Jump to content

Дарио Фо

Дарио Фо
Дарио Фо в ноябре 1984 года
Дарио Фо в ноябре 1984 года
Рожденный Дарио Луиджи Анджело Фо
( 1926-03-24 ) 24 марта 1926 г.
Легджуно , Королевство Италия
Умер 13 октября 2016 г. (13 октября 2016 г.) (90 лет)
Милан , Италия
Занятие
  • Драматург
  • актер
  • директор
  • композитор
Период Послевоенная эпоха
Жанр Драма
Предмет
Известные работы
Заметные награды Нобелевская премия по литературе
1997
Супруг
( м. 1954; умер в 2013 г.)
Дети Якопо Фо
Веб-сайт www .дариофо .это
Подпись

Дарио Луиджи Анджело Фо (англ. Итальянское произношение: [ˈdaːrjo ˈfɔ] ; 24 марта 1926 — 13 октября 2016) — итальянский драматург, актёр, театральный режиссёр, сценограф , автор песен, политический деятель левого крыла Италии и лауреат Нобелевской премии по литературе 1997 года . [1] В свое время он был «возможно, самым широко исполняемым современным драматургом в мировом театре». [2] Большая часть его драматических работ зависит от импровизации и включает в себя восстановление «незаконных» форм театра, таких как те, которые исполняют джуллари (средневековые бродячие актеры). [3] и, что более известно, древний итальянский стиль комедии дель арте . [4]

Его пьесы переведены на 30 языков и поставлены по всему миру, в том числе в Аргентине, Болгарии, Канаде, Чили, Индии, Иране, Нидерландах, Польше, Румынии, Южной Африке, Южной Корее, Испании, Шри-Ланке, [5] Швеция, Великобритания, [6] Соединенные Штаты, [7] и Югославия. [8] [9] Его работы 1960-х, 1970-х и 1980-х годов приправлены критикой убийств, коррупции, организованной преступности, расизма, римско-католической теологии и войны. На протяжении 1990-х и 2000-х годов он высмеивал Forza Italia и ее лидера Сильвио Берлускони , а в 2010-е годы его целями были банки в условиях европейского долгового кризиса . Также в 2010-х годах он стал главным идеологом « Движения пяти звезд» — партии, выступающей против истеблишмента, возглавляемой Беппе Грилло . [10] его члены часто называют его «Мастером». [11]

Фо Сольная пьеса под названием Mistero Buffo , которая исполнялась в Европе, Азии, Канаде и Латинской Америке в течение 30 лет, признана одним из самых противоречивых и популярных спектаклей в послевоенном европейском театре и была осуждена кардиналом Уго Полетти . Кардинал-викарий как Римской епархии «самое кощунственное шоу в истории телевидения». [1] [12] Название оригинального английского перевода Non Si Paga! Нон Си Пага! Не могу заплатить? Не буду платить! ») перешло в английский язык, [13] и пьеса описывается как отражающая «нечто универсальное в действиях и реакциях рабочего класса». [14]

Получение им Нобелевской премии по литературе 1997 года ознаменовало «международное признание Фо как крупной фигуры мирового театра двадцатого века». [15] Шведская академия похвалила Фо как писателя, «который подражает шутам Средневековья в бичевании власти и отстаивании достоинства угнетенных». [16] Он владел и управлял театральной труппой. Фо был атеистом . [17]

Молодость образование и

Старший ребенок, Фо родился в Легджуно , Санджано , в Ломбардии в провинции Варезе , недалеко от восточного берега озера Маджоре . [18] Его младший брат Фульвио станет театральным администратором, их младшая сестра Бьянка Фо Гарамбуа - писательницей. [18] Их мать, Пина Рота Фо, крестьянка по происхождению, написала книгу воспоминаний о районе между войнами Il paese delle rane ( Земля лягушек , 1978). [18] Их отец, Феличе, был начальником станции итальянской государственной железной дороги, и семья часто переезжала вдоль швейцарской границы, когда Феличе переводили на новые должности. [18] Феличе, социалист , также был актером, выступавшим в труппе любительского театра в произведениях Ибсена и других. [18] Фо научился рассказыванию историй у своего деда по материнской линии, а также у лангобардских рыбаков и стеклодувов . Среди мест, где Фо жил в ранние годы своей жизни, был Порто Вальтравалья , колония стеклодувов, в которой, как утверждалось, проживал самый высокий процент безумных людей в Италии. [19]

В 1942 году Фо переехал в Милан , чтобы учиться в Академии Брера . [19] Однако Вторая мировая война вмешалась . В 16 лет Фо был частью последнего поколения солдат, призванных в фашистскую армию Социальной Итальянской Республики Муссолини. Спустя годы, когда его спросили о его принадлежности, Фо объяснил, что первоначально он решил вести себя сдержанно, потому что его семья активно участвовала в антифашистском Сопротивлении . Фо тайно помогал своему отцу переправлять беженцев и солдат союзников в Швейцарию, маскируя их под ломбардских крестьян. [19] Считается также, что его отец помог переправить еврейских ученых в безопасную Швейцарию. [20] По мере приближения конца войны Фо присоединился к зенитному дивизиону ВМФ, ожидая немедленного увольнения из-за нехватки боеприпасов. Он ошибся и вместо этого был отправлен в лагерь в Монце , куда прибыл сам Бенито Муссолини . Вскоре Фо дезертировал с помощью фальшивых документов и некоторое время скитался, прежде чем присоединиться к парашютной эскадрилье. Затем он покинул и это место, что спровоцировало дальнейшие безуспешные поиски движения Сопротивления, во время которых он ночевал в сельской местности. [19]

После войны Фо вернулся в Академию Брера, а также начал изучать архитектуру в Миланском политехническом университете . [19] Он начал писать диссертацию по римской архитектуре, но, разочаровавшись в дешевой безличной работе, которую ждали от архитекторов после войны, бросил учебу перед выпускными экзаменами. [19] У него случился нервный срыв; врач посоветовал ему заниматься тем, что приносит ему радость. [19] Он начал рисовать и стал участвовать в движении piccoli teatri (маленьких театров), в котором начал представлять импровизированные монологи . [21]

Он считал, что на него оказали художественное влияние Беолько , Брехт , Чехов , Де Филиппо , Грамши , Маяковский , Мольер , Шоу и Стрелер . [22] [23] [24]

Карьера [ править ]

1950-е годы [ править ]

