Фернандо Аррабаль
![]() |
Фернандо Аррабаль | |
---|---|
Аррабаль в 2012 году | |
Рожденный | Фернандо Аррабаль Теран 11 августа 1932 г. Мелилья , Испания |
Занятие | Драматург, сценарист, кинорежиссер, прозаик и поэт. |
Период | 1950-е годы – настоящее время |
Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Фернандо Аррабаль Теран (родился 11 августа 1932 г.) - испанский драматург, сценарист, кинорежиссер, писатель и поэт. Он родился в Мелилье и поселился во Франции в 1955 году. Что касается своей национальности, Аррабаль описывает себя как «дестеррадо», или «наполовину эмигрант , наполовину изгнанник ».
Аррабаль снял семь полнометражных художественных фильмов и опубликовал более 100 пьес; 14 романов; 800 сборников стихов, сборников и книг художников ; несколько эссе; и его пресловутое «Письмо генералу Франко » при жизни диктатора. Полное собрание его пьес опубликовано на нескольких языках в двухтомном издании общим объемом более двух тысяч страниц. The New York Times Мел Театральный критик Гуссов назвал Аррабала последним выжившим среди «трех аватаров модернизма ».
стал соучредителем Панического движения В 1962 году Аррабаль вместе с Алехандро Ходоровски и Роландом Топором , вдохновленного богом Паном . Он был избран трансцендентным сатрапом Колледжа де Патафизики в 1990 году. За последние полвека были избраны сорок других трансцендентных сатрапов, в том числе Марсель Дюшан , Эжен Ионеско , Ман Рэй , Борис Виан , Дарио Фо , Умберто Эко и Жан Бодрийяр . Аррабаль провел три года в качестве члена сюрреалистической группы Андре Бретона и был другом Энди Уорхола и Тристана Цары .
Писатель и критик Хавьер Виллан писал об Аррабале:
Театр Аррабала — это дикий, жестокий, какофонический и радостно-провокационный мир. Это драматический карнавал, на котором трупы наших «развитых» цивилизаций жарятся на вертелах перманентной революции . Он — художественный наследник ясности Кафки и Джарри юмора ; в своей жестокости Аррабаль родственен Саду и Арто . И все же он, несомненно, единственный писатель, который довел насмешки до такой степени. Глубоко политические и весело игривые, одновременно революционные и богемные, его работы — это синдром нашего века колючей проволоки и ГУЛАГа, способ найти отсрочку. [1]
Детство (1932–1946)
[ редактировать ]Аррабаль (Теран — его вторая фамилия) родился в семье Кармен Теран Гонсалес и художника Фернандо Аррабала Руиса.
17 июля 1936 года, когда восстание в армии было организовано против конституционного правительства Второй Испанской республики , положив начало гражданской войне в Испании , отец Аррабала остался верен республике и был приговорен к смертной казни за мятеж . Позже его приговор был заменен 30 годами тюремного заключения. Его переводили между тюрьмами, из Санти-Эспириту в Мелилье в Монте-Ачо в Сеуте , где он пытался покончить жизнь самоубийством, а также в Сьюдад-Родриго и Бургосе . 4 декабря 1941 года его отправили в больницу Бургоса из-за явного психического расстройства . Более поздние исследования показали, что он, вероятно, симулировал душевное спокойствие, чтобы его перевели в тюрьму более строгого режима. 29 декабря 1941 года он сбежал из больницы в пижаме, несмотря на то, что сельскую местность покрывало три фута снега. Несмотря на обширные исследования, его больше никогда не видели.
О своем отце Аррабаль писал: «Не пытаясь сравнить несравнимое, когда я сталкиваюсь с этими сумеречными эпизодами (и довольно часто без какой-либо логической связи), я часто думаю об этом козле отпущения, моем отце. День, когда началась Негражданская война Сначала его «сострадательные товарищи» заперли его в флаговом зале военных казарм Мелильи. Ему предстояло тщательно подумать, поскольку ему грозил смертный приговор за мятеж, если он не присоединится к ним в их восстании (alzamiento). Через час лейтенант Фернандо Аррабаль уже вызвал своих бывших товарищей, чтобы сообщить им, что он достаточно долго размышлял. Сегодня из-за этого прецедента я должен служить, как он, свидетелем, примером или символом. самые фундаментальные явления? Я, всего лишь изгнанник. Если меня отберут от моих любимых чисел, все вокруг меня приведет к необъяснимому беспорядку, у меня нет желания быть козлом отпущения, как мой отец, я только. проси умереть еще живым, когда Пан того пожелает».
В 1936 году мать Аррабала вернулась в Сьюдад-Родриго со своим маленьким сыном Фернандо и нашла работу в Бургосе, тогдашней столице националистов и штаб-квартире правительства генерала Франко. Фернандо был зачислен в местную католическую школу с 1937 по 1940 год, когда закончилась Гражданская война и он вместе с матерью переехал в Мадрид .
Аррабаль был удостоен национальной премии для одаренных детей в 1941 году. Он продолжил обучение в Las Escuelas Pías de San Antón, церковной школе, среди выпускников которой также были Виктор Гюго и Хасинто Бенавенте-и-Мартинес . Позже Аррабаль учился в другой выдающейся мадридской школе, Colegio Padres Escolapios De Getafe. Он был заядлым читателем и жаждал познать жизнь.
Молодежь и молодость (1936–1946)
[ редактировать ]В 1947 году, когда его мать приказала ему посещать подготовительные классы для поступления в Генеральную военную академию , Аррабаль протестовал, играя на прогулке . Впоследствии она отправила его в Толосу ( Гипускоа ), где он изучал бизнес в Escuela Teórico-Práctica de la Industria y el Comercio del Paper в 1949 году. К 1950 году он начал писать несколько пьес, которые остаются неопубликованными.
