Ион Хобана
Ион Хобана | |
---|---|
Рожденный | Аурелиан Мантарози/Манта-Рози 25 января 1931 г. Санниколау-Маре , жупания Тимиш-Торонталь , Королевство Румыния |
Умер | 22 февраля 2011 г. Больница Колцеа , Бухарест , Румыния | (80 лет)
Занятие |
|
Период | 1938–2011 |
Жанр | |
Литературное движение | |
Подпись | |
Ион Хобана , имя также Иоан , фамилия также Хобанэ (урожденный Аурелиан Мантарошие или Манта-Рошие ; 25 января 1931 — 22 февраля 2011) — румынский писатель-фантаст, литературный критик и уфолог . Его дебют как журналиста, прозаика и детского поэта совпал с ранними этапами румынского коммунизма , когда он также работал редактором и переводчиком; на этом этапе Хобана придерживался марксизма-ленинизма и социалистического реализма , что повлияло на его литературное творчество. Его участие в местной области научной фантастики началось во время его учебы в Бухарестском университете , когда он написал новаторскую статью о творчестве Жюля Верна . Это продолжилось в конце 1950-х годов, когда появились истории, посвященные описанию футуристических технологий в земных условиях. К началу 1960-х Хобана также был критиком и теоретиком научной фантастики, утверждая, что румынская научно-фантастическая культура была побочным продуктом коммунизма. Позже в том же десятилетии он вернулся к своей диссертации, написав отмеченные наградами эссе о досовременная научная фантастика , как румынская, так и зарубежная. Он также работал на сцене как антолог и кинокритик.
В середине-конце 1960-х годов новый коммунистический лидер Николае Чаушеску положил начало разрядке в отношениях с западным миром . Эта политика позволила Хобане открыть школу румынской уфологии; он также стал всемирно признанным авторитетом в области ранней научной фантастики, Верна, Герберта Уэллса и, в более общем плане, сравнительной литературы . Он посетил Евроконс , на котором получил две награды за отдельные достижения, и в итоге стал председателем Европейского общества научной фантастики . Дома Хобана продолжал работать переводчиком и рассказчиком, а также писал и вел шоу для TVR 1, освещая такие темы, как уфология и онейромантия . Он достиг должности среднего звена в Коммунистической партии Румынии и проработал 18 лет секретарем Союза писателей . Эта деятельность имела противоречивые аспекты, включая его участие в официальной цензуре , направленной против таких авторов, как Поль Гома и Бужор Недельковичи . Хобана также занимался пропагандой культа личности Чаушеску и писал дань уважения жене Чаушеску. Елена .
В 1990-х годах, после того как румынская революция положила конец коммунизму, Хобана подвергся критике за свою прошлую деятельность, хотя продолжал занимать руководящие должности в Союзе писателей. Опубликовав новые прозаические произведения, в том числе роман на тему Второй мировой войны, он вернулся в уфологию с монографией о Розуэлльском инциденте , возглавив Румынское агентство по изучению НЛО; он также подготовил национальный учебник детской литературы и курировал серию классической научной фантастики в Editura Minerva . Его работа пострадала после 2009 года, когда ему поставили диагноз неизлечимой болезни; он умер в больнице менее чем через месяц после своего 80-летия, успев завершить критический обзор французской научной фантастики .
Ранняя жизнь и дебют
[ редактировать ]Будущий Ион Хобана родился 25 января 1934 года в Санниколау-Маре , уезд Тимиш-Торонталь , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] на территории тогдашнего Королевства Румыния . Официально он был известен под своим именем при рождении Аурелиан Мантарошие. [ 3 ] [ 4 ] или Красная Манта. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Его родителями были Иоан, мировой судья, и Антоанета, урожденная Патричи, работавшая учительницей. [ 1 ] Несмотря на то, что их ребенок родился на крайнем западе страны (в Банате ), семья была родом из молдавского города Бырлад , где в 1920-х годах Иоанн опубликовал несколько номеров журнала Freamătul Literar . [ 7 ] Он также основал литературный клуб «Бырлад», названный в честь Александра Влахуцэ . [ 4 ] [ 8 ]
Аврелиан посещал школу в Алба-Юлии (1937–1938), а затем продолжил обучение в Бырладе (1938–1938, 1941–1942). [ 1 ] В последнем городе состоялся его литературный дебют: в 1938 году местный журнал «Школарии Тутовены» согласился опубликовать присланные им рассказы и стихи. [ 9 ] Позже мальчик путешествовал по Великой Румынии , посещая школы в Тигине (1942–1944), Рымнику-Вылче (1944–1946) и снова Бырладе (1946–1949). [ 10 ] Бырлад также разместил другие работы Аврелиана, появившиеся в местных газетах Păreri Tutovene и Lumina (1947). [ 11 ] Во время учебы в средней школе имени Георге Рошки Кодряну он был знаком с несколькими коллегами, которые так же активно занимались литературной жизнью — Лучианом Райку , Думитру Соломоном и К.Д. Зелетиным. [ 4 ] По его собственным словам, он посещал летнюю школу Союза коммунистической молодежи в Валении-де-Мунте и писал агитационные стихи. [ 12 ] Он также посещал различные литературные клубы Барлада, в том числе клуб, возглавляемый Джорджем Тутовяну (которому он адресовал одно из своих стихотворений), он знакомил своих коллег с произведениями Хенрика Санилевича и Уолта Уитмена . [ 13 ]