поработать В 1950 году Фо попросил Франко Паренти над варьете в исполнении радиоактеров, положив начало сотрудничеству, которое продлилось до 1954 года. Фо радовал публику рассказами о своем воспитании, которые очень впечатлили Паренти, назвав их «абсолютно оригинальными». , с необыкновенным юмором, остроумием и персонификацией. Когда шоу заканчивалось, мы шли гулять вокруг озера, и он рассказывал мне еще истории. Таким образом, мы создали проект, в котором мы будем вместе работать над новым типом. ревю, которое не копировало реальность, но вовлекало людей и занимало определенную позицию». [25]

В конце 1951 года, после того как Фо приобрел опыт работы с Паренти, итальянская национальная радиостанция RAI пригласила Фо исполнить сольный субботний вечерний комедийный сериал Poer nano ( «Бедняжка» Паренти ), вышедший в эфир после « Анаклето-газовика» . Фо создал 18 сказочных монологов для взрослых, адаптированных на основе библейских и исторических сказок. В сериале также представлены шекспировские сказки с различными поворотами, такие как версия «Гамлета» , в которой главный герой убивает своего отца, чтобы продолжить роман с матерью ; Офелия изображается как дяди Гамлета транс-любовница , а Горацио играет призрак отца Гамлета, одетый как простыня, и появляется только тогда, когда Гамлет пьян. В сериале также фигурируют альбинос Отелло- -садистка и Джульетта , которая держит Ромео в своем саду с дикими собаками. [26] Скандалированные власти отменили шоу. Тем не менее, Фо исполнил его на сцене театра Одеон в Милане в 1952 году, что позволило ему развить ненужные для радио жест и действие. [27] Также в 1952 году Фо исполнил Cocoricò с Джустино Дурано , который представлял собой 20-минутный скетч, посвященный тяжелому положению чернокожих людей в Соединенных Штатах . [27]

Дарио Фо и Франка Раме с новорожденным сыном Якопо

В 1953 году Фо — в сотрудничестве с Паренти и Дурано в их собственной ревю-компании, которую они назвали I Dritti («Стендапы») — написал, стал сорежиссером и разработал декорации и костюмы для ревю под названием Il dito nell'occhio. ( Палец в глаз ). [28] В эти ранние годы Фо находился под влиянием итальянской традиции актера-автора, так же, как и Этторе Петролини. [29] Название его первого ревю отсылало к колонке в Коммунистической партии Италии (PCI) газете l'Unità . [23] Il dito nell'occhio состоял из 21 скетча, похожего по стилю на Poer nano, но вместо этого посвященного сатирической истории мира. [23] Последний спектакль, в котором Фо сыграл роль второго плана, имел кассовый успех и отправился на гастроли после 113 выступлений в миланском театре Пикколо . [23] [30] 1953 год также положил начало написанию песен Фо. Он сотрудничал с Фьоренцо Карпи ; все пьесы Фо вплоть до 1967 года включали музыку Карпи. «La luna è una lampadina» («Луна - лампочка»), их первая песня, является одной из самых известных Фо. [30]

Фо познакомился с Франкой Раме , дочерью театральной семьи, когда они работали в ревю Sette giorni a Milano . Они обручились и поженились 24 июня 1954 года. У них родился сын Якопо (родился 31 марта 1955 года), который также стал писателем. [28]

После распада I Dritti из-за финансового краха Фо и семья переехали в Рим , где он надеялся получить работу сценариста в кино. [31] Там они жили по соседству с Роберто Росселлини и Ингрид Бергман . [31] Фо работал над многими постановками, в том числе над Дино Де Лаурентисом . Раме работал в Театре Стабиле в Больцано. В 1956 году Фо написал сценарий и сыграл вместе с Раме в Карло Лиццани фильме «Lo svitato» ( «Чудак» ), снятом под влиянием Жака Тати , Бастера Китона и Чарли Чаплина . В фильме Фо играет «дезориентированного швейцара отеля, брошенного на произвол судьбы в неокапиталистическом Милане, полном небоскребов и современных технологий». [32] Затем последовали другие фильмы.

В 1958 году пара вернулась в Милан, когда Раме предложили роли в серии фарсов в театре Арлекино. [33] Впоследствии там обосновались Фо и Раме. [33] Фо сказал: «Для меня урок кино означал изучение с технической точки зрения того, что зрители уже усвоили: историю, разделенную на эпизоды, быстрый темп, острые диалоги и избавление от условностей пространства и времени. по сценариям дал мне стажировку на драматурга и смог перенести уроки новых технических средств в театр». [34]

К этому времени относится основание Compagnia Fo-Rame. Фо писал сценарии, играл, режиссировал и создавал костюмы и сценическую атрибутику. Раме позаботился об администрации. Труппа дебютировала в Театре Пикколо, а в 1959 году начала серию из шести полнометражных спектаклей, которые каждый сезон ставились в Театре Одеон. [8] Одна из них, Gli arcangeli non giocano al flipper ( «Архангелы не играют в пинбол »), принесла Фо и Раме национальное, а затем и международное признание. Это будет первая пьеса Фо, которая будет исполнена за пределами Италии — в Югославии , Польше , Нидерландах , Швеции и Испании . [8] Последуют и другие успехи.

1960-е годы [ править ]

В 1962 году Фо написал и поставил варьете «Канцониссима » для RAI . Фо использовал это шоу, чтобы дать итальянцам представление о типе телевидения, напоминающем истоки театра, далеком от «мусорного телевидения», ранее производившегося компанией. [35] «Канцониссима» включала сатирические песни и зарисовки, изображающие жизнь рабочего класса. Однако его часто подвергали цензуре. На одном эскизе была изображена толстая тетушка, которая пришла навестить племянника на его работу (мясоконсервный завод) только для того, чтобы упасть в машину и получить фарш, который племянник хранил дома в шкафу и часто показывал друзьям: это привело к на жалобы от производителей мясных консервов и «промышленников в целом», но не от теток, как позже заметил Фо. [35] Тем не менее «Канцониссима» оказалась популярной, привлекая миллионы зрителей, и Раме утверждал, что таксисты в итальянских городах часто говорили, что у них нет работы во время передач, поскольку все смотрели ее. [35] [36]

Восьмой эпизод шоу, в котором упоминались опасные условия, с которыми сталкиваются рабочие на стройках, привел к спору с продюсерами программы и побудил Фо и Рэйма уйти 29 ноября 1962 года. RAI утверждала, что не будет транслировать скетч, поскольку рискует. дальнейшее разжигание недовольства созданием профсоюзов рабочих условиями труда. Эта цензура вызвала национальный резонанс, вызвав заголовки в ежедневных газетах и ​​вопросы в итальянском парламенте. RAI подала в суд на Фо и Раме и уничтожила все записи Canzonissima . Спор привел к фактическому запрету Фо и Раме на итальянском телевидении на 14 лет. [35]

Фо с женой Франкой Раме и сыном Якопо.