В 1951 году Аррабаль начал работать в бумажной промышленности в La Papelera Española. Он переехал в Валенсию и получил степень бакалавра — первый вариант необязательного образования в Испании для поступления в университет. Позже он переехал в Мадрид и начал изучать право . В эти годы он часто посещал культурное учреждение Ateneo de Madrid и слушал поэтов школы Postismo. Он также заканчивал свою раннюю пьесу «Пикник», которая тогда называлась «Солдаты» , и писал «Эль трицикло» , сначала озаглавленное «Люди с трехколесным велосипедом» .
В 1954 году Аррабаль отправился автостопом в Париж, чтобы присутствовать на представлении Брехта Бертольта Мать мужество и ее дети» гастролирующего берлинского ансамбля « . Позже в том же году в Мадриде он встретил Люси Моро, которая стала его женой. В 1955 году ему была предоставлена трехмесячная стипендия для обучения в Париже, в течение этого времени он жил в Colegio de España в Cité Universitaire . В Париже у него случился серьезный рецидив туберкулеза . Он считал эту болезнь «счастливым случаем», позволившим ему навсегда переехать на свою «истинную родину, родину Кундеры и Вивеса, святого Игнатия Лойолы и Пикассо : изгнание». В 1976 году он появился в фон Праунхайм « фильме нью-йоркском Розы Подземка и друзья» .
Политика
[ редактировать ]Аррабаль был известен как антифранкоист и антимонархист и интересовался анархистскими тенденциями в культурном производстве. [2] У Аррабала были сложные отношения с коммунизмом. Во время изгнания у него были связи с Коммунистической партией Испании , но разрыв, похоже, произошел в 1977 году из-за конфликта с его пьесой «Архитектор и император Ассирии», которая шла в Барселоне, с артистами, которые, как считается, были связаны с Коммунистической партией. [3]
Награды и признание
[ редактировать ]Аррабаль был одним из самых противоречивых писателей своего времени, и его работы получили международное признание. Награды включают Гран-при театра , Французской академии Премию Мариано де Кавиа в области журналистики, Набоковскую премию за романы, премию Эспазы за эссе и Всемирную театральную премию.
В 2001 году он был номинирован на премию Сервантеса лауреатами премии по литературе Нобелевской Камило Хосе Села и Хосе Йерро . Сообщается, что он стал финалистом Нобелевской премии в 2005 году по просьбе нескольких учреждений и частных лиц. 14 июля 2005 года он был награжден орденом Почётного легиона Франции . В 2007 году ему была присвоена степень доктора литературы Honoris Causa Университета Аристотеля в Салониках в Греции.
Среди других его наград и признаний:
- 2019: Большой крест Гражданского ордена Альфонсо X Мудрого , 1 марта 2019 г. [4]
- 2010: Первая Международная театральная премия тысячелетия.
- 2008:
- Приемный сын Сьюдад Родриго (Испания)
- Почетный гражданин Эрлангера (Германия).
- Fronteira do Pensamento с Бобом Уилсоном , Вимом Вендерсом , Филипом Глассом и Бернаром Анри Леви ( Порту-Алегри , Бразилия)
- 2007:
- Приз Спинозы (Фестиваль Терановы)
- Докторантура Honoris Causa (Салоники, Греция)
- Макс де Онор, Театр (Испания)
- Премия Пазолини, кино (Париж)
- 2006:
- Главный приз за интерпретацию (Фестиваль Quend, фильм: Avida )
- Почетный гражданин Спа (Бельгия).
- Ключи от города Фонтене (Франция)
- 2005:
- Французский Почетный легион , 14 июля 2005 г.
- Приз Ассоциации кинорежиссеров Checa, Золотая медаль Рене Шара, Авиньонский фестиваль
- 2004
- Первая премия за панику, Международная книжная ярмарка ( Брюссель )
- Премия Франсиско де Витория (Пуэрто-Рико)
- Премия Витгенштейна ( Университет Мурсии , Испания)
- 2003
- Национальная премия в области драматической литературы (Испания) [5]
- Золотая медаль Сан-Фандо (Буэнос-Айрес)
- 2002: Золотая медаль города Авиньона
- 2001: Национальная театральная премия (Испания)
- 2000: Национальная премия по литературе (Испания).
- 1999: Поэтическая премия Алессандро Мандзони (Италия)
- 1998: Премия Общества авторов (Франция).
- 1995: Офицер искусств и литературы (Франция).
- 1993: Театральная премия Французской академии.
- 1990: избран почетным званием трансцендентного сатрапа Колледжа патафизики ; группа, основанная в 1948 году в честь французского писателя Альфреда Жарри , назвала предыдущих трансцендентных сатрапов, в том числе: Камило Хосе Села , Рене Клера , Жана Дюбюффе , Марселя Дюшана , Макса Эрнста , М. К. Эшера , Эжена Ионеско , Мишеля Лейриса , Ман Рэя , Братьев Маркса. , Жоан Миро , Жак Превер , Раймон Кено и Борис Виан ; после того, как Аррабаль получил этот титул, были названы и другие трансцендентные сатрапы, в том числе: Роланд Топор , Умберто Эко и Дарио Фо.
- 1986: Золотая медаль Министерства культуры изобразительного искусства (Испания).
- 1983: Кавалер искусств и литературы (Франция).
- 1982: Премия Надаля за фильм «Башня, раненая молнией»
- 1976: Премия Оби в области театра (Нью-Йорк)
- 1965 Театральная премия Люнье-Поэ (Франция)
- 1959: Премия Фонда Форда с Итало Кальвино , Хьюго Клаусом , Чарльзом Томлинсоном , Гюнтером Грассом и Робертом Пингетом (Нью-Йорк)
Избранные произведения
[ редактировать ]Полнометражные фильмы
[ редактировать ]Аррабаль написал и снял семь полнометражных фильмов и был удостоен премии Пьера Паоло Пазолини за вклад в кино.