После годичного курса обучения (1949–1950) молодой человек получил диплом факультета литературы Бухарестского университета. [ 10 ] будучи первым румыном, представившим итоговую работу по теме, связанной с научной фантастикой. [ 14 ] Позже он защитил докторскую диссертацию за монографию на тему Верна, что также было беспрецедентным. [ 3 ] По словам литературного критика Лучиана Василе Сабо, он вступал на «ничейную территорию» в то время, когда «сам жанр не был полностью индивидуализирован». [ 15 ] С 1948 года Румыния была официально объявлена народной республикой и включена в состав Восточного блока . Как отметил в 2006 году критик и политолог Иоан Станомир , Хобана был «совсем не невинен» в своей последующей приверженности жанру научной фантастики: в этом контексте его «шаманское поклонение технологиям» имело пропагандистскую функцию и близко имитировало Советские модели . [ 16 ] Сабо, напротив, утверждает, что главным идеологическим ориентиром Хобаны был его « гуманизм », создавший «литературу предупреждения, способную привить человечеству заботу о собственном выживании». [ 15 ] В статье 1988 года для Рамури Иоан Ласку предположил, что современная румынская научная фантастика , а следовательно, и рассказы Хобаны, имеют «заинтересованный характер, преследующий образовательные цели – привитие научных знаний, атеистических убеждений и мира как идеала». ." [ 17 ]
журнале Flacăra бухарестском В 1950–1952 годах, когда его статьи размещались в , [ 18 ] Хобана работал редактором страницы культуры в Scînteia Tineretului , центральной газете Коммунистической молодежи. Среди его коллег там был Николае Цик , который позже вспоминал, что Хобана был «начитанным, дотошным, уделял внимание детской литературе, [но] мечтал о космических открытиях». [ 19 ] Его литературный дебют состоялся в детских стихах, из которых он выпустил пять отдельных томов. [ 18 ] [ 20 ] «основан на принципах социалистического реализма ». [ 21 ] Он перешел из Scînteia Tineretului в детский журнал Luminita , литературным редактором которого он был до 1956 года. [ 18 ] Активно работая в Союзе писателей Румынии (СССР), в мае 1956 года Хобана подверг самокритике свои поэтические произведения, ссылаясь на новые литературные принципы, опубликованные в советском журнале «Коммунист» . Он похвалил других детских авторов, в том числе Владимира Колина и Кэлина Груйю , за их современные сказки. [ 22 ]
В июле 1957 года журнал «Наука и технология» напечатал первое научно-фантастическое произведение Хобаны « Гласул марии » («Голос моря»). [ 23 ] Его раскритиковал другой автор, Овидиу Рыуреану, который утверждал, что это была в основном журналистская дискуссия об инфразвуках , в которой отсутствуют «многие из наиболее важных особенностей художественной литературы». [ 24 ] Его полноценным дебютом в молодежной прозе стал сборник рассказов Ultimul văl («Последняя завеса»), вышедший в Editura Tineretului в 1957 году. Заглавный рассказ представлял собой смесь шпионской и детективной фантастики , но в футуристическом контексте - он описывал приключения младшего оператора, раскрывающего иностранный заговор против румынского коммунизма. [ 23 ] В январе 1960 года [ 25 ] в том же отпечатке вышел его ненаучно-фантастический роман Sfîrşitul vacanței («Конец праздника»; второе издание 1963 г.). [ 15 ] Это была эпопея о Второй мировой войне, в которой речь шла о молодежи, наблюдавшей за «крахом капиталистического общества» во время августовского переворота 1944 года . Sfîrşitul vacanței воспринял Коллега Хобаны Георге Акицей как неравный, поскольку в нем не была подчеркнута «ведущая роль рабочего класса» в движении сопротивления , а диверсии последнего были представлены как «загадочные». [ 25 ] Гобана перевел и опубликовал (также в 1957 году) Сергея Михалкова «Дядюшку Степу-милиционера» . [ 18 ] Он также был рецензентом Editura Tineretului сначала в секции первых читателей (1955–1961), а затем в новом отделе научной фантастики (до 1968 года). [ 18 ] Находясь там, он посетил по крайней мере одну вечеринку вместе с поэтом-антикоммунистом Ионом Винеа , хотя они никогда не обсуждали политику. [ 26 ]
В декабре 1963 года коммунистической партии в журнале Lupta de Clasă был опубликован обзор местной научной фантастики Хобаны, в котором он поддержал (уже устаревшее) утверждение о том, что этот жанр имеет только десятилетнюю историю на местном уровне, отождествляя его почти исключительно с местными традициями. альманах , Coleccia de Povestiri ştiințifico-Fantastice . [ 27 ] В том же году собственные рассказы Хобаны были собраны под названием Oameni şi stele («Люди и звезды»), что свидетельствует о том, что он уделяет научной фантастике почти исключительное внимание. [ 18 ] В дополнение к румынской научной фантастике Флорин Манолеску заметил, что эти сочинения были во многом созданы по образцу классических произведений Верна и Хьюго Гернсбака — они были сосредоточены на достижениях человеческой науки, в них были лишь очень редкие проблески спекулятивной астробиологии (только в одном из них были инопланетяне). как персонажи). [ 28 ]
1960-х Релаксация и международная известность
