Стефан Тита
Стефан Тита | |
---|---|
![]() Тита ок. 1937 год | |
Рожденный | Теодор Соломон 14 августа 1905 г. Бухарест , Королевство Румыния |
Умер | 1 сентября 1977 г. Бухарест, Социалистическая Республика Румыния | ( 72 года
Занятие |
|
Период | 1919–1977 |
Жанр |
|
Литературное движение | |
Подпись | |
![]() |
Штефан Тита (урожденный Теодор Соломон ; 14 августа 1905 — 1 сентября 1977) — румынский левый активист и писатель разных жанров. Его поэтический дебют состоялся еще подростком в 1919 году, после чего он стал известен сначала своей пацифистской прозой, а затем и своим вкладом в соцреализм . Перед Второй мировой войной он также специализировался на сатире и, отражая свои еврейские корни, начал работать в жанре ревю в Барашеуме . Став учеником Иона Па , Тита была вовлечена в социалистическое и антифашистское движение, вступила в Социал-демократическую партию и работала редактором ее органов печати. Партия была запрещена в 1938 году, но сам он продолжал писать еще около двух лет, будучи интегрированным в организацию Михая Раля « Muncă şi Voe Bună» . Еврейские писатели были полностью запрещены во время пронацистского режима , установленного Ионом Антонеску ; Чтобы выжить, Тите пришлось полагаться на подачки.
Вернувшись в качестве деятеля социал-демократов сразу после падения Антонеску в августе 1944 года , Тита в целом с энтузиазмом относился к сдвигу румынской политики влево; он также работал цензором в Министерстве пропаганды, хотя его собственная политика и экспрессионистская эстетика еще не полностью соответствовали поведению, которого требовала Коммунистическая партия Румынии . В 1945 году, когда Пас возглавил Министерство искусств , он сделал Титу своей правой рукой. Коммунисты не доверяли обоим деятелям, которые в последние дни 1947 года основали Румынскую народную республику. Титу отправили обучаться среди пролетариата, а затем отстранили от должности в министерстве. Затем он сосредоточился на карьере в коммунистическом агитпропе , в основном активно работая в политическом театре и написании песен, а также уделяя внимание переводам мировой литературы и корректуре романов Паса. Его собственный вклад в сцену (некоторые из которых были сделаны в сотрудничестве с Ионелом Цэрану и Ливиу Флода ) часто отвергались соцреалистическим мейнстримом , а также независимыми критиками, которые описывали их как невыносимо мелодраматические .
В конце 1950-х годов Тита вернулась, прежде всего в сферу детской и юношеской литературы , но также была интегрирована в зарождающуюся школу румынской научной фантастики . Несмотря на то, что он был плодовитым и его нанимали для написания телеспектаклей для государственной телекомпании , его широко критиковали за крайний дидактизм ; Кроме того, его высмеивали за его рифмованные анекдоты в юмористическом журнале Urzica , которые рецензенты сочли чрезмерно пресными, а также порицали за его попытки возродить жанры фарса и сексуальной комедии . В преклонном возрасте он расширил свой предыдущий вклад в написание агитационных песен, став признанным автором поп-музыки , которую он наполнил посланиями в пользу социалистического патриотизма . Его последние пьесы были посвящены двум деятелям прогрессизма XIX века, Теодору Диаманту и Константину Даниэлю Розенталю .
Биография
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Тита, официально зарегистрированная как Теодор Соломон, [ 1 ] родился в Бухаресте , столице Румынского королевства , 14 августа 1905 года; [ 2 ] он был еврейского происхождения. [ 3 ] [ 4 ] Исследователь и коллега по детскому писателю Тудор Опри относит свой опубликованный дебют к 1919 году, когда две его эпиграммы были опубликованы в студенческом журнале Crinul . [ 5 ] Он учился в Национальном колледже Георге Шинкай , за это время сформировал собственное «литературное общество» ( cenaclu ), которое проводило собрания на чердаке его родителей. [ 6 ] Антивоенное стихотворение Титы появилось в 1920 году в Библиотеке детей и юношества . [ 7 ] В этом же журнале были опубликованы его первые произведения прозы и детской литературы. [ 2 ] По его собственным воспоминаниям, будучи подростком, он также публиковал антимонархические статьи в Н.Д. Коча журнале «Факла» , но на тот момент еще не был социалистом. [ 8 ]
Тита поступила на Бухарестского университета юридический факультет и тем временем начала работать в политической прессе — от «Авроры» и «Адевэрула» до «Виаса Роминеаска» ; он также был автором газеты «Либертатеа» , издаваемой Социал-демократической партией (ПСДР). [ 2 ] Встретившись и подружившись с Ионом Пасом , когда он писал для журнала «Шантье» , он полностью поддержал социалистическую программу. [ 8 ] На протяжении многих лет он регулярно публиковал статьи в другом партийном журнале Lumea Nouă , в которых излагалась его вера в «прогрессивную Румынию». [ 7 ] К 1934 году он был завсегдатаем журнала Тудора Теодореску-Браниште Cuvântul Liber , который критик Лучиан Боз назвал голосом румынского соцреализма . Сам Тита соответствовал этой тенденции с «грубо реалистичными заметками о жизни в махале ». [ 9 ] В январе 1935 года Кувантул Либер опубликовал свой репортаж о наиболее маргинализированных слоях бухарестского пролетариата, а именно о сборщиках автобусных билетов и фермерах, выращивающих гонг . [ 10 ] Все больше внимания Титы уделялось осуждению классового неравенства и осуждению фашизма. [ 2 ] Некоторые из его статей были опубликованы в журнале Pariser Tageszeitung , изданном во Франции беженцами из нацистской Германии . [ 7 ] [ 11 ] В их число входила новелла «Мааг», первоначально написанная Cuvântul Liber . По сути, это пацифистская притча, в которой показано, как человекообразные обезьяны знакомятся с кровожадной цивилизацией; Возвращаясь к этому произведению в 1969 году, писатель Ион Хобана предположил, что перевод Pariser Tageszeitung, возможно, был прочитан Пьером Булем , а затем был использован в качестве одного из литературных источников вдохновения для собственной «Планеты обезьян» Буля . [ 11 ]
