Jump to content

Большой сон

Большой сон
Обложка первого издания
Автор Рэймонд Чендлер
Язык Английский
Ряд Филип Марлоу
Жанр Крутой детектив , криминал
Издатель Альфред А. Кнопф
Дата публикации
1939
Место публикации Соединенные Штаты
Страницы 277
ОКЛК 42659496
С последующим Прощай, моя любимая  

«Большой сон» (1939) — крутой криминальный роман американо-британского писателя Рэймонда Чендлера , первый, в котором фигурирует детектив Филип Марлоу . Его экранизировали дважды: в 1946 году и еще раз в 1978 году . Действие истории разворачивается в Лос-Анджелесе .

История отличается своей сложностью: персонажи обманывают друг друга, а секреты раскрываются на протяжении всего повествования. Название представляет собой эвфемизм, обозначающий смерть; последние страницы книги отсылают к размышлениям о том, чтобы «спать долгим сном».

В 1999 году книга заняла 96-е место в списке » по версии Le Monde « 100 книг века . В 2005 году он был включен в Time » журнала « Список 100 лучших романов . [ 1 ]

Частного детектива Филипа Марлоу вызывают в дом богатого и пожилого генерала Стернвуда. Он хочет, чтобы Марлоу разобрался с попыткой продавца книг по имени Артур Гейгер шантажировать его дикую юную дочь Кармен. Ранее ее шантажировал человек по имени Джо Броди. Стернвуд упоминает, что его другая, старшая дочь Вивиан состоит в браке без любви с человеком по имени Расти Риган, который исчез. На выходе Марлоу Вивиан задается вопросом, был ли он нанят для поиска Риган, но Марлоу не говорит.

Марлоу исследует книжный магазин Гейгера и встречает продавщицу Агнес. Он определяет, что магазин представляет собой нелегальную библиотеку порнографии. Он следует за Гейгером домой, охраняет его дом и видит, как входит Кармен. Позже он слышит крик, за которым следуют выстрелы и две машины, уносящиеся прочь. Он врывается и обнаруживает мертвого Гейгера и обнаженную Кармен, находящуюся под наркотиками, перед пустой камерой. Он забирает ее домой, но когда возвращается, тела Гейгера уже нет. Он быстро уходит. На следующий день ему звонит полиция и сообщает, что машина Стернвудов была найдена отъехавшей от пирса с мертвым шофером внутри. Судя по всему, его ударили по голове еще до того, как машина вошла в воду. Полиция также спрашивает, ищет ли Марлоу Риган.

Марлоу осматривает книжный магазин и видит, как его инвентарь переносят в дом Броуди. Вивиан приходит к нему в офис и говорит, что Кармен шантажируют обнаженными фотографиями, сделанными прошлой ночью. Она также упоминает азартные игры в казино Эдди Марса и сообщает, что жена Эдди, Мона, сбежала с Расти. Марлоу снова посещает дом Гейгера и находит Кармен, пытающуюся проникнуть внутрь. Они ищут фотографии, но она притворяется тупой по поводу прошлой ночи. Внезапно входит Эдди; он говорит, что является домовладельцем Гейгера и ищет его. Эдди требует знать, почему Марлоу здесь; Марлоу не обращает на это внимания и заявляет, что он не представляет для него угрозы.

Марлоу идет в дом Броуди и находит его с Агнес, продавщицей книжного магазина. Марлоу говорит Броуди, что он знает, что они захватывают библиотеку и шантажируют Кармен обнаженными фотографиями. Кармен врывается внутрь с пистолетом и требует фотографии, но Марлоу забирает у нее пистолет и заставляет ее уйти. Марлоу продолжает допросить Броуди и собрать воедино историю: Гейгер шантажировал Кармен; семейному водителю Оуэну Тейлору это не понравилось, и он пробрался внутрь и убил Гейгера, а затем снял фильм с Кармен. Броуди тоже следил за домом и преследовал водителя, нокаутировал его, украл пленку и, возможно, столкнул машину с пирса. (В романе один следователь предполагает, что шофер, возможно, покончил жизнь самоубийством. Он был отвергнут Кармен, убил порнографического эксплуататора Кармен, а затем намеренно уехал с пирса.) Внезапно раздается звонок в дверь, и Броуди застреливают; Марлоу преследует и ловит любовника Гейгера, Кэрол Лундгрен, которая застрелила Броуди, думая, что он убил Гейгера. Он также спрятал тело Гейгера, чтобы иметь возможность забрать свои вещи до того, как полиция узнает об убийстве.