[ редактировать ]Хобана продолжил работу над аннотированной антологией переведенных текстов Viitorul a început ieri («Будущее началось вчера»), опубликованной в 1966 году. [ 29 ] Манолеску хвалит его за то, что он положил начало «консолидации и взрослению жанра». [ 30 ] Подборка его собственных работ по критике научной фантастики появилась также в Editura Tineretului в 1968 году, когда он работал научным редактором в журнале Scînteia . [ 18 ] он назывался Вииторул? Внимание! («Будущее? Берегитесь!»). Его эссе сопровождались образцами многих других авторов, в том числе Кингсли Эмиса , Исаака Азимова , Роджера Кайуа , Сильвиана Иосифеску , Виктора Кернбаха , Станислава Лема и Пьера Версена . [ 30 ] Тогда же Editura Meridiane опубликовала его эссе по кинокритике (с научно-фантастической направленностью) под названием Imaginile posibilului («Проблески возможностей»). [ 15 ] В 1969 году он опубликовал антологию Vîrsta de aur a anticipatiei româneşti («Золотой век румынской научной фантастики»); это принесло ему ежегодную премию USR. [ 2 ] [ 31 ] Вопреки своему собственному тезису 1963 года, Хобана теперь обратился к вкладу Румынии в раннюю историю научной фантастики , документируя эволюцию жанра под эгидой символистов , с подробным описанием вклада Александра Македонского и И. К. Виссариона , а также Виктора Анестина и типографских мастеров. рабочий Александру Сперанцэ. [ 31 ] На международном уровне эта работа получила премию Еврокона за эссе. [ 2 ] [ 32 ]
После прихода к власти Николае Чаушеску в качестве коммунистического лидера в середине 1960-х годов Румыния приступила к культурной диверсификации и на некоторое время к разрядке напряженности в отношениях с западным миром . Это позволило Хобане популяризировать свой интерес к уфологии . [ 33 ] В начале 1968 года национальная телекомпания TVR 1 представила его теории в рамках телеэнциклопедии , научно-популярного шоу для юных зрителей. Эта инициатива была встречена с насмешкой журналисткой Фелицией Антип из Flacăra , которая отметила, что программа превратилась в пропаганду лженауки . Она также раскритиковала ответы Хобаны, в которых уфология описывалась как тема, интересующая «многих ученых, некоторые из которых являются уважаемыми», как аргумент авторитета . [ 34 ] В 1971 году Хобана основал Научный кружок по НЛО в кампусе Бухарестского университета. Как он вспоминал в 2010 году, у клуба были сотни посетителей, и на него никогда не оказывалось никакого официального давления с целью его роспуска. [ 33 ] Также в 1971 году он и его бельгийский друг Жюльен Веверберг выпустили монографию под названием « НЛО: вызов человеческому разуму». [ 15 ] [ 33 ] Помимо предисловия к серии классических произведений научной фантастики, Хобана также написал введения к румынским переводам теории древних астронавтов ( Эрих фон Деникен , 1970) и уфологии ( Дж. Аллен Хайнек , 1978). [ 18 ]
Хобана становился признанным экспертом в творчестве Верна, которому к 2004 году он посвятил более 20 000 страниц своих произведений. [ 14 ] опубликовано более чем в двадцати странах. [ 20 ] Он лично занимался переводами Верна, охватывающими восемь выдающихся путешествий . [ 18 ] [ 20 ] и от Герберта Уэллса , охватывающего всю прозу Уэллса. [ 15 ] Также драматург , Хобана завершил сценическую версию «Человека-невидимки» . Летописец Ион Кокора похвалил ее как «хорошо написанную и построенную пьесу», и театре Иона Крянгэ . в 1974 году она была использована в Бухарестском [ 35 ] и Брашовского драматического театра в 1977 году. [ 36 ] В начале 1970-х годов Хобана и Дэн Калсер вели колонку научной фантастики в газете «Ватра» в Клуж-Напоке . [ 37 ] Среди его переводческих работ того времени были «Навигаторы бесконечности Ж.-Х. » Росни Айне (1974) и Сирано де Бержерака ( «Лунные государства и империи» 1980), а также Александра Пушкина « Сказку о рыбаке и рыбке» (1975). [ 18 ] Параллельно Хобана стал автором комиксов для Cutezătorii , молодежного журнала, выпускаемого Pioneer Organization . [ 38 ] Он также вошел в редакционную коллегию Secolul 20 , журнала, в котором публикуются подборки мировой литературы. Как утверждал в 2017 году эссеист Мирча Михайеш , эта публикация тонко служила пропаганде Чаушеску, поддерживая его международные позиции. Более того, отмечает Михайеш, Хобана и его коллеги были выбраны «преданными коммунистическому делу». [ 39 ] В марте 1976 года Хобана поддерживал Георгия Чоару на посту секретаря отделения Коммунистической партии в Бухаресте и представлял отчет о выполнении идеологических задач. [ 40 ]
