Jump to content

Борис Виан

Борис Виан
Фотография Бориса Виана в оттенках серого в галстуке-бабочке и с трубой в руке.
Виан в 1948 году
Рожденный ( 1920-03-10 ) 10 марта 1920 г.
Виль-д'Авре , Верхняя де-Сен , Франция
Умер 23 июня 1959 г. ) ( 1959-06-23 ) ( 39 лет
Париж , Франция
Псевдоним Вернон Салливан, Бизон Рави, барон Визи, Брисавион
Занятие Писатель, поэт, драматург, журналист, инженер, музыкант, автор песен, певец
Альма-матер Центральная школа Парижа
Известные работы Пена дней
Я плюну на твои могилы
Осень в Пекине
Красная трава
Сердцеедка
Супруги Мишель Леглиз (развод)
Урсула Кюблер

Борис Виан ( Французский: [bɔʁis vjɑ̃] ; 10 марта 1920 — 23 июня 1959) — французский эрудит , которого прежде всего помнят благодаря его романам. Те, что были опубликованы под псевдонимом Вернон Салливан, представляли собой причудливые пародии на криминальную фантастику, вызывавшие большие споры на момент выхода из-за их нетрадиционного мировоззрения.

Другая художественная литература Виана, опубликованная под его настоящим именем, отличалась весьма индивидуальным стилем письма с множеством вымышленных слов, тонкой игрой слов и сюрреалистическими сюжетами. Его роман «Пена во сне» ( L'Écume des jours ) — самое известное из этих произведений и одно из немногих, переведенных на английский язык.

Виан оказал большое влияние на французскую джазовую сцену. Он служил связным для Хоги Кармайкла , Дюка Эллингтона и Майлза Дэвиса в Париже, писал для нескольких французских джазовых обзоров ( Le Jazz Hot , Paris Jazz ) и опубликовал множество статей, посвященных джазу как в Соединенных Штатах, так и во Франции. Его собственная музыка и песни пользовались популярностью при его жизни, особенно антивоенная песня « Le Déserteur » («Дезертир»).

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Виан родился в 1920 году в семье представителей высшего среднего класса в богатом парижском пригороде Виль д'Авре ( О-де-Сен ). Его родителями были Поль Виан, молодой рантье , и Ивонн Равенес, пианистка-любитель и арфистка. От отца Виан унаследовал недоверие к церкви и армии, а также любовь к богемной жизни. Виан был вторым из четырех детей: другими были Лелио (1918–1984), Ален (1921–1995) и Нинон (1924–2003). Семья занимала виллу Ле Фовет . Имя «Борис» выбрала Ивонна, заядлая любительница классической музыки, после просмотра исполнения « оперы Мусоргского Борис Годунов » . [1]

Позднее детство Бориса также было отмечено болезнями: он перенес ревматическую лихорадку лет в . 12 сердце . [ нужна ссылка ]

Формальное образование и подростковые годы

[ редактировать ]

С 1932 по 1937 год Виан учился в Lycée Hoche в Версале . В 1936 году Виан и два его брата начали организовывать то, что они называли «вечеринками-сюрпризами» ( surprise party ). Они употребляли мескалин в форме мексиканского кактуса под названием пейот . Эти собрания легли в основу его ранних романов: Trouble dans les andains (Сумота в полосах) (1943) и, в частности, Vercoquin et le plancton (Веркокин и планктон) (1943–44). Также в 1936 году Виан заинтересовался джазом; в следующем году он начал играть на трубе и присоединился к Hot Club de France .

В 1937 году Виан окончил Lycée Hoche, получив степень бакалавра по математике , философии , латыни , греческому и немецкому языкам. Впоследствии он поступил в лицей Кондорсе в Париже, где изучал специальную математику до 1939 года. Виан полностью погрузился во французскую джазовую сцену: например, в 1939 году он помог организовать Дюка Эллингтона второй концерт во Франции. Когда началась Вторая мировая война, Виана не приняли в армию из-за плохого здоровья. Он поступил в Центральную школу искусств и мануфактур в Париже, а затем переехал в Ангулем, когда школа переехала туда из-за войны.

В 1940 году Виан встретил Мишель Леглиз , которая стала его женой в 1941 году. Она преподавала Виану английский язык и познакомила его с переводами американской литературы. Также в 1940 году Виан встретил Жака Лустало, который стал повторяющимся персонажем в нескольких ранних романах и рассказах под именем «Полковник». Лустало случайно погиб в 1949 году, упав со здания, на которое он пытался забраться, чтобы после пари войти в квартиру у окна. В 1942 году Виан и его братья присоединились к джазовому оркестру под руководством Клода Аббади, который стал второстепенным персонажем в опере Виана «Vercoquin et le plancton» . В том же году Виан окончил Центральную школу по специальности металлург, и у него сын Патрик родился .

