску и Гео Думитреску . Ему принадлежит заслуга установления связи между Джебелеану и Параскивеску, а также знакомство Тонегару с сюрреализмом . [ 16 ] Вместе с Тонегару Стелару посетил также скульптора-романиста Иона Власиу , который напомнил, что на самом деле у двух поэтов были бурные отношения: «Они просто не могли ужиться друг с другом. Стелару затаил обиду на Тонегару, которого он оскорблял и провоцировал. ." [ 20 ] Точно так же Стелару пренебрежительно отнесся к Иону Владу, которому он адресовал эпиграмму :
Под этим великим крестом |
Под этим еловым крестом |
Стелару также время от времени посещал литературный кружок «Сбурэторул» , сформированный вокруг литературоведа Евгения Ловинеску , который отметил, что Стелару был «напуганной летучей мышью», почти молчаливой в присутствии других писателей. [ 6 ] Джебеляну взял на себя заслугу за то, что представил Стелару: «Ловинеску недоверчиво улыбнулся, как будто разоблачая мой блеф. Однако, будучи преданным человеком, он через несколько лет признал присутствие настоящего поэта и сделал больше, чем просто возместил ущерб: просто незадолго до смерти он написал небольшое, безоговорочно восторженное исследование поэзии Стелару». [ 21 ] Писатель Евгений Барбу , который впервые столкнулся с творчеством Стелару через портрет Ловинеску, отмечает, что эффект был «встряской буржуазного мышления, преобладавшего в ту эпоху, теперь готового признать, что поэты могут носить засаленные плащи прямо на коже». ." [ 22 ] Об этом сообщил и поэт Вирджил Георгиу , очевидец: «Присутствовавшие отметили, что [Стелару] носил плащ прямо поверх обнаженного тела». [ 23 ]
Иногда его называют последним открытием Ловинеску. [ 6 ] Стелару выиграл литературную премию, созданную Литературной Румынией в 1939 году. [ 8 ] Шутки Стелару были направлены на создание его собственного публичного имиджа, и он объявил о своей смерти в выпуске ежедневной газеты Semnalul от 10 июня 1940 года ; [ 13 ] «пресса выла неделю», что позволило ему насладиться чтением своих некрологов (в том числе некролога Думитреску). [ 9 ] Эта новость была подхвачена ежедневной газетой Румынии , которая оплакивала потерю и объявила, что Стелару будет похоронен в Турну-Мэгуреле, который здесь снова назван местом его рождения. [ 8 ] Сообщается, что его родственников в Телеормане попросили приехать за его гробом в город. Поскольку оно так и не прибыло, они поехали в Бухарест и обнаружили, что Стелару «тусуется». [ 7 ] По словам Стелару, мистификация убедила многих представителей литературного сообщества, в том числе поэта Эмиля Ботта ; когда он воссоединился с Боттой, последний был шокирован: «Он думал, что видит привидение». [ 9 ] [ 14 ] Караион, который вспоминает события, произошедшие в 1943 году, утверждает, что он был единственным редактором газеты, которого обманом не заставили опубликовать некролог, а также что его воздержание раздражало Стелару. [ 18 ]
Альбатрос годы
[ редактировать ]Критик Александру Пиру утверждает, что на ранних этапах Второй мировой войны Стелару написал еще три книги, но их публикацию невозможно проверить: Cetatea de marmură («Мраморная цитадель», 1939; в интервью 1969 года Стелару заявил, что название было Tepte de marmură , или «Мраморные ступени»), Vagabondul («Бродяга», 1941) и Trecere («Прохождение», 1942). [ 2 ] Последний был включен в список запланированных томов издательской компанией Editura Alfa, основанной Параскивеску и Серджиу Филеро. [ 24 ] С мая 1941 года Думитреску начал издавать литературный журнал «Альбатрос» , в котором Стелару публиковался с самого первого номера — со стихами, прославляющими свободу личности, а также с мадригалом для Оливии. [ 25 ]
Позже Стелару взял на себя ответственность за запрет журнала режимом Иона Антонеску . [ 16 ] до сентября. [ 25 ] Поэт культивировал свою собственную легенду как участник Второй мировой войны, но на самом деле был уклонистом от призыва : он убедил военные власти, ложно заявив, что он заботится о многих младших братьях и сестрах и что ему поставили диагноз: тип шизоидный . [ 14 ] В письме 2002 года Думитреску сообщил своим друзьям, что не считает себя участником движения против Антонеску , дискредитируя городские легенды о том, что он когда-то кричал: «Долой Антонеску!» Его более умеренным актом неповиновения был крик «Да здравствует Жюль Лафорг !», и он вообще не состоялся бы, если бы не пристрастие Стелару к алкоголю: он и Думитреску делили 1- литровую бутылку бренди со вкусом мяты ( рачиу ). , оставляя их раскованными и сварливыми. [ 26 ]
В марте 1942 года группа актеров, в том числе Мария Филотти и Танци Коча , решила устроить благотворительное шоу, собирая деньги «на редактирование книги поэта Димитрие Стелару». писатель Ионел Теодореану . Ведущим церемонии был объявлен [ 27 ] Noaptea geniului («Ночь гения»), появившаяся позже в том же году, и Ora Fantastică («Этот фантастический час», напечатанный в 1944 году, с хвалебным предисловием Ловинеску) рассматриваются рецензентами как основные произведения Стелару, охватывающие все лирические мотивы. своих зрелых лет. [ 2 ] Вклад Стелару неравномерен, и его трудно классифицировать по единому стандарту; его поэзия — это поэзия проклятия и богемного существования; свободно черпая из По и особенно Поля Верлена , оно сильно отмечено экспрессионизмом . [ 2 ] Нотки литературного натурализма преобладают в стихах, где он описывает свою связь с Оливией/Марией-Марией на кишащей вшами и запятнанной кровью постели; за этими сценами неожиданно следует превращение страдания в «всепоглощающую нежность», когда его возлюбленная описывается как тело света. [ 6 ] Караион пишет, что «биографические очереди в поэзии Стелару достигают известной прозрачности, возвышенности, пророческого ореола, даже когда они возникают из мора или космического недуга». [ 18 ]