Работы Хобаны в сравнительной литературе применительно к научной фантастике [ 18 ] сделал его значимой фигурой на сцене; В ежегоднике Флакэра за 1979 год он назван «одним из ведущих европейских аниматоров научно-фантастической литературы». [ 2 ] Он вышел на италоязычный рынок с другой антологией, Fantascienza , авторство в которой он разделил с Джанфранко де Туррисом . [ 18 ] Гернсбака Его документирование научно-фантастической традиции в Европе, выходящей далеко за рамки «Удивительных историй» , было полезно в международных дебатах того времени. Шведский писатель Сэм Дж. Лундволл полагался на Хобану, обвиняя Гернсбека в «культурном империализме» и утверждая, что «научная фантастика на самом деле зародилась в Европе». [ 41 ] На этом этапе своей карьеры Хобана был принят в ряд международных организаций, в том числе в Общество Герберта Уэллса и Европейское общество культуры, а также получил культуры Польши за 1973 год. главный приз Министерства [ 20 ] Он продолжал наводить мосты между румынской школой научной фантастики и другими национальными культурами, в частности, регулярно посещая Еврокон. [ 3 ] Том под названием «Двадцать тысяч страниц в поисках Жюля Верна» был выпущен в Editura Univers в 1979 году. [ 15 ] [ 42 ] Критик Константин Кришан похвалил Хобану за то, что он таким образом «вписал себя в число самых ценных комментаторов-монографистов творчества Жюля Верна», отметив, что он держался в стороне от психоаналитических стандартов и вместо этого сосредоточился на описании Верна как такого же гуманиста. [ 42 ] Дуэзечи де мии де пагини также привлек внимание тем, что выдвинул утверждение о том, что Верн питал особую любовь к румынскому народу (а также о том, что он посетил Трансильванию в 1892 году). [ 43 ] Этот синтез принес Хобане еще одну континентальную премию за эссе на Евроконе 1980 года. [ 15 ] [ 32 ] [ 44 ]
Конформистский чаушескуизм и революция
[ редактировать ]Покинув Скинтею в 1972 году и вплоть до 1990 года, [ 18 ] Хобана был исполнительным секретарем СССР. Он сменил политически неблагонадежного писателя Александра Ивасюка — избирательный маневр был описан одним из друзей Ивасюка, Вирджилом Дудой , как «официальное мошенничество» ( şmecherie oficială ). [ 45 ] Его переизбрание в 1974 году также было встречено с негодованием Ойгеном Барбу и другими румынскими националистами в литературном мире, поскольку они ошибочно полагали, что Хобана был евреем . [ 6 ] В этом качестве Хобана имел дело с непокорными писателями, пришедшими критиковать режим. В январе 1976 года он принял Дэна Дешлиу , который находился под наблюдением агентства Секуритате и подвергался воздействию методов подрыва . Дешлиу объявил, что выходит из партии, но присутствующие пытались убедить его пересмотреть свое решение. [ 46 ] Хобана также должен был вынести предупреждения писателям, нарушившим идеологические приказы Чаушеску: в 1977 году он подписал официальное решение об исключении Поля Гомы , откровенного антикоммуниста, из профессиональной жизни; [ 47 ] Позже он участвовал в заседаниях, осуждавших Буйора Недельковича за публикацию одного из его романов за границей; [ 48 ] он также упрекнул литературного критика Гео Шербана , который присутствовал на неконтролируемом показе в посольстве Венгерской Народной Республики . [ 49 ] Более благоразумно Мирча Йоргулеску лично попросил и получил разрешение Хобаны обсудить литературные вопросы с израильским ученым А.Б. Йоффе . [ 50 ]
Сам Хобана также привлек USR к участию в культе личности Чаушеску , распространив его на его жену Елену . На съезде писателей в сентябре 1980 года он утверждал, что первая леди Румынии «обеспечивает светлое будущее румынской литературы, культуры и науки. [...] Никогда прежде женщина не играла такой решающей роли в истории Румынии, ее личность оставила такой огромный след в этой эпохе». [ 51 ] В следующем месяце в качестве секретаря отделения Коммунистической партии СССР он приветствовал самого Чаушеску. По этому случаю Хобана представил доклад о «развитии новой, социалистической литературы» и о прозрении, полученном его коллегами-писателями посредством организованного, неограниченного контакта с «большими массами трудящихся мужчин и женщин». [ 52 ] своего мужа В январе 1986 года Хобана также внесла свой вклад в Festschrift . Его статья носила теоретический характер и пыталась объяснить «новый гуманизм» Чаушеску. [ 53 ] Также в том же году Хобана, как утверждается, вмешался в отношения между Мариусом Тупаном и издателями Cartea Românească , чтобы помешать выпуску романа Тупана Vitrina cu păsări împăiate («Чучшенные птицы в окне»). Самому автору так и не сообщили, каковы были причины Хобаны, но он считает, что название рукописи было прочитано как намек на семью Чаушеску . [ 54 ]
В 1979 году Хобана опубликовал в журнале România Literară двенадцать межвоенных писем румынского поэта Иона Барбу , которые были обнаружены Вевербергом в Бельгии. [ 55 ] Также тогда он создал и вел (до 1982 года) сериал TVR 1 Triumful visătorilor («Триумф мечтателей»), в котором исследовались связи между древней онейромантией , научной фантастикой и реальными научными достижениями. [ 56 ] Он работал с педагогами над завершением «учебника литературы для детей», который к 1982 году стал частью официальной учебной программы. [ 57 ] Он снова стал лауреатом премии USR за эссе, сгруппированные в том « Научная фантастика» 1983 года. Autori, cărśi, idei («Научная фантастика. Авторы, книги, идеи»). Их коллега-писатель Войку Бугариу отметил их за понимание элементов научной фантастики произведений Македонского и Артура Конан Дойля , а также за «увлекательный» обзор инопланетной флоры в представлении различных авторов. [ 44 ] Сопутствующее произведение появилось в 1986 году под названием «Литература ожидания». Autori, cărti, idei («Литература ожидания. Авторы, книги, идеи») заглянул в более глубокую историю научной фантастики, особенно в произведения Эдгара Аллана По . На основании своих исследований Хобана пришел к выводу, что По был истинным создателем этого жанра. [ 44 ] Он вернулся к другим жанрам с эпической поэмой «Орея» , одноименной по имени крестьянского мятежника XVIII века . Опубликованная Editura Ion Creangă в 1984 году и проиллюстрированная Сабином Бэлашой , рецензент Думитру Тома описал ее как «красивую и трогательную». [ 58 ]