Фо вернулся в миланский театр Одеон с пьесой «Изабелла, tre caravelle e un cacciaballe» ( «Изабелла, три парусника и аферист» ), которую считали «попыткой демистифицировать и развенчать традиционный исторический книжный образ» Христофора Колумба . Фо сказал: «Я хотел напасть на тех итальянских интеллектуалов, которые вместе с левоцентристами и Социалистической партией в правительстве обнаружили власть и ее преимущества и набросились на нее, как крысы на кусок сыра. которого в школьных учебниках истории забальзамировали как героя, тогда как на самом деле он интеллектуал, который пытается удержаться на плаву в рамках механизмов власти, играет в игры с королем и хитрит с влиятельными фигурами, только чтобы в конечном итоге превратиться в негодяя ." [37] Фо получал письма с угрозами, вместе с Раме подвергся нападению в Риме со стороны фашистских группировок, которые также бросали в них мусор, а другое выступление было прервано из-за угрозы взрыва бомбы. [38] Позже он рассказал об этом событии в прологе книги « Йохан Падан и открытие Америки» .

La Signora è da Buttare ( Выбросьте даму ) была последней пьесой, которую Фо поставил в ведущем итальянском театре. [39] Исполненный в 1967 году, он содержал злободневные отсылки к войне во Вьетнаме , Ли Харви Освальду и убийству Джона Ф. Кеннеди . Пьеса вызвала первую англоязычную критику творчества Фо со стороны американского критика А. Ричарда Соглиуццо в 1972 году. [39] Он интерпретировал главную даму как «олицетворяющую американский капитализм [... и которая незадолго до своей смерти] была поднята над раковиной в позе Статуи Свободы , а затем поднялась на небеса, наполненные потребительскими товарами». [40] Позже правительство США последовательно отказывало Фо во въезде в соответствии с ныне несуществующим Законом Маккаррана-Уолтера . [41]

Вдохновленные событиями мая 1968 года во Франции , Фо и Раме отказались от официального государственного театра в Италии и создали Associazione Nuova Scena — театральный коллектив, действующий вне государственной структуры. [42] Они обратились к PCI за помощью и доступом к общественным центрам и рабочим клубам. [43] В октябре 1968 года они гастролировали по последней пьесе Фо « Grande pantomima con Bandiere e pupazzi piccoli e medi» ( «Большая пантомима с флагами и маленькими и средними куклами» ), премьера которой состоялась в Чезене . В спектакле, в котором вместо персонажей фигурировали маски, представляющие Капитал, Конфедерацию промышленности, крупные финансы, Церковь, народ, повстанцев и крестьян, была включена гигантская марионетка, олицетворяющая фашизм, породившая представителей Церкви, Монархии, Армия и индустриализм. [4] Рабочий знает 300 слов, начальник 1000: на то он и начальник ( Рабочий знает 300 слов, Начальник знает 1000, Вот почему он начальник ), Свяжите меня, потому что я все равно все сломаю ( Приковайте меня цепью) и я все равно разобью все ) и Mistero Buffo ( Comical Mystery Play ) также датируются этим временем. [44] Хотя сам Фо никогда не был членом Коммунистической партии, [42] его открытая критика методов и политики PCI на сцене привела к конфликту с партией. [45]

1970-е годы [ править ]

В 1970 году Фо и Раме основали свою третью театральную группу Collettivo Teatrale «La Comune» с музыкантом Паоло Чиарки и администратором Нанни Рикорди. [46] Они на три года обосновались в заброшенной мастерской ( капанноне ) на Виа Коллетта в рабочем пригороде Милана, превратив ее в своего рода общественный центр и ставя пьесы, основанные на импровизациях на темы современности. Одной из таких пьес была Vorrei morire stasera se dovessi pensare che non è servito a niente Я бы лучше умер сегодня вечером, если бы мне пришлось думать, что все было напрасно »). Вдохновленные « Черным сентябрем» (название взято из стихотворения Ренаты Вигано) , посмотреть на него пришли тысячи людей. [47]

За этим последовала » « Случайная смерть анархиста , наиболее признанная во всем мире пьеса Фо, которую драматург описал как «гротескный фарс о трагическом фарсе». [9] Он открылся в декабре 1970 года. [9] Фо написал его после того, как правые экстремисты и итальянская секретная служба совершили «террористическое» нападение на Banca Nazionale dell'Agricoltura на площади Фонтана в Милане в 1969 году. [46] (См.: Стратегия напряжения .) Этот фарс впоследствии гастролировал по Италии с Tutti uniti! Тутти инсиме! Ma scusa, quello not ie il padrone? ( United We Stand! Теперь все вместе! Ой, разве это не босс? ), по мнению Раме, лучшая работа Фо, не считая Morte случайное и Mistero buffo . [48] воскресение марионетки» представляли собой «Смерть и обновленную версию пантомимы Гранде . [49] Fedayn , впервые исполненный в январе 1972 года, состоит из серии автобиографических рассказов из Палестины . [50]

В марте 1973 года пятеро фашистов по поручению — по некоторым слухам — высокопоставленных чиновников миланских карабинеров похитили Раме, держали ее под дулом пистолета и бросили в фургон. Они изнасиловали ее, избили, прижгли сигаретами, порезали лезвиями бритвы и оставили в парке. [51] [52] Фо и Раме продолжали гастролировать по Ломбардии и Венето в течение всего года, несмотря на раскол в La Comune ; короткая пьеса «Мама Тогни» . К этому времени относится [53]

