Мона Хатум
Мона Хатум | |
---|---|
![]() Мона Хатум, 2021 год, во время закрытия своей выставки в IVAM . | |
Рожденный | 1952 (71–72 года) Бейрут , Ливан |
Образование | Бейрутский университетский колледж |
Награды | Премии Рольфа Шока в области изобразительного искусства (2008) Премия Жоана Миро (2011) Императорская премия (2019) Премия Хулио Гонсалеса (2020) |
Мона Хатум ( араб . منى حاطوم ; род. 1952) — британско-палестинская художница мультимедиа и инсталляций , живущая в Лондоне. [1]
Биография [ править ]
Мона Хатум родилась в 1952 году в Бейруте , Ливан . [2] палестинским родителям. [3] Несмотря на то, что Хатум родился в Ливане, он не имел права на получение ливанского удостоверения личности. [4] и не идентифицирует себя как ливанец. [5] Когда она выросла, семья не поддержала ее желание заниматься искусством. [6] Однако она продолжала рисовать на протяжении всего детства, иллюстрируя свои работы на уроках поэзии и естественных наук. [6]
изучал графический дизайн в Бейрутском университетском колледже Хатум два года в Ливане, а затем начал работать в рекламном агентстве. Хатум была недовольна рекламной работой, которую она проводила. [6] Во время визита в Лондон в 1975 году в Ливане разразилась гражданская война, и Хатум был вынужден покинуть страну. [3]
Она осталась в Лондоне, обучаясь в Школе искусств Байама Шоу и Школе изящных искусств Слейда ( Университетский колледж, Лондон ) в период с 1975 по 1981 год. С тех пор «она много путешествовала и развивала динамичную художественную практику. который исследует человеческую борьбу, связанную с политическими конфликтами, глобальным неравенством и пребыванием в стороне». [4]
Оформление и темы [ править ]
Хатум исследует множество различных предметов с помощью разных теоретических основ. [7] Ее работы можно интерпретировать как описание тела, как комментарий к политике, а также к гендеру и различиям, когда она исследует опасности и ограничения домашнего мира. [8] Ее работы также можно интерпретировать через концепцию пространства, поскольку ее скульптуры и инсталляции зависят от того, чтобы зритель населял окружающее пространство для завершения эффекта. К ее работам всегда есть несколько прочтений. [6] [8] Физические реакции, которые Хатум хотел спровоцировать психологические и эмоциональные реакции, обеспечивают уникальные и индивидуальные реакции разных зрителей. [8]
Ранние работы [ править ]
Ранние работы Хатума состояли в основном из перформансов, в которых использовалась прямая физическая конфронтация с аудиторией, чтобы донести политическую точку зрения. Она использовала эту технику как средство прямого заявления, используя свое тело; в выступлениях часто упоминалось ее прошлое и политическая ситуация в Палестине. [8] В своей работе она обращалась к уязвимости личности по отношению к насилию, свойственному институциональным структурам власти. Ее основной точкой отсчета было человеческое тело, иногда используя свое собственное тело. [9]
Одним из таких примеров была ее работа 1985 года «Дорожные работы» , в которой Хатум шла босиком по улицам Брикстона , с черными ботинками, завязанными за лодыжками, заявление о наблюдении и полицейском надзоре за преимущественно афро-карибским населением после в Брикстоне в 1981 году. бунта /восстание и Брикстонский бунт/восстание 1985 года. Об этой работе она пишет: «Я оказалась в редкой ситуации создания произведения, которое, хотя и было личным/автобиографическим, имело непосредственное отношение к сообществу людей, к которому оно обращалось. Я также обнаружил, что работаю «для» людей на улицах Брикстона, а не «против» равнодушной, часто враждебной аудитории, с которой я обычно сталкиваюсь». [10] «Дорожные работы» курировались в рамках выставки «Женщины в восстании 2023 года» в галерее Тейт Модерн. [11]
Меры расстояния [ править ]
![Справа от красной стены по краям континентов Земли светится стальная сфера.](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/82/SB8_Hot_Spot_Mona_Hatoum_1.jpg/220px-SB8_Hot_Spot_Mona_Hatoum_1.jpg)
Созданный в 1988 году в результате резидентуры Western Front в Ванкувере, «Меры расстояния» иллюстрируют ранние темы Хатума о семье, перемещении и женской сексуальности. [12] [13] Сам видеоролик длится пятнадцать минут и состоит из интимных цветных фотографий принимающей душ матери Хатума. [14] Хатум накладывает на фотографии письма, которые ее мать, жившая в Бейруте во время гражданской войны, писала Хатум, живущей в Лондоне. Письма, написанные от руки на арабском языке, составляют повествование и темы видео и говорят о трудностях отправки писем во время конфликта. [15] Хатум читает буквы вслух на арабском и английском языках. Видео уходит корнями в краткое воссоединение семьи, произошедшее в Бейруте между Хатум и ее родителями в 1981 году. Хотя в первую очередь речь идет об отношениях матери и дочери, в письмах ее матери упоминается отец Хатум и, следовательно, отношения отца и дочери, а также муж. В этом видео рассматриваются отношения жены. [16]