В августе 1935 года Тита объявил, что работает над романом под названием Sindicatul zeilor («Профсоюз богов») и томом под названием Fabule pentru adulśi («Басни для взрослых»), которые должны появиться в Adevărul . редакционное предприятие. [ 12 ] Вместо этого он опубликовал биографию прогрессивного активиста Николае Л. Лупу . Появившись в издательстве «Кармен Сильва» в конце 1936 года, он получил похвалу от Теодореску-Браниште. [ 13 ] За этим в 1938 году последовал первый том литературной прозы Титы « Avantajul de-a fi câine» («Хорошо быть собакой»). [ 2 ] [ 14 ] Близкий друг Титы, поэт Ливиу Братоловяну , описывает его как «роман [о] злодеяниях капитализма и ужасах войны, рассматриваемых с точки зрения революционного социализма». [ 14 ] Это частично противоречит описанию, опубликованному в ежедневной газете Timpul , которая называет Avantajul ретроспективой межвоенных статей для левых газет и журналов (рекомендуя их как «социальные пейзажи, описанные с юмором и иронией»). [ 15 ] Еще один друг Титы-писатель, Ал. Райку считал, что Авантажул помог Тите раскрыться как «тонкий юморист». [ 7 ]
После запрета всех политических партий король Карол II сформировал всеобъемлющий Фронт национального возрождения , хотя Лумеа Ноуэ все еще вытеснялся, а Тита была одним из редакторов. [ 8 ] К январю 1940 года он также сотрудничал с рабочей службой режима Muncă şi Voe Bună под руководством Михая Раля , Октава Ливезяну и Михаила Садовяну . [ 16 ] В мемуарах 1974 года, в которых упоминаются его встречи со старшим автором Галой Галактион , он признал, что организация и ее одноименное издание носили «полуофициальный характер», но также утверждал, что «присутствие группы левых писателей среди редакторов и сотрудники произвели впечатление глубоко демократической ориентации [журнала]». [ 17 ] Он также начал писать ревю , поставленные Ионом Прибеагу для Еврейского театра Барашеум , лично появившись на его сцене, чтобы прочитать свои «причины» в декабре 1938 года. [ 18 ] В конце 1940 года пронацистская диктатура Иона Антонеску запретила Lumea Nouă , разбросав ее редакционный коллектив. [ 8 ] Тита по-прежнему фигурировала в официальном журнале Revista Fundațiilor Regale с переводами классиков французской литературы ( Стефан Малларме , Поль Валери , Франсуа Вийон ), которые были напечатаны в сентябре 1941 года. [ 19 ] К 1942 году Антонеску подписал указы, запрещающие евреям работать в прессе, в результате чего Тита и другие остались без дохода; Писатель Ойген Рельгис , добившийся финансовой поддержки за счет средств, перенаправленных Центральным еврейским бюро , также сообщает, что Тита и его коллеги были обездоленными и больными. [ 4 ] В статье, опубликованной в ноябре 1944 года, Серджиу Дан сообщил, что группа еврейских авторов, включая его самого и Титу, а также Камила Бальтазара , А.А. Луку и Исайю Рэкэчуни , продолжала писать неподписанные статьи в различных периодических изданиях, некоторые из которых номинально поддерживали Нацистская программа. [ 3 ]
Тита вернулась в политику и писала после переворота 23 августа 1944 года , который сверг Антонеску и его режим, а также положил начало советской оккупации . По его собственным показаниям, всего через несколько дней после переворота и выдерживания бомбардировок немцев он возобновил движение «Либертатея» вместе с Пасом, И. Фелеа и другими. [ 8 ] 9 сентября в газете прошли дебаты о «литературе завтрашнего дня», сопровождавшиеся статьей Титы, осуждающей писателей, изолировавших себя в « башне из слоновой кости », и призывающей их к политическим обязательствам. [ 20 ] В ноябре Ракэчуни привлек Титу и других членов восстановленной ПСДР к созданию своего будущего журнала «Интермеццо» , но на их предложение наложил вето советский делегат в Союзной комиссии . [ 21 ] 19 марта 1945 года Тита сам стал цензором прессы Министерства пропаганды, подчиняясь министру Петре Константинеску-Яссы и полковнику Траяну Уллеа; [ 22 ] 31 марта Министерство труда предоставило ему временную работу в качестве редактора своего официального журнала Revista Muncitorească . [ 23 ] С мая он стал постоянным сотрудником Управления печати Министерства пропаганды в должности главного пресс-секретаря. [ 1 ] В Либертатеа он писал о необходимости устойчивой антифашистской борьбы после обнаружения в мае 1945 года ячейки Железной гвардии в Констанце . [ 24 ]
Коммунизация
[ редактировать ]На этом этапе своей карьеры Тита писал стихи в Veac Nou , еженедельном издании Румынского общества дружбы с Советским Союзом ; Перечитывая эти работы в 2009 году, историк литературы Летиция Константин обнаружила, что они соответствуют повестке дня Румынской коммунистической партии (КПР), но еще не соответствуют эстетическим стандартам сталинизма . Таким образом, она утверждает, что одно стихотворение о «городах завтрашнего дня» было данью « экспрессионистским образам» и как таковое противоречило советским требованиям. [ 25 ] Историк литературы Евгений Негричи считает, что Тита принадлежит к фракции действительно «прогрессивных» и «иконоборческих» поэтов, наряду с такими фигурами, как Раду Буряну , Ион Караион , Думитру Корбеа , Гео Думитреску , Миху Драгомир , Магда Исанос , Евгений Джебеляну , Мирон Раду Параскивеску. и различные другие. Как утверждает Негричи, ни один из этих деятелей не предполагал, что от них будут ожидать, что они будут служить партийной линии ПКР, и были просто заинтересованы в художественном обновлении с акцентом на «реальную жизнь». [ 26 ]
