Горячий клуб Франции
Hot Club de France (или HCF ) — французская организация любителей джаза, занимающаяся продвижением «традиционного» джаза, свинга и блюза. Он был основан в 1931 году в Париже, Франция, пятью студентами лицея Карно . [ 1 ] В 1928 году Жак Бюро, Юг Панасси , Шарль Делоне , Жак Осенфан и Элвин Дира собрались вместе, чтобы послушать джаз, а затем способствовать его признанию во Франции. Цель заключалась в том, чтобы привлечь внимание публики к джазу, а также защитить и продвигать этот стиль перед лицом любой оппозиции. [ 2 ] Клуб начал свою деятельность осенью 1931 года как Universitaire Jazz Club, поскольку все его участники еще были студентами. В 1932 году он возродился и был переименован в Hot Club de France. [ 3 ]
Клуб был основан энтузиастами и любителями джаза с единственной целью - помочь распространению музыки по всему миру. Участники объединились, чтобы продвигать музыку в любой форме, в которой они могли, что привело к таким событиям, как первый из многих концертов в 1933 году, создание Le Jazz Hot , официального журнала клуба, основание музыкального лейбла Swing в 1937 году, конференции. , сеансы прослушивания редких дисков, радиопереговоры и создание региональных горячих клубов, среди прочего. [ 2 ] Эта любительская организация сыграла важную роль в распространении и открытии джаза во Франции. [ 4 ] и организации-подражатели возникли по всей Европе, чтобы распространять музыку в таких странах, как Норвегия и Великобритания.
История
[ редактировать ]В то время, когда Hot Club начал продвигать концерты Quintette du Hot Club de France , Шарль Делоне был генеральным секретарем клуба, а Юго Панасси - президентом. [ 4 ] Эти двое мужчин часто занимали разные руководящие должности среди глав группы, но какие роли каждый занимал в течение какого периода времени, трудно определить. Оба мужчины проделали большую работу с Клубом до его раскола в 1947 году.
Hot Club часто занимает довольно жесткую позицию в отношении продвигаемой музыки; На протяжении всей своей истории клуб увековечивал идею о том, что «аутентичным» является только джаз, основанный на традициях свинга и блюза афроамериканской музыки. [ 5 ] Одним из примеров этой жесткости является вынужденная отставка Шарля Делоне в 1947 году из-за его растущего интереса к бопу в 1940-х годах; его принятие музыки оттолкнуло других участников, особенно Хьюга Панасси . [ 6 ]
Хотя Клуб твердо придерживается этой философии, он, как говорят некоторые критики, заинтересован не только в продвижении джазовых стилей эпохи до 1945 года; клуб продвигает музыку музыкантов, которых он считает аутентичными или каким-то образом основанными на подлинных традициях свинга и блюза. В число этих художников входят, среди прочих, Эрл Бостик , Пол Гонсалвес , Арета Франклин , Джимми Смит , Уэс Монтгомери , Рэй Чарльз , Монти Александр , Стэнли Террентайн и Стэнли Джордан . [ 6 ]
Примерно в январе 1934 года Хьюг Панасси и Пьер Нурри стали президентом и секретарем организации соответственно. В августе 1938 года клуб был официально распущен и вновь основан с Шарлем Делоне в качестве секретаря. Среди президентов также были Мадлен Готье (1975–83) и Жак Пешо. [ 6 ] Луи Армстронг был избран почетным президентом Клуба в 1936 году. [ 7 ] Он удерживал этот титул до своей смерти 6 июля 1971 года. [ 8 ]
Штаб-квартира Hot Club de France переехала из Парижа в Монтобан в 1948 году, в Сен-Врен (недалеко от Корбей-Эссона) в 1977 году и в Ножан-сюр-Марн в 1999 году. Общее количество дочерних горячих клубов во Франции сильно различается. ; в 2000 году было 17 «дочерних» и два «ассоциированных» клуба. [ 6 ] Библиотека Hot Club расположена в Муниципальной дискотеке в Вильфранш-де-Руэрг на юге Франции; он начался с основной коллекции Хьюза Панасси, насчитывающей более 6000 пластинок со скоростью вращения 78 об / мин и 9000 пластинок, и с тех пор расширился. [ 7 ]