Элементы видео - письма, желание матери Хатум увидеть ее и упоминания о войне со стороны матери Хатум - исследуют, как война в Палестине и война в Ливане изменили личность и отношения Хатум и ее семьи. [17] Видео не является документальным и не является журналистским. Видео критикует стереотипы и сохраняет оптимизм, поскольку повествование в письмах во многом положительное, за исключением расстояния между матерью и дочерью. [17] Хатум пытается воссоздать моменты, когда она воссоединилась со своей матерью в Бейруте и когда она попросила сфотографировать ее в душе. Вместо того, чтобы напрямую изображать израильско-палестинский конфликт или гражданскую войну в Ливане, Хатум показывает, как конфликты повлияли на отношения в ее семье и на ее личность. Хатум одновременно дистанцируется и привлекает западную аудиторию благодаря своему повествованию на английском и арабском языках. [18]
На этом портрете палестинской женщины Хатум дает голос своей матери, разрушая стереотипы об арабских женщинах. [19] Галерея Тейт Модерн описывает портрет следующим образом: «Именно благодаря творческому проекту дочери мать может свободно представить себя в форме, которая укрепляет узы идентичности, не зависящие от колониальных и патриархальных забот». [15] «Меры расстояния» — одна из немногих работ Хатум, которая напрямую связана с ее прошлым. В других работах Хатум предпочитает быть более абстрактным и оставлять произведение открытым. [19] Хотя это и не так абстрактно, как многие другие ее работы, зрителю все же приходится работать над тем, чтобы понять формальные элементы видео. Их нелегко передать Хатуму, поскольку повествование приводится здесь. [17] «Видео передает «парадоксальное состояние географической удаленности и эмоциональной близости». [18] Это подчеркивает ее чувство изгнания и разлуки, вызванное войной. [20]
«Меры расстояния» были показаны на Лондонском кинофестивале , Национальном видеофестивале AFI и Монреальском женском фестивале кино и видео. [16]
Терка Разделить [ править ]
Созданная в 2002 году, Grater Divide превращает предмет повседневного обихода, в данном случае обычную кухонную терку, в разделитель размером 80 × 76 × 33 дюйма (203 × 193 × 84 см), намекая на политическое отчуждение, возможно, вызванное израильскими властями. -построенные стены на палестинской территории. [21] [22]
Горячая точка III [ править ]
Hot Spot III , созданный в 2009 году, представляет собой большой инсталляционный кусок земного шара, наклоненный, как Земля, и высотой примерно с человека. Название связано с темой политических волнений, представляя конфликт в одном географическом регионе, расстраивающий весь мир. [3] Глобус сделан из стали, напоминающей клетку, и светится красным люминесцентным светом, как будто мир горит, быстро мерцая, что призвано создать энергетическую среду, завораживающую зрителей. Инсталляция также вызывает ощущение опасности благодаря ярко-красному освещению, очерчивающему континенты. [23] Хатум задается вопросом, могут ли минималистские или сюрреалистические формы адекватно решить мировые проблемы. [3]
Более поздняя работа [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Mona_Hatoum_-_IVAM_-_06.jpg/355px-Mona_Hatoum_-_IVAM_-_06.jpg)
В конце 1980-х Хатум отказалась от перформансов как политически слишком прямых и вместо этого переключила свое внимание на инсталляции и объекты, взяв на вооружение некоторые из более ранних идей, которые она получила во время учебы в Школе искусств Слэйда в Лондоне. [24] [25] С тех пор она сделала ставку на интерактивность, которая позволяет зрителю вовлечься в эстетический опыт, не делая при этом художника-исполнителя центром внимания. [24]
С 1990-х годов ее работа в целом перешла от заявлений к постановке вопросов. От зрителя требуется гораздо больше, поскольку на смену перформансам пришли скульптуры и инсталляции, требующие определенного уровня умственной и физической интерактивности. [8] Ее практика сместилась в сторону специфичности места, например, в Институте современного искусства в Бостоне и Кунстхалле в Гамбурге . [26]