Вместе со Штефаном Бачу и Александром Талексом Тита работала в пресс-бюро ПСДР во время национальной партийной конференции в декабре 1945 года. [ 27 ] В качестве «политического редактора» Libertatea он присоединился к делегации, приветствовавшей Джона Мака из Британской Лейбористской партии во время его визита в Бухарест в апреле 1946 года. [ 28 ] В середине 1946 года журнал Министерства труда, который теперь называется Revista Muncii , опубликовал его репортаж о жизни рабочих государственной железнодорожной компании , иллюстрированный фотографиями Хеди Лёффлера и Ойгена Яровича. [ 29 ] Тогда же Тита выпустила сборник стихов Cântece de suferință şi biruință («Песни о страданиях и преодолении»). Он был опубликован собственной редакцией ПСДР и прочитан штатным летописцем ежедневной газеты «Аргус» как «гимн, посвященный труду и работникам». Тот же рецензент отмечал: «Никто из наших поэтов не умеет быть таким грустным, таким меланхоличным, будучи вырван из области любовной поэзии». [ 30 ] За этой книгой в 1947 году последовал сборник рассказов Mai multă omenie («Больше человечности»), рекомендованный Фронтом пахарей за решение «проблем повседневной жизни» с использованием как науки, так и культуры. [ 31 ] В том же году вышли еще два сборника прозы: Spovedania unuiatom («Исповедь атома») и Tălmăciri din cartea vremii («Переводы из Книги жизни»). [ 2 ]

В этот период, в мае 1946 года, Тита была принята в Общество румынских писателей . [ 32 ] Он также провел некоторое время в Болгарии по приглашению Отечественного фронта , чтобы стать непосредственным свидетелем выборов в законодательные органы в октябре 1946 года ; он был частью делегации журналистов вместе с Аурелом Барангой , Полом Георгеску , Костином Мургеску и Георге Захария . [ 33 ] В 1947 году он и Баранга опубликовали поэтические поздравления премьер-министру Болгарии Георгию Димитрову . [ 34 ] В ноябре 1946 года, накануне всеобщих выборов в Румынии , Тита был одним из «деятелей искусства и культуры», подписавших коллективное обязательство поддерживать управляемый коммунистами Блок демократических партий . [ 35 ] С марта он принимал активное участие в недавно созданном Союзе профессиональных журналистов (УЗП), будучи избранным его казначеем 4 апреля. [ 36 ]
В 1945 году Тита начала службу в Министерстве искусств под непосредственным руководством министра ПСДР — его наставника Иона Паса. Он с гордостью рассказывал, что их деятельность как «правительственных представителей рабочего класса» была направлена против младшего короля Михаила I , обходя его « королевскую забастовку », которую они рассматривали как вызов исполнительной власти. [ 8 ] 5 декабря 1946 г. [ 37 ] Тита была назначена генеральным секретарем министерства. В тот же день он сопровождал Паса на приеме в Casa Capşa в честь вернувшегося румынского писателя Тристана Цары . [ 38 ] В июне 1947 года он и Джордже Маковеску вместе с Николае Морару были делегатами УЗП на Конгрессе прессы, проходившем в Праге . По возвращении они поговорили в Бухаресте о своих впечатлениях от Чехословакии . [ 39 ] В августе по рекомендации Паса он стал кавалером ордена «За заслуги в культуре» первой степени . [ 40 ] С сентября он принял участие в реорганизации румынских театров, в ходе которой особое внимание уделялось репертуару, который будет способствовать «моральному и духовному возрождению». [ 41 ] Тогда же он и Николае Кирическу сопровождали Марина Йорду в Яссы , назначив его председателем национального театра этого города . [ 42 ] Райку, с которым он вместе отдыхал на съезде профсоюзных писателей в Предяле , отмечает, что Тита был «сдержанным [и] скромным» даже на своем формальном посту в министерстве. [ 7 ]
Маргинализация и возвращение
[ редактировать ]Когда ПСДР раскололась на конкурирующие фракции, Тита сплотилась с прокоммунистической фракцией, возглавляемой Лотаром Рэдэчану и Штефаном Войтеком . Как отметил в октябре 1946 года Лазэр Илиеску из оппозиционной газеты Dreptatea , вся эта «радэценистская» группа все еще могла выражать антиправительственные претензии. Тита лично занялся делом борьбы с гиперинфляцией , предполагая, что Национальный банк Румынии подрывает национальную экономику; Илиеску счел свои аргументы несостоятельными и образцом «экономического невежества», вместо этого утверждая, что правительство не участвовало в достаточных дефицитных расходах . [ 43 ] Хотя Тита с энтузиазмом поддержал поглощение ПСДР ПКР (как единой «Рабочой партией»), более высокопоставленные коммунисты по-прежнему не доверяли ему, опасаясь, что он и Пас использовали свои должности культурных менеджеров, чтобы внедрить ревизионистский марксизм в официальный агитпроп (в результате Министерство искусств постепенно было заменено Информационным отделом, контролируемым ПКР). [ 44 ]
Провозглашение Румынской народной республики в декабре 1947 года ознаменовало более ускоренный переход к социалистическому государству . ожидал, что Тита В феврале 1948 года Союз писателей и синдикатов журналистов установит «контакт с рабочим классом». Вместе с Джебеляну, Марией Бануш , Гео Богзой , Беном Корлачу , Сильвианом Иосифеску , Евгением Шилеру и Иеронимом Шербу его отправили жить среди сотрудников Malaxa Workshops . [ 45 ] Коммунистический переворот также создал условия для чистки ненадежных кадров. Тита сохранял свою должность в министерстве, но только до 1 мая 1948 года, когда его бесцеремонно заменил более надежный Морару. [ 46 ] Это отстранение последовало за обвинениями в растрате, в которых также замешан его подчиненный Анри Блазиан . Заявления, которые историк Кристиан Василе считает, вероятно, ложными, были озвучены лоялистами-коммунистами, такими как Думитреску, Хория Лиман и Захария Станку ; Ури Бенадору предложили присоединиться к «кампании разоблачений», но он лишь выдвинул другие, менее серьезные обвинения. [ 47 ] Тита сменила направление, став в основном активным переводчиком, переводя произведения Антона Чехова , А.Я. Кронина , Мольера , Бранислава Нушича и других; [ 2 ] другой его деятельностью, о которой сообщалось, была работа корректором и советником Паса, который вернулся к писательству с набором романов и мемуаров. [ 8 ]