Как заметил в целом ученый Петру Комарнеску : «Поэзия г-на Димитрие Стелару охватывает очень многое в нескольких строках и словах. Действительно удивительно, как не слишком богатое и не слишком разнообразное воображение все же умудряется формировать столь сложные видения. большой и такой звучный, и дать возможность воображению приблизиться к царству фантастики». [ 28 ] Писатель и критик Георге Григорджу обсуждает «нервную, лихорадочную театральность Стелару», добавляя: «И все же здесь нельзя найти никакого увлечения. Только трепет горького братства, исключающего амбиции иерархии». [ 29 ] На этом основании Григорджу не находит «никакого кощунственного привкуса» в Преа тирзиу , где Стелару уподобляет себя Иисусу :
Димитрие Стелару, новый Христос, поднимется рядом с тобой, раненый, |
Раненый Димитрие Стелару воскреснет, Христос возродится, |
Как прочитал Комарнеску в 1945 году, Стелару был по своей сути фигурой неоромантизма , «в одном ряду» с По, Уильямом Блейком , Сэмюэлем Тейлором Кольриджем и Артуром Рембо . Тот же автор считает, что «Фантастическое произведение» вобрало в себя и поэтические эксперименты сюрреализма. [ 30 ] В хронике 1947 года Ион Негойшеску оценил, что Стелару и Тонегару были «первыми провозвестниками нового сюрреализма, возможно, более органичного типа, потому что он не был таким программным, как довоенный». [ 31 ] Другой критик, Аурел Мартин, отмечает, что Стелару уклонялся от соцреализма и революционной риторики — в отличие от поэтов 1930-х годов, таких как Михай Бенюк и Арон Котруш . «Несмотря на собственные экзистенциальные переживания», «Орфанул» был равнодушен к социальному посланию. Вместо этого он был очарован биографиями По и Панайта Истрати и стилистически предпочитал быть поглощенным основными элементами неоромантизма и символизма . [ 32 ]
Григорджу также отмечает, что, «хотя Стелару был насквозь пролетарием, он не проявлял интереса к левым идеям. Романтизм, переосмысленный в модернистских атрибутах, подтолкнул его к поэтическому творчеству, которое противоречило его шаткому положению». [ 29 ] Также, по мнению Мартина, этот образ мышления устанавливает связь между Стелару и другим поэтом 1930-х годов, Миху Драгомиром , а также между фракцией Думитреску и собственной группой Драгомира, Адонисом . [ 32 ] В своих автовымышленных стихах Стелару дал себе несколько прозвищ, символизирующих его фундаментальное беспокойство, в том числе «ангел-бродяга», «хронический кочевник» и «практикующий алкоголик». [ 6 ] «Почти описательный» [ 32 ] ссылки на его маргинальный статус в обществе можно найти в таких текстах, как:
Мы, Дмитрий Стелару, никогда не знали Счастья. |
Репрессии эпохи Антонеску и конец 1940-х годов
[ редактировать ]Юморист и рассказчик Влад Мушатеску сообщает, что к 1942 году Стелару вступил в «темную, очень темную фазу», в основном потому, что он устал спать на скамейках Северного вокзала. [ 34 ] Мушатеску пригласил Стелару в свой арендованный дом, расположенный в бухарестском районе Чибрита, где они вместе провели Рождество в нищенских условиях. Сообщается, что Стелару продал один из плащей Мушатеску и почти занимался проституцией с хозяйкой, чтобы добыть еду и рачиу для их группы из двух человек. [ 34 ] Стихи Стелару были публично прочитаны Александру Талексом во время празднования смерти Истрати в апреле 1943 года перед публикой, в которую входили Панайт Мушойу , Аида Вриони и Штефан Войтек . [ 35 ] Как и Думитреску, он пришел продемонстрировать «братскую привязанность». [ 36 ] в сторону Истрати. Романист появляется в одном из стихотворений Стелару для Альбатроса как один из «трех мертвецов», которые наблюдают за истерзанным войной человечеством (другие - Иисус и лорд Байрон ). [ 33 ] [ 25 ] [ 36 ]
Повествование в Zeii prind řoareci предполагает, что Стелару планировал жить, скрываясь в Турну-Мэгуреле, «там, где заканчивается земля», но в конечном итоге он был вынужден покинуть этот район. [ 7 ] Он также изображал себя врагом союза Антонеску с нацистской Германией . В одном из своих мемуаров он сообщает, что посетил фашистского гравера Георгия Цеглокова в издательстве «Дачия Траяна» с просьбой об одолжении; Случилось так, что Цеглокова также посетил солдат Вермахта в форме . Поэт охотно провоцировал и выбросил экземпляр « Майн кампф» в ближайший камин; солдат был возмущен и начал избивать Стелару, но «каким-то чудом» ему так и не удалось его арестовать. [ 37 ] Ситуация Стелару изменилась к лучшему, когда правительство Антонеску было свергнуто в результате многопартийного переворота , который Стелару позже назвал «развязыванием цепей» Румынии ( descătuşare ). [ 15 ] В 1945–1946 гг. [ 38 ] он вернулся в Сигишоару, где его наняли преподавать искусство в частной школе, основанной врачом Александру Кулчером. [ 39 ] Позже он представил себя соучредителем школы, которую он описал как высшее учебное заведение, а себя назвал «университетским профессором». [ 15 ]
