Голубой георгин
Голубой георгин | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Джордж Маршалл |
Написал | Рэймонд Чендлер |
Продюсер: | Джон Хаусман |
В главных ролях | Алан Лэдд Вероника Лейк Уильям Бендикс |
Кинематография | Лайонел Линдон |
Под редакцией | Артур П. Шмидт |
Музыка | Виктор Янг |
Производство компания | |
Распространено | Парамаунт Пикчерз |
Дата выпуска |
|
Время работы | 100 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Театральная касса | 2 750 000 долларов США (аренда в США) [ 1 ] 1 063 165 поступлений (Франция) [ 2 ] |
«Голубой георгин» — американский криминальный фильм и фильм-нуар 1946 года по оригинальному сценарию Рэймонда Чендлера. [ 3 ] [ 4 ] Режиссер Джордж Маршалл , в главных ролях Алан Лэдд , Вероника Лейк и Уильям Бендикс . [ 5 ] Это был первый оригинальный сценарий Чендлера.
Сюжет
[ редактировать ]Трое демобилизованных авиаторов ВМС США, Джонни Моррисон, Базз Ванчек и Джордж Коупленд, прибывают в Голливуд , штат Калифорния . Все трое летели вместе в одном экипаже с атолла Кваджалейн в южной части Тихого океана . У Базза контузия и металлическая пластина в голове над ухом.
Пока Джордж и Базз вместе снимают квартиру, Джонни удивляет свою жену Хелен в ее бунгало в отеле, где она устраивает шумную вечеринку с множеством пьяных гуляк. Джонни узнает, что у Хелен роман с Эдди Харвудом, владельцем ночного клуба Blue Dahlia на Сансет Стрип . Джонни бьет Эдди кулаком, когда тот уходит, а затем извиняется за то, что вышел из себя. Вечеринка заканчивается, и все уходят. Пьяная Хелен признается Джонни, что их сын Дикки, который, по мнению Джонни, умер от дифтерии , на самом деле погиб в автокатастрофе, которая произошла из-за того, что она вела машину в нетрезвом виде. Драка Джонни и Хелен, свидетелем которой становится детектив отеля «Папа» Ньюэлл. Джонни решает уйти. Он направляет пистолет на Хелен, заявляет: «Вы этого заслуживаете», но роняет пистолет на стул и уходит.
Базз выходит на поиски Джонни в его бунгало в отеле. Он встречает Хелен Моррисон в баре отеля и, не зная ее личности, идет в ее бунгало выпить, чтобы дождаться миссис Моррисон.
Хелен звонит Эдди, который расстается с ней, по телефону. Однако затем она шантажирует его, заставляя увидеться с ней снова. Эдди навещает Хелен в ее бунгало; свидетелем этого является детектив отеля.
Джонни подбирает Джойс Харвуд (которая едет в Малибу) во время прогулки под дождем. Она отдалена от Эдди. Ни один из них не раскрывает свои имена. Несмотря на влечение друг к другу, их пути расходятся, и Джонни ночует в прибрежной гостинице. На следующее утро в той же гостинице Джойс видит Джонни за завтраком и сообщает, что она остановилась в той же гостинице. Они решают прогуляться по пляжу в поисках лунных камней. Покупая билет на автобус до Лос-Анджелеса, Джонни слышит, как по радио объявляют, что Хелен убита и что Джонни подозревается. Затем он быстро уходит, чтобы сесть в автобус.
Полиция допрашивает Ньюэлла, Харвуда, Базза и Джорджа.
Джонни регистрируется в дешевом отеле в Лос-Анджелесе под вымышленным именем. Корелли, менеджер отеля, находит фотографию Джонни в рамке, на которой он изображен с Дикки, и пытается его шантажировать. Джонни наносит удар Корелли, разбивая при этом раму; на оборотной стороне фотографии он обнаруживает, что Хелен написала страховое свидетельство, в котором говорится, что Эдди на самом деле Бауэр, убийца, разыскиваемый в Нью-Джерси .
Корелли возрождается и продает информацию о личности Джонни гангстеру по имени Лео (партнеру Эдди по ночному клубу), который затем похищает Джонни, когда он навещает Джорджа и Базза.
Базз и Джордж навещают Эдди в «Голубом георгине». Джойс, согласившаяся встретиться с Эдди, представляется. Пока Джойс срывает синий цветок георгина, музыка ночного клуба вызывает болезненный звон в голове Базза. Впадая в припадок, он вспоминает мучительную музыку, которую слышал в бунгало Хелен, когда она играла с синим георгином.
Джонни убегает от Лео и его помощника, нокаутируя их обоих незадолго до прибытия Эдди. Они разговаривают, и Эдди с сожалением признается, что пятнадцать лет назад он был причастен к расстрелу банковского курьера.