Тита и Ионел Цэрану стали соавторами комедии Situacia Nr. 4 («Ситуация № 4»), который был принят Рабочим театром Джулешть в октябре 1948 года. Он высмеивал «бюрократизм» государственного предприятия в эпоху постнационализации . [ 48 ] В середине 1949 года он был показан вместе с Ниной Кассиан и Виктором Тулбуре в агитационном сборнике Pentru sezătorile nostre , выпущенном Editura Tineretului . [ 49 ] Тита стал продуктивным драматургом для любительских театров (по воспоминаниям Райку, его любительские пьесы шли «по всей Румынии»), [ 7 ] с пьесами, в том числе в 1950 году «Комоара луи Лазар де ла Руска» («Сокровище Лазара из Руски »). Драматизируя современную балладу Дэна Дешлиу , она была официально представлена как «преступные действия крестьян- чиабуров против рабочего класса». [ 50 ] Как отмечает историк литературы Дойна Ела, точнее речь шла о Лазаре Чернеску, информаторе Секуритате , и Лэутаре , который был физически ликвидирован антикоммунистическим партизанским отрядом . [ 51 ] Тита также написала либретто и тексты к агитационным песням. По словам Братоловяну, благодаря последней деятельности Тита полюбилась «всем поколениям, которые либо принимали участие в войне, либо жили после нее». [ 14 ] Одним из таких произведений был Струнгул («Токарный станок»), положенный на музыку Ионом Винтилэ. В обзоре 1952 года, претендующем на то, чтобы выступать от имени соцреалистического истеблишмента , его коллега Драгомир раскритиковал эту работу как образец эстетики Пролеткульта , «пропитанной» традиционализмом эпохи Саманаторула . [ 52 ]

Два года спустя композитор Ион Василеску похвалил Титу и его соавторницу Элли Роман за их «песню для масс» Teoria cocoşului («Теория петуха»), которая популяризировала принципы социалистического феминизма , высмеивая при этом мужественность . [ 53 ] Articolul 19 («Статья 19»), политическая комедия, которую Тита написала в соавторстве с Цэрану, была запущена в производство Национальным театром Клужа в конце 1953 года. Она получила неоднозначную оценку со стороны Тибериу Олаха из журнала Útunk , который назвал ее явно задолженной. O scrisoare классическим пьесам Иона Луки Караджале (в частности pierdută ). По словам Олы, в целом это «дешевый фарс », в котором «только [персонаж] Герасима Никоары, представленный в начале третьего акта, все еще остается живой, приемлемой и реалистичной фигурой». [ 54 ] Театральный ученый Симон Альтереску сделал аналогичные комментарии, утверждая, что Тита и Цэрану представили «неаутентичного» главного героя (в отличие от их вклада в «мастерские» комедии Баранги, снятые в том же контексте). [ 55 ] Также в исполнении Рабочего театра (режиссёр-постановщик Иорда), [ 56 ] Статья Articolul 19 получила положительную оценку в журнале Contemporanul , поскольку она «разоблачала мошенничество, когда-то совершавшееся политическими партиями с плохой репутацией буржуазных и землевладельческих классов». [ 57 ] Тогда же Тита и Цэрану были наняты для написания ревю для Ansamblul de Estrada труппы , в которую входили Григоре Василиу Бирлич и Ион Лучиан . Их работа «Азилул Мак Ферланд» («Приют Мак Ферланд») подверглась критике в коммунистической прессе — главным образом потому, что, хотя номинально она была сосредоточена на холодной войны в стиле антиамериканизме , на практике она была посвящена невзгодам «какой-то безумной дамы». . [ 58 ]
В партнерстве с Ливиу Флодой , которая восстанавливалась после запрета коммунистической цензуры и имела опыт в истории румынского здравоохранения, [ 59 ] Тита написала Flacăra vie («Живое пламя») с едва замаскированными элементами «бурной» карьеры невролога Георге Маринеску . [ 60 ] Его исполняла в 1957–1958 годах Театрул Тинеретулуй. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] Театральный обозреватель Gazeta Literară похвалил актерский состав за старания, но отметил, что спектакль на медицинскую тематику стилистически и политически неприемлем: «бессовестно использующий наследие старинных мелодрам », «намазанный сентиментальностью», в нем есть лишь «небольшая сентиментальность». намеков на политическую жизнь нашей страны во время двух мировых войн». [ 61 ] Похожие вопросы поднимал Манасе Раднев в «Современнике» : ему показалось странным, что Тита и Флода, «два человека, знающие кое-что о секретах драматической композиции», вместе придумали «пьесу, совершенно не убедительную». людей и не может даже сдвинуть их с места». По его мнению, им так и не удалось создать «какой-либо органической связи» между различными группами персонажей, представляя их почти всегда в «неправдоподобных» ситуациях. [ 60 ]
Карьера в поп-культуре
[ редактировать ]В 1958 году Тита одна написала «драматичный эпизод» Într-o seară de toamnă («Один осенний вечер»), показав братство между женщиной-коммунисткой, которую приказали убить солдаты старого режима, и одним из ее предполагаемых палачей, которым она помогает раскрыть его собственную страсть к социальной справедливости . [ 62 ] Тита также получил признание и критику за его вклад в то, что обычно называлось « поп-музыкой » или « легкой музыкой ». Он стал соавтором поп-гимна в честь советской космической программы (который не понравился критикам за неграмматическую строчку); он и Элли Роман также написали песню об Аде Калех (которая стала предметом споров после того, как ее раскритиковал писатель Ойген Барбу ). [ 63 ] Последняя песня, рассказывающая историю любви многонациональной пары, была спродюсирована Electrecord в 1959 году с Джиджи Маргой в качестве певицы. Сообщается, что он пользовался успехом у публики. [ 64 ]