После окончания Виана он и Мишель переехали в 10-й округ Парижа , и 24 августа 1942 года он стал инженером Французской ассоциации по стандартизации (AFNOR) . К этому времени он уже был опытным джазовым трубачом и в 1943 году написал свой первый роман «Trouble dans les andains» («Суета в полосах»). Его литературная карьера началась в 1943 году с первой публикации стихотворения в бюллетене Hot Club de France. Стихотворение было подписано «Бизон Рави» («Восторженный бизон»), что является анаграммой настоящего имени Виана. В том же году умер отец Виана, убитый грабителями дома.

В 1944 году Виан завершил роман «Веркокин и планктон» («Веркокин и планктон»), вдохновленный частично вечеринками-сюрпризами его юности, а частично его работой в AFNOR (которая в романе сильно высмеивается). Раймон Кено и Жан Ростан помогли Виану опубликовать эту работу в Éditions Gallimard в 1947 году, а также несколько работ, завершенных Вианом в 1946 году. В их число входили его первые крупные романы «L'Écume des jours» и «L'automne à Pékin » («Осень в Пекине»). Первая, трагическая история любви, в которой объекты реального мира реагируют на эмоции персонажей, теперь считается шедевром Виана, но на момент публикации она не привлекла сколько-нибудь значительного внимания. «L'automne à Pékin» , в основе которого тоже была история любви, но была несколько более сложной, также не имела хороших продаж.

Разочарованный коммерческим провалом своих произведений, Виан поклялся, что сможет написать бестселлер, и написал крутой роман « Я плюю на ваши могилы » ( J'irai cracher sur vos tombes ) всего за 15 дней. Книга была приписана вымышленному американскому писателю Вернону Салливану, а Виан был переводчиком. Виан убедил своего друга-издателя Жана д'Аллюэна опубликовать роман в 1947 году. В конце концов об обмане стало известно, и книга стала одним из самых продаваемых изданий того года. Виан написал еще три романа Вернона Салливана с 1947 по 1949 год.

1946 год стал поворотным моментом в жизни Виана: на одной из популярных вечеринок, которые они устраивали с Мишель, он познакомился с Жаном-Полем Сартром , Симоной де Бовуар и Альбером Камю , стал завсегдатаем их литературных кругов и начал регулярно публиковаться. различные материалы в Les Temps Modernes . Виан особенно восхищался Сартром и дал ему выдающуюся роль - как «Жан-Соль Партр» - в «L'Écume des jours» (буквально «Пена дней»), опубликованном на английском языке под названием: « Пена в мечтах » . По иронии судьбы, Сартр и Мишель Виан завязали отношения, которые в конечном итоге разрушили брак Виан.

Несмотря на то, что его литературная деятельность становилась все более важной, Виан никогда не покидал джазовую сцену. Он стал постоянным автором журналов, посвященных джазу, и играл на трубе в Le Tabou . В результате его финансовое положение улучшилось, и он отказался от работы в AFNOR. Виан также сформировал свой собственный хор petite chorale de Saint-Germain-des- Pieds La . [2]

Спустя годы

[ редактировать ]

В 1948 году у Виана родилась дочь Кэрол. Он продолжил свою литературную карьеру, написав романы Вернона Салливана, а также опубликовал сборники стихов: Barnum's Digest (1948) и Cantilènes en gelée (Cantelinas in Jelly, 1949). Виан также начал писать пьесы, первая из которых, L'Equarrissage pour tous (Резня для всех), была поставлена ​​в год ее написания, в 1950 году. В том же году был опубликован третий крупный роман Виана, L'Herbe rouge (Красная трава) . Красная трава). Это была гораздо более мрачная история, чем ее предшественники, в центре которой был человек, который построил гигантскую машину, которая могла помочь ему провести психоанализ своей души. Как и две предыдущие книги, она продавалась плохо; Финансовое положение Виана с конца 1948 года неуклонно ухудшалось, и, чтобы выжить, он был вынужден заняться переводом англоязычной литературы и статей. Виан расстался со своей женой и в 1950 году встретил Урсулу Кюблер (1928–2010), швейцарскую танцовщицу; у них завязался роман, и в 1951 году Виан развелся с Мишель. Урсула и Борис поженились в 1954 году.