- 1971: Вива ла смерть ; совместный продюсер Isabel-Films (Париж) и SATPEC (Тунис); В главных ролях Нурия Эсперт , Иван Энрикес и Анук Фержак.
- 1973: Я пойду, как бешеная лошадь ; продюсер Société Générale de Production – Babylone Films; В главных ролях: Эммануэль Рива , Хашеми Марзук и Джордж Шеннон.
- 1975: «Арбр Герники» ; продюсеры CVC Communication, Федерико Мюллер и Гарри Н. Блюм; в главных ролях Мариангела Мелато и Рон Фабер.
- 1982: «Император Перу» (также выпущен как «Одиссея Тихого океана» и «Поезд с сокровищами» ); продюсер Babylone Films; в главных ролях Микки Руни и Моник Леклер.
- 1983: Автомобильное кладбище ; телефильм; совместный продюсер Antenne 2 и Babylone Films; в главных ролях Ален Башунг и Жюльет Берто.
- 1992: Прощай, Вавилон! ; производство Antenne 2 – Cinecim; в главных ролях Лелия Фишер и Спайк Ли
- 1998: Хорхе Луис Борхес: Жизнь поэзии ; производство Alphaville – Spirali (Италия); в главных ролях Лелия Фишер и Алессандро Атти.
3- дисковый бокс-сет В 2005 году компания Cult Epics выпустила фильмов Аррабала с «Viva la muerte» , «I Will Walk Like a Crazy Horse » и «Древо Герники» .
Некоторые пьесы Аррабаля были адаптированы для кино, в том числе «Великая церемония » Пьера-Алена Жоливе; «Трёхколесный велосипед» , режиссёр Луис Аргета ; «Вор снов» , режиссёр Арройо; «Пике-ник» , режиссер Луи Сенешаль; «Герника» , режиссер Питер Лилиенталь ; и Fando y Lis , режиссер Алехандро Ходоровски .
Один критик написал: « Viva la muerte — это абсолютный шедевр, один из самых поразительных, которые я видел в своей жизни» (Андре Пьер де Мандиарг). Другой, для Rolling Stone , написал: «Аррабаль невероятно оригинален» (Джон Пэррак). Амос Фогель написал в Village Voice : «Смелая, приступообразная и художественно успешная работа». Раймон Леопольд Брукбергер писал для Le Monde : «Я предпочитаю Аррабаля Феллини или Ингмару Бергману … он для кино то же самое, что Рембо для поэзии».
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]- 1978: Санг и др .; производство Antenne 2 ; в главных ролях Эдгар Рок и Джошуа Уотски.
- 1990: Échecs et Mythe ; производство Antenne 2 ; В главных ролях: Жоэль Лотье, Ролан Топор , Жюли Дельпи и Габриэль Мацнефф.
- 1991: Нью-Йорк! ; производство Antenne 2 ; В главных ролях Том О'Хорган , Мелвин Ван Пиблз и Том Бишоп.
Оперы
[ редактировать ]Премьера оперы Аррабала «Фаустбаль» на музыку Леонардо Балады состоялась 13 февраля 2009 года в Мадридском театре в постановке «Комедиантов Барселоны». Аррабаль писал об опере: «Фаустбаль - женщина, которая в третьем тысячелетии является реинкарнацией доктора Фаустроля Альфреда Жарри, нового доктора Фауста, который просит Бога и Люцифера о словах и молитвах, чтобы любовь и милосердие могли быть объединены. Ничего. Она не может удовлетворить ураган своего научного любопытства и не успокоить бури своих желаний. Гениальная, очень красивая, обогащенная своими перемещениями и преображениями, она клянется в горячей любви к своей амазонке. Она прыгает между галактиками, пока идет война, чтобы положить конец всему. цивилизация бушует и движется в космосе со сверхзвуковой скоростью. Противостоя ей, Маргарито, верховный лидер вооруженных сил, надевает доспехи жестокого электронного подавления. Он безумно влюблен в Фаустбала под куполом неба. Он пытается овладеть ею. поток его башни, воспользовавшись услугами самого Мефистофеля, Хесуса Лопеса Кобоса, музыкального руководителя Реал Мадрида, проведет мировую премьеру, которую исполнят сопрано Ана Ибарра и Мария Родригес. Партию Амазонки исполнит меццо-сопрано Сесилия Диас, а теноры Герхард Сигель и Эдуардо Сантамария будут двумя Маргаритами, бас Стефано Палатчи исполнит роль Бога, а баритоны Томас Томассон и Лаури Васар будут Мефистофелем».
Аррабаля Были поставлены еще четыре оперы на либретто , и автор описывает их как «всегда такие же сложные, но страдающие от столь же небольшого количества комплексов, как и Фаустбаль ». Они есть:
- Апокалиптика , музыка Милко Келемена .
- Опера Бастилии , музыка Марселя Ландовски
- Пикник в Фельде , музыка Константиноса Стилиану
- «Герника» , музыка Ostfiend Busing
В октябре 1985 года Аррабаль дебютировал в качестве оперного режиссёра в Королевской опере Бельгии, где поставил « Мануэля де Фальи » La vida breve и Энрике Гранадоса » «Goyescas . «Конечно, — комментировал Аррабаль, — под моим руководством хор на сцене был обнажен, точнее, панически замазан глиной».