С конца 1950-х годов основная работа Титы заключалась в написании детской и юношеской литературы с рядом томов, которые иногда переходили в научную фантастику . [ 14 ] Братоловяну отмечает этот сериал за его образовательные и политические качества, а также за то, что он опирается на простой и широко доступный язык. Он цитирует Титу, говорящую, что «самое трудное и сложное — писать ясно». [ 14 ] Первая статья была опубликована в мае 1957 года в Editura Tineretului под названием Moftulică («Придирчивый мальчик», 1957) - это притча о «тех придирчивых детях, чье поведение выдает их эгоистичными и неуважительными по отношению к старшим». [ 65 ] В его библиографию входят: Stories out of Story Land ("Истории из Story Land", 1958), Stories of Dwarfs ("Истории гномов", 1961), Nibbles ' Amazing Flight ("Нибблс' Amazing Flight", 1963), Paradise. на продажу («Рай на продажу», 1963), «Первоклашка» («Первоклассница», 1964). [ 2 ] Первая из них переработала формат сказки в уроки современной жизни: одна история превратила Святого Тибба ( Сфынтул Аштеапта ) в покровителя утомления, который вербовал своих последователей среди откладывающих на потом детей. [ 66 ] Povestiri cu prichindei собирал в основном комедийные сюжеты о жизни детей 1960-х годов, хотя и с некоторыми смутными намеками на их социальное окружение (включая заметки о жизни на коллективизированной земле ); [ 67 ] Minunatul zbor , над которым Тита работала вместе с иллюстратором Мэтти Асланом , представлял собой вымышленный рассказ о животных в космосе . [ 68 ] Другая работа, Viorel şi coana Minciună Mare («Виорел и леди Большая ложь»), была включена в антологию детского театра 1960 года ; он заимствовал образы из сказок, чтобы подарить юным зрителям аллегории о пользе обучения. [ 69 ]
Вскоре после запуска государственного телевидения Титу попросили написать несколько телеспектаклей для него . Он участвовал в детских воскресных утренних программах, которые в августе 1962 года заняли его «Миту-адормиту» («Сонный Миту»). [ 70 ] Он также был показан в фильме Obiecte găsite («Найденные предметы»), который вышел в эфир 4 февраля 1963 года, в его состав входили Мирча Кришан и Георге Диникэ . [ 71 ] Как сексуальная комедия , она вызвала полемику; В обзоре коммунистического журнала Lupta de Clasă в июне 1963 года Валентин Сильвестру задался вопросом, следовало ли вообще ставить пьесу, которую он описал как обновленную версию бульварного театра . [ 72 ] Рецензент Tribuna аналогичным образом раскритиковал юмористические стихи Титы в «Урзике» - после прочтения одного из произведений Титы, в котором Дьявол мучил души, читая им современную поэзию, критик предположил, что вместо этого можно было бы использовать собственные сочинения Титы. [ 73 ]

С середины 1960-х Тита вернулась с новыми детскими книгами: Schişe vesele («Радостные зарисовки», 1965), Pozne si tîmplări («Озорства и происшествия», 1965), Peştera («Пещера», 1966), Pirpiric («Пещера», 1966). «Крошечный мальчик», 1967), «Бабочка из слоновой кости » («Бабочка из слоновой кости», 1967), « Лежащее зеркало». 1967), Панделе «Сочинения » (1967), «Гагага и некоторые другие» (1969), « Пьяная бабочка» (1969), «Приключения тапира-тапира », 1969), «Сентиментальный робот» («Сентиментальный робот», 1972), Спокойной ночи, дети... («Спокойной ночи, дети...», 1975). [ 2 ] Между ними находился сборник рифмованных анекдотов 1972 года « Lumea fără прилагательное» («Мир без прилагательных»). Они понравились критику Корнелу Унгуряну , поскольку, хотя и принадлежали к периферийному жанру в литературе («по сути, журналистика»), они соответствовали качеству предыдущих работ Иона Минулеску и Джорджа Топырчану . [ 74 ] Более радикальный вердикт высказал Александру Лунгу в журнале Ateneu . Лунгу также утверждал, что творчество Титы носило журналистский характер, «имея очень редкие соединения с литературой», но добавил: «Юмор (если он вообще здесь присутствует) анемичен, сатира раскрывает [Титу] как псевдоморалиста, пропитанного Конвенционализм, хотя и похвальный на начальном этапе, превращается в своего рода педагогику, лишенную широты и эстетического крещендо». [ 75 ]
Заключительные мероприятия
[ редактировать ]Также в 1972 году Тита и Александру Митру вместе работали над детской исторической пьесой о разбойнике XIX века Янку Джиану . Он был поставлен кукольным театром Бакэу и получил похвалу критиков в Атенеу . [ 76 ] Вместе с Клаудиу Негулеску он написал «патриотическую и революционную песню» Cînd tu, drag partid, ne chemi («Когда ты, любимая партия, позови нас»), завоевав третье место на национальном конкурсе, организованном Союзом коммунистической молодежи. (УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ВРЕМЯ). [ 77 ] В то же время журнал UTC «Виаша Студенцеаскэ» дал плохую рецензию на его новые статьи в «Урзице» , серии « арабесок »: «Мы не собираемся отрицать, что Штефан Тита [...] имеет хоть какой-то юмор, но, по крайней мере, в данном случае оно не выделяется, не ощущается, не ощущается, его просто... нет». [ 78 ] В 1973 году ревю и фарс Титы в исполнении Элли Роман и в исполнении труппы Иона Василеску пересказали историю румынского народного героя Пакалэ . [ 79 ] Ведя хронику постановки этой пьесы любительской труппой Пригора в 1974 году , журналист Ал. Бырсеску предположил, что текст «грубый» и недостойный. [ 80 ]
Затем Тита написала Culorile nemuririi («Цвета вечной жизни»), драматическую поэму о еврейском художнике Константине Даниэле Розентале , сыгравшем роль в Валашской революции 1848 года . Он использовался в постановке 1973 года в Государственном еврейском театре . [ 81 ] Другая работа, вызванная выборами в законодательные органы в марте 1975 года , была Pe cine alegem? («Кого мы выбираем?»), Распространенный ПКР среди различных любительских трупп страны. [ 82 ] На этом этапе Челла Алдеа и Винчу Гафица включили его дидактический рассказ « Помишорул» («Маленькое дерево») в свою базовую читалку . Как отметил в 2003 году литературный критик Ион Манолеску, эта история представляла собой «истерический» образец социалистической экологии и давала молодым студентам непрактичные советы по вопросам лесоводства (Тита утверждала, что поврежденную кору можно вылечить с помощью грязных повязок). [ 83 ]