Бибоп раскол
[ редактировать ]В 1947 году раскол расколол HCF на два лагеря: те, кто возглавлял Шарля Делоне, считали, что новый стиль би-боп был просто смелым экспериментом на передовых рубежах джаза, а те, кого возглавлял Хьюг Панасси, утверждали, что бибоп - это не джаз. [ 9 ] Это разделение между поклонниками джаза во Франции было тем, что Людовик Турн назвал «войной джаза». [ 9 ]
Публикации
[ редактировать ]Хьюг Панассие, помимо своих обязанностей в клубе, вел ежемесячную джазовую колонку в первом в мире джазовом журнале Jazz-Tango-Dancing , который позже стал Le Jazz Hot . [ 3 ] : 55 Вероятно, он получил эту должность благодаря своей работе в Revue du Jazz , журнале, который с 1929 по 1931 год публиковал статьи, написанные Филиппом Брюном, Стефаном Муженом и любительницей Панасси. [ 10 ] Jazz-Tango-Dancing появился в 1929 году как журнал об аргентинском танго и джазовой музыке. [ 11 ] В 1934 году Хьюг Панасси и Шарль Делоне решили запустить журнал и сформировать группу, которая представляла бы музыкальную точку зрения клуба; [ 12 ] журнал станет «Jazz Hot: международный журнал о джазовой музыке». [ 11 ] [ 13 ] и группа стала Quintette du Hot Club de France , продвигая новый стиль джаза a cordes или «струнный джаз». [ 12 ]
Jazz Hot , официальный рупор Hot Club, начал свою деятельность в 1935 году; [ 13 ] Первым выпуском было одностраничное издание, напечатанное на обратной стороне программы концерта Коулмана Хокинса в Зале февраля Плейель 21 1935 года и распространявшееся при поступлении. [ 14 ] Хьюг Панасси редактировал журнал с 1935 по 1946 год. [ 7 ] : 235 Сочинения Панасси в Jazz Hot , а также других критиков и писателей помогли определить новую музыку в соответствии со старыми европейскими традициями. [ 15 ] но также разместить музыку географически и социокультурно в Соединенных Штатах, в Новом Орлеане, начиная с афроамериканского меньшинства; это сделало это первое издание, в котором признан не только вклад афроамериканцев в музыку, но и их роль как ее прародителей. [ 15 ] Вторая мировая война вынудила Клуб приостановить издание Jazz Hot до середины 40-х годов. [ 16 ] Журнал продолжал издаваться, но после 1946 года уже не находился в ведении Клуба; Частично это произошло из-за идеологического раскола, который вынудил Шарля Делоне уйти в отставку и покинуть Клуб. Делоне сохранял контроль над журналом и был его основным финансовым спонсором до 1980 года. [ 17 ]
После 1950 года Bulletin du Hot Club de France основным изданием клуба стал ; он продолжает выполнять эту роль и по сей день. [ 6 ] Хьюг Панассие редактировал и публиковал Бюллетень, начиная с 1950 года. [ 7 ] : 235 Журнал Jazz Hot не следует путать с одноименной книгой Панасси Le Jazz Hot , опубликованной в 1934 году.
Клубы и площадки
[ редактировать ]Hot Club de France, будучи ассоциацией, не владел собственным клубом до 1969 года. [ 18 ] С момента своего создания в 1932 году до приобретения Cave du Hot Club de France на улице Паве, 9 в 1969 году Клуб сосредоточил свою энергию на планировании и проведении мероприятий в нескольких крупных парижских клубах. [ 19 ]
До 1930 года Quintette du Hot Club de France можно было услышать в клубе Casanova на улице Фромантен. [ 20 ]
Ecole Normale de Musique de Paris на улице Кардине, 78, на бульваре Малешерб, использовалась Hot Club de France для многих своих концертов с 1930-х по 1954 год, начиная с первого выступления Quintette du Hot Club de France 2. Декабрь 1934 года. Среди музыкантов, которых представил здесь Hot Club, были Гарланд Уилсон , Билл Коулман , Бенни Картер и Эдди. Юг . [ 20 ] Дальнейшие джазовые концерты были даны в Школе в 1962, 1966 и 1968 годах. [ 21 ]