Стелару начал писать детские рассказы, в том числе один рассказ для мальчика своего работодателя, будущего литературного критика Дэна Калсера . [ 39 ] Новый том его стихов вышел в июне 1946 года. [ 14 ] как Cetățile albe («Белые цитадели») - мотив, который он использовал для описания метафизического состояния, к которому он все еще стремился. [ 33 ] Стихи подверглись критике со стороны литературного летописца в Рампе , который утверждал: «Больше стихов, чем стихов, своим мрачным мистицизмом они всегда производят впечатление незавершенности. [...] Д. Стелару, изображающий из себя « проклятого поэта », вместо того, чтобы просто называться «поэтом», это приводит не только к некоторым легко достижимым триумфам среди щедрой восторженной богемы, но и возвещает о постоянном призраке неудачи». [ 40 ] Примерно в то же время Барбу впервые встретил Стелару «в доме художницы». Он обнаружил, что Стелару не был романтиком и жестоким человеком, каким его изображали Ловинеску и другие, а, скорее, практиковал «ребяческий гандизм , пробуждаемый в нем напитками, которые он употреблял с таким большим терпением, что вызвал у меня подозрения». [ 22 ]

13 июня 1947 года Стелару женился на 26-летней учительнице Деспине Берлингер, с которой он вернулся в дом своей матери в Турну-Мэгуреле. В феврале 1948 года они поселились в Северной Добрудже , где Деспина работала в различных школах, в том числе в Чирногени ; дочь Эумена Юстина родилась у пары в конце 1949 года, когда они жили в Негру-Водэ . [ 38 ] Зарождающийся коммунистический режим подавлял нонконформистскую литературу, и после Cetăşile albe Стелару постигла судьба нескольких представителей его литературного поколения, в том числе его друзей Думитреску, Тонегару и Павла Чихайя . Последние двое присоединились к нему, пытаясь дезертировать: они представились рабочими в порту Констанцы , где надеялись сесть на корабль, отплывающий из страны. Только Стелару выдержал физическое испытание, но затем повредил спину, неся мешки с товарами. [ 38 ] Чихайя сообщил в интервью 1993 года об их неудачной попытке подняться на борт аргентинского грузового судна « Сейбо » и о своем запасном плане, который заключался в том, чтобы отплыть на каике из Мамайи . [ 41 ]
Согласно одному уведомлению от ноября 1948 года, Стелару готовил к печати детскую книгу Copilul negru («Черный ребенок»), и ему было поручено написать роман о рабочем классе , посвященный его товарищам-стивидорам. [ 42 ] Из Чирногени он отправил свои рукописи, включая Copilul negru , в государственные издательства Бухареста, но пожаловался Думитреску, что ему так и не сообщили об их судьбе. Стелару также пытался убедить «товарища Думитреску», которого поддержал новый режим, опубликовать его тексты во «Флакэре» . [ 43 ] В 1949 году он был включен в политико-культурную группу, которая организовывала празднование столетия Эминеску в Констанце. [ 44 ]
Цензура и неизвестность
[ редактировать ]В 1952 году проверка Союза писателей Румынии (СССР) показала, что «Думитру Стелару из Констанцы» был одним из нескольких «так называемых писателей, людей, которые либо подозрительны, либо откровенно враждебны [нашему] режиму», и которые ему все же удалось получить государственные займы. Сумма Стелару составила почти 125 тысяч леев . [ 45 ] В том же году ему фактически запретили публиковаться , и, как таковое, ему не разрешили вступить в ЕСР - до октября 1955 года, когда ему разрешил туда нонконформистский председатель Захария Станку , который, возможно, защитил Стелару от более серьезных преследований. [ 46 ] В первые дни 1950 года он все еще находился в Констанце, и ему разрешили читать лекции на собрании местного ССР, где писатели отмечали двухлетнюю годовщину режима. [ 47 ] Он бросил жену и дочь в середине 1950 года и вернулся в Бухарест; Позже его заметили продавцом антикварных книг на улице Заломит. [ 38 ] В конце 1950 года «еретик Димитрие Стелару» встретил Петре Стойку и других энтузиастов, которые «шили на большой риск», придя навестить его в таверне Тайца Лазэр. что не может прочитать ни одного стихотворения Александру Тома поэта-лауреата соцреализма Отвечая на вопросы своих новых учеников, Стелару признался , . [ 48 ] В 1952 году он провел некоторое время «в долине Цзю, собирая материал для пьесы, которую он никогда не писал». [ 49 ]
Также в 1952 году Стойка и Александру Лека Морариу приветствовали Стелару в своем импровизированном жилище, которое представляло собой бухарестский подвал на улице Арменаска, 17А; они пробыли вместе «около года», до «середины 1953 года». [ 50 ] По словам Стойки, он часто находился в состоянии пьяного угара, чередуя «бредовый оптимизм» и угрожающее поведение. [ 11 ] [ 51 ] В одном из эпизодов, рассказанных Стойкой, Стелару пытался убедить официанта, который никогда не слышал об Эминеску, повеситься. [ 52 ] «Ребенок, влюбленный в рискованные игры», он раздражал своих соседей по комнате, возвращаясь к воровству, а однажды скрылся с библиофильским изданием Мольера Морариу . [ 53 ] При нем всегда находили два предмета: скальпель , который он использовал для самообороны, и деревянный «гриб», чтобы штопать носки. [ 11 ] [ 51 ] В конце концов Морариу вытеснил его после «невнимательного жеста» со стороны Стелару. [ 54 ] Примерно в 1954 году Стелару присоединился к неформальному «литературному кружку» любителей выпить, в который входили Ион Влад, поэт Тибериу Илиеску , актер Людовик Антал , журналист Эмиль Сергие , философ Сорин Павел и, в более незначительной степени, Пандреа. [ 55 ] Развод с Деспиной был объявлен окончательным в мае 1955 года, когда Стелару женился на художнице Родике Панделе. Они жили вместе в Бухаресте до середины 1960 года, когда Стелару вернулся к семье своей матери в Турну-Мэгуреле; его второй развод был зарегистрирован в мае 1961 года. [ 46 ]