Тита также выступала драматургом румынской телерадиокомпании , адаптируя Леонида Андреева в « Похищение сабинянок» радиоспектакль ( он был записан в 1974 году, в актерский состав входили Кока Андронеску , Раду Белиган , Марин Морару и Дем Рэдулеску ). . [ 84 ] В статье 1975 года Райку отметил, что Тита, живущая в доме в Бухаресте недалеко от рынка Траян, «всегда неустанно работала» над различными литературными проектами. [ 7 ] Одной из последних его работ стал образец скрытой драмы « Нестинсул Диамант» («Бессмертный алмаз»). В нем рассказывалась история жизни румынского утописта социалиста - Теодора Диаманта ; В постановке Плоешти Муниципального театра в сентябре 1976 года Эусебиу Штефанеску читал «Диамант» под руководством Гарри Элиада в качестве режиссера. [ 85 ] появилась новая партия его научно-фантастических рассказов Также в том же году в Editura Ion Creangă под названием Alexida sensitiva (названная в честь вымышленного растения, занимающего видное место в сюжете). Написанные в «журналистском стиле», эти тексты показывают, как юные пионеры борются с биоробототехникой и другими технологическими достижениями далекого будущего. [ 86 ] Эссеист Сорин Титель критически относился к повествованию, считая его «довольно монотонным», «слишком явно заключенным в рамки разумных образовательных намерений, [и] умудряющимся оставаться несколько педантичным». [ 87 ]
В первые дни 1977 года Electrecord выпустила пластинку детской хоровой музыки Иоана Д. Киреску. В него вошли 23 песни на слова Титы, все они были специально предназначены для призывников в новую дошкольную секцию пионеров (называемую «Соколы Отечества»). [ 88 ] В феврале радиоспектакль Титы о крестьянском восстании 1907 года был поставлен национальной радиовещательной компанией. В нем, названном «Zilele mîniei» («Дни гнева»), играл Мирча Албулеску . главную роль [ 89 ] Автор умер 1 сентября 1977 года. [ 90 ] Он был похоронен на еврейско-сефардской части кладбища Беллу , с надгробием, на котором вырезаны некоторые из его собственных текстов, недалеко от поэта Вероники Порумбаку и карикатуриста Иосифа Росса . [ 91 ]
В некрологе для România Literară его коллега Н. Стерея описал Титу как «сдержанную, скромную, всегда готовую помочь своими словами и делами», а также «одного из наших престижных демократических журналистов межвоенного периода». [ 2 ] Те же черты год спустя подчеркнул Братоловяну, который также отмечал: «Искренность и благородная откровенность в исповедании своих мыслей, как хороших, так и менее хороших, о себе и о других, — таковы были главные нравственные координаты его жизни». [ 14 ] Книга детских загадок Титы появилась посмертно в Editura Ion Creangă в 1979 году. [ 92 ] Пять лет спустя Филармонический оркестр Джордже Энеску Негулеску записал кантату Neam românesc , neam suveran («Румынская нация, Суверенная нация»), в которой использовались слова Титы. [ 93 ] Восемь его рассказов были выпущены на пластинке Electrecord в 1986 году с музыкой Титуса Александреску и голосами Сильвии Чикош и Хории Кэчулеску . [ 94 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Указы Министерства пропаганды», в «Официальном мониторе» , выпуск 107/1945, стр. 3904
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Н. Стерея, «Штефан Тита», в «Литературной Румынии» , выпуск 36/1977, с. 8
- ^ Jump up to: а б Серджиу Дан , «Для д. Ал. Граура», в Дрептатеа , 26 ноября 1944 г., стр. 2.
- ^ Jump up to: а б Ойген Релгис , «Документ. Ойген Релгис обвиняет!», в «Минимуме» , Vol. I, выпуск 8, ноябрь 1987 г., с. 45
- ^ Тудор Оприш, История литературного дебюта румынских писателей в школьные годы (1820–2000) , стр. 135–136. Бухарест: Арамис Принт, 2002. ISBN 973-8294-72-Х
- ^ Виничиу Гафица, «Конкурс «Золотой ключик». Словарь современных писателей для детей. Штефан Тита (1905–1977)», в Luminita , Vol. XXXI, выпуск 7, 1981 г., с. 14
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ал. Райку, «Семидесятилетний Стефан Тита», в «Литературной Румынии» , выпуск 42/1975, стр. 2
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Штефан Тита, «Память чувств. Ион Пас», в Литературном альманахе , 1975, с. 92
- ^ Люциан Боз , «Социальный лиризм», в Adevărul , 14 августа 1934 г., стр. 3
- ^ «Мизери», в Dimineata , 16 января 1935 г., стр. 4.
- ^ Jump up to: а б Ион Хобана , «Знал ли Пьер Буль басню Маааг для взрослых ?», в «Литературной Румынии» , выпуск 40/1969, стр. 7
- ^ «Калейдоскоп интеллектуальной жизни. Письма, наука, искусство. Штефан Тита», в Адевэруле , 1 августа 1935 г., стр. 2.
- ^ «Книги и журналы. Страницы современной истории. Штефан Тита: доктор Н. Лупу », в «Литературной и художественной правде » , выпуск 837, декабрь 1936 г., с. 9
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ливиу Братоловяну , «Памяти Штефана Титы», в «Литературной Румынии» , выпуск 30/1978, стр. 8
- ^ «Новые книги. Преимущество быть собакой », в Тимпуле , 15 июня 1946 г., стр. 2
- ^ "Revista Muncă si Voe Buţa ", в Neamul Românesc , 17 января 1940 г., стр. 1
- ^ Штефан Тита, «Воспоминание о Гала Галактион», в Литературном альманахе , 1974, с. 35
- ^ «Художественные новости», в Тимпуле , 11 декабря 1938 г., стр. 4
- ^ «Витрина. Новый выпуск журнала Royal Foundations », в Viaa , 4 сентября 1941 г., стр. 2
- ^ (на румынском языке) Лучиан Кишу и др. , «Досье. Хронология румынской литературной жизни 1944–1964» , в Журнале истории и теории литературы , выпуски 1–4/2007, стр. 196–198
- ^ Думитру Хынку, «Документ. Слышали ли вы о Дангулове С.А.?», в «Литературной Румынии» , выпуск 23/2009, стр. 12
- ^ «Решения. Министерство национальной пропаганды», в «Официальном мониторе» , выпуск 67/1945, стр. 2146.
- ^ «Решения. Министерство труда», в Официальном вестнике , выпуск 75/1945, стр. 2654.
- ^ "Revista presei", в Lupta Молдоваи , 2 июня 1945 г., с. 2
- ^ Летиция Константин, «История литературы. Инструменты« культурной агитации »в период 1944-1954 годов. Журнал Veac nou и румынские писатели», в «Литературной Румынии », выпуск 19/2009, стр. 20–21
- ^ Евгений Негричи , румынская литература при коммунизме. Поэзия (I) , с. 13. Бухарест: Издательство PRO Foundation, 2006. ISBN 973-8434-30-0
- ^ «Открытие конференции Социал-демократической партии - Речь К. Тителя Петреску», в Тимпуле , 3 декабря 1945 г., стр. 1.