В 1994 году компания Chamber Made поставила оперу Аррабала « Два палача» на либретто Дугласа Хортона и музыку Дэвида Чесворта . Опера шла два сезона в Мельбурне, в 1994 и 1996 годах, в Театре Мальтхаус . Австралийская газета The Independent Monthly написала: «Это, пожалуй, самое впечатляющее и запоминающееся произведение музыкального театра 1994 года».
Романы
[ редактировать ]- Баал Вавилон , 1959 (Нью-Йорк: Grove Press , 1960; Берлин: Luchterhand Literaturverlag , 1960; Милан: Леричи, 1960; Амстердам: De Bezige Bij , 1972)
- Погребение сардины (Джульярд, 1961; Погребение , Барселона : сардины , 1966; Похороны сардины Destino, 1984)
- Фестивали и обряды замешательства (Мадрид, Барселона: Альфагуара , 1966; Обряды и фестивали замешательства , Штутгарт : Джозеф Мельцер, 1969)
- La Tour prends garde (Париж: Грассе, 1983; Башня, раненная молнией , Барселона: Destino, 1983; Destino libro, 1984; Circulo de Lectores, 1984; A Torre Ferida pelo Raio , Лиссабон : Inquirito, 1982; Hohe Türme trifft der Блиц , Кёльн: Кипенхойер и Витш , 1986; Башня, пораженная молнией , Нью-Йорк: Викинг , 1988;
- Ла Реверди (Париж: Кристиан Бургуа, 1985)
- Освещенный камень (Барселона: Destino , 1985; The Compass Stone , тр. Эндрю Херли, Нью-Йорк: Grove Press , 1987)
- Красная Дева (Париж: Акрополь, 1986; Красная Дева , Барселона: Seix Barral, 1987; Красная Дева , Лиссабон: Дом Кихот, 1987; Красная Дева , Ботафого : Nova Frontera, 1988; Die rote , Юнгфрау: Steid Glöen : , 1990, Красная Дева , Нью-Йорк, Лондон: Penguin Books , 1993);
- La fille de King-Kong (Париж: Акрополь, 1988; La hija de King Kong , Барселона: Seix Barral, 1988)
- Экстравагантный крестовый поход любящего кастрата (Париж: Рамзи, 1989; Экстравагантный крестовый поход влюбленного кастрата , Барселона: Seix Barral, 1990)
- Убийца в Зимнем саду (Париж: Писание, 1994)
- Канатоходец Божий (Париж: Писание, 1998)
- Пропал без вести (Париж: Плон, 2000)
- Шампанское для всех (Париж: Фондовая , 2002 г.)
- Как сумасшедший рай (2008)
Книги художников
[ редактировать ]Аррабаль написал более 700 книг художников в сотрудничестве с Сальвадором Дали , Рене Магриттом , Роландом Топором , Юлиусом Бальтасаром, Антонио Саурой , Оливье О. Оливье, Максимом Годаром, Жаном Корто , Хорхе Камачо , Ральфом Гибсоном , Энрико Баем , Густаво Чарифом , Милан. Кундера , Мишель Уэльбек и другие. Они включают в себя:
- Запах святости (Париж: Ив Ривьер, 1975; с Антонио Саурой ; 2 экземпляра)
- Пять сонетов, пять офортов (Париж: Андре Бирен, 1980; с Бальтазаром; 80 экземпляров)
- Под потоком распутника (Париж: Робер и Лиди Дютру, 1991; с Жаном Корто )
- Triptyque ( Куэнка : Меню, 2004; с Катрин Милле и Мишелем Уэльбеком ; 36 копий)
- Клитор (стихотворение 2008 г. с 56 переводами, в том числе чешским Миланом Кундерой )
Поэзия
[ редактировать ]- Камень безумия (Париж: Джульярд, 1963)
- Сто сонетов (Сарагоса: El Ultimo Parnaso, 1965)
- Скромные райские места (Париж: Кристиан Бургуа, 1985)
- Свобода цвета для женщин или Прощай, Вавилон, Кинематографические стихи ( Мортемарт : Ружери, 1993)
- Аррабалески – Письма Юлиусу Бальтазару (Мортемарт: Ружери)
- Десять панических стихотворений и рассказ ( Кордова : Caja Sur и Rute, 1997)
В 2015 году некоторые стихи Аррабала были адаптированы под музыку группы Seagoat Bones из их этюдного альбома Phonèmes . [6]
Пьесы
[ редактировать ]Аррабаль опубликовал более 100 пьес в 19 томах. Среди его пьес с отмеченными переводами:
- 1952
- Le toit (неопубликовано)
- Тележка сена (неопубликовано)
- Неизлечимое благословение (неопубликовано)
- 1958
- Орасон (Париж: Джульярд) ( Пьесы, Том 1: Орисон и др. в переводе Барбары Райт , Лондон: Колдер и Бояре , 1962; Оразионе и др. , Милан: Леричи, 1962)
- Les deux bourreaux (Париж: Жюльяр) ( Два палача в переводе Ричарда Ховарда, Нью-Йорк: Grove Press , 1960; Пьесы, Том 1: Два палача и т. д. , перевод Барбары Райт, Лондон: Колдер и Бояре, 1962). ; I Due Carnefici и др. , Милан: Леричи, 1962)
- Fando et Lis (Париж: Джульярд) ( Пьесы, Том 1: Фандо и Лис и др. в переводе Барбары Райт, Лондон: Колдер и бояре, 1962)
- Le cimetière des voitures (Париж: Жюльяр) ( Автомобильное кладбище в переводе Ричарда Ховарда, Нью-Йорк: Grove Press, 1960; Пьесы, Том 1: Автомобильное кладбище и т. д. в переводе Барбары Райт, Лондон: Колдер и Боярс, 1962). Автомобиль Киркегорден , Копенгаген : Арена, 1964)
- 1961
- Герника (Париж: Джульярд) ( Пьесы, Том 2: Герника и др. в переводе Барбары Райт, Лондон, Колдер и Боярс: 1967)
- Le лабиринт (Париж: Джульярд) ( Пьесы, Том 2: Лабиринт и т. д. в переводе Барбары Райт, Лондон, Колдер и Бояре: 1967)