Стелару по-прежнему отказывался публиковать литературу для взрослых в соответствии с принципами социалистического реализма; он писал лишь короткие драматические стихотворения, которые в то время относились к детской литературе. [ 2 ] [ 56 ] начиная с «лирической сказки» Fata pădurarului («Дочь лесника», 1955). [ 38 ] Он последовал в августе 1956 года. [ 57 ] с «Гелу» , рифмованным эпосом , во многом заимствованным из румынского фольклора ; его оригинальность заключалась в персонификации самого Времени как главной фигуры повествования, как Чобдестеа («Фрагмент звезды»). По словам рецензента Глории Барны: «Эта повесть не может не полюбиться детям, это настоящее достижение автора». [ 58 ] Две детские пьесы появились вместе в 1957 году: « Шарпеле Марао»; Врэхитоареле («Змея Марао; Ведьмы»). Изображая любовные истории на языке народной мифологии, он подвергся критике со стороны критика Х. Фабиана в ноябре 1957 года. Фабиан счел его «ниже необходимого», непривлекательным и написанным как «своего рода рифмованная проза». [ 59 ] Более снисходительный отзыв опубликовал Ал. Андриеску, который раскритиковал пьесы за то, что они «несколько засушливы», сомневаясь, что их когда-либо можно будет использовать в театральной постановке. Андриеску также охарактеризовал Врэхитоареле как более фольклорный, чем Шарпеле Марао , рассматривая последнего как своего рода дань «очень естественному книжному загрязнению», в том числе из « » Гете Фауста . [ 60 ] В переоценке 2009 года ученый Вероника-Алина Констанчану отметила, что текст Стелару был «ясным, простым, не оставляющим проблем для интерпретации» и лишь с некоторыми намеками на театральную современность. [ 56 ]
В 1958 году Стелару привлек нежелательное внимание политического истеблишмента и подвергся нападкам за свой предполагаемый антикоммунизм в двух официальных журналах — Gazeta Literară и Lupta de Clasă . [ 38 ] Формально безработный на протяжении всего своего пребывания в Турну Мэгуреле (которое длилось до 1965 года), Стелару был изолирован от профессионального сообщества, получая письма только от Корлачу и художника Иоана Миря ; ему также по закону было запрещено получать продовольственную книжку . [ 38 ] С 1961 года он состоял в отношениях с Ангелиной Чоакэ, хранительницей местной церкви Сфынта Винери. [ 61 ] В том же году он вернулся к печати в журнале USR Luceafărul , начав с репортажа о румынских курортах Черного моря . Это привлекло положительное внимание рецензента журнала Contemporanul , который отметил, что Стелару удалось создать «оригинальный способ описания вещей, которые широко известны из прессы». [ 62 ] В июньском выпуске Luceafărul также было опубликовано одно из его стихотворений — оно «нарисовано с тихого, прозрачного и разноцветного заката, чтобы вызвать радость слесаря, вошедшего в свой новый дом». [ 63 ] В июле он провел несколько дней на рисовой ферме на Олте . [ 5 ]
Стелару более полно вернулся к своим старым литературным канонам только в апреле 1963 года, когда появились Oameni şi flăcări («Люди и пламя»). В прочтении Сарэу этот том «производил впечатление, что он является приверженцем доктрин того времени». [ 46 ] Стойка также рассказывает, что в течение года пребывания в Армянской области Стелару адаптировал свои темы (но не свой стиль) к требованиям «антифашистской» поэзии , обнаружив себя «пролетарским интеллектуалом». Это изменение не помешало ему остаться неопубликованным в то время, когда «другие, пигмеи рядом с его великим талантом, выросли в маэстро, которые были обязательными ссылками в учебниках всех уровней». [ 64 ] В отличие от своей межвоенной богемы, Оамени ши флэкэри включил оды шахтерам, антивоенные пьесы и заглавное стихотворение о забастовке Гривица 1933 года . [ 65 ] В своем приеме Oameni şi flăcări поэт-коммунист Камил Бальтазар отметил, что Стелару доверял свой «мрачный» стиль описанию капиталистического прошлого Румынии, одновременно стремясь найти оптимистический тон для «светлого настоящего», хотя ему все еще не хватало определения и краткости. [ 66 ]
Окончательное возвращение
[ редактировать ]
К июню 1964 года Стелару отправил одну из своих рукописей на рецензию в Editura pentru Literatură , хотя и жаловался, что тамошние сотрудники, в том числе Михай Гафица , игнорировали его. [ 43 ] К сентябрю он был реабилитирован . [ 61 ] и женился на Ангелине в шале USR в Синае . Их мальчик, Влад Юнор (по прозвищу «Норишор», или «Маленькое облако»), родился в январе 1965 года. Все трое переехали в Буфтя , в небольшой дом, первоначально принадлежавший Иону Владу, который был их крестным отцом; они продолжали жить там до октября 1968 года. [ 67 ] Последующее выздоровление Стелару включало публикацию в «Стяуа» , где его продвигал Стойка. [ 68 ] а также в «Литературной газете» , «Трибуне» , [ 2 ] и пионерской организации центральный журнал Cutezătorii . [ 10 ] Как утверждает Сарэу, такой переоценке также способствовала режиссерская команда USR, в которую входили Станку и Марин Преда , оба были уроженцами Телеормана. [ 69 ] Реабилитация Стелару завершилась публикацией в 1967 году сборника рассказов Fata fără lună («Безлунная девушка»). [ 69 ] Также появившийся в 1967 году Mare incognitum , который он задумал как окончательное издание, был назван «самым важным» документом в карьере Стелару; [ 69 ] хотя его почти окончательная форма была приближена под рабочим названием в 1958 году, [ 54 ] он также включает много новых стихов. [ 2 ] Коллекция принесла Стелару премию USR за этот год. [ 4 ]