- ^ "Последние новости из страны и за рубежом. В столицу прибыл депутат от Лейбористской партии Джон Мак. Британский гость передал г-ну Г. Тэтэреску послание от г-на Р. Франасовича. Встречи с лидерами Объединенного рабочего фронта", в Тимпуле , 21 апреля 1946 г., стр. 4.
- ^ « Рабочий журнал », в «Жизни профсоюзов» , выпуск 84/1946, стр. 2
- ^ GS, «Страдание и победа», в «Аргусе» , 17 июня 1946 г., стр. 1
- ^ «Фронт образования. Что мы должны прочитать. Штефан Тита: Больше человечности », во Frontul Plugarilor , 21 июля 1948 г., стр. 2
- ^ «От Общества румынских писателей», в Ultima Oră , 3 мая 1946 г., стр. 2
- ^ «Последние новости. Внутренний бюллетень», в «Moldova Liberă» , 24 октября 1946 г., с. 4
- ^ « Румыно-болгарский журнал », в Scânteia , 4 августа 1947 г., стр. 4
- ^ «Примечания и комментарии. Призыв к художникам», в Scînteia , 18 ноября 1946 г., с. 3
- ^ «Устав комитета Союза профессиональных журналистов», в Тимпуле , 4 апреля 1946 г., стр. 4
- ^ «Политическая жизнь. Новый генеральный секретарь Министерства искусств», в Тимпуле , 5 декабря 1946 г., стр. 3.
- ^ Владимир Панэ, «Столетие Тристана Цары. Подробности», в Ateneu , Vol. 33, выпуск 6, июнь 1996 г., с. 7
- ^ «Калейдоскоп. «Что я видел в Чехословакии». Симпозиум, организованный Союзом журналистов», в Адевэруле , 27 июня 1947 г., стр. 2.
- ^ «Награда за культурные заслуги выдающегося писателя и журналиста», в Opinia , 23 августа 1947 г., стр. 2
- ^ Массофф, с. 450
- ^ «Блокнот. Назначение нового директора Национального театра в Яссах», в Тимпуле , 5 сентября 1947 г., стр. 2; Кэрол Исак, «Мужчина для всех возрастов», в журнале «Румынская жизнь». Альманах '83 , с. 143
- ↑ Лазэр Илиеску, «Правительственный пораженчество», в Dreptatea , 24 октября 1946 г., стр. 1, 3
- ^ Василий, стр. 38–39
- ^ «Писатели, художники-пластики и композиторы вступают в контакт с рабочим миром. Первые две команды отправятся в «Малакса» и «Ательереле CFR Гривица»», в Рампе , 29 февраля 1948 г., стр. 4
- ^ Василий, стр. 42–43
- ^ Василий, стр. 41–42
- ^ Массофф, с. 525
- ^ «Две новые работы для молодежных творческих коллективов», в Sportul Popular , 11 августа 1949 г., стр. 2
- ^ MH, "La Ateneul Popular 'Mihail [ sic ] Eminescu'", на Виаца Ноуэ , 4 мая 1950 г., стр. 2
- ^ Дойна Джела, Черный лексикон. Инструменты коммунистических репрессий , с. 66–67. Бухарест: Humanitas , 2001. ISBN 973-50-0132-2
- ^ Ана Сележан , Литература в тоталитаризме. Том. II: Бои на литературном фронте , с. 52–53. Бухарест: Румынская книга , 2008. ISBN 978-973-23-1961-1
- ^ Ион Василеску, «Дискуссия о массовой песне. О сатирической песне», в Contemporanul , выпуск 30/1954, с. 6
- ^ Тибериу Олах , « Параграф 19. Презентация в Национальном театре Клужа», в Útunk , Vol. VII, выпуск 52, декабрь 1953 г., с. 2
- ^ Симон Альтереску, «Театр Аурела Баранги», в Viaa Romînească , Vol. VII, выпуск 7, июль 1954 г., стр. 395–396
- ^ "Carnet teatral", в Viaa Capitalei , 21 марта 1954 г., стр. 2
- ^ «Оригинальная драматургия 1954 года», в Contemporanul , выпуск 53/1954, стр. 5
- ^ «Заметки. Против идиллизма, парадного оптимизма», в Румынии Либерэ , 26 марта 1953 г., стр. 2
- ^ Jump up to: а б Арминий Кассван, «Идеи. Ливиу Флода», в «Минимуме» , том. XI, выпуски 125–126, август – сентябрь 1997 г., с. 54
- ^ Jump up to: а б с Манасе Раднев, « Живое пламя . Молодежный театр», в «Современнике » , № 39/1957, стр. 4.
- ^ Jump up to: а б В. Миндру, «Драматическая хроника. Опасность мелодрамы (I)», в «Литературной газете» , вып. V, выпуск 14, апрель 1958 г., с. 7
- ^ «Литература - Искусство. Театральный фестиваль, проводимый раз в два года IL Caragiale. Рекомендуем театральным коллективам. Осенним вечером Штефана Тита», в Red Flag , 12 апреля 1958 г., стр. 2
- ^ «Легкая музыка в публичном обсуждении», в Contemporanul , выпуск 49/1959, стр. 5.