Лео приходит и пытается выстрелить в Джонни, но во время драки вместо этого стреляет в Эдди. Джонни стреляет в Лео и убегает в Голубой Георгин, где полиция пытается заставить сбитого с толку Базза признать, что он убил Хелен.
Входит Джонни и предлагает Джойсу включить джаз, который ненавидит Базз. Когда у него кружится голова, Базз вспоминает, как оставил Хелен живой в ее бунгало. Ньюэлл пытается переместить подозрения на Джорджа, затем пытается уйти, поскольку капитан полиции Хендриксон предъявляет Ньюэллу обвинение в том, что он пытался шантажировать Хелен по поводу ее романа и что он убил ее, когда она отказалась подчиниться. Затем Ньюэлл пытается сбежать из офиса, но Хендриксон застреливает его, когда тот вытаскивает свой пистолет.
Позже, возле «Голубого георгина», Базз и Джордж решают пойти выпить, оставив Джонни и Джойс вместе.
Бросать
[ редактировать ]
|
Среди незарегистрированных выступлений - Мэй Буш в роли горничной Дженни, Энтони Карузо в роли капрала, играющего на музыкальном автомате, и Ноэль Нил в роли девчонки-ноли.
Производство
[ редактировать ]
Разработка
[ редактировать ]В 1945 году Алан Лэдд был одной из главных звезд Paramount. В 1943 году он прослужил в армии десять месяцев, прежде чем был с честью демобилизован по болезни; однако недавно ему был присвоен класс 1-А для призыва в армию, и ему, возможно, пришлось вернуться в армию. Paramount продолжала подавать заявку на отсрочку, чтобы он мог снимать фильмы, но Лэдд должен был быть введен в должность в мае 1945 года. [ 6 ]
Студия хотела снять фильм с его участием до того, как это произошло, но не нашла ничего подходящего. Продюсер Джон Хаусман знал Рэймонда Чендлера по участию в фильме Paramount «Невидимое» , который Хаусман продюсировал, а Чендлер переписал. Хаусман говорит, что Чендлер начал писать роман, но «застрял» и подумывал вместо этого превратить его в сценарий к фильму. Хаусман прочитал 120 страниц, написанных Чендлером, и в течение 48 часов они были проданы Paramount. Хаусман продюсировал его под руководством Джозефа Систрома. [ 7 ]
Это был первый оригинальный сценарий для экрана, который когда-либо написал Чендлер. [ 8 ] [ 9 ] Он написал первую половину сценария менее чем за шесть недель и отправил ее в Paramount. Обрадовавшись, студия договорилась о начале съемок через три недели. [ 10 ]
Paramount анонсировала фильм в феврале 1945 года, и Лэдд, Лейк, Бендикс и Маршалл (режиссер) присоединились к нему с самого начала. [ 11 ] Хаусман сказал, что Джордж Маршалл имел репутацию человека, который много переписывал на съемочной площадке, и ему пришлось убеждать его придерживаться сценария. [ 12 ] (Маршалл сказал, что он был настолько впечатлен текстом, что никогда не собирался переписывать его. [ 13 ] )
Хаусман вспоминал, что Лэдд был недоволен выбором Дорис Даулинг на роль его жены, потому что она была на полфута выше его, но это было замаскировано во время их совместных сцен. [ 12 ]
Стрельба
[ редактировать ]Съемки начались в марте 1945 года без законченного сценария. Поначалу Хаусман не волновался из-за своей уверенности в Чендлере. Он говорит, что через четыре недели после начала съемок студия начала беспокоиться, поскольку у них заканчивался сценарий. «За четыре недели мы отсняли шестьдесят две страницы; Чендлер за это время сдал только двадцать две, а осталось еще тридцать». [ 14 ]
Проблема была в финале. Первоначально Чендлер предполагал, что убийцей будет Базз, потерявший сознание. Однако военно-морской флот не хотел, чтобы военнослужащего изображали убийцей, и Paramount сказала Чендлеру, что ему нужно придумать новый финал. Чендлер сначала ответил писательским кризисом . Paramount предложила Чендлеру стимул в размере 5000 долларов за завершение сценария, но, по словам Хаусмана, это не сработало:
Я полагаю, что это был расчет фронт-офиса, что, подвешивая свежую морковку перед носом Чендлера, они совершили блестящий и хитрый маневр. Они не знали своего человека. Вместо этого им удалось потревожить его тремя разными способами. Во-первых, его вера в себя была разрушена. Никогда не позволяя Рэю поделиться своими опасениями, я убедил его в своей уверенности в его способности закончить сценарий вовремя. Это чувство безопасности теперь было безнадежно разрушено. Во-вторых, его оскорбили. Для Рэя бонус был не чем иным, как взяткой. Предложить большую дополнительную сумму денег за выполнение задания, на которое он уже заключил контракт и которое он намеревался выполнить, было по его меркам унижением и позором. В-третьих, подойдя к нему за моей спиной, они предложили ему предать друга и однокурсника по государственной школе . То, как проводилось интервью («подло»), вызвало у Рэя унижение и ярость. [ 14 ]