В отеле Claridge на авеню Елисейских полей, 74 выступал оркестр контрабасиста Луи Волы , который играл в качестве вечернего развлечения во время ежедневных танцев; эта группа дала Джанго Рейнхардту и Стефану Граппелли , которые были ее участниками, возможность джемовать между сетами. [ 21 ] Именно во время одного из таких неформальных джем-сейшенов эту пару «обнаружили» члены Hot Club. [ 3 ] : 57
Зал Гаво на улице Ла Боэти, 45 регулярно использовался для проведения джазовых концертов; Пьер Нурри организовал выступление Quintette du Hot Club de France 20 октября 1937 года, и группа снова выступила там в марте следующего года. [ 21 ]
Зал Плейель на улице Фобур-Сен-Оноре, 252 был местом проведения нескольких важных джазовых представлений, начиная с лет перед Второй мировой войной. Quintette du Hot Club de France и несколько американских артистов, в том числе Луи Армстронг , Дюк Эллингтон В довоенные годы там выступали и Кэб Кэллоуэй. В 1949, 1952 и 1954 годах в этом зале проводился Международный джазовый фестиваль (в народе — Парижская джазовая ярмарка), организованный «Горячим клубом» под руководством Шарля Делоне. [ 21 ] Луи Армстронг дал в этом зале два важных концерта; концерты состоялись 9 и 10 ноября 1934 года. [ 7 ] : 260 Именно этим выступлениям Панасси посвящает целую главу своей «Douze annees de Jazz». [ 8 ] : 60
Туры
[ редактировать ]Hot Club организовал туры для нескольких приехавших американских музыкантов; Тур Эрла Хайнса по Франции в 1960-х годах был организован через региональные филиалы Hot Club. [ 7 ]
В 1960-е годы Клуб также организовывал туры для Билла Харриса , блюзового пианиста Мемфиса Слима и сестры Розетты Тарп . [ 6 ]
Горячий квинтет Club de France
[ редактировать ]Quintette du Hot Club de France был основан с помощью Пьера Нурри, а затем и при полной поддержке Hot Club. В августе 1934 года Нурри, тогдашний секретарь Hot Club, поручился за Джанго Рейнхардта и его таланты, когда привел его и Нин-Нин Рейнхардт в Publicis Studios, студию звукозаписи для музыкантов-любителей. Нурри заплатил 80 франков из своих денег за их запись и даже разыскал басиста Хуана Фернандеса из Мартиники, чтобы составить трио. [ 3 ] : 58
Диски, сделанные во время этой сессии, были разосланы джазовым критикам, чтобы продемонстрировать новый стиль "Jazz a Cordes". Затем Пьер Нурри и Шарль Делоне обратились к лейблу Odeon с целью добиться прослушивания для всего квинтета; 9 октября 1934 года квинтет пришел в студию Одеон на прослушивание. По совету Джанго они пригласили американского певца Берта Маршалла из группы Hotel Claridge, чтобы сделать запись более коммерческой. Некоторые слушатели назвали пластинку вдохновляющей, но ее раскритиковали руководители Odeon. Нурри, встревоженный, но не испуганный тем, что Одеон отверг музыку трио как слишком «модернистическую», организовал концерт открытия квинтета в Ecole Normale de Musique в Париже на улице Кардине, 78 2 декабря 1934 года. Однако ансамбль все еще продолжал действовать. настолько новый, что не имел названия: на афишах к концерту он был обозначен как «Оркестр нового жанра джаза». Hot», или «Оркестр нового жанра Hot Jazz» под руководством «Джунго» Рейнхардта. [ 3 ] : 59
Именно успех этого концерта окончательно убедил остальных членов Hot Club официально спонсировать ансамбль. Только на втором официальном концерте группы у нее появилось название; после выступления 16 февраля 1935 года группа официально стала называться Django Reinhardt et le Quintette du Hot Club de France avec Stephane Grappelli. [ 3 ] : 60 Позже Пьер Нурри также убедил руководителя Ultraphone записать музыку квинтета в их студии на Монпарнасе. [ 3 ] : 62