- ^ Саша Георгеску, «Новости культуры. Новые записи легкой музыки», в Bucharest Information , 22 апреля 1959 г., стр. 2
- ^ «Библиография», в Education Gazette , Vol. IX, выпуск 424, май 1957 г., с. 2
- ^ «Новые книги для детей. Истории из страны рассказов Штефана Титы», в Zori Noi , 9 августа 1958 г., с. 2
- ^ Михай Замфир , «Культурная тетрадь. В витринах книжных магазинов. Новые книги для детей», в Scînteia , 8 января 1962 г., с. 2
- ^ «В витринах книжных магазинов», в Drum Nou , 21 июня 1963 г., с. 3
- ^ Михаил Косма, «Книги. Театр для маленьких и больших школьников », в Education Gazette , Vol. XII, выпуск 586, ноябрь 1960 г., с. 8
- ^ «Скоро увидим...», в Bucharest Information , 7 августа 1962 г., стр. 2
- ^ «Скоро увидим...», в Information Bucharest , 29 января 1962 г., стр. 2
- ^ Валентин Сильвестру , «Вклад телевидения в развитие театральной культуры», в Lupta de Classă , Vol. XLIII, выпуск 6, июнь 1963 г., с. 40
- ^ М. Попеску, «Последовательности», в Tribuna , Vol. IX, выпуск 6, февраль 1965 г., с. 3
- ^ Корнел Унгуряну , «Критический горизонт. Литературная хроника. Карнавала», в Horizon , Vol. XXIII, выпуск 8, июнь 1972 г., с. 2
- ^ Александру Лунгу , «Каталог лирики», в Ateneu , Vol. IX, выпуск 7, июль 1972 г., с. 6
- ^ К. Исак, «Синтез 25. Кукольный театр Бакэу», в Ateneu , Vol. IX, выпуск 12, декабрь 1972 г., с. 16
- ^ «Призы конкурса создания патриотических и революционных песен для молодежи», в Viaa Studențeasca , Vol. XVII, выпуск 14, апрель 1972 г., с. 3
- ↑ Заголовок: «Мы узнаем с волнением...», в «Студенческой жизни », Vol. XVII, выпуск 9, март 1972 г., с. 14
- ^ Николае Фрунцетти, «Драматическая хроника. Театр «Ион Василеску» из Бухареста», в Teatrul , Vol. XVI, выпуск 9, сентябрь 1971 г., с. 23
- ^ Ал. Бырсеску, «La Ramă — любительские театральные коллективы. Репертуар», во Flamura , 21 мая 1974 г., с. 5
- ^ Фл. Т., «Драматическая хроника. Румынская пьеса на сцене. Государственный еврейский театр. Спектакль-чтение. Цвета бессмертия Штефана Титы», в Театруле , выпуск 1/1973, с. 70
- ^ Михай Кришан, «9 марта 1975 года. Формы художников-любителей в ожидании выборов», в Contemporanul , выпуск 6/1975, с. 2
- ^ (на румынском языке) Ион Манолеску, «Золотой век. Коммунистическая пропаганда в начальной школе. Учебные клише (II)» , в Observator Culture , выпуски 165–166, апрель 2003 г.
- ^ Иоана Мэлин, «3 пьесы», в «Литературной Румынии» , выпуск 37/1974, с. 17
- ^ Ионут Никулеску, «Драматическая хроника. Румынская пьеса в премьере. Муниципальный театр Плоешти. Чтение спектакля. Неугасший алмаз Штефана Титы», в Teatrul , выпуск 10/1976, стр. 61–62
- ^ Вирджиния Бурдужа, «Критические упоминания. Штефан Тита: Alexida sensitiva », в Chronicle , Vol. XII, выпуск 7, февраль 1977 г., с. 2
- ^ Сорин Титель , «Проза. Книги для молодежи», в «Литературной Румынии », выпуск 6/1977, с. 10
- ^ Кристиан Михайлеску, «Музыка. Диск», в Săptămîna , выпуск 321, январь 1977 г., стр. 6
- ^ Иоана Мэлин, «Радио Телевидение. Культурное сознание», в «Литературной Румынии », выпуск 8/1977, стр. 17
- ^ «Смерти», в Румынии Либерэ , 31 августа 1978 г., стр. 4; «Календарь», в «Литературной Румынии» , выпуск 36/2004, с. 20
- ^ Раду Попа, «Перевернутый океан. Где нет ни боли, ни печали, ни вздоха... (II)», во Flacăra , Vol. LXXXI, выпуск 23, июнь 1992 г., стр. 13.
- ^ Кэрол Мэлинеску, «ABC. Хроника книжного магазина», в Săptămîna , выпуск 453, август 1979 г., стр. 3
- ^ Дору Попович , «Румынская нация, суверенная нация», в Flacăra , Vol. XXXIII, выпуск 26, июнь 1984 г., с. 21
- ^ Г. Василе, "Дискографические новости", в Bucharest Information , 11 сентября 1986 г., стр. 5
Ссылки
[ редактировать ]- Иоан Массофф , Румынский театр: исторический взгляд. Том. VIII: Румынский театр в период 1940—1950 гг . Бухарест: Издательство Минерва , 1981.
- Кристиан Василе, Литература и искусство в коммунистической Румынии. 1948–1953 . Бухарест: Хуманитас , 2010. ISBN 978-973-50-2773-5
- 1905 рождений
- 1977 смертей
- Румынские писатели-мужчины ХХ века
- Румынские журналисты-активисты
- Румынские журналисты-марксисты
- Редакторы румынских журналов
- Редакторы румынских газет
- Румынские писатели рассказов XX века
- Румынские писатели рассказов мужского пола
- Румынские писатели ХХ века
- Румынские детские писатели
- Авторы молодежной литературы
- Румынские писатели-фантасты
- Румынские писатели-фантасты
- Авторы молодежной научной фантастики
- Румынские биографы-мужчины
- Румынские мемуаристы ХХ века
- Румынские поэты ХХ века
- Румынские эпиграмматики
- Румынские драматурги и драматурги XX века
- Драматурги
- Радиописатели
- Румынские сатирики
- Авторы песен 20-го века
- Румынские авторы песен-мужчины
- Детские авторы песен
- Либреттисты румынского музыкального театра
- Румынские телевизионные сценаристы
- Переводчики 20-го века
- Румынские переводчики
- Англо-румынские переводчики
- Французско-румынские переводчики
- Русско-румынские переводчики
- Переводчики с сербского
- Авторы правды
- Поэты-экспрессионисты
- Румынский авангард
- Пролетарские писатели Королевства Румыния.
- Писатели соцреализма
- Румынские пропагандисты
- Румынские пацифисты
- Румынские профсоюзные деятели
- Румынские цензоры
- Республиканство в Королевстве Румыния
- Румынские социалистические феминистки
- Мужчины-феминисты
- Экосоциалисты
- румынские экологи
- Политики Румынской социал-демократической партии (1927–1948)
- Политики Коммунистической партии Румынии
- поэты-коммунисты
- Еврейские румынские политики
- Еврейские антифашисты
- Еврейские коммунисты
- Еврейские юмористы
- Еврейские поэты
- Еврейские романисты
- Еврейские авторы песен
- Румынские государственные служащие ХХ века
- Журналисты из Бухареста
- Писатели из Бухареста
- Политики из Бухареста
- Выпускники Бухарестского университета
- Еврейские румынские писатели запрещены режимом Антонеску
- Похороны на кладбище Беллу