Последний роман Виана, L'Arrache-cour (Похититель сердец), был опубликован в 1953 году, но снова имел плохие продажи, и Виан фактически перестал писать художественную литературу. Единственным произведением, появившимся после 1953 года, была переработанная версия L'automne à Pékin , опубликованная в 1956 году. Он сосредоточился на новой области, написании песен и исполнении, и продолжал писать стихи. Песни Виана имели успех; в 1954 году он отправился в свой первый тур в качестве певца и автора песен. К 1955 году, когда он работал арт-директором Philips , Виан активно работал в самых разных областях: писал песни, оперу, сценарии и еще несколько пьес. В 1955 году был также записан его первый альбом Chansons could et невозможные песни он написал (Possible and Impossible Songs). Первые французские рок-н-ролльные вместе со своим другом Анри Сальвадором , который исполнял их под псевдонимом Генри Кординг. Он также написал «Java Pour Petula» (песню об английской девушке, приехавшей во Францию, написанную на парижском жаргоне) для Петулы Кларк первых концертных выступлений во Франции.

Еще в 1955 году Виан решил сам исполнить на сцене некоторые свои песни. Он был недоволен тем фактом, что французский певец Марсель Мулуджи интерпретировал на сцене « Le Deserteur (1922–1994), который годом ранее » («Дезертир»), не принял оригинальные тексты, поскольку считал, что они приведут к песня под запретом. Хотя Виан согласился с изменением одного куплета, песня была запрещена к показу на телевидении и радиоканалах до 1967 года. Запись песен Виана в его исполнении не имела успеха во Франции до десяти лет после его смерти.

В 1956 году жизнь Виана оказалась под угрозой из-за отека легких , но он выжил и продолжил работать с той же интенсивностью, что и раньше. В 1957 году Виан завершил еще одну пьесу: Les Bâtisseurs d'empire («Строители империи»), которая была опубликована и поставлена ​​только в 1959 году. В 1958 году Виан работал над оперой « Фиеста» с Дариусом Мийо и сборником своих эссе « En avant». la zizique... Et par ici les gros sous (Вперед с Muzak... И принеси большие деньги) был опубликован в том же году.

Утром 23 июня 1959 года Виан был в Cinéma Marbeuf на показе киноверсии « Я плюю на ваши могилы » . Он уже поссорился с продюсерами из-за их интерпретации его работы и публично осудил фильм, заявив, что хочет, чтобы его имя было удалено из титров. Через несколько минут после начала фильма он, как сообщается, выпалил: «Эти парни должны быть американцами? Моя задница!» Затем он упал на сиденье и умер от внезапной остановки сердца по дороге в больницу. [3]

Наследие

[ редактировать ]

При его жизни успехом пользовались только романы, изданные под именем Вернона Салливана. Публикуемые под его настоящим именем книги, имевшие в его глазах реальную литературную ценность, так и остались коммерческими провалами, несмотря на поддержку выдающихся писателей того времени. [4]

Почти сразу после его смерти L'Écume des jours , а затем L'automne à Pékin , L'Arrache-coeur и L'Herbe rouge начали получать признание во Франции и были подхвачены молодежью в 1960-х и 1970-х годах. . [5]

Как автор песен Виан имел переменный успех. Когда он решил, что сам должен петь песни, отвергнутые звездами, ему удалось охватить лишь ограниченную аудиторию (включая Лео Ферре и Жоржа Брассенса ), а публика осталась не убежденной в его певческом таланте. [6] Тем не менее поколение мая 1968 года во Франции даже больше, чем предыдущие, любило его песни, особенно из-за их дерзости.

Как автор песен, Виан вдохновил Сержа Генсбура , который посещал его шоу в кабаре Les Trois Baudets и который тридцать лет спустя написал: «Я взял это на подбородок [...], он пел потрясающие вещи [... ], именно потому, что я услышал его, я решил попробовать что-то интересное». [7] Как критик, Борис Виан был первым, кто поддержал Генсбур в «Волшебной канаре » в 1957 году.

С годами произведения Виана стали современной классикой, их часто прославляют и выбирают в качестве предметов для изучения в школах. Виан до сих пор рассматривается многими как символическая фигура Сен-Жермен-де-Пре , существовавшая в послевоенное десятилетие, когда этот район был центром художественной и интеллектуальной жизни Парижа. [8] [9]

Избранная библиография

[ редактировать ]
  • Trouble dans les andains (Сумота в полосах) (1942–43, опубликовано посмертно в 1966 году издательством La Jeune Parque)
  • планктон ( Веркокин и 1943–45, опубликовано в 1947 году издательством Éditions Gallimard )
  • L'Écume des jours (Пена дней) (1946, опубликовано в 1947 году издательством Éditions Gallimard; переводится по-разному как «Пена в мечтах» , «Настроение индиго» и «Пена ошеломления» )
  • Осень в Пекине (1946, опубликовано в 1947 году издательством Éditions du Skorpion, исправленная версия опубликована в 1956 году; Осень в Пекине )
  • L'Herbe rouge (Красная трава) (1948–49, опубликовано в 1950 году издательством Éditions Toutain)
  • Heartsnatcher (1947–1951, опубликовано в 1953 году издательством Éditions Vrille; Heartsnatcher )
  • От этого никуда не деться (опубликовано посмертно)