В сентябре 1973 года, после самоубийства Сальвадора Альенде в Чили , был снят фильм Guerra di popolo in Cile ( «Народная война в Чили »), который гастролировал по стране, вызвав большой интерес. В частности, это произошло из-за части в конце, которая нервировала публику, которая думала, что по всей Италии объявлен переворот. По словам Кьяры Валентини, один из зрителей запаниковал во время выступления в Турине и съел десять страниц компрометирующих имён, а в Мерано студент разбил стекло, пытаясь сбежать через окно. [54] Настоящая полиция арестовала Фо в Сассари в ноябре 1973 года, что привело к общенациональному волнению, когда выяснилось, что по итальянским законам полиция не может войти в театр во время спектакля; протесты только увеличили посещаемость будущих представлений. [55]

Дарио Фо в 1976 году

В 1974 году компания, которая теперь стала Il Collettivo Teatrale «La Comune» под руководством Дарио Фо , заняла и очистила заброшенное здание рынка в Порта Виттория (рабочий район Милана) и назвала его Палацциной Свободы. [56] Однако вмешалась политическая вражда, и совет Милана попытался устранить их по решению суда. Совет не увенчался успехом; компании разрешили временно остаться, и она приступила к строительству таких объектов, как библиотека, конференц-центр, театр и аудиовизуальные мастерские. Они начали выступать с композицией Porta e Belli contro il potere Порта и Белли против властей »), в которой Фо читал сонеты двух титулованных поэтов XIX века, которые он описал как «великолепные тексты, и когда я читал их индивидуально, они работали чудесно». , но не совсем в одном и том же шоу». [57]

Дальше последовал фарс «Нон Си Пага!» Нон Си Пага! Не могу платить? Не буду платить!» ), документируя движение autoriduzione (самосокращение), которое развилось во время тяжелого экономического кризиса, который переживала Италия, и в котором люди брали с рынков то, что хотели, платя только за то, что они хотели. они могли себе это позволить. Считающаяся самой известной пьесой Фо на международном уровне после « Случайной смерти анархиста» , к 1990 году она была показана в 35 странах. [58] Название Не можешь заплатить? Не буду платить! также перешел на английский язык. [13]

На фоне выборов в Италии в июне 1975 года Фо написал «Похищенный Фанфани» ( «Похищенный Фанфани» ) — отсылка к Аминторе Фанфани . [59] Также в июне 1975 года Фо, Раме и другие члены труппы отправились в Китай — позже Фо использовал свои воспоминания о поездке в монологе La storia della tigre ( «Сказка о тигре »), с которым он гастролировал по Италии в 1978 году. [60] [61]

В том же 1975 году Фо был номинирован на Нобелевскую премию впервые . Он считал эту идею абсурдной: «Я прославился своим отвращением к фигурам почтения и коленопреклонений любого рода. Эта нобелевская история — настоящая комедия. Я могу себе представить выражение лиц некоторых государственных чиновников, судей и политиков, которых я знаю. .. Они изо всех сил стараются меня заткнуть и заковать в наручники, а шведы идут и проделывают такую ​​штуку... [Получить приз] - это все равно, что сыграть в одной из моих пьес». [15] [62]

Затем Фо обратился к растущей проблеме наркотиков в Италии, резюмируя ее следующим образом: «Богатые люди потребляют и употребляют наркотики, в то время как бедные люди употребляются и потребляются наркотиками». [63] В фильме «La marijuana della mamma è la più bella» ( «Марихуана для матери — лучшая [ она ) рассказывается о персонаже по имени Дедушка, который по ошибке глотает ЛСД вместо аспирина и галлюцинирует фарсовую поездку на трамвае в своем гардеробе, заканчивающуюся в полицейском участке. [64] Фьоренцо Карпи вернулся, чтобы сотрудничать с Фо над музыкой к спектаклю, они работали вместе впервые с 1967 года. [65]

Фо вернулся на телевидение в 1977 году после 14 лет отсутствия в эфире, поскольку администрация RAI сменилась после всеобщих выборов в прошлом году . Однако Fo было ограничено Rai 2 , вторым каналом, который имел более социалистический и нерелигиозный уклон, чем более консервативный Rai 1 . В эфир транслировались два цикла его пьес; по политическим причинам в их число не входила «Случайная смерть анархистов» , «Non Si Paga!» Нон Си Пага! или Il Fanfani rapito (хотя La Commune снимала их на видео, чтобы иметь постоянную запись). [65] Ватикан по-прежнему назвал «Мистеро Буффо» «самым кощунственным шоу в истории телевидения». [1] Новая пьеса для телесериала Parliamo di donne ( «Поговорим о женщинах ») посвящена таким темам, как аборты , сексизм и Святое семейство . [66]

Серия из пяти монологов под общим названием Tutta casa, letto e chiesa ( «Весь дом, кровать и церковь ») также впервые появилась в 1977 году и была исполнена Раме. В первом, «Il risveglio» ( «Пробуждение» ), мать из рабочего класса разговаривает со своим ребенком (куклой). «Уна донна тутта сола» ( «Одинокая женщина» ) рассказывала о домохозяйке, запертой в доме своим мужем, которому приходилось иметь дело с плачущим ребенком, одновременно отбиваясь от приставаний своего брата-инвалида, передвигающегося в инвалидной коляске и одержимого порнографическими фильмами, мужчины с телескоп, непристойный телефонист и влюбившийся в нее бывший учитель. [67] В фильме «La mamma fricchettona» ( «Мать-чудак» ) показана мать, укрывшаяся в церковной исповедальне после того, как оставила семью в поисках наркотиков и свободной любви . [68] В «Та же старая история» рассказывается о маленькой девочке с куклой, которая ругается. [69] Последний монолог «Медея» , основанный на итальянской версии, а не на более известной версии Еврипида , к 1990 году был исполнен в 35 странах. [ нужна ссылка ]

1980-е годы [ править ]

Дарио Фо в Венеции , 1985 год.

