Французская научная фантастика
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2010 г. ) |
Французский |
Авторы • Освещенные категории |
История французской литературы Средневековый |
Литература по странам Франция • Квебек |
Порталы |
Французская научная фантастика — существенный жанр французской литературы . Это остается активным и продуктивным жанром, который развивался вместе с англоязычной научной фантастикой и другой французской и международной литературой.
История
[ редактировать ]Протонаучная фантастика до Жюля Верна
[ редактировать ]Еще в 17 веке исследование космоса и инопланетян можно найти в Сирано де Бержерака ( «Комической истории лунных государств и империй» 1657) и Бернара Ле Бовье де Фонтенеля в «Entretien sur la Pluralité des Mondes» (1686). ). Вольтера Рассказы 1752 года «Микромегас» и «Сон Платона» являются особенно пророческими о будущем научной фантастики.
Также заслуживают упоминания « Симона Тиссо де Пато ( Путешествия и приключения Жака Массе» 1710), в которых рассказывается о « Затерянном мире» , «Жизнь», «Приключения и путешествие в Грунланде преподобного отца Кордельера Пьера де Мезанжа» (1720), в котором представлены Полая Земля , Луи-Себастьяна Мерсье ( «L'An 2440» 1771), изображающая будущую Францию, и Николя-Эдме Рестифа де ла Бретона ( «La Découverte Australe par un Homme Volant» 1781), известный своими пророческими изобретениями.
Среди других известных авторов и произведений протофантастов 18 и 19 веков:
- Книга Жана-Батиста Кузена де Грейнвиля » «Le Dernier Homme (1805) о последнем человеке на Земле.
- историка Феликса Бодена » «Роман де l'Avenir (1834 г.) и Эмиля Сувестра «Le Monde Tel Qu'il Sera» (1846 г.) — два романа, в которых делается попытка предсказать, каким будет следующее столетие.
- Луи Жоффруа ( «Наполеон и завоевание мира» 1836), альтернативная история мира, завоеванного Наполеоном .
- Дефонтенэ «Звезда К.И. или Пси Кассиопеи» (1854 г.), Олафа Стэплдона . хроника инопланетного мира и цивилизации, похожая на
- Книга астронома Камиллы Фламмариона « Множество миров» (1862 г.), в которой размышляли о внеземной жизни.
- Анри де Парвиль «Обитатель планеты Марс» . Первоначально это была мистификация во французской газете Le Pays в 1864 году о нефтеразведчике из Колорадо, который нашел метеорит с мумией внутри, который, как полагают, прибыл с Марса; Позже он был опубликован в расширенной книжной версии издателем Жюля Верна в 1865 году.
- «Путешествие Ахилла Эйро на Венеру» (1865 г.), история о людях, которые путешествуют на Венеру на межпланетном космическом корабле с ракетным двигателем, где они находят утопическое общество.
Однако современная французская научная фантастика, а возможно, и научная фантастика в целом, начинается с Жюля Верна (1828–1905), автора многих классиков научной фантастики.
По мотивам Жюля Верна
[ редактировать ]Первые несколько десятилетий французской научной фантастики породили несколько известных литературных имен. Не только Жюль Верн, но и:
- Луи Буссенар , преемник Верна.
- Дидье де Шузи , написавший роман «Игнис» (1883), в котором изобретатель пытается получить энергию из центра Земли в антиутопическом обществе, в котором доминируют технологии.
- Шарль Деренн (1882–1930), написавший такие романы, как «Люди полюса» (1907) («Люди полюса»), в которых исследователи находят тайное инопланетное общество технологически продвинутых гуманоидов-рептилий, которые развились в изоляции от остальной части человечества. мире на протяжении миллионов лет.
- Арну Галопен , создатель «Доктора Омеги» (1906).
- Жан де Ла Гир , создатель Никталопы
- Поль д'Ивуа , автор «Эксцентриков Вернийских путешествий» и создатель героев «Криминала» Лавареда и Доктора Мистера (1900).
- Андре Лори , еще один преемник Верна.
- Джон Антуан Нау , получивший первую Гонкуровскую премию в 1903 году за свой научно-фантастический роман « Вражеская сила» .