Помимо музыкантов, там присутствовали Панасси, Делоне и Нурри, выступавшие в роли «авторов» или режиссеров сеанса; Панасси в обсуждении двух отдельных дублей песни убедил инженера и продюсера использовать версию, в которой музыканты импровизировали более свободно, несмотря на некоторые незначительные недостатки и ошибки, вместо более совершенной, но менее гибкой версии. Между этой сессией записи в 1934 году и последней довоенной сессией записи в августе 1939 года Квинтет записал 140 партий. [ 3 ] : 63
В своем первоначальном составе Квинтет состоял из гитаристов Джанго Рейнхардта , его брата Джозефа Рейнхардта (он же Нин-Нин) и Роджера Шапута, Луи Вола на контрабасе и скрипача Стефана Граппелли . [ 22 ] Квинтет был квартетом, пока Джанго не решил, что ему нужны два гитариста, которые бы поддерживали его в его соло, чтобы музыка звучала лучше, даже когда он и Стефан выключались во время песен. [ 3 ] : 57
Квинтет записал два альбома под названием «Delaunay's Jazz» до их официального принятия Клубом, но после концерта в декабре 1934 года стал известен как Quintette du Hot Club de France. [ 23 ]
Позже Шарль Делоне будет продвигать записи Джанго Рейнхардта с приглашенными американскими артистами, такими как Коулман Хокинс , Бенни Картер , Эдди Саут , Билл Коулман и Барни Бигард среди других. [ 12 ] : 258
Квинтет оставался активным с 1935 по 1939 год. [ 24 ] когда Граппелли решил остаться в Англии, а Джанго покинул тур, в котором они вместе отправились, чтобы вернуться домой во Францию; новые сессии записи произошли с первоначальной группой в 1946 и с 1947 по 1948 годы. [ 24 ]
Качать
[ редактировать ]Hot Club de France, продвигаемый Шарлем Делоне, спонсировал записи на лейбле Swing. Благодаря их работе , в частности, Коулман Хокинс и Дикки Уэллс (оба 1937), Билл Коулман (1937–1938) и Бенни Картер (1938). для лейбла были записаны [ 25 ]
Лейбл "Swing" был одним из первых звукозаписывающих лейблов, занимающихся исключительно джазом. [ 26 ] Он был основан Делоне в Париже в 1937 году; [ 26 ] артисты и репертуар были переданы под совместное руководство Шарля Делоне и Хьюга Панасси. [ 27 ] Записи были сделаны через французское отделение EMI . [ 28 ]
В 1948 году контроль над лейблом Swing перешел к Vogue, к которому Шарль Делоне присоединился в качестве «менеджера артистов и репертуара». [ 28 ] в то время как EMI сохранила задний каталог записей Swing. [ 28 ] На протяжении 1950-х годов Vogue продолжал выпускать пластинки под лейблом Swing. [ 28 ]
Фестивали
[ редактировать ]Hot Club de France был ответственным или сыграл роль в создании нескольких джазовых фестивалей, главными из которых были первый международный джазовый фестиваль в Ницце, Франция, с 22 по 28 февраля 1948 года, Фестиваль джаза в Монтобане и Международный фестиваль. де Джаз в Париже. Через несколько лет после первого концерта в 1933 году Hot Club установил своего рода квазимонополию на организацию джазовых концертов, дисков, радиопрограмм и общих знаний по этой теме во Франции. [ 29 ]
Первый из многих концертов, спонсируемых клубом, состоялся 1 февраля 1933 года, на нем выступили Гарланд Уилсон и Фредди Джонсон. [ 30 ]
Джазовый фестиваль в Ницце был основан Хьюгом Панассие и длился с 22 по 28 февраля 1948 года. [ 31 ] Он представлял собой репертуар традиционного джаза, свинга и бопа и стал первым международным джазовым фестивалем. [ 31 ] [ 7 ] : 221
Среди других музыкантов в нем приняли участие All-Stars Луи Армстронга. [ 31 ] Луи Армстронг , как почетный президент (получив этот титул в 1936 году голосованием «Горячего клуба»), начал фестиваль. [ 7 ] : 221 Уоррен «Бэби» Доддс также выступал на этом фестивале и, как известно, настраивал свои барабаны на различные фортепиано, на которых ему приходилось играть во время выступлений там. [ 32 ] Вероятно, именно этот фестиваль был распущен в пользу продвижения Международного джазового фестиваля 1949 года, чтобы избежать разделения артистов и объединить ресурсы.