В 1980 году власти США запретили Фо и Раме выступать на фестивале итальянского театра в стране, что сравнивали с аналогичным обращением в стране с Бертольтом Брехтом , Чарли Чаплином и Габриэлем Гарсиа Маркесом . [70] В мае того же года «Вечер без Дарио Фо и Франки Раме», проходивший в Нью-Йорке, посетили Артур Миллер , Бернард Маламуд , Ричард Форман и Мартин Скорсезе . На мероприятии было прочитано на английском языке первое действие « Нон Си Пага!» Нон Си Пага! и письмо (прочитанное Пьеро Шотто), написанное Фо и Раме. [70] Американская ассоциация театральных критиков направила письмо политику Эдмунду Маски . [70] В декабре 1980 года Фо выступал на сцене во Франции в своем собственном шоу без названия «Histoire du tigre et autres histoires» («История тигра и другие истории»). [71]

В 1981 году, когда «Коммуну» выселили из Палаццины Свободы, в Театре Одеон открылась вторая версия Tutta casa, letto e chiesa , впервые за 16 лет там выступили Фо и Раме. [61] Также в том же году (январь) «Клаксон, тромбет и пернакки » ( «Трубы и малина» ) впервые были исполнены в миланском кинотеатре «Кристалло» и стали первой новой пьесой Фо после «Марихуаны делла мама è la più bella» пятью годами ранее. [72] 50 000 человек увидели его исполнение 34 раза в Милане, и вскоре он был поставлен в 15 других странах. [73] [74]

В 1983 году итальянские цензоры ограничили Coppia aperta, quasi spalancata ( «Открытая пара ») аудиторией старше 18 лет, когда Раме включила в качестве пролога свой монолог «Изнасилование» (вдохновленный ее собственным изнасилованием). [75] [76] Il candelaio ( «Изготовитель подсвечников» ), монолог, написанный Фо в 1983 году, продемонстрировал повышенный интерес Фо к английскому елизаветинскому театру и предшествовал Quasi per caso una donna: Elisabetta ( «Элизабетта: Почти случайно женщина »), над которой Фо и Раме начали работу. в конце 1984 года. [77] [78]

В сентябре 1983 года власти США снова отказали Фо и Раме в разрешении на въезд в страну и, к недоумению Фо, обвинили их в «принадлежности к организациям, поддерживающим террористические группы». [70] В то время Фо был иностранным писателем, чьи пьесы наиболее широко ставились в Соединенных Штатах. [70] Знаменитый продюсер Джозеф Папп отправил от их имени телеграмму президенту США Рональду Рейгану , который сам был бывшим актером, но безрезультатно. Фо и Раме подали иск против Госдепартамента США , обещая возместить любой ущерб, полученный уволенным работникам и занятым рабочим местам, инвалидам, семьям заключенных и другим любимым делам.

Фо созвал пресс-конференцию в Милане, чтобы объяснить серьезное оскорбление, которое власти США нанесли ему и его жене: «Мы — итальянские граждане, которые предположительно совершили преступление, заключающееся в пособничестве террористам в Италии. Однако итальянские судебные власти никогда этого не делали. нас не обвиняли и даже не наводили справки [...] и ни в какой поддержке терроризма нас не обвиняли: в любом случае наша позиция по этому вопросу хорошо известна. Теперь на место происшествия приезжают американцы и решают, что мы поддерживаем террористов, а это значит. либо итальянские судебные власти не выполняют свою работу, либо они сообщники нам». [72]

1985 год принес Хеллекин, Арлекин, Арлекино — по мотивам Арлекина . [79] В 1986 году вышел в котором , фильм «Похищение Франчески» обанкротившуюся банкиру Франческу Боллини де Рилль похитили, чтобы отвлечься от неминуемого ареста. в 1994 году экранизировал фильм «Похищение Дианы» В 1994 году Стивен Стеннинг для английской аудитории. [80] Назначенный профессором драмы в Римском университете, Фо проводил там семинары, в том числе: Арлекин и комедия дель арте . [81]

Дарио Фо в Губбио , 1988 год.

Предрождественское представление « Первого чуда Младенца Иисуса» на итальянском телевидении в 1987 году в развлекательно-лотерейном шоу Fantastico привело к дальнейшим обвинениям в богохульстве со стороны Ватикана; Фо изобразил главного героя, использующего молнии, чтобы спасти других детей от хулигана. [82] Впервые за 26 лет, в апреле и мае 1988 года, Фо и Раме совместно работали над оригинальным проектом Transmissione forzata ( Принудительная передача ) на итальянском телевидении. ограниченном Rai 3 , были иронические песни о цензуре RAI и итальянских политиках, танцующих девушках и сатирические сводки новостей, балет о Палестине и «сводка погоды» по национальной статистике изнасилований. В сериале, [83] Также в 1988 году Фо вернулся в кино впервые с 1958 года, сыграв профессора на пенсии в Musica per vecchi Animali ( «Музыка для старых животных »). [84]

В 1989 году, в знак солидарности с пострадавшими от резни на площади Тяньаньмэнь , Фо обновил «La storia della tigre» и написал два монолога Lettera dalla Cina ( «Письмо из Китая» ) и «История Цюй» . В том же году Фо также написал «Il richrcato» ( «Разыскиваемый» неопубликованную пьесу о мафии ) и «Il Papa e la strega» ( «Папа и ведьма» ), дебютировавшую в конце октября. [85] Последний изобразил Папу, одолевшего как боязнь нападения со стороны детей, так и приступ артрита, из-за которого его руки были подняты в благословении, и который, действуя по совету женщины, замаскированной под монахиню и утверждающей, что она ведьма, качается на люстре и вводит себе героин во время поиска лекарства, а также избегает различных покушений с участием игрушечной машины, отравленного попугая и бразильской монахини. [86] Критики высоко оценили его комическую изобретательность, и он получил награду как спектакль, который в том сезоне посмотрело большинство жителей Италии. [87]

1990-е годы [ править ]

Обращаясь к таким темам, как СПИД , война в Персидском заливе и генетические эксперименты , Фо написал Zitti! Stiamo precipitando! ( «Тише! Мы падаем! ») летом 1990 года, а в ноябре того же года он дебютировал в миланском театре Нуово. [88] Главный герой фильма « Йохан Падан и открытие Америки» , ответа Фо на празднование пятисотлетия первого путешествия Христофора Колумба в Америку в 1992 году, - венецианский беглец, который сбегает от испанской инквизиции , присоединившись к четвертому путешествию исследователя и колонизатора. Вынужденный ухаживать за животными на борту, шторм бросает его по течению океана на спине свиньи, пока он не достигает побережья и не спасается коренными народами Америки . [89] Существует видеозапись выступления Фо. [90]

1993 год принес важный юбилей Карло Гольдони ; Фо, которого это не впечатлило, и вместо этого он решил сосредоточить свое внимание на Анджело Беолко , запланировал совместную постановку своей компании и Teatro dei Incamminati, финансируемой государством компании. Однако, когда репетиции уже шли полным ходом, пришло письмо министерства, в котором запрещалось завершение проекта с помощью «неясного закона, запрещающего совместное производство государственных и частных компаний». [91]