- Le tricycle (Париж: Джульярд) ( Пьесы, Том 2: Трехколесный велосипед и т. д. в переводе Барбары Райт, Лондон: Колдер и Бояры, 1967; Трехколесный велосипед в переводе Дэвида Герцбергера, Modern International Drama 9.2, 1976, стр. 65- 91)
- Пике-ника в кампании (Париж: Жульярд). ( Пикник на поле боя в переводе Джеймса Хьюитта, Evergreen Review 4.15, 1960, стр. 76-90; Пикник и др. , Милан: Леричи, 1962; Пьесы, Том 2: Пикник на поле боя и др ., перевод Барбара Райт, Лондон: Колдер и бояре, 1967)
- La Bitte du condamné (Париж: Джульярд) ( Пьесы, Том 2: Велосипед осужденного и т. д. в переводе Барбары Райт, Лондон: Колдер и бояре, 1967)
- 1965
- Le grand cérémonial (Париж: Christian Bourgois) ( Пьесы, Том 3: Большой церемониал и т. д. в переводе Жана Бенедетти; Лондон: Колдер и бояре, 1970)
- Церемония в честь убитого чернокожего мужчины (Париж: Кристиан Бургуа)
- Церемония козла и облака (Daily Bul)
- 1966
- Коронация (Париж: Кристиан Бургуа)
- Концерт в яйце (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1967
- L'architect et l'empereur d'Assyrie (Париж: Christian Bourgois) ( De Architekt en de Keizer van Assyrië , Амстердам: Uitgeverij de Bezige Bij, 1969; Пьесы, Том 3: Архитектор и император Ассирии в переводе Жана Бенедетти, Лондон: Колдер и бояре, 1970 : Grove Press, 1969 Der Architekt und der Kaiser von Assyrien в переводе Эверарда д'Арнонкура и Адель Шанк, Нью- ; Архитектор и император Ассирии Йорк , Берлин: Kiepenheuer & Witsch , 1971 ; Архитектор - император Ассирии , Сан-Паулу : Деста, 1976)
- Les amours невозможные (Париж: Christian Bourgois) ( «Невозможные любовники» и т. д. в переводе Беттины Кнапп, The Drama Review 13, 1968, стр. 71–86)
- Четыре куба (Париж: Кристиан Бургуа)
- La communion solennelle (Париж: Christian Bourgois) ( Первое причастие в переводе Мишеля Бенедикта в Современном испанском театре , Нью-Йорк: EP Dutton , 1968, стр. 309–317; Торжественное причастие и т. д. в переводе Беттины Кнапп, The Drama Review 13, 1968, стр. 71–86; Пьесы, Том 3: Торжественное причастие и др. в переводе Джона Колдера, Лондон: Колдер и бояре, 1970).
- Streap-tease de la jalousie (Париж: Christian Bourgois) ( Стриптиз ревности и т. д. в переводе Беттины Кнапп, The Drama Review 13, 1968, стр. 71–86)
- Иллюстрированная молодежь (Париж: Кристиан Бургуа)
- Бог сошел с ума? (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1968
- Le jardin des délices (Париж: Christian Bourgois) ( Сад наслаждений в переводе Хелен Гэри Бишоп и Тома Бишопа, Нью-Йорк: Grove Press, 1974)
- Эротическое зоофилия (Париж: Кристиан Бургуа)
- Черепаха по имени Достоевский (Париж: Кристиан Бургуа)
- Chosen Theater (4 тома на японском языке) (Токио: Сичоша )
- 1969
- ... И они надели наручники на цветы (Париж: Кристиан Бургуа) ( И они надели наручники на цветы в переводе Чарльза Маровица, Нью-Йорк: Grove Press, 1973)
- Красно-черный рассвет ( Группускула моего сердца ; Все ароматы Аравии ; Под брусчаткой пляжа ; Маленькие девочки ) (Париж: Кристиан Бургуа)
- «Слово о Варраве» (Коронация) (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1970
- Происходит в феврале в Театре Плезанс в Париже (Гран-Гиньоль).
- 1972
- Арс Аманди (опера «Паника») (Париж: Кристиан Бургуа)
- Бог, искушенный математикой (опера «Паника») (Париж: Кристиан Бургуа)
- Небо и дерьмо (Париж: Кристиан Бургуа)
- Великий обзор 20-го века (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1975
- Современные молодые варвары (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1976
- Тысячелетняя война (Белла Чао) (Париж: Кристиан Бургуа)
- На проводе, или баллада о поезде-призраке (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1978
- Вавилонская башня (Oyez Patria mi affliccion) (Париж: Кристиан Бургуа)
- Королевский марш (Париж: Кристиан Бургуа)
- Апельсин на холме Венеры (Париж: Кристиан Бургуа)
- Слава в фотографиях (Париж: Кристиан Бургуа)
- Укради у меня немного миллиарда (Театр Буфф) (Париж: Кристиан Бургуа)
- Le Pastaga des Loufs или Увертюра «Орангутан» (Театр Буфф) (Париж: Кристиан Бургуа)
- Панк, панк и колеграмма (Театр Буфф) (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1979
- Инквизиция ( Гранада : Дон Кихот)
- 1980
- Мое сладкое королевство разграблено (Париж: Кристиан Бургуа)
- Король Содома (Париж: Кристиан Бургуа)
- Небеса и дерьмо II (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1982
- Экстравагантный успех Иисуса Христа, Карла Маркса и Уильяма Шекспира (Париж: Кристиан Бургуа)
- Вставай и мечтай (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1983
- Кобыла или дань уважения Джону Кеннеди Т.
