Французская литература ХХ века
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( ноябрь 2017 г. ) |
Французский |
Авторы • Освещенные категории |
История французской литературы Средневековый |
Литература по странам Франция • Квебек |
Порталы |
Французская литература ХХ века — это литература, написанная на французском языке с 1900 по 1999 год. О литературе, созданной после 1999 года, см. статью «Современная французская литература» . Многие события во французской литературе этого периода происходили параллельно с изменениями в изобразительном искусстве. Подробнее об этом см. Французское искусство 20 века .
Обзор
[ редактировать ]Французская литература была глубоко сформирована историческими событиями века, а также была сформирована политическим, философским, моральным и художественным кризисом века и внесла свой вклад в него.
Этот период охватывает последние десятилетия Третьей республики (1871–1940 гг.) (включая Первую мировую войну), период Второй мировой войны (немецкая оккупация и Виши – 1944 г.), временное французское правительство (1944–1946 гг.), Четвертую Республика (1946–1958) и Пятая республика (1959–). Важные исторические события для французской литературы включают: Дело Дрейфуса ; французский колониализм и империализм в Африке, на Дальнем Востоке ( Французский Индокитай ) и в Тихоокеанском регионе; Алжирская война за независимость (1954–1962); значительный рост французской коммунистической партии ; подъем фашизма в Европе; события мая 1968 года. Дополнительную информацию об истории Франции см. в разделе « История Франции» .
Французская литература ХХ века не претерпела изолированного развития и обнаруживает влияние писателей и жанров всего мира, в том числе Уолта Уитмена , Федора Достоевского , Франца Кафки , Джона Дос Пассоса , Эрнеста Хемингуэя , Уильяма Фолкнера , Луиджи Пиранделло , британцев и американцев. детективный роман , Джеймс Джойс , Хорхе Луис Борхес , Бертольт Брехт и многие другие. В свою очередь, французская литература также оказала радикальное влияние на мировую литературу.
Благодаря творческому духу французских литературных и художественных движений начала века Франция приобрела репутацию страны, необходимой для писателей и художников. В число важных иностранных писателей, живших и творивших во Франции (особенно в Париже) в двадцатом веке, входят: Оскар Уайльд , Гертруда Стайн , Эрнест Хемингуэй , Уильям С. Берроуз , Генри Миллер , Анаис Нин , Джеймс Джойс , Сэмюэл Беккет , Хулио Кортасар , Владимир. Набоков , Эдит Уортон и Эжен Ионеско . Некоторые из наиболее важных произведений века на французском языке были написаны иностранными авторами (Эжен Ионеско, Сэмюэл Беккет).
Для американцев 1920-х и 1930-х годов (включая так называемое « потерянное поколение ») увлечение Францией отчасти было также связано со свободой от сухого закона . Для афроамериканцев двадцатого века (таких как Джеймс Болдуин ) Франция также более терпимо относилась к расе и допускала большую свободу (точно так же джаз был принят французами быстрее, чем в некоторых регионах Америки). Подобное чувство свободы от политического угнетения или нетерпимости (например, антигомосексуальной дискриминации) привлекло во Францию других авторов и писателей. Франция также была более снисходительной с точки зрения цензуры, и многие важные романы на иностранном языке были первоначально опубликованы во Франции, но были запрещены в Америке: «Улисс» Джойса (опубликованный Сильвией Бич Владимира Набокова в Париже, 1922), «Лолита» Уильяма С. Берроуза. и « Обнаженная» Обед (оба опубликованы Olympia Press Генри Миллера ) и «Тропик рака» (опубликованы Obelisk Press ).
С 1895 по 1914 год
[ редактировать ]В первые годы века (часто называемые « Прекрасной эпохой ») были радикальные эксперименты во всех жанрах, а символизм и натурализм претерпели глубокие изменения.