Примечательным произведением, иллюстрирующим ее переход от перформанса к физическим объектам, является Кеффи (1993–1999), шарф, сотканный из человеческих волос, который сочетает в себе идеи женственности и религии. [27]
В конце 1980-х годов она начала уделять внимание обычным предметам домашнего обихода, включая кухонную утварь и домашнюю мебель. Т42 (1993–98) — пара чайных чашек, сросшихся по краю. [28] [29]
Тело [ править ]
Многие из ранних работ Хатум рассматривают тело как локус сети проблем — политических, феминистских и лингвистических — тем самым вызывая весьма интуитивную реакцию. [30] Одна из ее работ, видеоинсталляция 1994 года под названием Corps etranger . [31] показала цветные видеоизображения эндоскопического исследования ее тела. [32] Корпус «Эстранж» изначально создавался для Центра Жоржа Помпиду и представляет собой частично закрытую цилиндрическую конструкцию, в которую зрителям предлагается войти. Зритель стоит на круглой стеклянной пластине и снимает крупным планом изображения внутренних и внешних частей тела художника. Художница предлагает зрителю «прогуляться» по внутренней части ее тела посредством визуальной последовательности, снятой с помощью эндоскопа и колоноскопа, сканируя и исследуя ее пищеварительную систему. Звук представляет собой запись сердцебиения и движений тела.
Работы Хатум исследуют концепцию «отвращения», введенную теоретиком культуры Юлией Кристевой , и сверхъестественное в ее работах с использованием волос на теле. [33]
Политика [ править ]
Политические возможности сверхъестественного визуального мотива актуальны для обсуждений работ Хатума, поскольку разрушение, достигнутое на психологическом уровне, может иметь широкие последствия, включающие власть, политику или личные проблемы. [8] Аллюзивность, достигнутая ее работами, не всегда отсылает к великим политическим событиям или апеллирует к обобщенному культурному сознанию, а скорее к, казалось бы, недостижимой угрозе, с которой можно справиться только в индивидуальном масштабе. [8]
Хатум связала свои работы с другими политическими движениями, особенно с борьбой чернокожих. В интервью Майклу Арчеру в 1997 году Хатум сказала: «Вначале было важно думать о борьбе черных как о тотальной политической борьбе. Существуют общие политические силы и взгляды, которые дискриминируют людей. Точно так же, как зародился феминизм. Отбросьте эту тотальную концепцию «сестричества», и тогда мы получили множество феминизмов, если хотите. Борьба черных стала более разнообразной, когда были установлены основные проблемы. И чернота здесь связана не с цветом вашей кожи, а с цветом кожи. политическая позиция». [34]
Выставки [ править ]
Работы Хатума были представлены на персональной выставке в Институте современного искусства в Бостоне в 2015 году. [35] В мае 2016 года галерея Tate Modern провела «всестороннее исследование 35-летнего творчества Хатум в Великобритании, от ее ранних перформансов и видеоработ до ее скульптур и крупномасштабных инсталляций». [36] Коллекция Менила в Хьюстоне, штат Техас, организовала персональную выставку под названием «Мона Хатум: Terra Infirma», которая проходила с 12 октября 2017 года по 25 февраля 2018 года. [37] Затем эта выставка отправилась в Фонд Пулитцеровских искусств и демонстрировалась с 6 апреля по 11 августа 2018 года. [38]
В марте 2018 года Хатум вошел в шорт-лист премии Хепворта в области скульптуры вместе с Майклом Дином , Филипом Лаем, Магали Реус и Керит Вин Эванс . [39] В январе 2020 года Хатум приняла участие в Видимости выставке Artpace под названием « : бесстрашные женщины Artpace» . [40] Также в 2020 году она получила премию Хулио Гонсалеса за участие в персональной выставке в Институте современного искусства Валенсии в 2021 году. [41]
Награды [ править ]
- 2008 – Премия Рольфа Шока в области визуальных искусств. [42]
- 2011 – Премия Жоана Миро , Фонд Жоана Миро. [43]
- 2017 – 10-я Художественная премия Хиросимы, Городской музей современного искусства Хиросимы , Хиросима [44]
- 2018 – галереи Уайтчепел Икона искусства [45]
- 2019 – Praemium Imperiale в категории скульптура в знак признания ее жизненных достижений в этой области. [46]
- 2021 – Цена Хулио Гонсалеса 2020 [47]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Мона Хатум» . Белый куб . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 175. ИСБН 978-0714878775 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Кто такая Мона Хатум?» . Тейт . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Святилище . Фонд ФОР-САЙТ. 2017. с. 76. ИСБН 978-0-692-94977-1 .