Возвращение Стелару было отмечено критиком Лауренциу Уличем , который констатировал, что Стелару, «чувствуя, что богема является его единственным способом существования, кажется, смирился со своей судьбой, но убежден, что он скатился в болото». [ 33 ] В ноябре 1967 года поэт был госпитализирован из-за того, что он назвал «болезнью сердца»; в письмах, которые он отправлял матери, он отмечал, что за ним присматривает член кабинета министров, а также что он получает «французские лекарства». [ 70 ] В 1968 году, помимо завершения Zeii prind soareci , он выпустил подборку новых стихотворений Nemoarte («Нежить»). [ 71 ] Барбу приветствовал их в газете Informaśia Bucureştiului : «Его тексты наполнены захватывающим пафосом, который невозможно сделать банальным даже из-за случайного повторения. [...] Медленный, терпеливый пловец, [...] Стелару достигнет Судного Дня ». истинный мыс искусства, тогда как другие, лауреаты премии, утонут по дороге туда, увлечённые собственной чванливостью». [ 72 ] Интервью молодого поэта Адриана Пэунеску в начале 1969 года, когда он уже был тяжело болен циррозом печени. [ 32 ] и получение пенсии по инвалидности , [ 5 ] [ 73 ] Стелару отметил «духовную свободу» литературной сцены Румынии, но выразил пренебрежение к ониристам , которые, по его мнению, «прыгнули за борт». [ 16 ]
С 1968 года Стелару и его семья переехали в многоэтажную квартиру в Берцени , на юге Бухареста. [ 74 ] Как отметил Корлачу, это было формальное признание со стороны Румынии и положило конец богемной карьере Стелару; [ 5 ] Тогда же Стелару начала продолжительно навещать его дочь Эумена. [ 75 ] На этом этапе Стойка воссоединился со своим наставником: чувствуя себя богатым человеком в «золотом дворце» и «покоренным прелестями семейной жизни», Стелару теперь мог сам платить за свое содержание и мог позволить себе престижные товары, такие как Pepsi , Pall Mall и зарубежная медицина. Он боялся смерти и страдал бессонницей, хотя все еще не бросил пить. [ 76 ] Он проводил много времени со своим мальчиком, которого прозвал «Нураш» («Маленькое облако»), развивая в нем страсть к рисованию. [ 15 ] [ 77 ] «Рисунок Юнора Стелару» иллюстрировал подборку стихов Дмитрия в июньском номере журнала « Литературная Румыния» за 1970 год . [ 78 ]
Как писатель, Стелару в 1969 году выпустил второй тираж Mare incognitum (с предисловием Лучиана Райку ) и еще одну сказку Cei din lună («Лунные»); а в 1970 году - еще два тома: Înalta umbră («Высокая тень») и «Драматическая поэма». Leru ṣi Împăratul Nix («Драматические стихи. Леру и император Никс»). [ 69 ] Последний был вкладом Стелару в философскую драму и, по крайней мере частично, в абсурдистский театр , соединив элементы поэзии Стелару с заимствованиями из Урмуза , Джорджа Сиприана и Льюиса Кэрролла . [ 56 ] В другой антологии, «Колоан» («Колонки», также вышедшей в 1970 году), он предложил тематическое единство, игнорируя хронологическую дату публикации. [ 2 ] Осенью 1970 года Стелару выздоравливал в писательском шале в Кэлимэнешть . Там у него взял интервью журналист Клаудиу Молдован, которому он пожаловался, что «ничего не осталось» от богемного Бухареста и старого Турну Мэгуреле и что «мы забыли Тонегару». На протяжении всей их встречи он «выпендривался», употребляя виски, утверждая, что врачи рекомендовали его как сосудорасширяющее средство . [ 15 ] Его живая библиография завершилась еще одним сборником, Păsări Incandescente («Сверкающие птицы»), выпущенным в 1971 году. [ 69 ]
В январе 1971 года рецензировала Колоана от антикоммунистической диаспоры Моника Ловинеску (дочь Евгения) на Радио Свободная Европа . Она утверждала, что, хотя Тонегару, Корлачу и Думитреску всегда проявляли заботу о будущем и предвидели грядущую гибель, Стелару «застрял в своем единственном вое, с которого он начал», «яростном, навязчивом, но затуманивающемся повторении». его начала». По ее словам, «Дмитрие Стелару говорит от имени всех представителей своего поколения, которые отсутствуют самовольно, которые были раздавлены и забыты»; его собственное место в истории литературы было обеспечено тем, что он изложил на бумаге в «ужасной юности». [ 79 ] К ноябрю 1971 года Стелару отправил на рецензирование в издательство Cartea Românească еще три тома . Это были мемуары под названием Doi lei Planeta («Два лея за билет»), сборник театральных пьес Saltimbancul sinistru («Этот зловещий мошенник»), а также новая версия Preamărirea durerii . [ 80 ] Автор дневника Перикл Мартинеску охарактеризовал Doi lei Planeta как в высшей степени лживую книгу, но отметил, что этого и следовало ожидать от Стелару, поскольку «поэт никогда не имел ни грамма литературной совести». [ 81 ]
Стелару умерла в Бухаресте 28 ноября. [ 82 ] через три дня после того, как его посетил Молдаванин, которому он адресовал, вероятно, свои последние письменные строки. [ 15 ] Он был похоронен среди других писателей на кладбище Беллу 1 декабря. Из-за технической ошибки ему было присвоено имя «Дмитрие Стереску», из-за чего определить местонахождение его могилы было невозможно. [ 69 ] На следующий день România Literară представила краткий обзор его поэтического творчества, утверждая, что его деятельность во время войны с Альбатросом и Сбураторулом свидетельствует о его «антифашистской позиции». [ 4 ] В том же выпуске Караион оплакивал своего друга как «одного из величайших истинных поэтов этой страны», добавляя: «Он будет спать в бессоннице румынской литературы, в бессоннице, которая является беспокойством и «вечным королем». По его словам, Стелару никогда не переводился ни на один иностранный язык. [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Стелару сохранил свою посмертную известность в румынских литературных кругах. Мартин, произнесший надгробную речь Стелару, считает, что он был «случайным гуру» младшего Никиты Стэнеску , чья собственная поэзия также заложена в «богеме духовной элиты». [ 32 ] Как отмечает литературовед Виктор Корчеш, в остальном его наследие было запятнано: «Как и другие литераторы, я однажды стал жертвой предрассудка, который считал [Стелару] поэта ангелом, а человека — демоном! Таким образом, я восхищался и читал первое, осуждая и избегая второго! Гораздо позже я понял [...], что его существование как человека, щедро приправленное драматическими или веселыми фактами из жизни, было сублимировано его литературными произведениями, с его социальные аватары сливаются в духовное творение». [ 10 ]