Хобана вернулся к издательской деятельности в 1987 году с еще одним томом рассказов-зарисовок под названием Un fel de spațiu («Разновидность пространства»); Обозреватель Йоан Холбан описывает их как граничащие с детективной фантастикой, «симпатичные, с очевидными литературными качествами». [ 59 ] Ласку также выразил восхищение акцентом книги на «придании эстетической ценности жанру [научной фантастики]» в то время, когда румынский рынок уже принимал произведения низкого качества. [ 17 ] Другая его работа заключалась в выпуске критического издания Сезара Петреску, произведения посвященного роботам , «Baletul mecanic», вышедшего в 1943 году . Культурсоциолог З. Орнеа похвалил его за то, что он «ступил правой ногой» во «все более и более узкий мир редакторов». [ 60 ] Также в том же году Хобана стал координатором Европейского общества научной фантастики . [ 15 ] В конце 1980-х годов деятельность USR снова подверглась критике со стороны националистической фракции писателей, которые считали себя молчаливо исключенными из управленческих должностей. Одним из них был Ион Лэнкранян , который в 1989 году предположил, что Хобана и его коллеги, которым «передали» посты, которые они сейчас занимают, всегда могут перекрестить USR в «Союз некоторых румынских писателей». [ 61 ]
В сентябре того же года Хобана появился на съезде научной фантастики в Тимишоаре , организованном совместно с Коммунистической молодежью. Он выступил с речью на тему: «Мнения Коммунистической партии и ее генерального секретаря товарища Николае Чаушеску о подавляющей роли науки и культуры в создании многосторонне развитого социалистического общества и в продвижении Румынии по пути к коммунизму». ". [ 62 ] Это было незадолго до того, как румынская революция положила конец коммунизму. После этого Хобана продолжал активно действовать на культурной сцене и ретроспективно критиковал коммунистическую цензуру . В статье в журнале Cronica , опубликованной в августе 1990 года , он исследовал творчество романиста Нормана Манеа , который был репрессирован и изгнан из страны властями Чаушеску. Он отметил, что Манея приобрел в месте ссылки настоящую литературную известность и что его выздоровление является «одним из многих приоритетов, которыми должна заняться наша школа критики». [ 63 ] В начале 1990-х годов были выборочно опубликованы официальные документы, подробно описывающие слежку за румынскими гражданами со стороны агентства Секуритате на протяжении всего коммунизма. Имя Хобаны явно отсутствовало в этих источниках, что побудило различных комментаторов предположить, что он был активом Секуритате, о котором не нужно было сообщать. [ 64 ]
Старость
[ редактировать ]Верненские исследования Хобаны были снова обобщены в книге «Жюль Верн в Румынии» , впервые представленной во Французском институте Бухареста в октябре 1992 года. [ 65 ] Он продолжал работать переводчиком над версией «Доктора » Мориса Ренара , появившейся в 1991 году, за которой в 1993 году последовали два Роберто Бонадимани . романа [ 18 ] В новом послереволюционном контексте его работу как историографа продолжил Мирча Оприцэ . последнего Книга Anticipaśia românească оценил ее появилась в 1994 году всего в 100 экземплярах, но ученый Овидиу Печикан как более исследованную и более сложную, чем более ранние эссе Хобаны. [ 66 ] В 1990-е годы Хобана также официально оформил свою деятельность как уфолог. В 1998 году он основал Румынское агентство по изучению НЛО (ASFAN), которым он также руководил (при содействии руководящего комитета, в который входил астроном Харальд Александреску ); [ 67 ] В рамках этих усилий в 1995 году он просмотрел запись вскрытия инопланетянина (которую он считал, вероятно, подлинной) и получил права на трансляцию от имени Румынского телевидения . [ 14 ] Инцидент в Розуэлле занимал его на протяжении многих лет, и он лег в основу его монографии 1997 года, опубликованной в Editura Agni. Здесь он пришел к выводу, что «[обнаруженные] фрагменты действительно были частями инопланетного космического корабля». [ 68 ] Он также утверждал, что Сухопутные войска Румынии предоставили ему доступ к своим архивам, что позволило ему документировать наблюдения НЛО в Румынии, начиная с 1913 года. [ 67 ] Его заявления были встречены с насмешкой поэтессой Даниэлой Краснару , особенно после того, как Хобана заявил, что Румынию посещали летающие тарелки потребовались треугольники . , тогда как для покрытия других регионов мира [ 69 ]