- ^ Антони, Джанин (весна 1998 г.). «Мона Хатум» . БОМБА . № 63. Архивировано из оригинала 17 ноября 2011 года . Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Туса, Джон. «Стенограмма интервью Джона Туса с палестинской художницей Моной Хатум» . Радио Би-би-си 3 . Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ Кристиана, Вайдеманн (2008). 50 женщин-художниц, которых вы должны знать . Ларасс, Петра; Клиер, Мелани. Мюнхен: Престель. ISBN 9783791339566 . OCLC 195744889 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г «Знакомство с Моной Хатум» . Женщины-художницы . Архивировано из оригинала 15 марта 2011 года . Проверено 3 мая 2011 г.
- ^ «Мона Хатум: крупный обзор, включая новые работы» . Гамбургер Кунстхалле . 26 марта – 31 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 г. Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Перро, Капуцин. «Мона Хатум, 1952 г.р., перформанс 1985–95» . Тейт . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ «Женщины восстают!: радикальные действия, современные резонансы» . Тейт . 2024 . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Анкори, Ганнит (2006). Палестинское искусство . Лондон: Реакция. ISBN 1-86189-259-4 . OCLC 61177439 .
- ^ « «Меры расстояния», Мона Хатум, 1988» . Тейт . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ «Меры расстояния» . ИМДБ . 1988 год . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Манчестер, Элизабет. « « Меры расстояния », Мона Хатум: Краткое содержание» . Тейт Модерн . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Меры расстояния» . Женщины снимают фильмы . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хассенкаль, Фран (июль 1991 г.). "Обзор". Бюллетень Ассоциации исследований Ближнего Востока . 25 (1): 109–110. дои : 10.1017/S0026318400024135 . S2CID 192080148 .
- ^ Перейти обратно: а б Уотерхаус, Элиза (март 2014 г.). «География диаспоры и тела эмигрантов: политика идентичности в «Мерах расстояния» Моны Хатум» (PDF) . ПОВЕРХНОСТЬ/ГЛУБИНА нити .
- ^ Перейти обратно: а б Анандан, С. (5 марта 2015 г.). «За оковами биографии и географии» . Индуист . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Сулеман, Фахмида (2023). Бытие и принадлежность: современные женщины-художницы из исламского мира и за его пределами . Торонто, Онтарио: Королевский музей Онтарио. п. 82. ИСБН 9780300275094 .
- ^ Бунтарь: искусство и феминизм 1969–2009 . Музей современного искусства. 2010. ISBN 9789072861450 .
- ^ «Тёрка Разделить» . Музей изящных искусств, Бостон . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ «Мона Хатум — Горячая точка III» . Замын . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гамбургер Кунстхалле; Хатье Канц; и другие. «Мона Хатум, Каталог выставки» . Белый куб . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Арчер, М. «Очерки с Моной Хатум» . Интервью . Файдон. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ Холмс, Пернилла (21 августа 2015 г.). «Сделаем из обычного нечто кроме: Мона Хатум о своих нервирующих скульптурах, 2005 год» . АРТньюс . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Думбадзе, Александр; Хадсон, Сюзанна (4 февраля 2013 г.). Современное искусство: с 1989 года по настоящее время . Думбадзе, Александр Блэр, 1973–, Хадсон, Сюзанна Перлинг, 1977–. Чичестер, Западный Суссекс: Уайли-Блэквелл. п. 249. ИСБН 9781444338607 . OCLC 802327358 .
- ^ Росс, Кристина (март 1997 г.). «Переопределение отвращения в современных представлениях женского тела». Res: Антропология и эстетика . 31 : 149–156. doi : 10.1086/resv31n1ms20166971. ISSN 0277-1322.