Фо и Раме вместе работали над монологом Сеттимо: руба ип по' мено нет. 2 ( Седьмая заповедь: воровать поменьше № 2 ), вдохновленная коррупционными скандалами ( Тангентополи ), которые были распространены в Италии в 1990-е годы. [92] Позже они исполнили Mamma! Я санкулотти! ( «Мумия! Санкюлоты!» ), действие которого происходит в восемнадцатом веке, но также с отсылками к Тангентополи и снова с музыкой Фьоренцо Карпи. [93]

Для монолога Сессо 1994 года? Grazie, tanto per gradire! ( «Секс? Спасибо, не против!» ), Фо и Раме вместе со своим сыном Якопо работали над постановкой спектакля по мотивам книги Якопо 1992 года «Lo Zen e l'arte di scopare» ( «Дзен и искусство траха ») с участием образовательные материалы на такие темы, как СПИД, контрацепция, половое воспитание и сексуальные подавления. [94] Так произошла первая стычка Фо с новым правительством Сильвио Берлускони . Правительство Берлускони запретило итальянцам в возрасте до 18 лет смотреть спектакль из-за опасений, заявило оно, что спектакль может «оскорбить общепринятые нормы приличия, требующие уважения к сферам приличия, и спровоцировать стресс среди зрителей-подростков с возможными последствиями для их поведения». по отношению к сексу», тем самым сводя на нет первоначальную цель спектакля. За этим последовала большая свободная реклама: вопрос цензуры обсуждался в национальном парламенте, учителя призывали к его проведению, а зрители, а также итальянские и иностранные интеллектуалы подписывали петицию с призывом отменить запрет. [95]

17 июля 1995 года у Фо случился инсульт. Он быстро выздоровел и снова поправился к своему семидесятилетию 24 марта 1996 года. [96] Летом 1996 года он написал «Леонардо: Бегство, граф и любовь» . Действие пьесы происходит в 1502 году, главным героем пьесы был Леонардо да Винчи . [97] В 1997 году он написал Il diavolo con le zinne ( «Дьявол с сиськами »). Описанный Фо как « макиавеллистская комедия, гигантская интрига конца шестнадцатого века, с судьями и дьяволами, экономками, одержимыми дьяволами, отшельниками, жандармами, мучителями и даже обезьяной», она представляла собой дань уважения Фьоренцо Карпи, который умер ранее в этом году. год. [98]

21 век [ править ]

Дарио Фо в Чезене

В 2001 году Фо стал сатрапом Колледжа патафизики. [ нужна ссылка ] В 2004 году Forza Italia сенатор Марчелло Делл'Утри , находившийся в то время под судом за отмывание денег, подал в суд на Фо из-за упоминаний о нем в его последней пьесе. Фо почувствовал отвращение: «Я занимаюсь сатирой уже 40 лет. Это парадокс. Это гротеск». [99] Спектакль под названием «Двухголовая аномалия» , впервые поставленный в 2003 году, также высмеивал невысокий рост тогдашнего премьер-министра Сильвио Берлускони, его привязывали к стулу и подвергали электрошоку, а также изображали Владимира Путина, застреленного чеченскими повстанцами во время посещение роскошной виллы Берлускони на Сицилии . Название отсылает к последующей трансплантации мозга Путина в голову Берлускони, и спектакль был поставлен на фоне дебатов о деловых и политических интересах Берлускони, а также цензуры СМИ, когда RAI запретил итальянским сатирикам Сабине Гуццанти и Паоло Росси появляться на своих телеканалах. [100] Фо говорил о том, что получит угрозы от политиков, если он это сделает. [101]

Дарио Фо в 2007 году

В 2005 году Фо объявил о планах баллотироваться на пост мэра Милана , самого экономически важного города Италии, в следующем году. Он сказал, что это часть его продолжающейся борьбы за избавление Милана от политического коллеги Берлускони Габриэле Альбертини , действующего мэра. [102] Подвергшийся остракизму со стороны итальянского телевидения (как государственного (RAI отправил его последнее шоу на кладбище) , так и коммерческого (три четверти которого принадлежат давнему противнику Фо Берлускони), Фо вместо этого решил проводить кампанию на сцене. [103] Под лозунгом «Я не умеренный» он выступил против планов правоцентристской администрации по сносу части центра города и поклялся выгнать тех «храбрых ублюдков, которые управляли этим городом на протяжении десятилетий». [104] [105] Получив 23,4% голосов на первичных выборах левоцентристского Союза в январе 2006 года, он в конечном итоге потерпел неудачу, заняв второе место после бывшего начальника полиции Милана Бруно Ферранте . [106]

На протяжении всего начала 21 века, вплоть до своей смерти в 2016 году, Фо оставался активным участником и активным участником кампании по различным политическим, социальным и культурным вопросам. [107] Он поставил под сомнение официальные версии терактов 11 сентября и обрушения зданий Всемирного торгового центра в фильме « Ноль: расследование событий 11 сентября» . [108] В 2008 году он был среди тех, кто подписал открытое письмо в адрес La Repubblica , в котором содержался призыв к государству защитить Роберто Савиано , жизнь которого оказалась под угрозой после разоблачения тайной деятельности Каморры в его книге 2006 года «Гоморра» . [109] В преддверии всеобщих выборов в Италии в 2013 году Фо объяснил, что последними целями его сатиры были: «В основном банки и крупные предприниматели. Все те, кто держит бразды правления «шоу внутри шоу», то есть те, кто – через средства массовой информации, телевидение и другими способами – приложить все усилия для того, чтобы люди приняли те условия, в которых они оказались». [110]

Смерть [ править ]

13 октября 2016 года Фо умер в возрасте 90 лет из-за серьезного респираторного заболевания, которое ранее вынудило его выздоравливать в течение 12 дней в больнице Луиджи Сакко в Милане.