Романы Вернона Салливана

[ редактировать ]
  • твои могилы Я плюну на [10] ) (Издания дю Скорпион, 1946)
  • У всех мертвецов одинаковая кожа (Éditions du Skorpion, 1947)
  • И мы убьем всех уродливых (К черту уродливых) (Éditions du Skorpion, 1948)
  • Они не осознают (1948–50, опубликовано в 1950 году издательством Éditions du Skorpion)

Сборники рассказов

[ редактировать ]
  • Les Fourmis (Муравьи) (1944–47, опубликовано в 1949 году издательством Éditions du Skorpion)
  • Les Lurettes fourrées (Исполненный век) (1948–49, опубликовано в 1950 году издательством Le Livre de Poche как приложение к их изданию L'Herbe rouge )
  • Le Ratichon baigneur (Зубастый купальщик) (1946–52, опубликовано посмертно в 1981 году издательством Éditions Bourgois)
  • Le Loup-garou (Оборотень) (1945–53?, опубликовано посмертно в 1970 году издательством Éditions Bourgois)

Драматические произведения

[ редактировать ]
  • L'Équarrissage pour tous (Knackery for All), пьеса (1947, опубликована в 1950 году издательством Éditions Touttain), опубликована на английском языке под названием The Knacker's ABC.
  • «Последний из профессий», пьеса (1950, опубликована в 1965 году издательством Éditions Pauvert)
  • Tête de Méduse (Голова Медузы), комедия в одном действии (1951, опубликовано UGE в 1971 году)
  • Série Blême (Бледная серия), трагедия в трех действиях (1952?, опубликовано UGE в 1971 году)
  • Французский охотник , водевиль (1955, опубликовано UGE в 1971 году)
  • Строители Империи (1957, опубликовано в 1959 году Колледжем Патафизики)
  • Закуска генералов (1951, опубликовано в 1962 году Колледжем Патафизики)
  • Дайджест Барнума (1948, сборник из 10 стихотворений)
  • Кантилены в желе (1949)
  • Я бы предпочел не умирать (опубликовано посмертно в 1962 г.)

Переводы

[ редактировать ]

Другие работы

[ редактировать ]
  • Мануэль де Сен-Жермен-де-Пре , первоначально работавший туристическим гидом по району Сен-Жермен-де-Пре (опубликовано в 1950 году издательством Éditions Touttain)

Избранная дискография

[ редактировать ]
  • Новые правила дорожного движения 1955 г. (1955 г.)
  • Возможные и невозможные песни (1956)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Борис Виан: La schiuma dei giorni. Архивировано 2 июля 2017 года на сайте Wayback Machine marcosymarcos.com. Проверено 18 августа 2014 г. (на итальянском языке).
  2. ↑ « Маленький хорал Сен-Жермен-де-Пье». Архивировано 2 января 2011 года в Wayback Machine.
  3. ^ Богджио с. 461
  4. ^ Ришо с. 151
  5. ^ Словарь авторов с. 606
  6. ^ Богджио с. 414, 437
  7. Специальный выпуск L'Arc Journal (№ 90), посвященный Борису Виану, 1984 г.
  8. ^ Ришо с. 78, 80
  9. ^ Богджио с. 175, 224
  10. ^ полное название в экспозиции БНФ.
  • Биография , в «Сердцеедке» , LGF – Pocket Book, 2006. ISBN   978-2-253-00662-6
  • Джеффри Дирсон. Лексический перенос в романах Бориса Виана (Дисс. Уэльского университета, Великобритания), [1]
  • Мартин Вайс, Борис Виан. Язык, который спотыкается. Игра слов в творчестве гения. Grazer Linguistische Studien 20, Университет Граца, 1983 г., новое издание (электронная книга) 2014 г.
  • Фредерик Ришо, Борис Виан, жить прекрасно , éditions du Chêne, Париж , 1999, 174 стр. ISBN   978-2-842-77177-5
  • Словарь авторов , вып. 4, том. IV, Антуан Берман, издание Лаффона-Бомпиани, Париж, 1990, 756 стр. ISBN   2-221-50175-6
  • Роллс, Алистер Чарльз (1999). Полет ангелов: интертекстуальность в четырех романах Бориса Виана . Атланта, Джорджия : Editions Ropodi. ISBN  90-420-0467-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36ccc00d01d9b29a09d66e78d74416ba__1720592040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/ba/36ccc00d01d9b29a09d66e78d74416ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Boris Vian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)