Альфред Жарри объединил символизм с элементами театра марионеток и своеобразным протосюрреализмом. Дальнейшая радикализация сцены произошла как в направлении экспрессионизма («театр творчества» Орельена Люнье-По ), так и в сторону гиперреализма (театр Андре Антуана ). Театральный режиссер Жак Копо делал упор на то, чтобы актер стал целостной личностью, и отверг итальянскую сцену в пользу чего-то более близкого к елизаветинской модели, и его видение окажет глубокое влияние на «Картель» 1920-х и 1930-х годов (см. Ниже).
Гийом Аполлинер радикализировал бодлеровское поэтическое исследование современной жизни, вызывая воспоминания о самолетах, Эйфелевой башне и городских пустошах, и он связал поэзию с кубизмом через свои «Каллиграммы» , форму визуальной поэзии . Вдохновленный Рембо, Поль Клодель использовал форму свободного стиха, чтобы исследовать свое мистическое обращение в католицизм. Среди других поэтов этого периода: Поль Валери , Макс Жакоб (ключевой член группы вокруг Аполлинера), Пьер Жан Жув (последователь «Унанизма» Ромена Роллана), Валери Ларбо (переводчик Уитмена и друг Джойса), Виктор Сегален (друг Гюисмана и Клоделя), Леон-Поль Фарг (который учился у Стефана Малларме и был близок с Валери и Ларбо).
(1902), в романе Андре Жида Ранние произведения , особенно «Имморалист» посвящены проблемам свободы и чувственности, поставленным символизмом; Алена-Фурнье Роман «Большой Мольн» — это глубоко прочувствованный портрет ностальгического прошлого.
Но радикальное экспериментирование оценили не все литературные и художественные круги начала ХХ века. Народные и буржуазные вкусы были относительно консервативными. Поэтические драмы Эдмона Ростана , особенно Сирано де Бержерака в 1897 году, пользовались огромной популярностью в начале 20 века, равно как и «хорошо поставленные» пьесы и буржуазные фарсы Жоржа Фейдо . Анатоль Франс , Морис Баррес , Поль Бурже были ведущими авторами того периода, которые использовали художественную литературу как удобное средство выражения идей о людях и вещах. Традиция романских флейв, вдохновленных Бальзаком и Золя , продолжала оказывать глубокую привлекательность, как, например, в Роллана Ромена «Жан-Кристофе» (1906–1912). Поль Леото (1872–1956) был автором весьма оригинального личного дневника, описывающего жизнь парижского литературного мира в первой половине 20-го века в своем монументальном 13-томном «Литературном журнале», который считается «величайшим исследованием». характер, когда-либо написанный» Мэвис Галлант, и «более разрушительный по своей правдивости, чем «Исповедь Руссо» его биографа Джеймса Хардинга.
Популярная художественная и жанровая фантастика в начале 20-го века также включала детективную беллетристику, например, загадки автора и журналиста Гастона Леру , которому приписывают первую «загадку запертой комнаты» — «Тайна Желтой комнаты » , в которой рассказывается о детектив-любитель Жозеф Рулетабий (1908) и чрезвычайно популярный «Призрак оперы» (1910). Морис Леблан также приобрел известность благодаря приключениям джентльмена-вора Арсена Люпена , который приобрел популярность, подобную Шерлоку Холмсу в англоязычном мире .