- 1984
- Наслаждения плоти (Париж: Кристиан Бургуа)
- Город, принцем которого была принцесса (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1985
- Бревиарий любви тяжелоатлета (Париж: Кристиан Бургуа)
- Апокалиптика (Париж: Кристиан Бургуа)
- Атака кентавров (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1988
- «Тараканы» Йельского университета (Париж: Кристиан Бургуа)
- Девственница для гориллы (Париж: Кристиан Бургуа)
- Красная Мадонна (Париж: Кристиан Бургуа)
- Пересечение империи (Париж: Кристиан Бургуа)
- 1989
- Экстравагантный крестовый поход тучного революционера ( Люксембург : Фи)
- 1990
- Ночь – это тоже солнце ( Actes Sud )
- Колеса несчастья (Actes Sud)
- Опера Бастилии (опера, написанная к двухсотлетию Французской революции)
- 1992
- Том I произведений (театр, поэзия, роман) (Милан: Спирали – Вел)
- 1994
- Люлли (Actes Sud)
- Услышь сладкую ночь, которая идет (Actes Sud)
- Безумный смех лилипутов (Actes Sud)
- 1996
- Как лилия между шипами (Actes Sud)
- 1997
- Полный театр (7 томов на корейском языке) ( Сеул : корейский)
- 1999
- Любовное письмо (Actes Sud)
- Как китайская пытка (Actes Sud)
- Полный театр (2 тома на испанском языке) ( Мадрид : Espasa)
Пьесы Аррабала часто ставились в клубе экспериментального театра La MaMa в Ист-Виллидж на Манхэттене , Нью-Йорк, на протяжении 1970-х годов. Продукция La MaMa включала:
- «Два палача» (1962), режиссер Энди Миллиган ; Аррабаль выступал вместе с Мартиной Барра. [7]
- Фандо и Лис (1971), режиссер Франц Марейнен [8]
- Две работы Аррабала (1972), режиссер Дельфор Перальта [9]
- Архитектор и император Ассирии (1976), режиссер Том О'Хорган [10]
- Архитектор и император Ассирии (1977), режиссер Том О'Хорган [11]
- Танец/Театр Ричарда С. Баха (1984), хореография Ричарда С. Баха [12]
Туристическая компания из «Ла МаМа» также взяла с собой «Архитектора» и «Императора Ассирии» в Филадельфию. [13] Амстердам, [14] Венесуэла, [15] и Таормина [16] в 1977–1979 гг.
Более обширный список постановок пьес Аррабала можно найти на его официальном сайте.
Картины
[ редактировать ]- Аррабаль называл себя «разочарованным художником». Он создал около 50 холстов и 100 рисунков и коллажей, которые выставлялись в таких музеях, как Парижский центр искусств, Музей Байё и Художественный музей Вилла Сан-Карло Борромео в Милане .
- большого формата Его подход к живописи предполагает тесное сотрудничество с художниками, которые создают картины маслом на основе предоставленных им подробных эскизов.
- В 1962 году его первая картина была выбрана для репродукции в художественном издании La Brèche: Action Surréaliste Revue его редактором-основателем Андре Бретоном .
- Аррабаль сотрудничал со скульптором и видеохудожником Кристель Жакоб, с которой он создал дюжину видеороликов и фотомонтажей серий , в том числе «Les artilleurs des échecs et de la Litérature» («Артиллерийский корпус шахмат и литературы»), вдохновленных произведением Анри Руссо 1909 года. .
Эссе и научно-популярная литература
[ редактировать ]- Письмо генералу Франко ( двуязычное испанско-французское издание, Париж: Bourgois, 1972, колонка 10–18; Париж: Anonyme Anarchiste Pop, 1971; Буэнос-Айрес: Granica, 1973; Noce : Babilonia, 1976; Барселона: Actuales, 1978) .
- Le Panique (Париж: Union Générale d'Edition, 1973).
- О Фишере: Введение в шахматы ( Монако : дю Роше, 1974; Фишер, проклятый король [исправленное издание], Люксембург: Фи, 1988).
- Письмо испанским коммунистическим активистам (Мечта и ложь еврокоммунизма) (двуязычное испанско-французское издание, Париж: Bourgois, 1978; Барселона: Actuales, 1978; Direct action, 1980).
- Феи и либертарианские неудачи (статьи из L'Express ) (Монако: du Rocher, 1980).
- Письмо испанским коммунистам и другие письма (Письма Франко, королю и др.) ( Мурсия : Годой, 1981).
- Письмо Фиделю Кастро (Мадрид: Playor, 1983; Мексика: Диана, 1984; Европа, Америка, Португалия, 1984).
- Echecs et mythe (Париж: Payot, 1984; Mitos em Xeque , Рио-де-Жанейро: Globo, 1988).
- Знакомство с Фелисиано де Сильва (Катедра, полковник Letras Hispánicas, 1986).
- Эль Греко ( Steidl , Kiepenheuer & Witsch , 1991; Эль Греко , Барселона: Destino, 1991; Эль Греко , Лондон: Колдер и бояре ; Нью-Йорк: Grove Press – Viking , 1991; Эль Греко , Милан: Спирали, 1991; Эль Греко : Le frénétique du spasme , Париж: Flohic, 1991).
- Goya / Dalí (Milan: Spirali – Vel; Rome: Studio di Val Cervo, 1992).
- Партии и поражения на шахматной доске (Париж: L'Archipel, 1992).
- Письма Бальтазару (версия Ф. Торреса Монреаля, 1993).