Международный джазовый фестиваль (обычно Парижская джазовая ярмарка) был начат в 1948 году и организован Hot Club; Шарль Делоне был основателем. [ 33 ] Он проводился снова в 1948, 1952 и 1954 годах. На первом фестивале, среди других артистов, присутствовали Коулман Хокинс , Кенни Кларк , Джон Льюис , Эрролл Гарнер и Говард МакГи . В фестивале 1949 года приняли участие Сидни Беше и Квинтет Чарли Паркера с Майлзом Дэвисом , а также Диззи Гиллеспи , Телониус Монк , Мэри Лу Уильямс , Джерри Маллиган , Тэд Дэмерон , [ 31 ] и страница «Губы» . [ 34 ]
выступлением джаза в филармонии . В 1952 году фестиваль завершился [ 31 ] Этот фестиваль был праздником старых и молодых музыкантов, который помогал продвигать различные аспекты развития музыки, а также позволял таким музыкантам, как Майлз Дэвис, увидеть другую сторону музыки и ее поклонников. [ 12 ] : 414
В начале 1949 года Сидни Беше выступить на Международном джазовом фестивале. Шарль Делоне предложил [ 34 ] : 191 Это приглашение, вероятно, произошло из-за его работы над записью с американскими группами, созданными Хьюгом Панасси и Меззом Меззроу . [ 35 ] и предложение Хьюга Панасси в 1948 году о сумме в 1500 долларов за недельный тур по Франции. Этот тур никогда не был запланирован из-за ограничений французской валюты. [ 35 ] : 205 а возможность Беше выступить в группе с Меззом Меззроу на спонсируемом Hot Club джазовом фестивале в Ницце в 1948 году была исключена из-за его контракта с Jazz, Ltd .; Боб Уилбер . Вместо него поездку совершил [ 35 ] : 206
Беше почти не подписали контракт на участие в фестивале, которого тоже почти не существовало; Николь Барклай, сотрудница конкурирующего джазового фестиваля, с которым был связан Юг Панассие, почти убедила звезду выступить на ее фестивале. Шарль Делоне убедил Барклая и ее соратников объединить усилия для создания более крупного фестиваля, за который они смогли повысить Беше зарплату. [ 35 ] : 213 Это лишь один из многих эпизодов, возникших из-за послевоенного разлада между Панасси и Делоне.
Фестиваль проходил с 8 по 16 мая 1949 года, и в нем приняли участие несколько артистов-хедлайнеров при поддержке разных групп на основных сценах, а также джем-сейшны, объединяющие разных артистов; Сидни Беше играл как минимум с пятью группами в течение первого и второго дней фестиваля, включая « группу Клода Лютера » и группу, состоящую из « Липса Пейджа» , Рассела Мура и французской ритм-секции. [ 35 ] : 190
Джазовый фестиваль в Монтобане был организован Hot Club с 1982 года. [ 6 ] но в последующие годы Клуб перестал участвовать в этом фестивале. [ 31 ]
Горячий клуб и Сопротивление
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны «Горячий клуб» предоставил французскому Сопротивлению отличное прикрытие, которое можно было использовать для сбора информации о немецких войсках и оборонительных сооружениях для отправки обратно в Париж и, в конечном итоге, для передачи в Англию. Шарль Делоне использовал «Горячий клуб» как прикрытие для передачи информации о немцах английским войскам. Он путешествовал по Франции, организуя концерты для Hot Club с официальной санкции Propaganda Abteilung, но использовал свои поездки как средство установления контактов с подпольем. Его кодовое имя в британском управлении специальных операций было «Бенни», а его сеть — «Карт» в честь саксофониста Бенни Картера. К 1943 году немцы поняли его разведывательную работу; они совершили набег на «Горячий клуб» и забрали Делоне и его секретаршу Мадлен Жермен на допрос. Делоне был освобожден после пяти с половиной часов допроса, но его секретарь и глава марсельского отделения «Горячего клуба» были приговорены к концентрационным лагерям, где и погибли. [ 3 ] : 85
Жак Бюро (фр.) , соучредитель Клуба, также начал работать на Сопротивление; в 1944 году он вернулся во Францию с помощью британцев и присоединился к маки, чтобы защищать свою страну. Вскоре после этого он был схвачен гестапо и провел шесть месяцев в тюрьме Френ под Парижем. [ 3 ] : 86
Джанго Рейнхардта Песня « Nuages » стала одним из гимнов французского Сопротивления; он был записан с "Nouveau Quintette du Hot Club de France" 1 октября 1940 года. После его дебюта в Зале Плейель было продано более 100 000 копий из 78-ми. [ 3 ] : 87
См. также
[ редактировать ]Площадка фестиваля «Джаз в Монтобане»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шак, Уильям А. (2001). Гарлем на Монмартре . Беркли: Univ. из Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-22537-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Муэллик, Жиль (декабрь 2001 г.) Французский обзор американистики, специальное издание: Сыграй еще раз, Сим... Дань уважения Симу Копансу «Джаз на рандеву кино: от горячих клубов до новой волны» с. 99, дата обращения 4 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дрегни, Майкл (2008). Цыганский джаз: в поисках Джанго Рейнхардта и души цыганского свинга . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 55. ИСБН 978-0-19-531192-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Жамин, Джин и Уильямс, Патрик (апрель - сентябрь 2001 г.) L'Homme № 158/159, Джаз и антропология, «Глоссарий и указатель джазовых музыкантов», с. 318-319, дата обращения 4 апреля 2012 г.