Дело закрыто, но Марлоу обеспокоен исчезновением Расти. Полиция признает, что он просто сбежал с Моной, поскольку она тоже пропала, и поскольку Эдди не рискнул бы совершить убийство, в котором он был бы очевидным подозреваемым. Марс зовет Марлоу в свое казино и, кажется, ко всему относится безразлично. Вивиан тоже здесь, и Марлоу чувствует что-то между ней и Марсом. Он отвозит ее домой, и она пытается соблазнить его, но он отвергает ее ухаживания. Вернувшись домой, он обнаруживает, что Кармен пробралась к нему в постель, и тоже отвергает ее.

Мужчина по имени Гарри Джонс, новый партнер Агнес, подходит к Марлоу и предлагает сообщить ему местонахождение Моны. Марлоу планирует встретиться с ним позже, но приспешник Эдди, Лэш Канино, с подозрением относится к намерениям Джонса и Агнес и первым убивает Джонса. Марлоу все равно удается встретиться с Агнес и получить информацию. Он идет к локации в Реалито, ремонтной мастерской с домом сзади, но Канино - с помощью Арта Хака, гаражника - прыгает на него и нокаутирует. Когда Марлоу просыпается, он связан, и с ним Мона. Она говорит, что не видела Расти уже несколько месяцев; она спряталась только для того, чтобы помочь Эдди, и настаивает, что он не убивал Расти. Она освобождает Марлоу, и он стреляет и убивает Канино.

На следующий день Марлоу посещает генерала Стернвуда, которому по-прежнему любопытно местонахождение Расти, и предлагает Марлоу дополнительную плату в размере 1000 долларов, если он сможет его найти. На выходе Марлоу возвращает ей пистолет Кармен, и она просит его научить ее стрелять. Они идут на заброшенное поле, где она пытается его убить, но он заряжает ружье холостыми и просто смеется над ней; шок вызывает у Кармен эпилептический припадок. Марлоу возвращает ее и говорит Вивиан, что он догадался правду: Кармен подошла к Расти, но он отверг ее, поэтому она убила его. Эдди, который поддерживал Гейгера, помог Вивиан скрыть это, помогая избавиться от тела Расти, придумав историю о том, как его жена сбежала с Расти, а затем сам шантажируя ее. Вивиан говорит, что сделала это, чтобы скрыть все это от своего отца, чтобы он не презирал своих дочерей, и обещает поместить Кармен в лечебницу.

Когда дело окончено, Марлоу идет в местный бар и заказывает несколько двойных виски. Выпивая, он начинает думать о Моне «Серебряный Парик» Марс, но больше никогда ее не видит.

«Большой сон» , как и большинство романов Чендлера, был написан путем «каннибализации» его рассказов. [ 2 ] Чендлер брал истории, которые он уже публиковал в журнале «Черная маска» , и перерабатывал их в связный роман. В «Большом сне » две основные истории, составляющие ядро ​​романа, — это «Убийца под дождем» (опубликовано в 1935 году) и «Занавес» (опубликовано в 1936 году). Хотя истории были независимыми и не имели общих персонажей, у них было некоторое сходство, что делало логичным их объединение. В обеих историях есть могущественный отец, который расстроен из-за своей своенравной дочери. Чендлер объединил двух отцов в нового персонажа и сделал то же самое с двумя дочерьми, в результате чего появились генерал Стернвуд и его дикая дочь Кармен. Чендлер также позаимствовал небольшие части из двух других рассказов: «Человек-пальчик» и «Нефрит мандарина». [ 3 ]

Этот процесс — особенно в то время, когда вырезание и вставка выполнялись путем вырезания и наклеивания бумаги — иногда приводил к созданию сюжета с несколькими незавершенными концами. остается без ответа вопрос В «Большом сне» : кто убил шофера. Когда Говард Хоукс экранизировал роман , его команда сценаристов была озадачена этим вопросом, на что Чендлер ответил, что понятия не имеет. [ 4 ] Это иллюстрирует разницу между стилем криминальной фантастики Чендлера и стилем предыдущих авторов. Для Чендлера сюжет был менее важен, чем атмосфера и характеры. Концовка, которая отвечала на все вопросы и в то же время аккуратно связывала каждую нить сюжета, имела для Чендлера меньшее значение, чем интересные персонажи с правдоподобным поведением.