- ^ «Т42» . МКА Бостон . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Олин, Аликс. «Дома и в гостях: Странный сюрреализм Моны Хатум» . Дарат аль-Фунун . Архивировано из оригинала 12 июня 2011 года . Проверено 3 июня 2011 г.
- ^ «Мона Хатум / Незнакомка из Корпуса» . www.newmedia-art.org . Архивировано из оригинала 2 марта 2019 года . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Стонард, Джон-Пол (2017). «Хатум, Мона» . Гроув Арт . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T096406 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Абу Бакр, Сара В. (2016). «Незнакомец в галерее: концепции тела через искусство и теорию» . Невидимая культура (24). дои : 10.47761/494a02f6.e4f732fc . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Арчер, Майкл; Бретт, Гай; де Зегер, Кэтрин (1997). Мона Хатум . Лондон: Phaidon Press Limited. п. 14. ISBN 07148-3660-5 .
- ^ «МОНА ХАТУМ» . icaboston.org . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Мона Хатум – выставка в галерее Тейт Модерн» . Тейт . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Мона Хатум Терра Инфирма» . Коллекция Менила . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Мона Хатум: Terra Infirma» . Фонд Пулитцеровских искусств . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Премия Хепворта: пять художников вошли в шорт-лист премии в области скульптуры в размере 30 000 фунтов стерлингов» . Новости BBC онлайн . 22 марта 2018 года . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Риндфусс, Брайан (7 января 2020 г.). « Групповая выставка «Visibility: Intrepid Women of Artpace» откроет годовой праздник женщин-художниц» . Сан-Антонио Каррент . Архивировано из оригинала 1 июня 2020 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Боно, Ферран (16 сентября 2021 г.). «Мона Хатум объясняет игривый и конфликтный характер своей работы после получения награды Хулио Гонсалеса от IVAM» . ЭЛЬ ПАИС (на испанском языке) . Проверено 1 октября 2021 г.
- ^ «Мона Хатум» . Фонд Соломона Р. Гуггенхайма . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ «Мона Хатум» . Фонд Жоана Миро . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ «10-я Художественная премия Хиросимы – Мона Хатум» . Хиросима МОКА . Архивировано из оригинала 8 сентября 2017 года . Проверено 22 февраля 2018 г.
- ^ «Арт-икона 2018: Мона Хатум» . Галерея Уайтчепел . 29 января 2018 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2018 г. Проверено 22 сентября 2019 г.
- ^ «Британско-палестинская Мона Хатум получила высшую премию Японии в области искусства» . Национальный . 17 сентября 2019 г. Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ «Мона Хатум» . ИВАМ . Проверено 29 сентября 2021 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Майкл Арчер, Гай Бретт и Кэтрин М. Де Зегер, редакторы, Мона Хатум , Файдон, Оксфорд, 1997 г.
- Катрин де Зегер. Женская работа никогда не заканчивается: антология. AsaMER, Гент, 2014 г.
Внешние ссылки [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/thumb/4/4a/Commons-logo.svg/30px-Commons-logo.svg.png)
- Мона Хатум на Whitecube.com
- Мона Хатум на сайте Female-artists.net. Архивировано 15 марта 2011 года в Wayback Machine.
- Мона Хатум на daratalfunun.org
- Мона Хатум на сайте for-site.org. Архивировано 9 февраля 2023 г. в Wayback Machine.
- Резюме художника Моны Хатум на Whitecube.com. Архивировано 15 марта 2023 г. на Wayback Machine.
- Портреты Моны Хатум в Национальной портретной галерее, Лондон
- Живые люди
- 1952 года рождения
- Британские художницы XX века
- Художники из Бейрута
- Выпускники Школы изящных искусств Слейда
- Выпускники Школы искусств Байама Шоу
- Британские художники-инсталляторы
- Британские люди палестинского происхождения
- Художницы-феминистки
- Ливанские художники
- Ливанцы палестинского происхождения
- Ливанские женщины-художницы
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Современные палестинские художники
- Палестинские художники-инсталляторы
- Палестинские видеохудожники
- Палестинские художницы ХХ века
- Палестинские женщины-художницы XXI века
- Британские художницы XXI века
- Женщины-художники-инсталляторы
- Женщины-видеохудожники