С 1914 по 1945 год
[ редактировать ]Дадаизм и сюрреализм
[ редактировать ]Первая мировая война породила еще более радикальные тенденции. Движение Дада , зародившееся в швейцарском кафе в 1916 году, пришло в Париж в 1920 году, но к 1924 году писатели Поля Элюара , Андре Бретона , Луи Арагона и Робера Десноса, находившиеся под сильным влиянием Фрейда понятия бессознательного Зигмунда , модифицировал дадаистскую провокацию в сюрреализм . В письме и изобразительном искусстве, а также с помощью автоматического письма , творческих игр (таких как cadavre exquis ) и измененных состояний (посредством алкоголя и наркотиков) сюрреалисты пытались раскрыть работу бессознательного. Группа защищала предыдущих писателей, которых они считали радикальными ( Артюр Рембо , граф де Лотреамон , Бодлер , Раймон Руссель ) и продвигала антибуржуазную философию (особенно в отношении секса и политики), которая позже привела большинство из них к присоединению к коммунистам. вечеринка. Другие писатели, связанные с сюрреализмом, включают: Жан Кокто , Рене Кревель , Жак Превер , Жюль Супервьель , Бенжамен Пере , Филипп Супо. , Пьер Реверди , Антонен Арто (совершивший революцию в театре), Анри Мишо и Рене Шар . Сюрреалистическое движение продолжало оставаться основной силой в экспериментальной литературе и международном мире искусства до Второй мировой войны. Техника сюрреалистов особенно хорошо подходила для поэзии и театра, хотя Бретон, Арагон и Кокто писали и более длинные прозаические произведения, такие как роман Бретона « Надя» .
Влияние и инакомыслие
[ редактировать ]Влияние сюрреализма будет иметь большое значение, например, для таких поэтов, как Сен-Жон Перс или Эдмон Жабес . Другие, такие как Жорж Батай , в ответ создали собственное движение и группу. Швейцарский писатель Блез Сандрар был близок к Аполлинеру, Пьеру Реверди, Максу Жакобу и художникам Шагалу и Леже, а его творчество имеет сходство как с сюрреализмом, так и с кубизмом.
Роман
[ редактировать ]В первой половине века жанр романа также претерпел дальнейшие изменения. В романах Луи-Фердинанда Селина , таких как Voyage au bout de la nuit ( «Путешествие на край ночи »), использовался эллиптический, устный и заимствованный из сленга стиль, чтобы обличать лицемерие и моральные упущения его поколения (его однако антисемитские трактаты 1940-х годов привели к его осуждению за сотрудничество). В романах Жоржа Бернаноса использовались и другие формальные методы (например, «дневная форма») для дальнейшего психологического исследования. Психологический анализ также занимал центральное место в романах Франсуа Мориака , хотя Сартр считал его представителем устаревшего фатализма. Жюля Ромена 27-томный роман «Человеки доброго волонта» (1932–1946), Роже Мартена дю Гара восьмисерийный цикл романов «Тибо» (1922–1940) и Марселя Пруста семичастный шедевр «A la recherche». du temps perdu ( «В поисках утраченного времени» , 1913–1927) расширил модель романского флейва . Андре Жид продолжал экспериментировать с романом, и его наиболее изощренное исследование границ традиционного романа можно найти в «Фальшивомонетчики» — роман, якобы о писателе, пытающемся написать роман.
Театр
[ редактировать ]Театр в 1920-х и 1930-х годах претерпел дальнейшие изменения в свободном объединении театров (так называемом «Картеле») вокруг режиссеров и продюсеров Луи Жуве , Шарля Дуллена , Гастона Бати , Людмилы и Жоржа Питоэффов . Они поставили произведения французских писателей Жана Жироду , Жюля Ромена , Жана Ануя , Альбера Камю и Жана-Поля Сартра , а также греческого и шекспировского театра, а также произведения Луиджи Пиранделло , Антона Чехова и Джорджа Бернара Шоу .Антонен Арто (1896–1948) как поэт и драматург совершает революцию в концепции языка и меняет историю и практику театра.
Экзистенциализм
[ редактировать ]В конце 1930-х годов произведения Хемингуэя, Фолкнера и Дос Пассоса стали переводить на французский язык, и их стиль прозы оказал глубокое влияние на творчество таких писателей, как Жан-Поль Сартр , Андре Мальро и Альбер Камю . Сартра, Камю, Мальро и Симону де Бовуар (которая также известна как одна из предшественниц феминистской литературы) часто называют «писателями-экзистенциалистами», отсылка к философии экзистенциализма Сартра (хотя Камю отказался от титула «экзистенциалист»). Театр, романы и рассказы Сартра часто показывают людей, вынужденных противостоять своей свободе или обреченных из-за отказа действовать. Романы Мальро об Испании и Китае во время гражданских войн противопоставляют индивидуальные действия историческим силам. Подобные проблемы возникают и в романах Анри Троя .