Список работ [ править ]

Дата неизвестна [ править ]

Английские переводы [ править ]

  • Ряд пьес Фо переведен на английский язык, в том числе «Похищение Дианы» и «Фрэнсис Святой Шут» (Beautiful Books Limited, Великобритания, 2009) Марио Пировано .
  • Фо, Дарио: Франциск, Святой Шут , Красивые книги, 2009. ISBN   978-1905636716 . перевод Марио Пировано

Фильмография [ править ]

Год Заголовок Роль Примечания
1954 Россо и Неро, красное и черное (фильм) Писатель
1955 Начальная школа Типограф
1956 Сумасшедший Ахиллес
1957 Сувенир из Италии Мопс В титрах не указан
1957 Rascel-Fifì Пупо - блондин
1958 Родился в марте Певица в таверне В титрах не указан
1958 Воскресенье всегда воскресенье Продавец шелковых чулок
1963 Летнее безумие гангстер
1989 Музыка для старых животных Лусио Лусертола
1996 Синяя стрелка Тараканы Голос
2002 Йохан Падан при открытии Америки Йохан Падан (веччо) Голос
2016 Сладкая демократия (последняя роль в кино)
2016 Фантастическая история Марка Шагала Сам
2017 Дарио Фо и Франка Коппер, наша история Сам

Награды и почести [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • д'Арканджели, Лусиана, Пальяро, Аннамария, (ред.) «Дарио Фо и Франка Раме. За пределами правил», Spunti e Ricerche, том 31, 2016 г., опубликовано в 2017 г.
  • д'Арканджели, Лусиана, «Безумие в театре Дарио Фо и Франки Раме», в Forum Italicum, весна 2005 г., стр. 138–165.
  • Эмери, Эд (ред.), Исследовательские статьи о театре Дарио Фо и Франки Раме: материалы Международной конференции по театру Дарио Фо и Франки Раме, Кембридж, 28–30 апреля 2000 г., Лондон и Сидней, Red Notes , 2002.
  • Фо, Дарио (2016). Еще больше хитростей торговли . Метуэн . ISBN  978-0-413-77783-6 .
  • Монтальбан-Кребель, Педро (2010). Дарио Фо. Мэр? / Дарио Фо. Мэр? (Итальянское и английское изд.). Авеллино: Случайно на площади, ожерелье с двумя лицами. ISBN  978-88-88332-123 .
  • Митчелл, Тони (1999). Дарио Фо: Народный придворный шут (обновлено и расширено) . Лондон: Метуэн . ISBN  0-413-73320-3 .
  • Скудери, Антонио (2011). Дарио Фо: Обрамление, фестиваль и фольклорное воображение . Лэнхэм (Мэриленд): Lexington Books. ISBN  9780739151112 .
  • Сориани, Симоне (2020), Петролини и Дарио Фо. Актерская драматургия , Рим, Ферменти Эдитрис.