- Гении и деятели (предисловие А. Беренгера, Espasa Calpe, 1993).
- Большие руки самаритянина. Беседы с Ионеско («Ла Вуэльта», № 210, май 1994 г.).
- Сомнительный свет дня (перевод на испанский с французского оригинала с примечаниями Ф. Торреса Монреаля, Espasa Calpe, 1994).
- Письмо королю Испании (Мадрид: Espasa Calpe, 1995).
- Раб по имени Сервантес (Париж: Plon, 1996; Раб по имени Сервантес , Madrid Espasa Calpe, 1996).
- Панический словарь (Брюссель: Сочинения, 1998).
- Письмо Сталину (Париж: Фламмарион , 2004).
- Уэльбек! (Париж: Le recherche midi, 2005).
- Паника, Манифест третьего тысячелетия, 2007 г.
- Панический словарь , 2008.
- Пригородные вселенные , 2009.
- Защита Кундеры , 2009.
Интерес к шахматам
[ редактировать ]Аррабаль проявляет большой интерес к шахматам и посетил множество шахматных турниров . Он близок к американскому шахматному гроссмейстеру Гате Камскому и защищал Камского в своем шахматном блоге во время переговоров Камского с ФИДЕ по поводу матча на первенство мира по шахматам . [17]
Более тридцати лет Аррабаль вел колонку о шахматах во французском еженедельном новостном журнале L'Express . Его колонки, среди прочего, включали:
- Неудачи и мифы
- Праздники и поражения на шахматной доске
- Феи и либертарианские неудачи
- Бобби Фишер : проклятый король
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь литературы на французском языке ( Словарь литературы на французском языке , Éditions Bordas).
- ↑ Хавьер Вильян, El Mundo , 18 мая 2010 г., Ло де Аррабаль — это нечто очень серьёзное .
- ^ «ABC (Мадрид) – 05.13.1977, стр. 63 – ABC.es Hemeroteca» . ABC (на испанском языке). Испания . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ BOE-A-2019-3006 Испанский официальный журнал
- ^ Министерство культуры Испании
- ^ «Фонемы» . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Производство: Два палача (1962)». По состоянию на 3 июля 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Производство: Фандо и Лис (1971)». По состоянию на 3 июля 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Производство: Дос Обрас де Аррабаль (1972)». По состоянию на 3 июля 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Производство: Архитектор и император Ассирии (1976)». По состоянию на 3 июля 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. « Производство: Архитектор и император Ассирии (1977)». По состоянию на 3 июля 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Производство: Танец/Театр Ричарда С. Баха (1984)». По состоянию на 3 июля 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Производство: Архитектор и император Ассирии в Филадельфии (1977)». По состоянию на 3 июля 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Постановка: Архитектор и император Ассирии в Амстердаме (1977)». По состоянию на 3 июля 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Производство: Архитектор и император Ассирии в Венесуэле (1978)». По состоянию на 3 июля 2018 г.
- ^ Цифровые коллекции архива La MaMa. «Постановка: Архитектор и император Ассирии в Таормине (1979)». По состоянию на 3 июля 2018 г.
- ^ «Второй шахматный фестиваль Руя Лопеса» , ChessBase News , 13 апреля 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- АА. ВВ. «Кайе дю тишина», Париж , Кессельринг, 1977 год.
- АА.ВВ. Аррабаль на скамейке запасных , Париж: Издания Либертарианского фронта, 1977.
- АА.ВВ. Баркарола, № 40 «Особенный Аррабаль» , сентябрь 1992 г.
- АА.ВВ. Абиль, № 4 «Аррабаль в апреле» , Люксембург, июль.
- АА.ВВ. Видения Аррабала (координатор Висенте Мартин), Городской музей, Валенсия .
- АА.ВВ. Поэзи 1, № 42 «Фернандо Аррабаль» , Париж, июнь.
- АА.ВВ. El extramundi, Los Papeles de Iria Flavia , «ARRABAL» , Primavera MMV.
- АА.ВВ. Мышеловка «ФА 50 лет решительного изгнания», № 16 , январь 2006 г.
- АА.ВВ. Дерево, № 8–9 «Дань ФА» , март 2006 г.
- АА.ВВ. Альмуния, № 6–7 : весна 2003 г.: «Фернандо Аррабаль ».
- АА.ВВ. Анфора Нова, № 67–68 «Фестиваль Аррабаль» , 2006 г.
- АА.ВВ. ДЫРА, № XVII, 2007. «Ф.А. Я пойду как бешеная лошадь» .
- Арансуек-Аррьета, Фредерик, Паник, Аррабаль, Ходоровски, Топор ( L'Harmattan , 2008). ( ISBN 978-2-296-00189-3 )
- Арансуэке-Аррьета, Аррабаль. Извращение и священное: Архитектор и император Ассирии (1967), Атака кентавров (1984) (L'Harmattan, 2006). ISBN 978-2-296-00189-3
- Арансуек-Аррьета, Фредерик, Аррабаль, паническая рабочая жизнь (Les éditions Moires, 2019) ISBN 979-10-91998-40-6
- Арата, Луис Оскар, Праздничная пьеса Фернандо Аррабала (Лексингтон: Университетское издательство Кентукки , 1982). ISBN 978-0-8131-1451-4
- Беренгер, Анхель. Хронобиография Фернандо Аррабала (председатель: 1977 г.). ISBN 978-84-376-0100-7
- Беренгер, Джоан П., Библиография Аррабала: интервью с Аррабалем: призыв к разнице (Presses universitaire de Grenoble , 1979).
- Бишоп, Том, Архитектор и император Асирии (Нью-Йорк: Grove Press, 1974).
- Бишоп, Хелен, Гэри Сад наслаждений (Нью-Йорк: Grove Press, 1974).