В преклонном возрасте Хобана воссоединился с литературным обществом Барлада, которое он называл своим духовным домом; в 1996 году в местной газете «Бырладул» было опубликовано его эссе о Михае Эминеску . [ 70 ] В 1997 году он получил еще одну премию USR за свою монографию на тему Уэллса под названием Un englez neliniştit («Этот веселый англичанин»). [ 18 ] Другим его вкладом стал еще один учебник детской литературы, включенный в национальную учебную программу 12-го класса нормальной школы . Эта работа была с тревогой рассмотрена литературным критиком Николае Манолеску , который утверждал, что она была методологически необоснованной, сбивающей с толку и «лишней юмора», заставляющей студентов тратить свое учебное время на не относящиеся к делу произведения. [ 71 ] Хобана возобновил сотрудничество с Вевербергом над книжной версией «Триумфа мечтателей» , вышедшей в издательстве Nemira в 1998 году. [ 56 ] В 2000 году Хобана и Жерар Кляйн учредили ежегодную премию румынских писателей-фантастов, названную в честь Владимира Колина ; [ 72 ] Тогда же Хобана напечатал свой окончательный перевод книги Эмилио Сальгари « Чудеса 2000 года» . [ 18 ] С 2004 года он курировал одноименную коллекцию ранней научной фантастики для Editura Minerva , представляя работы По и Роберта Льюиса Стивенсона . [ 73 ] Его версию « Человека-невидимки» снова планировалось показать в театре Лучефэрул в Яссах в начале 2008 года. [ 74 ] Он также вошел в центральный совет СССР, одновременно руководя секцией детской литературы в Ассоциации писателей Бухареста. [ 20 ]
Среди последних работ Хобаны - еще один роман на военную тематику. Появившись в 2007 году как Călătorie întreruptă («Прерванное путешествие»), он в значительной степени симпатизировал крайне правой молодежи из тех, кого завербовала Железная гвардия , и которые смотрят на надвигающуюся катастрофу с «милой бессердечностью». По мнению обозревателя Симоны Василаке , в подробностях о детях книга также автовымышленна . [ 75 ] В 2009 году Хобана опубликовал в Бастионе Тимишоары свой последний том рассказов Timp pentru dragoste («Время любви»). [ 3 ] Позже в том же году у него диагностировали неустановленное заболевание, и жить ему осталось всего девять месяцев. Ему удалось завершить обзор французской научной фантастики Peste o sută şi o mie de ani («Более ста тысяч лет»), опубликованный в Editura Academiei ; он дожил до своего 80-летия, но после этой даты его здоровье резко ухудшилось. [ 20 ] Хобана умер в больнице Кольцеа в Бухаресте 22 февраля 2011 года. [ 20 ] Позже в том же году средняя школа Иона Джебелеана в его родном Санниколау-Маре открыла литературный кружок Иона Хобана. [ 3 ] Его имя также было принято Румынским обществом научной фантастики и фэнтези, которое в ноябре 2017 года организовало в Хобане коллоквиум по роботизированной автоматизации процессов . [ 76 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Товары, стр. 722.
- ^ Перейти обратно: а б с д Георге Катана, «Румынские писатели, награжденные за границей», в Almanah Flacăra , 1979, стр. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Л. Нистореску, «Ион Хобана, почитаемый в Санниколау-Маре», в Renaştea Bănăşeană , 18 ноября 2011 г., стр. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с Ион Н. Опря, « Глубокий путешественник в книжных магазинах Ясс. На праздновании Александру Мэлина Таку», в Monitorul , 22 мая 1993 г., стр. 5.
- ^ Опрея (2008), стр. 196, 338.
- ^ Перейти обратно: а б «Румынский мир. Кратко. Jurnalul lui Eugen Barbu», в журнале «Минимум », том XX, выпуск 237, декабрь 2006 г., стр. 40.
- ^ Опря (2008), стр. 337–338.
- ^ Опря (2008), стр. 338.
- ^ Опря (2008), стр. 195–197.
- ^ Перейти обратно: а б Робу, стр. 722–723
- ^ Опря (2008), стр. 197, 361. См. также Робу, стр. 723.
- ^ Опрея (2008), стр. 197.
- ^ Опря (2008), стр. 197–198.
- ^ Перейти обратно: а б с Кармен Мафтей, «Специалист по НЛО Ион Хобана зарядил свои батареи в Яссах», в Ziarul de Iasi , 18 мая 2004 г., стр. 8B.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Люциан Василе Сабо, «Портрет. Ион Хобана или все», в Orizont , Vol. XL, выпуск 18, май 1989 г., стр. 4.
- ^ Иоан Станомир , «Интеллектуальная история. Двадцать тысяч лиг под книгами», в «Идеи в диалоге », том III, выпуск 10, октябрь 2006 г., стр. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Иоан Ласку, «Жизнь книг. Литература космоса», в Ramuri , выпуск 6/1988, стр. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Товары, стр. 723.
- ^ Николае Цик , «Сентиментальный архив Искры молодости . В самом сердце горящей эпохи», в Альманахе Искры молодости , 1980, стр. 121.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Памяти Иона Хобана», в «Литературной Румынии» , выпуск 9/2011, стр. 14.
- ^ Илие Станчу, «Десятилетие культуры. Литература в поддержку образования молодежи», в Gazeta Invaᛃmăntului , Том XI, выпуск 528, август 1959 г., стр. 9.
- ^ «В присутствии Конгресса писателей. Пленарное заседание комитета детской литературы. Доклад г-на Ал. Поповича», в Gazeta Literară , том III, выпуск 20, май 1956 г., стр. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Ф. Манолеску, стр. 265.
- ^ Овидиу Рыуреану, «Научно-фантастическая литература», в «Литературной газете» , том III, выпуск 15, апрель 1956 г., стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Георге Ачичей , «Ион Гобана: Конец отпуска », в « Scinteia Tineretului» , 24 января 1961 г., стр. 3.