Чендлер хотел уйти, но Хаусман убедил его остановиться на этом. На следующий день Чендлер сказал, что сможет закончить фильм, если возобновит пить. Хаусман сказал, что требования писателя заключались в том, чтобы «два лимузина Cadillac стояли днем и ночью возле дома с доступными водителями», «шесть секретарей» и «прямая линия, открытая в любое время, до моего офиса днем, до коммутатора студии на улице». ночью и ко мне домой в любое время». [ 14 ] Хаусман согласился и говорит, что затем Чендлер начал пить:
[Чендлер] не преуменьшал опасности [питья]», — сказал Хаусман в 1964 году. сценарий, рискуя своей жизнью. (Опасно было не пьянство, объяснил он, поскольку у него был врач, который делал ему такие массивные инъекции глюкозы, что он мог неделями вообще обходиться без твердой пищи. Страшным было трезвение; ужасное напряжение его возвращения к нормальной жизни)». [ 14 ]
По истечении этого времени Чендлер представил готовый сценарий. [ 15 ]
Чендлер был недоволен вынужденным финалом, заявив, что он превратил «из довольно оригинальной идеи в рутинный детектив». [ 16 ] Ему также не понравилось выступление Лейка. «Единственный раз, когда она хороша, — это когда она держит рот на замке и выглядит загадочно», — сказал он другу. «В тот момент, когда она пытается вести себя так, как будто у нее есть мозги, она падает ничком. Сцены, которые нам пришлось вырезать, потому что она их испортила! И есть три ужасных близких кадра, на которых она выглядит встревоженной, и мне хочется бросить их. мой обед через забор». [ 17 ]
Чендлер пользовался большим уважением на съемочной площадке, но Лейк не была с ним знакома, поэтому, когда она спросила о нем и получила ответ: «Он величайший писатель-детектив в мире», она взяла за правило внимательно выслушивать анализ его работ, сделанный рекламный директор фильма, чтобы произвести впечатление на газетных репортеров своими знаниями о писателе, которого она никогда не читала. [ 18 ] У Чендлера возникла сильная неприязнь к Лейк, и он называл ее «Озеро Мороника». [ 19 ]
Позже Лейк сказала о своей роли: «Я не являюсь большой движущей силой, но роль хорошая». [ 20 ]
К маю 1945 года правительство постановило, что все мужчины в возрасте 30 лет и старше будут освобождены от обязанности вернуться в армию. В конце концов, Лэдду не пришлось повторно вступать в армию. [ 21 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]«Голубой георгин» вошел в число самых популярных фильмов в прокате Великобритании в 1946 году. [ 22 ]
Критический ответ
[ редактировать ]В современной рецензии для The New York Times критик Босли Кроутер назвал фильм «медом жесткого романа» и написал: «Эту бурную историю нависает атмосфера углубляющейся тайны, которая делает ее ничтожной. тем менее интригующим для любителей жестокого и причудливого... Джордж Маршалл четко руководил хитрым сценарием мистера Чендлера. Тактичность всего этого может быть подвергнута серьезному сомнению, но это действительно живое и захватывающее шоу». [ 23 ]
Журнал Variety писал: «Играя демобилизованного военно-морского летчика, который возвращается домой с Тихого океана и сначала обнаруживает, что его жена неверна, а затем обнаруживает, что она убита, а он скрывается в качестве подозреваемого, Алан Лэдд отлично справляется со своей задачей. В его неустанном выслеживании настоящего преступника Лэдд обладает холодным, стальным характером, который обладает силой. Боевые сцены суровы, жестоки и чрезвычайно эффективны». [ 24 ]
Diabolique назвала его «фантастическим фильмом-нуар, полным атмосферы, интриги, ярких диалогов и сенсационной игры, который почти сразу был признан классикой и принес кучу денег». [ 25 ]
Название фильма могло быть источником прозвища «Черный георгин» , данного жертве убийства в 1947 году Элизабет Шорт.
Rotten Tomatoes сообщает, что 100% критиков дали фильму положительную оценку на основе 11 рецензий. [ 26 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Чендлер был номинирован на премию Оскар за лучший оригинальный сценарий . [ 27 ]
Адаптации
[ редактировать ]«Голубой георгин» был инсценирован как получасовая радиоспектакль в передаче The Screen Guild Theater 21 апреля 1949 года с Лейк и Лэддом в их оригинальных ролях в кино. В 1989 году фильм также был адаптирован в постановку. [ 28 ]
Рассказ Хаусмана о создании фильма был инсценирован для радио BBC Рэем Коннолли в 2009 году. [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ "60 самых кассовых фильмов 1946 года", Разнообразие от 8 января 1947 года, стр. 8
- ↑ Кассовые сборы во Франции 1948 года в Box Office Story.