- Канталапьедра Эростарбе и Ф. Торрес Монреаль, «Авангардный театр Ф.А.» ( Кассель : Райхеберг, 1977).
- Челли, Рената, «Роман Ф.А.» (Милан: Лига).
- Шено А. и Беренгер А., «Plaidoyer pour une Different» (Presses universitaire de Grenoble, 1978).
- Шено, «Декор и украшение» ( Квебек : Нааман).
- Коэльо, Уилсон, Наблюдатель и наблюдаемая вещь . http://www.casadacultura.org/Literatura/Artigos/g01/observador_ea_coisa_observada.html [в архиве]
- Коэльо, Уилсон, Фернандо Аррабаль: мечта – это всего лишь деталь . http://arcagulharevistadecultura.blogspot.com.br/2015/09/wilson-coelho-fernando-arrabal-o-sonho.html [в архиве]
- Коэльо, Уилсон, Аррабаль: человек без корней . http://papocultura.com.br/arrebal/ [в архиве]
- Коэльо, Уилсон, Фернандо Аррабаль: пути жестокости, абсурда и паники, Докторская диссертация ( Нитерой : УФФ, 2014).
- Коэльо, Уилсон, Фернандо Аррабаль: от окружения к обстоятельствам . http://www.cult.ufba.br/wordpress/24608.pdf [в архиве]
- Дэтвайлер, Жан Жак, «Аррабаль» ( Лозанна : Эпоха человека, 1975).
- Донахью, Томас Джон, Театр Фернандо Аррабала: сад земных наслаждений (Нью-Йорк: New York University Press , 1980). ISBN 978-0-8147-1771-4
- Эмили Эннио, Театр Аррабаль Тристр (Умана, 1973).
- Жиль, Бернар, Аррабаль (Париж: Зегерс, 1970).
- Глбота, Анте, «Аррабаль Эспас» (Париж).
- Голден, Лаура П., «Французский и испанский аспекты в прозе Фернандо Аррабала» ( Рутгерс : неопубликованная дипломная работа ).
- Хирш, Эрик, рассказчик Аррабала . Более поздние романы Фернандо Аррабала (Франкфурт: М. Ланг, 2007). ISBN 978-3-631-56657-2
- Крайс, Карл-Вильгельм, Об эстетике непристойного: театр Аррабала и репрессивная сексуальная политика режима Франко (Гамбург: Кремер, 1989). ISBN 978-3-926952-20-2
- Умберто Лопес и Герра , Аррабаль [документальный фильм] ( шведское телевидение TV1 , 1978).
- Подол, Питер Л., Фернандо Аррабаль (Бостон: Twayne Publishers , 1978). ISBN 978-0-8057-6340-9
- Премер-Кайзер, Берти, Драматическое произведение испанца Фернандо Аррабала: исследование развития содержания и формы, психологических и политических тенденций (Франкфурт: Марионетки и маски, 1984). ISBN 978-3-922220-25-1
- Рабассо, Карлос А., Театрология драматического авангарда: герменевтико-феноменологические подходы к современному испанскому театру (Барселона: Editorial Vosgos, 1993). ISBN 978-84-346-0415-5
- Раймон-Мундшау, Франсуаза, Аррабаль (колонна «Классика ХХ века», 1972).
- Regio Capello, Il Teatro di FA (Рим: Умана, 1967).
- Шиффрес, Ален, «Интервью с Аррабалем» (Париж: Пьер Бельфонд, 1969).
- Стин, Марис, «Юмор в творчестве ФА» (Мадрид: Playor, 1968).
- Таллгрен, Вивека, Страх перед богом Паном: размышления о восприятии некоторых произведений Фернандо Аррабала ( Сарагоса : Libros del Innombrable, 2005). ISBN 978-84-95399-61-8
- Торрес Монреаль, Франциско, «Эль кино де Аррабаль» ( Мурсия , 1999).
- Торрес Мореаль, Франциско, «Полный театр Фернандо Аррабала» (два тома, 2380 страниц и блокнот с фотографиями) ( Эспаса-Кальпе , полковник Класикос Кастельянос, 1997 г. и Эверест, 2009 г.).
- Трекка, Симона, Слово, мечта, память: El laberinto (1956) Фернандо Аррабала ( Пиза : ETS, 2005). ISBN 978-88-467-1262-2
- Зигрино, Дамиано Аугусто, Театр Фернандо Аррабала ( Читта ди Кастелло : Эдимонд, 2008). ISBN 88-500-0382-Х
Сотни ученых и студентов университетов (в том числе профессор Франсиско Торрес Монреаль) также проанализировали последние и наиболее продуктивные годы пригородного творчества.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- сайт Аррабала
- Фернандо Аррабаль отрывки, статьи, интервью, видео на Пражского фестиваля писателей сайте
- Cinématon Фернандо Аррабаля: 4-минутный онлайн-портрет Жерара Куранта
- Chess Express Arrabal (шахматный блог Аррабала)
- Фернандо Аррабаль на IMDb
- Страница Аррабала в цифровых коллекциях архивов La MaMa
- 1932 рождения
- Живые люди
- Люди из Мелильи
- Испанские писатели XX века
- Испанские писатели-мужчины XX века
- Испанские писатели XXI века
- Беглецы из испанских тюрем
- Испанские режиссеры-экспериментаторы
- Кавалеры Почетного легиона
- Патафизики
- Испанские драматурги и драматурги
- Испанские драматурги и драматурги-мужчины
- Испанские беглецы
- Испанские кинорежиссеры
- Испанские романисты
- Испанские романисты-мужчины
- Испанские писатели на французском языке
- Испанские художники-сюрреалисты
- Испанские писатели-сюрреалисты