- ^ Николае Цоне , «Новое интервью с Влайку Бырной об Ионе Винеа — поэте, прозаике и высококлассном журналисте», в «Литературной Румынии» , выпуск 36/2002, стр. 17.
- ^ Ф. Манолеску, стр. 257.
- ^ Ф. Манолеску, стр. 265–266.
- ^ Ф. Манолеску, стр. 266; Робу, стр. 723.
- ^ Перейти обратно: а б Ф. Манолеску, стр. 266.
- ^ Перейти обратно: а б Дэн Ребреану, «Награды Союза писателей. Золотой век румынских ожиданий », в Tribuna , Vol. XIV, выпуск 10, март 1970 г., стр. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Хауликэ, «Фэнтези и научная фантастика. Призы, которые были», в журнале Observator Culture , выпуск 33, октябрь 2005 г., стр. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с Дэн Д. Фаркаш, «На границе реальности. «Научный кружок НЛО» с 1971 года», в журнале Magazin , Vol. LX, выпуск 5, февраль 2017 г., с. 5
- ^ Фелиция Антип, «Загадка« летающих тарелок »близится к прояснению? Психосоциальные аспекты современного мифа», в Flacăra , Vol. XVII, выпуск 17, апрель 1968 г., стр. 20.
- ^ Ион Кокора, «Театр. Помещения инсценировки», в Tribuna , Vol. XVIII, выпуск 16, апрель 1974 г., с. 8
- ^ Людмила Патланжоглу, «Молодые режиссеры на рампе. Флорин Фэтулеску: искушение абсолютной премьеры», в Teatrul , выпуск 1/1986, с. 69
- ^ Анжела Прекап, «Ретроспективы. Из прошлого журнала Ватра (I)», в Ватре , Vol. XLIV, выпуски 517–518, апрель – май 2014 г., с. 163
- ^ Майкл Хауликэ, «Фэнтези и научная фантастика. Ах, BD!», в Observator Culture , выпуск 58, апрель 2006 г., стр. 23
- ^ Мирча Михайеш , «Контрафорт. Затерянный в Протохронии (5)», в «Литературной Румынии» , выпуск 38/2017, стр. 5
- ^ «Литературная жизнь. Совместное заседание комитета ПКР, активной партии и бюро Союза писателей», в «Литературной Румынии », выпуск 11/1976, с. 2
- ^ Патрик Луканио, Гэри Ковилл, Smokin' Rockets. Романтика технологий в американском кино, радио и телевидении, 1945–1962 , с. 30. Джефферсон и Лондон: McFarland & Company , 2002. ISBN 0-7864-1233-X
- ^ Перейти обратно: а б Константин Кришан, «Книги — люди — факты. Жюль Верн в монографическом синтезе», в Viaña Românească , том XXXIII, выпуск 3, март 1980 г., стр. 91–92.
- ^ Думитру Дем Ионашку, «По следам Жюля Верна», в журнале , Том XXVII, выпуск 20, май 1984 г., стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с Войку Бугариу, «Особая вселенная», в «Литературной Румынии» , выпуск 28/1987, стр. 5.
- ^ Вирджил Дуда , «Ясно-неясно», в «Литературной Румынии» , выпуск 29/1990, стр. 15.
- ^ Люсия Хоссу-Лонгин , «Справедливость не имеет силы». Закрытые файлы, вновь открытые файлы (I). Дело Дэна Дешлиу - Глаз в глаза», в Observator Culture , выпуск 510, январь 2010 г., стр. 10–11.
- ^ Моника Ловинеску , Журнал. 1994–1995 , с. 267. Humanitas : Бухарест, 2004. ISBN 973-50-0576-Х ; Мирча Стэнеску, «Об инакомыслии в коммунистической Румынии (1977–1989)», в «Сфере политики» , выпуск 106/2004, с. 41
- ^ Андрееску, с. 196; Георге Григорку , «Три изгнанника», в «Литературной Румынии» , выпуск 17/2001, с. 15
- ↑ Гео Шербан , «Крайком глаза к «Полке Денисея»», в Observator Culture , выпуск 490, ноябрь 2014 г., стр. 14
- ^ Андрееску, стр. 179.
- ^ «Антизападный поворот румынской литературы», в Трансильвании. Трансильванский информационный бюллетень , том XXVII, выпуск 4, декабрь 1980 г., стр. 7
- ^ «Встреча товарища Николае Чаушеску с активной партией писателей», в Viaña Românească , Том XXXIII, выпуск 10, октябрь 1980 г., стр. 1.
- ^ Адриан Попеску, « Человек, эпоха, страна », в Стяуа , Том XXXVII, выпуск 5, май 1986 г., стр. 39.
- ^ Мариус Тупан , « Витрина с чучелами птиц . Фрагменты из расплавленного романа», в «Литературной Румынии » , выпуск 10/1990, стр. 14.
- ^ Герда Барбилиан, Ал. Райку, « Архив Лучафэрула . По следам Иона Барбу», в Лучафэруле , Том XXIV, выпуск 4, январь 1981 г., стр. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Дэн Лунгу , «Наши люди не лишены воображения». Интервью с Ионом Хобана», Monitorul , 5 марта 1999 г., стр. 8A.
- ^ Кристина Ионеску, «Мнения. Литература в школе», в «Литературной Румынии », выпуск 35/1982, стр. 8.
- ^ Думитру Тома, « Хорея », в «Оризонте », том XXXV, выпуск 42, октябрь 1984 г., стр. 5.