Как сообщил в 1972 году журналист Ион Лазэр, мало кто в Сегарча-Вале помнил Стелару. Среди тех, у кого он взял интервью, был двоюродный брат Ион Попеску, который работал техником в местном колхозе и пошутил, что Стелару однажды «умер, а затем воскрес». [ 7 ] USR участвовал в чествовании Стелару, начиная с 1975 года с официальной церемонии в Сегарча-Вале - среди отмеченных гостей были Корлачу и Николае Драгош . [ 69 ] Однако примерно в то же время Viata Românească не разрешили опубликовать некоторые из его рукописных стихотворений, которые цензоры назвали слишком « интимистическими ». [ 83 ] В одной из таких работ, опубликованной в этом журнале в 1990 году, говорится о тенях как о поэтических персонах :
Он носил рога от женщин, |
Женщинам дали носить рога, |
Как отметил в сентябре 1979 года поэт Василе Петре Фати, «отсутствие справочников по образцовой поэзии Эмиля Ботты или Димитрие Стелару» стало непростительным. [ 85 ] Сказка Стелару «Кульцер» впервые была опубликована в журнале «Ватра» в мае 1979 года. [ 39 ] За этим последовала в 1982 году книга мемуаров Стойки « Amintirile unui fost corector », в которой его воспоминания о жизни со Стелару «являются, пожалуй, самыми яркими, пропитанными ароматом эпохи иллюзий [Стоики] и духом интеллектуальной и художественной богемы. своего времени». [ 86 ] Как пишет Сарау, за церемонией 1975 года «следовали многие годы «молчания», вплоть до 1984 года, когда Эмиль Ману опубликовал монографию; в конце 1980-х Корчеш и Сарау начали исследовать менее известные аспекты жизни и творчества поэта. [ 87 ] Вклад Стелару в детскую литературу также был открыт заново: в 1986 году «Врахитоареле» был использован в качестве сценария Кристианом Пепино и его кукольным театром . [ 88 ]
Сотрудники Радио «Свободная Европа» продолжали считать Стелару прежде всего антикоммунистом, сопротивляющимся, но их аргументы были оспорены внутри Румынии обозревателем Артуром Luceafărul Сильвестри . В 1983 году Сильвестри утверждал: «Возможно, можно было бы поверить в сфабрикованную ими биографию Д. Стелару, который в остальном является замечательным поэтом, как одного из «политически преследуемых», если бы не был известен факт, что разрушение его жизнь, конечно, началась не в 1948 году, а гораздо раньше». [ 89 ] Больше внимания привлекло после падения коммунизма в 1989 году , когда Корчеш взял на себя задачу публикации оставшихся рукописей Стелару. В то время как некоторые законченные или незаконченные произведения были напечатаны в различных литературных журналах ( România Literară , Manuscriptum , Orizont и Tomis ), его детская проза Casa veverizelor («Дом белок») появилась летом 1991 года в Editura Ion Creangă ; как тогда заметил Корчеш, от театральных работ отказались и Эдитура Эминеску , и Эдитура Минерва . [ 10 ] В 2017 году, к столетнему юбилею Стелару, на его первом доме в Сегарча-Вейл была установлена мемориальная доска. [ 90 ] В 2018 году в местном деревенском музее открылась постоянная экспозиция, посвященная Стелару. [ 91 ] Антология его «101 стихотворения» была составлена и выпущена Румынской академией в 2020 году. [ 29 ] Паска Стойча пережила своего сына и в 1972 году все еще проживала в Турну-Мэгуреле. [ 7 ] Ангелина Петреску-Стелару, которая помогала Корчешу в его исследованиях в 1980-х годах, [ 10 ] умер где-то до 2010 года. Двое детей Стелару также пережили его: Эумена переехала в Западную Германию в 1986 году вместе с мужем и сыном, а Влад Юнор умер в декабре 2015 года в Эфорие . [ 92 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Сарау I, с. 8
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Аурел Сасу (редактор), Биографический словарь румынской литературы , Том. II, с. 620. Питешти: Издательство «Паралела» 45 , 2004. ISBN 973-697-758-7
- ^ Jump up to: а б с Пандреа, с. 456
- ^ Jump up to: а б с Биографическая справка Иона Карайона , «Димитрие Стелару», в «Литературной Румынии» , выпуск 49/1971, стр. 4
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бен Корлачиу , «Коллегиальные письма», в Ватре , Том. III, выпуск 24, март 1973 г., с. 7
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Габриэла Урсаки, «Actualitatea. Martie», в «Литературной Румынии» , выпуск 12/2007, стр. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и Ион Лазэр, « Боги ловят мышей », в Luceafărul , том XV, выпуск 13, март 1972 г., стр. 3.
- ^ Jump up to: а б с д «Смерть поэта Димитрие Стелару», Румыния , 13 июня 1940 г., стр. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Пэунеску и Стелару, стр. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и Виктор Корчеш, Димитри Стелару, «Димитри Стелару - оригинал», в «Литературной Румынии» , выпуск 48/1991, стр. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Стоики, с.66.
- ^ Ион Кэлугэру , «Журнал (V)», в «Критических тетрадях» , выпуск 9/2012, стр. 32.