Во французских колониях
[ редактировать ]В 1930-е и 1940-е годы значительный вклад внесли граждане французских колоний, такие как Альбер Камю или Эме Сезер , последний из которых вместе с Леопольдом Седаром Сенгором и Леоном Дамасом создал литературный обзор L'Etudiant Noir , который был предшественником движения Негритюд .
Литература после Второй мировой войны
[ редактировать ]1950-е и 1960-е годы были для Франции крайне неспокойными: несмотря на динамичную экономику («les trente glorieuses» или «30 славных лет»), страну разрывало колониальное наследие ( Вьетнам и Индокитай , Алжир ), коллективное чувство вина со стороны режима Виши , их стремлением к обновлению национального престижа ( голлизм ) и консервативными социальными тенденциями в образовании и промышленности. Работы, позиции и мышление Альбера Камю также являются символом расплаты во французских интеллектуальных кругах после Второй мировой войны , сигнализируя о моральном долге дистанцироваться от коммунизма .
Вдохновленный театральными экспериментами первой половины века и ужасами войны, возник так называемый авангардный парижский театр «Новый театр» или « Театр абсурда » вокруг писателей Эжена Ионеско , Сэмюэля Беккета , Жан Жене , Артур Адамов , Фернандо Аррабаль отказались от простых объяснений и отказались от традиционных персонажей, сюжетов и постановки. Другие эксперименты в театре включали децентрализацию, региональный театр, «народный театр» (предназначенный для привлечения в театр рабочего класса) и театр, находящийся под сильным влиянием Бертольта Брехта (в значительной степени неизвестного во Франции до 1954 года), а также постановки Артура Адамова и Роже Планшона. . Авиньонский фестиваль [1] был основан в 1947 году Жаном Виларом , который также сыграл важную роль в создании TNP или « Национального народного театра ».
Французский роман 1950-х годов подвергся аналогичному эксперименту в группе писателей, опубликованных французским издательством « Les Éditions de Minuit »; этот « нуво-роман » («новый роман»), связанный с Аленом Роб-Грийе , Маргаритой Дюрас , Робером Пинге , Мишелем Бютором , Сэмюэлем Беккетом , Натали Саррот , Клодом Симоном , также отказался от традиционного сюжета, голоса, персонажей и психологии. В определенной степени эти события тесно связаны с изменениями в кино того же периода (« Новая туманность »). Более того, французских произведений о ходе недавней мировой войны было много, например, «Au Revoir Les Enfants » Луи Маля . стать широко распространенным и популярным
Писатели Жорж Перек , Раймон Кено , Жак Рубо связаны с творческим движением Oulipo (основанным в 1960 году), которое использует сложные математические стратегии и ограничения (такие как липограммы и палиндромы ) как средство запуска идей и вдохновения.
Поэзия в послевоенный период следовала по ряду взаимосвязанных путей, в первую очередь происходивших из сюрреализма (например, в ранних работах Рене Шара ) или из философских и феноменологических проблем, вытекающих из Хайдеггера , Фридриха Гёльдерлина , экзистенциализма, отношений между поэзией. и изобразительное искусство, а также представления Стефана Малларме о пределах языка. Еще одно важное влияние оказал немецкий поэт Пауль Целан . Поэты, работающие над этими философскими/языковыми проблемами, особенно сконцентрированными вокруг обзора « Эфемера », включают Ива Боннефуа , Андре дю Буше , Жака Дюпена , Клода Эстебана , Роже Жиру и Филиппа Жаккотте . Многие из этих идей были также ключевыми для работ Мориса Бланшо . Уникальная поэзия Фрэнсиса Понге оказала сильное влияние на самых разных писателей (как феноменологов, так и представителей группы « Тель Кель »). Поздние поэты Клод Руае-Журну , Анн-Мари Альбиак , Эммануэль Окар и, в некоторой степени, Жан Дэйв , описывают переход от От Хайдеггера к Людвигу Витгенштейну и переоценке представлений Малларме о художественной литературе и театральности; на этих поэтов также повлияли некоторые англоязычные современные поэты (такие как Эзра Паунд , Луи Зукофски , Уильям Карлос Уильямс и Джордж Оппен ), а также некоторые американские поэты-постмодернисты и авангардисты, свободно сгруппированные вокруг движения языковой поэзии (например, Майкл Палмер). , Кейт Уолдроп и Сьюзан Хоу Уолдроп и ее муж Кейт ; Розмари Уолдроп имеют глубокую связь с этими поэтами, в немалой степени благодаря ее переводам Эдмона Жабеса и прозы Поля Целана на английский язык).