- ^ Рай, Ховард. Веб-каталог CONSORT — pverify2 (wam) , Oxford Music Online Hot Club de France, дата обращения 20 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Oxford Music Online Hot Club de France
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мекна, Майкл (2004). Сачмо: энциклопедия Луи Армстронга (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут [ua]: Greenwood Press. п. 142. ИСБН 978-0-313-30137-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Берретт, Джошуа, изд. (1999). Товарищ Луи Армстронга: восемь десятилетий комментариев . Нью-Йорк: Книги Ширмера. п. 60. ИСБН 978-0-02-864669-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Жамин, Жан (апрель – сентябрь 2001 г.) L'Homme no. 158/159, Джаз и антропология «За пределами Старого Карра: идеи джаза во Франции», с. 289, дата обращения 4 апреля 2012 г.
- ^ Велберн, Рон (осень, 1987) Американская музыка, Vol. 5 № 2, Джазовые журналы 1930-х годов: обзор их провокационной журналистики с. 256, дата обращения 4 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Велберн, Рон (осень 1987 г.) Американская музыка, Vol. 5 № 2, «Джазовые журналы 1930-х годов: обзор их провокационной журналистики», с. 256, дата обращения 4 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д ДеВо, Скотт; Гиддинс, Гэри (2009). Джаз (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 257 . ISBN 978-0-393-06861-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Мужчина стр. 318
- ^ Гарлем на Монмартре, с. 96
- ^ Перейти обратно: а б Турнес, Людовик (декабрь 2001 г.) Французский обзор американистики, специальное издание: «Сыграй еще раз, Сим… Дань уважения Симу Копансу» «Реинтерпретация джаза: феномен контрамериканизации в послевоенной Франции (1945–1960)» стр. 74, дата обращения 4 апреля 2012 г.
- ^ Велберн, Рон (осень, 1987) Американская музыка, Vol. 5 № 2, Джазовые журналы 1930-х годов: обзор их провокационной журналистики с. 257
- ^ Спортис, Ив. Jazz Hot — международный джазовый журнал с 1935 года Le Jazz Hot . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Веб-каталог Oxford Music Online CONSORT — pverify2 (wam) Ночные клубы: Франция. Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ Веб-каталог CONSORT — pverify2 (wam) Oxford Music Online; Ночные клубы: Франция
- ^ Перейти обратно: а б Ночные клубы Oxford Music Online , Франция
- ^ Перейти обратно: а б с д Ночные клубы Oxford Music Online : Франция
- ^ Человек с. 328
- ^ Человек с. 319
- ^ Перейти обратно: а б Дигар, Жан-Пьер (январь-март 1999 г.) L'Homme no. 149, Психоаналитическая антропология, «Между джазом и гилией: Джанго Рейнхардт», с. 204 Проверено 27 марта 2012 г.
- ^ Рай, Ховард. Веб-каталог CONSORT — pverify2 (wam) , Oxford Music Online, дата обращения 20 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Клерге, Андре Веб-каталог CONSORT — pverify2 (wam) Oxford Music Online Делоне, Шарль. Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Ховард, Рай. Веб-каталог CONSORT — pverify2 (wam) Swing (iii)
- ^ Перейти обратно: а б с д Oxford Music Online Swing (iii)
- ^ Турнес, Людовик (январь/март 2001 г.) Исторический обзор, T. 303, Fasc. 1 (617) «Популяризация джаза во Франции (1948-1960): преддверия массификации музыкальных практик» с. 112, дата обращения 4 апреля 2012 г.
- ↑ Веб-каталог CONSORT — pverify2 (wam) Оксфордские музыкальные онлайн- фестивали: Франция, дата обращения 20 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Оксфордские музыкальные онлайн- фестивали: Франция
- ^ Шапиро, Нат; Хентофф, Нэт, ред. (1979). Создатели джаза: очерки о великих джазменах (Repr. d. Ausg. New York, 1957. Изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Да Капо Пр. п. 46. ИСБН 978-0-306-80105-1 .
- ^ Веб-каталог CONSORT - pverify2 (wam) Оксфордские музыкальные онлайн- фестивали: Франция
- ^ Перейти обратно: а б Беше, Сидни (1960). Относитесь к этому нежно . США: Туэйн, Касселл и Ко. р. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чилтон, Джон (1987). Сидни Беше: Волшебник джаза . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 113 . ISBN 978-0-19-520623-4 .