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Митчелл 1999, с. 3
  2. ^ Митчелл 1999, с. xiii
  3. ^ Митчелл 1999, с. 4
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, стр. 91–92.
  5. ^ «Прасанна приносит «Дебиддо» » .
  6. ^ «Дарио Фо - полное руководство по драматургу, пьесам, театрам, агенту» . doollee.com. Архивировано из оригинала 10 октября 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
  7. ^ «Дарио Фо» . ИСКУССТВО .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Митчелл 1999, с. 65
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Митчелл 1999, с. 101
  10. ^ «M5S: Грилло прибыл, Дарио Фо тоже под сценой — Genova la Repubblica.it» . Genova.repubblica.it. Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 года . Проверено 14 октября 2016 г.
  11. ^ RAI против V3DAY. Архивировано 7 декабря 2013 г. в Wayback Machine , блог Беппе Грилло.
  12. ^ Заккури, Алессандро (13 октября 2016 г.). «Милан. Прощание с Фо, аномальным нобелевским лауреатом» . Аввенире (на итальянском языке). Милан . Проверено 3 декабря 2016 г.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарднер, Лин (18 апреля 2010 г.). «Низкая зарплата? Не платите!» . Хранитель . Проверено 18 апреля 2010 г.
  14. ^ Скорин-Капов, Ядранка (2016), «Переплетение эстетики и этики: превосходство ожиданий, экстаз, возвышенность», Lexington Books, ISBN   978-1498524568
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. xiv
  16. ^ «Нобелевская премия по литературе 1997 года» . Нобелевская премия. 7 октября 2010 г. Проверено 7 октября 2010 г.
  17. ^ Дарио Фо, Il Paese dei Mezaràt , Фельтринелли, Милан, 2004 г.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Митчелл 1999, с. 47
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Митчелл 1999, с. 49
  20. ^ Дюваль Смит, Алекс (14 октября 2005 г.). «Нобелевское призвание: 100 лет споров». Независимый . 1997: В молодости автор книги « Случайная смерть анархиста» был призван в армию Муссолини ближе к концу войны, но сбежал и спрятался на чердаке... Его отец играл ключевую роль в Сопротивлении во время Второй мировой войны. Война, контрабанда еврейских ученых в Швейцарию.
  21. ^ «Дарио Фо – писатель и актер» .
  22. ^ Митчелл 1999, стр. 50–51; Позже Стрелер стал главным соперником Фо в Милане, причем Фо не соглашался с его интерпретациями Брехта, хотя сам Брехт ими восхищался.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Митчелл 1999, с. 56. В 1954 году Фо объявил Антона Чехова и Джорджа Бернарда Шоу своими любимыми драматургами.
  24. ^ Митчелл 1999, с. 234. Фо объявил своими наставниками Анджело Беолько (Руззанте) и Мольера : «оба они авторы, актеры-менеджеры и режиссеры собственных пьес, к которым власти и их литературные лакеи относились с высокомерием и презрением и ненавидели за то, что они использовали свои сцены для борьбы с лицемерием и насилием, заставляя людей смеяться».
  25. ^ Митчелл 1999, с. 52
  26. ^ Митчелл 1999, с. 53
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 54
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 55
  29. ^ Сориани 2020, с. 145
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 57
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 59
  32. ^ Митчелл 1999, стр. 59–60.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 60
  34. ^ Митчелл 1999, стр. 60–61.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Митчелл 1999, стр. 72–73.
  36. ^ Митчелл 1999, стр. 74–75.
  37. ^ Митчелл 1999, с. 75
  38. ^ Митчелл 1999, с. 76
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 85
  40. ^ Митчелл 1999, с. 86
  41. ^ Исполнительный совет Американской ассоциации современного языка (февраль 2013 г.). «Заявление о важности неограниченных поездок для научного обмена» . Проверено 12 февраля 2021 г. Так, Соединенные Штаты неоднократно отказывали во въездной визе итальянскому драматургу Дарио Фо, который не был членом Итальянской коммунистической партии, но резко критиковал советскую цензуру своих произведений.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 89
  43. ^ Митчелл 1999, с. 90
  44. ^ Митчелл 1999, стр. 93–94.
  45. ^ Митчелл 1999, стр. 95–98.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 99
  47. ^ Митчелл 1999, стр. 99–100.
  48. ^ Митчелл 1999, с. 115
  49. ^ Митчелл 1999, с. 117
  50. ^ Митчелл 1999, с. 119
  51. ^ Кюннеке, Берет (апрель 2002 г.). «Сопротивление занимает центральное место» . Обзор . Рецензия на «Арлекинов революции» Джозефа Фаррелла, Метуэн, в которой упоминается изнасилование.
  52. ^ Митчелл 1999, с. 122
  53. ^ Митчелл 1999, стр. 123–124.
  54. ^ Митчелл 1999, стр. 125–126.
  55. ^ Митчелл 1999, стр. 126–127.
  56. ^ Митчелл 1999, с. 128
  57. ^ Митчелл 1999, с. 129
  58. ^ Митчелл 1999, с. 130
  59. ^ Митчелл 1999, стр. 139–140.
  60. ^ Митчелл 1999, стр. 142–143.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 157
  62. ^ Митчелл 1999, с. 139
  63. ^ Митчелл 1999, с. 144
  64. ^ Митчелл 1999, с. 145
  65. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 146
  66. ^ Митчелл 1999, с. 147
  67. ^ Митчелл 1999, стр. 148–149.
  68. ^ Митчелл 1999, с. 150
  69. ^ Митчелл 1999, стр. 150–151.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Митчелл 1999, с. 162
  71. ^ «Дарио Фо ставит тигра в свой театр», Жан-Пьер Тиолле , Le Quotidien de Paris , 2 декабря 1980.
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митчелл 1999, с. 163
  73. ^ Митчелл 1999, с. 166
  74. ^ Митчелл 1999, с. 168
  75. ^ Митчелл 1999, с. 172
  76. ^ Митчелл 1999, стр. 176–177.
  77. ^ Митчелл 1999, с. 177
  78. ^ Митчелл 1999, с. 182
  79. ^ Митчелл 1999, стр. 188–189.
  80. ^ Митчелл 1999, стр. 192–194.
  81. ^ Митчелл 1999, с. 194
  82. ^ Митчелл 1999, с. 195
  83. ^ Митчелл 1999, стр. 195–196.
  84. ^ Митчелл 1999, с. 196
  85. ^ Митчелл 1999, с. 197
  86. ^ Митчелл 1999, стр. 198–199.
  87. ^ Митчелл 1999, с. 200
  88. ^ Митчелл 1999, с. 203
  89. ^ Митчелл 1999, стр. 210–211.
  90. ^ Митчелл 1999, с. 214
  91. ^ Митчелл 1999, стр. 218–219.
  92. ^ Митчелл 1999, с. 216
  93. ^ Митчелл 1999, стр. 221–222.
  94. ^ Митчелл 1999, с. 223
  95. ^ Митчелл 1999, с. 225
  96. ^ Митчелл 1999, с. 226
  97. ^ Митчелл 1999, с. 227
  98. ^ Митчелл 1999, стр. 227–229.
  99. ^ Ари, Софи (14 января 2004 г.). «Дарио Фо подал в суд на 1 миллион евро из-за пьесы, высмеивающей премьер-министра: нобелевский лауреат, драматург, обвиненный в «преследовании» » . Хранитель . Проверено 14 января 2004 г.
  100. ^ Арье, Софи (7 декабря 2003 г.). «Comic Fo раскрывает недостатки Берлускони» . Хранитель . Проверено 7 декабря 2003 г.
  101. ^ Смит, Тэмсин (5 декабря 2003 г.). «Игра Фо доставляет Берлускони жару» . Новости Би-би-си . Проверено 5 декабря 2003 г.
  102. ^ «Драматург Фо раскрывает цели мэра» . Новости Би-би-си . 17 октября 2005 г. Проверено 17 октября 2005 г.
  103. ^ Хупер, Джон (2 декабря 2005 г.). «Дарио в мэры!» . Хранитель . Проверено 2 декабря 2005 г.
  104. ^ МакМахон, Барбара (30 января 2006 г.). «Дарио Фо производит фурор в попытке возглавить «Милан»» . Хранитель . Проверено 30 января 2006 г.
  105. ^ Дафф, Марк (29 января 2006 г.). «Драматург Фо сталкивается с избирателями Милана» . Новости Би-би-си . Проверено 29 января 2006 г.
  106. ^ МакМахон, Барбара (31 января 2006 г.). «Дарио Фо проигрывает борьбу за пост мэра Милана» . Хранитель . Проверено 31 января 2006 г.
  107. ^ «Фо по-прежнему враг власти и коррупции (интервью с Даниилом Якоповичем)» . Трибуна . Март 2011 года . Проверено 14 октября 2016 г.
  108. ^ «Ноль» . Архивировано из оригинала 23 июня 2008 года.
  109. ^ Флад, Элисон (24 октября 2008 г.). «Иэн Макьюэн осуждает «разбойничество» неаполитанской мафии» . Хранитель . Проверено 24 октября 2008 г.
  110. ^ «То, что создавалось в Италии столетиями, деградировало за очень короткое время» . Евроньюс . 21 февраля 2013 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
  111. ^ Фо, Дарио (1991). Трюки торговли . Рутледж. ISBN  0-87830-008-2 .
  112. ^ Митчелл 1999, с. 190
  113. ^ Митчелл 1999
  114. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Нобелевская премия по литературе 1997 года — Биобиблиография» . nobelprize.org . Проверено 14 октября 2016 г.
  115. ^ «Награды Оби» . obieawards.com . Проверено 14 октября 2016 г.
  116. ^ Валентини, Кьяра (1 января 1997 г.). История Дарио Фо . Издательство Фельтринелли. ISBN  9788807814754 . Проверено 14 октября 2016 г. - через Google Книги.
  117. ^ «DHC-Дарио Фо - Свободный университет Брюсселя» . vub.be . Проверено 2 декабря 2021 г.
  118. ^ «VUBToday: Лауреат Нобелевской премии: Дарио Фо скончался» (на голландском языке). vub.ac.be. Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 14 октября 2016 г.
  119. ^ «13 октября 2016: год без Дарио Фо» . Сан-Марино ТВ (на итальянском языке). 12 октября 2017 г. Проверено 22 января 2021 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4aa1973a478ae847c198a29c2553666__1714206840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/66/a4aa1973a478ae847c198a29c2553666.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dario Fo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)