- ^ Jump up to: а б Сарау I, стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сарау I, с. 9
- ^ Jump up to: а б с д и ж Корнелиу Молдован, Димитрие Стелару, «Движение идей. Выдающиеся интервью. «Я горел, я писал...»», в «Отраслях », выпуск 5/1980, с. 11
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пэунеску и Стелару, с. 6
- ^ Д. Мику, «Эминеску и сегодняшняя румынская литература», в Стяуа , Vol. XXVII, выпуск 1, январь 1976 г., с. 6
- ^ Jump up to: а б с д Ион Караион , «Димитрие Стелару», в «Литературной Румынии» , выпуск 49/1971, стр. 4
- ^ К. Костин, «Фиша для профиля. Ион Караион», в Ватре , Том. III, выпуск 32, ноябрь 1973 г., с. 9
- ^ Jump up to: а б Nicolae Băicuț, Ion Vlasiu , "Vatra dialog cu Ion Vlasiu", in Vatra , Vol. 7
- ^ Евгений Джебелеану , «Хроники. Воспоминания об Э. Ловинеску», в журнале Royal Foundations Magazine , Vol. XIII, выпуск 11, ноябрь 1946 г., стр. 150–151
- ^ Jump up to: а б Борода, с. 1
- ^ Вирджил Георгиу , «Литературные исповеди. Первобытные интерпретации», в «Литературной Румынии» , выпуск 49/1970, с. 6
- ^ Марин Янку, «История литературы. Марин Преда: Молодёжная переписка», в «Литературной Румынии» , выпуск 37/2004, стр. 16
- ^ Jump up to: а б с Эмиль Ману, «Журналы из прошлого. Альбатрос », в «Литературной Румынии », выпуск 6/1970, с. 12
- ^ Барбу Чокулеску , Гео Думитреску , «Документ. Письмо Гео Думитреску», в «Литературной Румынии », выпуск 43/2008, стр. 12–13
- ^ «Театр», в Universul , 22 марта 1942 г., стр. 6.
- ^ Комарнеску, стр. 147.
- ^ Jump up to: а б с д Георге Григорджу , «Закладка. Люмпенпоэт», в «Литературной Румынии» , выпуск 17/2021, стр. 6.
- ^ Комарнеску, стр. 147–150.
- ^ Штефаницэ Регман, Ион Негойшеску , «Документы RL: Ион Негойшеску о «самом современном направлении румынской литературы». Уникальный документ 1947 года», в «Литературной Румынии », выпуск 6/2021, стр. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Аурел Мартин, «Димитрие Стелару», в «Литературной Румынии» , выпуск 10/1992, стр. 7.
- ^ Jump up to: а б с д Лауренциу Улич , «Профиль: Димитрие Стелару», в журнале Contemporanul , выпуск 7/1968, стр. 3.
- ^ Jump up to: а б Влад Мушатеску , «Давняя вечная ночь», в Luceafărul , том XXV, выпуск 53, декабрь 1982 г., стр. 7.
- ^ «Восемь лет со дня смерти Панайта Истрати. Паломничество с могилы писателя», в Курентуле , 20 апреля 1943 г., стр. 5.
- ^ Jump up to: а б Овид Крохмэлничану , «Критика и Панаит Истрати сегодня», в «Литературной Румынии », выпуск 2/1987, стр. 8.
- ^ Михай Пелин , «Вот как вам нравится история искусства? Таинственные исчезновения», в Almanach Estival Luceafărul , 1984, стр. 115.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сарау I, стр. 10.
- ^ Jump up to: а б с Дэн Калсер , «Сказка Димитри Стелару», в Ватре , том IX, выпуск 98, май 1979 г., стр. 10.
- ^ «Литературная витрина», в Рампе , 4 мая 1947 г., стр. 2
- ^ Дойна Жела, Павел Чихайя , «С Павлом Чихайя о судьбах авторов и судьбах книг», в «Литературной Румынии », выпуск 40/1993, стр. 12
- ^ Думитру Кифа, «Комментарии. Творческая деятельность во время отпуска», в Viata Romînească , Vol. I, выпуск 6, ноябрь 1948 г., стр. 225, 227
- ^ Jump up to: а б Николае Скурту, «Реституции. Завершения биографии Димитрие Стелару», в «Литературной Румынии », выпуск 26/2011, с. 14
- ^ « Вселенная в стране. Констанца. Празднование столетия Михаила [ sic ] Эминеску », во Вселенной , 26 ноября 1949 г., с. 6
- ^ Кристиан Василе, Литература и искусство в коммунистической Румынии. 1948–1953 , стр. 105. Бухарест: Humanitas , Бухарест, 2010. ISBN 978-973-50-2773-5
- ^ Jump up to: а б с Сарау I, стр. 10–11.
- ^ « Вселенная в стране. Празднование двухлетней годовщины провозглашения Румынской Народной Республики в стране. В Констанце», во Вселенной , 5 января 1950 г., стр. 8.
- ^ Стойка, стр. 62–63
- ^ Стоики, с. 65.
- ^ Стойка, стр. 64–67, 69
- ^ Jump up to: а б Дана Думитриу, «Литературные новости. Золотые и фиолетовые облака», в «Литературной Румынии» , выпуск 43/1982, стр. 9.
- ^ Стоики, с. 64
- ^ Стойка, стр. 66–68
- ^ Jump up to: а б Стоики, с. 69
- ^ Пандреа, стр. 456–458
- ^ Jump up to: а б с Вероника-Алина Констанчану, «Дмитрие Стелару, драматург», в Оризонте , Vol. XXI, выпуск 11, ноябрь 2009 г., с. 11
- ^ «Литература – Искусство. Новости книжного магазина», в Flacăra Iaşului , 18 августа 1956 г., стр. 2
- ↑ Глория Барна, «Десятилетие книги. Новая сказка. Гелу Димитри Стелару», в Sânteia Tineretului , 29 декабря 1956 г., стр. 3
- ^ Х. Фабиан, «Поэзия легенд. Три тома стихов», в Steagul Rořu , 21 ноября 1957 г., стр. 2.
- ^ Ал. Андриску, «Книги — журналы. Димитри Стелару: Змея Марао и ведьмы », в Iaşul Literar , выпуск 11/1957, стр. 108.
- ^ Jump up to: а б Сарау I, стр. 11.
- ^ RR, "Журнал. Luceafărul , № от 15 февраля", в Contemporanul , выпуск 7/1961, стр. 2.