- Жорж Ле Фор и Анри де Граффиньи , отправившие своих героев исследовать Солнечную систему в «Необыкновенных приключениях русского учёного» (1888).
- Гюстав Ле Руж , автор книг «Узник планеты Марс» (1908) и «Таинственный доктор Корнелиус» (1913).
- Альберт Робида , писатель и художник, возможно, главный инициатор научно-фантастической иллюстрации.
- Морис Ренар , уэллсийский писатель, автор книг «Доктор Лерн» (1908), «Голубой Периль» (1910) и « Руки Орлака », 1920.
- Ж.-Х. Росни Эне , родившийся в Бельгии , крупный разработчик «современной» французской научной фантастики, писатель, сравнимый с Гербертом Уэллсом , написавшим классические «Les Xipehuz» (1887) и «La Mort de la Terre» (1910).
- Огюст Вилье де л'Иль-Адам , автор книги «L'Ève Future» (1886).
» Герберта Уэллса После того, как «Машина времени была переведена на французский язык Генри Д. Давреем в 1895 году как первая из его работ, за которой вскоре последовали другие переводы его рассказов, [1] оказав влияние на французских писателей-фантастов, таких как Морис Ренар.
Первая мировая война положила конец этому раннему периоду. В то время как быстрое развитие науки и техники в конце XIX века мотивировало оптимистические работы первых авторов научной фантастики, ужасы индустриальной войны и, в частности, столь разрушительное применение передовых технологий сделали многих более поздних французских авторов более пессимистичными в отношении потенциальных возможностей. технологического развития.
Между двумя мировыми войнами Росни Айне опубликовал свой шедевр «Навигаторы инфини» (1924), в котором изобрел слово «астронавтика». В этот период появилось несколько заметных новых авторов:
- Режис Мессак для Квинзинзинзили (1935).
- Хосе Моселли для «Конца Ильи» (1925).
- Жак Шпитц за «Войну мух» (1938).
- Рене Тевенен для Chasseurs d'Hommes (1930) и Sur l'Autre Face du Monde (1935), последний под псевдонимом.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]До конца 1950-х годов во Франции публиковалось относительно мало научной фантастики, а то, что публиковалось, часто было очень пессимистично в отношении будущего человечества и часто вообще не рекламировалось как «научная фантастика». » Рене Баржавеля ( «Разрушение 1943) и Буля Пьера «Планета обезьян» Хорошо известными примерами являются (1963).
Этот период упадка французской научной фантастики (сокращенно SF ) многие считают «золотым веком» англоязычной и особенно американской научной фантастики. французская научная фантастика начала активно появляться Когда после Второй мировой войны , именно темы и стили англоязычной научной фантастики послужили источником вдохновения для новых произведений. Первый жанровый журнал Fiction — сначала перевод американского журнала фэнтези и научной фантастики — начал выходить в 1953 году.
Основным жанровым отпечатком 1950-х и 60-х годов, публикующих переводы американских романов, был Le Rayon Fantastique , опубликованный Hachette и Gallimard под редакцией Джорджа Галлета и Стивена Сприла . Тем не менее, Le Rayon Fantastique помог начать карьеру ряду французских авторов:
- Фрэнсис Карсак
- Филипп Курваль
- Дэниел Дроде
- Мишель Жери (пишет под псевдонимом «Альбер Хигон»)
- Жерар Кляйн
- Натали Хеннеберг
В 1951 году издатель Fleuve Noir инициировал серию «Предвкушение» в мягкой обложке, посвященную в основном французским авторам, которые выпускали постоянную серию бульварных романов. Среди его авторов были:
- Пьер Барбе
- Ричард Бессьер
- Б.Р. Брусс (он же Роже Блондель, псевдоним Рене Боннефуа)
- Андре Карофф
- Джимми Гье
- Жерар Кляйн (писавший под псевдонимом «Жиль д'Аржир»)
- Морис Лимат
- Андре Рюэллан (пишет под псевдонимом «Курт Штайнер»)
- Луи Тирион
- Стефан Вул
- Рене Баржавель
Позже именно этой компанией были напечатаны многие известные произведения французской научной фантастики.