- ^ Обзор эстрадных фильмов; 30 января 1946 г., с. 12.
- ^ «Отчеты Харрисона» Обзор фильма ; 2 февраля 1946 г., с. 19.
- ^ Голубой георгин на IMDb .
- ^ Фрэнк Догерти (11 мая 1945 г.). «Вероника Лейк и Алан Лэдд снова объединились». Христианский научный монитор . п. 5.
- ^ Хаусман стр. xii–iii
- ^ Чендлер, Рэймонд (2014). Мир Рэймонда Чендлера . Издательство Кнопф Даблдей. ISBN 978-0385352376 . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ Лохте, Ричард С. (14 декабря 1969 г.). «Затухание Рэймонда Чендлера». Чикаго Трибьюн . п. 60.
- ^ «Домовой стр. xiii».
- ^ «Экранные новости: Warners заплатили 100 000 долларов за фильм «Поспешное сердце», Джоан Блонделл получила главную роль» . Нью-Йорк Таймс . 19 февраля 1945 г. с. 21.
- ^ Jump up to: а б Хаусман, стр. xiii
- ^ Брукколи с. 133
- ^ Jump up to: а б с д «Голубой георгин (1946) – Статьи» . Классические фильмы Тернера . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Фриман, Джудит (2008). Долгие объятия . Издательство Кнопф Даблдей. стр. 227–228. ISBN 978-0307472700 . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Бруколи, стр. 132.
- ^ Брукколи с. 134
- ^ Ленбург, Джефф (2001). Пикабу: История Вероники Лейк . Линкольн, Небраска: iUniverse. п. 161. ИСБН 978-0595192397 .
- ^ Заяц, Уильям (2012). От «Криминального чтива» до нуара: Великая депрессия и развитие жанра . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. п. 104. ИСБН 978-0786466825 .
- ^ Шаллерт, Эдвин (8 июля 1945 г.). «Смена темпа ролей манит Веронику Лейк: звезда делает паузу на перепутье карьеры. Роли Вероники должны сменить». Лос-Анджелес Таймс . п. С1.
- ^ «Действия, принятые для сдерживания вспышки бешенства». Лос-Анджелес Таймс . 24 мая 1945 г. с. А12.
- ^ Тумим, Джанет (осень 1991 г.). «Популярность, деньги и культура в послевоенной британской киноиндустрии» . Экран . Том. 32, нет. 3. п. 258.
- ^ Кроутер, Босли (9 мая 1946 г.). «Экран в обзоре». Нью-Йорк Таймс . п. 27.
- ^ «Голубой георгин» . Отзывы. Разнообразие . 31 декабря 1945 года . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Вагг, Стивен (11 февраля 2020 г.). «Кино Вероники Лейк» . Журнал Диаболик .
- ^ «Голубой георгин» . Гнилые помидоры . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «19-я церемония вручения премии Оскар (1947): номинанты и победители» . Академия кинематографических искусств и наук (AMPAS). 4 октября 2014 года . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Сильви Дрейк (20 февраля 1989 г.). «Любовное воссоздание синего георгина ». Лос-Анджелес Таймс . п. OC_D6.
- ^ "BBC Radio 4 Extra - Рэй Коннолли - Потерянные две недели" .
Библиография
- Брукколи, Мэтью (1976). «Рэймонд Чендлер и Голливуд». Голубой георгин: сценарий . Чендлер, Рэймонд. Карбондейл. стр. 129–137.
- Хаусман, Джон (1976). «Потерянные две недели. Мемуары». Голубой георгин: сценарий . Чендлер, Рэймонд. Карбондейл. стр. x – xxi.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Голубой георгин на IMDb
- Голубой георгин в AllMovie
- Голубой георгин в базе данных TCM Movie
- «Голубой георгин» в каталоге художественных фильмов AFI
- Рецензия на фильм в New York Times — ( архив )
- Рецензия на фильм в Variety
Потоковое аудио
- «Голубой георгин» в Театре Screen Guild : 21 апреля 1949 г.
- фильмы 1946 года
- Криминальные триллеры 1940-х годов
- Американские криминальные триллеры
- Американские черно-белые фильмы
- Фильм нуар
- Фильмы, написанные Виктором Янгом
- Фильмы Джорджа Маршалла
- Фильмы, действие которых происходит в Лос-Анджелесе
- Фильмы Paramount Pictures
- Фильмы по сценарию Рэймонда Чендлера
- Фильмы о неверности
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Американские фильмы 1940-х годов
- Англоязычные криминальные триллеры