- ^ Иоан Холбан, «Проза. Вечерний дождь», в «Литературной Румынии» , выпуск 21/1988, стр. 10.
- ^ З. Орнеа , «Издания. Цезарь Петреску и фантастическое», в «Литературной Румынии» , выпуск 17/1988, стр. 8.
- ^ Ион Ланкранян (редакторы: Даниэла Болог, Илие Рад), Интервью , стр. 223–224. Клуж-Напока: Издательство Napoca Star, 2012. ISBN 978-973-647-879-6
- ^ «Наука, искусство, ожидание в Тимишоаре», в Orizont , Vol. XL, выпуск 39, сентябрь 1989 г., с. 10
- ^ Кэтэлин Стурза, «Гильотина 1990-х. Дело Нормана Манеа (I)», в Critical Notebooks , выпуск 12/2018, стр. 51.
- ^ Мирча Михайеш , «Контрафорт. Преамбула через файлы», в «Литературной Румынии» , выпуск 38/1995, стр. 2; Дэн К. Михайлеску , румынская литература в пост-чаушевизме. III. Эссе. Рынок политико-литературных идей , с. 187–188. Яссы: Полиром , 2007. ISBN 978-973-46-0433-3
- ^ «Полезность. Часы культуры», в Event of the Day , 8 октября 1992 г., стр. 6
- ^ Овидиу Печикан , «В саванне румынского ожидания», в Contemporanul , выпуск 11/1995, стр. 10
- ^ Перейти обратно: а б Василе Сурсель, «Ассоциация по изучению неопознанных аэрокосмических явлений ждет сотрудников. Если вы увидите НЛО, позвоните в ASFAN!», в Evenimentul Zilei , 22 октября 2002 г., стр. 11
- ^ LD, «Ион Хобана выпустил том Misterul Roswell спустя пятьдесят лет », в Ziua , 1 декабря 1997 г., стр. 2
- ^ Даниэла Краснару , «Цветное пятно. Первая волна», в Cotidianul , 11 августа 1997 г., с. 6
- ^ Опрея (2008), стр. 198, 278
- ^ Николае Манолеску , «Редакционная статья. Литература для детей?», в «Литературной Румынии» , выпуск 25/1997, стр. 1
- ^ Майкл Хауликэ, «Фэнтези и научная фантастика. Премьера 'Владимир Колин'», в Observator Culture , выпуск 172, июль 2008 г., стр. 23
- ^ «Книга в день. Коллекция «Мастера классического предвкушения» в Минерве», в Ziua , 13 января 2005 г., стр. 12
- ^ К. Крайу, «Театр «Лучафэрул» открывает сезон премьерой», в Ziarul de Iasi , 6 октября 2007 г., стр. 7А
- ^ Симона Василаче , «Чтения. Times», в «Литературной Румынии» , выпуск 14/2008, с. 31
- ^ «Это было: Национальный коллоквиум критики и экзегезы «Ион Хобана»», в Observator Culture , выпуск 898, ноябрь 2017 г., стр. 2
Ссылки
[ редактировать ]- Габриэль Андрееску , Существование через культуру. Репрессии, коллаборационизм и интеллектуальное сопротивление при коммунистическом режиме . Яссы: Полиром , 2015. ISBN 978-973-46-5822-0
- Флорин Манолеску, Литература SF Бухарест: Издательство Univers , 1980.
- Ион Н. Опря, Великие деятели румынской культуры в истории прессы Бырлад. 1870—2008 . Яссы: Издательство ПИМ, 2008. ISBN 973-716-951-4
- Корнел Робу, «Хобана, Ион», в Ауреле Сасу (редактор), Биографический словарь румынской литературы , Том. я, стр. 722–724. Питешти: Издательство «Паралела 45» , 2004. ISBN 973-697-758-7
- 1931 рождений
- смертей в 2011 г.
- Румынские писатели-мужчины ХХ века
- Румынские писатели-мужчины XXI века
- эссеисты 20-го века
- Эссеисты XXI века
- Румынские эссеисты-мужчины
- Румынские писатели-фантасты
- Румынские детские писатели
- Румынские исторические романисты
- Авторы детективных фантастов
- Писатели шпионской фантастики
- Румынские писатели рассказов XX века
- Румынские писатели рассказов мужского пола
- Румынские поэты ХХ века
- Румынские писатели ХХ века
- Румынские литературные критики
- Критики научной фантастики
- Румынские историки литературы
- Румынские историки ХХ века
- Румынские кинокритики
- Румынские авторы комиксов
- Румынские биографы-мужчины
- Румынские антологи
- Румынские книжные издатели (чел.)
- Редакторы румынских газет
- Редакторы румынских журналов
- Румынские обозреватели
- Румынские авторы учебников
- Румынские телевизионные сценаристы
- Румынские телеведущие
- Румынские драматурги и драматурги XX века
- Драматурги
- Уфологи
- Онейрологи
- Писатели соцреализма
- Политики Коммунистической партии Румынии
- Румынские пропагандисты
- Румынские цензоры
- Редакторы Spark
- Румынские пацифисты
- Румынские гуманисты
- Румынские атеисты
- Румынские переводчики
- Англо-румынские переводчики
- Французско-румынские переводчики
- Итало-румынские переводчики
- Русско-румынские переводчики
- Переводчики Жюля Верна
- Люди из Санниколау-Маре
- Выпускники Национального колледжа Георгия Рошки Кодряну
- Выпускники Бухарестского университета