Когда Чендлер объединил свои рассказы в роман, он потратил больше усилий на расширение описаний людей, мест и мыслей Марлоу, чем на то, чтобы каждая деталь сюжета была идеально согласованной. В «Занавесе» описания комнаты миссис О'Мара достаточно, чтобы установить обстановку:

В этой комнате от стены до стены был устлан белый ковер. Огромные высокие шторы цвета слоновой кости небрежно лежали на белом ковре внутри многочисленных окон, выходивших на темные предгорья. Воздух за стеклом тоже был темным. Дождь еще не начался, но в атмосфере чувствовалось давление.

В «Большом сне » Чендлер расширил это описание комнаты и использовал новые детали (например, контраст белого и «вытекшего кровью», приближающегося дождя), чтобы предвещать тот факт, что миссис Риган (миссис О'Мара в оригинальном рассказе ) скрывает убийство мужа сестрой и то, что предстоящий ливень принесет еще больше смертей:

Комната была слишком большой, потолок слишком высоким, двери слишком высокими, а белый ковер, идущий от стены до стены, напоминал свежий снег, выпавший на озере Эрроухед. Повсюду были зеркала в полный рост и хрустальные безделушки. Мебель цвета слоновой кости была покрыта хромом, а огромные портьеры цвета слоновой кости валялись на белом ковре в ярде от окон. Белый цвет делал слоновую кость грязной, а из-за слоновой кости белый цвет выглядел выцветшим. Окна смотрели на темнеющие предгорья. Скоро должен был пойти дождь. В воздухе уже было давление. [ 5 ]

Об исторической правдоподобности персонажа Гейгера Джей А. Герцман писал:

Продавцы эротики с опытом должны были быть жесткими, хотя и не обязательно хищническими, а бизнес был не для робких и щепетильных. Но преступность торговцев эротикой не выходила за рамки книготорговли и заканчивалась организованным рэкетом; Аль Капоне и Мейер Лански не были образцами для подражания. Фигура вроде А. Г. Гейгера, рэкета с грязными книгами из «Большого сна» Рэймонда Чендлера (1939), который дополняет свою деловую деятельность в качестве владельца порнографической библиотеки в Голливуде организацией сексуальных оргий и шантажом богатых клиентов, является очаровательным, но зловещим преувеличением. Как бы ни были склонны к шантажу кинодеятели, это не было профессией книготорговцев. [ 6 ]

Действие «Большого сна» происходит в 1930-е годы, и поэтому на его историю также во многом повлияли вполне реальные массовые социальные потрясения в межвоенный период. В суровые 1930-е годы американский народ потерял большую веру в правительство из-за его неоднократных неудач в вмешательстве, испытал рост бандитского насилия из-за Сухого закона и пережил серьезное снижение общественного благосостояния из-за таких катастроф, как Великая депрессия и «Пыльный котел». [ 7 ] Сам Чендлер был уволен с работы в нефтяной компании в 1932 году, что привело к тому, что он начал писать в более суровом и циничном крутом жанре, отражавшем трудности своего времени. В предисловии американского эссеиста Герберта Рума к « Черной маске», крутому журналу, для которого Чендлер первоначально писал, Рум обнаружил, что: «...улицы городов лучше всего отражали моральный беспорядок той эпохи. События изображались на языке эти улицы злые, жаргонные, предвзятые, иногда остроумные и всегда жесткие». [ 8 ]

В это время страданий люди начали стекаться в большие города, такие как Лос-Анджелес (также место действия «Большого сна») в поисках работы, что, в результате, превратило города в горячие точки для нового взаимодействия демографических и социально-экономических изменений. В результате в Америке начали формироваться корни современности и массовой культуры, медленно разрушающие старые социальные нормы, такие как традиционные взгляды на мужественность и семью. Это во многом соответствует изображению Чендлером Марлоу как рыцарского одинокого волка старой гвардии, тщетно пытающегося изменить мир вокруг себя.