События мая 1968 года стали переломным моментом в развитии радикальной идеологии революционных изменений в образовании, классе, семье и литературе. В театре концепция «творческого коллектива», разработанная «Театр дю Солей» Арианы Мнушкиной, отказалась от разделения на писателей, актеров и продюсеров: целью было полное сотрудничество, множественность точек зрения, устранение разделения между актерами и публике, и чтобы аудитория искала свою собственную правду.
Самый важный обзор периода после 1968 года - Тель Кель - связан с писателями Филиппом Соллерсом , Юлией Кристевой , Жоржем Батаем , поэтами Марселеном Плейне и Дени Рошем , критиками Роланом Бартом , Жераром Женеттом и философами. Жак Деррида , Жак Лакан .
Еще одним изменением, произошедшим после 1968 года, стало рождение журнала « Écriture feminine », продвигаемого феминистским изданием «Editions des Femmes», с новыми женщинами-писателями, такими как Шанталь Шаваф , Элен Сиксу , Люс Иригарей …
Начиная с 1960-х годов многие из самых смелых экспериментов во французской литературе исходили от писателей, родившихся во французских заморских департаментах или бывших колониях. Эта франкоязычная литература включает отмеченные премиями романы Тахара бен Джеллуна ( Марокко ), Патрика Шамуазо ( Мартиника ), Амина Маалуфа ( Ливан ) и Ассии Джебар ( Алжир ).
См. также
[ редактировать ]- Франция в наше время II (1920 – настоящее время)
- Гонкуровская премия — французская литературная премия в области художественной прозы, впервые присуждаемая в 1903 году.
- Prix Femina — литературная премия с 1904 года.
- Приз Аполлинера — французская литературная премия в области поэзии, впервые присуждаемая в 1941 году.
- Prix Médicis — литературная премия с 1958 года.
- Гусарды (литературное движение)
Примечания
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Азерад, Хьюз и Питер Коллиер, ред. Французская поэзия двадцатого века: критическая антология (2010)
- Бри, Жермен и Луиза Гини. Французская литература двадцатого века (Чикагский университет Press, 1983)
- Кобб, Ричард , Променады: оценка историком современной французской литературы (Oxford University Press, 1980)
- Форман, Эдвард. Исторический словарь французского театра (2010)
- Генсбауэр, Дебора Б. Французский театр абсурда (1991)
- Хацфельд, Хельмут Энтони. Тенденции и стили во французской литературе двадцатого века (1966)
- Хиггинс, Ян. «Французская поэзия Великой войны». ПОВЕСТКА ДНЯ (2014) 48#3-4 стр: 159-170.
- Кидд, Уильям и Сиан Рейнольдс, ред. Современные французские культурные исследования (Routledge, 2014)
- Крицман, Лоуренс Д. и Брайан Дж. Рейли, ред. Колумбийская история французской мысли двадцатого века (Columbia University Press, 2006)
- Мур, Гарри Т. Французская литература двадцатого века: после Второй мировой войны (1966)
- Сартори, Ева Мартин и Дороти Винн Циммерман, ред. Французские женщины-писательницы (1994)
- Ватт, Адам. Марсель Пруст в контексте (2014)