Другая серия, Présence du Futur , была начата в 1954 году издателем Denoël. Среди его авторов были:
- Жан-Пьер Андревон
- Жан-Луи Кертис
- Жерар Кляйн
- Жак Штернберг
- Жак Валле (пишет под псевдонимом «Жером Сериэль»)
В то время французская научная фантастика вызывала очень мало внимания со стороны основных критиков. Однако французское кино оказалось более успешным для научной фантастики. Фильм Жана-Люка Годара 1965 года «Альфавиль » — триллер и сатира на французскую политику — стал первым крупным примером французской научной фантастики « Новой волны ».
В отличие от американской научной фантастики, космические путешествия не были главной темой для французских авторов после 1968 года. Новое поколение французских писателей, мало помнивших ужасы двух последних поколений, было вдохновлено трансформацией Франции в послевоенную эпоху. Особенно после мая 1968 года французские авторы научной фантастики стали писать в своих произведениях на политические и социальные темы. Такие авторы, как Мишель Жери, Жан-Пьер Андревон и Филипп Курваль, начали получать признание за переосмысление жанра, который в то время все еще считался в первую очередь развлечением для детей.
В 1970-е годы комиксы стали играть важную роль во французской научной фантастике. Métal hurlant — французский журнал, который копировался как американский журнал Heavy Metal — начал развивать возможности научной фантастики как источника для мультфильмов . Графические романы сегодня являются основным, если не основным , каналом сбыта французской научной фантастики.
В 1980-е годы французские авторы начали считать научную фантастику подходящей для экспериментальной литературы. Влияние постмодернизма на литературу и развитие тем киберпанка послужило катализатором формирования нового тела французской научной фантастики ближе к концу десятилетия: так называемого «потерянного поколения» (представленного такими писателями, как Клод Экен, Мишель Пагель, Жан-Марк Линьи или Роланд К. Вагнер )
В настоящее время французская научная фантастика особенно хорошо представлена графическими романами , и ежегодно печатается ряд наименований. Как и в большинстве развитых стран, журнальная культура резко снизилась из-за Интернета, но ряд французских научно-фантастических журналов продолжают издаваться, в том числе Bifrost , Galaxies и Solaris . Несмотря на возрождение космической оперы в начале 1990-х годов (Айердал, Серж Леман, Пьер Бордаж, Лоран Женефор), влияние англоязычной научной фантастики и фильмов значительно уменьшилось со времен «Потерянного поколения», в то время как влияние анимации, видеоигр и другие международные традиции научной фантастики (немецкие, итальянские) возросли. Влияние японской манги и аниме также было особенно заметно в последние годы для графических форматов.
Другие известные французские писатели-фантасты после Второй мировой войны.
[ редактировать ]- Г.-Ж. Арно
- Айердал
- Пьер Бордаж
- Серж Бруссоло
- Ричард Канал
- Ален Дамасио
- Морис Дж. Дантек
- Мишель Демут
- Сильви Дени
- Тьерри Ди Ролло
- Доминик Дуэ
- Катрин Дюфур
- Жан-Клод Дуньяк
- Клод Корнерс
- Жан-Пьер Фонтана
- Ив Фремион
- Лоран Женефор
- Филипп Гой
- Йохан Элиот
- Джоэл Хуссен
- Эммануэль Джоанн
- Серж Леман
- Жан-Марк Линьи
- Ксавье Момежан
- Мишель Пагель
- Пьер Пело (писавший под псевдонимом «Пьер Сюрань»)
- Юлия Верлангер (пишет под псевдонимом «Жиль Тома»)
- Элизабет Вонарбург
- Роланд К. Вагнер
- Дэниел Вальтер
- Бернар Вербер
- Жоэль Винтербер
Литературные награды
[ редактировать ]Prix Rosny-Aîné — ежегодная премия в области научной фантастики на французском языке.
Другие награды в области научной фантастики на французском языке (неисключительно) включают или включают Приз Аполлона (1972–1990), Приз Боба Морана (1999–), Гран-при de l'Imaginaire (1974–), Приз Джулии. Верлангера (1986–), Приз Жюля Верна (1927–1933; 1958–1963), Приз Озона (1977–2000) и Приз Тур Эйфелевой (1997–2002).
Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Луит, Роберт; Шамбон, Жак; Лэнгфорд, Дэвид (2024). «Франция» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 17 марта 2024 г.