Мужественность лежит в основе «Большого сна». В самом начале романа Чендлер уже устанавливает мужскую характеристику Марлоу, когда наблюдает за витражом, изображающим рыцаря, пытающегося спасти девушку, попавшую в беду. Читатели интерпретировали самоидентификацию Марлоу с рыцарем как иллюстрацию соответствия старым рыцарским взглядам на мужественность. Его презрение к странным отношениям, например, с Гейгером и Лундгреном, проливает больше света на то, что определяет мужественность Марлоу как строго соответствующую гетеронормативной перспективе. [ 7 ]

Преданность Марлоу Стернвудам также побудила читателей задуматься о темах семейной иерархии и отношений. Изоляция Марлоу пронизывает весь роман, и читатели сделали вывод, что близкая преданность Марлоу своему клиенту является его скрытым желанием быть частью семьи, ссылаясь на продолжающееся использование Марлоу слова «мы» при допросе подозреваемых как на его попытку интегрироваться в семью. . [ 9 ]

Адаптации

[ редактировать ]
Хамфри Богарт в трейлере к фильму «Большой сон» (1946)

Критический прием

[ редактировать ]

«Большой сон» получил признание критиков. 5 ноября 2019 года BBC News включила «Большой сон» в список 100 самых влиятельных романов . [ 12 ] В ретроспективе 2014 года The Guardian поставила его на 62-е место в списке 100 лучших романов. [ 13 ] Сайт рецензий на книги The Pequod оценил книгу на 9,5 баллов (из 10,0), заявив: «Это одна из лучших книг Рэймонда Чендлера… Настоящее удовольствие заключается не в сюжете, а в атмосферной обстановке Чендлера». [ 14 ] The New York Times также похвалила книгу: «Как исследование разврата, эта история великолепна, Марлоу выделяется как почти единственный принципиально порядочный человек в ней». [ 15 ]

  1. ^ «100 романов всех времён» . Время . 16 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2005 г. Проверено 25 мая 2010 г.
  2. ^ МакШейн, Фрэнк (1976). Жизнь Рэймонда Чендлера . Нью-Йорк: EP Даттон. стр. 67 . ISBN  0-525-14552-4 .
  3. ^ МакШейн, Фрэнк (1976). Жизнь Рэймонда Чендлера . Нью-Йорк: EP Даттон. стр. 68 . ISBN  0-525-14552-4 .
  4. Письмо Джейми Гамильтону, 21 марта 1949 г. В Хайни Т. и МакШейне Ф. (2000). Документы Рэймонда Чандлера . Atlantic Monthly Press стр. 105.
  5. ^ МакШейн, Фрэнк (1976). Жизнь Рэймонда Чендлера . Нью-Йорк: EP Даттон. стр. 68–69 . ISBN  0-525-14552-4 .
  6. ^ Герцман, Джей А. (1999). Буклегеры и смутхаунды: торговля эротикой 1920–1940 (первое издание в мягкой обложке, изд. 2002 г.). Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. стр. 35–37. ISBN  0-8122-1798-5 .
  7. ^ Jump up to: а б Снайдер, Роберт Лэнс (22 марта 2018 г.). «Арабески окончательного образца»: крутая шпионская фантастика Лена Дейтона» . Статьи по языку и литературе . 54 (2): 155–187.
  8. ^ ЗИНССЕР, ДЭВИД ЛОУ. ПРОСМОТР ДЕТЕКТИВА (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РЭЙМОНДА ЧЭНДЛЕРА) . 1982. Издательство ProQuest Dissertations.
  9. ^ Бил, Уэсли (2014). «Филип Марлоу, семьянин» . Колледжская литература . 41 (2): 11–28. дои : 10.1353/лит.2014.0021 . ISSN   1542-4286 .
  10. ^ IndieWire, «Интервью с братьями Коэн, Джоэлом и Итаном о Большом Лебовски », 1998 г.
  11. IndieWire, «Коэны говорят (неохотно)», 9 марта 1998 г. (получено 7 января 2010 г.)
  12. ^ «100 самых вдохновляющих романов, представленных BBC Arts» . Новости Би-би-си . 5 ноября 2019 года . Проверено 10 ноября 2019 г. . Это открытие положило начало ежегодному празднику литературы BBC.
  13. ^ «100 лучших романов: № 62 — Большой сон Рэймонда Чендлера (1939)» . Хранитель . 24 ноября 2014 года . Проверено 31 октября 2022 г.
  14. ^ «Большой сон | Пекод» . the-pequod.com . Проверено 31 октября 2022 г.
  15. ^ «Новые мистические истории» . archive.nytimes.com . Проверено 31 октября 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Филлипс, Джин Д. (2000). Порождения тьмы: Рэймонд Чендлер, детективная фантастика и фильм-нуар . Лексингтон, Кентукки: Университет Кентукки. ISBN  0-8131-9042-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48a7450d3d8ae34536ea81ce0be9c5f5__1718988900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/f5/48a7450d3d8ae34536ea81ce0be9c5f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Big Sleep - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)