- ^ «Стихотворение из Лучеафарула », в «Литературной газете» , том VIII, выпуск 27, июнь 1961 г., стр. 2.
- ^ Стойка, стр. 68–69
- ^ Бальтазар, с. 198
- ^ Бальтазар, пассим
- ^ Сарау I, стр. 11 и II, стр. 19–20. См. также Райку и Стелару, стр. 163.
- ^ Стойка, стр. 69–70
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сарау II, с. 17
- ^ Райку и Стеллару, стр. 163–164
- ^ Борода, пассим ; Сарау II, с. 17
- ^ Борода, с. 2
- ^ Стоики, с. 70
- ^ Сарау II, с. 17. См. также Райку и Стелару, стр. 163–164; Стоики, с. 70–71
- ^ Райку и Стеллару, с. 164
- ^ Стойка, стр. 70–71.
- ^ Райку и Стеллару, пройти
- ^ «Рисунок Юнора Стелару», в «Литературной Румынии» , выпуск 25/1970, стр. 11
- ^ Моника Ловинеску , Короткие волны , стр. 457–458. Бухарест: Хуманитас , 1990. ISBN 973-28-0172-7
- ^ «Сантьер», в «Литературной Румынии» , выпуск 46/1971, стр. 12.
- ^ Перикл Мартинеску , Прерывистый дневник , стр. 141. Констанца: Ex Ponto, 2001. ISBN 973-8227-21-6
- ^ Сарау I, с. 8 и II, стр. 17, 19–20.
- ^ Альбом, стр. 6.
- ^ Альбом, стр. 8.
- ^ «Прелюдии к Национальному поэтическому коллоквиуму. Поэзия сегодняшнего и завтрашнего дня», в Luceafărul , Vol. XXI, выпуск 37, сентябрь 1978 г., стр. 3.
- ^ Михай Унгхеану , «Литературная хроника. Петре Стойка: Воспоминания бывшего корректора », в Luceafărul , Vol. XXVI, выпуск 4, январь 1983 г., стр. 2.
- ^ Сарау II, стр. 17–18.
- ^ Михай Кришан, Санда Дьяконеску, «Два мнения о... Неделе кукольного театра (IX издание)», в Teatrul , Том XXXI, выпуски 7–8, июль – август 1986 г., стр. 8–12.
- ^ Артур Сильвестри , «Псевдокультура на коротких волнах (XVII). Обычные кампании: «Классика»», в Luceafărul , Vol. XXVI, выпуск 20, май 1983 г., стр. 7.
- ^ Сарау II, стр. 18–19.
- ^ Сарау II, стр. 19.
- ^ Сарау II, стр. 20.
Ссылки
[ редактировать ]- Флоренца Албу , «Старые стихи на Viata Românească », в Viata Românească , Vol. LXXXV, выпуск 11, ноябрь 1990 г., стр. 6–10.
- Камил Бальтазар , «Новые книги. Димитри Стелару: Люди и пламя », на Viata Romînească , Vol. XVII, выпуск 3, март 1964 г., стр. 197–199.
- Ойген Барбу , «Спираль. Жалкая», в Bucharest Information , 23 октября 1969 г., стр. 1–2.
- Петру Комарнеску , «Критические комментарии. Поиски и стремления в молодой поэзии. I. Димитрие Стелару; II. Ион Караион; III. Вирджил Теодореску; IV. Герасим Лука и Геллу Наум», в Revista Fundaśiilor Regale , Vol. XII, выпуск 4, апрель 1945 г., стр. 147–158.
- Петре Пандреа , Мемуары валашского мандарина. Журнал I: 1954–1956 . Бухарест: Издательство Время , 2011. ISBN 978-973-645-440-0
- Адриан Пэунеску , Димитри Стелару, «Мы, Димитрие Стелару, не знали счастья...», в «Литературной Румынии» , выпуск 6/1969, стр. 6–7.
- Ал. Райку, Димитри Стелару, «Дмитрие Стелару в переписке. Уникальный», в Amanahul Literar , 1978, стр. 163–165.
- Георге Сарау , «Словарные листы: Димитрие Стелару», в Дунайских коллоквиумах , Vol. II, выпуски 1–3, январь – март 2022 г., стр. 8–11 (Часть I); Выпуски 4–6, апрель – июнь 2022 г., стр. 17–20 (Часть II).
- Петре Стойка , «Дмитрие Стелару,« бродячий ангел »», в Viata Românească , Vol. XXXIII, выпуск 11, ноябрь 1980 г., стр. 62–71.
- 1917 рождений
- 1971 смертей
- Румынские поэты ХХ века
- Румынские писатели ХХ века
- Авторы рассказов XX века
- Румынские писатели рассказов мужского пола
- Румынские драматурги и драматурги XX века
- Румынские драматурги и драматурги-мужчины
- Румынские детские писатели
- Румынские писатели-фантасты
- Румынские автобиографы
- Румынские эпиграмматики
- Румынские сатирики
- Румынский авангард
- Поэты-экспрессионисты
- Румынские писатели-сюрреалисты
- Поэты-сюрреалисты
- Авторы правды
- Христианские поэты
- Писатели соцреализма
- Театр Абсурда
- Люди из округа Телеорман
- Румынский цыганский народ
- Римские поэты
- Члены Румынской Православной Церкви
- Переходит в протестантизм из восточного православия
- Обращается в адвентизм
- Румынские адвентисты седьмого дня
- Бездомные
- Румынские угольщики
- румынские школьные учителя
- Преподаватели искусств
- Продавцы антикварных книг
- Румынский народ Второй мировой войны
- Уклоняющиеся от призыва
- Румынские пацифисты
- Люди, инсценировавшие собственную смерть
- Цензура в Румынии
- Реабилитация Социалистической Республики Румыния
- Румынские писатели-инвалиды
- Педагоги с ограниченными возможностями
- Смертность от цирроза печени
- Похороны на кладбище Беллу